Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
doc
искусство +1
Взрослым
10.11.2017
ВВЕДЕНИЕ
Многовековой процесс формирования российского общества предопределил его этническую неоднородность, которая сегодня оказывает значительное влияние на его развитие и функционирование.
Проблема взаимоотношения этносов и культур - одна из ведущих для российского общества. Разрешение задач преодоления этнических противоречий и расширения диалога культур во многом зависит от осознания подрастающим поколением своей этнической идентичности, укоренения развивающейся личности в пространстве национальной культуры.
Позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к значимости этнокультурной составляющей в современной системе образования, является принятие таких основополагающих документов, как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция системной модернизации сельской школы России», «Концепция художественного образования в Российской Федерации».ВВЕДЕНИЕ
Многовековой процесс формирования российского общества предопределил его этническую неоднородность, которая сегодня оказывает значительное влияние на его развитие и функционирование.
Проблема взаимоотношения этносов и культур - одна из ведущих для российского общества. Разрешение задач преодоления этнических противоречий и расширения диалога культур во многом зависит от осознания подрастающим поколением своей этнической идентичности, укоренения развивающейся личности в пространстве национальной культуры.
Позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к значимости этнокультурной составляющей в современной системе образования, является принятие таких основополагающих документов, как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция системной модернизации сельской школы России», «Концепция художественного образования в Российской Федерации».
09 Этно.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СУРГУТСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
(МБОУ ДО «Локосовская ДШИ»)
Методическая работа
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧАЩИХСЯ
Автор: Новожилова Арина Сергеевна
1 СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Этнохудожественное воспитание учащихся…………………………………..7
3. Организация исследования…………………………………………………...18
4. Модель системы непрерывного этнохудожественного образования……...22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников.…………………………………………27
2 ВВЕДЕНИЕ
Многовековой процесс формирования российского общества
предопределил его этническую неоднородность, которая сегодня оказывает
значительное влияние на его развитие и функционирование.
Проблема взаимоотношения этносов и культур одна из ведущих для
российского общества.
Разрешение задач преодоления этнических
противоречий и расширения диалога культур во многом зависит от осознания
подрастающим поколением своей этнической идентичности, укоренения
развивающейся личности в пространстве национальной культуры.
Позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания
государства к значимости этнокультурной составляющей в современной
системе образования,
является принятие таких основополагающих
документов, как Закон Российской Федерации «Об образовании»,
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция
системной модернизации сельской школы России»,
«Концепция
художественного образования в Российской Федерации».
Так, Закон «Об образовании» провозгласил единство культурного и
образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию
национальных культур и региональных культурных традиций.
В условиях Российской Федерации данная проблема приобретает
особую актуальность в связи с интенсивными миграционными перемещениями
3 населения, связанными с распадом СССР и ухудшением социально
экономической обстановки на всем его пространстве.
Наблюдается возвратная миграция русских и представителей других
национальностей России в места традиционного проживания их предков из
ряда регионов Севера и Сибири и из стран ближнего зарубежья.
Мигранты из Средней Азии, Прибалтики, Кавказа интенсивно
расселяются в различных регионах Российской Федерации. До 20 % из них
остаются в сельской местности. Из числа прибывших 3032 % составляют
дети. В создавшихся условиях современное образование на селе вынуждено
решать сложную задачу.
С одной стороны, экономические реалии нашего времени предъявляют
высокие требования к уровню знаний выпускников сельских школ, причем
знаний таких, которые все менее зависят от национальнорегиональных и
культурных особенностей обучающегося.
С другой стороны, человек, не имеющий представлений о
межэтнических отношениях, проявляет свою ограниченность при решении
вопросов, требующих проявления способностей к коммуникации в
процессе
полиэтническом обществе,
испытывает
затруднения
в
межкультурного общения.
Известно, что особая роль во взаимопонимании различных народов
принадлежит искусству, содержащему общечеловеческие и национальные
ценности и веками проверенный опыт воспитания.
Искусство как часть этнической и общечеловеческой культуры
неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит
одним из проявлений этнокультурного сознания личности, фактором,
определяющим круг ее ценностей.
Для возрождения российской «глубинки» следует обратиться к ее
духовным истокам: национальнокультурным ценностям региона, народным
4 обрядам, промыслам, ремеслам, произведениям фольклора, традициям
семейного и общественного уклада жизни.
Процесс этнохудожественного воспитания учащихся в условиях
Она определяется
сельского социума имеет свою специфику.
социокультурными условиями жизни на селе, формирующими субкультуру
являясь
подрастающего
Культура сельского социума,
поколения.
традиционной в своих основаниях, сегодня вступила на качественно новый
уровень своего развития.
Современная этнохудожественная культура села это синтез и
противостояние двух способов бытия: традиционного и современного.
В связи с этим становление субкультуры сельского школьника
осуществляется в рамках не только наследственной информации ценностей
традиционной крестьянской культуры, но и мощного воздействия на
сельского школьника современных средств искусства, средств массовой
информации и коммуникации со значительным преобладанием визуальных
образов теле, видео и компьютерного экрана.
Использование традиционных и современных видов искусства в этноху
дожественном воспитании сельских школьников позволит в зависимости от
доминирующего на каждом возрастном этапе вида художественной
деятельности бережно погрузить ребенка в систему ценностных ориентаций,
создать реальную основу для вхождения учащихся в этнокультурное
пространство как самоценное явление, определяющее ценностносмысловые
установки школьников в современном многонациональном социуме.
Цель является: разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование
непрерывной системы этнохудожественного образования личности
дошкольника, учащегося, педагога.
Задачи:
5 Осуществить научный анализ этнокультурных явлений в системе
•
отечественного художественного образования с позиций философской,
культурологической, эстетической, педагогической наук.
•
Раскрыть значение комплекса методологических подходов (историко
культурологический, системнокомплексный, художественноэстетический,
деятельностный,
интегративный,
личностноориентированный,
этнорегиональный, экологический) для системы этнохудожественного
образования, в которой народное искусство является системообразующим
компонентом.
•
Обосновать место и значение народного искусства как особого типа
творчества для теории и практики эстетического воспитания и
художественного образования.
•
Определить теоретические положения этнохудожественного
образования как непрерывной системы (детский сад — школа вуз
поствузовское образование), направленной на развитие личности, обладающей
чувством принадлежности к этносоциуму, к родной культуре, способной
понимать и продолжать нравственноэстетические традиции отечественной
культуры, быть толерантной к культуре других народов.
Построить модель непрерывной системы этнохудожественного
•
образования.
•
Осуществить экспериментальную проверку модели системы
непрерывного этнохудожественного образования в образовательных
учреждениях России различных типов и уровней.
•
Теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогические
условия эффективности реализации этнохудожественного образования.
1. ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
6 Время, которое переживает Россия начала XXI века, обнажило
множество проблем на самых разных уровнях человеческого бытия, в том
числе, в духовной сфере.
Негативные тенденции в эпоху перемен проявились со всей
очевидностью в области национальных взаимоотношений, в отношении к
культуре, природе, человеку. Тяжесть дисгармонии современного общества
падает, прежде всего, на растущую, развивающуюся личность, на ее
нравственные позиции.
Уровень духовности человека теснейшим образом связан с его
эстетической культурой, отношением к искусству. Воздействуя, прежде всего,
на чувства, эмоции, переживания, искусство вносит глубокие изменения в его
духовную сферу, проецируя внутреннее состояние человека на поведение и
поступки.
Особую актуальность в образовании современного молодого поколения
приобретает обеспечение исторической
преемственности поколений;
сохранение, распространение и развитие национальной художественной
культуры и народного искусства как корневого ее начала.
Благодаря устойчивой традиционности народное искусство несет в себе
многовековой опыт жизни народа, изначальным основанием которого всегда
являлось стремление к красоте, к идеалам истины, добра.
Именно традиция и следование ей играют роль управляющих систем в
самосохранении, самоутверждении различных этнических сообществ.
Поэтому опору на традиционное искусство можно рассматривать как
фактор позволяющий адаптировать традиционные, общепризнанные ценности
к жизни конкретных людей и общества, как фактор развития и саморазвития
личности в соотнесении с духовными ценностями своего народа. Исходя из
этого, каждый человек в стремительно меняющемся обществе представляется
личностью, формирующейся на опыте своего народа, личностью, способной
7 осознать своеобразие и уникальность отечественной культуры, впитать ее
самобытный характер с тем, чтобы стать ее носителем, полноправным
творцом и проводником.
Многочисленные педагогические исследования, поиск концептуальных
подходов, разработка учебных программ для разных звеньев системы
образования свидетельствуют об актуальности идей формирования личности
на основах отечественной художественной культуры в России.
Современный уровень науки, ориентированный на целостное, системно
комплексное рассмотрение различных аспектов формирования и развития
личности потребовал от исследователя обращения к осмыслению
теоретического опыта смежных наук. Так, философская наука формирует
новый взгляд на образование как феномен культуры, а культуру
рассматривает как феномен, бытующий на принципах связи времен и «диалога
культур».
В исследованиях психологической науки выявляется зависимость
психики человека от состояния культурноисторического пространства,
раскрываются механизмы воздействия образования на личность, на
формирование мира культуры, исследуется широкий спектр подходов к
раскрытию сущности эстетического воспитания, художественного творчества,
творческих способностей личности, проблем, связанных с поиском
оптимальных средств и методов формирования эстетической культуры
путей наполнения нравственноэстетическим содержанием
человека,
целостного процесса обучения.
Роль художественной культуры этносов в их саморазвитии и
функционировании исследовалась в трудах отечественных ученых: H.A.
Бердяев, Н.Я.Данилевский, И.А. Ильин, А.ФЛосев, Н.О. Лосский, и др.
Фундаментальные положения искусствознания в области народной
художественной культуры, народного искусства, имеющие непосредственное
8 значение в разработке системы этнохудожественном образовании личности,
отражены в трудах ведущих ученых искусствоведов: П.Г. Богатырева, И.Я.
Богуславской, Г.К.
Некрасовой, Б.Н. Путилова, С.Б. Рождественской, и др.
Вагнера, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А.
Обращение к духовнонравственному, экологическому, эстетическому,
педагогическому потенциалу традиционной художественной культуры и
народного искусства в развитии личности отражено в трудах Г.Н. Волкова,
Д.С. Лихачева, Б.Т. Лихачева, Т.И.Баклановой, Е.Б. Бондаревской.
Специфике художественноэстетического воспитания сельской
молодежи на материале народного декоративноприкладного искусства
посвящены работы С.Н. Новикова В области дошкольного воспитания идеи
художественного образования с использованием народного искусства
развивались в трудах Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой, A.B.
Антоновой, P.M. Чумичевой и др.
Проблемам образования и воспитания школьников на основе
национальной художественной культуры посвящены работы М.Ю. Новицкой,
Л.А. Рапацкой, A.C. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Различные аспекты высшего педагогического образования, в том числе,
проблемы педагогических способностей, педагогического творчества
исследуются в трудах ученых в области вузовской педагогики и психологии:
C.И. Архангельского, O.A.
Загвязинского, И.И. Зарецкой, Б.Б. Коссова, и др.
Абдуллиной, А.Н. Джуринского, В. И.
Исследования этих ученых имели важное значение в моделировании
личности педагога, носителя национальной культуры. В последнее время
разработка концептуальных аспектов моделей этнокульурного и
этнохудожественного образования осуществляется в системе вузов культуры
и искусств Т.И. Баклановой, А.Ю. Белогуровым, В.И. Долженковой, М.С.
Жировым, Т.К.Солодухиной, В.К. Шаповаловой и др.
9 Основополагающими для автора данного исследования стали труды Т.Я.
Шпикаловой, которые оказали решающее влияние на развитие системы
Диссертационные исследования
этнохудожественного образования.
представителей разных регионов, национальных округов и автономий России
Е.В. Алексеенко, Р.Г. Гадиева, О.Ю. Евсеевой, Р.Т. Ибрагимовой, П.Н.
Поровской, и др. нацелены на
Магомедовой, JI.B. Неретиной, Г.А.
рассмотрение проблем преподавания традиционного народного искусства в
разных звеньях образовательной системы Обзор научных источников
убеждает, что богатый теоретический и практический опыт отечественного
художественного образования является достаточным основанием для
определения его как нового направления — этнохудожественное
образование. Вместе с тем, анализ его состояния свидетельствует о
необходимости решения ряда противоречий между:
•
высоким уровнем теории и практики художественноэстетического
воспитания и недостаточностью разработки научных основ
этнохудожественного образования;
•
обширным теоретическим опытом, накопленным в области этнопеда
гогики, этнопсихологии, фольклористики, народного искусства, имеющим
высокую востребованность, и недостаточным уровнем его адаптации в
педагогическом пространстве;
•
потребностью в сохранении единого образовательного пространства и
необходимостью учета в нем регионального компонента в области
этнохудожественного образования;
•
необходимостью теоретического обоснования и создания
педагогических условий, в том числе комплексного учебнометодического
обеспечения системы этнохудожественного образования и недостаточной их
разработанностью;
10 возрастанием роли освоения личностью уникальности национальной
•
культуры и необходимостью воспитания толерантного отношения к культуре
других народов.
Разрешение существующих противоречий составляет проблему данного
исследования и определяет актуальность темы, отраженной в ее
формулировке: «Становление непрерывной системы этнохудожественного
является
исследования
образования в России: теория и практика».
Объектом
этнохудожественного образования, ориентированная на формирование
личности носителя и созидателя национальной культуры.
Гипотеза исследования: непрерывная система этнохудожественного
образования будет обеспечивать эффективность процесса формирования
непрерывная
система
личности носителя национальной культуры при условии, если:
•
эта система базируется на концепции, в которой заложен комплекс
методологических подходов, отражающих современные тенденции развития
педагогической науки историкокультурологический, системнокомплексный,
личностноразвивающий, художественноэстетический,
экологический, деятельностный;
этнорегиональный,
•
ценностей любовь к отечеству,
содержание образования строится на приоритете национальнодуховных
родному краю, природе, истории; к
традициям своего народа, к отечественному искусству; уважение к человеку;
образовательный процесс направлен на творческое развитие личности на
•
основе освоения творческих принципов, специфики образного языка
отечественной художественной культуры (народного и профессионального
искусства);
•
содержание этнохудожественного образования строится на принципах
непрерывности,
преемственности,
интегративности,
диагностичности,
11 реализация которых обеспечивает процесс развития личности в целостности
всех возрастных ступеней образовательной системы;
учитывается и реализуется система взаимосвязанных групп
•
педагогических условий эффективности этнохудожественного образования:
условия, способствующие благоприятному протеканию целостного
a)
процесса этнохудожественного образования: создание образовательной среды
с учетом воспитательного и познавательного потенциала художественно
культурных, национальнорегиональных и семейнобытовых традиций;
создание атмосферы творчества и самостоятельности в проявлении
творческой инициативы личности;
b)
бусловия, оказывающие непосредственное влияние на эффективность
этнохудожественного образования и отраженные в комплексном учебно
методическом обеспечении образовательного процесса: разнообразная
художественнотворческая деятельность детей, подростков, студентов; учет
возрастных особенностей обучающихся; опора на интегративные связи в
культуры и других
познании пространства
этнохудожественной
образовательных пространств (художественный труд,
родной язык и
литература, естественнонаучные дисциплины); направленность процесса
образования на познание единых истоков и специфики образного языка
отечественной (народной И профессиональной) художественной культуры;
использование региональной специфики и характера местных художественных
направленность
и культурных традиций; учет календарного принципа;
образовательного процесса на постижение нравственноэстетического
содержания этнохудожественной культуры; сочетание учебной и внеучебной
этнохудожественной деятельности;
c)
вусловия этнохудожественного образования,
предопределяемые
уровнем сформированности профессиональнопедагогической культуры
педагога, осуществляющего образовательный процесс: формирование
12 педагогических установок, ценностей, эстетических идеалов, вкусов педагога
в соотнесении с системой этнических и национальных ценностей, отраженных
в отечественной художественной культуре, позволяющих ему адекватно
свою профессиональную деятельность через «Я»
рефлексировать
овладение
этническое», «Я» социальное», «Я» педагогическое»;
совокупностью способов, средств и приемов этножудожественного
образования учащихся, включая непосредственно педагогическую, научно
исследовательскую, а также самостоятельную творческую деятельность в
области искусства.
Методологической основой исследования явились концепции и идеи
отечественных ученых о всеобщей связи, целостности и системности явлений
существующего мира, концепции о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и
личности, философские идеи о национальном характере и национальных
образах мира, о «диалоге» культур как одном из факторов культурного
самосознания народа, о роли окружающей среды как объективной реальности
в творчестве народов и отдельной личности, концепции истоков, бытования и
развития народного искусства в современном мире, аксиологический и
личностно ориентированный подходы, согласно которым человек является
высшей ценностью социального развития, культурноисторическая концепция
концепции об интеграции и
и идеи интериоризации культуры,
дифференциации в искусстве и образовании, педагогические теории развития
креативности и творческих способностей человека, положения теории
художественноэстетического воспитания и развития личности; положения о
влиянии и роли личности педагога в художественном воспитании детей.
Таким образом, теоретической основой исследования стали: идея
единства мировой художественной культуры и своеобразия этнонациональных
культур, основанием которой выступает идея целостности и многообразия
мира ,национальная идея и идея «диалога» культур, художественная
13 концепция мира , идея этнокультурного и этнохудожественного образования
личности , личностноориентированные культурологические концепции ,
психологопедагогические положения об управлении творческим развитием
личности , положения психологии художественного творчества , идеи о роли
традиции и новаторства в творческом процессе , теоретические положения
дошкольной педагогики, дидактики общеобразовательной и высшей школы ,
положения науки в области народного искусства, о его духовно
нравственном, художественноэстетическом, педагогическом потенциале.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
•
культурологической,
теоретические: теоретический анализ и обобщение философской,
и
искусствоведческой,
этнологической
этнографической, психологической и этнопсихологической, педагогической и
этнопедагогической, методической литературы; метод абстрагирования и
конкретизации, метод прогнозирования и моделирования;
•
эмпирические: психологопедагогическое наблюдение, изучение опыта
художественного образования и воспитания дошкольников, учащихся
начальной и средней школы, студентов, педагогов практиков; проведение
педагогического эксперимента;
•
диагностические:
контентанализ,
анкетирование,
тестирование,
статистическая обработка результатов, полученных в ходе проведения
опытноэкспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается:
•
впервые осуществлен комплексный историкопедагогический анализ
развития этнохудожественного образования, обосновано его место и значение
в культурнообразовательном пространстве России;
14 научно обосновано значение комплекса методологических подходов
•
этнохудожественного образования (историкокультурологический, системно
комплексный, художественноэстетический, интегративный, личностно
эриентированный, деятельностный, этнорегиональный, экологический). Они
рассматриваются в условиях образовательного процесса, в котором
народное искусство является системообразующим компонентом;
•
дано научное обоснование системы непрерывного этнохудожественного
образования (детский сад — школа вуз — поствузовское образование),
характеристика составляющих ее элементов и структурных компонентов;
разработана и внедрена модель системы непрерывного этнохудоже
•
ственного образования;
обоснована и внедрена система педагогических условий эффективного
•
функционирования системы этнохудожественного образования: условия,
способствующие благоприятному протеканию целостного процесса
характеризующие особенности
этнохудожественного образования,
организации образовательной среды; условия, оказывающие непосредственное
влияние на эффективность этнохудожественного образования и отраженные в
комплексном учебнометодическом обеспечении образовательного процесса;
условия, предопределяемые уровнем сформированное™ профессионально
педагогической культуры педагога,
этнохудожественного образования;
осуществляющего процесс
Научные положения и выводы имеют значение как для педагогической
науки в целом, так и для отдельных ее отраслей:
15 о сущности образования как феномена этнонацйональной культуры,
•
направленного на формирование личности носителя, хранителя и творца
культуры своего народа;
•
об этнокультурной направленности системы эстетического воспитания
и художественного образования как системы, базирующейся на основах,
прежде всего, традиционной и социальноактуальной отечественной
художественной культуры;
•
о роли народного искусства как особого типа творчества в развитии
этнохудожественной педагогики;
•
о роли и месте этнохудожественного образования педагога в
формировании его профессиональнопедагогической культуры как
совокупности аксиологического, личностнотворческого и деятельностно
технологического компонентов. Теоретическая значимость заключается в том,
что дано теоретическое обоснование принципиально нового уровня в развитии
системы художественноэстетического образования в России системы
этнохудожественного образования; определены этнокультурные параметры,
влияющие на формирование личности носителя и творца национальной
культуры. Проведенное исследование вносит вклад в теорию художественного
образования, в том числе, осуществлено:
•
анализ и обобщение теоретических проблем становления и развития
идей этнохудожественного образования в России;
•
конкретизированы и уточнены понятия «народная художественная
«этнохудожественная
культура»,
образование»;
культура»,
«этнохудожественное
16 для теории и практики эстетического воспитания и художественного
•
образования определено значение народного искусства как особого типа
художественного творчества, которое изначально связано с природными и
историческими условиями жизни народа, с трудом на земле, с бытовыми,
праздничными и художественными традициями;
•
теоретическое обоснование непрерывной системы этнохудожест
венного образования с опорой на методологические подходы (историко
культурологический, системнокомплексный, художественноэстетический,
интегративный, личностноориентированный, деятельностный, этнореги
ональный, экологический);
•
теоретическое описание комплекса педагогических условий успешного
функционирования непрерывной системы этнохудожественного образования,
в том числе, разработано комплексное программное и учебнометодическое
обеспечение этнохудожественного образования, модель этнохудожественной
профессиональнопедагогической культуры педагога.
Практическая значимость состоит в том, что проведенное исследование
стало основой разработки программ для учреждений разных образовательных
ступеней; учебнометодических комплектов для дошкольных учреждений,
общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования;
методических пособий для учителей, студентов, комплектов программ и
учебных материалов для лекционных, семинарских и практических занятий в
высшей школе; программ и учебных пособий в области изобразительного и
народного искусства для вузовского образования педагогов дошкольного
воспитания, учителей начальной школы, учителей изобразительного
искусства, руководителей этнохудожественных студий, центров, домов
ремесел; программ для системы повышения квалификации и переподготовки
педагогических кадров.
17 Разработанные в процессе исследования комплекты пособий, программ,
учебников и учебных пособий для дошкольников и учащихся, методических
пособий для учителей и студентов по изобразительному искусству и
художественному труду (опубликованы издательством «Просвещение» с
грифом «Допущено») имеют практическую ценность и широко внедряются в
массовой педагогической практике, в профессиональной подготовке учителя
в педагогическом вузе.
Основные результаты проведенного исследования внедрены в
образовательный процесс Ивановского областного института повышения
факультета
квалификации и переподготовки педагогических кадров,
повышения квалификации Шуйского государственного педагогического
университета, педколледжей городов Кинешмы, Иваново, образовательных
учреждений городов СанктПетербурга, Смоленска, Орла, Магнитогорска,
Фурманова,
Новгорода, Оренбурга, Иваново, Заволжска,, Приволжска,
Тейкова, Кинешмы, Шуи, сельских школ и дошкольных учреждений, домов
ремесел Ивановской области (Савино, Васильевское, Палех, Холуй, Южа).
Разработанная и проверенная экспериментальным путем непрерывная
система этнохудожественного образования выступает основой для поиска и
разработки вариативных моделей этнохудожественного образования на
региональном и федеральном уровнях в рамках общего и высшего
образования.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1 ЭТАП.
В (19891992).
этот период было проведено теоретическое и
практическое ознакомление с проблемой; выявлялась ее актуальность,
изученность, разработанность;
18 Осуществлен теоретический анализ философской, культурологической,
эстетической,
искусствоведческой,
психсшогопедагогической,
этнопедагогической литературы;
Изучен опыт художественного образования в дошкольных и
общеобразовательных учреждениях; выявлены направления и подходы
включения в образовательный процесс народного искусства;
Проанализирован опыт подготовки педагогов, осуществляющих
художественное образование, в условиях вуза и поствузовской подготовки.
Была сформулирована проблема, задачи исследования, выдвинута гипотеза
исследования.
2 ЭТАП
На (1993 1997)этом этапе проводилось обобщение, накопление
теоретических и методических материалов; выявлялись методологические
подходы и принципы для теоретического обоснования непрерывной системы
этнохудожественного образования;
Осуществлялась разработка программ для разных звеньев
образовательной системы и их экспериментальная апробация; определены
педагогически целесообразные условия, положительно влияющие на
формирование личности.
3 ЭТАП
Проводилась (1998 2001) опытноэкспериментальная работа, в ходе
которой осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы, эффективность
педагогических условий этнохудожественного образования.
4 ЭТАП
На (2002 2005) этом этапе проводилось уточнение теоретических
положений, обобщение экспериментальных данных, проверка гипотезы,
19 формулировались выводы; осуществлялась систематизация и обобщение
результатов опытноэкспериментальной работы.
Этнохудожественное
образование является важным фактором
1.
воспитания личности на основе национальной художественной культуры,
воплощающей высшие духовнонравственные и эстетические ценности и
культурные традиции своего народа. В процессе такого образования
формируется личность, обладающая чувством принадлежности к своему
отечественной
этносоциуму,
способная понимать
своеобразие
художественной культуры, участвовать в ее сохранении и развитии.
2.
Системообразующим компонентом этнохудожественного образования
выступает народная художественная культура и народное искусство,
изначально неотторжимые от идеалов истины, добра, красоты, и которые
формирующиет ценностное отношение к Родине, природе, людям, труду, к
творчеству по законам красоты.
3.
Теоретическое обоснование развития системы этнохудожественного
образования в преемственной системе (детский сад — школа — вуз
поствузовское образование).
Опирается на методологические подходы:
•
историкокультурологический позволяет рассматривать взаимодействие
этнической культуры личности и человеческих общностей (этносов) в их
целостности и историческом развитии; определять значимость народного
искусства как корневого начала культуры, как важного фактора в
формировании способности к культурной идентификации;
•
непрерывность,
системнокомплексный подход обусловливает согласованность,
преемственность ценностных ориентиров, целевых и
содержательных
образовательной системы;
оснований разных
звеньев этнохудожественной
20 художественноэстетический позволяет соединить этнохудожественное
•
образование с воспитанием эстетической культуры личности в процессе
освоения специфики художественнообразной системы разных видов
изобразительного, народного искусства и других областей традиционной
культуры;
•
интегративный подход обеспечивает качественно новый уровень в
преподавании народной художественной культуры как синкретичного
явления, обладающего интегрирующими качествами и сохраняющего
этническую культурную целостность;
осуществить
внутрипредметный художественноэстетический синтез разных уровней,
позволяет
видов и типов художественного творчества;
междисциплинарный
гуманитарный синтез искусства, родного языка, фольклора, литературы,
истории, необходимый в целостном освоении духовного содержания
культуры; универсальный синтез разных областей знания в целостную систему
на основе образов, тем, понятий, текстов, обладающих универсальным
знанием;
•
личностноориентированный подход ставит растущую личность в центр
учебновоспитательного процесса, что обеспечивает ей полноценное
вхождение в сферу этнохудожественной культуры: развитие исторической
памяти, нравственноэстетических качеств;
•
деятельностный обусловливает неразрывность теоретической и
практической сторон этнохудожественного образования; вовлечение
учащихся в систему деятельностей помогает развивать естественную
мотивацию учения и художественного творчества, этот подход обеспечивает
создание условий для самореализации личности как гражданина России,
ориентированного на национальные ценности;
•
этнорегиональный подход позволяет реализовывать возможность
органичного сочетания общероссийского и регионального компонента в
21 содержании дошкольного, школьного и вузовского этнохудожественного
образования; помогает идентифицировать субъективный опыт личности с
художественной культурой России, своего региона, с художественной
культурой других народов; способствует формированию уважительного,
толерантного отношения к иным культурам;
•
экологический подход обеспечивает сохранение единства, связи
человека с родной землей, с природой как основой жизни, источником
художественного творчества; природа в народной культуре и искусстве
всегда слита с нравственным миром, поэтому природное выступает как
критерий человеческих ценностей.
4. МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Совокупность
этнохудожественного образования,
педагогических условий
эффективности
представляющих систему трех
взаимосвязанных групп:
а)
условия, способствующие благоприятному протеканию целостного
процесса этнохудожественного образования, характеризующие особенности
организации образовательной среды;
условия, оказывающие влияние на эффективность этнохудожественного
б)
образования и отраженные в комплексном учебнометодическом обеспечении
образовательного процесса;
в)
условия,
предопределяемые
уровнем
сформированности
профессиональнопедагогической культуры педагога, осуществляющего
процесс этнохудожественного образования.
Достоверность исследования обеспечивается методологической
обоснованностью исходных параметров; опорой на современные положения
психолого
педагогической науки,
философии,
культурологии,
22 искусствоведения, художественной педагогики; использованием комплекса
взаимодополняющих методов, соответствующих предмету, цели и задачам
исследования; репрезентативностью выборочных данных констатирующего и
формирующего экспериментов; корректностью в сборе и проверке
эмпирического материала; использованием методов количественной и
качественной обработки, анализа и оценки данных опытноэкспериментальной
работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Базой исследования
факультеты искусств, педагогики и психологии,
явились:
факультет
повышения квалификации Шуйского государственного педагогического
университета (ШГПУ).
Ивановский институт повышения квалификации и переподготовки
педагогических кадров;
Академия повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва); пед
колледжи городов Кинешмы, Иваново; образовательные учреждения городов
СанктПетербурга, Смоленска, Орла, Магнитогорска, Новгорода, Оренбурга,
Иваново, Заволжска, Приволжска, Фурманова, Тейкова, Кинешмы, Шуи;
сельские школы и дошкольные учреждения; дома ремесел Ивановской
области (Савино, Васильевское, Палех, Холуй, Южа).
К экспериментальной работе привлечены педагоги образовательных
учреждений, домов ремесел, центров детского творчества, детских
художественных школ, художественных музеев, библиотек Ивановской
области; преподаватели, студенты факультета педагогики и психологии
начального обучения, факультета искусств ШГПУ, среда 2005» ( г. Москва,
ВВЦ); премией губернатора Ивановской области (2005) за достижения в
области эстетического воспитания и художественного образования.
23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведены теоретические итоги, сделаны выводы и обобщения по
прогнозируются направления дальнейших
результатам исследования,
исследований по проблеме. Отмечено, что гипотеза исследования
подтвердилась, его цель достигнута, основные исследовательские задачи
решены.
1.
Проведенный теоретический анализ позволил выявить этнокультурные
явления в современном образовании. Важным аспектом этого анализа стало
понимание приоритетов национального образования, которые обусловлены
особенностями культурноисторического развития конкретного этноса и
актуального состояния общества, опытом народного воспитания и
современными педагогическими концепциями.
2.
Изучение
истоков
этнического
своеобразия,
процессов
функционирования, сохранения и развития различных культур позволило
установить, что этнохудожественное образование личности выступает одним
из механизмов включения человека в процессы воспроизводства и развития
художественной культуры своего народа. Этнохудожественное образование
является важным фактором воспитания личности на основе нравственно
эстетических, культурных ценностей, воплощенных в этнонациональном
искусстве.
24 Исследование показало, что народное искусство как часть национальной
3.
культуры, развивающееся на основе преемственности родовых начал (связь с
природой, связь с этнической национальноисторической памятью, связь с
культурной традицией), отражает весь спектр ценностей современной
культуры и образования. Раскрыто место и значение народного искусства как
системообразующего фактора этнохудожественного образования.
4.
непрерывной системы
С позиций системного понимания образования дана характеристика
которая
этнохудожественного
образования,
разработана с учетом комплекса методологических подходов (историко
культурологический,
личностноразвивающий,
системнокомплексный,
художественная
экологический,
деятельностный), строится на принципах непрерывности, преемственности,
этнорегиональный,
эстетическая,
диалогичности, интегративности и диагностичности, реализация которых
обеспечивает процесс развития личности в целостности, единстве и
преемственности образования всех возрастных ступеней образовательной
системы.
5.
непрерывной системы этнохудожественного образования,
В ходе проведенного исследования разработана и апробирована модель
которая
способствует реализации задач по формированию личности носителя и
творца национальной культуры
6. Теоретически обоснованы, экспериментально проверены и внедрены в
педагогическую практику три группы взаимосвязанных педагогических
эффективности
условий
этнохудожественного образования.
К ним отнесены:
реализации
непрерывной
системы
25 условия, способствующие благоприятному протеканию целостного
•
процесса этнохудожественного образования, характеризующие особенности
организации образовательной среды;
•
условия, оказывающие непосредственное влияние на эффективность
этнохудожественного образования, отраженные в комплексном учебно
методическом обеспечении образовательного процесса;
•
условия этнохудожественного образования, предопределяемые уровнем
этнохудожественной профессиональнопедагогической культуры педагога,
осуществляющего образовательный процесс.
Наше исследование подтверждает, что реализация непрерывной системы
этнохудожественного образования способствует решению задач модернизации
отечественного образования, нацеленной на всемерное развитие творческой
индивидуальности, духовнонравственное развитие каждой отдельной
личности.
Активное вовлечение личности в систему этнохудожественного
образования позволяет превратить ее из объекта культурогенных процессов в
их субъекта, личность становится носителем и творцом национальной
культуры.
Проведенное исследование не исчерпывает всех проблем
этнохудожественного образования.
Специального научного изучения требует этнохудожественное
образование в условиях сельского социума. Необходима дальнейшая
разработка программного и учебнометодических материалов для всех
звеньев системы этнохудожественного образования, внесение корректив в
государственные образовательные стандарты высшего профессионального
образования по всем педагогическим специальностям художественно
26 эстетической направленности, углубление и дальнейшее насыщение
художественнопедагогических дисциплин этнохудожественным содержанием
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сайт: www.miep.edu.ru/uploaded/chihanova_enf2010.pdf
Сайт: www.rusnauka.com/18_DNI_2011/Pedagogica/2_89844.doc.htm
Сайт: student.zoomru.ru/kult/stanovlenieirazvitie.../115027.html
1.
2.
3.
27 28
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Методическая работа "ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.