МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА на тему Инновационная деятельность преподавателя физической культуры

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к трудуСегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду
Иконка файла материала metodicheskaya_rabota.doc
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА на тему   Инновационная деятельность преподавателя физической культурыСодержание. Введение……………………...…………………………………………..3 Глава 1. Инновационная деятельность в педагогике. 1.1. Понятие инновационной деятельности в педагогике…...........5 1.2. Влияние инновационной деятельности на работу педагога…7 1.3. Развитие инновационной деятельности……………………...10 Вывод к главе 1………………………………………………….12 Глава 2.    2.1. Инновации в системе оценки учащихся………………………...13   2.2. Инновации на уроках физической культуры…………………...15 Заключение………………………………………….………………….18 Список использованной литературы…………………………...…..…20 2Введение. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт ­ общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об   устойчивом   качестве   личности.   Исторически   физическая   культура складывалась   прежде   всего   под   влиянием   практических   потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования   и   воспитания   физическая   культура   становилась   базовым фактором формирования двигательных умений и навыков1. Нововведения,   или   инновации,   характерны   для   любой профессиональной   деятельности   человека   и   поэтому   естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.  Инновации   сами   по   себе   не   возникают,   они   являются   результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80­х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и,   соответственно,   её   понятийное   обеспечение   стали   предметом специальных исследований.  Термины “инновации в образовании" и “педагогические инновации“, употребляемые   как   синонимы,   были   научно   обоснованы   и   введены   в 1 Крылова Н.Б. Культурология образования. ­ М.: Народное образование, 2000, с. 43­65 3категориальный аппарат педагогики2. К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий   физической   культурой.   Да   и   большинство   не   видит   интереса   в данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным вводить   новые   методики   занятий,   оценок   в   свои   уроки   что   бы   Именно   поэтому   тема   инноваций   в заинтересовать   учащихся. педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент. Объект   исследования:  инновации   в   деятельности   педагога физической культуры. Предмет   исследования:  инновационная   деятельность   учителя физкультуры. Цель   исследования:  раскрыть   содержание   инновационной деятельности в физкультурном образовании. Задачи исследования: 1)   проанализировать   литературу   и   раскрыть   сущность   понятия «инновационная деятельность» в образовании; 2)   охарактеризовать   инновационную   деятельность   физической культуры. Методы   исследования.  В   исследовании   применялись   анализ   и обобщение данных специальной литературы, методы сравнения. 2 Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. ­ 2003. ­ №  1 4Глава 1. Инновационная деятельность в педагогике. 1.1. Понятие инновационной деятельности в педагогике. Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в педагогический обиход.  Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:  процесс улучшения путем внесения каких­либо новшеств;   акт введения чего­либо нового: что­то вновь введенное;   новая идея, метод или устройство;   успешное использование новых идей;   изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;   творческая идея, которая была осуществлена;   нововведение,   преобразование   в   экономической,   технической, социальной,   педагогической   и   других   областях,   связанное   с новыми идеями, изобретениями, открытиями3. Синонимами   понятия   «инновация»   являются   слова   «новшество», «открытие», «изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению специалистов, если креативность подразумевает   выдвижение   новых   идей,   то   отличительным   признаком инновации является воплощение её на практике. Главное отличие слова «инновация» от других понятий в том, что она позволяет   создать   дополнительную   ценность,   связана   со   внедрением.   В рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат. 3 Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. ­ Минск: Современное слово. ­  2005 5Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям   в   процессах,   «продуктах»   труда,   стратегии   организации деятельности (инновационная деятельность).  Таким   образом,   инновации   рассматриваются   с   различных   точек зрения   ­   в   «связке»   с   технологиями,   экономическим   развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме4. Тем   не   менее,   можно   выделить   и   нечто   общее:   инновация   обычно понимается   как   внедрение   чего­либо   нового   и   однозначно   полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг). Инновации   связаны   с   духовными   потребностями   человека, социальными   и   политическими   преобразованиями,   новыми   явлениями общественной жизни.  Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования. К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом,   многочисленные   организационные   преобразования   в   сфере народного   образования,   достижения   научной   мысли   и   их   внедрение   в практику. Учебно­воспитательный процесс, занимающий центральное место в   педагогике,   можно   рассматривать   как   инновационный,   т.к.   его   цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения   и   оценки   инновационных   процессов,   то   это   позволило   бы   их   усиливать   практическую   пользу   и   повышать регулировать, целенаправленность.5. 4 Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. ­ М.: Школа­Пресс, 2000 г. 5 Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. ­ 2003. ­ №  1 61.2. Влияние инновационной деятельности на работу педагога. Инновационная деятельность является фактором развития творчества педагогов.   В   квалификационных   характеристиках   педагогов   высшей   и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое   отношение   к   педагогической   деятельности,   участие   в разработке   и   реализации   новых   проектов,   способствующих совершенствованию учебно­воспитательного процесса6.  Формой квалификационных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому   росту   учителя   и   повышает   его   квалификацию.   Педагоги   с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.  Не   только   и   не   столько   процесс   аттестации   активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего   стремление   к   самовыражению,   самореализации   при   решении педагогических   проблем,   использованию   возможности   осознания   себя творческой   личностью, профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами7.    осознания   причастности   к   важному Именно   инновационная   деятельность   вызвала   острый   интерес педагогов   к   творчеству,   в   том   числе   благоприятная   инновационная обстановка, включившая в себя:   создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им;  6 Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. ­ Минск: Современное слово. ­  2005 7 Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С.  Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. ­ 2004. ­№ 5 7 формирование   кадрового   научного   потенциала,   способного обеспечить   сопровождение   рождающихся   и   разрабатываемых программ и экспериментов;   создание   управленческой   инфраструктуры,  специализирующейся   на управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;   формирование   служб   обеспечения,   основной   задачей   которой является   формирование   социального   заказа   на   инновации, обеспечение   экспертной   оценки   значимости   и   перспективности разрабатываемых результатов отслеживание   проектов,     инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов, муниципальных управленческих структур;   создание   системы   информационно­методического   обеспечения   на всех   уровнях,   отвечающих   запросам   педагогов,   включающей тиражирование   результатов   деятельности,   проведение   научно­ практических конференций и т.д.;   создание   опорных   образовательных   учреждений,   муниципальных органов   управления   образованием,   в   опережающем   порядке переходящих на работу в режиме развития;   создание временных научно­исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения, муниципальной системы образования;   обеспечение   разработки   учебных   планов,   программ   регионального компонента   содержания   образования   и   его   методического сопровождения;   создание   атмосферы   общественной   значимости   инновационных процессов,   обеспечение   информированности   детей   и   родителей   о происходящих изменениях в сфере образования8.  8 Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. ­ 2003. ­ №  1 8Выделение   в   качестве   основного   звена   развития   инновационной деятельности работ с кадрами также способствует развитию творчества.  91.3. Развитие инновационной деятельности. Одно   из   необходимых   условий   реализации   принципа   развития инновационной   деятельности   ­   комплекс   мер, инновационную деятельность педагогов:    стимулирующих  материальная   поддержка,   выражающаяся   в   частичном финансировании   проектов,   надбавках   в   заработной   плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;   моральная   поддержка:   общественное   признание   проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессионального делу   в   сотрудничестве   с   коллегами;   возможность   издания результатов инновационной деятельности;   профессиональная   поддержка:   индивидуально   ориентированная помощь,   возможность   обучения   на   целевых   курсах,   участие   в “круглых   столах”,   организационно­деятельностных   играх;   особое внимание   инновационной   деятельности   при   аттестации   на квалификационные категории9.  Одним   из   важных   направлений   работы   по   управлению инновационными   процессами   являлась   индивидуально   ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем необходимо выделить главные и наметить пути их решения.  Отсутствие   достаточно   полной   информации   требует целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно­ обеспечивающих   структур   в   управлении,   расширения   издательской деятельности   по   результатам   инновационных   процессов,   организации информационных   выпусков   и   информационно­методических   банков, 9 Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. ­ М.: Школа­Пресс, 2000 г. 1проведения научно­практических конференций, изменения учебных планов и программ повышения квалификации кадров.  Формальное   принятие   принципов   и   заявленной   стратегии   проекта, выбор проекта по “молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы   обеспечивается   экспертно­консультативной   помощью   при проектировании   (особая   проработка   приоритетов   в   виде   тактических   и стратегических   достижений,   контрольно­диагностических   процедур,   их проявления,   использования   различных   форм   рассмотрения   проекта   ­ защита, индивидуальное собеседование, презентация и т. д.)10.  Несовпадение   мнений   участников   проекта   сокращается   после коллективных   обсуждений,   моделирования   процессов   деятельности, знакомства с образовательными подходами, концептуально­теоретическими и   практико­методическими   новинками,   стимулирования   совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.  Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной   работы   по   изменению   мышления,   выработке   нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус­группа, коллективная форма   повышения   квалификации).   Изменению   ситуации   способствует восприимчивости   нововведений   как включение квалификационного   требования   к   руководителям   образовательных   показателя   учреждений   и   педагогам   высшей   квалификационной   категории   с разработкой   соответствующих   квалификационных   испытаний   при аттестации11. 10 Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии //  Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1 11 Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С.  Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. ­ 2004. ­№ 5 1Вывод к главе 1. Инновационная   педагогическая   деятельность   представляет   собой сложный динамический  процесс, центральной фигурой которой является учитель. В   научных   исследованиях   существуют   разные   подходу   к инновационному процессу и его производным. Формирование инновационной готовности учителя предусматривает: ­   сознательный   анализ   профессиональной   деятельности   на   основе мотивов и диспозиций; ­   проблематизацию   и   конфликтизацию   педагогической действительности; ­ критическое отношение к педагогическим нормативам; ­ рефлексию и построение системы смыслов; ­ открытость среде и профессиональным новшествам; ­ творчески преобразующее отношение к миру; ­ стремление к самореализации12. 12 Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. ­ М.: Школа­Пресс, 2000 г. 1Глава 2. 2.1. Инновации в системе оценки учащихся. Сегодня   в   физической   культуре   предлагается   в   основном преподаватели предлагают введение нового принципа оценки деятельности учеников.   Для   теоретических   и   технологических   инновационных преобразований   в   физическом   воспитании   значительную   роль   играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:   уровень знаний, умений и навыков; отношение к здоровью и физической культуре личности13. Инновационной   является   система   оценки   качества   физкультурного образования.   Для   достижения   полной   успеваемости,   посещаемости   и повышения   активности   на   уроках   физической   культуры   используется рейтинговая   (балловая)   система   оценивания.   Ее   сущность   сводится   к следующему:   учение   за   определенный   период   (за   месяц,   за   семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к ученикам требования. На основании разработанных критериев ученики сами могут объективно оценивать свои достижения.   Научить   учеников   самооценке   и   взаимооценке   –   важное условие их подготовки. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости   по   дисциплине   избрана   посещаемость   занятий, ориентированных,   прежде   всего   на   индивидуальные   темпы   развития двигательных   способностей,   а   не   на   выполнение   усредненных   учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой 13 Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. ­ М.: ФиC, 1988. ­ 208 с 1приобретенных   теоретических   знаний,   работоспособностью   на   уроке, участием в спортивной жизни14. 14 Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии //  Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1 12.2. Инновации на уроках физической культуры. Специфика   предмета   позволяет   использовать   многообразие   форм организации   деятельности   с   использованием   здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет здоровьесберегающая  программа  «Маленький дом ­ большого здоровья». Результаты   работы   данной   программы   просматриваются   как   в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.  На уроках ученики должны быть мотивированы  на положительный результат   и   доброжелательное   отношение   друг   к   другу.   Такой   эффект может   быть   достигнут   лишь   при   комплексном   использовании   всего арсенала   методов   и   средств   обучения,   наиболее   результативными   из которых   являются   –   метод   имитации,   метод   проектов,   игровой,   метод регламентированного   упражнения, соревновательный метод15.   методы   анализа,   сравнения, На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей   человеческого   организма.  Это   означает,   что   в   юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс   приспособляемости,   т.е.   настроя   всех   функциональных   систем организма   на   работу   в   максимальном   режиме.   Урок   построен   таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую   они   способны   выдержать   без   ущерба   для   здоровья.   Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода   максимальных   усилий,  метода   динамических   усилий, «ударного» метода.   В   конце   урока   ребята   получают   домашнее   задание   на   освоение 15 Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер. междунар. конф.  «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994 1техники   движений,   развитие   двигательных   качеств,   контроль   за   его выполнением   осуществляется   в   конце   изучения   модуля.   На   уроках студенты   учатся   правильному,   в   полном   смысле   «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика16. На   уроках   применяется   способ   круговой   тренировки,   в   основе которого лежат три метода: 1. Непрерывно­поточный, который заключается в выполнении заданий одного   за   другим,   с   небольшим   интервалом   времени.   Этот   метод способствует комплексному развитию двигательных качеств. 2. Поточно­интервальный   базируется   на   краткосрочном   (20­40   с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости. 3. Интенсивно­интервальный   используется   с   ростом   уровня физической подготовленности17. Совместно   с   учениками   разработан   комплекс   общей   физической подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой интерес   к   систематическим   занятиям   физической   культурой.   Им   стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.  На  занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические   навыки,   но   и   навыки   организатора.   С   этой   целью   ребята самостоятельно подготавливают  обзор спортивных новостей за неделю в городе,   крае,   стране,   мире   и   выпускают   информационный   бюллетень «Новости   спорта»,   разрабатывают   комплексы   общих   развивающих 16 Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. ­ М.: ФиC, 1988. ­ 208 с 17 Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С.  Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. ­ 2004. ­№ 5 1упражнений   для   разминки,   выстраивают   индивидуальную   траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение   к   делу:   целеустремленность,   трудолюбие,   добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и   обязательные   специфические   волевые   качества:   решительность   и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы   им   в   будущей   трудовой   деятельности   и   способствуют карьерному росту18. На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно­распределительных форм учебной   опирающимся   на деятельности   к   ее   индивидуальным   формам, самостоятельную   работу   студентов   и   переход   к   саморегуляции   и самокоррекции.   С   этой   целью   применяется   технология   Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине.  18 Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии //  Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1 1Заключение. Нововведения,   или   инновации,   характерны   для   любой профессиональной   деятельности   человека,   и   поэтому   они   становятся предметом   изучения,   анализа   и   внедрения.   Инновации   возникают   в результате   научных   исследований,   анализа   и   обобщения   передового педагогического опыта.  Как   правило,   инновации   возникают   в   результате   попыток   решить традиционную   проблему   новым   способом,   в   результате   длительного процесса   накопления   и   осмысления   фактов,   когда   и   рождается   новое качество,   несущее   новаторский   смысл.   Большинство   современных инноваций   находятся   в   преемственной   связи   с   историческим   опытом   и имеют   аналоги   в   прошлом.   Это   дает   основание   утверждать,   что инновационный   процесс   ­   это   мотивированный,   целенаправленный   и сознательный   процесс   по   созданию,   освоению,   использованию   и распространению   современных   (или   осовремененных)   идей   (теорий, методик,   технологий   и   т.п.),   актуальных   и   адаптированных   для   данных условий   и   соответствующих   определенным   критериям.   Он   направлен   на качественное   улучшение   системы,   в   которую   вносится   новшество,   и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения19. В   основе   инновационных   образовательных   процессов   лежат   две важнейшие проблемы педагогики: ­проблема изучения педагогического опыта; ­проблема доведение до практики. Результатом   инновационных   процессов   в   образовании   является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также 19 Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер. междунар. конф.  «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994 1тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе   образования   предполагает   введение   нового   в   цели   образования; разработку   нового   содержания,   новых   методов   и   форм   обучения   и   внедрение   и   распространение   уже   существующих воспитания, педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее   развитие;   школу   как   экспериментальную   площадку;   ситуацию,   когда школа   имеет   принципиально   новую   образовательную   ориентацию   и осуществляет   обновление   образования   и   воспитания,   которые   имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования20.  Инновации   в   системе   физического   воспитания   учащихся   является функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений.  20 Крылова Н.Б. Культурология образования. ­ М.: Народное образование, 2000, с. 43­65 1Список использованной литературы. 1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. ­ М.: ФиC, 1988. ­ 208 с. 2. Крылова Н.Б. Культурология образования. ­ М.: Народное образование, 2000, с. 43­65 3. Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. ­ 2003. ­ № 1. 4. Лубышева Л.И.,   Бальсевич В.К.   Ценности   физической   культуры   в здоровом   стиле   жизни //   Матер.   междунар.   конф.   «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994 5. Рапацевич,   Е.С.   Педагогика.   Большая   современная   энциклопедия/Е.С. Рапацевич. ­ Минск: Современное слово. ­ 2005. 6. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. ­ М.: Школа­Пресс, 2000 г. 7. Тюнников деятельности инновационной   Ю.С.   Анализ     общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. ­ 2004. ­№ 5. 8. Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1. 2