Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к трудуСегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
на тему
Инновационная деятельность преподавателя физической
культурыСодержание.
Введение……………………...…………………………………………..3
Глава 1. Инновационная деятельность в педагогике.
1.1. Понятие инновационной деятельности в педагогике…...........5
1.2. Влияние инновационной деятельности на работу педагога…7
1.3. Развитие инновационной деятельности……………………...10
Вывод к главе 1………………………………………………….12
Глава 2.
2.1. Инновации в системе оценки учащихся………………………...13
2.2. Инновации на уроках физической культуры…………………...15
Заключение………………………………………….………………….18
Список использованной литературы…………………………...…..…20
2Введение.
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не
связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт
общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и
каждого человека в отдельности.
Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической
культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как
об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура
складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей
общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения
и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем
образования и воспитания физическая культура становилась базовым
фактором формирования двигательных умений и навыков1.
Нововведения,
или инновации,
характерны для любой
профессиональной деятельности человека и поэтому естественно
становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом
научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и
целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается
в управлении.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с
80х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций
и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом
специальных исследований.
Термины “инновации в образовании" и “педагогические инновации“,
употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в
1 Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000, с. 4365
3категориальный аппарат педагогики2.
К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от
занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в
данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным
вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки что бы
Именно поэтому тема инноваций в
заинтересовать учащихся.
педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна
на сегодняшний момент.
Объект исследования:
инновации в деятельности педагога
физической культуры.
Предмет исследования:
инновационная деятельность учителя
физкультуры.
Цель исследования:
раскрыть содержание инновационной
деятельности в физкультурном образовании.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия
«инновационная деятельность» в образовании;
2) охарактеризовать инновационную деятельность физической
культуры.
Методы исследования.
В исследовании применялись анализ и
обобщение данных специальной литературы, методы сравнения.
2 Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. 2003. №
1
4Глава 1. Инновационная деятельность в педагогике.
1.1. Понятие инновационной деятельности в педагогике.
Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже
прочно вошло в педагогический обиход.
Только в последнее время появилось несколько определений, близких
по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:
процесс улучшения путем внесения какихлибо новшеств;
акт введения чеголибо нового: чтото вновь введенное;
новая идея, метод или устройство;
успешное использование новых идей;
изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;
творческая идея, которая была осуществлена;
нововведение, преобразование в экономической, технической,
социальной, педагогической и других областях, связанное с
новыми идеями, изобретениями, открытиями3.
Синонимами понятия «инновация» являются слова «новшество»,
«открытие», «изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом
случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности,
креативностью. Вместе с тем, по мнению специалистов, если креативность
подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком
инновации является воплощение её на практике.
Главное отличие слова «инновация» от других понятий в том, что она
позволяет создать дополнительную ценность, связана со внедрением. В
рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента,
пока она успешно не внедрена и не дала результат.
3 Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово.
2005
5Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным
изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации
деятельности (инновационная деятельность).
Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек
зрения в «связке» с технологиями, экономическим развитием,
политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др.
Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов
к этой теме4.
Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно
понимается как внедрение чеголибо нового и однозначно полезного,
результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник,
продуктов, услуг).
Инновации связаны с духовными потребностями человека,
социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями
общественной жизни.
Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в
новом качестве жизни, новом качестве образования.
К инновационным процессам относятся все связанные с передовым
опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере
народного образования, достижения научной мысли и их внедрение в
практику. Учебновоспитательный процесс, занимающий центральное место
в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель
заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании
новых свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами
изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило бы их
усиливать практическую пользу и повышать
регулировать,
целенаправленность.5.
4 Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. М.: ШколаПресс, 2000 г.
5 Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. 2003. №
1
61.2. Влияние инновационной деятельности на работу педагога.
Инновационная деятельность является фактором развития творчества
педагогов. В квалификационных характеристиках педагогов высшей и
первой квалификационных категорий одним из основных условий является
творческое отношение к педагогической деятельности, участие в
разработке и реализации новых проектов,
способствующих
совершенствованию учебновоспитательного процесса6.
Формой квалификационных испытаний все чаще становится защита
творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает
творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с
большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его,
грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.
Не только и не столько процесс аттестации активизировал
стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде
всего стремление к самовыражению, самореализации при решении
педагогических проблем, использованию возможности осознания себя
творческой личностью,
профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами7.
осознания причастности к важному
Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес
педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная
обстановка, включившая в себя:
создание режима благоприятствования на всех уровнях управления,
выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов,
определение форм поддержки и практической помощи им;
6 Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово.
2005
7 Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С.
Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 5
7 формирование кадрового научного потенциала,
способного
обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых
программ и экспериментов;
создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на
управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;
формирование служб обеспечения, основной задачей которой
является формирование социального заказа на инновации,
обеспечение экспертной оценки значимости и перспективности
разрабатываемых
результатов
отслеживание
проектов,
инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп,
целых педагогических коллективов, муниципальных управленческих
структур;
создание системы информационнометодического обеспечения на
всех уровнях, отвечающих запросам педагогов, включающей
тиражирование результатов деятельности, проведение научно
практических конференций и т.д.;
создание опорных образовательных учреждений, муниципальных
органов управления образованием, в опережающем порядке
переходящих на работу в режиме развития;
создание временных научноисследовательских коллективов в рамках
образовательного учреждения, муниципальной системы образования;
обеспечение разработки учебных планов, программ регионального
компонента содержания образования и его методического
сопровождения;
создание атмосферы общественной значимости инновационных
процессов, обеспечение информированности детей и родителей о
происходящих изменениях в сфере образования8.
8 Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. 2003. №
1
8Выделение в качестве основного звена развития инновационной
деятельности работ с кадрами также способствует развитию творчества.
91.3. Развитие инновационной деятельности.
Одно из необходимых условий реализации принципа развития
инновационной деятельности комплекс мер,
инновационную деятельность педагогов:
стимулирующих
материальная поддержка,
выражающаяся в частичном
финансировании проектов, надбавках в заработной плате,
материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;
моральная поддержка:
общественное признание проблем,
заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя
творческой личностью, причастной к важному профессионального
делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания
результатов инновационной деятельности;
профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная
помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в
“круглых столах”, организационнодеятельностных играх; особое
внимание инновационной деятельности при аттестации на
квалификационные категории9.
Одним из важных направлений работы по управлению
инновационными процессами являлась индивидуально ориентированная
помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем
организации творческой работы. Среди этих проблем необходимо выделить
главные и наметить пути их решения.
Отсутствие
достаточно полной информации
требует
целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно
обеспечивающих структур в управлении, расширения издательской
деятельности по результатам инновационных процессов, организации
информационных выпусков и информационнометодических банков,
9 Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. М.: ШколаПресс, 2000 г.
1проведения научнопрактических конференций, изменения учебных планов
и программ повышения квалификации кадров.
Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта,
выбор проекта по “молодому”, престижному направлению. Решение этой
проблемы обеспечивается экспертноконсультативной помощью при
проектировании (особая проработка приоритетов в виде тактических и
стратегических достижений, контрольнодиагностических процедур, их
проявления, использования различных форм рассмотрения проекта
защита, индивидуальное собеседование, презентация и т. д.)10.
Несовпадение мнений участников проекта сокращается после
коллективных обсуждений, моделирования процессов деятельности,
знакомства с образовательными подходами, концептуальнотеоретическими
и практикометодическими новинками, стимулирования совместных
разноуровневых, междисциплинарных заявок.
Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников
педагогических коллективов уменьшается при организации коллективной и
индивидуальной работы по изменению мышления, выработке нового
видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой
работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокусгруппа, коллективная
форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует
восприимчивости нововведений как
включение
квалификационного требования к руководителям образовательных
показателя
учреждений и педагогам высшей квалификационной категории с
разработкой соответствующих квалификационных испытаний при
аттестации11.
10 Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии //
Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1
11 Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С.
Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 5
1Вывод к главе 1.
Инновационная педагогическая деятельность представляет собой
сложный динамический процесс, центральной фигурой которой является
учитель.
В научных исследованиях существуют разные подходу к
инновационному процессу и его производным.
Формирование инновационной готовности учителя предусматривает:
сознательный анализ профессиональной деятельности на основе
мотивов и диспозиций;
проблематизацию и конфликтизацию педагогической
действительности;
критическое отношение к педагогическим нормативам;
рефлексию и построение системы смыслов;
открытость среде и профессиональным новшествам;
творчески преобразующее отношение к миру;
стремление к самореализации12.
12 Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. М.: ШколаПресс, 2000 г.
1Глава 2.
2.1. Инновации в системе оценки учащихся.
Сегодня в физической культуре предлагается в основном
преподаватели предлагают введение нового принципа оценки деятельности
учеников. Для теоретических и технологических инновационных
преобразований в физическом воспитании значительную роль играет
мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга
анализу были подвержены следующие показатели:
уровень знаний, умений и навыков;
отношение к здоровью и физической культуре личности13.
Инновационной является система оценки качества физкультурного
образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и
повышения активности на уроках физической культуры используется
рейтинговая (балловая) система оценивания. Ее сущность сводится к
следующему: учение за определенный период (за месяц, за семестр,
учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов,
соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в
оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль,
адекватно усваивать предъявляемые к ученикам требования. На основании
разработанных критериев ученики сами могут объективно оценивать свои
достижения. Научить учеников самооценке и взаимооценке – важное
условие их подготовки. В качестве основного критерия итоговой оценки
успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий,
ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития
двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных
нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой
13 Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиC, 1988. 208 с
1приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке,
участием в спортивной жизни14.
14 Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии //
Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1
12.2. Инновации на уроках физической культуры.
Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм
организации деятельности с использованием здоровьесберегающих
технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет
здоровьесберегающая программа «Маленький дом большого здоровья».
Результаты работы данной программы просматриваются как в
образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.
На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный
результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект
может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего
арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из
которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод
регламентированного упражнения,
соревновательный метод15.
методы анализа,
сравнения,
На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой
и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических
возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском
организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит
процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем
организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким
образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и
содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку,
которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой
результат достигается в результате использования всего арсенала методов:
метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного»
метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение
15 Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер. междунар. конф.
«Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994
1техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его
выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках
студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному»
выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но
и личностное развитие ученика16.
На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе
которого лежат три метода:
1. Непрерывнопоточный, который заключается в выполнении заданий
одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод
способствует комплексному развитию двигательных качеств.
2. Поточноинтервальный базируется на краткосрочном (2040 с)
выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что
способствует развитию общей силовой выносливости.
3. Интенсивноинтервальный используется с ростом уровня
физической подготовленности17.
Совместно с учениками разработан комплекс общей физической
подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой
интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало
небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз
сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на
перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество
между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.
На занятиях физической культурой юноши приобретают не только
технические навыки, но и навыки организатора. С этой целью ребята
самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в
городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень
«Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих
16 Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиC, 1988. 208 с
17 Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С.
Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 5
1упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию
обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их
отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность,
настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются
и обязательные специфические волевые качества: решительность и
смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые
необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют
карьерному росту18.
На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для
постепенного перехода от коллективнораспределительных форм учебной
опирающимся на
деятельности к ее индивидуальным формам,
самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и
самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио,
адаптированная к преподаваемой дисциплине.
18 Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии //
Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1
1Заключение.
Нововведения,
или инновации,
характерны для любой
профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся
предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в
результате научных исследований, анализа и обобщения передового
педагогического опыта.
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить
традиционную проблему новым способом, в результате длительного
процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое
качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных
инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и
имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что
инновационный процесс это мотивированный, целенаправленный и
сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и
распространению современных (или осовремененных) идей (теорий,
методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных
условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на
качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и
предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с
позиции нововведения19.
В основе инновационных образовательных процессов лежат две
важнейшие проблемы педагогики:
проблема изучения педагогического опыта;
проблема доведение до практики.
Результатом инновационных процессов в образовании является
использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также
19 Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер. междунар. конф.
«Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994
1тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в
системе образования предполагает введение нового в цели образования;
разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и
внедрение и распространение уже существующих
воспитания,
педагогических систем; разработку новых технологий управления школой,
ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда
школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и
осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют
системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и
другие компоненты системы образования20.
Инновации в системе физического воспитания учащихся является
функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений.
20 Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000, с. 4365
1Список использованной литературы.
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиC,
1988. 208 с.
2. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование,
2000, с. 4365
3. Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/
В.С. Лазарев // Сельская школа. 2003. № 1.
4. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в
здоровом стиле жизни // Матер. междунар. конф. «Современные
исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994
5. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С.
Рапацевич. Минск: Современное слово. 2005.
6. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. М.: ШколаПресс, 2000 г.
7. Тюнников
деятельности
инновационной
Ю.С.
Анализ
общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников //
Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 5.
8. Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового
образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ.
1993, №1.
2