Методическая работа по теме: Совершенствование и контроль навыков монологической речи учащихся на уроках английского языка.
Оценка 4.9

Методическая работа по теме: Совершенствование и контроль навыков монологической речи учащихся на уроках английского языка.

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
английский язык
8 кл
16.01.2017
Методическая работа по теме: Совершенствование и контроль навыков монологической речи учащихся на уроках английского языка.
Согласно требованиям к уровню знаний по иностранным языкам выпускников средней школы, их роль должна характеризоваться связностью, логичностью, обоснованностью. Во время беседы, которая предполагает возникновение различных ситуаций, ученик должен продемонстрировать достаточно высокое умение общения по затрагиваемым вопросам с учетом определенных знаний в области социальных и культурных особенностей стран и народов изучаемого языка. Таким образом, одной из задач обучения иностранному языку в школе является развитие у школьников навыков устной речи. При обучении устной речи учащимся предъявляется требование выступать со связным высказыванием на английском языке.
Методическая работа учителя.docx

Методическая работа по теме: Совершенствование и контроль навыков монологической речи учащихся на уроках английского языка.

Согласно требованиям к уровню знаний по иностранным языкам  выпускников средней школы, их роль должна характеризоваться связностью, логичностью, обоснованностью. Во время беседы, которая предполагает возникновение различных ситуаций, ученик должен продемонстрировать достаточно высокое умение общения по затрагиваемым вопросам с учетом определенных знаний в области социальных и культурных особенностей стран и народов изучаемого языка.

Таким образом, одной из задач обучения иностранному языку в школе является развитие у школьников навыков устной речи. При обучении устной речи учащимся предъявляется требование выступать со связным  высказыванием на английском языке.

Возникает вопрос: как строить обучение, чтобы подготовить учащихся к высказыванию по теме?

Существуют различные мнения о развитии умения самостоятельно высказываться на иностранном языке. Некоторые методисты полагают, что достаточно дать ученику языковой материал для высказывания, и он сможет сам говорить по теме. Однако эта теория не отражает действительного положения вещей. Можно очень часто наблюдать, как учащиеся, зная много слов, сочетаний слов, владея грамматикой, не могут сказать хотя бы несколько связных предложений по теме или вести беседу, потому что усвоенные элементы никак не связаны между собой. Языковой материал находится в разрозненном состоянии.

Поэтому, нужно с самого начала предусматривать работу по теме. В связи с этим возникают  2 вопроса: с одной стороны –проблема накопления языкового материала по теме, и с другой - проблема упражнений, которые могли бы подготовить высказывание по теме.

Разберем с начала первый вопрос

Отбор языкового  материала, безусловно, упрощается, если есть тема. В программе, составленной по УМК «EnjoyEnglish» М.З. Биболетова  и др., темы разработанный таким образом, что постепенно языковой материал расширяется от класса к классу. Для примера возьмем тему « Путешествие», которая фигурирует во всех классах среднего звена:

V класс- «Путешествие по Лондону. Достопримечательности столицы».

VI класс-« Путешествие по Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии».

VII класс- « Взаимоотношения среди сверстников»

VIII класс- «Климат», « Экологические проблемы» , « Проблемы подростков. Как их разрешить»

При отборе материала нужно учитывать, что от учащихся требуется рассказ по теме, а не простое описание, например « Климат  в Великобритании». Учащиеся должны уметь рассказывать о том, чем зима и лето отличаются от данных времен года на нашей территории, каким видам деятельности такой климат благоприятствует и т.д. Их нужно подвести к умению говорить о том, что требуется в жизни; вряд ли это будет описание зимы или лета. А скорее всего рассказ или беседа о том, что происходило или происходит. Поэтому при отборе материала нужно учесть, что ученикам необходимы жизненные фразы, которые они могут использовать в своей речи.Например: « In the morning it will be wet and cloudyThe temperature will be from 17 to 20 degrees Celsius above zero».

Тема « Путешествие по Лондону» обычно дается в учебниках в виде описания города, а между тем задача состоит не в том, чтобы учащиеся только описывали столицу, достопримечательности, а сказали бы о том, что им нравится, какие интересные места они бы хотели посетить.

Таким образом, теме нужно придать конкретный характер, максимально приблизить ее к интересам учащихся, что их волнует.

Начиная обучение иностранному языку в 5 классе, часто сталкиваешься с проблемой  разного уровня подготовки  коллектива.  В связи с этим при обучении, в частности говорению, целесообразно использовать также способы и приемы, которые позволяют учитывать психофизические особенности школьников и развитию логико-вербального мышления детей через активизацию образного мышления. С преобладанием наглядно-образного мышления целесообразно использовать изобразительную наглядность в виде сюжетных картинок, которые позволяют организовать эффективное развитие необходимых умений.

Учебник М.З.Биболетовой составлен именно по такому принципу: сюжетная картинка-яркий эмоциональный стимул для детей и служит как источником мотива их речевого высказывания, так и его содержательной опорой. Картинки изображают реальную действительность, или ситуацию из повседневной жизни.(дома, в школе, в городе, в зоопарке и т.д.). Главные герои такие же дети, что делает сюжет личностно значимым.

Второй вопрос

Самостоятельное высказывание требует подготовительной работы. Учащиеся должны обладать образцами речи и научиться пользоваться ими автоматизировано.Для этого нужна определенная система упражнений. Прежде всего, нужны подготовительные упражнения, в которых отрабатывается произношение слов, усваивается значение, употребление слов, их сочетаемость. Наиболее полезными упражнениями могут быть следующие: произнесение слов, сопровождающееся аудио записью, заучивание слов и словосочетаний, упражнения в подборе слов, группировка слов по теме, перевод сочетаний слов, заполнение пропусков.

Для того чтобы перейти от подготовительных упражнений к высказыванию, нужны речевые упражнения, в которых учащимся дается определенная ситуация: рассказ по картинке, составление плана рассказа, рассказ на  заданную ситуацию. Это значит, что учащихся нужно поставить в такие условия, которые стимулировали бы выражение собственных мыслей, собственного мнения.

Учащимся Vкласса для рассказа по теме « Путешествие» можно подсказать ситуацию: « Опиши, что видит твой английский  сверстник на улице города, когда идет в школу», « Какие эмблемы Великобритании ты знаешь?»

В VI классе можно использовать ситуации: « Как  нужно обратиться к прохожему, чтобы найти дорогу до гостиницы?», « Каким видом спорта ты увлекаешься?», « Какие виды исчезающих животных ты знаешь?».

Учащимся в VII классах, чтобы облегчить рассказ по теме, можно подсказать следующие ситуации: «Что ты можешь рассказать о родном городе сверстнику из Великобритании», «Куда ты поведешь своего товарища приехавшего в гости?», « Напиши письмо британским сверстникам» и т.д.

Особое внимание следует уделить обучению монологической речи в 8 классе. Сам процесс строится на тех же  принципах, что и в предыдущие годы. Количество заданий, предназначенных для устной речи, в УМК- VIII по сравнению с предыдущими  классами увеличено. Помимо заданий, непосредственно предназначенных для развития навыков устной речи, УМК  предлагает разнообразный и объемный материал для чтения и дальнейшего обсуждения. Проектные задания также предназначены для развития у школьников способности не только самостоятельно разыскивать и организовывать  информацию, но и излагать результаты своих исследований на английском языке.

 Особый акцент делается на монологическую речь. Объем содержания текста увеличился, часто авторы учебника советуют обратиться к Интернету для сбора дополнительной информации по теме.  Темы приближены к жизненным ситуациям, учащимся предлагается обсудить: экологические проблемы окружающей среды; проблемы взаимоотношений подростков с членами семьи, со сверстниками; путь роста и падения личности, успехи и переживания и т.д. При выполнении этих заданий, ученики испытывают затруднения, поэтому необходим особый подход учителя при работе с этими текстами.

Значительно оптимизировать существующую традиционную систему работы с текстом позволяет так называемый денотативный анализ текста, разработанный ученым- лингвистом А.И. Новиковым (2). Где под денотатомпонимается « предмет, явление, процесс, который составляет содержание языкового выражения. Это отраженные в мышлении и выраженные в тексте объекты реальной действительности». (А. И. Новиков)

На начальном этапе обучения составлению денотативной карты текста ученик работает по плану, предложенному учителем:

1. Прочитайте текст с целью полного извлечения информации.

2. Найдите объекты (денотаты), о которых ведется речь в тексте.

3. Определите основную тему текста и выделите вершину денотативной карты(слово, фраза, предложение).

4. Постройте денотативную карту, соединяя вершину с выделенными объектами, используя слова (глаголы, союзы, наречия), раскрывающие предметные взаимосвязи между денотатами.

5. Заключите глаголы в овалы, а всю остальную информацию - в прямоугольники (см. схемы 1,2,3).

Используя  элементы методики А.И. Новикова мною были составлены денотативные карты к текстам  УМК-VIII «EnjoyEnglish» М.З. Биболетовой.

Схема 1.Денотативная карта к тексту « TheEarth» ex. 33 p. 12      

The Earth

 
                                             

the Solar  System

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Схема 2.Денотативная карта к тексту « Walt Disney» ех.11 р.102

Walt’s        death                in 1966

 

the First World               War

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тексты, где много фактов (данных) в хронологическом порядке, удобно пересказывать, составляя денотативную шкалу времени.

Схема 3.

Денотативная карта к тексту «Mother Teresa» ех.11 р.102-103

 

 

 


1910

1919

1928

1948

1978

1997

after her death the  M. of C.         continue their work

 

got the Nobel Peace   Prize

 

set up Missionaries of Charity

 

left her family to become a nun

 

her      farther

    died

 

was born

 

 

 

 

 

На собственном опыте, я убедилась, что метод денотативного анализа значительно оптимизирует традиционную систему упражнений с текстом, позволяет активизировать у обучаемых процессы осмысления, запоминания и усвоения информации. Ученики учатся структурировать текст в зависимости от его содержания, успешно пользуются зрительными опорами при пересказе содержания текста. Даже ученики со средними способностями имеют возможность сказать несколько фраз по содержанию прочитанного текста.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что данный анализ текста позволяет:

- преодолеть страх  перед объемными  текстам;

- развивать разные виды чтения в комплексе: ознакомительное, изучающее, поисковое;

- научить школьника перерабатывать информацию  для  дальнейшего пересказа;

- развивать логическое мышление;

-оптимизировать систему традиционных упражнений с текстами при подготовке монологического высказывания.

В начале учебного года во всех классах  (в течение 2 недели сентября) я провожу контроль уровня развития  коммуникативных навыков. Контролируется уровень усвоения материала предыдущего учебного года, выявляется степень его забывания с целью корректирования программы обучения текущего учебного года.

Объекты контроля:

            - языковой материал  (лексический, грамматический);

            - навык аудирования; чтения, письма и говорения.

При оценке задания на монологическое высказывание необходимо учитывать следующие критерии: 1) произносительная сторона речи; 2) содержательная сторона высказывания; 3) разнообразие используемых лексических и грамматических явлений; 4) темп речи.

            В конце 2 четверти (первое полугодие) проводится промежуточное тестирование по монологическому высказыванию. Контролируется уровень усвоения нового материала и степень успешности корректировочной работы.

            В конце учебного года проводится итоговое тестирование. Здесь контролируется уровень усвоения всего учебного материала данной ступени обучения с целью детального анализа причин успешности обучаемых или их затруднений.

Темы монологического высказывания подбираются от уровня подготовленности учащихся, лексического и грамматического запаса.

В 5 классе я предлагаю следующие темы: « Моя семья», «Мой лучший друг «Мое домашнее животное», « Мое расписание». В помощь, я предлагаю детям нарисовать животное, друга или семейный портрет и т.д. Затем эти рисунки мы вывешиваем на доску, ученик описывает свою работу, а остальные должны догадаться ,о каком рисунке идет речь.

В 6-7 классах учащиеся готовят доклады, презентации на заданную тему. В 8 классах школьники готовят эссе, проекты.

При обучении монологической речи особое внимание учителю приходится уделять правильному и уместному употреблению фраз- клише, устойчивых сочетаний.

 Например, сочетания It ,There c глаголом to be учащиеся часто сталкиваются в текстах и в разговорной речи и  путают одно сочетание с другим. Эта проблема стоит, как перед учащимися 5-6 классов, так и перед старшеклассниками. Чтобы закрепить правильное употребление этих сочетаний необходимо вводить их в языковой и речевой материал через  следующие тематические ситуации:

1. Описание природных явлений и погоды (памятка дежурного).

It is frosty.                                                     There is a frost outside.

It was raining yesterday.                                There was a lot of rain yesterday.

2. Местонахождение объекта или лица.

 It is Big Ben.                                                There is a man at the door

It is the key to the flat.                                               There is a key here.

3. Время, пространство.

It is 5 oclock.                                                There are 500 km to drive.

4. Проблемы, трудности.

It was a problem to get money.                     There was a problem of money.

5. Оценка происходящих явлений или событий.

            It is something wrong with me.                     There is something wrong with me.

6. Предположения, сомнения, передача сообщений.

It is believed that she is a good actress.                     There is discovered to be disagreement between them.

Данные тематические ситуации используются при изучении тем:

1.      «Времена года и погода» (5-8 кл.)

2.      « Путешествие»                    (5-8 кл.)

3.      «Проблемы в семье»         (7-8 кл.)

4.      « Мои друзья и я»               (5-8 кл.)    

В заключении следует сказать, что использование указанных упражнений, как показывает опыт, помогает учащимся в овладении таким сложным умением, как самостоятельное высказывание по теме.

 

 

 

 

Литература.

1.  Калинина С. И. Развитие устной речи на уроках иностранного языка// Методическая мозаика. Приложение к журналу « Иностранные языки в школе»- Вып.4.- М.,2007 с. 29-32.

2.  Купарева В.В. Использование метода денотативного анализа иностранного текста.// иностранные языки в школе.- Вып. 2.-М., 2003. с. 16-18

3. Зырянова О.Б. Способы и приемы усвоения языкового материала при пересказе текстов // Иностранные языки в школе.- Вып. 4.- 2006. С. 57-58

 

 


 

Методическая работа по теме: Совершенствование и контроль навыков монологической речи учащихся на уроках английского языка

Методическая работа по теме: Совершенствование и контроль навыков монологической речи учащихся на уроках английского языка

Их нужно подвести к умению говорить о том, что требуется в жизни; вряд ли это будет описание зимы или лета

Их нужно подвести к умению говорить о том, что требуется в жизни; вряд ли это будет описание зимы или лета

Учащимся V класса для рассказа по теме «

Учащимся V класса для рассказа по теме «

Заключите глаголы в овалы, а всю остальную информацию - в прямоугольники (см

Заключите глаголы в овалы, а всю остальную информацию - в прямоугольники (см

Схема 2. Денотативная карта к тексту «

Схема 2. Денотативная карта к тексту «

Тексты, где много фактов (данных) в хронологическом порядке, удобно пересказывать, составляя денотативную шкалу времени

Тексты, где много фактов (данных) в хронологическом порядке, удобно пересказывать, составляя денотативную шкалу времени

При оценке задания на монологическое высказывание необходимо учитывать следующие критерии: 1) произносительная сторона речи; 2) содержательная сторона высказывания; 3) разнообразие используемых лексических и грамматических явлений;…

При оценке задания на монологическое высказывание необходимо учитывать следующие критерии: 1) произносительная сторона речи; 2) содержательная сторона высказывания; 3) разнообразие используемых лексических и грамматических явлений;…

It was a problem to get money.

It was a problem to get money.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017