Методическая разработка : Рефлексия на уроках английского языка в средней и старшей школе
Оценка 5
Педсоветы
docx
английский язык
Взрослым
16.12.2018
В структуре современного урока английского языка, соответствующего требованиям ФГОС, обязательным является этап рефлексии, на котором создаются условия развивающей среды на уроке. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Рефлексия помогает обучающиеся научиться оценивать результаты собственных действий, а также оценивать ответы своих одноклассников и работу учителя на уроке в целом. Кроме того, учащиеся учатся понимать зачем они изучают данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников. И если они осознают это, процесс обучения становится намного интереснее и легче
Документ Microsoft Word (2).docx
Рефлексия на уроках английского языка
в средней и старшей школе.
В структуре современного урока английского языка, соответствующего требованиям ФГОС,
обязательным является этап рефлексии, на котором создаются условия развивающей среды на уроке.
Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие
является осознанным и понятным. Рефлексия помогает обучающиеся научиться оценивать результаты
собственных действий, а также оценивать ответы своих одноклассников и работу учителя на уроке в
целом. Кроме того, учащиеся учатся понимать зачем они изучают данную тему, как она ему пригодится
в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он
может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников. И если они
осознают это, процесс обучения становится намного интереснее и легче
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять,
заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов
собственной деятельности, внутренней жизни.
Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии,
самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается
другими людьми, партнёрами по общению. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие
духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.
Рефлексия это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ,
позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.
Рефлексия — то, что ты взял с урока, понял и изложил собственными словами. Она возникает
на всех этапах учебной и педагогической деятельности, проявляясь в различных формах и
видах этой деятельности (мышлении, решении учебных задач, кооперации и коммуникации,
самосознании)
На каком этапе уроке следует проводить рефлексию? Педагоги и психологи считают, рефлексия
может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного,
обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а
выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из
видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и
групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в
план урока.
Выделяют рефлексии по содержанию, по форме деятельности и по цели.
I. По содержанию символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов,
жестов и пр.).
Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем
этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом,
потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к
самостоятельной работе над собой.
III. По цели: эмоциональная рефлексия, рефлексия деятельности и рефлексия содержания
материала.
Эмоциональная рефлексия оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного
материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно /
скучно", "было весело / грустно". Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее
настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если
условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли
сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего
то не понимаем.
Эмоциональную рефлексию рекомендуется проводить в начале урока с целью установления контакта с
классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика,
зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 34
учеников: "How are you feeling? Are you happy or sad». Учащиеся привыкают оценивать свое
состояние, свои эмоции, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия
поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Приведем несколько примеров организации эмоциональной рефлексии.
1.Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Им
предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению:
«Choose the drawing that reflects your spirits”.
получилось.
“Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и
тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня
ничего не “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” –
грустно. Светофор.
Прием «Букет настроения».
В начале урока учащиеся получают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В
конце урока учитель говорит:
« If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one –
if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.
На средней и старшей ступени обучения можно предложить учащимся следующие опоры, которые
постоянно будут находиться на партах.
What emotions do you feel ? Why?
I feel….. because …….
positive emotions
satisfaction
happiness
joy
success
admiration
proud
surprise
negative emotions
dissatisfaction
irritation
boredom
sadness
anxiety
fear
because I……………..
was not bored
worked hard
didn’t relax
answered properly
was active
was emotional
fulfilled the task
received a reward
received a good mark
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при
защите проектов. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом,
поиска наиболее рациональных. Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам
понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. В практике обучения ИЯ для реализации данного типа
рефлексии могут использоваться следующие приемы:
1. Самооценка активности на каждом этапе урока.
2. «Лестница успеха». Если учитель ведет урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы
деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный
человечек.
3. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с
партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного
упражнения, задания, вида деятельности. Например, Say what you have just done and how you’ve done it I (ve) have just: *practised
phonetics; *read the text «.........”; *practised the words; *retold the text”……”; *practised grammar; *asked and answered the questions;
etc…
4.Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый —
встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.
Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
5. Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап
закрепления, состоящий из трех миниигр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам
посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
6."Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво
написанную букву, слово.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно
еще поработать.
Рефлексия содержания материала.
Этот вид рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает
возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания
пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения
цели с использованием «дерева целей», синквейна и др.
Cинквейн это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что
позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. «Синквейн» это
стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных в определенной форме/ В первой строке заявляется тема
или предмет (одно существительное).
Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия).
Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета.
Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую
отношение автора к теме/предмету.
Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).
Прием «Выбора афоризма». Для включения учащихся в урок учитель предлагает 23 высказывания выдающихся людей.
Их можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им
больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают
то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Обычно в конце урока подводятся его итоги,
обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале
урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Потому
чаще всего рефлексия бывает в конце урока, когда целесообразно подвести итоги и обобщить изученный материал урока.
В конце урока важно подводить итоги, привлекая учащихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они
научились, какие умения проявили. Вначале анализ проводится в парах, затем один из учащихся анализирует результаты урока
перед всей группой (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик) .
Прием «Закончи предложение» (“Finish the sentences”) 3аждый ученик формулирует итоги
урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения.
Finish the sentences: During today’s lesson:
I learnt to…
Now I can …
Useful phrases
Now I know how to ………………
Now I can ……………………….
speak about …………….
understand the information
explain the problem
say my opinion on……………
give arguments
find necessary information
express my attitude to …………..
During today’s lesson I have………………
got acquainted….
found out that …………
learnt …………….
remembered ……………..
It was easy to ask questions
It was difficult to make negative sentences
understand the dialogue
give short answers
Методическая разработка : Рефлексия на уроках английского языка в средней и старшей школе
Методическая разработка : Рефлексия на уроках английского языка в средней и старшей школе
Методическая разработка : Рефлексия на уроках английского языка в средней и старшей школе
Методическая разработка : Рефлексия на уроках английского языка в средней и старшей школе
Методическая разработка : Рефлексия на уроках английского языка в средней и старшей школе
Методическая разработка : Рефлексия на уроках английского языка в средней и старшей школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.