Методическая разработка: "Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока обществознания"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
обществознание +1
Взрослым
23.02.2018
Одной из важных проблем, стоящих перед современным учителем является активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.
Решению этой проблемы наряду с другими помогают нетрадиционные уроки. Нетрадиционный урок для учащихся это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это дает возможность развивать их познавательную активность, творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока обществознания.docx
Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока
обществознания
Одной из важных проблем, стоящих перед современным учителем является активизация
познавательной деятельности учащихся на уроке.
Решению этой проблемы наряду с другими помогают нетрадиционные уроки.
Нетрадиционный урок для учащихся это переход в иное психологическое состояние, это
другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это
дает возможность развивать их познавательную активность, творческие способности,
оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Существуют различные типы нетрадиционных уроков. Остановимся на уроке обучения
умениям и навыкам.
Деловая игра. “Будущее России”(11й класс)
Цель игры: расширить знания учащихся по теме, способствовать выработке у
старшеклассников активной жизненной позиции.
Подготовка игры:
Знакомство с программой кандидатов в Президенты.
Эссе “Будущее России: какое оно?”
Выборы кандидатов в “президенты” из числа тех учеников, кто лучше всего справился с
эссе.
Интервью у родителей: “Почему они пойдут или не пойдут на выборы?”
Распределение ролей.
Эпиграф “Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех
участии в волеизъявлении”
К. Ясперс, философ.
Оборудование:
Тесты Конституций РФ.
Портреты кандидатов в Президенты.
Вступительное слово учителя.
Ход игры.
Тема деловой игры “Будущее России” выбрана не случайно. Скоро состоятся выборы
президента страны. Президент Российской Федерации является главой государства(ст. 80
Конституции РФ). Он
Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных
отношениях.
Определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Охраняет суверенитет Российской Федерации, её независимость и государственную
целостность обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие
органов власти и т.д.
Президент Российской Федерации избирается на 4 года гражданами Российской Федерации
на основе всеобщего избирательно права при тайном голосовании (Конституция РФ ст. 81)
От президента во много зависит будущее России. Сегодня пресса и другие средства
массовой информации уделяют большее внимание кандидатам в Президенты страны.
Давайте вспомним тех, кто балатируется на этот пост.
(Ученики называют имена кандидатов в Президенты, с программами которых они
ознакомлены)
Мы предлагаем вам поучаствовать в деловой игре “Будущее России”
Действующие лица:
Избиратели.
Представители СМИ.
Кандидаты в Президенты.
Кандидаты выступают со своими программами.
Избиратели и представители СМИ задают им вопросы.
Затем происходит голосование.
Каждый избиратель получает бюллетень, в котором ставит галочку или плюсик напротив
фамилии кандидата, программа которого больше всего понравилась.
Пока идет подсчет голосов заслушиваются ребята, которые взяли интервью у своих
родителей “Почему они пойдут или не пойдут на выборы?”. Идет беседа с учащимися:
Какова ваша позиция? Стоит ли идти на выборы?
Объявляются результаты выборов. Слово учителя. Итак, наше общее желание это достижение стабильности и благосостояния
общества, поэтому избиратели должны голосовать на выборах за человека, способного
стать лидером всего народа.
Деловая игра сложная форма деятельности, требующая большой подготовки и немалых
затрат времени. Но она помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную
работу, помогает понять им значение активной жизненной позиции.
Особой формой организации познавательной деятельности учащихся являются уроки
конкурсы. Их можно отнести к типу нетрадиционных уроков повторения и обобщения
знаний, закрепления умений.
Конкурс юных детективов
Из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов. “Мы
проникли во все помещения... Мы нашли божественную мумию царя... На шее его было
великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была украшена золотом.
Покровы её были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи украшены
всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной
мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы,
в которых он покоился.
Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и
бронзы. Всё золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и
покровы мы поделили на восемь равных частей”.
Вопросы:
1. Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число?
2. Когда произошло ограбление – в наши дни или ещё во времена Древнего Египта? Чем вы
можете доказать своё мнение?
Ответы:
1. Грабителей было 8 человек, ведь все добычу они поделили на 8 равных частей.
2. Ограбление осуществлено ещё в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют такие фразы
из протокола допроса как “божественная мумия царя”, “золото, найденное на мумиях этих
двух богов”. Современные грабители сказали бы просто: “мумия фараона”, “золото,
найденное на мумиях фараона и его жены”.
! Если только ответили на вопросы без доказательств “3”
+ Если ответили и доказали не в полном объеме “4”
+ Если сделали всё “5”
Подведение итогов. Определение победителей. Награждение. Выставление оценок.
Урокиконкурсы активизируют познавательную деятельность школьников, вызывают
положительные эмоции, создают условия для более глубокого усвоения материала,
позволяют наладить сотрудничество как между учителем и классом, так и между самими
детьми.
В нашей работе нашли отражение только некоторые аспекты актуальной и серьезной
работы над активизацией познавательной деятельности школьников.
Анализ работы учащихся на нетрадиционных уроках показал, что такая деятельность
является составной частью целостного, учебновоспитательного процесса. Такие уроки
побуждают изучение истории и после звонка, позволяют глубже усвоить пройденный
материал.
Методическая разработка: "Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока обществознания"
Методическая разработка: "Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока обществознания"
Методическая разработка: "Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока обществознания"
Методическая разработка: "Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.