Методическая разработка "Антиспид" . Цели и задачи
• Привлечение внимания не только старшеклассников, но и общественности (родителей, педагогов, жителей микрорайона, школьников среднего и младшего звена) к важности и значимости проблемы для каждого;
• Участие в планировании и проведении всех мероприятий программы " СПИД не спит" самих старшеклассников;
• Формирование у школьников и их родителей адекватности понимания проблемы существования болезни СПИД;
• Мобилизация духовных стремлений старшеклассников, развитие их творческого потенциала;
• Изменение опасного поведения подростков через пропаганду здорового образа жизни и развитие их способностей;
• Отказ от одностороннего дидактического подхода к решению проблемы ( через лекции и распространение информации о ВИЧ-инфекции);
• Разработка, оформление и формулирование раздаточных материалов на языке, доступном подросткам.
План реализации
Методическая разработка "Антиспид" спид не спит
Актуальноть проблемы
Наркомания в России угрожает уже не только здоровью населения, но и национальной
безопасности. Ещё страшнее всплеск эпидемии ВИЧ–инфекции. Почти 100% вновь
выявленных в последнее время носителей СПИДа это наркоманы. Нижегородская область
и наш город не стали исключением и нас не обошла эта беда.
Разговоры о несовершенстве законодательной базы, профилактики наркомании могут
остаться разговорами, если каждый из нас на определит для себя, что он выбирает: Жизнь и
здоровье или смерть от передозировки и СПИДа?
Цели и задачи
Привлечение внимания не только старшеклассников, но и общественности
(родителей, педагогов, жителей микрорайона, школьников среднего и младшего
звена) к важности и значимости проблемы для каждого;
Участие в планировании и проведении всех мероприятий программы " СПИД не
спит" самих старшеклассников;
Формирование у школьников и их родителей адекватности понимания проблемы
существования болезни СПИД;
Мобилизация духовных стремлений старшеклассников, развитие их творческого
потенциала;
Изменение опасного поведения подростков через пропаганду здорового образа
жизни и развитие их способностей;
Отказ от одностороннего дидактического подхода к решению проблемы ( через
лекции и распространение информации о ВИЧинфекции);
Разработка, оформление и формулирование раздаточных материалов на языке,
доступном подросткам.
План реализации
Сбор информационных материалов для подготовки листовки, буклета памятки для
родителей, буклета памятки для старшеклассников с последующим изготовлением,
тиражированием и распространением.
Изучение и обобщение информации о СПИДе и наркомании, собранной на сайтах
ИНТЕРНЕТа. Разработка и изготовление презентационного диска.
Проведение родительского практикума "Контрольная для взрослых" для родителей
старшеклассников лидергруппой совета старшеклассников.
Операция для школьников младшего возраста "Почтовый ящик" (анонимное послание с
ответом на вопрос "Боишься ли ты СПИДа?").
"Давайте познакомимся" – общение лидергруппы старшеклассников с учащимися
младшего и среднего звена.
Информационнопросветительская акция "СПИД не спит" для старшеклассников.
Привлечение спонсорской помощи родителей старшеклассников для осуществления
проекта.
Сбор информационных материалов для подготовки листовки, буклетапамятки для
родителей, буклетапамятки для старшеклассников осуществляется силами учеников.
Изучается собранный материал.
Создаются эскизы листовок и буклетов; лучший вариант изготавливается и тиражируется с
использованием компьютерной техники на базе школы.
Буклеты (буклет 1) и тесты (таблица 1) для родителей распространяются на родительском
практикуме " Контрольная для взрослых".
Что такое ВИЧ?ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) – это вирус, который постепенно разрушает
иммунную (защитную) систему организма человека.
ВИЧ инфицированный и больной СПИДом – не одно и тоже. Если человек инфицирован,
это ещё не значит, что у него сразу же разовьется СПИД. Вирус может находиться в
организме десять и более лет, прежде чем можно почувствовать какиелибо симптомы
заболевания. В течение этого периода человек может выглядеть и чувствовать себя
абсолютно здоровым, но при этом передавать этот вирус другим.
Единственный способ определить, инфицирован человек или нет – это тест крови на
ВИЧ инфекцию
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ означает, что у человека обнаружены антитела к ВИЧ.
Это делает основание предполагать, что человек ВИЧинфицирован.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ означает, что антитела к ВИЧ не обнаружены. Но тест
может дать отрицательный результат в двух ситуациях:
если человек не заражен ВИЧ;
если человек заражен ВИЧ недавно, и организм ещё не выработал антитела к вирусу.
Для этого нужно от 2 недель до 6 месяцев. Но в этот так называемый “период окна”
инфицированный человек уже может передавать ВИЧ другим.
Кто такие ВИЧ инфицированные?
Это люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию и нуждающиеся не только в
медицинской помощи, но и в поддержке родных и близких. Не забывайте, что им как
никому другому необходимы понимание, сочувствие и уважение.
Можно ли вылечить СПИД?
В настоящее время лекарства от ВИЧ и вакцины, способной предотвратить заражение, не
существует. Но созданы препараты, которые при правильном подборе и применении могут
на длительное время поддержать здоровье и замедлить развитие СПИДа.
Всегда помните, что Ваши дети любят Вас и хотят чтобы их
не оттолкнули;
выслушали;
поняли;
ответили на волнующие вопросы;
помогли в трудной ситуации.NN
Обнаруживали ли вы у ребенка:
Балл
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Снижение успеваемости в школе в течение
последнего года.
Резкое снижение успеваемости.
Неспособность ребенка рассказать родителям
о том, как протекает общественная жизнь в
школе
Утаивание вызовов родителей в школу.
Потерю интереса к спортивным и другим
внеклассным занятиям.
Сообщение педагогов или соучеников о
прогулах уроков, драках, воровстве.
Задержание в связи с вождением автомото
транспорта в состоянии опьянения.
Задержание в связи с употреблением
опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и
т.п.
Арест в связи с хранением, перевозкой,
приобретением или сбытом наркотиков.
10 Другие противоправные действия,
встречающиеся только в опьянении, включая
алкогольное.
11 Совершение краж.
50
100
50
50
50
50
100
100
300
100
10012 Пропажу из дома денег, ценностей, книг,
100
одежды и т.п.
13 Частое выпрашивание денег у родителей и
50
родственников.
14 Продажу одежды, пластинок, кассет и т.п.
15 Наличие значительных сумм денег без
понятного источника.
16 Частую, непредсказуемую, резкую смену
настроения.
17 Снижение настроения, негативизм,
критическое отношение к обычным вещам и
событиям.
18 Самоизоляцию, уход от участия в семейных
событиях.
19 Скрытность, уединенность, задумчивость,
длительное прослушивание магнитофонных
записей.
20 Нарастающую лживость.
21 Позицию самозащиты в разговоре об
особенностях поведения.
22 Уклонение от общения с домашними.
23
Гневливость, агрессивность, вспыльчивость.
150
300
50
50
50
50
100
50
50
50
24 Нарастающие безразличие, безынициативность.
100
потерю энтузиазма.
25 Высказывания о бессмысленности жизни.
26 Общие психологические изменения:
нарушение памяти, неспособность мыслить
логически.
27 Частые простудные заболевания.
28 Потерю аппетита. похудание.
29 Отказ от утреннего туалета,
незаинтересованность в смене одежды, и т.д.
100
100
50
50
100
30 Внешний вид нездорового человека, бледность,
300
отечность покраснение глазных яблок,
коричневый налет на языке, следы от уколов.
31 Частые синяки, порезы, не находящие
удовлетворительного объяснения "Просто
50упал".
32 Появление татуировок, следов ожогов
сигаретой, порезов на предплечьях.
33 Бессонницу, повышенную утомляемость,
сменяющуюся необъяснимой энергичностью.
34 Подросток отстаивает, утверждает свое право
на употребление спиртного, наркотиков.
35 Частый запах спиртного, или появление запаха
гашиша на одежде.
100
100
300
300
36 Чрезмерно расширенные или суженные зрачки. 200
37 Потеря памяти на события, происходившие в
300
период опьянения.
38 Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной
посуды, марганца. уксусной кислоты, ацетона,
растворителей.
39 Наличие неизвестных таблеток, порошков,
соломы, травы т.п., в особенности когда эти
вещи скрываются.
40 Пренебрежение к домашним правилам.
41 Незаинтересованность в домашних делах.
300
300
50
50
42 Уклонение от участия в семейных торжествах. 50
43 Нарастающую напряженность в семейных
взаимоотношениях.
44 Не возвращается ночевать домой.
45 Скрывает свой круг общения, избегает
подробных телефонных разговоров,
и т.п.
50
100
50
Если Вы нашли основание для констатации более чем 10 признаков, а суммарная оценка
превышает 2000 баллов, существует необходимость Вашего обращения за консультацией.
Буклеты (буклет 2) для старшеклассников распространяются на дискотеке, посвящённой
Международному дню борьбы со СПИДом;
Как происходит заражение ВИЧ?
Вирус передается только через определённые жидкости организма, а именно: кровь,
сперму, влагалищные выделения, грудное молоко.
Это значит, что заразиться можно:
При незащищённом сексуальном контакте, когда в организм попадают чужая кровь,
сперма или влагалищные выделения;
При прямом попадании крови через ранки, язвочки, слизистые оболочки;
Во время переливания крови и трансплантации органов;
При использовании нестерильных шприцев; От матери к ребенку во время беременности, родов или в период кормления грудью.
Как защититься от заражения?
Очень просто! достаточно предотвратить попадание в ваш организм крови, спермы или
влагалищных выделений другого человека.
Это значит:
Здоровая кожа! Здоровая слизистая! Здоровые зубы!
Всегда пользуйтесь одноразовыми стерильными инструментами для медицинских
процедур, связанных с проникновением в организм!
Если секс – то только безопасный!
Используйте только качественные презервативы, купленные в аптеке!
Ты и так всё знаешь о чём здесь написано?
Просто знать – недостаточно.
Нужно правильно действовать в определённой ситуации.
Нужно уметь говорить “Нет”!
Помни, твое будущее в твоих руках!
Родительский практикум "Контрольная для взрослых"
Проводится по параллелям для родителей и педагогов учащихся 9х,10х,11х классов.
Проводит лидергруппа совета старшеклассников. Используют в работе карточки из
картона красного и зелёного цвета.
Ответ "да" – зелёная карточка.
Ответ "нет" – красная карточка.
Участникам предлагаются вопросы:
ВИЧ инфицированный и больной СПИДом человек это одно и тоже?
Встречали ли ВЫ на своём жизненном пути человека, больного СПИДом или ВИЧ
инфицированного?
Опасно ли общение с таким человеком?
Отличается ли такой человек от нас с Вами?
Можно ли уберечь себя от СПИДа?
Можно ли вылечить СПИД?
Видите ли Вы решение этой глобальной проблемы?
После каждого вопроса экспертная группа ведёт подсчёт ответов. Пока записывают
информацию, из зала выбирают по одному участнику, ответившему на вопрос "да" или
"нет". Ведущие просят их прокомментировать свой ответ. После того, как выслушали
ответы, можно дать слово желающим высказаться по проблеме СПИДа.
Подведение итогов практикума:
Экспертная группа сообщает, как проголосовали по каждому вопросу. Демонстрация
презентационного диска и видеофильма "Синдром смерти" с последующим обсуждением.
Презентация и распространение буклета и теста для родителей.
Операция для школьников младшего и среднего звена "Почтовый ящик" (анонимное
послание на тему "Боишься ли ты СПИДа?"). Ученикам младшего и среднего звена на
классных часах предлагается ответить письменно на вопрос "Боишься ли ты СПИДа?" и
своё послание лично опустить в почтовый ящик.
Операция проходит в течение учебной недели. Старшеклассники изучают ответы и
выбирают ученика, давшего самый мудрый ответ.
"Давайте познакомимся" общение лидергруппы совета старшеклассников с учащимися
младшего и среднего звена по параллелям. Ведущие представляют программу "СПИД не
спит". Подводят итоги операции " Почтовый ящик". Вручается приз "за самый мудрый
ответ". Затем проводится интервью с участниками "Расскажи мне о себе". Желающие
могут представиться, в 2–3 предложениях рассказать о себе.Ведущие предлагают провести психологический тренинг "Огонь в степи", приглашается
группа участников. Они встают и закрывают глаза. Ведущий подходит и прикасается к
некоторым из них, тем самым как бы передавая болезнь СПИД. Затем участники
открывают глаза. Ведущий предлагает им поздороваться и пообщаться друг с другом, но
есть одно условие: во время приветствия "заболевший" должен дать понять "здоровому",
что он болен (можно щипнуть или слегка царапнуть при рукопожатии). Ребята
высказывают свои мысли и чувства, возникшие у них в этой ситуации, обмениваются
мнениями. Затем ведущий задаёт вопросы участникам. В работе используются красные и
зелёные карточки.
После каждого вопроса подводят итоги: каких ответов получилось больше. Желающие
участники могут прокомментировать как положительный так и отрицательный ответ.
Вопросы для обсуждения:
Встречали ли Вы в своей жизни людей, употребляющих наркотики?
Могут ли наркотики привести к заражению СПИДом?
Боитесь ли Вы СПИДа?
Экспертная группа отмечает, каких ответов больше. Если больше ответов "да", то ведущий
подводит итог со словами о том, что участники неплохо знают обсуждаемую проблему.
Если больше ответов "нет", то ведущий подводит итог встречи словами о том, что
информации у ребят недостаточно и они могут задавать вопросы , используя "почтовый
ящик". Это может стать поводом для продолжения общения на следующей встрече.
Информационнопросветительская акция для старшеклассников. Проводится по
параллелям для учащихся 9х, 10х, 11х классов.
Лидергруппа проводит презентацию программы, рассказывает о результатах операции
"Почтовый ящик".
Затем участникам предлагаются вопросы для обсуждения:
ВИЧинфицированный и больной СПИДом человек одно и тоже?
Встречали ли ВЫ в совей жизни человека больного СПИДом или ВИЧинфицированного?
Опасно ли общение с таким человеком?
Отличается ли он от нас с вами?
Можно ли вылечить СПИД?
Видите ли Вы решение из этой проблемы?
После каждого вопроса экспертная группа ведёт подсчёт красных и зелёных карточек, а
участникам предлагается комментировать ответы. Подводится общий итог и предлагается
тренинг "Огонь в степи". Приглашаются желающие учащиеся. Ведущий предлагает им
встать и закрыть глаза. Своим прикосновением он "передаёт СПИД" некоторым
участникам. Затем в ходе приветствия и общения друг с другом "больной" должен дать
понять "здоровому" о своей болезни (ущипнуть или слегка царапнуть при рукопожатии).
Участников просят прокомментировать свои чувства и переживания.
Демонстрируется видеофильм "Синдром смерти" с последующим обсуждением. Финал
акции дискотека, посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом, с презентацией и
раздачей буклета для старшеклассников.
Сроки проведения
Октябрь – ноябрь, Финал – 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.
Предполагаемые результаты:
Каждый учащийся школы – участник проекта;
Мобилизация усилий старшеклассников и их родителей на активную пропаганду здорового
образа жизни;
Изготовление и распространение листовок "СПИД не спит" на территории микрорайона;
Изготовление и распространение буклетов для родителей и старшеклассников.
Потенциал развитияРаспространение опыта лидергруппой совета старшеклассников на базе школ города;
Собрание библиотеки в цифровом формате (CD ROM);
Объединение усилий школы, детского клуба, библиотеки, комитета самоуправления
микрорайона в организации пропаганды здорового образа жизни.