Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Оценка 4.6
Семинары
docx
музыка +1
Взрослым
04.03.2018
Рассматриваемая в методической разработке система В.В. Емельянова, которую применяет автор в своей педагогической работе, называется фонопедической, поскольку родилась в условиях логопедической практики, связанной с обучением управлением голосом, воспитанием навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке. На основе фонопедического метода формирование артикуляционных и речевых навыков у мальчиков младшего школьного возраста на уроках хора.
1.Артикуляция в хоре мальчиков 2017для СМИ.docx
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская музыкальная школа №1 г. Новомосковск
Методическая разработка
Артикуляционноречевая работа в хоре
мальчиков на основе фонопедического
метода В.В. Емельянова.
преподаватель хорового пения
МБУ ДО ДМШ №1 г. Новомосковска
Лариса Петровна Морева 2017 год
2 Пояснительная записка
Актуальность темы. Тема «Артикуляционно
речевая работа в хоре мальчиков на основе
фонопедического метода В.В.Емельянова» актуальна в
настоящее время.
Последние несколько лет
наблюдается
интерес к хоровой педагогике. В
«Концепции сохранения и развития хоровой культуры в
РФ» говорится «Развитие хоровой культуры является
гарантией развития страны в целом, гарантией её
независимости, территориальной целостности, высокого
международного авторитета. Только высокий уровень
культуры народа может обеспечить высокие результаты
в развитии науки, промышленности, образования,
здравоохранения, обороноспособности, в поддержании
и развитии патриотизма». Это обосновано тем, что хор
стал играть большую роль в современной музыке, не
говоря уже о ценности хорового пения, о красоте,
непередаваемой гармоничности хоровой музыки. Но
чтобы добиться необходимого высокого уровня
вокального исполнения в хоре, необходима большая
музыкально педагогическая работа с учащимися
необходимо воспитывать с самого раннего возраста,
развивая у них необходимые вокальнохоровые навыки.
Пение самый технологически сложный вид
искусства. Ведь
внутри
человека, он живой, капризный,
зависимый от
физического, эмоционального состояния. Его нужно
вырастить, настроить, воспитать. Поэтому постановка
голоса это длительный, кропотливый процесс, в
инструмент
находится
3 очень
важна
котором
систематичность,
комплексность направлений работы. Это освоение
навыков певческого голосообразования с помощью
различных упражнений, где очень важным является
регулярность
состояние
голосового аппарата.
физическое
занятий,
Поэтому совершенно необходимо постоянно
следить за изменениями в теории и практике
музыкального обучения, брать чтото для личного
опыта, анализировать, применять на практике, вводить в
процесс развития артикуляционных,
речевых,
дикционных навыков в конкретном отдельно взятом
хоровом коллективе.
Этим и обуславливается
актуальность данной темы.
управлением
Теоретическая основа работы. Рассматриваемая в
методической разработке система В.В. Емельянова,
которую применяет автор в своей педагогической
называется фонопедической,
работе,
поскольку
в условиях логопедической практики,
родилась
обучением
связанной
с
голосом,
воспитанием
навыков правильного голосоведения,
постепенной активизации мышечного аппарата гортани
при минимальной нагрузке.
Объект исследования – хор мальчиков младшего
школьного возраста( 6,610 лет).
Предмет исследования – на основе фонопедического
метода формирование артикуляционных и речевых
навыков у мальчиков младшего школьного возраста на
уроках хора.
4 Целью работы является теоретическое обоснование
особенностей формирования артикуляционно речевых
навыков у мальчиков с помощью фонопедического
метода.
Задачи:
1) Изучить фонопедический метод развития голоса , для
формирования навыков артикуляции у детей младшего
школьного возраста.
2) Изучить методы формирования артикуляционных
навыков, используя упражнения фонопедического
комплекса 2 комплекса.
3)Разработать методику формирования речевых,
артикуляционных навыков на основе фонопедического
метода на уроках хора и проверить ее эффективность.
Методы исследования: в процессе исследования
использовались следующие методы: организационный
(сравнительный,
эмпирический
(констатирующий и формирующий эксперимент);
интерпретационный.
комплексный);
Теоретическое обоснование метода.
Наблюдения за пением детей в процессе работы в
хоре мальчиков показали, что
исполнительству
присуще форсирование звука во время пения,
нарушения мелодичности и напевности звучания,
нечёткая дикция. Дети не научены фальцетному
голосообразованию, в результате чего поют в основном
в разговорной манере, в небольшом диапазоне,
фальшиво и напряжённо, не показывают необходимых
5 навыков слуховокальной координации, артикуляции,
дикции.
В.А.Багадуров,
Д.Е.Огороднов,
В течении XX века ведущие педагогивокалисты
Е.М.Малинина,
(Н.А.Метлов,
В.Н.Шацкая,
В.В.Емельянов,
В.В.Шереметьев, Г.П.Стулова, З.Кодай, М.Ибука)
занимались проблемой развития детского певческого
голоса. В 1938 году на первом методическом совещании
в Москве были приняты рекомендации, в которых
предлагалось использовать фальцетную манеру
звукообразования у всех детей до периода наступления
мутации. Учёные пришли к выводу, что детский
певческий голос надо не развивать, а охранять и
тренировать по мере роста организма. По данным
исследований педагогов, одной из причин отсутствия
должного вокального развития детей является
недостаток вокальномузыкальной культуры семьи.
Дети не имеют собственного эталона певческого голоса
и начинают подражать тому, что подаётся в
окружающей их среде (телевидение, современная
эстрада, аудио, видео записи, наличие систем караоке и
пение под фонограмму). По словам исследователя
В.В.Емельянова, постепенное формирование эталона
певческого звука или возникновенье в одночасье
являются решающим мотивационным фактором в
приобщении человека к вокальному искусству. В
современном вокальноэстрадном искусстве (это то, что
обычно слушают дети) отсутствует академический
стиль пения, преобладает сип, хрип, форсирование
звука.
6 Рот при пении «растворять.умеренно, естественно
В различных источниках научных исследований
мною была раскрыта история развития методов
постановки вокального голоса.
В. Манфредини в «Правилах гармонических и
мелодических для обучения всех музыке» указывает,
что:
1.
для ясности голоса и чистого произношения слов».
2. Петь в удобной тесситуре, «никогда не должно
форсировать человеческий голос».
3. Надо петь напевно и додерживать звук (ноту по
длительности).
4. Ясно произносить слова, уверенно, «крепко, а не в
позиции между зубов».
5. Петь сознательно и эмоционально, рекомендуется
петь без сопровождения.
В книге «Упражнения для усовершенствования
голоса», М.И.Глинка указывал, что«..надобно сперва
усовершенствовать
ибо
усовершенствовав их, малопомалу потом можно
обработать и довести его до возможного совершенства
и остальные звуки».
натуральные
ноты,
Д.М.Зарин, Н.Д.Орлова,
Сторонниками взглядов М.И.Глинки явились Н. А.
Метлов,
Ламперти,
А.Е.Варламов, К. Эверарди. В частности, Н. А.
Метлов предлагал начинать работу с примарных
тонов, которые берутся без усилия, от центра голоса,
постепенно расширяя диапазон, захватывая звуки,
окружающие их сверху и снизу.
Ф.
7 мною
Таким образом,
была выделена
характеристика певческого голоса ребёнка. Это – звук,
нормально сформированный,
всегда активный,
эмоциональный, непременно свободный и лёгкий, без
малейшего намёка на форсировку ( см. таблицу 1).
Показатели певческого голоса
Широта
диапазо
на
Чистое
интонирова
ние
Напевно
сть
звука
Сил
а
зву
ка
Дыхан
ие
Дикц
ия
Фонопедический метод развития голоса – это
подготовительный, вспомогательный, узконаправленный
метод решения координационных и тренировочных
задач для постановки голоса,
основанный на
двигательных приёмах и применяемый на начальном
этапе работы для приведения голосовой функции в
норму.
Двигательный приём – организация некоторых
условий, не позволяющих издать звук привычным
способом, т. е. только под влиянием слухового
представления или регулировочного образа, если
таковой уже имеется.
Критериями фонопедического метода являются:
акустическая эффективность (громкость и
звучность голоса);
энергетическая экономность (петь долго и без
вреда голосу);
8
биологическая целесообразность (включение и
развитие защитных механизмов фонации).
В.В.Емельянов выделяет много принципов ФМРГ,
однако в своей работе мною адаптированы некоторые из
них в силу возрастных возможностей голосового
аппарата ребенка:
2.Фонопедический метод развития голоса.
Прежде чем преступить к основной работе над
дикцией и артикуляцией с детьми младшего школьного
возраста на занятии хора в ДМШ, необходимо освоить
положения речевой дикции, являющейся основой
вокальнохоровой работы. Для того чтобы речь стала
понятной для слушателей нужно изучить орфоэпию и
логику, которые являются компонентами вокально
хоровой дикции. Дикция является основным средством
донесения слов поэтического текста хорового
произведения до слушателей. Принято различать три
вида произношения: бытовое, сценическая речь и
певческое. Бытовую речь мы применяем в разговоре с
собеседником. Сценическая речь схожа с певческой, но
несколько отличается. Певческую речь принято
использовать в вокальных и хоровых произведениях.
Исполнителям необходимо одновременно петь и
произносить слова. Основой хорошей дикции является
спланированная работа над произношением гласных и
согласных.
Артикуляционный аппарат у детей, особенно
младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо
9 проводить специальную работу по его активизации.
Здесь все важно: умение открывать рот при пении,
правильное положение губ, освобождении от зажатости,
от напряжения нижней челюсти, свободное положение
языка во рту, все это влияет на качество исполнения.
При пении важны такие особенности произношения:
Напевность гласных,
Умение их округлять,
Стремление к чистоте звучания неударных
гласных,
Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Занятия с хором обычно начинается с распевания,
которое выполняет двойную функцию:
разогревания и настройки голосового аппарата
певцов с целью подготовки их к работе;
развитие вокально – хоровых навыков с целью
достижения красоты и выразительности звучания
певческих голосов в процессе исполнения
хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает прежде
всего создание у них определенного эмоционального
настроя, а также введение голосового аппарата в работу
с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении
звукового и динамического диапазонов, тембра и
продолжительности фонации на одном дыхании.
10 Как же развить голос у ребенка, имеющего
музыкальный слух и голос потенциально, если
возможность работать индивидуально с этим ребенком
в группе зачастую отсутствует? Выходом из данной
ситуации является фонопедический подход в работе с
подобными детьми.
Особенность детской психики делает наиболее
подходящим применение игровых методов. И на первом
этапе занятий игровые техники выступают как ведущий
компонент среди музыкальных средств воздействия.
В своей работе для развития певческого голоса, я
использую фонопедический метод развития голоса
разработанный В. В. Емельяновым. Этот метод имеет
группу принципов, группу приемов, группу упражнений
творческих, эмоциональных, игровые компоненты.
По
словам В.В.Емельянова,
термин
«фонопедический» в заглавии названия метода имел
целью подчеркнуть
общеоздоровительную и
профилактическую функцию метода, уважение автора к
творческой музыкантской
самостоятельности
хормейстера, невмешательство автора метода в
исполнительскую сторону работы с хором вообще и
этапов
упражнений
фонопедического метода в частности на
координационнотренировочный,
эстетический и
исполнительский.
включения комплексов
Опыт и наблюдения показывают, что, чем точнее
разведены эти этапы в сознании педагога и в методе
работы,
координационные,
успешнее
тем
11 тренировочные, эстетические и исполнительские задачи
решаются синхронно и комплексно.
Фонопедический метод имеет 5 уровней развития:
работа.
1 уровень: младшие школьники. Голосовые игры.
Элементарное голосовое музицирование.
2 уровень: младшие школьники в ДМШ и ДШИ.
Развитие показателей певческого голосообразования.
Координация голосообразующих факторов, тренаж
мышечных систем, звуковой массаж голосового
аппарата.
3 уровень: средний и старший хоры, индивидуальная
вокальнопедагогическая
Устранение
неравномерности развития голосового аппарата и
голосовой функции.
Формирование настроечных
упражнений к упражнениям 2го комплекса .
4 уровень: Старший хор. Взрослый хор. Индивидуальная
работа со средними и старшими школьниками.
Синхронный комплексный тренаж всех мышечных
систем,
голосообразовании.
Отслеживание критериев академического пения на
отдельных слогах и комбинациях слогов.
5 уровень: Старшие школьники. Профессионалы.
Тренажный алгоритм для подготовки к максимальным
нагрузкам.
Фиксация позиционных ступеней.
Отслеживание энергетического и акустического
аспектов «высокой позиции». Отслеживание критериев
академического пения в полном объеме.
участвующих
в
12 Рассмотрим некоторые фонопедические приемы
работы 1 и 2 уровня.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
В.В.
Упражнения взяты из первого комплекса
фонопедического метода
Емельянова в
сокращенном виде так, как мне удобно использовать
для хора мальчиков.
В первой части упражнений работают два отдельных
регистра – это грудной и фальцетный. Грудной где
проявляется физиология крика.
Фальцетный
физиология плача, воя. Во второй части
через
различные упражнения эти регистры соединяются. В
этой части применяются три группы упражнений.
Первая группа на фонему А, вторая на рупор с
движением щек и губ через фонему АОУ и третья на
расслабление языка АЭИ.
Все упражнения сделать на одном уроке невозможно,
нужно растянуть на несколько занятий, это даст
возможность детям пофантазировать и попытаться
продолжить её на следующем занятии. Хорошо освоив
данный набор упражнений, можно переходить к другим,
добавляя их в виде новых образов. Работая над
упражнениями в форме игрыимитации по сюжету
сказки, дети с увлечением занимаются творчеством– с
большим восторгом придумывают новые сюжеты. В
этот момент они открыты, увлечены и не боятся
ошибиться, а самое главное, готовы повторять
упражнения многократно и с удовольствием, без
13 зажатий. «Сказкираспевки» не следует рассматривать
как просто разогрев голосового аппарата. Это тренаж
голосовой функции, облегчающий детям освоение
непривычных
которые вырабатывают
правильные навыки вокальноартикуляционной техники.
Упражнения, приведенные в сказках, предоставляют
фантазии педагога полную свободу.
звуков,
Они работают в трёх направлениях – это
произнесение звука; движение, а значит моторика звука;
и инсценирование, то есть образное представление всего
звучащего. Кроме того, дети обожают всякое
звукоподражание, для них совершенно естественно
наделять звуки настроением, одушевлять их. И делают
они это с удовольствием. Все виды упражнений
выполняются по 4 раза.
Упражнение 1
Покусывание кончика языка.
Упражнение 2
«Шинкуем язык» –покусывание языка от кончика
к его середине.
Упражнение 3
Исходное положение (И.п.): рот закрыт, нижняя
челюсть опущена, лицевая комиссура мягкая. Круговые
движения языком между губами и зубами по часовой
стрелке.
Упражнение 4
И.п.: то же (см. упр.3). Круговые движения
языком между губами и зубами против часовой стрелки.
14 Упражнение 5
«Иголочка».
И.п.:
рот закрыт,
челюсти
разомкнуты, лицевая комиссура мягкая. Поочередно
пытаемся «проткнуть» языком верхнюю, затем нижнюю
губу.
Упражнение 6
И.п.: то же (см. упр.5). Пытаемся «проткнуть»
языком левую щеку, затем правую щеку.
Упражнение 7
«Пожевывание» языка коренными зубами с
правой стороны, затем с левой стороны.
Упражнение 8
Покусывание нижней губы. Прикусив нижнюю
губу верхними зубами, покусать ее от одного края до
другого слева направо и обратно.
Упражнение 9
То же самое, покусывая верхнюю губу: прикусив
верхнюю губу нижними зубами, покусать ее от одного
края до другого слева направо и обратно.
ИНТОНАЦИОННО–ФОНЕТИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ 2УРОВНЯ.
Упражнение 1 «Аист»
И.п.: рот открыт. Руки согнуты в локтях,
предплечья подняты, ладони раскрыты, обращены
15 вперед, пальцы растопырены (имитация пальцами
открытого рта).
Каждая согласная (последовательность приведена
ниже) произносится шумно 4 раза, далее ее фонация
прекращается бесшумным вдохом. Во время фонации
согласной пальцы средний, указательный и большой
плотно сжимаются (имитация работы артикуляционного
аппарата),
Исключение
составляют согласные К и Г, когда пальцы остаются
растопырены, так как при их произношении нижняя
челюсть остается неподвижной и рот остается открыт, а
согласные произносятся гортанью.
изображая «клювик».
а вон,
(Произносим согласные очень звучно,
с
открыванием рта до и после. Последовательность
согласных: Ш,Ч,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж.).
Сказка к упражнению: Прилетел на болото Аист и
громко запел, что и про завтрак свой забыл. А в
камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:
«Безголосая я цапля! Да ведь и Аист — не певчая
птичка,
какую песню наигрывает».
И придумала: «Дайка на воде сыграю». Сунула в озеро
клюв, набрала полней воды да как дунет в клюв! Пошёл
по озеру громкий гул, словно бык проревел.
Упражнение 2. «Страшная сказка»
Перед выполнением упражнения следует сделать
вступление: «В далекие времена, когда люди еще не
умели говорить, как сегодня, они изъяснялись на своем
первобытном языке – У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,
УОАЭЫИ; Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ – и уже
могли рассказывать страшные истории».
16 И.п.:
челюсти раздвинуты максимально,
сомкнутые концы пальцев рук «вставлены» между
коренными зубами (попытаться «проткнуть» щеки
пальцами), нижняя челюсть свободна, губная комиссура
не напряжена.
Упражнение выполняется в низкой тесситуре, в не
фальцетном (грудном) режиме фонации. Большую роль
играет эмоционально – образная интонация.
Абстрактный
вариант:
У
УО
УОА
УОАЭ
УОАЭЫ
Ы
ЫЭ
ЫЭА
ЫЭАО
ЫЭАОУ
Конкретный вариант:
СЛУШАЙ…
СЛУШАЙ ШОРОХ…
СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…
СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…
СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.
ВЫШЕ…
ВЫШЕ ВЕТЕР…
ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК…
ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ…
ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.
Упражнение 3. «Канючение»
И.п.: Рот открыт на гласную «А».Появляется режим
работы гортани, который на немецком языке
обозначается термином «штробас». Это шумовой
эффект работы гортани, когда действуют только края
17 мышцы голосовых связок при этом
складок,
расслаблены.
Ххх, ххх, ххх.
хххА, хххАОУ, хххАЭЫ
И была в лягушачьем царстве старая лягушка —
хормейстер, дирижер, так сказать. Учила она своих
лягушат правильному пению, она считала себя лучшей
певицей всего леса. Поэтому просыпаясь, каждое утро
она начинала петь своим толстым, толстым голосом.
Упражнение 4. «Динозаврик»
В эмоционально – образном отношении это упражнение
может быть ключом к начальному этапу работы с
детским голосом.
Целью упражнения является
установление связи голосообразующих движений с
объемнопространственными
представлениями,
основанными на антиномии незвукового характера:
долгий–краткий, большой – маленький, темный –
светлый. В качестве примера такой деятельности дается
задание «нарисовать» голосом динозавра.
Динозавр «рисуется» постепенно, каждый раз
«добавляется» очередная часть тела, после этого его
можно нарисовать целиком
Упражнение 5. «Жираф»
Конкретный вариант:
У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО- ос?
ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО- ост?
18 ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ ы
ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ ы!
Упражнение 6. «Моторы»
(Р) — ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ — (Р)Ы
(Р) — НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ — (Р)Ы
(Р) — ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ — (Р)Ы
(Р) — ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ — (Р)Ы
Упражнение 7. «Ветер»
(У) — ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР — (У)
(У) — ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ — (У)
(У) — ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ДЕТИ — (У)
(У) — ПЕСЕНКУ МОЮ — (У)
Следующим этапом являются упражнения,
выполненные в сопровождении инструмента.
Необходимым условием успешного овладения
материалом является постепенность освоения
упражнений. При этом большую роль играет их
алгоритмизация. Вокально–технические упражнения,
облеченные в ритмическую форму, оказывают большое
влияние на выработку певческого дыхания. Это влияние
сказывается, главным образом,
в том, что ритм
упражнений организует дыхательную функцию
применительно к певческим задачам и проявляется в
умении распределять дыхание. Особое значение в
упражнениях имеют паузы. Те или иные ритмически
организованные упражнения всегда включают в себя
строгие интервалы времени (паузы) между смежными
формами упражнений. Во время этих интервалов
происходит «сбрасывание» избыточного воздуха и сам
вдох, его интенсивность и глубина устанавливается
19 автоматически в зависимости от последующей формы
упражнения. Эта тенденция к автоматизации лежит в
самой природе дыхания как процесса рефлекторно –
автоматического, саморегулирующегося на основе
природных механизмов дыхания.
При ритмизации атикуляционных упражнений
легко исключается стремление к чрезмерноактивному
и большому вдоху, а также к форсированному выдоху.
Объяснение
этому следует искать в том, что
ритмическая форма упражнений наиболее активна в
моменты фонации. В паузах – «нулевых точках
активности» (Теплов Б.М.) – возникает потребность
вдоха для совершения следующего упражнения.
Эта потребность возникает рефлекторно, без
какой – либо волевой установки, и поющий захватывает
воздуха столько, сколько требуется для освоенной уже
нагрузки на предыдущих формах упражнения. В
конечном счете устанавливается то «малое дыхание»,
которое педагогами и певцами рассматривается как
наиболее рациональное в пении.
Упражнение №8
(Здесь осваивается последовательность гласных в
низком нефальцетном режиме. Главное найти выход
звука из груди без атаки. Челюсти максимально
раздвинуты при полной свободе щек).
угрожающая интонация – У, УО, УОА,
УОАЭ,УОАЭЫ
«Ну и певица!— подумал тигр, услышав Выпь в лесу.
Вот я то сейчас запою.
20 Упражнение №9 (нотное приложение)
Ры
Да так понравилось ему свое пение, от чего он еще
больше оскалился, обнажил свои клыки, да как давай
рычать, угрожая всем.
Упражнение №10(нотное приложение)
Ры____рыоктава
А в небе в это время летела стая диких гусей.
Услышали они рычание тигра, да от большой любви к
нему как начали всей стаей гоготать, зная что, он их
никогда не достанет высоко в небе.
Упражнение № 11 (нотное приложение)
(В этом упражнение вырабатывается механизм
вибрато основанный на толчках живота руками.
Поется украинская ГА с придыханием)
ГАГАГА
Ух! Какое славное пение подумал дятел, услыхав гусей
в небе. Надо тоже попробовать и аккомпанемент у
меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой, чем
не палочка? »
Хвостом упёрся, назад откинулся, размахнулся головой
— как задолбит носом по суку!
Точьвточь — барабанная дробь. Разбудил весь лес.
Трепеща крылышками, проснулись птички, которые
спали на ветках деревьев и небесный простор
наполнился чудесной музыкой.
Упражнение № 12 (нотное приложение)
21 (фальцетный режим, механическое наведение на
ощущение пения приёмом вибрато.Физиология
плача.)
ры а ры
Проснулся ослик и от страха, дрожа всем телом начал
икать.
Упражнение №13 (нотное приложение)
ЫА
(Исполнение интервала октава сверху вниз)
Но волку не понравилось такое раннее пение в лесу.
Сомкнул он свои страшные большие резцы, губы
растянул в ехидной улыбке….
Упражнение 14 «Зубы на зубы» (нотное
приложение)
(Укрепление двух регистрового участка диапазона
.Артикуляция гласных происходит без участия губ,
зубы оголены, зубы растянуты в улыбке).
Вылез изпод коры Жук с длиннымипредлинными
усами.
Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая
шея — тоненькийтоненький писк послышался. Пищит
усач, а всё напрасно; никто его писка не слышит. Шею
натрудил — зато сам своею песнею доволен.
А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел
петь на лужок.
Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми
жёсткими крылышками, словно струна гудит.
Упражнение №15
(Губной вибрант в фальцетном режиме)
22 Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу в траве.
Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё
на крылышках, а вместо смычков — длинные задние
лапки коленками назад. На крыльях у них —
зазубринки, а на ножках — зацепочки.
Трёт себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за
зацепочки задевает — стрекочет.
Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.
Упражнение №16 – как упражнение №9 (нотное
приложение)
БРБРЫ
(Верхние ноты не выкрикиваются, а поются на
глиссандо через регистровый порог в одной звучности
на тонком смыкании голосовых связок не выше ми
бемоль второй октавы).
«Эх,— думает долгоносый Бекас под кочкой,— надо и
мне спеть! Только вот чем?
Горло у меня не годится, нос не годится, шея не
годится, крылышки не годятся, лапки не годятся... Эх!
Была, не была,— полечу, не смолчу, чемнибудь да
закричууу!»
Упражнение №17 (нотное приложение)
АУА
(перенос нейтрального гласного из грудного регистра в
фальцетный режим через регистровый порог,
интервал октава). В процессе исполнения
упражнения нужно подбодрить детей словами:
Здорово, как классно, оказывается, умеет петь Бекас!
Сейчас его звук дойдет до самых облаков, до звезд.
23 Ребята хотите, чтобы вас весь лес услышал и
откликнулся?
(Можно «поаукать» без фиксированной высоты
звука, без поддержки инструмента, нажав на правую
педаль фортепиано).
Укрепление согласных
«С»
:Сани – сатира – сапёр – сапожник.
Свечка – свирель – саранча – сезон.
Подобные цепочки слов, начинающихся на «С»
хорошо звучат в виде контрастного темброво
регистрового диалога, в котором могут участвовать 2
группы ребят. Например: 1 группа проговаривает слова
в низком регистре – «заговорщицки», 2 группа – в
фальцетном регистре как бы «в испуге».
Возможны и другие контрастные сопоставления:
Динамические: громко – тихо
Ритмические: тянущимися долгими звуками – мелкими
длительностями.
Речевое глиссандо: вниз – вверх.
Укрепление гласных
: При работе над артикуляцией гласных нужно
«А»
обращать внимание на ее «исходное» состояние хора.
24 Если «а» чересчур открыта, то к ней нужно подходить
через «о», или «у»:Боба, дода, зуза, рура.
Если «а» звучит, наоборот, заглублено, то подходить к
ней лучше от «и», или «е»:Биба, дида, беба, деда.
Полезно петь цепочки слов (например, по нисходящему
трезвучию, или другому, придуманному к уроку
интонационному мотиву):
:Бирюза – дирижер – виноград – тишина.
Балаган – барабан – сарафан – мандарин.
«И»
«Е»:Резеда – ремесло – лебеда – сенокос.
«У»: Муравей – музыкант – мухомор – ураган.
Дозирование упражнений, составление
тренировочного алгоритма.
Приемы и упражнения фонопедического метода
должны быть освоены и выучены. Скорость освоения и
выучки зависит от времени, которое руководитель хора
или педагог пения может уделить методу. Большое
значение имеет возраст поющих.Чем меньше дети, тем
больше должна быть доза игровых упражнений(13
группы упражнений) и меньше тренировочных. Такие
сложные координации как вибрато и нейтральный
гласный целесообразно осваивать с маленькими
детьми(57 лет) очень медленно, не добиваясь
25 а
результата,
акустического
тренируя
подготовительные шаги программ. Средний и старший
возраст может работать сразу на 46 группах
упражнений, прибегая ко 2 и 3 группам только в силу
необходимости, если прием не получается сразу в
«омузыкаленном» виде и его надо освоить в более
простой координации интонационнофонетических
упражнений или голосовых сигналов доречевой
коммуникации.
Упражнения 45 групп могут исполняться в одной
тональности или со сменой тональностей по полутонам
с учетом первого ограничения. Менее четырех раз
исполнять нецелесообразно, так как не будет возникать
необходимой
При
четырехкратном исполнении каждого шага программ 4,
5 и 6 групп упражнений они могут быть исполнены в
среднем за 1215 минут, каковое время является
необходимым и достаточным для подготовки
голосового аппарата к работе над художественным
материалом.
тренировочной нагрузки.
Полностью комплекс фонопедического метода
может быть исполнен за время то 15 до 30 минут, в
зависимости от темпа и времени, затрачиваемого
педагогом на показ упражнений, напоминание их
последовательности или индивидуальную проверку
качества исполнения.
26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детский голос – очень нежный, хрупкий, гибкий
музыкальный инструмент. В его создание и сохранение
вовлечены многие хормейстеры,
любящие эту
увлекательную работу. Как хочется найти те формы,
которые помогут сделать голоса красивыми, звучными,
не напряженными, а занятия увлекательными и
интересными. Конечно, все находят свои «изюминки»,
свои маленькие секреты.
Игровой метод – это главный двигатель в работе
над первыми артикуляционноречевыми навыками.
Различные голосовые игры способствуют осознанию
ребенком механизма звукообразования, выработке
координации слуха и голоса. За основу игровой
программы начального этапа, я беру методические
приемы Виктора Емельянова.
Артикуляционная
гимнастика и интонационно – фонетические
упражнения ФМРГ очень эффективно выстраивают всю
систему начального периода учебного процесса. В
творческой атмосфере, которая доставляет юным
певцам истинное удовольствие, достигается автоматизм
в выполнении непростого тренинга. Этот процесс
оказывает положительное воздействие на психику
ребенка, развивая его внимание, память, делая тонким и
восприимчивым его слух.
Дети постигают
выразительное значение всех элементов музыкального
языка, воспитывается ощущение красоты и гармонии.
27 Нотное приложение.
Примечание
В.В.Емельянов настоятельно рекомендует четырехкратное
пропевание каждого упражнения (по полутонам: три шага вверх,
один вниз)
28 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. В. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и
тренинг. «Лань», С – П., 2007.
29 2.В. В. Емельянов. Структура голосовой активности
человека. В сб.: Перспективы развития вокального
образования. М., 1987.
3.Кинсбрунер, Н.Ф. Фонопедический подход – новый
взгляд на работу с детьми – «гудошниками» и плохо
интонирующими детьми на уроках музыки и
музыкальных занятиях / Н.Ф. Кинсбрунер. Челябинск,
1994
4.Просвещение, 1983.224с. Вопросы вокальной
педагогики: Сб. статей./ Под ред. Л.Б.Дмитриева. М.:
Гос. муз. изд., 1962. 148с.
5.Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским
хором: Учеб пособие. М.: Владос, 2002.176с.
6. Концепция сохранения и развития хоровой культуры
в Российской Федерации . от 24.02.2015г.
30
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.