Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Оценка 4.6

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Оценка 4.6
Семинары
docx
музыка +1
Взрослым
04.03.2018
Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Рассматриваемая в методической разработке система В.В. Емельянова, которую применяет автор в своей педагогической работе, называется фонопедической, поскольку родилась в условиях логопедической практики, связанной с обучением управлением голосом, воспитанием навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке. На основе фонопедического метода формирование артикуляционных и речевых навыков у мальчиков младшего школьного возраста на уроках хора.
1.Артикуляция в хоре мальчиков 2017для СМИ.docx
Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования  Детская музыкальная школа №1 г. Новомосковск Методическая разработка Артикуляционно­речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.                  преподаватель хорового пения                              МБУ ДО ДМШ №1 г. Новомосковска          Лариса Петровна Морева 2017 год 2 Пояснительная записка           Актуальность   темы.   Тема   «Артикуляционно­ речевая   работа   в   хоре   мальчиков   на   основе фонопедического метода В.В.Емельянова» актуальна в настоящее   время.   Последние   несколько   лет наблюдается     интерес   к   хоровой   педагогике.   В «Концепции сохранения и развития хоровой культуры в РФ» говорится «Развитие хоровой  культуры является гарантией   развития   страны   в   целом,   гарантией   её независимости, территориальной целостности, высокого международного   авторитета.   Только   высокий   уровень культуры народа может обеспечить высокие результаты в   развитии   науки,   промышленности,   образования, здравоохранения, обороноспособности, в поддержании и развитии патриотизма». Это обосновано тем, что хор стал   играть   большую   роль   в   современной   музыке,   не говоря   уже   о   ценности   хорового   пения,   о   красоте, непередаваемой   гармоничности   хоровой   музыки.   Но чтобы   добиться   необходимого   высокого   уровня вокального   исполнения   в   хоре,   необходима   большая музыкально­   педагогическая   работа   с   учащимися необходимо   воспитывать   с   самого   раннего   возраста, развивая у них необходимые вокально­хоровые навыки.                 Пение  самый   технологически  сложный  вид искусства.  Ведь  внутри человека,  он  живой,  капризный,  зависимый  от физического,  эмоционального   состояния.  Его  нужно вырастить,  настроить,  воспитать.  Поэтому  постановка голоса­   это  длительный,  кропотливый  процесс,  в инструмент  находится  3 очень  важна   котором  систематичность, комплексность  направлений  работы.  Это  освоение навыков   певческого  голосообразования  с  помощью различных  упражнений,  где  очень   важным  является регулярность  состояние голосового аппарата. физическое  занятий,  Поэтому   совершенно   необходимо   постоянно следить   за   изменениями   в   теории   и   практике музыкального   обучения,   брать   что­то   для   личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс   развития   артикуляционных,   речевых, дикционных   навыков   в   конкретном   отдельно   взятом хоровом   коллективе.   Этим   и   обуславливается актуальность данной темы. управлением  Теоретическая основа работы.  Рассматриваемая  в методической  разработке  система  В.В.  Емельянова, которую  применяет  автор  в  своей  педагогической называется   фонопедической,  работе,  поскольку в  условиях  логопедической  практики, родилась  обучением  связанной  с  голосом, воспитанием  навыков   правильного  голосоведения, постепенной  активизации  мышечного  аппарата гортани при  минимальной  нагрузке.  Объект   исследования   –  хор  мальчиков   младшего школьного возраста( 6,6­10 лет). Предмет исследования – на основе фонопедического  метода  формирование артикуляционных и речевых  навыков у мальчиков  младшего школьного возраста на  уроках хора. 4 Целью   работы  является   теоретическое   обоснование особенностей формирования артикуляционно­ речевых навыков   у   мальчиков   с   помощью   фонопедического метода. Задачи: 1)   Изучить  фонопедический метод развития голоса , для формирования навыков артикуляции у детей младшего школьного возраста. 2)   Изучить   методы   формирования   артикуляционных навыков,   используя   упражнения   фонопедического комплекса 2 комплекса. 3)Разработать методику формирования речевых,  артикуляционных навыков  на основе фонопедического  метода  на уроках хора и проверить ее эффективность.  Методы исследования: в процессе исследования использовались   следующие   методы:   организационный (сравнительный, эмпирический (констатирующий   и   формирующий   эксперимент); интерпретационный. комплексный);     Теоретическое обоснование метода. Наблюдения за пением детей в процессе работы в хоре   мальчиков   показали,   что     исполнительству присуще   форсирование   звука   во   время   пения, нарушения   мелодичности   и   напевности   звучания, нечёткая   дикция.   Дети   не   научены   фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в   разговорной   манере,   в   небольшом   диапазоне, фальшиво и напряжённо, не показывают необходимых 5 навыков   слухо­вокальной   координации,   артикуляции, дикции.   В.А.Багадуров,   Д.Е.Огороднов,  В   течении   XX   века   ведущие   педагоги­вокалисты   Е.М.Малинина, (Н.А.Метлов, В.Н.Шацкая,   В.В.Емельянов, В.В.Шереметьев,   Г.П.Стулова,   З.Кодай,   М.Ибука) занимались   проблемой   развития   детского   певческого голоса. В 1938 году на первом методическом совещании в   Москве   были   приняты   рекомендации,   в   которых предлагалось   использовать   фальцетную   манеру звукообразования у всех детей до периода наступления мутации.   Учёные   пришли   к   выводу,   что   детский певческий   голос   надо   не   развивать,   а   охранять   и тренировать   по   мере   роста   организма.   По   данным исследований   педагогов,   одной   из   причин   отсутствия должного   вокального   развития   детей   является недостаток   вокально­музыкальной   культуры   семьи. Дети не имеют собственного эталона певческого голоса и   начинают   подражать   тому,   что   подаётся   в окружающей   их   среде   (телевидение,   современная эстрада, аудио­, видео записи, наличие систем караоке и пение   под   фонограмму).   По   словам   исследователя В.В.Емельянова,   постепенное   формирование   эталона певческого   звука   или   возникновенье   в   одночасье являются   решающим   мотивационным   фактором   в приобщении   человека   к   вокальному   искусству.   В современном вокально­эстрадном искусстве (это то, что обычно   слушают   дети)   отсутствует   академический стиль   пения,   преобладает   сип,   хрип,   форсирование звука. 6 Рот при пении «растворять.умеренно, естественно В   различных   источниках   научных   исследований мною   была   раскрыта   история   развития   методов постановки вокального голоса. В.   Манфредини   в   «Правилах   гармонических   и  мелодических для обучения всех   музыке»   указывает, что: 1. для ясности голоса и чистого произношения слов». 2. Петь  в  удобной  тесситуре, «никогда  не  должно форсировать человеческий голос». 3. Надо петь напевно и додерживать звук (ноту по длительности). 4. Ясно произносить слова, уверенно, «крепко, а не в позиции между зубов». 5. Петь сознательно и эмоционально, рекомендуется петь без сопровождения. В   книге   «Упражнения   для   усовершенствования голоса»,   М.И.Глинка   указывал,   что«..надобно   сперва усовершенствовать ибо усовершенствовав   их,   мало­помалу   потом   можно обработать и довести его до возможного совершенства  и остальные звуки».   натуральные   ноты,     Д.М.Зарин,   Н.Д.Орлова, Сторонниками взглядов М.И.Глинки явились Н. А. Метлов,   Ламперти, А.Е.Варламов,   К.   Эверарди.   В   частности,   Н.   А.  Метлов   предлагал   начинать   работу   с   примарных  тонов, которые берутся без усилия, от   центра голоса, постепенно   расширяя   диапазон,   захватывая   звуки, окружающие их сверху и снизу.   Ф. 7 мною   Таким   образом, была   выделена характеристика певческого голоса ребёнка. Это – звук, нормально   сформированный,   всегда   активный, эмоциональный,   непременно   свободный   и   лёгкий,   без малейшего намёка на форсировку ( см. таблицу 1). Показатели певческого голоса Широта диапазо на Чистое интонирова ние Напевно сть звука Сил а зву ка Дыхан ие Дикц ия Фонопедический   метод   развития   голоса  –   это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод   решения   координационных   и   тренировочных задач   для   постановки   голоса,   основанный   на двигательных   приёмах   и   применяемый   на   начальном этапе   работы   для   приведения   голосовой   функции   в норму. Двигательный   приём –   организация   некоторых условий,   не   позволяющих   издать   звук   привычным способом,   т.   е.   только   под   влиянием   слухового представления   или   регулировочного   образа,   если таковой уже имеется.  Критериями  фонопедического  метода являются: акустическая   эффективность   (громкость   и звучность голоса); энергетическая   экономность   (петь   долго   и   без вреда голосу); 8                биологическая   целесообразность   (включение   и развитие защитных механизмов фонации). В.В.Емельянов выделяет много принципов ФМРГ, однако в своей работе мною адаптированы некоторые из них   в   силу   возрастных   возможностей   голосового аппарата ребенка: 2.Фонопедический метод развития голоса. Прежде   чем   преступить   к   основной   работе   над дикцией и артикуляцией с детьми младшего школьного возраста на занятии хора в ДМШ, необходимо освоить положения   речевой   дикции,   являющейся   основой вокально­хоровой работы. Для того чтобы речь стала понятной   для слушателей нужно изучить орфоэпию и  логику,   которые   являются   компонентами   вокально­ хоровой дикции. Дикция является основным средством донесения   слов   поэтического   текста   хорового произведения   до   слушателей.   Принято   различать   три вида   произношения:   бытовое,   сценическая   речь   и певческое. Бытовую речь мы применяем в разговоре с собеседником. Сценическая речь схожа с певческой, но несколько   отличается.   Певческую   речь   принято использовать   в   вокальных   и   хоровых   произведениях. Исполнителям   необходимо   одновременно   петь   и произносить слова. Основой хорошей дикции является спланированная работа  над  произношением   гласных и согласных.  Артикуляционный   аппарат   у   детей,   особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо 9 проводить   специальную   работу   по   его   активизации. Здесь   все   важно:   умение   открывать   рот   при   пении, правильное положение губ, освобождении от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту, ­ все это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произношения:  Напевность гласных,  Умение их округлять,  Стремление   к   чистоте   звучания   неударных гласных,  Быстрое и четкое выговаривание согласных. Занятия   с   хором   обычно   начинается   с   распевания, которое выполняет двойную функцию:  разогревания   и   настройки   голосового   аппарата певцов с целью подготовки их к работе;  развитие   вокально   –   хоровых   навыков   с   целью достижения красоты и выразительности звучания певческих   голосов   в   процессе   исполнения хоровых произведений.   Подготовка певцов к работе предполагает прежде всего   создание   у   них   определенного   эмоционального настроя, а также введение голосового аппарата в работу с   постепенно   возрастающей   нагрузкой   в   отношении звукового   и   динамического   диапазонов,   тембра   и продолжительности фонации на одном дыхании.   10 Как   же   развить   голос   у   ребенка,   имеющего музыкальный   слух   и   голос   потенциально,   если возможность работать индивидуально с этим ребенком в   группе   зачастую   отсутствует?   Выходом   из   данной ситуации является фонопедический подход в работе с подобными детьми. Особенность   детской   психики   делает   наиболее подходящим применение игровых методов. И на первом этапе занятий игровые техники выступают как ведущий компонент среди музыкальных средств воздействия. В своей работе для развития певческого голоса, я использую   фонопедический   метод   развития   голоса разработанный   В. В. Емельяновым. Этот метод имеет группу принципов, группу приемов, группу упражнений творческих, эмоциональных, игровые компоненты.     По словам   В.В.Емельянова, термин «фонопедический»   в   заглавии   названия   метода   имел целью   подчеркнуть   общеоздоровительную   и профилактическую функцию метода, уважение автора к творческой   музыкантской     самостоятельности хормейстера,   невмешательство   автора   метода   в исполнительскую   сторону   работы   с   хором   вообще   и этапов   упражнений фонопедического   метода   в   частности   на координационно­тренировочный,   эстетический   и исполнительский. включения   комплексов   Опыт и наблюдения показывают, что, чем точнее разведены   эти   этапы   в  сознании   педагога   и  в   методе работы, координационные, успешнее тем       11 тренировочные, эстетические и исполнительские задачи решаются синхронно и комплексно. Фонопедический метод  имеет 5 уровней развития: работа. 1   уровень:  младшие   школьники.   Голосовые   игры. Элементарное голосовое музицирование.   2   уровень:  младшие   школьники   в   ДМШ   и   ДШИ. Развитие   показателей   певческого   голосообразования. Координация   голосообразующих   факторов,   тренаж мышечных   систем,   звуковой   массаж   голосового аппарата. 3   уровень:  средний   и   старший   хоры,   индивидуальная вокально­педагогическая   Устранение неравномерности   развития   голосового   аппарата   и голосовой   функции.   Формирование   настроечных упражнений к упражнениям 2­го комплекса . 4 уровень: Старший хор. Взрослый хор. Индивидуальная работа   со   средними   и   старшими   школьниками. Синхронный   комплексный   тренаж   всех   мышечных систем, голосообразовании. Отслеживание   критериев   академического   пения   на отдельных слогах и комбинациях слогов. 5   уровень:  Старшие   школьники.   Профессионалы. Тренажный алгоритм для подготовки к максимальным нагрузкам.   Фиксация   позиционных   ступеней. Отслеживание   энергетического   и   акустического аспектов «высокой позиции». Отслеживание критериев академического пения в полном объеме.   участвующих     в   12 Рассмотрим   некоторые   фонопедические   приемы работы 1 и 2 уровня. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА       В.В.  Упражнения   взяты   из   первого   комплекса   фонопедического   метода     Емельянова   в сокращенном   виде   так,   как   мне   удобно   использовать для хора мальчиков.      В первой части упражнений работают два отдельных регистра   –   это   грудной   и   фальцетный.   Грудной­   где проявляется   физиология   крика.   Фальцетный­ физиология   плача,   воя.   Во   второй   части     через различные   упражнения   эти   регистры   соединяются.   В этой   части   применяются   три   группы   упражнений. Первая   группа   на   фонему   А,   вторая­   на   рупор   с движением щек и губ через фонему АОУ и третья ­ на расслабление языка АЭИ.     Все упражнения сделать на одном уроке невозможно, нужно   растянуть   на   несколько   занятий,   это   даст возможность   детям   пофантазировать   и   попытаться продолжить её на следующем занятии. Хорошо освоив данный набор упражнений, можно переходить к другим, добавляя   их   в   виде   новых   образов.   Работая   над упражнениями   в   форме   игры­имитации   по   сюжету сказки, дети с увлечением занимаются творчеством– с большим   восторгом   придумывают   новые   сюжеты.   В этот   момент   они   открыты,   увлечены   и   не   боятся ошибиться,   а   самое   главное,   готовы   повторять упражнения   многократно   и   с   удовольствием,   без 13 зажатий. «Сказки­распевки» не следует рассматривать как просто разогрев голосового аппарата. Это тренаж голосовой   функции,     облегчающий   детям   освоение непривычных     которые   вырабатывают правильные навыки вокально­артикуляционной техники. Упражнения,   приведенные   в   сказках,     предоставляют фантазии педагога полную свободу.  звуков, Они   работают   в   трёх   направлениях   –   это произнесение звука; движение, а значит моторика звука; и инсценирование, то есть образное представление всего звучащего.   Кроме   того,   дети   обожают   всякое звукоподражание,   для   них   совершенно   естественно наделять звуки настроением, одушевлять их. И делают они   это   с   удовольствием.   Все   виды   упражнений выполняются по 4 раза. Упражнение 1 Покусывание кончика языка. Упражнение 2 «Шинкуем язык» –покусывание языка от кончика к его середине. Упражнение 3 Исходное положение (И.п.): рот закрыт, нижняя челюсть опущена, лицевая комиссура мягкая. Круговые движения языком между губами и зубами по часовой стрелке. Упражнение 4 И.п.:   то   же   (см.   упр.3).   Круговые   движения языком между губами и зубами против часовой стрелки. 14 Упражнение 5 «Иголочка».   И.п.:   рот   закрыт,   челюсти разомкнуты,   лицевая   комиссура   мягкая.   Поочередно пытаемся «проткнуть» языком верхнюю, затем нижнюю губу. Упражнение 6 И.п.:   то   же   (см.   упр.5).   Пытаемся   «проткнуть» языком левую щеку, затем правую щеку. Упражнение 7 «Пожевывание»   языка   коренными   зубами   с правой стороны, затем с левой стороны. Упражнение 8 Покусывание   нижней   губы.   Прикусив   нижнюю губу верхними зубами, покусать ее от одного края до другого слева направо и обратно. Упражнение 9 То же самое, покусывая верхнюю губу: прикусив верхнюю губу нижними зубами, покусать ее от одного края до другого слева направо и обратно. ИНТОНАЦИОННО–ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ 2УРОВНЯ. Упражнение 1  «Аист» И.п.:   рот   открыт.   Руки   согнуты   в   локтях, предплечья   подняты,   ладони   раскрыты,   обращены 15 вперед,   пальцы   растопырены   (имитация   пальцами открытого рта). Каждая согласная (последовательность приведена ниже)   произносится   шумно   4   раза,   далее   ее   фонация прекращается   бесшумным  вдохом.  Во   время   фонации согласной   пальцы   средний,   указательный   и   большой плотно сжимаются (имитация работы артикуляционного аппарата),   Исключение составляют   согласные   К   и   Г,   когда   пальцы   остаются растопырены,   так   как   при   их   произношении   нижняя челюсть остается неподвижной и рот остается открыт, а согласные произносятся гортанью.   изображая   «клювик».   а   вон,   (Произносим   согласные   очень   звучно,   с открыванием   рта   до   и   после.   Последовательность согласных: Ш,Ч,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж.).   Сказка   к   упражнению:   Прилетел   на   болото   Аист   и громко   запел,   что   и   про   завтрак   свой   забыл.   А   в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала: «Безголосая   я   цапля!   Да   ведь   и   Аист   —   не   певчая птичка,   какую   песню   наигрывает». И придумала: «Дай­ка на воде сыграю». Сунула в озеро клюв, набрала полней воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул, словно бык проревел. Упражнение 2. «Страшная сказка» Перед   выполнением   упражнения   следует   сделать вступление:   «В   далекие   времена,   когда   люди   еще   не умели говорить, как сегодня, они изъяснялись на своем первобытном   языке  – У,  УО, УОА, УОАЭ,  УОАЭЫ, УОАЭЫИ;   Ы,   ЫЭ,   ЫЭА,   ЫЭАО,   ЫЭАОУ   –   и   уже могли рассказывать страшные истории». 16 И.п.:   челюсти   раздвинуты   максимально, сомкнутые   концы   пальцев   рук   «вставлены»   между коренными   зубами   (попытаться   «проткнуть»   щеки пальцами), нижняя челюсть свободна, губная комиссура не напряжена. Упражнение выполняется в низкой тесситуре, в не фальцетном (грудном) режиме фонации. Большую роль играет эмоционально – образная интонация. Абстрактный вариант: У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ Конкретный вариант: СЛУШАЙ… СЛУШАЙ ШОРОХ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА… СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ. ВЫШЕ… ВЫШЕ ВЕТЕР… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО. Упражнение 3. «Канючение» И.п.:   Рот   открыт   на   гласную   «А».Появляется   режим работы   гортани,   который   на   немецком   языке обозначается   термином   «штро­бас».   Это   шумовой эффект работы гортани, когда действуют только края 17 мышцы   голосовых   связок   при   этом складок, расслаблены. Ххх,   ххх,   ххх. хххА,  хххА­О­У,  хххА­Э­Ы И   была   в     лягушачьем   царстве       старая   лягушка   — хормейстер,   дирижер,   так   сказать.   Учила   она   своих лягушат правильному пению, она считала себя лучшей певицей всего леса. Поэтому просыпаясь, каждое утро она начинала петь своим толстым, толстым голосом. Упражнение 4. «Динозаврик» В эмоционально – образном отношении это упражнение может   быть   ключом   к   начальному   этапу   работы   с детским   голосом.   Целью   упражнения   является установление   связи   голосообразующих   движений   с объемно­пространственными представлениями, основанными   на   антиномии   незвукового   характера: долгий–краткий,   большой   –   маленький,   темный     – светлый. В качестве примера такой деятельности дается задание «нарисовать»  голосом динозавра.           Динозавр   «рисуется»   постепенно,   каждый   раз «добавляется»   очередная   часть   тела,   после   этого   его можно нарисовать целиком     Упражнение 5. «Жираф» Конкретный вариант: У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО- ос? ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО- ост? 18 ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ ы ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ ы! Упражнение 6. «Моторы» (Р) — ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ — (Р)Ы (Р) — НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ — (Р)Ы (Р) — ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ — (Р)Ы (Р) — ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ — (Р)Ы Упражнение 7. «Ветер» (У) — ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР — (У) (У) — ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ — (У) (У) — ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ДЕТИ — (У) (У) — ПЕСЕНКУ МОЮ — (У) Следующим   этапом   являются   упражнения, выполненные   в   сопровождении   инструмента. Необходимым   условием   успешного   овладения материалом   является   постепенность   освоения упражнений.   При   этом   большую   роль   играет   их алгоритмизация.   Вокально–технические   упражнения, облеченные в ритмическую форму, оказывают большое влияние на выработку певческого дыхания. Это влияние сказывается,   главным   образом,     в   том,   что   ритм упражнений   организует   дыхательную   функцию применительно   к певческим задачам и проявляется в умении   распределять   дыхание.   Особое   значение   в упражнениях имеют паузы. Те    или иные  ритмически организованные   упражнения   всегда   включают   в   себя строгие   интервалы   времени   (паузы)   между   смежными формами   упражнений.   Во   время   этих   интервалов происходит «сбрасывание» избыточного воздуха и сам вдох,   его   интенсивность   и   глубина   устанавливается 19 автоматически в зависимости от последующей формы упражнения.  Эта   тенденция   к   автоматизации   лежит   в самой   природе   дыхания   как   процесса   рефлекторно   – автоматического,   саморегулирующегося   на   основе природных механизмов дыхания. При   ритмизации   атикуляционных   упражнений легко исключается стремление к чрезмерно­активному и  большому вдоху, а также к форсированному выдоху. Объяснение     этому   следует   искать   в   том,   что ритмическая   форма   упражнений   наиболее   активна   в моменты   фонации.   В   паузах   –   «нулевых   точках активности»   (Теплов   Б.М.)   –   возникает   потребность вдоха для совершения следующего упражнения.   Эта   потребность   возникает   рефлекторно,   без какой – либо волевой установки, и поющий захватывает воздуха столько, сколько требуется для освоенной уже нагрузки   на   предыдущих   формах   упражнения.   В конечном  счете  устанавливается  то «малое  дыхание», которое   педагогами   и   певцами   рассматривается   как наиболее рациональное в пении. Упражнение №8 (Здесь осваивается последовательность гласных в  низком нефальцетном режиме. Главное найти выход звука из груди без атаки. Челюсти максимально  раздвинуты при полной свободе щек). ­угрожающая интонация – У, УО, УОА,  УОАЭ,УОАЭЫ «Ну и  певица!— подумал тигр, услышав Выпь в лесу.  Вот я ­ то сейчас запою. 20 Упражнение №9 (нотное приложение) Ры­­­ Да так  понравилось ему свое пение, от чего он еще  больше оскалился, обнажил свои клыки, да как давай  рычать, угрожая всем. Упражнение №10(нотное приложение) Ры____рыоктава А в небе в это время летела стая диких гусей.  Услышали они рычание тигра, да от большой любви к  нему  как начали всей стаей гоготать, зная что, он их  никогда не достанет высоко в небе.  Упражнение № 11 (нотное приложение) (В   этом   упражнение   вырабатывается   механизм вибрато   основанный   на   толчках   живота   руками. Поется украинская  ГА  с придыханием) ГА­ГА­ГА Ух! Какое славное пение  подумал дятел, услыхав гусей в небе. Надо тоже попробовать  и аккомпанемент у  меня  найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой, чем  не палочка? » Хвостом упёрся, назад откинулся, размахнулся головой  — как задолбит носом по суку! Точь­в­точь — барабанная дробь. Разбудил весь лес.  Трепеща крылышками, проснулись птички, которые  спали на ветках деревьев и небесный простор  наполнился чудесной музыкой. Упражнение № 12 (нотное приложение) 21 (фальцетный режим, механическое наведение на  ощущение пения приёмом вибрато.Физиология  плача.) ры­ а­ ры Проснулся ослик и от страха, дрожа всем телом начал  икать. Упражнение №13 (нотное приложение) Ы­А (Исполнение интервала октава сверху вниз) Но  волку не понравилось такое раннее пение в лесу.  Сомкнул он свои страшные большие резцы, губы  растянул в ехидной улыбке…. Упражнение 14  «Зубы на зубы» (нотное  приложение) (Укрепление двух регистрового участка диапазона  .Артикуляция гласных происходит без участия губ,  зубы оголены, зубы растянуты в улыбке). Вылез из­под коры Жук с длинными­предлинными  усами. Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая  шея — тоненький­тоненький писк послышался. Пищит  усач, а всё напрасно; никто его писка не слышит. Шею  натрудил — зато сам своею песнею доволен. А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел  петь на лужок. Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми  жёсткими крылышками, словно струна гудит. Упражнение №15 (Губной вибрант в фальцетном режиме) 22 Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу в траве. Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё  на крылышках, а вместо смычков — длинные задние  лапки коленками назад. На крыльях у них —  зазубринки, а на ножках — зацепочки. Трёт себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за  зацепочки задевает — стрекочет. Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр. Упражнение №16 – как упражнение №9  (нотное  приложение) БР­БР­Ы­  (Верхние ноты не выкрикиваются, а поются на  глиссандо через регистровый порог в одной звучности  на тонком смыкании голосовых связок не выше ми­ бемоль второй октавы). «Эх,— думает долгоносый Бекас под кочкой,— надо и  мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не  годится, крылышки не годятся, лапки не годятся... Эх!  Была, не была,— полечу, не смолчу, чем­нибудь да  закричу­у­у!» Упражнение №17 (нотное приложение) А­У­А (перенос нейтрального гласного из грудного регистра в фальцетный режим через регистровый порог,  интервал октава). В процессе исполнения  упражнения нужно подбодрить детей словами:  Здорово, как классно, оказывается, умеет  петь Бекас!    Сейчас  его звук дойдет до самых облаков, до звезд.  23 Ребята хотите, чтобы вас весь лес услышал и  откликнулся? (Можно «поаукать» без фиксированной высоты  звука, без поддержки инструмента, нажав на правую педаль фортепиано). Укрепление согласных «С»    :Сани – сатира – сапёр – сапожник. Свечка – свирель – саранча – сезон.            Подобные   цепочки   слов,   начинающихся   на   «С» хорошо   звучат   в   виде   контрастного   темброво­ регистрового диалога, в котором могут участвовать 2 группы ребят. Например: 1 группа проговаривает слова в   низком   регистре   –   «заговорщицки»,   2   группа   –   в фальцетном регистре как бы «в испуге». Возможны и другие контрастные сопоставления: Динамические:  громко – тихо Ритмические:  тянущимися долгими звуками – мелкими  длительностями. Речевое глиссандо:   вниз – вверх. Укрепление гласных  :  При   работе   над   артикуляцией   гласных   нужно «А»  обращать внимание на ее «исходное» состояние хора. 24 Если «а» чересчур открыта, то к ней нужно подходить через «о», или «у»:Бо­ба, до­да, зу­за, ру­ра. Если «а» звучит, наоборот, заглублено, то подходить к ней лучше от «и», или «е»:Би­ба, ди­да, бе­ба, де­да. Полезно петь цепочки слов (например, по нисходящему трезвучию,   или   другому,   придуманному   к   уроку интонационному мотиву):  :Бирюза – дирижер – виноград – тишина. Балаган – барабан – сарафан – мандарин. «И»   «Е»:Резеда – ремесло – лебеда  – сенокос. «У»: Муравей – музыкант – мухомор – ураган. Дозирование упражнений, составление тренировочного алгоритма. Приемы   и   упражнения   фонопедического   метода должны быть освоены и выучены. Скорость освоения и выучки зависит от времени, которое руководитель хора или   педагог   пения   может   уделить   методу.   Большое значение имеет возраст поющих.Чем меньше дети, тем больше   должна   быть   доза   игровых   упражнений(1­3 группы   упражнений)   и   меньше   тренировочных.   Такие сложные   координации   как   вибрато   и   нейтральный гласный   целесообразно   осваивать   с   маленькими детьми(5­7   лет)   очень   медленно,   не   добиваясь 25 а     результата, акустического тренируя подготовительные шаги программ. Средний и старший возраст   может   работать   сразу   на   4­6   группах упражнений, прибегая ко 2 и 3 группам только в силу необходимости,   если   прием   не   получается   сразу   в «омузыкаленном»   виде   и   его   надо   освоить   в   более простой   координации   интонационно­фонетических упражнений   или   голосовых   сигналов   доречевой коммуникации. Упражнения 4­5 групп могут исполняться в одной тональности или со сменой тональностей по полутонам с   учетом   первого   ограничения.   Менее   четырех   раз исполнять нецелесообразно, так как не будет возникать необходимой     При четырехкратном исполнении каждого шага программ 4, 5 и 6 групп упражнений они могут быть исполнены в среднем   за   12­15   минут,   каковое   время   является необходимым   и   достаточным   для   подготовки голосового   аппарата   к   работе   над   художественным материалом. тренировочной   нагрузки. Полностью   комплекс   фонопедического   метода может быть исполнен за время то 15 до 30 минут, в зависимости   от   темпа   и   времени,   затрачиваемого педагогом   на   показ   упражнений,   напоминание   их последовательности   или   индивидуальную   проверку качества исполнения. 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Детский голос – очень нежный, хрупкий, гибкий музыкальный инструмент. В его создание и сохранение вовлечены   многие   хормейстеры,   любящие   эту увлекательную   работу.  Как   хочется   найти   те   формы, которые помогут сделать голоса красивыми, звучными, не   напряженными,   а   занятия   увлекательными   и интересными. Конечно, все находят свои «изюминки», свои маленькие секреты. Игровой метод – это главный двигатель в работе над   первыми   артикуляционно­речевыми   навыками. Различные   голосовые   игры   способствуют   осознанию ребенком   механизма   звукообразования,   выработке координации   слуха   и   голоса.   За   основу   игровой программы   начального   этапа,   я   беру   методические приемы   Виктора   Емельянова.   Артикуляционная гимнастика   и   интонационно   –   фонетические упражнения ФМРГ очень эффективно выстраивают всю систему   начального   периода   учебного   процесса.   В творческой   атмосфере,   которая   доставляет   юным певцам истинное удовольствие, достигается автоматизм в   выполнении   непростого   тренинга.   Этот   процесс оказывает   положительное   воздействие   на   психику ребенка, развивая его внимание, память, делая тонким и восприимчивым   его   слух.   Дети   постигают выразительное   значение   всех   элементов   музыкального языка, воспитывается ощущение красоты и гармонии.  27 Нотное приложение. Примечание  В.В.Емельянов настоятельно рекомендует четырехкратное  пропевание каждого упражнения (по полутонам: три шага вверх,  один вниз) 28 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. В. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и  тренинг. «Лань», С – П., 2007. 29 2.В. В. Емельянов. Структура голосовой активности  человека. В сб.: Перспективы развития вокального  образования. М., 1987. 3.Кинсбрунер, Н.Ф. Фонопедический подход – новый  взгляд на работу с детьми – «гудошниками» и плохо  интонирующими детьми на уроках музыки и  музыкальных занятиях / Н.Ф. Кинсбрунер. ­ Челябинск,  1994 4.Просвещение, 1983.­224с.        Вопросы вокальной  педагогики: Сб. статей./ Под ред. Л.Б.Дмитриева. ­ М.:  Гос. муз. изд., 1962. ­ 148с. 5.Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским  хором: Учеб пособие. ­М.: Владос, 2002.­176с.  6. Концепция сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации . от 24.02.2015г. 30

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Методическая разработка Артикуляционно-речевая работа в хоре мальчиков на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018