МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
труд
Взрослым
26.01.2019
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
Непрерывное течение обменных процессов в организме, преобразование энергии становится определяющим фактором, который отражается на особенностях развития. Показатели массы тела, роста, увеличения объемов определенных частей тела, пропорций являются частью программы, заложенной в каждом из нас с рождения. При наличии оптимальных условий для развития организма все эти показатели изменяются в определенной последовательности.
Методы антропометрии – это, прежде всего, совокупность измерительных мероприятий, направленных на определение соответствия физического развития человека нормам при условии ведения здорового способа жизни, наличия достаточных физических нагрузок. Антропометрические методики базируются в основном на учете морфологических внешних и количественных показателей.
После изучения материала обучающийся должен УМЕТЬ:
Эффективно общаться с пациентом персонала при проведении антропометрии
Собирать информацию о состоянии здоровья пациента: проведение антропометрии, оценка данных физического развития
Выполнять медицинские услуги в пределах своих полномочий: измерение роста, взвешивание пациента, измерение окружности головы, груди, проведение спирометрии
АНТРОПОМЕТРИЯ.doc
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 2»
Коломенский филиал
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больными
МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг
34.02.01 Сестринское дело
(базовая подготовка)
Лютенберг Н.С.
Составитель: преподаватель
1 Коломна
2019
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель занятия: изучить алгоритм проведения антропометрии пациента.
После изучения материала обучающийся должен УМЕТЬ:
Эффективно общаться с пациентом персонала при проведении
антропометрии
Собирать информацию о состоянии здоровья пациента:
проведение антропометрии, оценка данных физического развития
Выполнять медицинские услуги в пределах своих полномочий:
измерение роста, взвешивание пациента, измерение окружности
головы, груди, проведение спирометрии
После изучения материала обучающийся должен ЗНАТЬ:
Технологии проведения антропометрии
Факторы, влияющие на инфекционную безопасность пациента и
персонала при проведении антропометрии
Формируемые компетенции:
ПК 1.1, 1.2, ПК 1.6 ПК 2.1. 2.2
ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 8
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ТЕМЫ
Непрерывное течение обменных процессов в организме, преобразование
энергии становится определяющим фактором, который отражается на
3 особенностях развития. Показатели массы тела, роста, увеличения объемов
определенных частей тела, пропорций являются частью программы, заложенной
в каждом из нас с рождения. При наличии оптимальных условий для развития
организма все эти показатели изменяются в определенной последовательности.
Методы антропометрии – это, прежде всего, совокупность измерительных
мероприятий, направленных на определение соответствия физического развития
человека нормам при условии ведения здорового способа жизни, наличия
достаточных физических нагрузок. Антропометрические методики базируются в
основном на учете морфологических внешних и количественных показателей.
Полученные при измерении данные могут понадобиться при подборе дозы
лекарственного препарата, при подборе предметов ухода, для назначения
адекватной диеты и физической нагрузки, для контроля над эффективностью
лекарственной терапии.
Антропометрия
Телосложение пациента оценивают на основании его роста, упитанности,
формы тела, степени развития и тонуса мышц, строения скелета. Данные,
4 полученные путем осмотра, дополняют и уточняют путем антропометрических
измерений.
Антропометрия – комплекс методов изучения морфологических
особенностей человеческого тела с помощью измерительных и описательных
методов. Измерительными называют признаки, которые могут быть выражены в
числах; описательными — получаемые осмотром, путем сличения с различными
эталонами (таблицами и моделями). Антропометрия широко применяется в
медицине, главным образом при изучении физического развития человека,
являющегося показателем влияния социальноэкономических, гигиенических и
других факторов. При минимальной программе антропометрического
обследования измеряют рост, вес, окружность груди, дают описание развития
мускулатуры и подкожного жирового слоя; при более детальной — производят
дополнительно ряд измерений черепа (краниометрия), конечностей, отдельных
сегментов туловища и др. Антропометрия включает и функциональные
показатели: определение мышечной силы кисти (динамометрия) и жизненной
емкости легких (спирометрия). В зависимости от объектов и целей исследования
антропометрию делят на клиническую, школьную, дошкольную, военную,
профессиональную и др. Антропометрия производится при призыве на военную
службу, при отборе космонавтов, в спортивной медицине, при оценке
результатов пребывания на курортах, домах отдыха и т. д. Специальным видом
антропометрии являются измерения таза при помощи тазомера в акушерской
практике. Большое значение имеет антропометрия в криминалистике и судебной
медицине. За последние годы антропометрия нашла применение в ряде отраслей
промышленности в связи с проблемой стандартизации размеров предметов
личного и коллективного пользования — обуви, одежды, школьной мебели и пр.
Все измерения проводят по обнаженному телу, запись линейных размеров
дают в миллиметрах, взвешивания — в килограммах. Необходимые
предпосылки правильного антропометрического исследования —
5 унифицированные методика и техника,
инструменты и специальная квалификация среднего медперсонала.
точные антропометрические
Антропометрию (от греч.
metreo – измеряю)
осуществляет сестринский персонал, определяя вес пациента, рост, окружность
antropos – человек;
грудной клетки и т.д.
Вес и рост измеряют (если позволяет состояние пациента) при
поступлении в лечебное учреждение, затем каждые 7 дней (при назначении врача
– чаще). Данные записывают в температурный лист. Масса тела является
важнейшим показателем состояния здоровья человека. Целый ряд заболеваний
сопровождается нарушением массы тела. Массу тела пациента необходимо знать
для расчета дозы лекарственного препарата, подбора адекватной диеты, а в
некоторых случаях и для оценки эффективности лечения. Взвешивают
пациентов при помощи специальных медицинских весов натощак, после
предварительного опорожнения кишечника и мочевого пузыря. Пациент может и
самостоятельно (т.е. в домашних условиях) определять свой вес для контроля
адекватности питания, эффективности диуретической терапии.
В норме массу тела соотносят с возрастом и ростом. Показатели массы
тела можно рассчитать, используя специальные формулы и таблицы. Для
пациента важны показатели данного признака в динамике, что получают путем
проведения повторных измерений и сравнения полученных результатов. На
основе полученных результатов пациента необходимо направить к врачу или
дать необходимые рекомендации.
Под ростом тела подразумевают длину тела от затылочного до пяточных
бугров. Рост определяют в положении стоя и сидя при помощи ростомера.
Регистрация полученных данных – это запись результатов измерений в
медицинскую документацию, что обеспечивает преемственность среди
медицинского персонала.
6 Измерение Окружности груди (при спокойном дыхании, при глубоком
вдохе и выдохе) играет определенную роль при диагностике заболеваний легких.
Динамометрия позволяет измерить силу мышц. Все измерения проводят 3
раза, за правильные величины берут максимальные значения.
На основании данных полученных путем измерений выработаны индексы,
позволяющие оценить телосложение.
Индекс массы тела рассчитывается по формуле:
,
где: m — масса тела в килограммах, h — рост в метрах, и измеряется в кг/м².
Индекс массы тела Соответствие между массой человека и его ростом
16 и менее
16—18,5
18,5—24,99
25—30
30—35
35—40
40 и более
Выраженный дефицит массы тела
Недостаточная (дефицит) масса тела
Норма
Избыточная масса тела (предожирение)
Ожирение первой степени
Ожирение второй степени
Ожирение третьей степени (морбидное)
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ
ЗАНЯТИЮ (КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ)
1. Что такое антропометрия?
2. Какие измерения включены в антропометрию?
7 3. Где регистрируют полученные результаты измерений? Зачем?
4. Для чего можно использовать полученные результаты:
определения массы;
измерения роста?
5. Перечислите условия для проведения взвешивания пациента.
6. Перечислите условия для измерения роста.
7. Перечислите оборудование для проведения антропометрии.
8. Какие индексы на основе полученных результатов можно рассчитать? Для
чего они используются?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2014. – 768 с.
2. Широкова Н.В.и др., Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций. –
М.: ГЭОТАРМедиа, 2013.160 с.
ЗАДАНИЕ № 1
8 Используя «Алгоритмы проведения антропометрии» продемонстрируйте
алгоритм определения массы тела.
ЗАДАНИЕ № 2
Используя «Алгоритмы проведения антропометрии» продемонстрируйте
алгоритм измерения роста пациента.
ЗАДАНИЕ № 3
Используя «Алгоритмы проведения антропометрии» продемонстрируйте
алгоритм измерения окружности грудной клетки.
ЗАДАНИЕ № 4
Решите ситуационные задачи:
1. При антропометрии пациента получены следующие данные: вес 56 кг, рост
172 см. Рассчитайте и оцените ИМТ этого пациента.
2. При антропометрии пациента получены следующие данные: вес 84 кг, рост
158 см. Рассчитайте и оцените ИМТ этого пациента.
3. При антропометрии пациента получены следующие данные: вес 48 кг, рост
183 см. Рассчитайте и оцените ИМТ этого пациента.
9 ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Дополните:
Антропометрия_____________________________________________________
Весы ______________________________________________________________
Ростомер __________________________________________________________
Динамометр _______________________________________________________
Спирометр ________________________________________________________
Сантиметровая лента _______________________________________________
ЖЕЛ ______________________________________________________________
ИМТ ______________________________________________________________
2. Решите тестовые задания. Выберите все правильные ответы:
1. Прибор для измерения роста пациента называется:
А) динамометр
Б) спирометр
В) ростомер
Г) сантиметровая лента
2. Антропометрия включает измерение:
А) роста
Б) веса
В) силы
Г) окружности грудной клетки
3. Антропометрические измерения всем пациентам проводят:
А) ежедневно
Б) 1 раз в неделю
В) при поступлении
Г) по назначению врача
10 4. Данные антропометрических измерений регистрируют в:
А) температурном листе
Б) карте сестринского ухода
В) карте выбывшего из стационара
Г) журнале учета приема пациентов
5. Способ дезинфекции сантиметровой ленты:
А) орошение
Б) засыпание сухим порошком
В) замачивание
Г) протирание
Задания на знание алгоритма манипуляций
1. Изучив алгоритм манипуляции «Определение массы тела пациента», выпишите
показания к данной процедуре:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ .
Обязательным условием при определении массы тела пациента является:
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
2. Изучив алгоритм манипуляции «Измерение роста пациента», выпишите показания к
данной процедуре:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ .
3. Обязательным условием при измерении роста пациента является:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ
Разделившись на «малые группы» по три человека, выполните
решение проблемных ситуационных задач. Один студент является
«пациентом», второй «медицинским работником», третий – «экспертом»,
который оценивает действия «медработника», используя оценочный лист
на конкретный алгоритм. Затем участники «малой группы» меняются
ролями. Каждый студент должен выполнить действия за «пациента»,
«эксперта» и получить оценку как «медицинский работник»
ЗАДАЧА № 1
Вы работаете медсестрой приемного отделения Районной больницы. В
терапевтическое отделение поступает пациент в плановом порядке.
1. Проведите прием и регистрацию пациента.
2. Продемонстрируйте алгоритм определения массы тела
ЗАДАЧА № 2
Вы работаете медсестрой приемного отделения Районной больницы. В
пульмонологическое отделение по скорой поступает пациентка с диагнозом :
Эмфизема легких.
1. Проведите прием и регистрацию пациента.
2. Продемонстрируйте алгоритм измерения окружности грудной клетки.
ЗАДАЧА № 3
Вы работаете медсестрой приемного отделения Районной больницы. В
отделение эндокринологии в плановом порядке поступает пациент с
заболеванием гипофиза.
12 1. Проведите прием и регистрацию пациента.
2. Продемонстрируйте алгоритм измерения роста пациента.
ПРИЛОЖЕНИЯ
АЛГОРИТМЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНТРОПОМЕТРИИ
1. Измерение массы тела
Цель: оценить адекватность питания; оценить физическое развитие
Показания: контроль физического развития; выявление заболеваний, связанных
с изменением массы тела.
Противопоказания: тяжелое состояние пациента
Оснащение: медицинские весы; резиновые перчатки; бумажная салфетка
одноразового применения; емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
бумага, ручка.
Обязательное условие: взвешивать пациента натощак, в одно и то же время,
после акта дефекации.
Этапы
Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить пациенту/родственникам цель
исследования
2.Установить весы на ровной устойчивой
поверхности
3. Подготовить необходимое оснащение
4. Проверить, закрыт ли затвор весов.
5.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
Обработать площадку весов дезраствором с
помощью ветоши
Обеспечение права пациента,
родственников на информацию,
осознанное их участие в исследовании
Достижение достоверности измерения
Обеспечение четкости выполнения
процедуры
Обеспечение инфекционной
безопасности
13 6.Постелить на площадку весов салфетку
Установить гири на нулевые деления Открыть
затвор. Уравновесить весы с помощью вращения
противовеса (уровень коромысла должен совпадать
с контрольным пунктом)
Создание комфортных условий пациенту
Достижение достоверности результатов
исследования
7. Закрыть затвор
Сохранение правильной регулировки
весов
Выполнение манипуляции
1. Предложить и помочь пациенту встать (без
обуви) на центр площадки весов
Достижение достоверности результатов
исследования
Обеспечение правильности взвешивания
и получения реальных результатов
2.Открыть затвор
Передвинуть «килограммовую» гирю,
расположенную на нижней части весов, до момента
падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно
деление влево Плавно передвигать гирю,
определяющую граммы и расположенную на
верхней штанге, до положения установления
равновесия
3. Закрыть затвор и помочь пациенту сойти с
площадки весов
Сохранение правильной регулировки
весов
Завершение манипуляции
1.Записать показатели массы тела пациента
(фиксируются цифры слева от края гирь Сообщить
результат пациенту)
Обеспечение преемственности в
передаче информации
2.Убрать салфетку с весов
Протереть рабочую поверхность весов
дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить
руки
Обеспечение инфекционной
безопасности
2. Измерение роста
Цель: оценить физическое развитие.
Показания: наблюдение за физическим развитием; выявление заболеваний,
сопровождающихся изменением роста.
14 Противопоказания: тяжелое состояние пациента
Оснащение: вертикальный (станковый) ростомер; резиновые перчатки; емкость
с дезинфицирующим раствором, ветошь; бумажная салфетка одноразового
применения; бумага, ручка.
Этапы
Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить пациенту цель и ход
исследования, получить согласие.
Обеспечение права пациенту на информацию,
осознанное их участие в исследовании
2.Подготовить необходимое оснащение
Откинуть «скамеечку» ростомера
3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
Обработать рабочую поверхность ростомера
дезраствором с помощью ветоши
4. Постелить на нижнюю площадку
салфетку одноразового применения
Обеспечение четкости выполнения процедуры
Обеспечение инфекционной безопасности
Создание комфортных условий пациенту
Выполнение манипуляции
Достижение достоверности результатов
исследования
1.Поднять подвижную планку ростомера
Предварительно сняв обувь, помочь
пациенту правильно стать на площадке
ростомера:
а) установить 4 точки касания: пятки,
ягодицы, межлопаточная область, затылок;
б) расположить голову так, чтобы наружный
угол глаза и козелок располагались на одной
горизонтальной линии
Опустить подвижную планку ростомера (без
надавливания) к голове пациента
Определить длину тела по нижнему краю
планки (по правой шкале делений)
2. Помочь пациенту сойти с ростомера
Обеспечение безопасности
Завершение манипуляции
1.Записать результат
Обеспечение преемственности в передаче
информации
15 2.Сообщить результат пациенту
Обеспечение права на информацию
3.Убрать салфетку с ростомера
Обеспечение инфекционной безопасности
Протереть рабочую поверхность ростомера
дезраствором
Снять перчатки, вымыть и осушить руки
16 3. Измерение окружности грудной клетки
Цель: оценить физическое развитие.
Показания: контроль физического развития ; Противопоказания:
нет.
Оснащение: сантиметровая лента; 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;
ручка, бумага
Этапы
Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить пациенту цель и ход
исследования, получить согласие мамы
Обеспечение права пациента на информацию,
осознанное их участие в исследовании
2.Подготовить необходимое оснащение
Обеспечение четкости выполнения процедуры
3.Обработать сантиметровую ленту с двух
сторон спиртом с помощью салфетки
Обеспечение инфекционной безопасности
4 Уложить или усадить пациента
Создание комфортных условий пациента
Выполнение манипуляции
Наложить сантиметровую ленту на грудную
клетку по ориентирам:
Достижение достоверности результатов
исследования
а) сзади нижние углы лопаток;
б) спереди – над молочными железами.
Определить показатели окружности грудной
клетки
Завершение манипуляции
1.Записать результат
Обеспечение преемственности в передаче
информации
2.Сообщить результат пациенту
Обеспечение права на информацию
4. Измерение окружности головы
Цель: оценить физическое развитие
Показания: контроль физического развития, выявление заболеваний,
сопровождающихся изменением окружности головы; Противопоказания:
нет.
Оснащение: сантиметровая лента; 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;
ручка, бумага Этапы
Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить пациенту цель и ход
исследования, получить согласие
Обеспечение права пациента на информацию,
осознанное их участие в исследовании
2. Подготовить необходимое оснащение
Обеспечение четкости выполнения процедуры
3. Обработать сантиметровую ленту с двух
сторон спиртом с помощью салфетки
Обеспечение инфекционной безопасности
4.Уложить или усадить пациента
Создание комфортных условий пациенту
Выполнение манипуляции
Наложить сантиметровую ленту на голову
ребенка по ориентирам:
Достижение достоверности результатов
исследования
а) сзади затылочный бугор;
б) спереди надбровные дуги.
Примечание: следить, чтобы палец
исследователя не находился между лентой и
кожей головы ребенка
Определить показатели окружности головы
Завершение манипуляции
1.Записать результат
Обеспечение преемственности в передаче
информации
2.Сообщить результат ребенку / маме
Обеспечение права на информацию
16 16
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АНТРОПОМЕТРИИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.