Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"
Оценка 4.8

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
окружающий мир
Детсад
19.01.2017
Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"
В данной работе освящены вопросы: 1. Воспитательно-образовательное значение уголка природы 2.Подбор обитателей для уголка природы в разных возрастных группах детского сада 3. Методы и приемы воспитания у дошкольников отношения к природе в процессе деятельности в уголке природы Работа для сотрудников дошкольного учреждения. Носит методический характерматериал
воспитательно-образовательное значение уголка природы.doc
Оглавление 1. Воспитательно­образовательное значение уголка природы......................3 2.Подбор обитателей для уголка природы в разных возрастных  группах детского сада………………………………………………………...4 3. Методы и приемы воспитания у дошкольников отношения к природе в  процессе деятельности в уголке природы……………………………………9 Список использованной литературы...............................................................11 2 1. Воспитательно­образовательное значение уголка природы В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года  изменениями. На основе  приобретенных знаний формируются   такие   качества,   как   реалистическое   понимание   явлений природы,   любознательность,   умение   наблюдать,   логически   мыслить, эстетически   относиться   ко   всему   живому.   Любовь   к   природе,   навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы   детского   сада,   где   содержатся   комнатные   растения   и   некоторые животные.   Каждая   возрастная   группа   имеет   свой   уголок   природы,   однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп. Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей   на   небольшом   количестве   обитателей,   на   наиболее   типичных   их признаках   и   тем   самым   обеспечить   более   глубокие   и   прочные   знания. Разнообразие   растений   и   животных,   с   которыми   дети   встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление   с  ограниченным   количеством   специально   подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет   значение   и   пространственная   близость   обитателей   уголка   природы. Дети   получают   возможность   хорошо   рассмотреть   растения   и   животных, наблюдать за ними длительное время. 3 Обитателей   уголка   природы   дети   видят   ежедневно,   что   облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.  В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным   и   растениям,   рассматривать   их,   вести   за   ними   длительное наблюдение.   У   детей   расширяются   конкретные   знания   о   природе.   При ознакомлении   с   живыми   объектами   у   дошкольников   развивается наблюдательность, интерес к природе.  Во   время   работы   в   уголке   природы   у   детей   дошкольного   возраста развиваются   следующие   познавательные   процессы:   восприятие,   мышление, воображение,   а   также   внимание   и   память.   Дети   мыслят   (устанавливают причинно   ­   следственные   связи),   запоминают   названия   обитателей   уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело. Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную   и   самую   общую   связь   живого   организма   с   внешней   средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;   появление   нового   организма,   его   рост,   развитие   и   условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного),  его   отличие   от   предметов;   многообразие   живых   организмов   и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое. 2.Подбор обитателей для уголка природы в разных возрастных группах детского сада Младшая группа. При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны 4 научиться узнавать и называть 2­3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Дети   второй   младшей   группы   привлекаются   к   уходу   за   растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за   животными,   малыши   учатся   узнавать   их   по   внешним   ярким   признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д. Воспитатель   учит   детей   наблюдать:   принять   вопрос­задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы. В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные   основные   части   (стебель,   листья)   и   ярко,   обильно   и   долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др.  Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья,   ­   аукуба   («золотое»   или   «колбасное»   дерево),   колеусы.   Аукуба   и китайский   розан   (небольших   размеров),   кроме   того,   имеют   достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3­4 растения. Какое­то из них должно быть в двух экземплярах, с тем чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.  Во   второй   группе   младшего   возраста   в   уголке   природы   помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года   активный   образ   жизни,   охотно   поедающую   корм.   Это   обыкновенная золотая   рыбка,   золотистый   и   серебристый   караси.   Они   имеют   типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны. В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка. 5 Содержать   млекопитающих   постоянно   в   уголках   природы   младших групп   вряд   ли   целесообразно.   Млекопитающие,   даже   мелкие,   требуют значительно   большего   внимания,  чем   другие   животные   (обильное   и   частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят   в   группу   малышей   для   эпизодического,   кратковременного наблюдения. Средняя группа. В   средней   группе   у   детей   формируют   умение   видеть   разнообразие свойств   и   качеств   предметов   и   их   частей   (разнообразие   формы,   цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать   предметы   по   тем   или   иным   признакам.   Усложняются   знания   о растениях   и   животных.   Дети   четче   различают   особенности   растений, знакомятся   с   условиями,   необходимыми   для   их   жизни.   Число   растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. Ребенок   пятого   года   жизни,   знакомясь   с   животными,   отмечает своеобразие   их   внешнего   вида,   строения,   движения,   способа   питания; устанавливает   и   первые   связи   ­   зависимость   характера   движения   от особенностей строения конечностей. В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают   несложными   умениями:,   поддерживать   растение   в   чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи. Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения   уголка   природы   новыми   обитателями.   Комнатные   растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми   приемами   поддержания   растений   в   чистоте:   обливают   из мелкосетчатой   лейки   или   опрыскивают   из   пульверизаторов   растения   с мелкими   листьями,   обтирают   влажной   кисточкой   или   щеткой   листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой ­­ опушенные листья. При этом дети учатся   устанавливать   способ   ухода   в   зависимости   от   характера   листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. 6 В дополнение  к растениям, названным  для уголка природы младших групп,   в   средней   группе   помещают   алоэ   или   агаву   (с   сочными   листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию­рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6­8 видов растений. В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности   золотой   рыбки   ­   вуалехвост,   телескоп   и   одновременно   (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках   названных   рыб   достаточно   заметны   и   могут   быть   обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек. Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать   и   млекопитающих.   Дети   этого   возраста   вполне   могут   овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост,   они   дружелюбны,   у   них   легко   вырабатываются   рефлексы   на разнообразные сигналы ­ время, обстановку. Старшая группа. В   старшей   группе   продолжается   формирование   умений   наблюдать, сравнивать   предметы,   обобщать   и   классифицировать   их   по   различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений   и   животных,   изменения   их   по   сезонам.   Дети   должны   знать,   что растения   для   своего   роста   нуждаются   в   свете,   влаге,   тепле,   почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги. Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте). В   содержание   познавательных   задач   о   растениях   включают   знания   о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками.  Все   это   требует   пополнения   уголка   природы   новыми   растениями:   с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих   стеблей),  имеющими  луковицы,  клубнелуковицы  и  т.  д.  Это 7 могут   быть   2­3   вида   традесканций,  комнатный   виноград,   вьющийся   плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге. При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать   основную   программную   задачу   ­   обеспечить   формирование первоначальных   знаний   об   особенностях   приспособления   животных   к условиям среды обитания. В   аквариумах   хорошо   содержать   теплолюбивых   живородящих   и икромечущих рыб ­ гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей   вызовет   и   наблюдение   за   вьюном.   Эта   маленькая   рыбка   местных водоемов ­ своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность. Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, ­   канарейка,  волнистые   попугайчики.  Рост   и   развитие   птенцов, забота взрослых птиц о потомстве ­ ценнейший материал для наблюдения. Не следует   при   этом   забывать   о   том,   что   детям   присуще   чувство   особо бережного   и   покровительственного   отношения   к   детенышам,   и   забота   о беспомощных,  растущих  птенчиках ­ источник добрых  и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому. В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот   период   черепаха   становится   вялой,   неохотно   берет   корм.   (Понять причину   такого   состояния   и   создать   соответствующие   условия   для   жизни животного могут только старшие дошкольники.) Разнообразнее   и   подбор   млекопитающих.   Кроме   морской   свинки   и хомячка,   нужны   еж,   белка.   Белка   в   большей   степени,   чем   другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать. Подготовительная группа. Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе ­ формирование   элементарных   знаний   о   существенных   зависимостях   в   мире 8 природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости  внешнего строения и образа жизни животного от условий среды   обитания.   Дети   знакомятся   с   постоянно   повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития. В   содержание   знаний   о   растительном   мире   включаются   знания   о некоторых   способах   вегетативного   размножения   растений.   Дети   должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность.   В   соответствии   с   этим   при   подборе   растений   и   животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды. Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от   условий   их   обитания   в   естественной   среде,   в   уголок   природы   следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1­2 вида), требующие очень небольшой и редкой   паливки,   традесканции   ­   с   большой   потребностью   во   влаге; узамбарские   фиалки,   поливать   которые   следует   весьма   умеренно,  и   др.   В умеренной   поливке   зимой   нуждаются   многие   субтропические   растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, ­ герани, фуксии и др.  О   зависимости   условий   роста   и   развития   растений,   находящихся   в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими  растениями, особенно  из  семейства  лилейных  и  амариллисовых,  ­ амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус и др. Первый период зимы для этих растений ­ период покоя, и в это время их почти прекращают поливать. Вегетативное   размножение   комнатных   растений   весьма   разнообразно: побегами   (герани,   фуксия,   розы,   бегонии   и   др.);   листовыми   черенками (узамбарская фиалка, бегония­реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста.  Большой   интерес   вызывают   у   детей   так   называемые   живородящие растения   ­   камнеломка,   хлорофитум,   бриофиллюм   и   др.   Все   они   имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других   частях   растений   (усы   у   камнеломки,   цветочная   стрелка   у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма). 9 Рыбы в аквариумах (их должно быть 2­3 вида) также разнообразные: из местных   водоемов   (любая),   а   также   теплолюбивые   (живородящие   и икромечущие).   Каждая   их   этих   групп   требует   особых,   хотя   и   не   очень сложных условий содержания. Как и у старших ребят, в уголок природы подготовительной к школе группы из птиц лучше отобрать тех, которые выводят потомство в неволе, а летом на участке содержать семейство кур или утку с утятами (в зависимости от   местных   условий).   Из   млекопитающих   в   уголке   могут   жить   любые животные. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что таких животных, как еж, можно содержать в клетке только в зимнее время. Весной их надо обязательно   выпустить.   Старшие   дети   ухаживают   за   крольчатником   на участке детского сада. 3. Методы и приемы воспитания у дошкольников отношения к природе в процессе деятельности в уголке природы Могучим   фактором,   способствующим   интеллектуальной   активности   является   природа,   поэтому   возможна   такая   организация детей, познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Наблюдение. Организованное   наблюдение   живых   объектов   и практическое   экспериментирование   с   ними;   рассматривание   картинок (предметных и с простым сюжетом), игрушек. Происходит знакомство детей с животными   ближайшего   окружения:   кошка,   собака,   корова,   курица.   Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти,   форме   и   размеру   ушей,   хвоста,   длине   передних   и   задних   лап), характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает), издаваемым звукам (кошка   мяукает,   петух   кукарекает).   Малыши   узнают   и   называют   растения ближайшего окружения –трава, комнатные цветы. Дидактические   игры.  В   дидактических   играх   познавательные   задачи (определение   свойств   и   качеств   предмета,   классификация   и   группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться), что и делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. 10 Экскурсии – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во   время   экскурсии   ребенок   может   в   естественной   обстановке   наблюдать явления природы. Список использованной литературы 1.Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. ­ М., 1983.­ 235 с. 2.Марковская,   М.   М.   Уголок   природы   в   детском   саду.   ­   М.: Просвещение, 1989.­187 с. 3.Николаева,   С.   Н.   Методика   экологического   воспитания дошкольников. ­ М.: «Академия», 2005.­259 с. 4. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. ­ М.: Мозаика ­ Синтез, 2002.­312 с. 5. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. ­ М.: Просвещение, 1980.­165 с.   11 12

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"

Методическая разработка для воспитателей: "Воспитательно-образовательное значение уголка природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017