Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»
Оценка 4.8

Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
психологическая работа +1
5 кл—11 кл
15.05.2019
Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС»
Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС» описывает систему профилактики девиантного повеления, которая включает: психодиагностику, консультирование (индивидуальное и групповое) подростков, учителей, родителей; групповые формы (занятия по формированию здорового образа жизни и др.), просвещение (тематические классные часы и родительские собрания, тематические информационные стенды, буклеты), анализ и мониторинг результатов, дальнейшее планирование (в конце учебного года анализирую результаты диагностики, возникающие трудности и осуществляю корректировку планирования на новый учебный год), то есть оценивается эффективность профилактической работы.
Девиант поведение.doc
Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС» Работа классного руководителя в профилактике девиантного поведения учащихся ­ важнейшая составная часть пространства воспитательной работы, направленной   на   реализацию   ФГОС   второго   поколения.   Данная   работа позволяет   активизировать   ресурсы,   позволяющие   раскрыть   и   максимально эффективно использовать творческий потенциал не только учащегося, но и всего   педагогического   коллектива,   сопровождая   очень   важную   функцию   ­ развитие   личности,   включая   ее   социализацию,   активируя   также   духовно­ нравственное   и   художественное   развитие,   осуществляя   подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества. Девиантное поведение подразумевает под собой отклонение, поступки и действия, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе. Почему появляются дети с  девиантным  поведением? Как  исправлять? Что  исправлять? I шаг: Выявить причины отклоняющегося поведения 1 группа Причины, связанные с  психическими и  психофизиологически ми расстройствами          Симптомы:  ­ несоответствие  поведения ребенка  нормативам,  соответствующим его  возрасту и половой  принадлежности; ­ длительность  сохранения  расстройства; то же относится к  колебаниям в  поведении и  эмоциональном  состоянии детей; ­ появление изменений в  поведении ребенка по  сравнению с его  обычным поведением; ­ появление тяжелых и  часто повторяющихся  симптомов. Причины  отклоняющег о поведения 2 группа Причины,  социального и  психологического  характера ­ Дефекты правового и  нравственного сознания; содержание потребностей  личности; ­ особенности характера; ­ особенности   эмоционально­волевой  сферы; ­ незавершенность  процесса формирования  личности; ­ отрицательное влияние  семьи и ближайшего  окружения; ­  зависимость  подростка  от  требований,  норм  и  ценностей  к  которой он принадлежит; ­ отклоняющее поведение  –  средство  самоутверждения  протест  подростков,  против  действительности  или  требований  взрослых  и др. группы,  3 группа Причины, связанные с  возрастными кризисами ­ Негативизм – реакция  не на содержание  действие, а на само  предложение со стороны  взрослых. ­ Упрямство ­ ребенок  настаивает на чем­то не  потому, что он этого  очень хочет, а потому,  что он это потребовал. ­ Строптивость – против  социальных норм,  установленных для  ребенка. ­ Своеволие в поведении  ребенка («Я сам!»). ­ Бунт. Поведение  приобретает черты  протеста. ­ Обесценивание. Ребенок  может начать ругаться,  обижать, и т.д. ­ Стремление проявлять  деспотическую власть по  отношению к  окружающим. II шаг. Определить процесс развития учащихся класса (этап) Процесс развития детей школьного возраста можно условно разделить на два этапа: Младший  школьный  возраст (от 6­7  лет до 10­11 лет) Средний и старший  школьный возраст  (от 10­11 до 16­17  лет) Подростковый  возраст (от 10­11 до 13­ 14 лет) Ранний  юношеский  возраст (от 13­14  до 16­17 лет) III шаг.  Изучить характерные особенности поведения возрастного периода учащихся класса Характерные особенности поведения (по А. Гезелл) Возраст 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет Особенности поведения Уравновешенность, доверчивость, мало заботится о внешности. Импульсивность, негативизм, частая смена настроений, ссоры, бунты. Автономия от семьи, возрастает влияние сверстников, чувство юмора,  терпимость, проявление инициативы, забота о внешности, интерес к  представителям противоположного пола. Обращение внутрь себя, интровертированность. Дети становятся  самокритичными и чувствительными к критике, склонны к уходу в себя,  начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям,  становятся более избирательными в дружбе. Колебания в настроении  очень часты и велики по амплитуде и являются результатом  происходящих соматических сдвигов. Интроверсия сменяется экстраверсией, экспансивность, общительность.  Интерес к другим людям и к себе, к различиям между людьми.  Склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции  людей в общении. Быстро возрастают индивидуальные различия. Дух независимости, жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом  сознательного самовоспитания. Ранимость, потребность в групповой  принадлежности и групповой идентификации. Равновесие, внутренняя самостоятельность, общительность,  устремленность в будущее. Очень велик жизненный оптимизм. IV шаг. Познакомиться с классификацией  «юных правонарушителей» В.   Клайн   (1991)   выделяет   шесть   типов   «юных   правонарушителей»   с точки зрения психотерапевта. 1. Он просто «валяет дурака». «Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, шалости на грани хулиганства». 2. Враг родителей. «Причиной плохого поведения таких подростков может быть их месть одному или обоим родителям». 3. Испорченный ребенок. «…личность с асоциальной направленностью. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье и теперь живет по нормам своего порочного окружения.». 4. Органик. «Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития». 5. Психотики. 6.   Дурное   семя.   «Этот   тип   подростков   называют   еще   первичными психопатами». V шаг. Выявить, что заставляет ребенка преступать границы социальных норм             Общая картина представлений специалистов о специфике и причинах девиантного поведения.  Лживость, табакокурение, раннее начало половой жизни, срыв, уроков, прогулы.  Грубое   нарушение   социальных   норм,   предполагающее   уголовное наказание.  Такие формы поведения, корни которых лежат в ошибках воспитания, и могут быть скорректированы.  Отклонения, предполагающие вариативность при разработке программ воспитательно­профилактической работы.  Педагогическая некомпетентность родителей разного характера.  Физиологические,   психические,   соматические   и   другие   проблемы самого ребенка.  Государственная политика по отношению к проблемам детства, семьи, отсутствие   позитивных   образцов   в   средствах   массовой   информации, ослабление воспитательной работы.  Можно ли целенаправленно влиять на трудного ребенка? социальных  отношений  с  детей  Особенность  девиантным поведением: они  чаще  всего  воспринимают  свое  поведение  как  нормальное,  нравственным  позициям; всякую негативную оценку своих поступков они  воспринимают как несправедливое отношение к ним  лично. соответствующе  их  Какие методы можно использовать при воспитании трудного ребенка? Методы воздействия на  интеллектуальную  сферу Для формирования  взглядов, понятий,  убеждений, установок Нравственные  ценности: моральные  идеалы, принципы,  номы поведения (гу­ манность, солидар­ ность, любовь, долг,  справедливость,  скромность, самокри­ тичность, честность,  ответственность за  себя) Метод убеждения Разумное доказатель­ ство ребенку нравствен­ ной позиции, оценки  происходящего Формы убеждения ­отрывки из различных   литературных произве­ дений; ­ исторические анало­ гии; ­ басни; ­ причти и др. Методы воздействия на  мотивационную сферу Стимулирование Для формирования пра­ вомерности и обосно­ ванности отношения к  моральным ценностям ­ бережное отношение  к человеку; ­ сочетание личных и  общественных интере­ сов; ­ стремление к идеалу; ­ правдивость; ­ нравственные уста­ новки; ­ цели жизни; ­ смысл жизни; ­ отношение к своим  обязанностям и др. Поощрение – это выражение  положительной оценки  действий воспитанников Наказание – это компонент  педагогического стимулиро­ вания, применение которого  должно предупреждать не­ желательные поступки уча­ щихся, тормозить их, вызы­ вать чувство вины перед  собой и другими людьми Формирование у уча­ щихся осознанных по­ буждений их жизнедея­ тельности Поощрение Наказание Одобрение, похвала,  благодарность,  предоставление почетных  прав, награждение Наложение дополнительных  обязанностей, лишение или  ограничение определенных  прав, выражение морального  порицания, осуждения Методы воздействия  на эмоциональную  сферу Внушение  (вербальное,  невербальное) Формирование необхо­ димых навыков в уп­ равлении своими эмо­ цииями, обучение уп­ равлению конкрет­ ными чувствами, пони­ манию своих эмоцио­ нальных состояний и  причин их порождаю­ щих Методы воздействия  на волевую сферу Методы требования и  упражнения ­ требование­совет; ­ требование­игра; ­ требование доверием; ­ требование­намек; ­ требование­одобрение; ­  приучение Формирование  нравственно­волевых  устремлений  в  реализации  нравственных  поступков:  мужества,  смелости,  принципиальности  в  отстаивании  нравственных  идеалов Метод коррекции  поведения ­ пример; ­ самокоррекция Методы  воздействия на  сферу  саморегуляции Формирование  нравственной  правомерности  выбора: ­ совестливости, ­самооценку, ­ самокритичность, ­  умение  соотнести  свое  поведение  с  другими, ­самоконтроль, ­ рефлексию и др. Методы воздействия  на предметно­ практическую сферу Методы  воспитывающих  ситуаций Развитие у детей  качеств, помогающих  человеку реализовать  себя и как существо  общественное, и как  неповторимую  индивидуальность Это методы органи­ зации и поведения вос­ питанников в специа­ льно созданных усло­ виях ­ ситуациях, в  процессе которых ре­ бенок ставится перед  необходимостью ре­ шить какую­либо  проблему  Какие приемы воспитания можно использовать при работе с трудными детьми? Приемы   воспитания   трудных   подростков  –   это   педагогически оформленные   действия,   посредством   которых   на   поведение   и   позиции обучаемого   оказываются   внешние   побуждения,   изменяющие   его   взгляды, мотивы   и   поведение,   в   результате   чего   включаются   механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков. Первая группа приемов Прием – просьба о  помощи Прием – оцени  поступок Прием – обсуждение  статьи Прием – доброго  поступка Прием – обнажение  противоречий Прием – стратегия  жизни Прием – рассказ о себе  и других Прием – мой идеал Прием – сказка для  воспитанника Прием – ролевая маска Вторая группа приемов связана с  групповой деятельностью Прием –  непрерывная  эстафета мнений Прием ­  самостимулирование Прием –  импровизация на  свободную тему Третья группа приемов связана с  организаторской деятельностью учителя,  направленной на изменение ситуации  вокруг ученика Прием ­ инструктирование Прием – распределение  ролей Прием – самоотстранение  учителя Прием – распределение  инициативы Прием – коррекция позиций Прием – обмен ролями Прием – мизансцена

Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения подростков в условиях ФГОС»

Методическая разработка «Формирование  основ коммуникативной культуры как профилактика девиантного поведения  подростков в условиях ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2019