Материалы данного мероприятия можно использовать как на уроках чтения, так и кружковых занятиях. Задачи:
Формирование культуры слушания.
Формирование читательских навыков.
Развитие речевой активности и словарного запаса.
Планируемые результаты: привитие интереса к книгам, расширение знаний о русских народных сказках, их нравственной ценности.
Тема. Игра викторина «Сказку, друг мой, назови!»
Задачи:
Формирование культуры слушания.
Формирование читательских навыков.
Развитие речевой активности и словарного запаса.
Привитие интереса к книгам, расширение знаний о русских народных сказках, их
нравственной ценности.
Ход занятия.
1
Оргмомент. Правила поведения.
Ведущая. Бродят сказки по белому свету,
Дарят людям чудеса и добро.
Как раскроешь ты дивную книгу,
Так возьмет тебя в плен волшебство.
Вот, как витязь, стоишь на распутье,
Ищешь к счастью дорогу свою;
Вот в волшебном саду у Кощея
Птицыжар тебе песню поют.
Море синее плещет о скалы,
Буреломы встают на пути,
Машут в небе высоком крылами
Гусилебеди — слуги Яги.
Много историй в Сказочном царстве,
И какую ни выберешь ты —
Сказка тебе непременно расскажет
О жизни, свете, добре и любви.
Даже существует такое высказывание: (слайд 1)«Сказка – ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам – урок!» Кто его автор?
Как вы понимаете эти слова? Какие сказки вы читали? Молодцы! Названия сказок вы
знаете, а их содержание? Сейчас мы это узнаем.
2 Разминка. Определение видов сказок. (слайд 2)
В этом волшебном шкафчике находятся вещи, которые принадлежат героям сказок.
Попробуйте угадать сказку и назвать героя, которому принадлежит данный предмет.
Дети по очереди достают предмет и называют сказку, определяют, кому принадлежит
эта вещь.
“Золотой ключик”
“Аленький цветочек”
“Лиса и Журавль”
“Царевна Лягушка”
“Золушка”
Попробуйте разделить эти сказки на 2 группы. (авторские и народные)
А я разделила на 3 группы. Как я это сделала? (волшебные, анималистические,
бытовые).
Таким образом, бывают сказки по авторской принадлежности: народные и авторские,
а по содержанию: волшебные, бытовые, о животных.
4. Конкурсная программа.
Правила проведения занятия. Конкурсные задания могут выполняться учащимися индивидуально или группами. За
каждый правильный ответ дается жетон. Побеждает тот, кто набирает наибольшее количество жетонов.
Конкурс «Назови сказку!»Ведущая. Друзья, я хочу рассказать вам одну историю. Послушайте! Снится мне:
Вот катится клубок
По дорожке. Скокпоскок.
Мы за ним пойдем,
На болото попадем.
Среди разного зверья
Там живут два журавля.
Один жениться все хотел,
Но и по сей день не сумел.
Другой к Лисе зван на обед,
Да только натерпелся бед. (Русская народная сказка «Журавль и цапля».)
(Русская народная сказка «Лиса и журавль».)
Эта рыжая кума
Всех обидеть готова.
Утащила Петушка,
Пришлось Коту спасать дружка.(Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».)
Зайку выгнала из дома
И сидела на печи.
Лапки грела, песни пела,
С чаем ела калачи. (Русская народная сказка «Заюшкина избушка».)
Надоело жить одной,
Стала вдруг она женой
Того самого Кота,
Что в лесу в мешке нашла. (Русская народная сказка «Кот и лиса».)
А клубокто! Скокпоскок!
В соседний катится лесок.
Там Бык, Баран, Петух и Хрюшка
Из бревен мастерят избушку.
Кот им усердно помогает.
Ладный домик вырастает! (Русская народная сказка «Зимовье зверей».)
Это что за шум и треск?
В нору кто это полез?
Кто кричит: «Ой, помогите!
Ой, собак всех заберите!».
А собаки из норы
Уж тащат рыжий хвост лисы... (Русская народная сказка «Лисичка со
скалочкой».)
Даа! Вот это чудеса!!!
А клубокто где же? А?
А клубочек — скокпоскок —
Закатился под кусток.
Я хочу его поднять, наклоняюсь и...
Сон ушел, я просыпаюсь.
Ответы детей можно проиллюстрировать рисунками к сказкам или показать им соответствующие книжки.
Конкурс «Сказки перепутались» (слайд 3)
Ведущая. Назовите сказки, которые «перепутались».
Конкурс «Найди имя сказочного героя» (слайд 4)Составьте слог из выделенных букв. Добавьте к нему первый слог из данных так, чтобы получилось имя сказочного
героя.
Конкурс «Ассоциации»
Ведущая. Ребята, следующий конкурс тоже на сообразительность. Ассоциации—это слова,
которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попробуйте
отгадать сказки по ассоциации со словами:
1 Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)
2 Царь, стрела, клубок, Иванцаревич, щука. (Русская народная сказка «Царевна
лягушка».)
3 Мачеха, череп, куколка, Баба Яга, дюжина сорочек. (Русская народная сказка
«Василиса Прекрасная».)
4 Мужичок, рыба, прорубь, волчий хвост, квашня. (Русская народная сказка «Лисичка
сестричка и серый волк».)
5 Пшеница, Иванушка, веревка, конь, золотой перстень. (Русская народная сказка
«СивкаБурка».)
5.Подведение итогов.
Ведущая. Ну вот, подошла к концу наша игравикторина. Завершая ее, я желаю вам: «Жить
поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться.
До свидания, мои маленькие друзья! До новых встреч со сказкой!