«С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается. Кто-то считает это неизбежностью, кто-то пытается бороться за состояние окружающей среды, но факт остается фактом. Дело тут даже не в том, что человечество загрязняет атмосферу посредством выхлопных газов от автомобилей или выбросов с заводов и фабрик, глобальные экологические катастрофы стали регулярными».
Типичный тому пример связан с добычей нефти, ее транспортировкой, переработкой и использованием. Оборудование устарело, кто-то где-то недосмотрел, не соблюдены меры безопасности – и вот уже произошло беспрецедентное по масштабам экологическое бедствие - разлив нефти в Мексиканском заливе (20 апреля 2010 г.)! Произошедшая катастрофа имеет долговременный эффект, и ее новые последствия будут проявляться еще многие годы.
Разлив нефти – действительно одна из самых страшных экологических катастроф. «Тысячи миль, не подлежащих восстановлению заболоченных участков и пляжей, прекращение рыболовства на несколько сезонов, гибель наиболее уязвимых видов животных и отраслевой экономический упадок на десятилетия – все это последствия, к которым могут привести катастрофы такого характера».
Пояснительная записка
«С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается. Кто-то считает это
неизбежностью, кто-то пытается бороться за состояние окружающей среды, но факт
остается фактом. Дело тут даже не в том, что человечество загрязняет атмосферу
посредством выхлопных газов от автомобилей или выбросов с заводов и фабрик,
глобальные экологические катастрофы стали регулярными».
Типичный тому пример связан с добычей нефти, ее транспортировкой, переработкой и
использованием. Оборудование устарело, кто-то где-то недосмотрел, не соблюдены
меры безопасности – и вот уже произошло беспрецедентное по масштабам
экологическое бедствие - разлив нефти в Мексиканском заливе (20 апреля 2010 г.)!
Произошедшая катастрофа имеет долговременный эффект, и ее новые последствия
будут проявляться еще многие годы.
Разлив нефти – действительно одна из самых страшных экологических катастроф.
«Тысячи миль, не подлежащих восстановлению заболоченных участков и пляжей,
прекращение рыболовства на несколько сезонов, гибель наиболее уязвимых видов
животных и отраслевой экономический упадок на десятилетия – все это последствия,
к которым могут привести катастрофы такого характера».
Чтобы снизить неблагоприятное воздействие нефтедобычи на окружающую среду в
данной отрасли надо придерживаться высоких экологических стандартов
деятельности. «Для предотвращения аварий в компаниях внедряются новые
стандарты деятельности, учитывающие прошлый негативный опыт, культивируется
культура безопасного ведения работ. Разрабатываются технические и
технологические средства, предотвращающие риск возникновения аварийных
ситуаций». Ученые разрабатывают новые методы борьбы с загрязнением. Такие как,
применение специальных реагентов-диспергентов, которые позволяют ускорить сбор
разлившейся нефти с поверхности воды или искусственное выведение бактерий-
деструкторов. Они, при распылении на нефтяное пятно, способны в короткие сроки
переработать нефть, превращая ее в более безопасные продукты.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на
духовное развитие ребенка, формирование у него определенных ценностных
установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Но к сожалению,
базисный учебный план 2004 года не предусматривает выделения учебных часов на
ведение отдельного предмета «Экология», поэтому проблема экологического
воспитания частично решается за счет введения экологической составляющей в
теоретические и практические занятия по биологии и химии в средних и старших
классах общеобразовательных школ.
На уроках в группе «Эколог» добавляются элементы экологических знаний и часть
времени отводится на решение биологических задач с экологическим содержанием.
При рассмотрении темы «Природные сообщества», разбираются региональные
экологические проблемы, их влияние на биологическое разнообразие растений и
животных, возможные пути решения этих проблем, в том числе и роль школьников в
этом процессе.
Т.е. необходимо внедрять в содержание уроков биологии и химии аспекты
экологизации, что повлияет на расширение информации краеведческого,
природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, и
что поспособствует формированию экологического сознания учеников.
Урок «Нефтяная чума»
Тип урока: межпредметный интегрированный
1Форма урока: комбинированный
Цель: Формирование целостного представления о глобальной проблеме экологии –
загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами, причинах ее
возникновения, последствиях, возможных путях ее решения.
Задачи урока
Обучающая: 1) Систематизировать информацию по экологической проблеме,
определить причинно – следственные связи и найти оптимальные пути решения
экологической проблемы. 2) Прививать обучающимся навыки работы с методами,
необходимыми для исследований - наблюдением, экспериментом, моделированием.
Развивающая: Формировать умение обучающихся устанавливать причинно –
следственные связи, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: Ориентировать обучающихся на разумную, экологически
обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и
охране окружающей природной среды, воспитывать коммуникативную культуру через
работу в группе, формировать активную жизненную позицию.
Методы обучения:
- словесный (смысловое чтение, беседа, дискуссия)
- наглядный (демонстрация видеофрагмента, слайдов)
- практический (составление модели искусственного водоема, разлив нефти на его
поверхности, проведение экспериментов по удалению нефтяного пятна)
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы: проектор; видеофрагмент «Разлив нефти в Нефтеюганске
– 2015 г.»; презентация по теме «Нефтяная чума»; тексты № 1, № 2 для смыслового
чтения «Нефтяная чума»; набор хим. посуды и реактивов для проведения
лабораторной работы.
Список интернет источников, использованных при составлении рабочего плана
урока:
Исследовательский проект / http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-
tvorchestvo/2016/01/08/issledovatelskaya-rabota-razliv-nefti-kak
Очистка воды от
нефти /http://www.o8ode.ru/article/answer/clean/o4ictka_vody_ot_nefti.htm
Реферат: Проблемы загрязнения нефтью / http://www.ronl.ru/referaty/ekologiya/365832/
Экологические катастрофы России / https://ecoportal.info/ekologicheskie-katastrofy-rossii/
Экологические последствия эры нефти / http://vseonefti.ru/upstream/ekologicheskie-
posledstviya-dobychi-nefti.html
Видеофрагмент «Нефтеюганск... разлив нефти...» / https://www.youtube.com/watch?v
=SvBTR4S0cuU
2Ход урока:
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание
деятельности учащихся
I. Организа
ционный
момент.
Актуализа
ция знаний.
Вступительное слово учителя: Изучая тему
«Водоросли», вы рассматривали вопрос о среде
их обитания. Это пресная или морская вода.
Просмотр
видеофрагмента и его
обсуждение.
Вопросы: Какая экологическая проблема,
связанная с природными водами, в наше время
становится все более значимой и актуальной?
Почему? Какие организмы могут пострадать от
возникшей экологической «катастрофы»?
Показ видеофрагмента «Разлив нефти в
Нефтеюганске в 2015 г.»
(https://www.youtube.com/watch?
v=SvBTR4S0cuU)
Вопросы: Теперь, посмотрите, что находится на
ваших столах? С какой целью поставлены
данные приборы? Что сегодня мы будем
изучать? (на партах выставлена хим. посуда,
хим. реактивы (нефть и вода), адсорбирующие
материалы).
Ответ: Это загрязнение
нефтью и
нефтепродуктами не
только водного
пространства, но и
участков суши.
Ответ: Будет
проводиться
лабораторная работа,
связанная с изучением
физических свойств
нефти и способами
очистки воды от ее
разливов.
II. Изучение
нового мате
риала.
III.
Учебные
действия по
работе с
текстом.
Учитель: Нефть – ценнейшее сырье, без
использования которого невозможна
современная цивилизация. (Презентация: слайд
№ 2, 3)
Обсуждение.
Вопрос: Опишите, какими физическими
свойствами обладает нефть? Что происходит,
когда нефть смешивается с водой? Проведите
лабораторные опыты по выданной инструкции
(см. Приложение № 2).
Учитель: Но нефть не только «черное золото»,
как принято ее называть, но и «черная смерть», о
чем, к сожалению, известно не каждому. Нефть
и нефтепродукты оказывают вредное
Проведение
лабораторных опытов №
1, 2.
Обсуждение.
Работа с текстом
(смысловое чтение).
3воздействие на многие живые организмы и
пагубно влияют на все звенья биологической
цепи.
Прошу вас разделиться на две группы
(вариант I и вариант II) и ознакомиться с
текстом «Нефтяная чума» для первой или
второй группы и ответить на вопросы:
1.Почему текст так называется?
2.Каковы причины попадания нефти в
природные воды или на участки суши?
3.Какие организмы пострадали в период
экологических катастроф?
Во время обсуждения информации из
прочитанного текста идет демонстрация
слайдов. (Презентация: слайд № 4, 5, 6)
Учитель: Нефтяные пленки на поверхности
морей и океанов могут нарушать обмен
энергией, теплом, влагой и газами между
океаном и атмосферой. В конечном итоге
наличие нефтяной пленки на поверхности океана
может повлиять не только на физико
химические и гидробиологические условия в
океане, но и на баланс кислорода в атмосфере.
Из вышесказанного становится понятно, что
перед человечеством остро становится проблема
очистки водных ресурсов от нефтепродуктов.
На данный момент существует несколько
способов, которыми пользуются при разливе
нефтепродуктов и загрязнении водоемов
нефтью. Возникает вопрос, какой же из них
более эффективен и безопасен?
Учитель: Давайте сегодня на уроке побываем в
роли исследователей экологов и предложим
способы спасения Земли от разлитых нефтяных
пятен на поверхности воды и песчаного
побережья.
Обсуждение.
Ожидаемый
ответ:Ежегодно в океан
попадает более 10 млн. т.
нефти. Некоторое ее
количество поступает в
результате естественного
просачивания со дна
океана, но сколько
именно определить
сложно. А вот львиная
доля из источников на
суше
(нефтеперерабатывающие
заводы,
нефтезаправочные
станции). Наибольшие
потери нефти связаны с
ее транспортировкой из
районов добычи.
Аварийные ситуации,
слив за борт танкерами
промывочных и
балластных вод, все это
обуславливает
присутствие постоянных
полей загрязнения на
трассах морских путей.
4IV.
Учебные
действия по
реализации
профильной
пробы.
Учитель предлагает учащимся разделиться на
минигруппы (по 2 или 4 человека). Каждая
группа проводит лабораторный опыт «Очистка
воды от нефтяного пятна» одним из способов,
приведенном в таблице («Способы очистки воды
при разливе нефти в реальных ситуациях и
подобные способы для моделирования ситуации
в условиях профильной пробы» см. Приложение
№ 3). При этом учащиеся должны
ориентироваться на приготовленные для каждой
группы свои (отличительные от других групп)
адсорбирующие материалы. Например:
Группа № 1 – собирает разлитое на воде
нефтяное пятно с помощью пластмассовой
ложки.
Группа № 2 – с помощью порошкообразного
активированного угля.
Группа № 3 – с помощью медицинского
«Полисорба».
Группа № 4 – с помощью полипропиленовых
гранул.
Группа № 5 – с помощью древесных опилок.
Группа № 6 – с помощью измельченного торфа.
Группа № 7 – с помощью прямоугольной рамки
из пенопласта.
Группа № 8 – с помощью полосок из
поролоновой губки.
Вопросы: Расскажите, что получилось, какие вы
испытывали затруднения, подходит ли ваш
способ для реальных ситуаций?
Работа в минигруппах
(парах):
проведение
лабораторного опыта № 3
или 4.
Устный отчет о
проведенных
исследованиях перед
учащимися всего класса.
Ожидаемый
ответ:справиться с
загрязнениями из
нефтяных пятен
достаточно сложно. В
этом можно убедиться на
опытах, проведенных на
текущем уроке. Не
смотря на то, что
масштаб экспериментов
кажется мизерным в
сравнение с площадями,
загрязняемыми нефтью в
природе, в полной мере
осознается насколько
велико и сложно в своем
устранении это
экологическое бедствие.
Ожидаемый
ответ:очистка берега
может нанести
экосистеме больший вред,
чем сама нефть.
V.
Рефлексия
Вопросы: К каким выводам вы пришли в
результате работы на уроке? Чему научились
новому?
Ребята оценивают
полноту полученных
знаний, проводят
самооценку своей работы.
Предполагаемый вывод:
5Нефть – ценнейшее сырье, без использования
которого невозможна современная цивилизация.
Однако, процессы добычи, транспортировки,
хранения и переработки нефти и
нефтепродуктов очень часто становятся
источниками загрязнения окружающей среды,
которые приобретают масштабы экологических
катастроф. Конечно, нефть попадает в Мировой
океан не только в результате аварийных
разливов. Естественные ее выходы существуют
во многих районах морей и океанов через
разломы в земной коре. Но по существующим
разломам нефть, как правило, просачивается
постепенно в небольших объемах. Вокруг таких
выходов нефти даже образуется своя
экосистема. «Опасность техногенных разливов в
том, что они происходят в короткое время в
значительных объемах. Они нарушают
сложившуюся экосистему и ведут к массовой
гибели морских обитателей».
Люди пытаются минимизировать последствия
подобных загрязнений. Однако справиться с
ними достаточно сложно. В этом можно
убедиться на опытах, проведенных в условиях
профильной пробы. Не смотря на то, что
масштаб этих экспериментов кажется мизерным
в сравнение с площадями, загрязняемыми
нефтью в природе, в полной мере осознается
насколько велико и сложно в своем устранении
это экологическое бедствие.
Учитель предлагает учащимися написать
синквейн, используя слово «нефть».
Записывают домашнее
задание.
VI.
Домашнее
задание
Приложение № 1 - текст «смысловое чтение» для учащихся I группы
«Нефтяная чума»
«Нефтяная чума» появилась не сегодня и не внезапно. Источников поступления
нефти в моря и океаны много: это сброс очистных вод, принос загрязняющих
компонентов реками. В настоящее время из каждых 10 добываемых в море тонн
6нефти 7-8 тонн доставляется к местам потребления морским транспортом. Почти
каждый год случаются крупные катастрофы. Например:
В 1967 году произошла авария супертанкера «Тори Каньон» у берегов Западной
Европы. В море попало 120 тыс. тонн нефти. Огромное нефтяное пятно обезобразило
прибрежные воды и берега Франции и Англии. Погибло 50 тыс. водоплавающих птиц,
т.е. 90% морских птиц этих районов.
В 1978 году танкер «Amoco Cadiz» сель на мель неподалеку от побережья Бретани
(Франция). Из-за штормовой погоды спасательную операцию провести было
невозможно. В воду вылилось 223 тыс. тонны нефти, образовав пятно размером в две
тысячи квадратных километров. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В
спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. По мнению некоторых
ученых, экологическое равновесие в этом регионе не восстановилось до сих пор.
В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32
государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к
обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили
несколько нагруженных нефтью танкеров. Этот шаг был предпринят для того, чтобы
затруднить высадку десанта. До 1.5 млн. тонн нефти вылилось в Персидский залив.
Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не
боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила
около 600 км. побережий. Для того, чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти,
авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.
В 2006 году потерпел аварию танкер на Филиппинах. Тогда оказались загрязнены
300 км побережья в двух провинциях страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га
плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории
которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. В результате разлива мазута
пострадали около 3 тысяч филиппинских семей. Местные рыбаки, которые раньше за
день могли выловить до 40-50 кг рыбы, сейчас с трудом ловят до 10 кг. Для этого им
приходится уходить далеко от мест распространения загрязнений. Но даже эту рыбу
невозможно продать.
В 2007 году шторм в Керченском проливе стал причиной беспрецедентного
чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули
четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из
разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось более 2 тысяч тонн
мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы.
Росприроднадзор оценил экологический ущерб, причиненный в результате крушения
нескольких судов в Керченском проливе, в 6,5 миллиарда рублей. Ущерб только от
гибели птицы и рыбы в Керченском проливе оценивался приблизительно в 4
миллиарда рублей.
В 2010 году на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе произошел
взрыв, из-за которого возник сильный пожар и нефть в море стала выливаться
ежедневно в течение трех с половиной месяцев. Устранение последствий этой аварии
было сопряжено с целым рядом сложностей, учитывая большую глубину очага утечки
и условную бесконечность (относительно танкера) потока вытекающей из скважины
нефти. СМИ окрестили эту катастрофу "нефтяным чернобылем". В результате в водах
Мексиканского залива оказалось более 670 000 тонн нефти. Таким образом, самый
крупный разлив нефти был впервые в истории связан не с нефтеналивными
танкерами, а с морской платформой.
Если перечислять все происходившие за последние годы аварии судов, получится
громадный список.
Вопросы:
71.Почему текст так называется «Нефтяная чума»?
2.Каковы причины попадания нефти в природные воды или на участки суши?
3.Какие организмы пострадали в период экологических катастроф?
Приложение № 2 - текст «смысловое чтение» для учащихся II группы
СПРАВКА из Большой Советской Энциклопедии
«Чума - острое инфекционное заболевание человека и животных; относится к
карантинным болезням. Возбудитель - чумный микроб, открытый в 1894 французским
учёным А. Йерсеном (1863-1943) и японским учёным С. Китазато (1852-1931), -
яйцевидная, биполярно окрашенная палочка; хорошо растет на обычных питательных
средах, чувствителен к воздействию физических и химических факторов и обычным
дезинфицирующим средствам; при температуре 100 градусов погибает в течение 1
мин.»
«Нефтяная чума»
В настоящее время нефть – самое распространенное вещество, загрязняющее
природные воды. Только в Мировой океан ежегодно поступает 11-16 млн. тонн нефти.
Примерно 20% нефти находится в виде пленки на поверхности, 40% в виде эмульсии
и 40% оседает на дно. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти
30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды
Средиземного моря, Атлантического океана и их берега.
Нефтяная пленка уменьшает проникновение света в водоем, препятствует
протеканию процесса фотосинтеза, нарушается проникновение кислорода в водоем,
что ведет к гибели живых организмов. Так всего 1 литр попавшей в воду нефти
лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс. литров морской воды. При
дрейфе нефтяного пятна загрязняются все новые порции воды.
1 тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана. Личинкам некоторых морских
рыб необходимо сделать первый глоток воздуха. Нефтяная пленка не позволяет этого
сделать, и они гибнут.
Икринки многих рыб развиваются в приповерхностном слое воды. Опасность встречи с
нефтью здесь особенно велика. На 1 гектаре морской поверхности может погибнуть
более 100 миллионов рыбок, если имеется нефтяная пленка. Чтобы ее получить,
достаточно вылить 1 литр нефти.
Некоторые составные части нефти несут гибель морским беспозвоночным и
Ракообразным животным. Моллюски, например, накапливают канцерогенные
вещества, извлекаемые ими из нефти. Опасность таких накоплений не только в
изменении вкуса морских и речных организмов, но, что более значимо, в
канцерогенных свойствах соединений!
Глобальная экологическая опасность нефтяных загрязнений в том, что они
препятствуют контакту и взаимодействию системы Мировой океан – атмосфера,
нарушая тем самым физико-химические и биологические процессы в водной среде,
процессы теплообмена океана с атмосферой, так как Мировой океан регулирует
8обмен веществ и энергии на всей планете. Это ведет к неконтролируемым
изменениям климата Земли, нарушению баланса кислорода в атмосфере.
Трудно перечислить все беды, которые причиняет «нефтяная чума» океану.
.
Вопросы:
1.Почему текст так называется «Нефтяная чума»?
2.Каковы причины попадания нефти в природные воды или на участки суши?
3.Какие организмы пострадали в период экологических катастроф?
. Приложение № 3. Лабораторная работа (работа в парах)
Опыт 1. Изучение физических свойств нефти.
Возьмите пробирку с нефтью; рассмотрите: агрегатное состояние, степень вязкости,
цвет; проверьте наличие запаха.
Опыт 2. Образование нефтяной пленки.
В чашу (стакан) с водой добавьте 1мл нефти. Расскажите, что наблюдаете? Сделайте
выводы о физических свойствах нефти.
Опыт 3. Удаление нефтяного пятна с поверхности воды.
Предложите способ очистки водоема от нефтяной пленки, полученной из опыта №2.
Проведите эксперимент ее по удалению с помощью предложенного адсорбирующего
вещества. Расскажите, что получилось, какие вы испытывали затруднения, подходит
ли ваш способ для реальных ситуаций?
Опыт 4. Очистки береговой песчаной линии от нефти.
Смешайте песок с нефтью, и попробуйте его очистить. Сделайте вывод о степени
сложности данной работы.
Таблица «Способы очистки воды при разливе нефти в реальных ситуациях и
подобные способы для моделирования ситуации в условиях профильной
пробы»
Очистка воды
при разливе
нефти в
реальных
ситуациях
Очистка воды
от нефти в
условиях
профильной
пробы
Механический –
1. Улавливание
9нефти ложкой.
2. Фильтрация.
3.Добавление в
воду моющего
средства,
расщепляющего
жир.
4.Распыление
порошков
активированного
угля или
медицинского
«Полисорба».
5.Засыпка
опилками,
песком, торфом,
гранулами
пенопласта,
полосками
поролоновой
губки.
___________
нефть удаляется
из воды путем её
отстаивания и
фильтрации с
последующим её
улавливанием
специальными
устройствами
Химический – в
воду добавляют
различные
химические
реагенты, которые
вступают в
реакцию с нефтью
и осаждают её в
виде
нерастворимых
осадков.
Физико
химический – из
воды удаляются
тонко дисперсные
и растворенные
примеси и
разрушаются
органические и
плохо окисляемые
вещества нефти.
Биологический –
использование
специальных
микроорганизмов,
питающихся
нефтью и
разрушающих её.
1011