МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»
Оценка 4.6

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
технология
Взрослым
28.01.2019
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА» Всемирный день борьбы против диабета отмечается 14 ноября. Он не является общегосударственным днем в России, однако страна выступает в поддержании акции, связанные с датой. Учредителями действия выступила Всемирная организация здравоохранения ( ВОЗ) и Международная диабетическая федерация. Дата имеет символическое значение, она приурочена ко дню рождения Фредерика Бантинга, открывшего инсулин и спасшего многие жизни. Сахарный диабет является медико-социальной проблемой, относящейся к приоритетным национальным системам здравоохранения все стран.
Метод.разработка 17.01.19.docx
Министерство здравоохранения Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Московский областной медицинский колледж № 2» Коломенский филиал РАССМОТРЕНА  на заседании ЦМК профессиональных модулей  Протокол №_____ от  «______» _________________________ 20___г  Председатель ЦМК _____________ /В. В. Пынтя/ РАССМОТРЕНА  на заседании ЦМК общеобразовательных,  общегуманитарных и социально­ экономических дисциплин  Протокол №_____ от  «______» _______________ 20___г.  Председатель ЦМК _____ /Н. М. Комарова / РАССМОТРЕНА  на заседании ЦМК общепрофессиональных модулей  Протокол №_____ от  «______» _______________ 20___г.  Председатель ЦМК _____ /Е. Ю.Чеснокова / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА» для специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка) Разработчики­ преподаватели: (Е.В. Клопкова), ЦМК профессиональных модулей (В.В. Пынтя, Е.А. Харитонова,   Н.С. Лютенберг, Ю.С. Зимина), ЦМК общепрофессиональных модулей ЦМК общеобразовательных,  общегуманитарных и социально­ экономических дисциплин (Н.М. Комарова). 1 Коломна, 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ                                                                                                                             стр. Пояснительная записка ……………………………………………………….…2  Методический блок………………………………………………………………5 Информационный блок………………………………………………………….11 Контролирующий блок………………………………………………………….25  Список использованных источников………………………………………….. 28  Приложения……………………………………………………………...………29 Приложение 1. Эталоны ответов к ситуационным задачам  Приложение 2.  2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Всемирный день борьбы против диабета отмечается 14 ноября. Он не является общегосударственным днем в России, однако страна выступает в поддержании акции, связанные с датой. Учредителями действия выступила Всемирная   организация   здравоохранения   ( ВОЗ)   и   Международная диабетическая   федерация.   Дата   имеет   символическое   значение,   она приурочена  ко  дню  рождения  Фредерика  Бантинга, открывшего  инсулин  и спасшего многие жизни.           Сахарный диабет является медико­социальной проблемой, относящейся к приоритетным национальным системам здравоохранения все стран.            По определению экспертов  Всемирной организации здравоохранения «Сахарный диабет является проблемой всех стран и возрастов ». Занимает третье   место   как   причина   смерти   после   заболеваний   сердечно­сосудистой системы   и   онкологических   заболеваний,   несмотря   на   все   достижения цивилизации в диагностики, лечении и профилактике данного заболевания.             Сахарный диабет был известен еще за полтары тысячи лет до нашей эры. На сегодняшний день заболеванием страдает более 415 млн.  человек, из них 90 % диабетом 2­типа. В России статистика такова: около 11 млн. человек страдает   сахарным   диабетом,   второй   тип   определяется   у   более   9   млн. человек. Согласно  Регистру распространенность  заболеваемости составляет более 2,5 % среди всего населения, у 4 % определяется преддиабет.                       Прогнозы   ВОЗ   неутешительны,   к   2030   году   каждая   7   смерть прогнозируется   от   сахарного   диабета,   а   к   2040   году   количество   больных вырастет до 642 млн. человек, прирост составит + 55 %.           Человеку, страдающему сахарным диабетом требуется:  постоянные наблюдение специалистов,   контроль уровня сахара,  3  соблюдение строгой диеты,  мониторинг дозирования физической нагрузки и т.д.                      Но   самое   главное   то,   что   заболевание   приводит   к   тяжелым   утрате   трудоспособности,   инвалидизации   и   высокой осложнениям, смертности.            Экономические затраты государства составляет в среднем более 230 тысяч рублей в год на одного пациента, а их количество неуклонно растет.                      Все что было изложено ранее мотивировало преподавателей ЦМК профессиональных   модулей   (В.В.Пынтя,   Е.А.Харитонову,   Ю.С.Зимину, Н.С.Лютенберг),   ЦМК   общепрофессиональных   дисциплин   (Е.В.Клопкову), ЦМК   общеобразовательных, общегуманитарных   и   социально­экономических дисциплин   (Н.М.   Комарову)   на   реализацию   проектной   деятельности   по изучению   вопроса   сахарного   диабета,   его   диагностики   лечения   и профилактики.                   Сегодняшнему   интегрированному   занятию   предшествовала,   проведенная 25 октября 2018 года викторина  на тему «Выявление проблем,   диагностическим   методам   исследования   при подготовка   пациентов   к   сахарном   диабете».     Ее   результатом   явился   отбор   команды   студентов   от каждой   выпускной   группы   специальности   сестринское   дело,   которые участвуют в данном мероприятии.                    Интегрированное занятие  на тему «Профессиональная деятельность медицинской   сестры   в   диагностике,   лечении   и   профилактике   сахарного диабета»  будет представлено  следующими этапами: 1)   КП   на   темы   сахарного   диабета:   «Лабораторные   и   инструментальные методы   исследования   присахарном   диабете»,   «Особенности   течения сахарного диабета у детей», «Сестринская помощь при сахарном диабете»; 2) представление домашнего задания: Диета №9­ «Завтрак диабетика», «Обед диабетика»; «Ужин диабетика»,  4 3) конкурс санитарных бюллетней по профилактике сахарного диабета;  4) решение ситуационной задачи; 5) комплекс лечебной гимнастики для профилактики осложнений сахарного диабета. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК Тема занятия: «Профессиональная деятельность медицинской   сестры   в диагностике, лечении и профилактике сахарного диабета». Количество часов: 2 академических часа (90 минут)  Вид занятия: практическое занятие  Тип занятия: интегрированное занятие ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ обучающие:  обобщить, систематизировать знания обучающихся;  выявить межпредметную связь;  привести в систему знания обучающихся. развивающие:  научить обучающихся  практическому применению полученных знаний;  повысить  психологическую культуру обучающихся;  развивать познавательный интерес к предметам; воспитывающие: 5  воспитание ответственного отношения к  профессиональной  медицинской деятельности;  воспитание коммуникабельности, чувства товарищества,  формирование мотивации к изучению предмета, самоанализу и рефлексии;  способствовать формированию познавательной активности студентов;  способствовать формированию представлений о психическом,  психологическом здоровье как жизненно важной ценности;  прививать умение работать в коллективе. С   целью   овладениявидом   профессиональной   деятельности«Участие   в лечебно­диагностическом   и   реабилитационном   процессах»,и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе освоения  темы   «Профессиональная   деятельность   медицинской   сестры   в диагностике, лечении и профилактике сахарного диабета» должен: иметь практический опыт: - осуществления ухода за пациентами при сахарном диабете; - проведения реабилитационных мероприятий в  отношении пациентов с данной патологией; уметь: - готовить пациента к лечебно­диагностическим  вмешательствам; - осуществлять сестринский уход за пациентом; - консультировать пациента и его окружение  по применению лекарственных средств; - осуществлять реабилитационные мероприятия  6 в пределах своих полномочий в условиях первичной  медико­санитарной помощи и стационара; - осуществлять фармакотерапию по назначению врача; - проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры,  и основные приёмы массажа; - проводить мероприятия по сохранению и  улучшению качества жизни пациента; - осуществлять паллиативную помощь пациентам; - вести учетно­отчетную медицинскую документацию; знать: - причины, клинические проявления, возможные осложнения,  методы диагностики проблем пациента, организацию и  оказание сестринской помощи; - основные пути введения лекарственных препаратов; - виды, формы и методы реабилитации; - правила использования аппаратуры, оборудования,  изделий медицинского назначения. Результатом освоения темы является овладение обучающимися видом       профессиональной деятельности «Участие влечебно­диагностическом и  реабилитационном процессах», в том числе  общими компетенциями(ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей  профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 7 ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести  за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для  эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а  также для своего профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии в  профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,  руководством, потребителями. ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за  результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и  осуществлять повышение своей квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в  профессиональной деятельности. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по  отношению к природе, обществу, человеку. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и  спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и  профессиональных целей. профессиональными компетенциями (ПК): ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,                объяснять ему суть вмешательств. 8 ПК 2.2. Осуществлять лечебно­диагностические вмешательства,                взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и               службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в                соответствии с правилами их использования. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры,                оборудования и изделий медицинского назначения                в ходе лечебно­диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия. ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ ОП02.  Анатомия и физиология человека ОП.03. Основы патологии ОП.05. Гигиена и экология человека  ОП.09 Психология ОГСЭ 04. Физическая культура ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий ПМ 02. Участие в лечебно­диагностических, реабилитационных процессах ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра ВНУТРИМОДУЛЬНЫЕ СВЯЗИ ­ МДК 01.02. Основы профилактики; 9 ­ МДК 02.01 Технология выполнения простых медицинских услуг; ­ МДК 02.01 Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях; ­ МДК 02.02 Основы реабилитации; ­ МДК 04.02 Безопасная среда. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ  бикс со стерильным материалом;  стерильный и нестерильный лотки;  шприц 1.0;  инсулин короткого действия;  антисептик;  перчатки;  емкости с дезраствором;  емкость для сбора суточной мочи;  контейнер для мочи;  бланк направления;  глюкометр;  тест­полоски;  ручка и бумага для регистрации; 10 Раздаточный материал:   задачи;  тонометр;  глюкометр;  секундомер;  термометр;  емкости для сбора мочи;   деревянная лучина. Оборудование:   экран, мультимедийный проектор, компьютер;   слайд­сопровождение занятия;  манипуляционные столы;  кушетка;  стол для медицинской сестры. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ 11 ­ проблемное обучение; ­ компонент ролевой игры;  ­ объяснительно­иллюстративный метод;   ­  групповые технологии (метод «малых групп»);  ­ информационно­компьютерные технологии (использование  мультимедийной слайд – презентации). 12 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ Основные источники 1. Козлова Л.В.. Основы реабилитации. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.М 475 2. Маколкин В.И. Овчаренко С.И. Внутренние болезни М, «Медицина» 1998г. 432, 432с. 3. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.:  Феникс, 2017. – 766 с.(Медицина для вас). 4. Соколова Н.Г. , В.Д. Тульчинская   Педиатрия с детскими инфекциями ­ Ростов н/Д: Феникс, 2015. ­ 443 с.  5. Соколова Н.Г., В.Д. Тульчинская  Сестринское дело в педиатрии. ­ Ростов н/Д: Феникс, 2014. ­ 443 с.  6. Смолева И.В. Терапия с курсом ПМСП  М., Ростов н/Д : Феникс 2015. ­ 473 с Дополнительные источники 1. Алгоритмы безопасности перемещения пациентов. – Раменское: Раменская типография, 2014. – 45 с. 2. Организация   специализированного   сестринского   ухода.   ­   М.:   ГЭОТАР­ Медиа, 2013 – 464 с. 3. Широкова Н.В. и др. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций: учебное пособие. ­  М.: ГЭОТАР­Медиа, 2013. ­ 160 с. 4. Качаровская   Е.В.,   Лютикова   О.К.   Сестринское   дело   в   педиатрии: руководство. М.: ГЭОТАР­Медиа, 2013. ­ 128 с. требования 5. Санитарно­эпидемиологические     организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» СанПиН  2.1.3.2630­10.  М.: РидГрупп, 2012. – 224 с. к   Интернет­источники 1. Медицинский   справочник   болезней   [Электронный   ресурс].   –   Режим доступа: http://www.medglav.com/  2. Паллиативная   помощь   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://palliativ.ru/  3. Педиатрия –  здоровье  ребенка [Электронный  ресурс]. –  Режим доступа http://pediatriya.info/ 13 4. Реабилитация   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://reabilitaciya.org/  5. Сахарный   диабет:   диабетический   информационный   портал [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа:   http://www.saharniy­ diabet.com/  6. Технологии   выполнения   простых   медицинских   услуг   функционального обследования. ГОСТ Р 52623.1­2008 (утв. Приказом Ростехрегулирования от   04.12.2008   N   359­ст)   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=454063  7. Сестринское   дело   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://www.sisterflo.ru/index.php 8. Нормативные   документы   в   области   медицины   и   фармацевтики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.webapteka.ru  14 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ХРОНОКАРТА № Структурный этап занятия Время проведения 90 минут. Время Конкретные Действия Мин. цели преподавателя (содержание) 1. Организационный момент. 10 Создание рабочей обстановки. Приветствие  студентов. 2. Закрепление знаний по  пройденному материалу  ( тесты по анатомии и  основы патологии  поджелудочной железы) 5 Повторение ранее изученного  материала Оценка полноты и правильности  ответа Действия обучающегося (планируемый результат) Приветствие  преподавателей. Психологическая  готовность  студентов к занятию. Доступность  изложения  информации по  анатомии и  патологии  поджелудочной  железы  3. Сообщения студентов на «Диагностика   темы: сахарного диабета»,   «Особенности   течения сахарного   диабета   у детей»,   «Сестринская помощь   при   сахарном диабете»; с представлением компьютерных презентаций санитарных   бюллетеней по профилактике   сахарного диабета 4. Конкурс     20 Акцентирование  внимания на  значимости  изучаемых тем. Мотивация  значимости  темы для  будущей  профессиональн ой  деятельности. Воспринимают  информацию. Включаются в  учебную  деятельность.  Проявляют  заинтересованность в изучаемой теме. 10 Развитие  творческих  способностей,  соответствие  требованиям  оформления,  15 ­оценка   соответствия содержания темы;  ­ оценка умения членов   команды Доступность  изложения  информации  профилактической  направленности. 5. Решение ситуационных  задач 10 5  Решение ситуационных  задач и выполнение  манипуляции. 60 взаимодействова ть в коллективе.  доступность  изложения  информации,  оригинальность  авторского  решения. Оценка полноты и правильности  ответа, логичность  изложения  материала. Развитие навыков коммуникации, использование медицинской терминологии. Развитие наблюдательност и, внимательности, навыков способности строить логические цепочки. Оценка полноты и правильности  ответа, логичность  изложения  материала. Развитие навыков коммуникации, использование медицинской терминологии. Развитие наблюдательност и, внимательности, навыков способности строить логические цепочки. Сбор информации,  медицинский  осмотр, выявление  проблем и  составление плана  сестринских  вмешательств.  Выполнение  манипуляции  согласно ГОСТа. Сбор информации,  медицинский  осмотр, выявление  проблем и  составление плана  сестринских  вмешательств.  Выполнение  манипуляции  согласно ГОСТа. 6. Физкультминутка.  10 Использование здоровьсберегаю щих технологий 6.7. Представление  30 Акцентирование  домашнего задания: Диета №9­ «Завтрак диабетика», «Обед диабетика»; «Ужин внимания на  значимости  изучаемых тем с  16 Мотивация  значимости  проведения  Обучающиеся  выполняют  упражнения Оценивание  работы  обучающихся,  комментировани Каждая команда, по  очереди,  представляют и  объяняют подбор и е  обоснованием  значимости  соблюдения   диетотерапии. сочетание  продуктов,  каллорийность блюд. диабетика». 7. Комплекс лечебной  гимнастики для  профилактики  осложнений сахарного диабета  8. Подведение итогов  занятия, рефлексия. 10 15 Осознание  обучающимися  важности  невербальных  средств общения  в процессе  коммуникации. Выявить  соответствие  поставленных и  достигнутых  целей, оценить  эффективность  занятия. Инструктирует  по выполнению  заданий.  Обучающиеся  выполняют  упражнения  лечебной  гимнастики. Преподаватель  обобщает и  оценивает  работу  обучающихся,  акцентируя  внимание на  результатах  учебной  деятельности и  достижении  целей занятия,  выставляет  общую оценку. Сообщает  домашнее  задание. Корректируют свои  знания. Участвуют в  подведении итогов,  анализируют  занятие. Записывают  домашнее задание. 9. Домашнее задание. 10 Организация  подготовки  студентов к  следующему  занятию.  Развитие  самостоятельност и мышления. 17 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии оценки КП Критерии оценки ситуационной задачи  1) полнота и правильность ответа 2) логичность изложения материала 3) оригинальность  Оценка «отлично» ставится, если: проведена полная оценка ситуации с выявлением проблем пациента, составлен план решения проблем пациента и даны рекомендации по каждой проблеме.  Оценка   «хорошо»  ставится,   если:   проведена     оценка   ситуации   с неполным выявлением проблем пациента, составлен план решения проблем пациента и даны рекомендации не по каждой проблеме. Оценка   «удовлетворительно»  ставится,   если:   оценка   ситуации проведена с частичным или ошибочным выявлением проблем пациента, план решения проблем пациента составлен не полностью или допущены ошибки и даны рекомендации не по каждой проблеме или допущены ошибки. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если: не проведена  оценка ситуации, проблемы пациента не выявлены, план решения проблем пациента не составлен или допущены грубые ошибки, рекомендации не даны.  Критерии оценки практической работы (выполнение действий по алгоритму) 1. правильность и полнота выполнения задания  2. логичность построения ответа  Оценка «отлично» ставится, если: обучающийся:  перечислил в ответе все необходимые элементы выполнения алгоритма, логично расположил их в общей структуре; выполнил все действия, предусмотренные алгоритмом, в необходимой последовательности. Оценка   «хорошо»   ставится,  обучающийся   допустил незначительные недочеты в оформлении ответа (не указал 1­2 второстепенных   если: 18 элемента),   выполнил   все   действия,   предусмотренные   алгоритмом,   в необходимой последовательности. Оценка «удовлетворительно» ставится, если: обучающийся нарушил логику   построения   ответа,   но   выделил   верно   все   структурные   элементы, выполнил   все   действия,   предусмотренные   алгоритмом,   но   с   нарушением необходимой последовательности. Оценка   «неудовлетворительно»   ставится,   если:  обучающийся   не указал значимые элементы алгоритма, не соблюдал логику ответа;  допустил существенные ошибки при выполнении алгоритма. Критерии оценки санбюллетня Оценка проводится по пятибалльной системе в соответствии со следующими критериями: № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование критерия Оценка, балл 1 2 3 4 5 Соответствие содержания теме Профилактическая направленность Достоверность данных Корректность   и   соответствие нормам литературного языка Соответствие оформления   требованиям Доступность информации   изложения Оригинальность   авторского 19 решения Критерий оценки диетического стола 1.       Организационный момент Приветствие студентов.  Вступительное слово (1­ой преподаватель): «Здравствуйте уважаемые  гости, преподаватели!»Сахарный диабет часто встречающееся заболевание,  имеющее тенденцию к распространению. Главная   направленность   материала   информирование   пациентов   о заболевании и повышении     их осознанного  участия  в  процессах  лечения и профилактики. 2­ой   преподаватель:  «Здравствуйте   дорогие   ребята!   Сегодня   мы проводим   открытое   интегрированное   занятие   на   тему:   Профессиональная 20 деятельность  медицинской  сестры  в  диагностике, лечении и  профилактике сахарного диабета. 1 задание     для студентов: Компьютерные презентации на темы сахарного диабета:  «Особенности течения сахарного диабета у детей»,   «Лабораторные   и   инструментальные   методы   исследования   при сахарном диабете»,  «Сестринская помощь при сахарном диабете» ПРИЛОЖЕНИЕ А  2   задание    .  3­ий   преподаватель       Для   профилактики   осложнений   и поддержания   качества   жизни,   пациенту   следует   в   течении   всей   жизни придерживаться   определенного   диетического   стола   (диеты).   Студенты подготовили и представят, в виде домашнего задания, диетический стол № 9 с обоснованием подбора продуктов, калорийности и совместимости.  Диета №9 «Завтрак диабетика», «Обед диабетика»; «Ужин диабетика»  ПРИЛОЖЕНИЕ Б.  задание 3   4­ый преподаватель      .Представление и оценка  санитарных  бюллетней по профилактике сахарного диабета.   задание 4 5­ый преподаватель       .Решение ситуационной задачи:  Для решения ситуационной задачи студенты должны уметь: ­   устанавливать   профессиональный   контакт   с   пациентом   в   соответствии   с правилами коммуникаций; ­ проводить сестринское обследование, субъективный и объективный осмотр; 21 ­ выявлять проблемы пациента, составлять план сестринских вмешательств и реализовывать его; ­   соблюдать   нормы   медицинской   этики,   морали   при   всех   видах профессиональных коммуникаций; ­ выполнять манипуляции в соответствии с ГОСТом. ПРИЛОЖЕНИЕ В, Г.  задание 5   6­ой преподаватель     . Лечебная физкультура является неотъемлемой частью терапии у пациентов с сахарным диабетом. Физические занятия  активно стимулируют процессы тканевого обмена, помогают утилизировать  сахар в человеческом организме. Также физическая активность помогает  приостановить присоединение сопутствующих патологий, которые обычно  развиваются при сахарном диабете.  ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Подведение итогов 2­ый преподаватель:  «Общение   с   пациентом   –   важнейший   элемент   процесса   лечения. В основе оказания медицинской помощи лежит доверие между пациентом и медицинским   работником.   Поэтому   принципиально   важным   является создание психологически благоприятной среды, содействующей привлечению и   удержанию   пациентов   в   рамках   программ   оказания   специализированной медицинской   помощи»   Это   все   необходимо   для   профилактики   таких 22 социально   значимых   заболеваний   одним   из   которых   является   сахарный диабет.  1­ый преподаватель:  Правильное выявление проблем пациента, их решение в конечном итоге приводит   к   выполнению   правильно   выполненных   манипуляций   для подтверждения   выявленных   проблем   пациента,   мониторинга   состояния здоровья пациента и поддержание качества жизни.  ПРИЛОЖЕНИЕ А Компьютерные презентации на темы: «Лабораторные   и   инструментальные   методы   исследования   при сахарном диабете» «Особенности течения сахарного диабета у детей» «Сестринская помощь при сахарном диабете»; 23 1)«Лабораторные и инструментальные методы  исследования  при сахарном диабете» 2)  «Особенности течения сахарного диабета у детей» 3) «Сестринская помощь при сахарном диабете»; 24 25 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диета №9  «Завтрак диабетика»; «Обед диабетика»;  «Ужин диабетика»,  26 «Завтрак диабетика» «Обед диабетика» 27 «Ужин диабетика» 28 Ситуационные задачи с эталонами ответов ПРИЛОЖЕНИЕ В Задача № 1               Пациент   35   лет,   находится   на   стационарном   лечении   в эндокринологическом отделении с диагнозом сахарный диабет I типа. Жалобы   на   сухость   во   рту,   жажду,   учащенное   мочеиспускание,   зуд кожных покровов, общую слабость. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, плохо спит, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее. Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со   следами   расчесов,   подкожно­жировая   клетчатка   выражена   слабо.   Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.   Задания 1.    Определите   проблемы   пациента;   сформулируйте   цели   и   составьте план   сестринского   ухода   по   приоритетной   проблеме   с   мотивацией каждого сестринского вмешательства. 2.    Продемонстрируйте технику введения инсулина п/к. Эталон ответа Проблемы пациента Настоящие: ­ жажда; ­ полиурия; ­ учащенное мочеиспускание; ­ кожный зуд; 29 ­ слабость; ­ опасение за исход заболевания; Потенциальные: ­ риск развития гипо­ и гипергликемической ком; ­ риск развития диабетической стопы; ­ риск развития ретинопатии. Из перечисленных проблем пациента приоритетной является жажда. Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина. Долгосрочная цель: у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина.   План Мотивация 1. Обеспечить питание согласно диете №9. Для нормализации углеводного обмена. 2. Обеспечить пациенту лечебно­ Для снятия психоэмоционального  охранительный режим. 3. Провести беседу с пациентом о сути его  болезни. напряжения, тревоги, своевременной  самодиагностики прекомы. Для активного участия пациента в лечении. 4. Обеспечить контроль за уровнем сахара  Для коррекции дозы инсулина. в крови и моче. 5. Обеспечить гигиенический уход за  Для предупреждения присоединения  кожными покровами. 6. Провести обучение больного правилам  выполнения инъекций инсулина. 7. Осуществлять наблюдение за  инфекций. Для лечения заболевания и профилактики  осложнений на амбулаторном этапе. Для своевременного выявления  состоянием и внешним видом пациента  (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания). 8. Провести беседу с пациентом и его  осложнений и оказания неотложной  помощи при прекоматозном состоянии. Для нормализации углеводного обмена и  родственниками о питании в  соответствии с диетой № 9. профилактики возможных осложнений. 30 Оценка   эффективности:   пациент   отмечает   значительное   улучшение общего   состояния;   продемонстрирует   знания   о   своей   болезни,   возможных осложнений и диете. Цель достигнута. Студент   демонстрирует   на   фантоме   технику   подкожной   инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия. Задача № 2 В   отделении   2­е   сутки   находится   пациентка   Н.,   22   г.,   с   диагнозом сахарный диабет I типа, впервые выявленный. Жалобы на слабость, сухость во рту, жажду, учащенное безболезненное мочеиспускание, кожный зуд. Всегда считала, что сахарный диабет – болезнь пожилых людей. Любит сладости, фрукты. Замужем, детей нет. Объективно: кожа сухая со следами расчесов, отеков нет. Рост 164 см, масса тела 58 кг., АД 120/80 мм рт. ст., ЧСС 78 в мин., ЧДД 16 в мин.,  диурез 3 литра.   Задания 1.    Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте  план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией  каждого сестринского вмешательства. 2.    Обучите пациентку правилам взятия мочи на сахар.   Эталон ответа Настоящие проблемы: ­ дискомфорт из­за жажды, кожного зуда, учащенного мочеиспускания; ­ дефицит информации. 31 Потенциальные проблемы: ­ риск развития гипергликемической комы; ­ риск развития гипогликемической комы; ­ риск инфицирования из­за повреждения кожи и снижения иммунитета; ­ риск развития восходящей урогенитальной инфекции; ­ риск развития сосудистых осложнений (потеря зрения, «диабетическая  почка», «диабетическая стопа»); ­ риск развития парадонтоза, потери зубов; ­ риск невозможности иметь детей. Приоритетная проблема: дефицит информации. Цель: пациентка продемонстрирует знания о принципах рационального  образа жизни при ее заболевании.   План 1. Режим палатный, щадящий (избегать  физических и психоэмоциональных нагрузок). 2. Диета № 9, с полным исключением  легкоусваеваемых углеводов. 3. Обучение уходу за кожей, промежностью,  ногами, полостью рта (исключить  использование жестких зубных щеток,  полоскать 1% содовым раствором). 4. Беседы о заболевании, необходимости  соблюдения назначенного режима, диеты,  правилах ухода за полостью рта, ногами,  ногтями. 5. Обучение технике введения инсулина,  правилам самоконтроля сахара крови и мочи. 6. Контроль состояния кожи, полости рта,  ног, уровня сахара крови и мочи,  гемодинамики. Мотивация Предупредить развитие осложнений  (комы). Уменьшить риск развития осложнений. Профилактика присоединения  вторичной инфекции. Адаптировать пациентку к болезни и  лечению, включить её в процесс  выздоровления. Адаптировать пациентку к новым  условиям, сохранить ее независимость и  качество жизни. Контроль динамики состояния. Оценка: пациентка демонстрирует знания о принципах рационального  образа жизни при ее заболевании. Цель достигнута. 32 Студент доступно объясняет пациентке правила взятия мочи на сахар. Задача № 3. В   стационаре   находится   пациентка   П.,   59   л.,   диагноз:   сахарный диабет II типа,   ангиопатия   нижних   конечностей.   Жалобы   на   боли   в икроножных мышцах при ходьбе на небольшие расстояния, зябкость стоп, зуд кожи, учащенное мочеиспускание (ночью встает 2 –3 раза). Больна около 10 лет, лечится нерегулярно, любит выпечку. Объективно:   кожа   сухая,   со   следами   расчесов,   бледная  и   холодная   на ощупь на стопах. Рост 156 см, масса тела 73 кг, АД 150/70 мм рт. ст., ЧСС 76 в мин, ЧДД 18 в мин, Т 36,80С, сахар крови 9,2 ммоль/л. Задания 1.    Определите   проблемы   пациента;   сформулируйте   цели   и   составьте план   сестринского   ухода   по   приоритетной   проблеме   с   мотивацией каждого сестринского вмешательства. 2.    Обучите пациентку применению глюкометра.   Эталон ответа Настоящие проблемы: ­ дефицит самообслуживания; ­ неадекватное отношение к состоянию своего здоровья. Потенциальные проблемы: ­ риск развития гипогликемии; ­ риск развития гипергликемии; ­ риск развития диабетической гангрены; ­ риск развития инфекционных осложнений; ­ риск развития (или прогрессирования) ХПН. 33 Приоритетная проблема: неадекватное отношение к состоянию своего  здоровья. Цель: пациентка   будет   следовать   врачебным   рекомендациям   относительно особенностей   режима,   питания,   ухода   за   кожей   и   слизистыми   при   ее заболевании.  План Мотивация 1. Режим – палатный. 2. Диета – стол № 9 с расчетом калорийности  по идеальной массе тела. Уменьшение нагрузки на ноги. Снижение массы тела, обеспечение  необходимыми питательными  3. Обучение уходу за кожей, полостью рта,  стопами (при зябкости грелки не давать –  только теплые носки), промежностью. 4. Беседа о необходимости соблюдения  диеты, о расчете калорийности питания по  идеальной массе и физической нагрузке, о  расчете углеводов по ХЕ, о важности  регулярного лечения и самоконтроля уровня  сахара. 5. Контроль состояния кожи, стоп, уровня  гликемии, глюкозурии, гемодинамики. веществами. Профилактика травм, развития  гангрены, присоединения инфекции. Включить пациентку в процесс лечения.  Предупредить развитие и  прогрессирование осложнений. Контроль динамики состояния.   Оценка: пациентка   следует   врачебным   рекомендациям   относительно особенностей   режима,   питания,   ухода   за   кожей   и   слизистыми   при   ее заболевании. Цель достигнута. Студент доступно обучает пациентку правилам применения глюкометра.   34 Алгоритмы манипуляций ПРИЛОЖЕНИЕ Г Техника подкожного введения инсулина. Цель: снижение уровня глюкозы крови. Показания: сахарный диабет,  требующий лечения инсулином.  Оснащение:  раствор инсулина, одноразовый инсулиновый шприц с иглой,   стерильные   ватные   шарики,   спирт   70%,   контейнер   с дезинфицирующими растворами, стерильные перчатки. Возможные   проблемы   пациента:    аллергическая   реакция, гипогликемия , липодистрофия ,инсулиновый отёк. Этапы  I. Подготовка к процедуре  1.Идентифицировать   пациента,   представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые Обоснование  Установление контакта с пациентом  2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, если он с нею незнаком. Психологическая  манипуляции  подготовка  к  3. Убедиться в наличии у пациента  информированного согласия на процедуру ,  при его отсутствии прояснить дальнейшие  действия у врача. 4.Подготовить необходимое оснащение.  (  стерильные перчатки ; лоток ; пинцет ;  одноразовый инсулиновый шприц на 1, 0 мл ;  инъекционные иглы длиной 12 мм ;спиртовые и сухие ватные шарики ; флакон с раствором  инсулина.)   ӀӀ. Выполнение процедуры  : 5. Помочь пациенту занять удобное положение ,   при   котором   хорошо   доступна предполагаемая   область   инъекции   (сидя или лежа). Попросить пациента освободить её от одежды. Соблюдение прав пациента  Обеспечение  проведения процедуры  эффективного   Соблюдение правил выполнения инъекции. 6.   Путём   осмотра   и   пальпации   определить Профилактика осложнений после инъекции. непосредственное место инъекции. 35 7. Надеть перчатки , если надеты ,обработать  Обеспечение инфекционной безопасности. их антисептиком. 8.Обработать место инъекции двумя ватными  шариками , смоченными в 70 % спирте. Первым шариком большую поверхность , вторым –  непосредственное место введения. 2­й шарик  поместить между 4 и 5 пальцами левой руки  или под мизинец. Дать спирту высохнуть. 9.  Взять  шприц  в  руку  : указательный  палец придерживает канюлю иглы ; 1, 3, 4 пальцы охватывают цилиндр. 10. Левой рукой взять кожу в месте инъекции в складку. Правой рукой ввести иглу на глубину  15 мм (2/3 иглы) под углом 45 ֯ в основание  кожной складки ,указательным пальцем  придерживать канюлю иглы.    11.Перенести левую руку на поршень и ввести  инсулин медленно. Не перекладывать шприц из руки в руку. Подождать 5­7 секунд. 12. Извлечь иглу. Место инъекции прижать  сухим стерильным ватным шариком . Не делать массаж. 13. Поместить ватные шарики, шприц в лоток для   использованного   материала   или непрокалываемый контейнер. Никаких действий со шприцом в палате не проводить ! 14.   Спросить   пациента   о   самочувствии. Удостовериться   ,   что   он   чувствует   себя нормально. ӀӀӀ Окончание процедуры : 15.   Провести   дезинфекцию   и   утилизацию одноразового в соответствии с методическими указаниями и правилами, принятыми в МО . инструментария      Профилактика постинъекционных  осложнений.  При необходимости можно использовать  дополнительные шарики .  Обеспечение правильного положения шприца во  время инъекции. Обеспечение попадания лекарственного средства в   подкожную   клетчатку.   Профилактика медикаментозной эмболии. Уменьшение болезненности в месте введения. Уменьшение  болезненности в месте введения. Профилактика   инфицирования   и   травматизма медицинских работников.  Обеспечение психологически комфортного  состояния . Определение реакции пациента на  процедуру Обеспечение инфекционной безопасности и  травматизма. 16. Обработать руки после снятия перчаток. 17.Зафиксировать   выполнение   процедуры   и реакции   на   нее   пациента   в   медицинской документации. Обеспечение преемственности сестринского  ухода. Примечание:  Подкожное введение инсулина наиболее оптимальный способ  инсулинотерапии. Особенности введения инсулина : 36 1. Зоны инъекций живот : плечо , бедро и кожная складка в верхне­  наружной части ягодицы; 2. Время введения определяется типом инсулина; 3. Использовать для введения только инсулиновые шприцы; 4. Вводить иглу под наклоном и не удалять её сразу после инъекции,  чтобы избежать вытекания , а подождать 5 ­10 секунд после введения  препарата ; 5. Подсушить инъекционное поле после обработки его дезинфиктантом 6. Вводить строго подкожно. Перед инъекцией кожа берется в складку и  не отпускается до конца введения инсулина  7. Инсулин должен иметь комнатную температуру ,холодный дольше  всасывается  8. Менять места инъекций для профилактики липодистрофии  9. После введения инсулина и перед извлечением иглы кожу пациента  прижать сухим ватным шариком. Не массировать! 37 ПРИЛОЖЕНИЕ Д Комплекс лечебной гимнастики для профилактики осложнений сахарного диабета.          Упражнения при сахарном диабете ­ это оздоровительные  тренировочные занятия, представляющие собой циклично повторяемые  физические нагрузки аэробного характера, что подходит большинству  пациентов.           Основное средство ЛФК при диабете  оздоровительные тренировки в форме физических упражнений циклического характера в аэробной зоне интенсивности; Основные задачи ЛФК при сахарном диабете:  Улучшение сердечно­сосудистой и дыхательной систем;  Повышение работоспособности пациентов;  Регулирование концентрации сахара в крови;  Предупреждение возникновения острых либо хронических осложнений;  Снижение массы тела и ее дальнейшее поддержание на нужном уровне;  Нормализация психоэмоционального состояния диабетика;  Возвращение больному высокого уровня качества жизни; Упражнение 1 И. п. ­ основная стойка . Ходьба на месте с прямой спиной ,совмещая ее с  выпадами в стороны. Упражнение выполняется на протяжении пяти минут и  обязательно сопровождается правильным носовым дыханием. 38 Упражнение 2        И. п. ­ основная стойка. На протяжении 2 минут следует высоко  поднимать колени. Каждое такое поднятие должно переходить в ходьбу.  Далее, подключают руки – подносят их вверх, а затем в разные стороны.  Упражнение 3       И .п. ­ основная стойка. Отставьте ногу назад, поднимите руки вверх –  вдох, вернитесь в и.п. — выдох. Повторите по 4­6 раз. Упражнение 4       И. п. ­ основная стойка, разводим обе руки по сторонам и выполняем  ритмичные круговые вращения локтевыми суставами сначала вперед, а потом  назад. Повторить по 6­8 раз. Упражнение 5      И. п. ­ основная стойка. Упражнение очень похоже на предыдущее с  разницей в том, что здесь надо выполнять вращательные движения уже  плечевыми суставами. Повторить по 6­8 раз. Упражнение 6      И. п. ­ основная стойка, после максимально глубокого вдоха  наклон  вперед крепко обхватываем свои колени руками, делаем такой же глубокий  выдох и приступаем к ритмичным круговым вращениям коленными суставами попеременно в обе стороны. Повторить по 6­8 раз. Упражнение 7      И. п. ­ основная стойка, руки на пояс. Наклоны туловища вправо, влево.  Повторить по 6­8 раз. 39 Упражнение 8       И. п. ­ основная стойка, руки на пояс. Полностью выпрямляем руки,  потом разводим их и поворачиваемся попеременно налево и направо.  Повторить по 6­8 раз. Упражнение 9      И. п. ­ сидя на полу, с выпрямленными и максимально разведенными в  разные стороны ногами, насколько это представляется возможным. После  максимально глубокого вдоха делаем наклон сначала к левой ноге, нужно  стараться достать руками носок; потом делаем такой же глубокий выдох и  принимаем  и. п.; сделать  другой ногой то же самое.  Последний подход делаем со сведёнными вместе ногами, и тянемся снова к  носкам                                                                           Упражнение 10 И .п. ­ лечь на гимнастический коврик, выполняя всем известный  “велосипед”. Упражнение выполнить не менее 15 раз. Упражнение 11 И. п.­  лежа на животе. Ладони располагают под плечами. Далее, следует  развести руки по сторонам и опустить ладони к основанию пола. Нижние  конечности сгибают назад, а затем приводят их в исходное положение.  Туловище следует выгибать назад. Голову наклоняют в эту же сторону и  фиксируются в таком положении на несколько секунд. Упражнение 12 40 И .п. ­ лечь на гимнастический коврик при этом поднять ноги вверх. Они  должны быть строго перпендикулярно полу, ноги разводим  как можно шире и делают глубокий вдох затем принимаем исходное положение и выдыхают.  Повторить по 6­8 раз. При диабете любого типа выполнение всех упражнений воспроизводится в  замедленном темпе с постепенным увеличением нагрузки. Такой подход  позволяет добиться наиболее высоких результатов. После завершения следует прогуляться медленными шагом, принять прохладный душ. Домашнее задание 1. Составить   памятки   по   подготовке   пациентом   к   инструментальным   и лабораторным методам исследования:   УЗИ органов брюшной полости,   ГТТ,   суточный диурез,   анализ мочи на сахар,   кровь на сахар,   биохимический анализ крови. 2. Составить памятку по правилам использования глюкометра. 41 ПРИЛОЖЕНИЕ Е Тесты по анатомии и патологии поджелудочной железы  1 Вариант  1.В поджелудочной железе синтезируется ферменты: а) трипсин, химозин, амилаза  б) амилазы, липазы, трипсиноген, хемот­ рипсин  в) пепсин, липазы, амилазы 2.Соматостатин в поджелудочной железе синтезируется клетками: а) А б) В в) д 3.РР­ клетки поджелудочной железы секретируют: а) глюкагон  б) инсулин в)панкреатический полипептид 4.Д1­ клетки поджелудочной железы синтезируют:  а) вазоактивные интестинальный полипептид   б) глюкагон   в) инсулин  5.Поджелудочная железа: а)имеет головку, тело и хвост б) относится к забрюшинным органам в)делится на дольки  42 6.Назовите часть поджелудочной железы, которая производит инсулин: а) а­ клетки островков поджелудочной железы  б) дольки поджелудочной железы   в) В­клетки островков поджелудочной железы 7.Назовите части поджелудочной железы, которая производит  панкреатический сок: а) дольки поджелудочной железы  б) а­ клетки островков поджелудочной железы  в)В­клетки островков поджелудочной железы 8. Где находится поджелудочная железа: а)  в брюшной полости   б) в грудине  в) в тазовой области  9.В чем заключается функция поджелудочной железы:  а) вырабатывать пищеварительные ферменты  б) вырабатывать гормоны поджелудочной железы в) оба варианта 10.Какие болезни затрагивают поджелудочную железу: а) панкреатит б) диабет в) оба варианта 1.Каков средний размер поджелудочной железы: 2 Вариант а)16,5 см б) 10 см 43 в)5 см 2.Протоком поджелудочная железа соединяется с … а) тонким кишечником  б) толстым кишечником  в) желудком 3.Как называется заболевания поджелудочной железы: а)панкреатит  б) пиелонефрит  в) глаукома 4.Какая диета используется при заболевании поджелудочной железы: а) диета №9  б) диета №5  в) Диета № 3 5.Какой формы заболевания поджелудочной железы  не существует:  а) острый   б) хронический в) стертый 6.Д1­ клетки поджелудочной железы синтезируют:  а) вазоактивные интестинальный полипептид  б) глюкагон  в) инсулин  7.Поджелудочная железа: а)имеет головку, тело и хвост б) относится к забрюшинным органам 44 в)делится на дольки  8.В чем заключается функция поджелудочной железы:  а) вырабатывать пищеварительные ферменты  б) вырабатывать гормоны поджелудочной железы в) оба варианта 9.Какие болезни затрагивают поджелудочную железу: а) панкреатит б) диабет в) оба варианта 10.В поджелудочной железе синтезируется ферменты:  а) трипсин, химозин, амилаза  б) амилазы, липазы, трипсиноген, хемот­ рипсин  в) пепсин, липазы, амилазы 3 Вариант 1.Как называется заболевания поджелудочной железы: а)панкреатит б) пиелонефрит  в) глаукома 2.Какая диета используется при заболевании поджелудочной железы: а) диета №9  б) диета №5  в) Диета № 3 3.В поджелудочной железе синтезируется ферменты: а) трипсин, химозин, амилаза 45 б) амилазы, липазы, трипсиноген, хемот­ рипсин  в) пепсин, липазы, амилазы 4.РР­ клетки поджелудочной железы секретируют: а) глюкагон б) инсулин в)панкреатический полипептид 5.Какой формы заболевания поджелудочной железы  не существует: а) острый  б) хронический в) стертый 6.Соматостатин в поджелудочной железе синтезируется клетками: а) А б) В в) Д 7.Какие болезни затрагивают поджелудочную железу: а) панкреатит б) диабет в) оба варианта 8.Назовите части поджелудочной железы, которая производит  панкреатический сок: а) дольки поджелудочной железы б) а­ клетки островков поджелудочной железы в)В­клетки островков поджелудочной железы 9. Где находится поджелудочная железа: а)  в брюшной полости  46 б) в грудине  в) в тазовой области  10.Каков средний размер поджелудочной железы: а)16,5 см б) 10 см в)5 см 1. Б 2. В 3. В 4. А 5. А,Б,В 6. А 7. А 8. А 9. В 10.В 1. А 2. А 3. А 4. Б 5. В 6. А 7. А,Б,В 8. В 9. В 10.Б 1. А 2. Б Эталоны ответов 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 47 3. Б 4. В 5. В 6. В 7. В 8. А 9. А 10.А 48

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В  ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2019