МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
технология
Взрослым
29.01.2019
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Пояснительная записка к методической разработке по профессиональному модулю «Технология выполнения простых медицинских услуг» по теме: «Участие сестры в инструментальных методах исследования». Методическое пособие разработано для самостоятельной работы студентов с целью формирования умений и знаний по теме: «Участие медсестры в инструментальных методах исследования» является важной и актуальной в системе подготовки медицинских сестер, так как деятельность медицинской сестры складывается не только из выполнения манипуляций, но и профилактики возможных осложнений у пациента, умения выявлять проблемы пациента, составлять план сестринского ухода, применять сестринский процесс на практике. Цели: • Раскрыть общий алгоритм действий медицинской сестры при инструментальных методах исследованиях. • Определить особенности подготовки пациента к основным инструментальным методам исследований. • Определить роль медицинской сестры в инструментальной диагностике Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС, для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01.Сестринское дело (базовая подготовка)
1 Инструментальные методы исслед 2017.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной медицинский колледж № 2» (ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2») РАССМОТРЕНЫ на заседании ЦМК профессиональных модулей Протокол заседания № __________  от «_____» _______________ 20____г. Председатель ЦМК ____________ /Симонян Л.А./ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ» ПМ.02. Участие в лечебно­диагностическом и реабилитационном процессах                 специальность 34.02.01.Сестринское дело (базовая подготовка) Составитель: преподаватель Харитонова Е.А.. Коломна 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Информационная карта 3. Глоссарий 4. Вопросы для самоконтроля 5. Тестовый контроль 6. Основная литература для подготовки. 2 Пояснительная записка к   методической   разработке   по   профессиональному   модулю   «Технология выполнения   простых   медицинских   услуг»  по   теме: «Участие   сестры   в инструментальных методах исследования». Методическое пособие разработано для самостоятельной работы студентов с целью формирования умений и знаний по   теме:   «Участие   медсестры   в   инструментальных   методах исследования» является важной и актуальной в системе подготовки медицинских сестер,   так   как   деятельность   медицинской   сестры   складывается   не   только   из выполнения   манипуляций,   но   и   профилактики   возможных   осложнений   у пациента, умения  выявлять  проблемы пациента, составлять  план сестринского ухода, применять сестринский процесс на практике. Цели:    Раскрыть   общий   алгоритм   действий   медицинской   сестры   при инструментальных  методах исследованиях.   Определить   особенности   подготовки   пациента   к   основным инструментальным методам исследований.  Определить роль медицинской сестры в инструментальной диагностике Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС, для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01.Сестринское дело (базовая подготовка) 3 В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен уметь:  выбрать назначения на инструментальные исследования из листа назначений;  объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки;  подготовить   пациента   к   рентгенологическому   исследованию пищеварительного тракта;  подготовить пациента к рентгенологическому исследованию мочевыводящих и желчевыводящих путей;  подготовка пациента к эндоскопическим исследованиям.  подготовить пациента к ультразвуковым исследованиям; знать:  цели предстоящих исследований;  цели подготовки к исследованиям;  должностные   обязанности   медсестры   при   подготовке   пациента   к инструментальным исследованиям;  возможные   проблемы   пациента   при   подготовке   и   проведении инструментальных исследований;   Методическая   разработка   состоит   из:   Пояснительной   записки, информационной карты, вопросов для самоконтроля, тестового контроля и списка использованной литературы. Междисциплинарные и межмодульные связи:  ОП 03. Анатомия и физиология человека  ПМ 02. Участие в лечебно­диагностическом и реабилитационном процессах 4  ПМ. 04.  Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по  уходу за больными Материально­техническое обеспечение занятия:  плакаты, схемы, рисунки  Фантом, муляжи  Проектор, ноутбук  Презентация на тему: « Инструментальные методы исследования» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ТЕМЫ Исследования структуры и функции органов человека при помощи специальной аппаратуры   называются   инструментальными   методами   исследования. Инструментальные   методы   исследования   представляют   собой   важный   раздел комплексного   обследования   пациентов.   Они   включают   в   себя рентгенологические,   эндоскопические,   ультразвуковые,   электрографические   и электрометрические способы обследования пациентов.  Глоссарий Бронхоскопия­ эндоскопическое исследование бронхов. Колоноскопия­ эндоскопическое исследование толстой кишки. Ректороманоскопия­ эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной  кишки. Саливация­ слюнотечение, чрезмерное отделение мокроты. Урография­ рентгенологическое исследование почек и мочевыводящих путей. 5 Холеграфия­ рентгенологическое исследование внутрипеченочных (крупных)  протоков желчного пузыря. Холецистография­ рентгенологическое исследование желчного пузыря. Цистоскопия­ эндоскопическое исследование слизистой оболочки мочевого  пузыря. Эхография­ ультразвуковое исследование органов (УЗИ).  Рентгенологическое исследование Рентгенологическое   исследование   —   применение   рентгеновского   излучения   в медицине   для   изучения   строения   и   функции   различных   органов   и   систем   и распознавания   заболеваний.   Рентгенологическое   исследование   основано   на неодинаковом   поглощении   рентгеновского   излучения   разными   органами   и тканями   в   зависимости   от   их   объема   и   химического   состава.   Для рентгенологического   исследования   многих   органов   прибегают   к   методике искусственного   контрастирования.   В   полость   органа,   в   его   паренхиму   или   в   которое   поглощает окружающие   его   пространства   вводят   вещество, рентгеновское   излучение   в   большей   или   меньшей   степени,   чем   исследуемый орган. Источником излучения служит рентгеновская трубка.  6 Объектом   исследования  является   больной,   направленный   для   выявления патологических изменений в его организме. Кроме того, обследуют и здоровых людей для выявления скрыто протекающих заболеваний. Методы рентгенологического исследования делятся на: Рентгеноскопия  (scopo   ­   смотрю)   – просвечивание   человеческого   тела рентген­лучами, позволяющее   наблюдать   на   экране   изображение органов. фотографирования     помощью рентген­лучей.   Полученные   снимки с называются   рентгенограммами.   На рентгеновской   пленке   изображение получается   негативным,  т.е.  наиболее светлые   на   рентгеновском   экране места на пленке получаются темными и наоборот. Рентгенография  ­   метод 7 –   это   метод Флюорография  получения   снимков   органов   грудной клетки,   уменьшенных   в   размерах   с количеством уменьшенным   рентгеновских   лучей,   что   менее   Метод, опасно   для   человека. используется профилактических осмотров. для     массовых Контрастирование  производится для исследования полых органов, дающих на экране   сравнительно   густую   однородную   тень   (желудок,   кишечник,   желчный пузырь, почечные лоханки, кровеносные сосуды и др.), их.   Холецистография ­ исследование желчного пузыря и желчевыводящих путей с   помощью   йодсодержащих   контрастных   веществ,   даваемых   внутрь предлагается выпить контрастную массу – взвесь серно­кислого бария; при исследовании толстого кишечника взвесь вводится в кишечник с помощью клизмы (ирригоскопия)  Холеграфия  ­  исследования  желчного  пузыря  и  желчных  протоков  путем внутривенного введения контрастного вещества  8  Ангиография   –  рентгеновское   исследование   сосудов   осуществляется   с помощью кардиотраста, вводимого внутривенно  Пиелография   ­   рентгенологическое   исследование   почечных   лоханок проводится с помощью урографина, вводимого внутривенно.   Бронхография   ­   рентгенографическое   исследование   бронхов     проводится после распыления в бронхах контрастного вещества — йодолипола.    В   некоторых   случаях   контрастирование   органа   производится   за   счет воздуха, который вводится в окружающую ткань или полость. Например, 9 при рентгеновском исследовании почек, когда есть подозрение на опухоль почки,   вводится   воздух   в   околопочечную   клетчатку   {пневморен);   для обнаружения   прорастания   опухолью   стенок   желудка   воздух   вводится   в брюшную   полость,   т.   е.   исследование   проводится   в   условиях   искус­ ственного пневмоперитонеума. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию желудка и двенадцатиперстной кишки. Это метод исследования, основанный на просвечивании рентгеновскими лучами полых   органов   с   применением   контрастного   вещества   (сульфата   бария), позволяющий определить форму, величину, положение, подвижность желудка и 12­   перстной   кишки,   локализацию   язвы,   опухоли,   оценить   рельеф   слизистой оболочки и функциональное состояние желудка (его эвакуаторную способность). Перед исследованием необходимо: 1. Необходимо предупредить больного о возможности появления тошноты и жидкого стула как реакции на прием контрастного вещества.  2. Нужно взвесить больного и рассчитать дозу контрастного вещества.  3. Проводится инструктаж больного по следующей схеме: за   2­3   дня   до   исследования   необходимо   исключить   из   рациона газообразующие продукты (овощи, фрукты, черный хлеб, молоко);  накануне исследования в 18:00 – легкий ужин;  предупредить,   что   исследование   проводится   натощак,   поэтому   накануне исследования больной не должен есть и пить, принимать медикаменты и курить. В   случае   упорных   запоров   по   назначению   врача   вечером,   накануне 4. исследования, ставится очистительная клизма. 10 5. В рентгенологическом кабинете больной выпивает водную взвесь сульфата бария. 6. Иметь при себе полотенце (для удаления слюны, протирания кожи) Подготовка больного к рентгенологическому исследованию толстого кишечника (ирригоскопия, ирригография) Позволяет получить представление о длине, положении, тонусе, форме толстой кишки, выявить нарушения моторной функции. Провести инструктаж больного по следующей схеме:  за три дня до исследования назначается бесшлаковая диета; если больного беспокоит вздутие кишечника, то можно порекомендовать в течение трех дней принимать настой ромашки, карболен или ферментные препараты; накануне исследования в 15­16 часов больной получает 30 г касторового масла (при отсутствии поноса); в 1900  – легкий ужин; д) в 2000  и 2100  накануне исследования проводятся очистительные клизмы до эффекта «чистой воды»; утром   в   день   исследования   не   позднее,   чем   за   2   часа   до   ирригоскопии выполняются 2 очистительные клизмы с интервалом в один час; в   день   исследования   больной   не   должен   пить,   есть,   курить   и   принимать медикаменты.   С   помощью   кружки   Эсмарха   в   кабинете   медсестрой вводится водная взвесь сульфата бария. Подготовка пациента к пероральной холецистографии. 11 Пероральная холецистография­ выполняется с целью диагностики  заболеваний желчного пузыря и желчевыводящих путей. 1. Необходимо предупредить больного о возможности появления тошноты и жидкого стула как реакции на прием контрастного вещества.  2. Нужно взвесить больного и рассчитать дозу контрастного вещества.  3. Проводится инструктаж больного по следующей схеме: накануне исследования в течение трёх дней больной соблюдает диету без высокого содержания клетчатки (исключить капусту, овощи, хлеб ); за   14  оо  –   17  оо  часов   до   исследования   больной   принимает   контрастное вещество дробно (по 0,5грамма) в течение часа каждые 10 минут, запивая сладким чаем;  в 18оо – легкий ужин;   вечером за 2 часа до сна, если больной не может освободить кишечник естественным путем, поставить очистительную клизму;   утром   в   день   исследования,   больной   должен   натощак   явиться   в рентгенкабинет (не пить, не есть, не курить, не принимать лекарственные вещества).   Взять   с   собой   2   сырых   яйца.   В   рентгенкабинете   делаются обзорные снимки, после чего больной принимает желчегонный завтрак (2 сырых яичных желтка или раствор сорбита (20г на стакан кипяченой воды) для желчегонного эффекта). Спустя 20 минут после приема желчегонного завтрака   выполняется   серия   обзорных   снимков   через   определенные промежутки времени в течение 2­х часов. Подготовка больного к холеграфии Холеграфия   желчевыводящих путей после внутривенного введения контрастного вещества.   рентгенологическое   исследование   желчного   пузыря ­ 12 1. Выяснить аллергологический анамнез (непереносимость препаратов йода). 2.   За   1   –   2   дня   до   исследования   провести   пробу   на   чувствительность   к контрастному веществу. Для этого 1 мл контрастного вещества, подогретого до t=37­38оС,   ввести   внутривенно,   осуществлять   наблюдение   за   состоянием больного. Более простой способ ­ это прием внутрь йодистого калия по столовой ложке 3 раза в день. При положительной аллергопробе появляется сыпь, зуд и т.д. В  случае  отсутствия  реакции  на  введенное   контрастное  вещество   продолжить подготовку больного к исследованию. 3.  Перед исследованием провести инструктаж больного по следующему плану: 2 ­ 3 дня до исследования ­ бесшлаковая диета. В 18оо ­ легкий ужин. За 2 часа до сна ­ очистительная клизма, если больной не может освободить кишечник естественным путем. Исследование проводится натощак. 4. В рентгенкабинете ввести внутривенно медленно в течение 10 минут 20­30 мл контрастного вещества, подогретого до t=37­380 С 5. Больному выполняется серия обзорных снимков. 6.   Обеспечить   контроль   за   состоянием   больного   в   течение   суток   после выполнения исследования с целью исключения замедленного типа аллергических реакций. Подготовка больного к бронхографии и бронхоскопии. Бронхография   –   исследование   дыхательных   путей,   позволяющее   получить рентгенографически   изображение   трахеи   и   бронхов   после   введения   в   них контрастного вещества с помощью бронхоскопа. 13 1.   Для   исключения   реакции   к   йодолиполу   назначается   однократно   1столовая ложка данного препарата внутрь за 2­3 дня до исследования и в течение этих 2­3­ х дней больной принимает 0,1% раствор атропина по 6­8 капель 3 раза в день). 2. Если бронхография назначена женщине ­ предупредить, чтобы на ногтях не было лака, а на губах – помады. 3. Накануне вечером по назначению врача с седативной целью больному принять 10 мг седуксена (при нарушении сна – снотворное). 4.   За   30­40   минут   до   выполнения   манипуляции   провести   премедикацию   по назначению врача: ввести подкожно 1мл – 0,1% раствора атропина и 1мл 2% раствора промедола. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию почек (обзорный снимок, экскреторная урография). 1. Провести инструктаж по подготовке больного к исследованию: исключить из питания газообразующие продукты (овощи, фрукты, молочные, дрожжеподобные   продукты,   черный   хлеб,   фруктовые   соки)   в   течение   3 дней до исследования.  принимать при метеоризме по назначению врача активированный уголь.  исключить прием пищи за 18­20 часов до исследования. 2.Накануне   вечером   около   2200  часов   и   утром   за   1,5­2   часа   до   исследования поставить очистительные клизмы 3.   Предложить   больному   освободить   мочевой   пузырь   непосредственно   перед исследованием. 14 4. В рентгенологическом кабинете врач­рентгенолог выполняет обзорный снимок брюшной полости.  5. Медицинская сестра осуществляет медленное (в течение 5­8 минут), постоянно контролируя самочувствие больного, введение контрастного вещества.  6. Врачом­ рентгенологом выполняется серия снимков.  Эндоскопическое исследование Эндоскопия   —   способ   осмотра   некоторых   внутренних   органов   при   помощи эндоскопа. При эндоскопии эндоскопы вводятся в полости через естественные пути, например, в желудок — через рот и пищевод, в бронхи и лёгкие — через гортань, в мочевой пузырь — через мочеиспускательный канал, а также путём проколов или операционных доступов Виды эндоскопии 1. Эзофагогастродуоденоскопие й   (гастроскопией)   с   помощью эндоскопа исследуют   слизистую оболочку пищевода, желудка и 12­перстной кишки.   Показания к проведению  могут послужить следующие симптомы: Боль в животе; Изжога; Нарушение глотания, боль при глотании; Тошнота, рвота пищей, принятой накануне, рвота кровью; Черный кал (мелена), диарея; Анемия; Выраженная потеря веса; 15 ЭФГДС   могут   проводить   не   только   с   диагностической   (дифференциальная диагностика   болезней   желудка   и   12­перстной   кишки   и   биопсия   пораженных участков), но также и лечебной целью (для удаления инородных тел, опухолей небольшого   размера,   остановки   кровотечения   и   склерозирования   варикозно расширенных пищеводных вен. Противопоказания: шоковые состояния, нарушениях мозгового и коронарного кровообращения, эпилептических припадках,  обострениях бронхиальной астмы,  при ожогах пищевода, рубцовых сужениях его просвета. ИБС, аневризму грудной части аорты,  гипертонический криз,  острые воспалительные заболевания глотки и органов дыхани Подготовка к эзофагогастродуоденоскопии 1. Пациент должен прийти натощак, рекомендуется воздержаться от приема пищи и даже жидкости за восемь часов до манипуляции.  2. Иметь при себе полотенце (для удаления слюны, протирания кожи) 3. За   некоторое   время   до   процедуры   пациенту   дают   седативное   средство, зачастую седуксен.  4. За   пять   минут   до   начала   манипуляции   пациенту   проводят   местную анестезию.   Для   этого   заднюю   стенку   глотки,   а   также   корень   языка обрабатывают 1­2% раствором лидокаина путем орошения. А после этого просят пациента глотнуть, чтобы анестетик достиг пищеводного отверстия. 16 5. Положение: на левом боку, ноги согнуты в коленях. Под головой  небольшой валик. Пациент должен спокойно лежать, ровно дышать, не  глотать слюну и не разговаривать. 2.Холангиоскопия   ­  представляет   собой   информативный   метод   диагностики, который основывается на визуальном осмотре желчных протоков с применением эндоскопа. Показаниями к проведению холангиоскопии являются: Наличие конкрементов в желчном протоке. Опухоли желчного протока и поджелудочной железы. Желтуха, спровоцированная застоем желчи из­за скопления в общем желчном протоке конкрементов. Хронический панкреатит. Стеноз, опухоль или аденома большого дуоденального сосочка. Противопоказания: Заполненный желудок. Тяжелые формы дыхательной и сердечной недостаточности. Операции на верхних отделах пищеварительной системы в анамнезе. Химические ожоги или перфорации полых органов. Подготовка к холангиоскопии 1. проводится на натощак.  2. в течение 6­10 часов до начала процедуры пациент должен воздерживаться от еды.  3. на   протяжении   2­3   часов   должен   воздерживаться   от   курения,   так   как никотин способствует активной выработке желудочного сока и слюны, что затрудняет исследование слизистых оболочек 3.Колоноскопия относится к исследования прямой, сигмовидной частей кишки с помощью фиброколоноскопа.  17 Помимо   визуального   осмотра,   колоноскопия   позволяет   проводить диагностическую биопсию тканей и удалять полипы со стенки кишки.    Подготовка к процедуре 1. Специальная   диета   за   3   суток  исключают   из   диеты   пищу,   богатую клетчаткой (бесшлаковая диета). Вечером накануне диагностики от ужина следует   отказаться   совсем.   В   день   процедуры   до   ее   проведения   также исключается прием пищи. 2. Очищение кишечника. Накануне исследования в 1500 30­50 гр. касторового масла. Вечером 2 очистительные клизмы с интервалом 30 мин. Утром в день исследования клизму повторяют дважды, причем последнюю ставят за час до колоноскопии.  3. За 30­60 мин. проводят премедикацию. 4. Положение пациента укладывают на кушетку в положении на левом боку с  согнутыми ногами. Осложнения после проведения колоноскопии являются перфорация кишечника и кровотечение с места удаленного полипа.  4.Ректороманоскопия кишечника – это обследование прямой кишки и конечного участка сигмовидной кишки с помощью прибора ректороманоскопа. Процедура 18 ректороманоскопия позволяет врачу осмотреть слизистую дистальных отделов толстой кишки на расстоянии 15–30 см от анального сфинктера 19 Показания  для   диагностической ректороманоскопии: боли в нижних отделах живота; выпадение прямой кишки; нарушение стула — запоры, поносы или чередование их; кишечное кровотечение; хронический геморрой; подозрение на онкопатологию толстого кишечника; Лечебные манипуляции при ректороманоскопии: эндоскопическое удаление полипов небольшого размера; остановка кровотечения методом электрокоагуляции кровоточащего сосуда; удаление инородного тела. Противопоказания к ректороманоскопии: тяжелое   общее   состояние   пациента   (легочно­сердечная   недостаточность тяжелой степени и др.), при которых риск проведения выше, чем диагностическая ценность процедуры; сужение   просвета   кишечника   приобретенное,   например,   за   счет опухоли или врожденное; острое воспаление в прямой кишке или в брюшной полости; острый геморрой, осложненный тромбозом геморроидальных узлов. Подготовка к процедуре 1. Перед исследованием нужно провести разъяснительную беседу. Диета за 3– 4   суток   до   исследования   (бесшлаковая).   Пища   должна   быть легкоусвояемой. Проводят исследование натощак. 2. Накануне   вечером   больному   назначают   2   очистительные   клизмы   с интервалом   30   мин.   Утром   клизмы   повторяют   за   1­1,5   часа   до исследования. 3. За 30­60 мин. до исследования проводят премедикацию. 4. Ректороманоскопию   обычно   проводят   в   колено­локтевом   или   колено­ плечевом положении. Пожилых и ослабленных пациентов, лиц, страдающих недостаточностью кровообращения исследуют в положении лежа на левом боку с максимально приведенными ног 5.Цистоскопия  –   эндоскопический   вид   диагностики,   применяемый   для исследования внутренней поверхности мочевого пузыря с помощью цистоскопа. По   мере   продвижения   цистоскопа   в   пузырь   также   производится   осмотр слизистых оболочек самой уретры (уретроскопия). Показания к цистоскопии:   хронический   цистит   с   часто   повторяющимися   обострениями (рецидивами); подозрение на мочекаменную болезнь; недержание мочи, примесь крови в моче; С помощью цистоскопии выполняется ряд лечебных манипуляций: остановка кровотечений; удаление   доброкачественных   и   злокачественных   новообразований мочевого пузыря; проведение щипковой биопсии; дробление и удаление камней; постановка мочеточниковых катетеров; Подготовка к цистоскопии 1. Перед обследованием врач проводит с пациентом разъяснительную беседу, в ходе которой раскрывается суть процедуры и особенности подготовки к ней. 2. Отказаться на какое­то время от приема некоторых лекарственных средств: обезболивающих   и   нестероидных   противовоспалительных   препаратов, аспирина и антикоагулянтов, инсулина; 3. Необходимо   сделать   премедикацию   или   анестезию.   Если   процедура цистоскопии будет выполняться под общим наркозом, то с утра нельзя ничего кушать. Отдельные виды местного обезболивания также требуют соблюдения этого условия; 4. Непосредственно   перед   процедурой   обязательно   провести   гигиеническое обмывание наружных половых органов, а при наличии обильного волосяного покрова   –   сбрить   его   во   избежание   попадания   отдельных   волосков   в мочеиспускательный канал вместе с цистоскопом. 6.Бронхоскопия (фибробронхоскопия) — это метод непосредственного осмотра и оценки состояния слизистых трахеобронхиального дерева: трахеи и бронхов при   помощи   специального   прибора   —   бронхофиброскопа   или   жесткого дыхательного бронхоскопа, разновидности эндоскопов.   Показаниями к бронхоскопии является подозрение на опухоль или воспаление в бронхах. При помощи бронхоскопии возможно извлечение из бронхов инородных тел, осмотр искривлённых и суженных бронхов, проведение биопсии и введение лекарственных средств. Подготовка к фибробронхоскопии   1. Перед выполняться рентгенологическое   исследование   органов   грудной   клетки.   Кроме   этого выполнением   бронхоскопии   должно   необходимы   результаты   электрокардиографии,   определения   газов   крови, показателей коагулограммы, уровня мочевины в крови. 2. Бронхоскопия   проводится   строго   натощак,   чтобы   избежать   случайного заброса   остатков   пищи   или   жидкости   в   дыхательные   пути   при   рвотных движениях или кашле. 3. В день исследования не пьют воду. 4. За 30­60 мин. до исследования проводят премедикацию. Местная анестезия вызывается   смазыванием   или   распылением   анестезирующего   раствора ­   10 % лидокаин, дикаин, тримекаин. 5. Положение при бронхоскопии, сидя или лежа  Ультразвуковое исследование Во   время   УЗИ   происходит   воздействие   звуковых   волн   высокой   частоты   на различные   участки   тела   с   целью   получения   изображения   внутренних   органов, структур и тканей.  УЗИ применяется для оценки состояния и диагностики заболеваний в широком диапазоне   областей:   гинекология,   брюшная   полость,   молочные   железы, щитовидная   железа,   органы   малого   таза.   Некоторые   виды   УЗИ   обследования требуют специальной подготовки. Общее УЗИ 1. Применяется для обследования конечностей (руки, запястья, кисти, плечи, ноги,   ступни,   колени),   грудной   клетки,   щитовидной   железы,   мужских половых органов. Ограничений в питании, предварительной подготовки не требуется 2. Молочные железы оценка состояния, выявление уплотнений, образований, опухолей, кист. Не заменяет маммографию, но применяется для уточнения ее результатов. Перед процедурой подготовка не требуется 3.  Брюшная полость. Выявляет наличие каких­либо патологий в области ниже диафрагмы   и   выше   костей   бедер   (печень,   желчные   протоки,   селезенка, поджелудочная   железа,   желчный   пузырь,   брюшная   аорта,   почки). Подготовка:  За 4­6 часов до начала процедуры прекратить прием пищи. При   необходимости   приема   лекарственных   препаратов,   запивать небольшим количеством воды. При прохождении УЗИ в послеобеденное время допускается прием пищи с низким содержанием жиров. Исключить употребление жевательной резинки. 4.  Органы   малого   таза   (женщины).   Оценка   состояния   матки,   яичников, маточных   труб,   кровотока   в   данных   структурах.  Подготовка:   за   час   до обследования выпить несколько стаканов воды, чтобы наполнить мочевой пузырь.   В   период   постменопаузы   при   отсутствии   месячных   процедура может проводиться в любое время. До менопаузы (наличие ежемесячных кровотечений)   тестирование   проводится   между   6   и   10   днями менструального цикла. 5.  Органы   таза   (мужчины).   Сканирование   показывает   аномалии   состояния  необходимо   прекратить мужских   органов   таза.  Подготовка: мочеиспускание   и   прием   жидкости   за   2   часа   до   обследования. Лекарственные   препараты   можно   принимать   с   небольшим   количеством воды 6. УЗИ   простаты.   Применяется   для   обнаружения   у   мужчин   нарушений деятельности предстательной железы, окружающих тканей. Используется для оценки состояния и наблюдения за раннее обнаруженными опухолями в этой   области.  Подготовка:   За   2   –   4   часа   до   обследования   необходимо поставить клизму. 7. При беременности. Выполняется на любой стадии беременности. На ранних сроках   применяется   для   определения   возраста   плода   и   его жизнеспособности. Во втором и третьем триместрах, для оценки, контроля роста,   развития,   положения   плода.   Особой   подготовки   не   требуется, рекомендуется выпить немного воды перед УЗИ, проходить обследование с наполненным мочевым пузырем. 8. Эндовагинальное   УЗИ.   Применяется   для   получения   более   точной диагностической   информации.   Метод   обеспечивает   четкое   изображение половых органов, так как проводится не через живот, где могут закрывать вид газы и содержимое кишечника. Данный метод также используется на ранних   сроках   беременности   для   обнаружения   сердцебиения   плода   или диагностики   внематочной   беременности.  Подготовка:  Мочевой   пузырь должен быть наполнен. 9. Биопсия   под   контролем   УЗИ.   Во   время   процедуры   происходит обследование   и   идентификация   проблемной   области   (например,   печень, почки)   с   последующим   забором   проб   тканей   для   дальнейшего гистологического диагноза.  Подготовка: за 4 – 6 часов до обследования требуется прекратить прием жидкости и пищи. Кроме того, рекомендуется прекратить прием препаратов, снижающих сворачиваемость крови.  ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Понятие о рентгенологическом методе исследования. Виды  рентгенологических исследований, их значение. Подготовка пациента к  различным методам рентгенологического исследования органов пищеварительной и мочевыделительной систем: ее цель и содержание. Понятие "бесшлаковая диета" и "проба на индивидуальную чувствительность к контрастному  препарату". 2. Понятие об эндоскопическом методе исследования. Виды эндоскопов,  используемых для различных исследований. Возможности метода. Характер  подготовки пациента к различным эндоскопическим исследованиям. Понятие об УЗИ­методе исследования, значение метода. Подготовка  3. пациента к УЗИ­исследованиям органов пищеварения и мочевыделения. Правила техники безопасности при проведении различных  4. инструментальных исследований. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ 1. При   подготовке   пациента   к   ирригоскопии   за   три   дня   до   исследования исключают из питания ­ а) продукты, изменяющие цвет кала; б) газообразующие продукты; в) лекарственные вещества. 2. При проведении холецистографии, применяют контрастное вещество – а) сульфат бария; б) глюкозу в) билитраст, теленак, холевид. 3. Холеграфия – это а) рентгенологическое исследование кишечника; б) рентгенологическое исследование желчного пузыря в) рентгенологические исследование почек 4. Антидот к йодсодержащим контрастным веществам – а) 30% р­р тиосульфата натрия; б) 30% р­р глюкозы; в) 33 % р­р магния сульфата. 5. Эндоскопия – это а) йодсодержащее контрастное вещество; б) метод визуального исследования с помощью оптико – осветительного прибора; в) просвечивание человеческого тела рентгеноконтрастными лучами. 6. При бронхоскопии пациенту проводят премедикацию – а) 1% р­р анальгина + 0,1% р­р атропина б) 1% р­ром новокаина в) 0,1% р­р атропина +1% р­р димедрола 7. При проведении фиброгастродуоденоскопии пациенту промывают желудок а) за 1,5 – 2 часа до исследования б) за 3 часа до исследования в) накануне исследования 8. При колоноскопии за 3 дня до исследования пациенту назначают: а) очистительную клизму; б) безшлаковую диету; в) премедикацию. 9. При проведении УЗИ органов малого таза пациенту за 2 часа до исследования необходимо а) сделать очистительную клизму; б) выпить 1 – 1,5 литра жидкости в) съесть завтрак. 10. Эндоскопическое   исследование,   не   требующее   обязательного   применения очистительной клизмы – а) ирригоскопия; б) цистоскопия; в) ректороманоскопия. 11. Исследования   структуры   и   функций   органов   человека   при   помощи специальной аппаратуры называются ____________ методами исследования. 12.Осмотр   исследуемого   органа   за   специальным   рентгеновским   экраном называется: а) рентгеноскопия б) рентгенография в) рентгенофлюорография 13.Негативное изображение исследуемого органа на фотопленке называется ___. 14. К рентгенологическим методам исследования относится: а) бронхоскопия б) колоноскопия в) ирригоскопия г) ФГДС 15.К эндоскопическим методам исследования относится: а) бронхоскопия б) ирригоскопия в) колоноскопия г) внутривенная урография 16.Рентгенологическое исследование желчного пузыря с пероральным введением контрастного вещества называется _______________. 17. Бесшлаковая диета исключает прием: а) углеводов б) черного хлеба, овощей, фруктов, молока в) мяса, яиц, рыбы, гречневой крупы г) соли и жидкости 18. Для того чтобы вызвать сокращение желчного пузыря, во время проведения исследования пациенту необходимо взять с собой ________________ завтрак. 19. Колоноскопия ­ это: а) рентгенологическое исследование толстой кишки б) эндоскопическое исследование толстой кишки в) эндоскопическое исследование 12­перстной кишки г) эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной кишки 20.   Бронхография,   холецистография,   внутривенная   урография   ­   это   рентген исследование полого органа методом искусственного __________________. 21. Исследование органов с помощью звуковой волны называется __________. 22. K рентгенологическим методам исследования относится: а) колоноскопия б) бронхоскопия в) бронхография г) ФГДС 23. К эндоскопическим методам исследования относится: а) ирригоскопия б) внутривенная урография в) холеграфия г) ФГДС 24. С целью подготовки к УЗИ органов малого таза необходимо: а) в течение 3х дней принимать мочегонные препараты б) в течение 3х дней придерживаться диеты № 4 в) накануне исследования принять желчегонный препарат г) за 2 часа до исследования выпить 1,5 литра жидкости 25. Проба   на   индивидуальную   чувствительность   к   контрастному   препарату необходима перед проведением: а) ирригографии б) ФГДС в) внутривенной урографии г) колоноскопии СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ Задача 1. К   Вам   на   пост   в   2200 обратился   с   вопросом   пациент,   которому утром   будет проводиться холецистография: нельзя ли ему сейчас немного поесть, так как у него "сосет под ложечкой". Ваша тактика? Задача 2. Ваша соседка обратилась к Вам как к медработнику за советом: ей через 7 дней амбулаторно назначено УЗИ органов малого таза. Что Вы могли бы посоветовать ей? Задача 3. Вы ­ палатная медсестра. Родственники пациента принесли ему передачу: молоко, яблоки, печенье, отварную курицу. Пациент находится в стационаре по поводу хронического   холецистита,   и   через   день   ему   предстоит   холецистография. Что Вам следует предпринять? Задача 4. Пациенту   назначена   внутривенная   урография.   Пациент   страдает   запорами, жалуется на плохое отхождение газов. Тактика медсестры? Задача 5. Проходя   по   коридору,   палатная   медсестра   заметила,   что   пациент,   который только   что   вернулся   в   отделение   после   ФГДС,   несет   в   свою   палату завтрак. Следует ли медсестре что­либо предпринять? Задача 6. Медсестра пригласила пациентку в процедурный кабинет для проведения пробы на   индивидуальную   чувствительность   к   контрастному   препарату.   Она   ввела внутривенно 1 мл контрастном препарата. Вскоре у пациентки появился насморк и   сыпь   в   виде   крапивницы. В   чем   ошибка   медсестры? Дальнейшая   тактика медсестры. Задача 7. Пациент,   которому   сегодня   назначена   колоноскопия,   утром   категорически отказывается   от   постановки   очистительных   клизм,   ссылаясь   на   то,   что   три очистительные клизмы уже поставлены накануне вечером. Тактика медсестры? Задача 8. Пациенту   назначена   колоноскопия.   Медсестра   рекомендовала   ему емкостью   1 литр: одна ­ накануне в 10 часов вечера, другая ­ за 30 минут до исследования. В чем ошибка медсестры? Задача 9. Пациенту назначена внутривенная урография. Как медсестра должна провести пробу на индивидуальную чувствительность к контрастному препарату? Задача 10. Пациенту   назначена   ФГДС.   Выслушав   разъяснения   медсестры   о   характере предстоящего   исследования,   он   выразил   обеспокоенность   тем,   что   во   время процедуры возможно инфицирование вирусом СПИДа. Успокойте пациента. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Кулешова  Л.И.,  Пустоветова   Е.В.  Основы   сестринского  дела:   курс  лекций, сестринские технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 716с. 2. Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие / Н. В. Широкова [и др.]. ­ М.: ГЭОТАР­Медиа, 2015. ­ 160 с. 3. Учебная литература «Теоретические основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И. Тарновская, 2010 год; 4. Учебная   литература   «Практическое   руководство   к   предмету   «Основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И. Тарновская, 2010 год; ПАМЯТКА ДЛЯ ПАЦИЕНТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ФГДС Вам   назначена   фиброгасгроскопия.   Это   исследование   желудка   12­перстной кишки путем непосредственного осмотра их внутренней поверхности с помощью специального прибора ­ фиброгастроскопа, который представляет собой гибкую трубку, снабженную системой освещения и линз. При исследовании врач сможет определить состояние слизистой оболочки желудка и 12­перстной кишки, выявят изъязвления,   опухолевидные   образования,   места   кровотечения,   что   позволит уточнить Ваш диагноз. Эта процедура скорее неприятная, чем болезненная и занимает всего 10 минут. Для   уменьшения   неприятных   ощущений   при   введении   фиброгастроскопа   Вам предварительно проведут местное обезболивание слизистой оболочки глотки. Во   время   проведения   исследования   неприятных   ощущений,   как   правило,   не возникает при условии правильного поведения во время процедуры и выполнений всех инструкций врача. Вам   необходимо  вести   себя   спокойно,   не   мешать   проведению   исследования, дышать через нос. Во время исследования Вы будете лишены возможности говорить и проглатывать слюну, поэтому необходимо иметь при себе полотенце. Исследование проводится утром  натощак.  Утром не рекомендуется ни есть, ни пить, ни курить, ни чистить зубы, ни принимать лекарства. Накануне вечером, не позднее 19 часов, легкий ужин (чай, белый хлеб, масло). Перед исследованием, если есть, Вам необходимо вынуть зубные протезы. После проведения исследования в течение 1­1,5 часа Вам нельзя принимать пищу (до полного восстановления глотания). Если   во   время   исследования   будет   взята   биопсия,   то   в   течение   суток   пища принимается только в охлажденном виде. ПАМЯТКА ДЛЯ МЕДСЕСТРЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПАЦИЕНТА К ПРОВЕДЕНИЮ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к пациенту только на "Вы" и по имени­отчеству. 2. Говорите   внятно,   доходчиво,   неторопливо,   с   каждым   на   его   языке. Используйте мягкие интонации Вашего голоса. 3. Прикасайтесь   к   пациенту:   обнимите   его   за   плечи,   возьмите за   руку   или за локоть. Ваше лицо должно быть приветливым и открытым. 4. Объясните:  сущность   исследования   и   его   необходимость   для   уточнения   диагноза   и правильного лечения;  кто будет проводить исследование, сколько времени оно займет;  возможные субъективные   ощущения   пациента   во   время   исследования   и после него. 5. Поощряйте вопросы Вашего пациента. 6. После   проведения   исследования   обязательно   поинтересуйтесь самочувствием   Вашего   пациента,   его   впечатлениями.   Успокойте   и похвалите его, если он нуждается в поддержке.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2019