Методическая разработка "Интегрированный урок"
Оценка 4.7

Методическая разработка "Интегрированный урок"

Оценка 4.7
Документация
doc
администрации
Взрослым
19.02.2018
Методическая разработка "Интегрированный урок"
Дидактическая цель: создать условия для применения студентами знаний и умений в знакомой обстановке и новых учебных ситуациях. Познавательная цель: осознать методику проведения анализа наличия и движения тру-довых ресурсов предприятия в рамках автоматизированного рабочего места аналитика. Развивающая цель: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление), речь (грамотно использовать термины, понятия, определения); познавательный интерес, умение самостоятельно использовать имеющиеся знания на практике; навыки само-контроля и взаимоконтроля. Воспитательная цель: воспитывать интерес к учебным дисциплинам и профессиональ-ным модулям, навыки работы в коллективе, малых группах и самостоятельно, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, аккуратности в расчетах по формулам, внимательности. Методы и приемы обучения – репродуктивный, частично–поисковый, словесные (вопросы, обсуждение), наглядные (записи на доске, показ электронной презентации), самостоятельная работа.Конспект интегрированного урока по экономическому анализу и информационным технологиям
Конспект интегрированного урока.doc

 

Конспект

интегрированного урока по учебным  дисциплинам

 «Экономический анализ»  и  «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

 

Дата: __________

Преподаватель: Иванова М.Д.

Группа: 3 зем А 9

Тема: Составление аналитических таблиц и проведение экономического анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

Норма времени:  90 минут

Тип занятия: комплексное применение знаний и умений.

Вид занятия: практическое занятие.

Цели учебного занятия:

Дидактическая цель: создать условия для применения студентами знаний и умений в знакомой обстановке и новых учебных ситуациях.

Познавательная цель: осознать методику проведения анализа наличия и движения трудовых ресурсов предприятия в рамках автоматизированного рабочего места аналитика.

Развивающая цель: развивать познавательные процессы (внимание, память,  мышление), речь (грамотно использовать термины, понятия, определения); познавательный интерес, умение самостоятельно использовать имеющиеся знания на практике; навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательная цель: воспитывать интерес к учебным дисциплинам и профессиональным модулям, навыки работы в коллективе, малых группах  и самостоятельно, воспитание доброжелательного отношения  друг к другу, аккуратности в расчетах по формулам, внимательности.

Методы и приемы обучения – репродуктивный, частично–поисковый, словесные (вопросы, обсуждение), наглядные (записи на доске, показ электронной презентации), самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности – фронтальная работа,  работа в группе.

Средства обучения:

  1. Доска ученическаяч.
  2. Мультимедиа-проектор.
  3. Электронная презентация «Анализ наличия и движения трудовых ресурсов предприятия».
  4. Персональные компьютеры.
  5. Локальная компьютерная сеть.
  6. Принтер.
  7. Программное обеспечение: табличный процессор Microsoft Excel.
  8. Инструкционные карты.
  9. Годовые отчеты предприятий.
  10. Оценочные листы.

 

 

 

 

Структура учебного занятия

Этапы учебного занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность
студентов

1. Оргмомент

Отмечает отсутствующих, проверяет готовность студентов к занятию, создает ситуацию успеха

Проверяют готовность рабочего места, сообщают о готовности к занятию

2. Мотивация и целеполагание

Называет тему урока, подводит студентов к постановке целей.

Обобщает ответы учащихся, четко формулируя цель урока

Высказывают свое мнение о цели урока

 

3. Актуализация знаний и умений (с целью подготовки к практической работе)

Организует работу по повторению алгоритма проведения анализа наличия и движения трудовых ресурсов предприятия (используется демонстрация электронной презентации через мультимедиа-проектор)

Дают устные ответы на поставленные вопросы

4. Применение знаний (практическая работа с использованием ПК)

Проводит инструктаж по выполнению практической работы с использованием ПК:

     изучение заданий по инструкционной карте;

     инструктаж по технике безопасности;

     инструктаж по заполнению оценочных листов

Контролирует правильность выполнения заданий.

Выполняют практическую работу в программе Microsoft Excel в соответствии с инструкционной картой.

 

5. Подведение итогов работы

Организует фронтальное формулирование выводов по результатам проведенного анализа, используя демонстрацию заполненных аналитических таблиц

Подсчет баллов по оценочному листу  и  выставление оценок

Формулируют выводы по результатам проведенного анализа на основании заполненных аналитических таблиц

Подсчитывают количество набранных баллов и оценивают свою работу

6. Информация о домашнем задании

Предлагает домашнее задание: на основании  расчетов  провести письменный анализ наличия и движения трудовых ресурсов

Записывают домашнее задание

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Предлагает сопоставить задачи и цели занятия с уровнем достижений каждого студента, оценить успешность работы каждого студента и группы в целом

 

Самооценка результатов  своей деятельности

Заполнение карточек рефлексии успешности

 

 

Содержание занятия

 

1.      Приветствие. Проверка присутствующих.

2. Озвучивание темы урока.      Сегодня  мы проводим практическое занятие, на котором будет  охвачен материал двух учебных дисциплин – «Экономический анализ» и «Информационные технологии профессиональной деятельности».

Тема занятия «Составление аналитических таблиц и проведение экономического анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами». (Слайд)

3.      Постановка индивидуальных целей.  

Что такое трудовые ресурсы?  Это - часть населения, располагающая знаниями,  навыками  труда в соответствующей отрасли производства и может принимать участие в трудовом процессе.  Это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет, работающие пенсионеры и подростки.

Любой  анализ начинается с постановки целей и задач, поэтому  каждый из вас  сейчас постарается сформулировать  цель своей деятельности на уроке, не забывая, что занятие сегодня интегральное.  Вместе.

4.      Перевод индивидуальных целей в общую цель занятия.

Цель занятия –

 

5. Актуализация.  Почему   очень важно для любого предприятия проводить анализ трудовых ресурсов?    (Достаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное использование имеют большое значение для увеличения объемов производства продукции и повышения эффективности производства).

Любой анализ проводится по алгоритму, т.е. аналитик-экономист выполняет определенные действия в определенном порядке. Сейчас мы  построим алгоритм проведения анализа наличия и использования трудовых ресурсов на предприятии.  Работа со слайдами.

2 части в проведении анализа – анализ наличия и анализ движения трудовых ресурсов.

Что означает провести анализ наличия трудовых ресурсов – анализ состава, размера (численности), структуры. Отдельно разбираем каждую составляющую.  Обратить внимание на распределение работников по другим признакам: по профессиям, полу, возрасту, стражу работы, образованию. Анализ движения -  расчет показателей, характеризующих движение трудовых ресурсов.

Строим алгоритм  полностью.

Какие способы и приемы анализа используются? Сравнение, расчет относительных показателей: структуры, интенсивности.

Основной источник информации – годовой отчет, форма «Отчет о численности и заработной плате работников организации».

 

6.Проведение инструктажа по выполнению работы.

Работа состоит из 4  обязательных заданий – построение 2-х аналитических таблиц (задание 1 и 2)  и графиков – задание 3 и 4.  Есть еще дополнительное задание, которое выполняют, те, кто очень быстро справится с основной работой.  Исходная информация для анализа берется в таблицах годового отчета сельскохозяйственного производственного кооператива «Выбор» Предгорного района Ставропольского края за 2015 и 2016 годы. Отчетный год – 2016, базисный – 2015.(написать на доске)

В таблицах отчета нет информации по строке 020. Но мы знаем, что значение среднегодовой численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве равно сумме строк 030, 040, 050. (написать на доске). 

Обратить внимание  какие группы выделены в инструкционной карте. Прочие работники – сумма строк 080, 090, 100, 110, 120.  Обязательно получить среднегодовую численность работников в целом по организации.

Выводы будем делать вместе. После выполнения работы садимся за парты.

 Инструктаж по ТБ, выполнению работы и заполнению  оценочного листа.

7. Рассаживаемся по рабочим местам и начинаем выполнять работу.

Преподаватель проверяет и выставляют баллы.

8. Работа закончена. Проводим анализ полученных результатов.

Сначала по учебной дисциплине «Экономический анализ». Таблицы на экране и  беседуем со студентами.  Причины снижения численности работников?  Вспомнить о деятельности этого предприятия.

Затем по «Инф. Технологиям». 

 

9. Подведение итогов занятия. Достигли ли целей?  Какими приемами, способами?

Лист рефлексии.

 

 

10. Подсчитываем баллы и выставляем оценки.

11. Домашнее задание.

1. Провести письменный анализ наличия и движения трудовых ресурсов предприятия.

2. Провести анализ обеспеченности предприятии кадрами наиболее важных профессий.  Рассчитать структуру численности работников по профессиональной принадлежности. Сделать выводы по результатам анализа.

Таблица 1 - Исходные данные, чел.

Показатели

2015 г.

2016 г.

Среднегодовая численность трактористов-машинистов

40

33

Среднегодовая численность операторов машинного доения

20

20

Среднегодовая численность скотников КРС

65

66

Среднегодовая численность работников других профессий

137

133

Среднегодовая численность работников в целом по предприятию

262

252

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

Ф.И.О.__________________________

Группа  3 зем А 9

Задания

Всего баллов

1.      Построение и проведение расчетов по таблице 1.

 

2.      Построение и  проведение расчетов по таблице 2.

 

3.      Построение гистограммы

 

4.      Построение круговых диаграмм

 

Итого

 

Итоговая оценка

 

Отдельно оценивается  выполнение дополнительного задания по 5-бальной системе на усмотрение педагога

 

 

10 баллов    - задание выполнено полностью и правильно;

8 баллов      - есть незначительные ошибки при выполнении задания, которые исправлены в процессе работы;

6 баллов      - задание выполнено не до конца или есть грубые ошибки при выполнении задания.

 

Итоговая оценка:

«5»  -   36 баллов и более;

«4»  -   от 28 до 35 баллов;

«3»  -   от 19 до 27 баллов;

«2»  -   18 баллов  и менее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

 

по проведению  практического занятия
по учебным дисциплинам
«Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

 

Тема: «Составление аналитических таблиц и проведение экономического анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами»

 

Цель занятия: освоить методику проведения анализа состава, размера, структуры и движения трудовых ресурсов предприятия в рамках автоматизированного рабочего места аналитика.

Приобретаемые умения и навыки: проведение анализа наличия  и движения трудовых ресурсов предприятия; определение показателей, характеризующих состав, размер, структуру и движения  трудовых ресурсов   предприятия с помощью табличного процессора Excel, графическое отображение результатов проведенных вычислений с помощью диаграмм.

Место проведения: кабинет информационных технологий.

Норма времени: 90 минут.

Средства обучения:

11. Персональные компьютеры.

12. Локальная компьютерная сеть.

13. Принтер.

14. Программное обеспечение: табличный процессор Microsoft Excel.

15. Инструкционные карты.

16. Годовые отчеты предприятия.

 

Содержание и последовательность работы

1. На основании данных годовых отчетов за 2015 и 2016 годы  определите состав, размер, структуру трудовых ресурсов предприятия. Результаты анализа оформите таблицей.

Рассчитайте абсолютные и относительные отклонения по численности трудовых ресурсов и по их структуре, проанализируйте полученные результаты.

Для построения таблицы и проведения расчетов используйте табличный процессор  Excel:

Ÿ рабочий документ сохраните в Вашей папке под именем «Анализ трудовых ресурсов»;

Ÿ переименуйте Лист1 в Таблица1;

Ÿ перед названием таблицы укажите Фамилии студентов, выполняющих работу;

Ÿ проведите оформление построенной таблицы, учитывая обрамление границами и выравнивание в ячейках;

Ÿ проведите необходимые вычисления по формулам;

Ÿ установите числовой формат данных с необходимым количеством знаков после запятой;

Ÿ поместите вашу таблицу на одном листе для дальнейшего распечатывания. Для этого после выполнения команды Файл/Параметры таблицы… в открывшемся окне установите переключатель Разместить не более чем на 1 стр. в ширину и 1 стр. в высоту;

Ÿ распечатайте построенную таблицу с помощью команды Файл/Печать…

 

Таблица 1 - Состав, размер, структура трудовых ресурсов предприятия

ГРУППЫ РАБОТНИКОВ

Среднегодовая численность работников, чел.

Структура, %

Абсолютные отклонения

Относительные отклонения, %

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

По численности, чел.

По структуре, %

По численности

По структуре

1. Работники, занятые в сельскохозяйственном производстве

 

 

 

 

 

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

   - работники постоянные

 

 

 

 

 

 

 

 

   - служащие

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работники, занятые в промышленных и подсобных производствах

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прочие работники

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего работников

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. На основании данных годовых отчетов за 2015 и 2016 годы определите показатели движения трудовых ресурсов предприятия. Результаты анализа оформите таблицей.

Рассчитайте абсолютные и относительные отклонения по показателям движения  трудовых ресурсов, проанализируйте полученные результаты, укажите причины изменения показателей движения.

Построение таблицы выполните на отдельном листе рабочей книги «Анализ трудовых ресурсов» аналогично построению Таблицы1. Данные среднегодовой численности работников за каждый год получите с листа Таблица1, используя связывание листов.

 

Распечатайте построенную таблицу.

 

           Таблица 2 - Движение трудовых ресурсов предприятия

Показатели

2015 г.

2016 г.

Абсолютные отклонения

(+,-)

Относительные отклонения, %

Среднегодовая численность работников за год, чел.

 

 

 

 

За год поступило на работу, чел.

15

19

 

 

За год выбыло всего, чел.

25

22

 

 

    в т.ч. по приказу (по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины)

23

18

 

 

Коэффициент оборота рабочей силы по приему

 

 

 

 

Коэффициент оборота рабочей силы по выбытию

 

 

 

 

Коэффициент текучести

 

 

 

 

Коэффициент общего оборота рабочей силы

 

 

 

 

 

3. Постройте гистограмму для сравнения данных среднегодовой численности работников за 2009 и 2010 годы по Таблице1. Гистограмму поместите на отдельном листе рабочей книги (лист с диаграммой назвать  Численность работников).

4. Постройте круговые диаграммы по данным столбца Структура за 2015 и 2016 годы. Диаграммы поместите на отдельных листах  Структура работников – 2015г.,  Структура работников – 2016 г. 

При построении круговых диаграмм учитывать данные  только по группам работников (не учитывать разделение  в 1-й группе на постоянных работников и служащих). Для этого при нажатой клавише CTRL выделить данные по каждой группе работников (всего будет выделено три ячейки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительное задание:

На основании   данных годовых отчетов другого предприятия за 2016 и 2010 годы произвести  анализ наличия и  движения трудовых ресурсов, сравнивая показатели 2010 года и 2016 года. Для выполнения задания использовать   копирование листов с Таблицей 1 и Таблицей 2  и  изменить в скопированных таблицах исходную информацию: вместо информации 2015 года  копированием занести информацию 2016 года. Дополнительно занести информацию 2010 года.

Краткая справка: Копирование листов выполняется командой Правка/Переместить/скопировать лист… В открывшемся окне  установить галочку «Создавать копию», нажать Ок.

 

 

Контрольные вопросы:

1.      Назовите основные задачи анализа трудовых ресурсов предприятия.

2.      Назовите основные источники информации для анализа трудовых ресурсов предприятия.

3.      Как определить среднесписочную численность работников за год, квартал?

4.      Перечислите факторы, влияющие на изменение показателей движения  трудовых ресурсов.

5.      Основные этапы построения таблиц в среде MS Excel.

6.      Порядок проведения расчетов по формулам в среде MS Excel.

7.      Назначение диаграмм.

8.      Порядок построения диаграмм в среде MS Excel.


Конспект интегрированного урока по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Конспект интегрированного урока по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Структура учебного занятия

Структура учебного занятия

Содержание занятия 1.

Содержание занятия 1.

Строим алгоритм полностью.

Строим алгоритм полностью.

Подсчитываем баллы и выставляем оценки

Подсчитываем баллы и выставляем оценки

Оценочный лист Ф.И.О.__________________________

Оценочный лист Ф.И.О.__________________________

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА по проведению практического занятия по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА по проведению практического занятия по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Для этого после выполнения команды

Для этого после выполнения команды

На основании данных годовых отчетов за 2015 и 2016 годы определите показатели движения трудовых ресурсов предприятия

На основании данных годовых отчетов за 2015 и 2016 годы определите показатели движения трудовых ресурсов предприятия

Дополнительное задание: На основании данных годовых отчетов другого предприятия за 2016 и 2010 годы произвести анализ наличия и движения трудовых ресурсов, сравнивая показатели 2010 года…

Дополнительное задание: На основании данных годовых отчетов другого предприятия за 2016 и 2010 годы произвести анализ наличия и движения трудовых ресурсов, сравнивая показатели 2010 года…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018