Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)
Оценка 5

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
русская литература
10 кл
06.11.2017
Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)
литературная игра (1).doc
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «По страницам русской классики» (интерактивная игра) Подготовка к итоговому сочинению                                                                                                                                                                Разработала Серебренникова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы                                                                    МБОУ «Карпогорская СОШ № 118»                           с Карпогоры                                              Архангельской области                                        Пинежского района с.Карпогоры, 2017 Методическая разработка урока литературы Тема: «По страницам русской классики» I. Пояснительная записка 1. Цель и задачи урока. 2. Педагогическая технология и форма проведения урока. 3. Оборудование к уроку. 4. План урока. II. Ход урока. 1. Рекомендации по использованию мультимедийной презентации 2. Вопросы для интерактивной игры. III. Приложения Приложение 1. Образец «Листа самоподготовки» для заполнения на уроке и выполнения домашнего задания. I. Пояснительная записка. 1. Целевая аудитория и место в системе уроков – 10 класс (повторение в конце учебного года); 11 класс (подготовка к написанию итогового сочинения; повторение в начале учебного года) Цель:  Повторить изученный материал по теме «Литература 19 в.–  20 в.». Провести подготовку к итоговому сочинению в 11 классе.  Задачи:  1) Обучающие  Повторить   сведения   о   писателях   того   времени   и   наиболее значительных литературных произведениях.  Познакомить с направлениями итогового сочинения в 11 классе в 2017 – 2018 учебном году.  Учить анализировать художественные произведения с точки зрения соответствия тому или иному тематическому направлению. 2) Развивающие: Создать условия для развития системного и аналитического мышления;  устной  и письменной речи учащихся;  умения сопоставлять и анализировать  коммуникативных навыков (работа в группе)  3) Воспитательные: Способствовать воспитанию  уважительного отношения к отечественному литературному наследию;   эстетического чувства. сознательного интереса и любви  к чтению; 2. Педагогические технологии:   информационно­коммуникативная (ИКТ)  игровая (форма проведения урока – интерактивная игра) 3. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная 4. Оборудование: мультимедийная презентация, листы самоподготовки  План урока момент   проверка Этап урока № 1. Организационный 2. Целеполагание Содержание этапа Приветствие, готовности к уроку Формулирование учащимися   цели   урока   и путей её достижения Интерактианая игра « По страницам русской  классики» Оценивание   в   группах, фронтальный опрос 5. Домашнее задание Запись д.з. в дневник 3. Повторение Изученного материала 4. Итог урока Время 1 мин. Примеч. 4 мин. Начать заполнять «Лист самоподготовки» Презентация ppt 30 мин. 4 мин. 1 мин. дополнить таблицу 6. Рефлексия Сочинение ­ миниатюра  5 мин. Темы предложены   в конспекте   (или сформулированн ые учениками) Ход урока 1. Организационный момент.  Вступительное   слово   учителя:   Добрый   день,     ребята!   Проверьте   свою готовность   к   уроку   и   порядок   на   рабочих   столах.   Приготовьте   таблицу, которую   заполняли   дома   в   качестве   домашнего   задания.   Начинаем   урок литературы.  2. Целеполагание, актуализация темы.  Учитель: ­ На уроках литературы   мы познакомились с особенностями литературного процесса в 19 веке и первой половине 20 века. Какие писатели и произведения вам особенно запомнились? Какая книга произвела на вас сильное впечатление? Почему? (Ответы учеников) ­ Мы изучили произведения, входящие в школьную программу, но это не значит, что разговор о литературе этого периода закончен. Как вы думаете, как нам   понадобятся   эти   знания   для   дальнейшего   литературного   образования? (Предполагаемый ответ учащихся(далее – ПОУ): Для лучшего понимания развития   литературного   процесса   в   последующие   периоды).  Какую практическую значимость для вас,   будущих выпускников, имеют эти знания? (ПОУ:   Знание   этого   литературного   материала   поможет   написать итоговое сочинение и подобрать литературный аргумент в   сочинении на ЕГЭ по русскому языку, желающим – успешно сдать ЕГЭ по литературе). ­   Что   необходимо   знать   и   уметь,   чтобы   успешно   написать   итоговое сочинение?  (ПОУ:   Направления,   тематику,   содержание   произведений, композицию, требования и критерии) Поскольку   темы   станут   известны   только   непосредственно   перед экзаменом,   мы   будем   говорить   о   тематических   направлениях.   Какие тематические направления объявлены на 2017­2018 учебный год?  «Верность и измена»  «Равнодушие и отзывчивость»  «Цели и средства»  «Смелость и трусость»  «Человек и общество»    Исходя   из   вышесказанного   сформулируйте,   какую   цель   мы поставим перед собой на уроке? ( ПОУ: Повторить  изученные произведения литературы 19 – 20 века, соотнести их с тематическими направлениями итогового сочинения) Урок пройдёт в форме интерактивной игры. Вопросы к игре составлены в соответствии   с   направлениями   и   тематикой   итогового   сочинения,   по произведениям русской литературы 19­нач.20вв, в некоторые задания включены вопросы   по   произведениям   более   позднего   периода,   входящим   в   школьную программу). Приготовьте листы самоподготовки (у учащихся заполнены 1 и 2 столбик) (Приложение1) Рассмотрите комментарии к направлениям и выделите ключевые слова. Например, направление Верность   и измена комментарий произведения     человеческой В   рамках   направления   можно   рассуждать   о верности   и   измене   как   противоположных проявлениях личности, рассматривая   их   с   философской,   этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным   и   литературным   примерам. Понятия  «верность» и «измена»  оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох   и   характеризуют   поступки   героев  в ситуации   нравственного   выбора   как   в личностных   взаимоотношениях,   так   и   в социальном контексте.  Задание выполняется в группах по вариантам, после выполнения группы комментируют   свой   ответ   (ПОУ   :   См.   Приложение   1   «Листы самоподготовки») 3.Интерактивная игра «По страницам русской классики» Класс   делится   на   3   команды   (по   количеству   рядов).   Условия   игры: каждая команда выбирает категорию и «цену» вопроса, отвечает  на вопрос. Далее – так же 2 и 3 команда. Если команда, выбравшая вопрос, не может на него   ответить,   то   право   ответа   предоставляется   другой   команде.   Время   на обдумывание ответа – не более 1 минуты. Рекомендации по применению презентации Power Point (ppt) к интерактивной игре  « По страницам русской классики» 1.   Чтобы   познакомить   участников   игры   с   кругом   вопросов,   которые рассматриваются в том или ином направлении, наведите курсор на название направления и щёлкните кнопкой мыши. 2. Команда выбирает категорию и номер («цену») вопроса. Открыть вопрос – наведение курсора на соответствующую цифру. 3. Открыть ответ – щелчок кнопкой мыши в поле слайда. 4. Если вопрос состоит из нескольких пунктов (например, «Кому принадлежат поэтические строки?»), то каждый новый пункт и каждый ответ вводится по щелчку мыши. 5. Возврат к игровой таблице – нажатие кнопки «Домой». Вопросы для интерактивной игры «По страницам русской классики» (Приложение 2  ­ презентация ppt) Направление «Верность и измена» 10     Можно ли простить измену? Эта героиня воспринимала измену как тяжкий грех, за который её неминуемо ждёт кара господня.   Не   выдержав   душевных   терзаний,   она   бросилась   с   обрыва   в   Волгу.   Назовите автора, произвведеие, героиню.  (А.Н. Островский «Гроза» Катерина Кабанова) 20      Можно ли простить измену? Когда кн. Андрей смог простить Наташе измену? —  Простите! — сказала она шепотом, подняв голову и взглядывая на него. — Простите меня! — Я вас люблю, — сказал князь Андрей. — Простите.. .— Что простить? — спросил князь Андрей. — Простите меня за то, что я сде...лала, — чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрогиваясь губами, целовать руку. —  Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, — сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза.  (Когда Наташа ухаживала за смертельно раненым князем) 30  «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души» (Н.Г.Чернышевский) Среди защитников Белогорской крепости были благородные, верные присяге воины. Но не у всех хватило чести и достоинства. Кто из героев произведения нарушил присягу, перешёл в стан самозванца и участвовал в расправе над защитниками крепости? (А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Алексей Швабрин) 40               Можно ли утверждать, что «верность другу –       вообще дано человеку» (Э. Тельман) Кто обращается к своим товарищам с такой пламенной речью:  самое драгоценное, что может быть «Хочется   мне   вам   сказать,   панове,   что   такое   есть   наше   товарищество!   Нет   уз   святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей!» (автор, произведение,герой) (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Тарас Бульба) 50          Тема верности и измены в мировой литературе Эти героини твёрдо верили в святость уз брака и нерушимость клятвы, данной супругу перед богом и людьми. Назовите автора, произведения и героинь: 1) «Я вас люблю (к чему лукавить?),                            Но я другому отдана;                                               Я буду век ему верна». 2) «Вы свободны, — продолжал он, обращаясь к бледной княгине. ­  Нет, — отвечала она. — Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского.ите,  нет, вы не  жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться... — Я согласилась,  я дала  клятву, — возразила она с твердостию,  — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно». ( А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна Ларина   А.С.Пушкин «Дубровский» Мария Троекурова) Направление «Равнодушие и отзывчивость»     можно       куда­нибудь       человеку       всякому       хоть       было       пойти...»       надобно       же, 10   «Ведь   (Ф.М.Достоевский)     чтобы   — «Ведь   надобно   же,   чтобы   всякому   человеку   хоть   куда­нибудь   можно   было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда­нибудь да пойти!» ­ кто   из   героев   романа   Достоевского   и   при   каких   обстоятельствах   произносит   эти слова. К кому он идёт в минуту отчаяния? («Преступление и наказание», Мармеладов, идёт к дочери Соне) 20     «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности». (Б. Шоу) Всегда ли   люди способны понять других, помочь им, проявить сочувствие и сострадание? Почему, даже находясь рядом, люди не всегда способны услышать друг друга? Эти вопросы звучат   в   пьесе     А.П.Чехова     «Вишнёвый   сад».   Приведите   примеры   поступков,   которые свидетельствуют о равнодушии героев пьесы друг к другу. (Лопахин, не дождавшись и отъезда Раневской   и Гаева, начинает вырубать вишнёвый сад. Раневская  фактически вторично бросает на произвол судьбы своих дочерей Варю и Анну,   уезжая   за   границу   к   возлюбленному.  Слуга   Фирс,   который   полвека   честно прослужил своим хозяевам,   оказался забытым ими, запертым в заколоченном доме. Равнодушие к судьбе Фирса проявило и молодое поколение: ни  Аня,  ни  Трофимов,  ни Варя не вспомнили о нём). 30    Герой   рассказа   А.П.Чехова   «Тоска»   всегда   находится   среди   людей,   но   не  находит сочувствия,  даже   выслушать  его  никто не  хочет.  «…ему  хочется  говорить.  Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой. Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь поговорить?   Слушатель   должен   охать,   вздыхать,   причитывать...»   С   кем   делится   своими бедами Иона?  Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни — сочувствие»? «Б   ойтесь равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия   (« ­Так­то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку  родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко? Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...Иона увлекается и  рассказывает ей всё...») 40 «Добро ­ не наука. Оно действие». (Ромен Роллан) Рассказе А.И.Куприна заканчиается словами: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл   в   нашу   семью.   Все   переменилось...Просто   чудо   совершил   этот   святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор — это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».  Что именно сделал доктор для семьи Мерцаловых? (А.И.Куприн «Чудесный доктор») 50     предательства и убийства на планете...»   Главный герой этого рассказа находит около дороги растерзанную куклу. Он, фронтовик, не  может смотреть без боли на такое святотатство. Но ещё больше его поражает равнодушие  прохожих. Как поступил герой рассказа? О каком произведении идёт речь? (Е.И.Носов «Кукла»  «Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там — под забором ли, в мусорной куче — выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает — без головы или без обоих ног... Так мне нехорошо видеть это!.. Аж сердце комом сожмется... Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины...   Вроде   и   понимаешь:   кукла.   Да   ведь   облик­то   человеческий.   Иную   так сделают, что и от живого дите не отличишь. И плачет по­людски. И когда это подобие валяется растерзанным у дороги — не могу видеть. Колотит меня всего. А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего. Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают — привыкают  к такому  святотатству.  Вот  и тут: сколько  мимо прошло учеников! Утром — в школу, вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю! Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!»)   ( Бруно Ясенский)      совершаются все  Направление «Цели и средства»   10«Как общество влияет на формирование  Герой известной комедии ставит перед собой цель добиться положения в обществе. Для  этого он использует принятые в современном ему обществе средства  целей»   «А впрочем, он дойдет до степеней известных,      Ведь нынче любят бессловесных»  «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть» «При батюшке три года служит,      Тот часто без толку сердит,      А он безмолвием своим обезоружит,      От доброты души простит». Назовите автора, произведение и героя. (А.С.Грибоедов «Горе от ума» Молчалин)  В чём разница между истинной и ложной целью? 20     «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты  посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и   не  налюбуешься,  как  симметрически  рассажены   гости,  как  смирно   и  глубокомысленно сидят — за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их,   лежа   у   себя   дома   и   не   заражая   головы   тройками   и   валетами?»   Кто   из   героев   так рассуждает о бессмысленности целей «членов света и общества»? (Илья Ильич Обломов,  И.А.Гончаров «Обломов») 30  «Мера   жизни   не   в   длительности,   а   в   том,   как   вы   ее   использовали» (М.Монтень,фр.философ)   Один из героев рассказа Чехова говорит: «Я видел счастливого человека,  заветная мечта которого осуществилась, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой». Какой заветной мечте посвятил свою жизнь герой рассказа А.П.Чехова Чимша­Гималайский? Как он осуществил её? (А.П. Чехов «Крыжовник»  (Чимша­Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Таким образом, всю свою жизнь он потратил на то, чтобы в конце иметь возможность есть кислый крыжовник из своего сада) 40    В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья Родион Раскольников, герой романа Ф.М.Достоевского, чтобы проверить теорию «крови по  совести», совершает преступление. Он добивается своей цели, но при этом глубоко страдает. Природу этого страдания определил следователь Порфирий Петрович:«Солгал­то он  бесподобно, а __________и не сумел рассчитать». Вставьте слово на месте пропуска. («Солгал­то он бесподобно, а натуру­то и не сумел рассчитать»)  «Можно ли добиться цели, если препятствия кажутся непреодолимыми?» «Можно ли добиться цели, если препятствия кажутся непреодолимыми?» 50    «Кто сильно желает подняться наверх, тот придумает лестницу»  (японская пословица) Герой раннего романтического произведения известного русского писателя  мечтал спасти людей своего племени, для которых начались тяжёлые времена: «…явились откуда­то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску». Преодолевая все преграды, герой спас людей ценой собственной жизни. О каком герое идёт речь? Назовите произведение и автора. (М.Горький «Старуха Изергиль»  Данко) Направление «Смелость и трусость» 10      Во время войны на Кавказе два русских офицера попадают в плен. Один из них пишет письмо   домой   и   просит   заплатить   выкуп,   другому   со   второй   попытки   удаётся   бежать. Назовите автора, героев, произведение. (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», Костлин и Жилин) 20   «Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?» Эта   пушкинская   героиня,   по   мнению   матери,   «трусиха»,   а   по   мнению   жениха   –   очень благоразумная девушка. Но истинная сущность её характера проявляется, когда её жениху грозит опасность: она отравляется к императрице, чтобы просить за возлюбленного. Назовите произведение и имя героини. («Капитанская дочка, Маша Миронова) 30      Смелость – сопротивление страху, а не его отсутствие «Он смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. "Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" ­­ Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. "А может, ­­ и убить!" …Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом».    Так   описано   поведение   одного   из   героев   романа   –   эпопеи   Толстого   во   время Шенграбенского сражения.  Храбрость формируется со временем, впоследствии он станет настоящим офицером, не только в бою, но и в жизни. О ком идёт речь? (Николай Ростов) 40    Прокуратор Иудеи расспрашивает своего подчиненного о поведении схваченного Иешуа: "­ Не пытался ли он проповедовать что­либо в присутствии солдат? ­ Нет, игемон, он не был многословен   на   этот   раз.   Единственное,   что   он   сказал,   это,   что в   числе   человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость." Позже, после казни Иешуа, прокуратор соглашается с ним: «… трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так  говорил  Иешуа Га­ Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю…»   Закончите фразу. («Нет, философ, я тебе возражаю…трусость ­ это самый страшный порок»). 50.    Писатели   часто   проводят   героев   своих   произведений   через   испытание   любовью,  в   котором   требуется   проявить   решительность   и   смелость,   в   том   числе   и   в   признании собственной слабости. Каждый герой, в силу обстоятельств и душевного склада, по­своему преодолевает это испытание. Определите, о каких героях идёт речь в приведённых ниже отрывках, к кому они обращаются. Назовите произведения и авторов. "Вам странно, Ольга Сергеевна, вместо меня самого получить письмо, когда мы так часто видимся. Прочитайте до конца, и вы увидите, что мне иначе поступить нельзя. Мы полюбили друг друга  так внезапно, так быстро,  как будто оба вдруг  сделались  больны,  и это мне мешало очнуться ранее. И я всякий день думал: "Дальше не увлекусь, я остановлюсь…" ­­ и увлекся, и теперь настает борьба, в которой требую вашей помощи. Я только сегодня понял, куда я падаю, и я решился остановиться. Многие бы удивились  моему поступку: отчего бежит? скажут; другие будут смеяться надо мной: пожалуй, я и на то решаюсь. Уж если я решаюсь не видаться с вами, значит на все решаюсь…» «Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове… Ну, что ж мне вам  сказать...  я любил  вас!  Это и  прежде   не имело   никакого  смысла,   а  теперь подавно. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что — какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая...» (1) И.А.Гончаров «Обломов» Илья Ильич Обломов – Ольге Ильинской 2) И.С. Тургенев «Отцы и дети»  Евгений Базаров – Анне Одинцовой) Направление «Человек и общество»  В чем проявляется конфликт между человеком и обществом? 10        Критическая   статья   Н.А.Добролюбова   об   этой   пьесе   называется   «Луч   света   в   тёмном царстве». О какой пьесе идёт речь? (название, автор). Кто в этой пьесе «луч света», в чем ему    противостоит «тёмное царство»? (А.Н.Островский «Гроза»  Катерина Кабанова/Дикой, Марфа Кабанова(«Кабаниха») 20   В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе? «…Да, были люди в наше время Не то, что нынешнее племя, Богатыри, не вы…» «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее ­ иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно». Кто автор этих строк? О каком «нынешнем племени» и «нашем поколении» пишет поэт?  (М.Ю.Лермонтов в стихотворениях «Бородино» и «Дума» размышляет о судьбах молодого поколения   30­х   годов   19   века.   (После   поражения   декабристов   становится   невозможной практически   любая   деятельность.   В   связи   с   этим   в   людях   проявляется   стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. Даже лучшие представители молодежи не знали, куда можно приложить свои силы, становились безразличными ко всему, превращались в "лишних людей»). 30         К чему ведёт равнодушие общества к человеку? В  русской  литературе  одной   из   важных  тем  была  тема   «маленького   человека».  О  каких произведениях идёт речь в отрывках: а) «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное,   даже   не   обратившее   на   себя   внимания;   существо,   переносившее   покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу». б) «Милостивый государь, — начал он почти с торжественностию, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок­с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый готов оскорблять себя» (Н.В.Гоголь «Шинель», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») 40    К чему приводит неравенство в обществе? Известный русский писатель предрекал катастрофу  современного ему общества, сравнивая  его с огромном кораблём «Атлантида», где пышная жизнь представителей верхней палубы  контрастна с рабским трудом и темнотой, на которую обречены обитатели трюма. О каком  произведении идет речь? (И.А.Бунин «Господин из Сан ­Франциско») 50     Роль личности в истории А. С. Пушкин часто обращался к теме роли  личности в истории. О каких исторических  деятелях эти строки? В каких произведениях А.С.Пушкина они звучат? 1) Какая честь для нас, для всей Руси! Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, Зять палача и сам в душе палач, Возьмет венец и бармы Мономаха. ( Борис Годунов, драма «Борис Годунов») 2) Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могучим седоком… (Пётр Первый, поэма «Полтава») 3) «…мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его  ожидающей, тревожила меня поневоле: «Емеля, Емеля! ­ зачем не наткнулся ты на штык или  не подвернулся под картечь?»Мысль о нем неразлучна была во мне  с мыслию о пощаде,  данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты…»  (Емельян Пугачёв, роман «Капитанская дочка») 4. Итог урока. Подсчёт баллов, подведение итогов, поздравление победителей.  Оценивание (коллективная взаимооценка в группах) Фронтальный опрос  Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока. Удалось ли нам её достичь?   (ПОУ:   Мы   повторили   изученные   ранее   произведения   и понаблюдали,   как   можно   соотнести   их   содержание   с   конкретным тематическим направление итогового сочинения).  Получили   ли   вы   на   уроке   какую­либо   новую   и   полезную   вам информацию?  Чему вы сегодня научились?  Чему вам ещё предстоит научиться? 5. Домашнее задание. В течение урока вы заполняли таблицу по тематическим направлениям итогового сочинения. Вспомните, какие книги вы читали, кроме тех,   которые   есть   в   таблице.   Это   могут   быть   произведения   из   школьной программы   и   книги,   прочитанные   вами   самостоятельно.   Дополните   каждый пункт   таблицы   своими   примерами,  желательно,  не  мене  двух.  Произведения могут повторяться, если их тематика относится к нескольким направлениям. 6. Рефлексия. Попробуйте, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, ответить   на   вопрос   «Чему   научила   меня   книга?»   (3­7   предложений,   о конкретной книге) или «О чём заставила меня задуматься книга?», или «Какую книгу я хотел бы перечитать ещё раз». Приложение 1 к     самоподготовки итоговому Лист сочинению___________________________________________________________ ____                                                                   Надо узнать:                                                                           что писать                     как писать                                  направления                                          композиция                                примерная тематика                               требования                                произведения                                           критерии  направление комментарий «Верность и  измена»  «Равнодушие и  отзывчивость» «Цели  и средства» В   рамках   направления   можно   рассуждать   о   верности   и измене как противоположных проявлениях человеческой личности,   рассматривая   их   с   философской,   этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным   примерам.  Понятия   «верность»   и «измена»  оказываются   в   центре   сюжетов   многих произведений   разных   эпох   и   характеризуют   поступки героев  в   ситуации   нравственного   выбора   как   в личностных   взаимоотношениях,   так   и   в   социальном контексте.   Темы нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру  (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости   и   беды,   оказать   ему   бескорыстную   помощь). В литературе   мы   встречаем,   с   одной   стороны,   героев   с горячим   сердцем,   готовых   откликаться   на   чужие радости   и   беды,   а   с   другой   –   персонажей, воплощающих   противоположный,   эгоистический   тип личности.       взаимосвязаны   и   позволяют   задуматься   о Понятия   человека, важности жизненных   устремлениях   осмысленного   целеполагания,   умении   правильно соотносить   цель   и   средства   ее   достижения,   а   также   об этической   оценке   действий   человека. Во   многих произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно   избравшие   негодные   средства   для реализации   своих планов.  И   нередко   оказывается,   что благая цель служит лишь прикрытием  низменных планов. Таким   персонажам   противопоставлены  герои,   для которых   средства   достижения   высокой   цели «Смелость  и трусость» «Человек  и общество» неотделимы от требований морали.     направления   лежит   сопоставление В   основе   противоположных   проявлений   человеческого   «я»: готовности   к   решительным   поступкам   и   стремления спрятаться   от   опасности,   уклониться   от   разрешения сложных,   порой   экстремальных   жизненных   ситуаций. На страницах   многих   литературных   произведений представлены   как  герои,   способные   к   смелым действиям,   так   и   персонажи,   демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.  Для тем   актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность   способна   оказывать   влияние   на   социум.   Темы позволят рассмотреть  проблему личности и общества  с  с   точки   зрения   их   гармоничного разных   сторон: взаимодействия,  сложного   противостояния   или непримиримого конфликта. Не менее  важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным   законам,   а   общество   –   учитывать интересы   каждого   человека.  Литература   всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и   общества,   созидательным   или   разрушительным последствиям   этого   взаимодействия   для   отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)

Методическая разработка интерактивной игры "По страницам русской классики" (с презентацией, литература 10-11класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017