Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"
Оценка 5

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
информатика
Взрослым
11.04.2018
Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"
Данная методическая разработка является профессиональным инструментарием преподавателя. В ней отображены конкретные методики использования кейс- технологий, которые можно применять на уроках информатики и ИКТ. Рассказываются плюсы и минусы использования кейсов при обучении дисциплины Информатика для специалистов среднего звена, а также разработка технологической карты урока с применением кейс - стадий.Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся всегда была одной из наиболее важных в теории и практике обучения. Сегодня решение этой проблемы становится как никогда актуальной, так как современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к рабочим и специалистам. Опросы работодателей показывают, что рынку труда нужны не только профессионально подготовленные кадры, обладающие необходимыми компетенциями, но кадры, способные к «командной» работе, сотрудничеству, обладающие навыками решения разнообразных проблем в типовых и нестандартных ситуациях, способные к непрерывному самообразованию, работе с информацией и т.д.
моя разработка.doc
Министерство образования Саратовской области Государственное автономное профессиональное и образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум» (ГАПОУ СО  «Энгельсский политехникум»)  «Использование кейс ­ технологий на уроках информатики» Автор: Черясова Е.В преподаватель информатики и ИКТ ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» первой квалификационной категории Энгельс, 2018 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Кейс­метод и его возможности на уроках Информатики 2. Методика использования кейс­технологий на уроках информатики Заключение Список использованной литературы Приложение 3 6 10 17 19 21 Введение Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся всегда была одной  из  наиболее  важных  в  теории  и  практике  обучения.  Сегодня 2 решение   этой   проблемы   становится   как   никогда   актуальной,   так   как современный     рынок     труда,     характеризующийся   высокой   инновационной динамикой, предъявляет новые требования к  рабочим и специалистам. Опросы   только работодателей   показывают,   что   рынку   труда   нужны   не   профессионально     подготовленные     кадры,     обладающие     необходимыми компетенциями, но кадры, способные к «командной» работе, сотрудничеству, обладающие     навыками     решения     разнообразных     проблем     в     типовых     и нестандартных     ситуациях,     способные   к   непрерывному   самообразованию, работе с информацией и т.д.   Таким   образом,   речь   идет   об   особых   образовательных   результатах системы  профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но  не  достаточным  условием  достижения  требуемого  качества профессионального   специальных и ключевых.    образования,   ­   о   профессиональных   компетенциях: В феврале 2011 года Президент РФ утвердил   Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, одной из целью,   является   обеспечение   инновационного   характера   базового которой,   образования,   важнейшим   условием   которого   является   ориентация   на   новые образовательные стандарты. Российское   образование   стало   на   новую   ступень   развития,   где   теперь преподаватель   идет   рядом   со   студентом,   а   не   ведет   его.   Исходя   из   этого, осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы   личностно­ориентированного   образования,   в   котором   в   центре   познавательная внимания   личность   студента,   деятельность   учения, деятельность, а не преподавание. Для решения данной проблемы  применяются многочисленные   инновационные   технологии,      включающие   активные  методы обучения.  В   основе   отбора   и   конструирования   методов   обучения   лежит 3 структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.  Новые     третьего поколения   провозглашают   сегодня   принцип   вариативности,   который   дает   государственные     образовательные     стандарты   возможность  учебным  заведениям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом  направлении  идет  и  процесс  образования:   использование разработка   возможностей     современной     дидактики     в     повышении   эффективности   содержания,     различных     вариантов     его   образовательных  структур,  научная  разработка  и  практическое обоснование новых   идей   и   технологий.   При   этом   важная   роль   отводится   «диалогу» различных  педагогических  систем  и  технологий  обучения,  их  использованию и     сотрудничеству   в   практике   образования.   Поэтому   педагогу   необходимо ориентироваться в  широком спектре современных инновационных технологий, выбирать те из них, которые  отвечают  требованиям  времени  и  способствуют формированию   компетенций будущего специалиста.     как     профессиональных,     так   и   надпрофессиональных Обучение бывает эффективным и достигает запланированных результатов, если:  ­обучающиеся  активно  включаются  в  процесс  обучения  и  сотрудничество  с другими  участниками образовательного процесса;  ­получают  возможность  для  анализа  своей  деятельность  и  оценки  своего потенциала;  ­могут     подготовиться     к     тем     проблемам,     с     которыми     им     предстоит столкнуться  в реальной жизни;  ­могут не бояться высказать свои мысли, не получить осуждения за допущенные ошибки.  4 Всему     выше     перечисленному     способствует     кейс­метод    ­     техника обучения, использующая   описание   реальных   экономических   и   социальных ситуаций  и предполагающая разрешение этих ситуаций коллективным методом.  Кейс­технология может использоваться при изучении отдельных разделов курса  информатики и информационных технологий. Использование   в   последнее   время   кейс­технологий   показывает,   что эффективность   усвоения   учебного   материала   обучающимися   на   уроках   нестандартные значительно     если   приходится     увеличивается,     решать   ситуации,     требующие     не     только     знания     учебного     материала,     но     и жизненного  опыта,  и  рассуждения,  и  коллективного  анализа  предложенной ситуации, и умения «добывать» необходимую информацию.  5 1. Кейс­метод и его возможности на уроках Информатики Кейс­метод     (метод     «кейс­стади»)     впервые     был     применен     в Гарвардском университете  в  1924  году.  Выступая  способом  коллективного обучения,  важнейшими составляющими  которого  являются  работа  в  группе и   подгруппах   и   взаимный   обмен информацией,   кейс­метод   представляет собой     специфическую     разновидность   исследовательской     аналитической технологии,   т.е.   включает   в   себя   операции исследовательского   процесса, аналитические  процедуры.  Обучающиеся  анализируют ситуацию,   разбираются   в  сути   проблемы, предлагают  возможные  варианты  решения  и выбирают  лучший  из  них.  По сути,     кейс­метод     представляет     собой     специфическую     разновидность проектной   технологии   с   той   разницей,   что   в   проектной   технологии   процесс разрешения   имеющейся   проблемы   осуществляется   посредством   совместной деятельности   учащихся,  тогда   как   в  кейс­методе   формирование   проблемы   и путей   ее   решения   происходит     на     основании     кейса,     который     является одновременно     и     техническим     заданием,     и   источником   информации   для осознания вариантов эффективных действий.  Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа   разрешения   проблемы.   Но   в   любом   случае   выработка   модели практического   действия   представляется   эффективным   средством формирования профессиональных качеств обучаемых. Кейс­метод   обучения   —   это   метод   активного   обучения   на   основе реальных   ситуаций.   Возможность     оптимально   сочетать   теорию   и   практику является преимуществом кейсов. 6 Метод   кейс­стадий   –   это   не   просто   методическое   нововведение, распространение   метода   напрямую   связано   с   изменениями   в   современной ситуации в образовании.   Метод  направлен не столько на освоение конкретных знаний,   или   умений,   сколько   на   развитие   общего   интеллектуального   и коммуникативного потенциала обучающегося и преподавателя.  История метода кейс­стадий в России в определённой степени связана с поддержкой   международных   образовательных   фондов   и   программ.   Так, например   обучение   большого   числа   специалистов   методу   кейс­стадий   было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Дж. Сороса.  Использование кейс ­ метода теперь не ограничивается только обучением, очень   активно   метод   кейс­стадий   используется   как   исследовательская методика. Таким   образом,   происходит   быстрое   распространение   метода   в   кейс­метод   может   стать   реальным   средством   повышения образовании,   профессиональной   компетентности   преподавателя,   способом   соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.  Кейс­метод   выступает   и   специфическим   практическим   методом организации   учебного   процесса,   методом   дискуссий   с   точки   зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно­ практического контроля и самоконтроля. В   нем   наглядно   характеризуется   практическая   проблема   и   по   критерию демонстрируется   поиск   практичности   он   представляет   собой   чаще   всего   практически­проблемный   способов   её   решения.   А   также   метод. Кейс­метод   можно   представить   в   методологическом   контексте   как сложную   систему,   в   которую   интегрированы   другие,   более   простые   методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, 7 мысленный   эксперимент,   методы   описания,   классификации,   игровые   методы, которые выполняет в кейс­методе свои роли. [4]. Будучи   интерактивным   методом   обучения,   он   завоевывает   позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу,   почувствовать   самостоятельность   в   освоении   теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.  Наиболее   успешно   кейс   технологии   можно   использовать   на   уроках получения знаний, когда нет однозначного ответа на поставленный  вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Кейс­метод используют не только в виде  педагогического метода, но и в виде эффективного метода исследования.  Создание   кейса  и   вопросов   для   его   анализа   включает   в   себя   научно­ исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность педагога. Создание     проблемной   ситуации   на   основе   фактов   из   реальной   жизни является отличительной особенностью этого метода.  Кейс­метод предполагает не только формулировку, но и решение проблемы, а также выбор конкретной ситуации, которая могла бы выступать в качестве носителя сформулированной проблемы. Конкретная ситуация должна:       ­ соответствовать   содержанию   теоретического   курса   и   профессиональным потребностям обучающихся;  ­ отличаться проблемностью, выразительно определять "сердцевину" проблемы и содержать необходимое и достаточное количество информации; ­ должна быть по силам обучающимся, но и не очень простой; ­ разработку кейсов необходимо  вести на местном материале и "встраивать" их в текущий учебный процесс; ­ показывать как положительные, так и отрицательные примеры; 8 ­   не   должна   содержать   подсказок   относительно   решения   поставленной проблемы;  ­ должна быть описана интересно, простым и доходчивым языком; ­ также сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею. Целью кейс­технологий является:   научить обучащихся, как индивидуально, так и в составе группы:  анализировать информацию,   сортировать ее для решения заданной  задачи,   выявлять главные  проблемы,   генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,   выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п. На кейсовый метод обучения возлагаются следующие дидактические задачи:    применять верные решения в условиях неопределенности;    овладевать навыками исследования ситуаций;    разрабатывать план действий, ориентированных на намеченный результат;   разрабатывать алгоритм принятия решения;     применять полученные теоретические знания, для решения практических задач, в том числе при изучении других дисциплин; На уроках  информатики   кейс выступает и как объект изучения (ученики сами разрабатывают их  разновидности) и как эффективное средство обучения. При   обучении информатике и информационным технологиям внедрение кейс­метода позволяет на практике реализовать компетентностный подход. 9 2. Методика использования кейс­технологий на уроках информатики Рассмотрим     методику     использования     кейс­технологий     на     уроках информатики   и   информационных   технологиях   в   профессиональной деятельности.   Данную технологию можно использовать как для закрепления изученного ранее учебного   материала,   так   и   для   усвоения   только   что изученного   нового   материала,   что   делает использование этого метода еще более ценным и актуальным.   Пример технологической карты при использовании кейсового метода: Фаза работы До занятия Действия учителя Действия обучающегося 1. Подбирает кейс. 1.   Получает   кейс   и   Определяет   основные   и 2. вспомогательные материалы. список   рекомендуемой литературы. 3. Разрабатывает сценарий урока. Во   время 1.   Организует   предварительное   Самостоятельно 2. готовится к занятию. 1.   Задает   вопросы, занятия обсуждение кейса. 2. Делит класс на подгруппы. углубляющие   понимание кейса и проблемы. 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах,   обеспечивая   их дополнительными сведениями. После 1. Оценивает работу учащихся 10 Разрабатывает   2. варианты решения. 3.   Принимает   или участвует   в   принятии решений. 1.   Составляет занятий 2. Оценивает  принятые решения  и поставленные вопросы. отчет письменный (проект) по данной теме.   К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся: ­ метод инцидента; ­ метод разбора деловой корреспонденции; ­ метод ситуационного анализа. Кейс   представляет   собой   некоторую   ролевую   систему.   Под   ролью понимают   совокупность   требований,   предъявляемых   к   лицам,   занимающим определенные   социальные   позиции.   Высокая   концентрация   ролей   в   кейсе приводит к превращению кейс­метода в его   ролевую форму – игровой метод обучения,   сочетающий   в   себе   в   себе   игру   с   тонкой   технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо   даются   в   описании,   и   тогда   требуется   их   осмыслить   (последствия, эффективность),   либо   они   должны   быть   предложены   в   качестве   способа разрешения   проблемы.   Но   в   любом   случае   выработка   модели   практического действия   представляется   эффективным   средством   формирования профессиональных качеств обучаемых [3]. Кейс­метод часто лучше всего использовать совместно с деловой игрой, так   как   он   учит   навыкам   выработки   стратегии   поведения,   а   деловая   игра вырабатывает навыки тактики поведения. Деловая игра – способ определения оптимального решения задач путем имитации   или   моделирования   ситуации   и   правил   поведения   участников. Применяется   при   необходимости   смоделировать   тот   или   иной   процесс   и опробовать   различные   способы   поведения   в   нем,   для   дальнейшего   переноса этого опыта в реальную ситуацию.[1]. Таким образом, деловая игра на основе игрового замысла представляет участнику   возможность   побывать   в   роли   экскурсовода,   учителя,   судьи, 11 директора   и   т.п.   Использование   деловых   игр   значительно   укрепляет   связь (ученик – учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. В процессе   проведения   деловой   игры   происходит   более   интенсивный   обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу. [4]. То есть мы можем говорить о том, что деловая игра является эффективным средством реализации компетентностного подхода в школе. Она в той или иной мере   позволяет   формировать   у   обучающихся   ключевые   компетенции   – компетенцию   личностного   самосовершенствования,   ценностно­смысловые, общекультурные, учебно­познавательные, информационные, коммуникативные и социально­трудовые компетенции. Кейс­метод   и   деловая   игра   являются   принципиально   родственными методами обучения, что создает благоприятные возможности для их сочетания в процессе   обучения   информатике.   Перечислим   возможные   варианты   такого сочетания [2]: Деловая   игра   включается   в   описание   кейса,   решение   которого предполагает   предварительное   проигрывание   ситуации   с   целью   получения дополнительной информации; В   деловую   игру   обязательно   включена   ситуация   или   даже   несколько ситуаций. В процессе её разыгрывания возникает необходимость формирования описания   ситуации,   т.е.,   по   сути   дела,   создания   кейс­метода.   Заранее подготовленный   кейс   можно   использовать   в   качестве   средства,   способа введения   участников   в   деловую   игру.   При   этом   его   осмысление   создает своеобразный интеллектуальный, проблемный фон деловой игре. Интеграция в процессе обучения деловых игр и кейс­метода, несомненно, благотворно сказывается на содержании учебного процесса, придает ему новый потенциал интереса и творчества. Однако, несомненно, и то, что такое сочетание требует   более   высокой   квалификации   преподавателя   и   приводит   к дополнительной интеллектуальной нагрузке на учеников [4].  12 Рассмотрим   две   игры   для   обучающихся  1   курса:  «Секретарь»   по   теме «Свойства информации» и «Сбор сведений» по теме «Информационная модель объекта». Игра: «Секретарь» «Директор кондитерской фирмы «Форне» задерживается в командировке. Он звонит секретарю и просит его отобрать материалы к докладу на Совете директоров   предприятий   пищевой   промышленности   на   тему   «Оценка   нашей продукции   СМИ».   Все   материалы   лежат   у   него   на   рабочем   столе   вместе   с поступившей за прошедшие два дня корреспонденцией».  Студентам нужно разделиться на три группы и каждой группе придумать название. Каждой   группе   нужно   выбрать   одного   обучающегося,   который   собственно   и будет секретарем. Остальные студенты группа поддержки.  Обучающимся раздаётся комплект источников информации. Секретарю за 5 минут нужно на листе перечислить критерии отбора информации. Затем секретарю и группе по этим критериям нужно отобрать материалы. Далее в совместном обсуждении каждая группа должна выработать общее решение, какие документы и почему надо отобрать для доклада директора. Затем ученик­секретарь защищает решение своей группы. Кейс­метод   используется   во   время   проведения   деловой   игры   «Сбор сведений».  Преподаватель   обращается   к   студентам:   «Сейчас   у   нас   в   техникуме проходит   сбор   сведений   об   успеваемости   обучающихся,   сбор   сведений   для куратора,   сбор   сведений   для   школьного   медицинского   кабинета.   Директор техникума обращается к Вам с просьбой помочь составить сведения о вашей группе». Обучающиеся должны ориентироваться в теме «Информационная модель объекта»   и   заблаговременно   собрать   сведения   о   своих   одногруппниках. 13 Студенты   делятся   на   три   группы.   На   уроке   желательно   присутствовать экспертам   –   зам   по   УМР   техникума,   куратор,   медицинская   сестра. Информационные   модели   должны   быть   представлены   в   табличной   форме. Преподаватель раздаёт комплекты материалов. Каждой команде нужно собрать сведения   и   об   успеваемости   студентов,   и   для   медицинского   кабинета   и   для куратора.   Затем   каждая   команда     доказывает   правильность   содержания информации в таблице. Далее эксперты выбирают те информационные модели,   которые они будут использовать в своей профессиональной деятельности. После чего подводят итоги игры. Работа над кейсом в группе ведется по следующим этапам: 1) Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов. Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся  за день  до урока или на самом уроке. На ознакомление выделяется 5­7 мин в зависимости от сложности кейса.   Преподаватель   начинает   занятие   с   контроля   знаний   обучающимися содержания кейса. 2) Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Требование     ­   укладывать   в   установленное   время.   Обучающиеся   выявляют проблему,   вырабатывают,   оценивают   и   выбирают   оптимальное   решение, готовятся   к   презентации.   Преподаватель,   обходя   группы   и   давая   некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций.  3) Этап презентации решений по кейсам. Представление  результатов анализа кейса и его составляющих или презентация выступает очень важным аспектом кейс­метода. Представляют решение кейса от каждой группы. 4) Этап общей дискуссии.  Почему ситуация выглядит как делемма?  Кто принимал решение? 14  Какие варианты решения он имел?  Что ему надо было сделать? Учитывая   ответы   на   эти   вопросы, преподаватель   должен   прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. 5) Этап подведения итогов, завершающего выступления педагога. Итак, суть   кейс­метода в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую­либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс   знаний,   который   необходимо   усвоить   при   разрешении   данной проблемы.   При   этом   сама   проблема   не   имеет   однозначных   решений. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения. Таким   образом,   кейс­метод   на   уроках   информатики   позволяет   решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся к изучению информатики, формирование информационно­ коммуникативно­технологических   навыков   организации   и   представления информации,   создания   информационного   объекта   на   основе   внутреннего представления   человека,   передачи   информации   и   коммуникации,   развитие социализации. То есть на уроках информатики можно успешно реализовывать компетентностный подход с использованием кейс­метода обучения. При изучении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий возможно применение проектных технологий.  Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучащихся   ­   индивидуальную,   парную,   групповую,   которую   обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть,  "осязаемыми".   Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая ­ конкретный результат, готовый к 15 использованию   (на   уроке,   в   техникуме,   в   реальной   жизни).   Если   говорить   о методе   проектов   как   о   педагогической   технологии,   то   эта   технология предполагает   совокупность   исследовательских,   поисковых,   проблемных методов, творческих по самой своей сути.  Когда студенты работают над проектами можно предложить им готовые учебно­методические разработки, кейсы.  Суть   «кейс»   ­   технологии   заключается   в   создании   и   комплектации  специально   разработанных   учебно­методических   материалов   в   специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно­методических   разработанных   на   основе   производственных   ситуаций.   Эти материалов,   ситуации   формируют   у   обучающихся   навыки   самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач  (Приложение 1. Разработка технологической карты урока с применением кейс­технологии). 16 Заключение Кейс   технологии   предоставляют   больше   возможностей   для   работы   с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время,   когда   ежедневно   возрастают   объемы   информационных   потоков, освещаются   различные   точки   зрения   на   одно   и   то   же   событие.   В   жизни студентам   пригодится   умение   формулировать   вопрос,   логически   мыслить, делать собственные выводы, аргументировать ответ, отстаивать свое мнение. Применение   кейс технологий     способствует развитию креативности у  студентов и преподавателей. Хороший кейс должен максимально достоверно описывать практическую сторону   предмета   обучения.   В   рамках   одного   образовательного   курса целесообразно использовать несколько кейсов, разделяя курс на относительно независимые блоки, каждый из которых сопровождается своим кейсом [5].  Использование   «кейсового»   подхода   имеет   явные   преимущества   перед простым изложением лекционного материала. Преимуществом   кейсов   является   возможность   оптимально   сочетать теорию   и   практику,   что   представляется   достаточно   важным   при   подготовке учеников.   Применение   кейс­метода   позволяет   развивать   навыки   работы   с разнообразными   источниками   информации.   Процесс   решения   проблемы, изложенной   в   кейсе   –   творческий   процесс   познания,   подразумевающий коллективный   характер   познавательной   деятельности.   Метод   обеспечивает 17 имитацию творческой деятельности обучающихся по производству известного в науке   знания,   его   можно   также   применять   и   для   получения   принципиально нового   знания.   В   западных   странах   кейс­метод   используется   не   только   как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования [3см ]. Кейс   активизирует   слушателей   и   позволяет   выполнить   практическую работу,   развивая   аналитические   и   коммуникативные   способности,   оставляя обучаемых «один на один» с реальными ситуациями. Использование   кейсов   при   изучении   информационных   технологий позволяет   научиться   организовывать   обследования   объекта,   работать   с входными и выходными документами, уметь понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией – ее поиском,   проверкой,   формализацией,   обработкой   и   хранением.   У   обучаемых быстро   развиваются   необходимые   навыки,   позволяющие   им   осуществлять действия и процедуры в сфере тех информационных технологий, с которыми им придется сталкиваться во время своей практической деятельности.    При всех преимуществах кейс технологий их использование   в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных   технологий   обучения,   когда   они   взаимосвязаны   и   дополняют друг друга. 18 Список использованной литературы Основные источники: 1. Бершадский,   М.Е.   Консультации:   целеполагание   и   компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2013. – №4. – С. 89­94. 2. Бочарникова,   М.А.   Компетентностный   подход:   история,   содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. – 2012. – №3. – С. 86­92. 3. Земскова, А.С. Использование кейс­метода в образовательном процессе [Текст] / А.С. Земскова // Совет ректоров. – 2013. – №8. – С. 12­16. 4. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс­стадии. / Под редакцией Г.Н. Прозументовой [Текст] – Томск – 2014. – C. 56. Дополнительные источники: 1. Камалеева,   А.Р.   Компетентность   как   результат   образовательного процесса  [Текст]   /   А.Р.   Камалеева  //   Наука   и  практика   воспитания   и дополнительного образования. – 2012. – №5. – С. 6­18. 2. Михайлова,   Е.   И.   Кейс   и   кейс­метод:   общие   понятия.   [Текст]   /   Е.И. Михайлова // Маркетинг – 2014. – №5. – C. 12­13. 3. Ситуационный   анализ,   или   анатомия   Кейс­метода   /     Под   ред   .Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2013.  19 4. Смолянинова   О.Г.   Инновационные   технологии   обучения   студентов   на основе метода  Case  Study // Инновации в российском образовании.­ М.: ВПО, 2013. 5. Щерабакова,   В.В.   Формирование   ключевых   компетенций   как   средство развития   личности   [Текст]   /   В.В.   Щербакова   //   Высшее   образование сегодня. – 2013. – №10. – С. 39­41. Интернет­ресурсы: 1. Интернет­ресурс.  Веденина, В. Деловая игра и ее возможности. Форма доступа: http://www.hr­portal.ru/article/delovaya­igra­i­ee­vozmozhnosti,  2. Интернет­ресурс. Гайдамак, Е.С. Реализация компетентностного подхода в   процессе   обучения   студентов   информатике   и   информационным технологиям   на   основе   применения   кейс­метода.   Форма     доступа: http://ito.edu.ru/2003/II/3/II­3­2577.html; 3. Интернет   –   ресурс.   Лебедев,   О.Е.   Компетентностный   подход   в образовании. Форма доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm; 4. Интернет   –   ресурс.   Хуторской,   А.В.   Ключевые   компетенции   и доступа: образовательные Форма     стандарты.   http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. 5. Интернет  –  ресурс.  Окно   в  ситуационную   методику   обучения.  Форма доступа: http://www.casemethod.ru. 6. Интернет   –   ресурс.   Хуторской,   А.В.   Технология   проектирования ключевых   и   предметных   компетенций. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.   Форма   доступа: 20 Приложение 1. Разработка технологической карты  урока с применением кейс технологии Урок  в группе ПКД­110/17 на тему: «Обобщение по разделу Информация и Информационные процессы по учебной дисциплине информатика» Преподаватель:  Черясова   Е.В.   преподаватель   информатики     ГАПОУ   СО «Энгельсский политехникум» первой квалификационной категории. Цели:  ­  обучающая:   обобщение   знаний,   умений,   навыков   по   пройденному   разделу курса информатики «Информация и информационные процессы»; ­ развивающая: развитие логического мышления, интуиции, внимания; ­ воспитательная: сформировать навыки самостоятельной работы. Формируемые УУД и ОК: ­  личностные:  способность к самооценке, в том числе самоанализ, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ­ регулятивные: принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы   и   способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их эффективность и качество; 21 ­ коммуникативные: брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ­  предметные:  сформировать   умения   работать   с   единицами   измерения информации, разбираться с устройствами системного блока, с блоками ПЭВМ, работа со стандартными программами. Тип учебного занятия: урок обобщения знаний. Вид учебного занятия: нетрадиционный (урок — игра с применением кейс ­ технологии). КМО: компьютер, мультимедийный проектор. 22 Технологическая карта урока Этап учебного  знания I. Орг. момент Деятельности преподавателя ­ Приветствие. ­ Проверка готовности к уроку Деятельность  студентов ­ Демонстрируют  готовность к уроку; ­ Доклад старосты II.  Целеполагание и мотивация ­ Работа с пословицей «Повторение­мать учения» ­  Мотивация   студентов:   А для   чего  мы  сегодня  с  Вами будем повторять весь изученный материал? ­   Предлагают   варианты темы и цели урока; ­ Отвечают на вопрос  23 Формирование УУД и  ОК Коммуникативные  УУД: планирование учебного  сотрудничества с  преподавателем  и  сверстниками. Регулятивные УУД: организация своей  учебной деятельности Личностные УУД: мотивация учения,  соблюдение норм  и  правил поведения на  уроке Регулятивные УУД: Определять степень  спешности выполнения  работы Коммуникативные  УУД: слушать и понимать речь других; уметь с  достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли; формулирование  и аргументация своего  мнения и позиции;  публично защищать свою  позицию Познавательные УУД: Сформировать умение  строить логическое  рассуждение,  включающее  установление причинно­  следственных связей. Личностные УУД: Осознание ценности  информатики в  современном мире Регулятивные УУД: Сформировать умение,  работать по плану,  сверять свои действия с  целью и при  необходимости  исправлять ошибки  ­ Представляют  команды III. Основная  часть ­ Преподаватель объясняет правила игры. ­ Приветствие команд.  I. Разминка: Командам задаются вопросы за каждый правильный ответ команда   получает   фишку,   болельщики   тоже   могут помогать своим командам. 1. Что это за устройство? (CD­ROM) 1. Что это за устройство? (дискета) 2. Что это за устройство? (CD­ROM) 2. компьютера? ( оперативная память)   Какое   устройство   влияет   на   быстродействие 24 ­ Отвечают на вопросы самостоятельно. Волевая  саморегуляция. Познавательные УУД: Сформировать умение  анализировать,  сравнивать,  классифицировать и  обобщать информацию. Коммуникативные  УУД: Сформировать умение  самостоятельно  организовывать учебное  взаимодействия в группе. ­ Отвечают на вопросы 3.   Перечислите   устройства   ввода   информации. (клавиатура,   сканер,   источники   готовой   информации, цифровой планшет) 3. Перечислите устройства вывода информации. (монитор, принтер, фотонаборный автомат) 4. Назовите источники передачи информации (газета, пк, телевидение, журналы и т. д.) 4.   Где   можно   хранить   информацию?   (жеский   диск, лазерный диск и т. д.) 5.   Выбрать   те   устройства,   безкоторых   компьютер   не вкючается. ( монитор, принтер, мышь, сканер, клавиатура, мультимедийные колонки, системный блок, диск) 5.   Выберите   те   устройства,   которые   есть   в   системном блоке.   (принтер,   материнская   плата,   звуковая   карта, жеский диск, дискета, лазерный иск, дисковод 3.5 А, видео карта, блок питания, процессор)  II. Следующий этап это заморочки из кулечка. 1.   Единица   информации.   (бит,   байт,   мегабайт,   гигабайт, килобайт, терабайт) 2. Чему равен 1 Байт. (8 бит) 3. Чему равен 1 Килобайт. (1024 байт) 4. Чему равен 1 Мбайт. (1024 Кбайта) 5. Чему равен 1 Гбайт. (1024 Мбайта) 6. Чему равен 1 Тбайт. (1024 Гбайта) 7. Что такое процессор. (это «мозг»компьютера, который выполняет управляет вычислительным   процессом   и   координирует   работу   всех логические     операции,   25 устройств ПК) 8.   Зачем   нужна   звуковая   карта   .(для   воспроизведения звука) 9. Зачем нужна видео карта. 9Для получения изображения на экране) 10. Зачем нужен CD­ROM или DVD­ROM. ( для просмотра информации на дисках и для записи информации) 11.   Перечислите   устройства   системного   блока.   (бдок питания, материнская плата, звуковая плата, видео карта, процессор, жеский диск,  CD­ROM или DVD­ROM) 12.   Основные   блоки   ПЭВМ.   (монитор,   системный   блок, клавиатура, мышь) III. Кто быстрее. I командам                                                       II команда 1. Перевести байты в Кбайты (округлить до сотых) 1242(1,21)                                                        2314(2,26) 2. Перевести Кбайты в Мбайты (округлить до десятых) 34189(33,4)                                                      45289(44,2) 3. Перевести байты в Мбайты (округлить до десятых) 235173(0,2)                                                       318790(0,3) 4. Перевести Мбайты в Тбайты (округлить до сотых) 3452789(3,29)                                                  2169298(2,07) 5. Перевести биты в байты. 26(3,25)                                                           18(2,25) Ваши решения помогут нам отгадать слово, зашифрованное в таблице № 2. мы должны брать буквы в таблице № 1 (которые   соответствуют   цифрам   во   второй   таблице)   и 26 ­ Решают задания вставлять в таблицу № 2. (В таблице № 1 мы вписываем цифры,   полученные   при   решении   примеров).   (Сначало первый ответ 1 команды, затем первый ответ 2 команды. Второй ответ 1 команды, затем второй ответ 2 команды и т. д.) Н 2,26 Ф 1,21 Таблица № 1 И 33,4 О 44,2 К 0,2 А 0,3 Т 3,29 М 2,07 Р 3,25 ­ Вставляют результаты  в таблицы Н Ф О И А 0,3 К Т 3,29 33,4 0,2 Р М А И 33,4 2,26 1,21 44,2 3,25 2,07 0,3 Таблица № 2 IV. Конкур капитанов. Из расшифрованного  слова нужно придумать  как можно больше слов. Пока наши капитаны составляют слова, мы приступим к следующему конкурсу. V. Творческий конкурс. Вам необходимо высказать свои суждения по теме « ПК в жизни каждого Человека» I команда Положительные стороны II клманда Отрицательные стороны ­   Преподаватель   просит   посчитать   количество   фишек   у каждой команды; 27 IV Подведение  итогов и  ­ Отвечают на вопросы Регулятивные УУД: Определять степень рефлексия ­ Преподаватель выставляет отметки за урок; ­ Награждение победителей и участников; ­ Рефлексия. Предлагает оценить урок, разместив  на доске улыбающийся смайлик. ­   Слушают   отметки   и оценивают урок. успешности выполнения  работы. Коммуникативные УУД: Сформировать умение,  отстаивать свою точку  зрения, приводитьб  аргументы. Личностные УУД: Способность к  самооценке, в том числе  самоанализ V Домашнее  задание ­ Повторить весь изученный материал. ­Записывают домашнее  задание в тетрадь. 28

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2018