Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."
Оценка 5

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Оценка 5
Исследовательские работы +1
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
08.07.2019
Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."
Ребенок любознателен, ему интересно все, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство, принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. С возрастом происходит трансформация исследовательской деятельности, проявляется избирательность - исследуется только то, что вызывает интерес. А в школе приходится изучать и исследовать очень много заданного - запланированного разными программами и стандартами.
Исследовательская деятельность младших.doc
Методическая система Тема: Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде. 1 Оглавление Оглавление                                                                                                                                                       ..............................................................................................................................................                                                                                                                                                         Введение ..................................................................................................................................................                                                                I.Проектно­исследовательская деятельность и её характеристика   ...................................................                                                                      II.Личный опыт проектно­исследовательской деятельности   ...........................................................         III.Роль родителей в организации проектно­исследовательской деятельности                                  .............................         Заключение                                                                                                                                                ...........................................................................................................................................                                                                                                                           Использованная литература ................................................................................................................           Приложения                                                                                                                                               ..........................................................................................................................................         2 Введение Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и   кто   умеет   добывать   эти знания. В.П.Вахтеров Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Поэтому задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболее эффективными способами. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования   приоритетом   названо   формирование   универсальных   учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. ФГОС   НОО   фиксирует   в   правовых   нормах   те   элементы   новой школы, которые     за     много     лет     убедительно     доказали     свою     практическую целесообразность.   образовательного     Инициативность     процесса     и     становятся     самостоятельность     основным     участников   ценностно­целевым ориентиром Стандарта.   Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении   приемов   и   методов,   которые   формируют   умение  самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики 3 в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников   умений   и   навыков  самостоятельности  и  саморазвития.   А   это предполагает   поиск   новых   форм   и   методов   обучения,   обновление   содержания образования. Одним из эффективных средств достижения данных результатов, по сравнению с традиционными,   носящими   репродуктивный   характер,   является   проектно­   которая   имеет   высокую   степень исследовательская   деятельность,   инициативности   учащихся   к   их   познавательной самостоятельности, мотивированности;   развитие   социальных   навыков   школьников   в   процессе групповых взаимодействий; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Участвуя   в   проектно­исследовательской   работе,   учащиеся   видят   конечный результат   своей   деятельности,   который   повышает   их   самооценку   и   вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. В   современной   педагогике   проектно­исследовательская   деятельность используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. 4 1. Проектно­исследовательская деятельность и её характеристика Понятие проектно­исследовательской деятельности В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно­технические   общества   и   малые   академии   наук.   Деятельность   многих юношеских научно­технических обществ нередко сводилась к реализации в среде академических старших   модели   функционирования   школьников     реализации   в   упрощенном   виде исследовательских   коллективов, исследовательских   задач   лабораторий   научно­исследовательских   институтов. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно­исследовательских институтов. На деле это   означало   реализацию   учебно­воспитательного   процесса   в   более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В   современных   условиях   значение   термина   «исследовательская   деятельность учащихся»   приобретает   несколько   иное   значение.   В   нем   уменьшается   доля профориентационного   компонента,   факторов   научной   новизны   исследований,   и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования В процессе «обучения – учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и ученика. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся   осуществляется   по­разному:   один   не   может   продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно не хочет учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или   не   восприятие)   учителя   учеником   и   наоборот,   что   также,   несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении. Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание и свою эмоциональную   окраску.   Независимо   от  желания   учителя   в   процессе   передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Учитель   предстает   всезнающим   оракулом,   излагающим   истины,   а   вот   процесс познания и открытия эти истин часто остается за рамками учения. Вот тут­то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и 5 как   обязательное   условие   реализации   этого   на   практике   –   устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта. Введение   в   педагогические   технологии   элементов   проектно­исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать   школьнику   учиться,   направлять   его   познавательную   деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьника в процессе учения сегодня является метод проектов. Исследовательская деятельность обучающихся  — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или   иных   законов   природы)   и   предполагающая   наличие   основных   этапов, характерных   для   исследования   в   научной   сфере,   нормированную   исходя   из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или   гуманитарных   наук   оно   выполняется,   имеет   подобную   структуру.   Такая цепочка   является   неотъемлемой   принадлежностью   исследовательской деятельности, нормой ее проведения.  Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно­познавательная, творческая   или   игровая   деятельность   учащихся,   имеющая   общую   цель, согласованные   методы,   способы   деятельности,   направленная   на   достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является   наличие   заранее   выработанных   представлений   о   конечном   продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ   и   организация   деятельности   по   реализации   проекта)   и   реализации проекта,   включая   его   осмысление   и   рефлексию   результатов   деятельности. Педагогическим   результатом   проектной   деятельности   является,   прежде   всего, сама   деятельность.   И   с   точки   зрения   детей   тоже.   Они   что­то   делали,   у   них родилось   множество   идей   и   замыслов,   они   столкнулись   с   необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об 6 этом   очень   важно   рассказать   во   время   презентации.   А  продукт   ­   это   одно   из воплощений замысла. Проектно­исследовательская   деятельность  —   деятельность   по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение   ожидаемых   результатов,   оценка   реализуемости   исследования, определение   необходимых   ресурсов.   Является   организационной   рамкой исследования.   Проектная   деятельность   способствует   формированию   ключевых   подготовки   их   к   реальным   условиям компетентностей   учащихся, жизнедеятельности.   Выводит   процесс   обучения   и   воспитания   из   стен   школы   в окружающий мир. Проектно­исследовательская   деятельность   ориентирована   на   самостоятельную работу   учащихся   –   индивидуальную,   парную,   групповую,   которые   учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Преимущества   этой   технологии   –   это   энтузиазм   в   работе,   заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, умение работать   в   группе,   лучшая   закрепленность   знаний,   самоконтроль, дисциплинированность. Полезность заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывать» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. В   основе   метода   проектов   лежит   развитие   познавательных   навыков   учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном   пространстве,   развитие   критического   мышления.   Результаты выполненных   проектов   должны   быть,   что   называется   «осязаемыми»,   т.е.,   если теоретическая   проблема,   то   конкретное   ее   решение,   если   практическая   – конкретный результат, готовый к внедрению.  Метод проектов предусматривает следующее: Проект – это замысел, план, творчество по плану.   Цель ­ реализация проектного замысла. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.  7 Цель ­ уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей  Таким образом,  мы видим, что проект – это «пять П» :  Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Этапы проектно­исследовательской деятельности Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов. I. Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок. Учитель начальной школы должен продумать замысел и разработать структуру проекта;   создать   организационные,   дидактические   и   методические   материалы; оформить   грамоты   и   благодарственные   письма.   Надо   помочь   детям   найти   все пути,   ведущие   к   достижению   цели,   выделить   общепринятые,   общеизвестные   и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. 1. Актуальность темы. 2. Идея исследования. 3. Замысел исследования. 4. Объект исследования (с кем или с чем работать). 5. Предмет исследования (что будут исследовать). 6. Цель исследования. 7. Задачи. 8. Гипотезы (что возможно и при каких условиях). 9. Диагностический инструментарий. 10. Критерии оценки ожидаемых результатов. 11. Прогноз возможных негативных последствий. 12. Способы коррекции, компенсации негативных последствий. Выбор темы – залог успеха. Как выбрать тему исследования  ? (см. приложение   1: «Правила выбора проекта»).  Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя интересует, какая проблема волнует. Если не можешь сразу понять, попробуй задать себе вопросы:  Что мне интересно больше всего? 8  Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?  Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? II. Практический этап реализации проекта. 1) подготовительный; 2) практический; Этап поиска распределяет задачи по группам. Учащиеся обсуждают возможные методы исследования, поиска информации, принимают творческие решения. Они работают по индивидуальным  или  групповым исследовательским  и творческим задача. Следует   учитывать,   что   в   книге,   видеофильме,   информационном   обзоре   мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования:  подумать самостоятельно;  прочитать книги о том, что используешь;  познакомиться с фильмами по этой проблеме;  найти информацию в сети Интернет;  спросить у других людей;  понаблюдать;  провести эксперимент. 3) обобщающий; Кратко   изложить   на   бумаге   самое   главное   и   рассказать   об   этом.   Для   этого потребуется:  Дать определения основным понятиям.  Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.  Выработать суждения.  Сделать выводы.  Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования. 9  Приготовить   текст,   макеты,   рисунки,   схемы,   чертежи   для   иллюстрации результатов исследования. III. Заключительный этап реализации проекта (внедренческий)  выступление;  презентация;  участие в конкурсах, семинарах, конференциях и т.д.  вывод и рецензирование. Этап защиты и оппонирования. Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой,   объявлением   результатов,   формулировкой   выводов.   Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом   проектной   деятельности   является   конкретное   ее   решение:   советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить   конкретный   продукт,   готовый   к   внедрению   (видеофильм,   альбом,   , альманах, доклад и т. д.). Защиту   проекта   пропустить   нельзя.   Без   нее   исследование   не   может   считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита   должна   быть   публичной,   с   привлечением   авторов   других   проектов, зрителей.   Таким   образом,   ребенок   учится   излагать   добытую   информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин.  Мультимедийная презентация обеспечивает наглядное представление результатов исследовательской   работы   (видеозаписи   опытов,   снимки   полевых   изысканий, календарные   графики   замеров   температуры   и   др.),   формирует   у   младших школьников навыки публичного выступления. Отчет о работе должен содержать следующие разделы: 1. Введение,   в   котором   следует   четко   сформулировать   цель   исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение   которой   направлено   исследование,   сроки   и   место, продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы. 2. Отчет о   проведенных   исследованиях:   описание   объекта   исследования, методика   работы,   полученные   результаты.   Результаты   должны   быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в 10 наиболее   удобном   для   интерпретации   виде:   в   таблицах,   графиках, диаграммах, тезисах. 3. Выводы   и   прогноз:   на   основании   полученных   результатов   оценивается состояние   объекта   на   момент   проведенного   исследования.   Можно спрогнозировать   изменение   этого   состояния   в   ближайшее   время   и   в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации. 4. Программа   действий: описать мероприятия,   выполненные   самими ребятами,   и   рекомендации   –   перечень   дел,   которые   дети   планируют выполнить, в том числе совместно с кем­то. 5. Список использованной литературы. Типология учебных проектов По методу исследования различают следующие типы проектов:  исследовательско­творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;  ролево­игровые  (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по­своему поставленные проблемы);  информационно­практико­ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);  творческие  (оформление   результата   в   виде   урока,   внеклассного мероприятия, предметной недели и т. д.). По содержанию  проект может быть:  Монопредметным – выполняется на материале конкретного предмета.  Межпредметным  –   интегрируется   смежная   тематика   нескольких предметов.  Надпредметным   ­  выполняется   этот   проект   в   ходе   факультативов, изучения курсов, работы в творческих мастерских. Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение   учащимися   определенного   учебного   материала,   и   текущим,   когда   на самообразование   и   проектную   деятельность   выносится   из   учебного   материала лишь часть содержания образования. По количеству затраченного времени проекты бывают: 11  Краткосрочные   (экспресс   ­   исследования).  Эта   форма   организации предполагает   массовое   участие   детей   и   одаренных,   и   тех,   кто   не   может   быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические — в рамках одного ­ двух уроков или внеурочных занятий ­ и, конечно   же,   фантастические   экспресс­исследования.   Для   этого   надо   лишь обозначить   круг   проблем   для   сбора   материала   и   включить   детей   в   работу. Например,   для   проведения   фантастических   исследований   можно   предложить темы: архитектура будущего (поручить детям разработать проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина и др.); неземные цивилизации; фантастические рассказы и др. Особую важность в данной форме организации учебных экспресс­исследований имеет   заключительный   момент.   Его   можно   провести   в   виде   конференции. Оперативно   собранные   материалы   исследований   обобщаются,   и   авторы   делают краткие сообщения.  Долгосрочные   исследования.  Эта   работа   проводится   в   рамках внеучебной деятельности.  Эпизодические (мини­проекты). По характеру контактов:  внутриклассный;  внутришкольный;  среди участников школ города (населённого пункта);  региональный и т.д. По количеству участников проекта:  индивидуальный;  парный;  групповой. 12 2. Личный опыт проектно­исследовательской деятельности Изучив   литературу   о   применении   проектно­исследовательской   деятельности   в образовательном и воспитательном процессе в начальной школе, я выбрала для себя следующие принципы организации проектной деятельности:  Учёт интересов детей.  Учение через деятельность. Проектная   деятельность   предполагает   включение   ученика   в   поисковую, исследовательскую   деятельность;   систематическое   отслеживание   учителем   и учеником результатов работы.  Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.  Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между   родителями   и   учениками,   библиотекарем,   учителями­предметниками   и самими учениками.  Свободное   творчество   в   выборе   темы   проекта,   решения   проблемы, оформления и защиты проекта. На   основе   этих   принципов   сложилась   моя   методическая   система   работы   над проектами,   пришло   понимание   новых   целей   образования,   места   проектной деятельности в образовательном процессе. (см. приложение  2:  Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы) Вовлекать   учащихся   начальной   школы   в   проектно­исследовательскую деятельность начинаю в первом классе на уроках и во внеурочной деятельности. Формируя   навыки   научно­исследовательской   и   проектной   деятельности,   свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов   к   групповым,   общеклассным   и   общешкольным.   Используя   в   работе проектно­исследовательские   технологии,   учитываю   психолого­физиологические особенности   младших   школьников.   Это   касается   выбора   темы   и   проблемы проекта, а так же длительности его выполнения, формы работы (индивидуальная, групповая) и типа проекта. Темы  проектов учащихся  этого  возраста  должны  быть  связаны  с  предметным содержанием, поскольку наглядно­образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к 13 выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего   опыта   и   своих   проблем.   Поэтому   на   ранних   этапах   (1­2   классы)   темы детских проектных работ выбираю сама из содержания учебных предметов или из близких   к   ним   областей.   Большинство   учащихся   начальной   школы   не   имеют постоянных   пристрастий,   их   интересы   ситуативны.   Поэтому,   выбирая   тему, стараюсь   действовать   быстро,   пока   интерес   не   угас,   выбирая   необычные, интересные, оригинальные темы и использую часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, для организации проектной деятельности. В дальнейшем (3­4 классы) темы могут предлагать сами учащиеся, либо выбор тематики проекта может касаться какой­то темы с целью углубления знаний отдельных учеников. Проблема  проекта   или   исследования   должна   быть   в   области   познавательных интересов  ребёнка и  находиться  в  зоне  ближайшего  развития,  потому  что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Это обеспечивает мотивацию включения в самостоятельную работу.   Поэтому   на   первых   этапах   вовлечения   учащихся   в   проектно­ исследовательскую деятельность, помогаю найти и сформулировать проблему в, казалось бы, знакомых для них областях. Длительность  выполнения   проекта   или   исследования   ограничиваю   1­2 сдвоенными   уроками   или   несколькими   неделями   в   режиме   урочно­внеурочных занятий (в зависимости от возраста учащихся). Психолого­педагогические   особенности   возраста   не   позволяют   отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта, поэтому   постепенно   формирую   умения   учащихся   по   отдельным   элементам проектной   и   исследовательской   деятельности   (целеполагание,   формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее), учитывая тот факт, что нельзя полностью предоставлять учащегося   самому   себе,   но  и   значительно   ограничивать  его   самостоятельность тоже   опасно.   Большого   внимания   требует   и   процесс   осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования, поэтому   без   помощи   взрослых   дети   не   могут   обойтись.   Но,   чтобы   ребенок почувствовал,   что   проект   ­   это   его   работа,   стараюсь   умело   подводить   его   к 14 нужным выводам, понимая, что, если ребенок часть работы выполнил вместе с учителем или родителями, то в следующий раз такую работу он сможет выполнить самостоятельно. Научить добывать новые знания самостоятельно для проектной деятельности­ моя задача,   поэтому   в   ходе   проектно­исследовательской   деятельности   учащихся   я постоянно   выступаю   в   роли   консультанта,   помощника,   информатора, координатора. Мы вместе с участниками проекта обсуждаем, чему они научились в   ходе   самостоятельной   и   совместной   работы,   какими   знаниями,   умениями   и навыками   овладели,   в  результате   чего  учащиеся   получают   практический   опыт, учатся   переносить   его   на   другие   виды   школьной   работы   и   пользуются   ими   в дальнейшем. В   1   ­   2     классах,   приступая   к   проектной   работе,   решаю,   как   ученики   будут работать:  индивидуально   или   в   группе.  Конечно,   первоклассники   чаще   всего способны   работать   только   индивидуально,   но   постепенно   учу   детей   работе   в группах, понимая, что моя задача ­ научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. А уже в 3­4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное   исследование,   в   которое   могут   быть   включены   результаты   проектно­ исследовательской работы каждого ученика.  Примером   краткосрочного   группового   проекта   был   проект   по   литературному чтению. Итоговый урок изучения раздела «Сказка мудростью богата» (ОС «Школа 2100»,   Р.Н.Бунеев,   Литературное   чтение   «Маленькая   дверь   в   большой   мир»: учебник   для   2   класса   общеобразовательной   школы,   2   ч.)   проходил   в   виде проектной   работы.   Ученики   работали   в   группах   над   составлением   загадок. Вначале было выявлено, как составить загадку, затем, в результате жеребьёвки, были определены темы загадок. Результатом работы стала книжка­малютка. (см. приложение   3:  проект   «Как   загадку   сочинить?»;   приложение:   книжка­ малютка «Наши загадки»)  Примером   долгосрочного  индивидуального  исследования  стала   работа  по  теме «Кто   живёт   на   неведомых   дорожках?»­   предмет   исследования   выбирали   сами учащиеся. Во 2­м классе в начале 2012­2013 учебного года учащиеся проводили исследовательскую работу по литературному чтению (Р.Н.Бунеев, Литературное чтение   «Маленькая   дверь   в   большой   мир»:   учебник   для   2   класса 15 общеобразовательной школы, 1 ч.). Работа была рассчитана на период изучения 1­ го раздела учебника по литературному чтению с середины сентября по 10 октября. Ребята   изучали   произведения,   предложенные   авторами   учебника,   и   сказки, найденные   в   других   книгах.   Итогом   работы   был   урок­отчёт   по   внеклассному чтению   «Мир   волшебных   сказок»   (запланированный   в   рабочей   программе   по литературному чтению) и проверочная работа (качество знаний 81,2 %). Конечно, не   у   всех   учащихся   класса   получилась   исследовательская   работа,   но   урок   с докладами о сказочных героях, приметах волшебной сказки, сходстве волшебных сказок  разных  народов  и  авторов  прошёл  творчески.  В ноябре в  нашей  школе проходила районная конференция по толерантности «Я, ты, он, она», в которой приняла участие моя ученица. В номинации «Трансформация сказочного героя в сказках   народов   мира»   Кристина   Богданова   поделилась   с   аудиторией результатами исследования на тему «Баба яга…Кто она?» и с удовольствием и интересом выслушала других участников конференции. Работу над проектом мы проводили   с   15   октября   по   15   ноября.   В   течение   этого   времени   Кристина прочитала несколько русских народных сказок, героем которых была Баба Яга; изучила материал о бабе Яге в дополнительной литературе, в Интернете, из бесед со взрослыми; нашла и прочитала сказки других народов, в которых встречаются герои,   похожие   на   Бабу   Ягу;   провела   опрос   среди   своих   одноклассников; проанализировала   результаты   работы;   родители   помогли   сделать   презентацию. (см. приложение 4: Паспорт  проекта «Баба Яга…Кто она?») Одним   из   первых   краткосрочных   групповых   проектов   в   1­м   классе   по окружающему миру был «Как мы узнаём, что наступила осень?» (А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,   Н.В.Иванова,   А.С.Раутиан,   Окружающий   мир   «Я   и   мой   мир»: учебник для 1 класса общеобразовательной школы, 1 ч.). Класс был разбит на группы, каждая из которых получила свои объекты наблюдений. В ходе экскурсии учащиеся   знакомились   с   состоянием   природных   объектов,   данные   наблюдений фиксировали, а затем, используя полученную информацию, смогли ответить на вопрос   исследования.   По   итогам   исследования   каждая   группа   оформила страничку «Дневника наблюдений». Тема   «Режим   дня».   Это   широкое   поле   деятельности   для   привития   детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни. Изучая свой распорядок дня,   дети   сравнивали   его   с   днём   своих   одноклассников,   родителей   и   делали 16 выводы   о   необходимости   соблюдения   режима   дня,   санитарно   гигиенических правил,   так   как   они   являются   основой   профилактики   болезней   и   сохранения здоровья. Затем каждый разрабатывал свой режим дня, оригинально его оформлял и   презентовал.   Результаты   деятельности   ­   познавательная   и   практическая полезность проекта. Программа   по   технологии   и   изобразительному   искусству   в   ОС   «Школа   2100» (авт.:   О.А.Куревина,   Е.А.Лутцева,   Е.Д.Ковалевская)   направлена   на   проектную деятельность учащихся, которая включает в себя индивидуальную и групповую работу.  При  этом при  изучении  каждой  темы  даётся  план  выполнения  работы (алгоритм), представленный в виде поэтапных рисунков. Перед началом работу мы обсуждаем общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления композиции. Каждый ребёнок принимает решение, какую часть работы он будет выполнять (если это групповая работа); затем самостоятельно работает над своей композицией   (элементом   общей   композиции).   После   выполнения   элементов композиции ученики раскладывают детали на листе (я заранее готовлю фон), под моим   руководством   ищут   удачную   композицию   и   «собирают»   (приклеивают фрагменты   к   листу)   композицию.   Готовая   работа   обсуждается   (вспоминаем первоначальный   замысел   проекта   и   выясняем,   удалось   ли   его   реализовать). Примером долговременной групповой проектной работы стала «Долина пирамид Египта»   (сентябрь   ­   октябрь),   в   ходе   выполнения   которого   учащиеся познакомились с пирамидами, барельефами, одеждой древних египтян. Стали на время конструкторами, архитекторами, художниками  и модельерами. Примером кратковременных   индивидуальных   проектов   были   работы   по   народным промыслам   России,   гравюре   и   технике.   На   уроке   по   теме   «Гравюра»   после знакомства с техникой гравюры учащимся был поставлена проблема:  – «Косте нужно в подарок своим братьям сделать рисунки. Братьев у него 7, времени – всего 1 час. За час он сможет выполнить только один рисунок, а ксерокса у него нет. – Как помочь Косте?». Дети предложили выполнить печатную форму для рисунка, но так как деревянных досок у нас не было, то я дала им задание ­ придумать   дома   печатную   форму   из   картофелины   и   помочь   Косте.   Кто­то   из ребят, посещающих ПДШИ, предложил, что можно сделать печатную форму на картоне   или   листе   линолиума.   На   следующем   уроке   дети   представили   свои работы: оттиски звёзд, цветов, листиков и т. д. 17 В период с 2008 по 2012 годы учащиеся под моим руководством приняли участие в проектной деятельности, организованной школой. Это были проекты на темы: «Помоги   перезимовать!»,   продуктом   которого   стали   кормушки   и   листовки,   с обращением   к   жителям   города   помогать   птицам   зимой   (распространённые   в микрорайоне);  проект «Мы помним, мы гордимся!», посвящённый 65­летию Великой Победы; «Был   город­   фронт,   была   блокада»,   посвящённый   65­летию   снятия   блокады Ленинграда, в ходе этого проекта ребята выпустили стенгазеты к праздникам и подарили открытки, сделанные своими руками, ветеранам; проект «Мой город»; проект «Помоги детскому саду» (выступление перед воспитанниками детского сада с вручением подарков, выполненных своими руками); проектные работы ко Дню Защитника Отечества и др. 3. Роль родителей в организации проектно­исследовательской деятельности Проектно­исследовательская   деятельность   младших   школьников   практически невозможна   без   совместной   работы   ребенка   ­   учителя   —   родителей.   Поэтому главное для меня – увлечь не только детей, а также их родителей в организации исследовательской   деятельности.   Такая   совместная   работа   позволяет   мне выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Привлекая родителей, обращаю их внимание на то, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности   со   стороны   родителей   –   важный   фактор   поддержки мотивации   и   обеспечение   самостоятельности   школьников   при   выполнении   ими проектной   деятельности.   Особенно   неоценима   помощь   родителей,   когда   дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе провожу специальное родительское собрание, на котором родителям разъясняю суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. (см. приложение 5: Памятка для родителей «Если ваш ребёнок участвует в проекте, то какова ваша роль?») 18 В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:   консультируют; отслеживают выполнение плана;   решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации;   Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. моменте   вовлечения   родителей   в   работу   над   проектом.   Стало   очевидным,   что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим   составить   для   каждого   ученика   свой   воспитательный   маршрут, подобрать  оптимальный вариант индивидуальной  работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.  Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.  Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников   может   сделать   для   ребёнка   гораздо   больше,   чем   беседы   и нравоучения. 19 Заключение Проблема   включения   проектной   деятельности   в   учебный   процесс   является достаточно актуальной. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно   важно   в   условиях   современной   школы,   нацеленной   на   развивающее обучение и формирование творческой думающей саморазвивающейся   личности способной к самореализации.  Такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только   умственные   и   практические   умения,   но   и   культурные   и   духовные способности   развивающегося   человека.   Проектная   деятельность   младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе. Можно   выделить   несколько групп   умений,   на   которые   проектная   деятельность оказывает наибольшее влияние: ­ исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); ­ социального взаимодействия  (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать   помощь   товарищам   и   принимать   их   помощь,   следить   за   ходом совместной работы и направлять её в нужное русло); ­   оценочные   (оценивать   ход,   результат   своей   деятельности   и   деятельности других); ­   информационные   (самостоятельно   осуществлять   поиск   нужной   информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт); ­презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы;   использовать   различные   средства   наглядности;   демонстрировать артистические возможности); ­ рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); ­менеджерские   (проектировать   процесс;   планировать   деятельность,   время, ресурсы;   принимать   решение;   распределять   обязанности   при   выполнении коллективного дела). В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о   друге,   восполняют   дефицит   общения   с   родителями,   у   них   формируется значимое отношение к понятию «семья». 20 Повышение познавательной активности (увеличение числа учащихся, посещающих библиотеку), массовое участие в различных мероприятиях и конкурсах на разных уровнях, повышение уровня развития навыков самоконтроля и самообразования, навыков   групповой   деятельности,     можно   считать   эффективным   показателем формирования личностных результатов учащихся.  Проектно­исследовательская   деятельность   даёт   возможность   обучать   на протяжении   всего   урока,   поскольку   в   урок   встроены   методы   проблемного, личностно­ориентированного обучения, что обеспечивает деятельность на очень высоком уровне, а также во внеурочное время.  Для меня, как для учителя, применение проектно­исследовательских технологий даёт   возможность   роста   профессионализма,   дополнительную   возможность сотрудничества с родителями, а также возможность построения новых отношений с учениками.  В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова могли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе. 21 Использованная  литература 1. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В.Миронов.­ Волгоград: Учитель, 2013.­ 174 с. 2. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители:   Брыкова   О.В.,   Громова   Т.В.,   Салова   И.Г.,   Санкт   – Петербург, 2005.­ 163 с. 3. Обухов   А.С.   «Исследовательская   позиция   и   исследовательская деятельность;   что   и   как   развивать?»   //   Исследовательская   работа школьников. ­М.: Прометей, 2006.­ 220 с. 4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /Стандарты второго   поколения/   [А.Б.Воронцов,   В.М.Заславский,   С.В.Егоркина   и др.]; под ред. А.Б.Воронцова.­ М.: Просвещение, 2011.­ 176 с. 5. Развитие исследовательских умений младших школьников /Работаем по новым стандартам / [Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. ­157 с. 6. В.Ф.Феоктистова   «Исследовательская   и   проектная   деятельность младших школьников: рекомендации, проекты»; Волгоград:  «Учитель», 2009.­ 132 с. 7. К.Н.Поливанова   «Проектная   деятельность   школьников»;   М: «Просвещение»,  2008.­ 8. Е.Н.   Землянская     Учебные   проекты   младших   школьников   /   Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – № 9.   Интернет­ресурсы  .ru  .ru 1. school2100 2.  proshkolu 3. pedsovet  .  su 4. festival.1september.ru 5. nachalka  .com       22 Приложения 23 Приложение 1   Правила выбора темы проекта Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска   школьник   будет   чувствовать   себя   вовлеченным   в  очередное скучное мероприятие. Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой   он   максимально   реализуется   как   исследователь,   раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения   и   навыки,   –   сложная,   но   необходимая   задача   для   работы учителя Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той   сфере,   в   которой   сами   лучше   всего   разбираетесь,   в   которой чувствуете   себя   сильным.   Увлечь   другого   может   лишь   тот,   кто увлечен сам. Правило   4. Тема   должна   быть   оригинальной   с   элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность   нестандартно   смотреть   на   традиционные   предметы   и явления. Правило   5. Тема   должна   быть   такой,   чтобы   работа   могла   быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна. 24 Правило   6. Тема   должна   быть   доступной. соответствовать   возрастным   особенностям   детей.   Это   касается   не   Она   должна только   выбора   темы   исследования,   но   и   формулировки   и   отбора материала для ее решения.  Правило   7. Сочетание   желаний   и   возможностей.   Выбирая   тему, педагог   должен   учесть   наличие   требуемых   средств   и   материалов   – исследовательской   базы.   Ее   отсутствие,   невозможность   собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению.  Правило   8. С   выбором   темы   не   стоит   затягивать.   Большинство учащихся   начальной   школы   не   имеют   постоянных   пристрастий,   их интересы   ситуативны.  Поэтому,  выбирая   тему,  действовать   следует быстро, пока интерес не угас. 25 Приложение 2  Методические   рекомендации   по   использованию   метода проектов   начальной   образовательном   процессе   в школы. Памятка для учителя. 1. Работа по исследованию метода проектов должна быть  целенаправленной и  систематичной. 2. Работа должна быть личностно значимой, важной для  школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их  проектной деятельности, видеть возможность реализации своих  возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. 3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной  деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности,  ситуацию успеха. 4. Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться,  поверить в себя каждому ученику. 5. Учитель должен быть примером для детей. Он должен  показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир. 6. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических  условий при проектной деятельности. Проект должен быть  интересным, посильным, полезным. 7. В начальной школе  должен преобладать индивидуальный  проект, когда  ребенок преодолевает все ступени сам. Памятка для учителя по подготовке к презентации. 11 Помогите ученикам произвести самооценку проекта: 11 Почему начали работу над проектом? 26 11 Решили ли вы проблему? 11 Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой? 11 Что не доделано, а может быть можно изменить. 11 Помогите оценить процесс проектирования. 11 Помогите ученику подготовить проект к презентации.  Разработать план выступления. 11 Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от  сути. 11 Оценка проекта должна носить стимулирующий характер. 111Не следует превращать презентацию проектов в  соревнование.  Лучше выделить номинации. Правила презентации для ученика:  Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.  Найди удобное положение тела и место для рук.  Спокойно посмотри на слушателей.  Назови тему.  Заинтересуй слушателей выступлением.  Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.  Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон  голоса. Тон делает музыку выступления.  Делай паузы, чтобы слушатели смогли  осмыслить то, что  услышали.  Логично закончи свое выступление. 27 Приложение 5 Памятка для родителей. 1. Покажите  пример детям в своем стремлении к  новому,  неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью. 2. Привлекайте детей к совместному решению информационных  проблем взрослых, а затем и проблем детей. 3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их  вопросы без внимания. 4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все  сделать за них. 5. Меньше наставлений, прямых инструкций. 6. Не сдерживайте инициативу. 7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком  в библиотеке, дома с книгой. 8. Не раздражайтесь. 9. Никаких отрицательных суждений, если что­то не получается. 10.Учите доводить дело до конца. 28

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."

Методическая разработка. "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в образовательной среде."
Скачать файл