Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)
Оценка 4.9

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков +1
doc
история
10 кл
03.03.2018
Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)
Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс) представляет собой сценарий урока, который позволит учителю, используя одноименную презентацию к уроку, провести урок-исследование, с использованием рабочей тетради, так же подготовленной автором, ответить на поставленный в начале урока вопрос: планы декабристов- утопия или упущенный шанс?Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)
metod.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                «ЧАЛТЫРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»           МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА­ИССЛЕДОВАНИЯ            ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 10 КЛАССЕ                                                            ПО ТЕМЕ:      «ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ»              АВТОР:                  БЕШЛИЯН АННА АЛЕКСАНДРОВНА                УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ МОУ «СОШ №3»                С.ЧАЛТЫРЬ,МЯСНИКОВСКОГО Р­НА                РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.               С.ЧАЛТЫРЬ 2006 Г. слайд 1.        Тема урока­исследования в 10 классе:           «Движение декабристов». Материалы урока предназначены для индивидуального  изучения на ПК. Переход между слайдами осуществляется при помощи  управляющих кнопок Звук и смена элементов слайда происходит автоматически. слайд 2. Цели урока:  Систематизировано, наглядно представить обучающимся формирование идеологии и путь развития движения  декабристов;  Помочь учащимся четко сформулировать основные идеи  декабристов, сравнить программные документы,  определить какой из них был более реальным для  России, какой более радикальным;  Дать оценку планам и восстанию декабристов;  Вывести фактические знания обучающихся на уровень  причинно­следственных связей, обобщений, выводов. слайд 3. Задача урока­исследования, поставленная перед          обучающимися учителем: изучить предложенные к уроку          материалы и отрывки из программных документов          декабристов и дать ответ на вопрос: планы декабристов:          утопия или упущенный шанс? слайд 4. План урока. 1.  Формирование идеологии декабристов. 2.  Этапы развития движения декабристов. 3.  Программные документы декабристов. 4.  Выступление 14 декабря 1825 года. 5.  Историческое значение и последствия      восстания декабристов. 2 слайд 5. Эпиграф к уроку: учитель читает строки из          стихотворения декабриста А.И.Одоевского, которые          отражают веру декабристов в правильность своих идей и          надежду на их осуществление. Наш скорбный труд не пропадет; Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы: Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы. слайд 6.Учитель характеризует  факторы, повлиявшие на          формирование идеологии декабристов.  Учитель. Декабристы открыли череду революционных  течений XIX века. Они впервые в России создали тайные  революционные организации, выработали программу и план  революционных действий и выступили с оружием в руках  против самодержавия и крепостничества. Они были образованными и свободомыслящими людьми, и им  было свойственно: высоко развитое чувство собственного  достоинства, культ чести и дружбы, привычка называть  вещи своими именами, резкость и прямота суждений.  Становление личности молодых офицеров основывалось на  увлечении искусством романтизма с его культом сольных  личностей, борющихся за справедливость с превосходящими силами противника, знакомстве с трудами французских  просветителей и, запрещенной цензурой русской  литературой: «Путешествием из Петербурга в Москву»  Радищева, стихами Пушкина, Рылеева. слайд 7.Учитель продолжает характеризовать  факторы,          повлиявшие на формирование взглядов декабристов,         с сопровождением иллюстраций.        Учитель. Движение декабристов возникло в условиях  кризиса феодально­крепостнической системы в России и  было порождено социально­экономическими и политическими противоречиями русской действительности первой четверти XIX века. 3 Выступление декабристов являлось составной частью  борьбы народов Европы против феодально­абсолютистского  строя. Достаточно вспомнить о Великой Французской   революции, революциях 1820­х годов в Испании,  Португалии, Греции и других государствах. Отечественная война 1812 года пробудила сознание  передовой офицерской молодёжи и сыграла огромную роль в формировании революционного мировоззрения будущих  декабристов. Они были горячими патриотами и прошли путь от Бородина до Парижа. Война оказала большое влияние на рост национального  самосознания русского народа, так как правительство без поддержки народа не в состоянии было бы одолеть врага. Надежда на решительные перемены во внутренней жизни  страны – отмену крепостного права, введение  Конституции, гражданских прав и свобод – не  оправдалась. Александр I не стал доводить начатые им в  первые годы своего правления преобразования до конца,  отказался от идеи либеральных реформ и занял  консервативную позицию.                        слайд 8.Задание 1 в рабочих тетрадях.          Используя схему, сформулировать и вписать в рамки          факторы, повлиявшие на формирование идеологии         декабристов. Время на выполнение задания 6 минут.          Гиперссылка на слайд 9. «самопроверка»          даст возможность проверить правильность выполнения         задания. слайд 9.Самопроверка задания 1. Дается заполненная схема        «Формирование идеологии декабризма».              Учитель. Таким образом, идеология декабризма        формировалась у передового дворянства под влиянием:  Увлечения искусством романтизма с его культом  сильных личностей, борющихся за справедливость с  превосходящими силами противника;  Впечатлений от жизненного уклада Западной Европы,  увиденного во время заграничных походов русской  армии;  Новых воззрений на положение русского крепостного  крестьянства, в связи с его вкладом в изгнание  Наполеона из России; 4  Опыта Американской, Великой французской революций;  Реформаторского настроя императора Александра I в  начальный период его царствования;  Знакомство с трудами французских просветителей;  Влияние отечественной запрещенной цензурой  литературы: «Путешествия из Петербурга в Москву»  Радищева, стихов Пушкина, Рылеева. слайд10.Учитель характеризует этапы развития движения         декабристов при помощи выстраивающейся анимационно         опорной схемы. слайд11.Учитель кратко рассказывает о «Южном обществе» с         сопровождением анимационно сменяющихся иллюстраций –         портретов декабристов и страницы из «Русской правды»         Пестеля, а также тезисов  к рассказу учителя. слайд12. Учитель кратко рассказывает о «Северном обществе» с         сопровождением анимационно сменяющихся иллюстраций –         портретов декабристов и страницы из «Конституции»         Муравьева, а также тезисов  к рассказу учителя. слайд13.Учитель дает задание 2 в рабочих тетрадях:          познакомиться с отрывками из программных документов         декабристов на стр.5­6 рабочей тетради и заполнить         сравнительную таблицу; сделать выводы: какой из         программных документов был более радикальным, а какой          более реалистичным и почему? Время на выполнение         задания 12 минут.         Гиперссылка «самопроверка» переведет учащихся на слайд         14. слайд14.Самопроверка к заданию 2, где обучающиеся смогут          увидеть заполненную сравнительную таблицу по          программным документам декабристов и проверить          насколько правильно они выполнили задание. слайд15.Учитель рассказывает о междуцарствии, подтолкнувшем         декабристов к восстанию, с сопровождением анимационно         сменяющихся иллюстраций.               Учитель. Восстание декабристы планировали на 1826 год.  5 Но осенью 1825 года Александр I выехал на юг и  скончался в городе Таганроге. Войска, правительственные учреждения и население принесли присягу брату  Александра – цесаревичу Константину Павловичу. Но он не мог занять престол из­за брака с особой нецарской  крови. Следовало провести переприсягу цесаревичу  Николаю Павловичу, а для этого требовалось официальное  отречение от престола Константина. Время шло, и это дало возможность декабристам  подготовить восстание. Переприсяга новому императору НиколаюI была назначена  на 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской  площади. слайд16.Учитель с помощью анимированной опорной схемы          характеризует планы декабристов в день готовящегося ими         восстания. слайд17.С помощью анимированной примерной схемы расположения          войск на Сенатской площади учитель описывает         драматические события восстания 14 декабря. слайд18.С помощью картины «На Сенатской площади 14 декабря 1825         года» К. И. Кольмана учитель дает более полное          представление о дне восстания и подчеркивает наличие         большого количества народа на площади, который         сочувствует восставшим.         Гиперссылка «документ» на слайд 27 «статистика», дает         представление о человеческих потерях в результате         подавления восстания и ещё раз подтверждает большое         скопление народа. слайд19.Слайд «Последствия восстания декабристов»          сопровождается текстом и классической мелодией, которая         ненавязчиво подчеркивает трагические последствия          восстания для его участников и звучит на протяжении 5         последующих слайдов. слайд20.Задание 3 в рабочих тетрадях.           Ответьте на вопрос: А.И.Герцен писал по поводу восстания 14 декабря 1825  года: «Декабристам на Сенатской площади не хватало  народа». Однако, теперь известно, что при подавлении  6 восстания погибло более 900 человек простого народа.   Как вы объясните слова Герцена? На выполнение задания отводится 4 минуты. слайд21. Задание 4 в рабочих тетрадях.           Выберите правильный ответ (2 минуты). Причинами поражения восстания декабристов стали: 1. 2. 3. Отсутствие координации действий и идейные  разногласия между членами обществ; Эффективность шагов, предпринятых Николаем I, по  предотвращению восстания; Декабристы вели пропаганду своей программы и  взглядов только в армии, среди солдат. Остальные  слои населения они считали ограниченными и не  отводили им какой бы то ни было роли в дальнейших преобразованиях страны. Неудачно выбрано время для выступления. 4. Гиперссылка «самопроверка» переведет учащихся на  слайд 22. слайд22.Дает правильный ответ на вопрос о причинах поражения         восстания декабристов. слайд23.Формулируются исторические последствия восстания          декабристов, с которыми обучающиеся знакомятся         самостоятельно. слайд24.Учитель кратко рассказывает о дальнейшей судьбе          декабристов и их несломленной воле и жизнестойкости. Учитель. В Чите декабристы отбывали каторгу три года.  Здесь они ходили на земляные работы. Затем они  продолжили каторжные работы на железном заводе в  Петровске за Байкалом. Более тридцати лет пробыли они в ссылке. Многие не дожили до амнистии. Но каким бы тяжелым не был бы труд декабристов они не  падали духом, находили силы и время заниматься  самообразованием, писали книги, научные работы, изучали климат, флору и фауну Сибири, занимались просвещением  местных жителей. В городе Ялуторовске декабристы  Якушкин, Пущин, Муравьев­Апостол и Оболенский основали  7 школу, где сами преподавали, составляли и изготавливали наглядные пособия. слайд25. Предлагет школьникам подвести итог исследованию:         планы декабристов – утопия или упущенный шанс.         Ответ на этот вопрос ребята смогут записать в рабочих         тетрадях. слайд26.Домашнее задание. Формулировка его дублируется в          рабочих тетрадях.         Выполните одно из двух заданий: 1. Предположите возможный ход событий:     Исход восстания 14 декабря 1825 года      мог быть иным, если бы… 2. Событие 14 декабря 1925 года – это      восстание или акт гражданского     неповиновения?      Своё мнение аргументируйте. слайд27. «Статистика» является гиперссылкой к слайду 18. 8

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)

Методическая разработка к уроку-исследованию "Восстание декабристов" (история, 10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018