Методическая разработка (конспект) внеклассного мероприятия по формированию у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом: "Что значит – быть настоящим гражданином своей страны".
Методическая разработка (конспект) внеклассного мероприятия по формированию у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом: "Что значит – быть настоящим гражданином своей страны".
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
12.06.2019
В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на нравственные общечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.
Данная разработка направлена на формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи; выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.
Обучающиеся знакомятся с понятиями «гражданственность», «нравственность», «мораль», «закон», «культура поведения».
Данную работу можно использовать как для внеклассной работы с обучающимися начальных классов ( 3 - 4 классы), так и для ребят более старшего возраста ( 5 – 6 классы).
Методическая разработка (конспект) внеклассного мероприятия.docx
Педагогический опыт по ключевым вопросам гражданско патриотического и духовно
нравственного воспитания
Аннотация
В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально
политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда
подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный
период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности,
нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как
основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных
отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и
воспитание новой личности, ориентированной
на нравственные общечеловеческие
ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для
блага человека.
Данная разработка направлена на формирование у школьников гражданских качеств,
чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества,
взаимопомощи; выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят;
воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на
свое культурное совершенствование.
Обучающиеся знакомятся с понятиями «гражданственность», «нравственность»,
«мораль», «закон», «культура поведения».
Данную работу можно использовать как для внеклассной работы с обучающимися
начальных классов ( 3 4 классы), так и для ребят более старшего возраста ( 5 – 6 классы). Педагогический опыт по ключевым вопросам гражданско патриотического и духовно
нравственного воспитания
Методическая разработка (конспект) внеклассного мероприятия
п о формированию у школьников гражданских качеств,
чувства ответственности и гражданского долга перед обществом.
Тема: «Что значит – быть настоящим
гражданином своей страны»
Автор: Ялама Н.Ф.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
МАОУ СОШ №5 Педагогический опыт по ключевым вопросам гражданско патриотического и духовно
нравственного воспитания
г. Лабытнанги
Цели и задачи: помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание
понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства
ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества,
взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и
возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине;
создание мотивации на свое культурное совершенствование.
Оборудование:
таблица, где записаны 10 – 15 качеств «Настоящего гражданина»;
плакат с определениями «нравственность», «закон»;
план работы (записан на доске)
I.
Введение в тему
Ход классного часа
Учитель: Сегодня я хочу начать наш разговор с известного вам стихотворения Владимира
Маяковского «СТИХИ ДЕТЯМ ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?»
—Этот мальчик так хорош,
Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое
плохо?
У меня секретов нет,
— слушайте, детишки, папы этого
ответ помещаю в книжке.
— Если ветер крыши рвет, если град
загляденье просто!
Если ты порвал подряд книжицу и
мячик, октябрята говорят: плоховатый
мальчик.
Если мальчик любит труд, тычет в
книжку пальчик, про такого пишут тут:
он хороший мальчик.
загрохал, — каждый знает это вот для
прогулок плохо.
От вороны карапуз убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это — очень хорошо и большим и
детям.
Если сын чернее ночи, грязь лежит
на рожице, — ясно, это плохо очень для
ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло и зубной
порошок, этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет дрянной драчун слабого
мальчишку, я такого не хочу даже
вставить в книжку.
Этот вот кричит: — Не трожь тех,
кто меньше ростом!
Это очень плохо.
Этот, хоть и сам с вершок, спорит с
грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо, в жизни
пригодится.
Этот в грязь полез и рад, что грязна
рубаха.
Про такого говорят: он плохой,
неряха.
Этот чистит валенки, моет сам
галоши.
Он хотя и маленький, но вполне
хороший.
Помни это каждый сын. Педагогический опыт по ключевым вопросам гражданско патриотического и духовно
нравственного воспитания
Знай любой ребенок: вырастет из
сына свин, если сын — свиненок.
Мальчик радостный пошел, и
решила кроха: «Буду делать хорошо и не
буду — плохо». Правильно, сегодня мы поговорим о том, что такое воспитанность,
Учитель. Как вы думаете, почему я начала наш разговор с этого произведения?
(ответы детей)
Учитель.
нравственность, мораль, закон.
Учитель. Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим
гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над
значением этих слов.
И цель нашего сегодняшнего классного часа – постараться понять, кого же можно
назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин, то есть какими
качествами он должен обладать.
Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у
каждого из вас есть свое представление о том, каким должен быть настоящий гражданин.
Отчёт о выполнении опережающего задания.
Сейчас каждый сможет убедиться, насколько правильны его суждения.
(10–15 качеств зачитываются из карточек, которые составили дети
самостоятельно.)
Затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина».
На доске открывается таблица, где записаны эти качества.
Настоящий гражданин должен:
– Знать и соблюдать законы государства.
– Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.
– Быть добросовестным во всех делах.
– Охотно выполнять общественные поручения.
– Проявить готовность защищать Родину.
– Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.
– Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.
– Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.
– Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.
– Уметь встать на защиту слабых.
– Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.
Учитель. Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин,
верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не
совпадают, ничего страшного, просто давайте еще раз вместе разберемся в данной
проблеме, подумаем.
II. Основная часть.
1. Обсуждение понятия «нравственность».
Учитель. Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах:
Что такое нравственность и что такое закон?
Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин
должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон?
Построим нашу работу по плану (записан на доске).
1. Что такое нравственность?
2. Каким должен быть культурный человек?
3. Что такое закон? Мораль (нравственность) – это нормы поведения, принятые в обществе, которые
помогают людям жить. (Определение на плакате.)
Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие,
неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо.
Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их
вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у когонибудь
понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы
поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво,
тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать,
чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз
говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!»
Постепенно и у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо,
что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила
морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы
поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих.
Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные
поступки.
Задание по группам.
Выберете поступки, из перечисленных ниже, которые можно назвать аморальными:
сорить в общественном месте; ходить босиком по траве; распивать алкогольные напитки;
зарабатывать много денег: смотреть видеофильмы; грубить; ловить рыбу; курить;
сплетничать, жадничать; обманывать.
– А теперь постарайтесь самостоятельно назвать несколько таких действий, которые
можно отнести к аморальным поступкам. (Записать.)
– Как вы поняли, что такое нравственность?
2. Обсуждение понятия «культура человека».
Учитель. «В человеке должно быть все прекрасно: и тело, и душа, и мысли…». Эти
слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову.
Когда мы говорим о культуре человека, то используем 2 понятия: внутренняя
культура (то есть состояние души человека, его внутреннее содержание) и внешняя
культура поведения. (Обсуждаем, в чем это проявляется.)
Работа с тестом «Познай людей и самого себя» (см. учебник «Граждановедение»,
ч. 3, с. 82).
Учитель. Я надеюсь, работа над темой помогла вам глубже понять, что такое
культурный человек. Хочется также верить, что сегодняшнее занятие поможет вам стать
более культурными.
3. Обсуждение понятия «закон».
Учитель. Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые
в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.
Мы переходим к рассмотрению вопроса, что такое закон.
Закон – это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан
на бумаге, и все люди должны соблюдать его.
Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были
взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов
было запрещено брать чужое, воровать. Воровство считалось тяжелым грехом, за который
жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни или отрубания руки. Именно этот запрет и
стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но
человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).
Но размеры краж бывают разными. Я приведу примеры, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий
можно отнести:
– к крупным кражам;
– к мелким кражам;
– к аморальным поступкам.
И как бы вы доказали виновность.
1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил ее себе.
2) Девочка взяла почитать книгу у подруги и забыла ее вернуть.
3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди
него мужчина.
4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.
5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину,
ковер.
Учитель. А сейчас я предлагаю вернуться к началу нашего классного часа, к
стихотворению В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и назвать, где
нарушены моральные нормы и законы. (ответы детей)
Учитель. Мы рассмотрели также условия и ситуации, в которых нарушены моральные
нормы и законы.
К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)
– Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать закон.
Обязательно последует наказание.)
А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)
III. Итог.
На сегодняшнем классном часу мы попытались определить, какими качествами
должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на двух наиболее
значимых качествах. На следующих занятиях мы продолжим наш разговор о воспитании.
Методическая разработка (конспект) внеклассного мероприятия по формированию у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом: "Что значит – быть настоящим гражданином своей страны".
Методическая разработка (конспект) внеклассного мероприятия по формированию у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом: "Что значит – быть настоящим гражданином своей страны".
Методическая разработка (конспект) внеклассного мероприятия по формированию у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом: "Что значит – быть настоящим гражданином своей страны".
Методическая разработка (конспект) внеклассного мероприятия по формированию у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом: "Что значит – быть настоящим гражданином своей страны".
Методическая разработка (конспект) внеклассного мероприятия по формированию у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом: "Что значит – быть настоящим гражданином своей страны".
Методическая разработка (конспект) внеклассного мероприятия по формированию у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом: "Что значит – быть настоящим гражданином своей страны".
Методическая разработка (конспект) внеклассного мероприятия по формированию у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом: "Что значит – быть настоящим гражданином своей страны".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.