В современном образовании одной из важных форм организации обучения, в скором времени, будет являться форма дистанционного обучения. Таким образом, пришло время серьезных, фундаментальных изменений в содержании обучения предмета «Информатика и ИКТ», в нормативной базе, в учебно-методическом комплексе, в интеграции учебных дисциплин, а также в изменении методов и организационных форм учебной работы.
Тенденции развития школьной информатики
Меркулова Карина Александровна
МОУ СОШ №18 с УИОП
г.о. ОреховоЗуево
«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей
каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека,
личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа.
Перед педагогами все чаще встает вопрос, каким образом достигать
этих задач и воспитывать в каждом ученике конкурентоспособную
личность в современном обществе?
Большие возможности для того чтобы сформировать личностный
повысить эффективность познавательной
потенциал обучаемых,
деятельности, социализировать их в современном мире обеспечивается
изучением информатики (А.А. Кузнецов и др.). Для этих же целей в
здоровьесберегающих условиях применяются
комфортных и
информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) (И.В. Роберт).
Возрастает значимость непрерывного обучения школьников информатике и
информационным технологиям, предполагающим освоение средств и
методов информатики и ИКТ в процессе изучения предмета
«Информатика», а также использования педагогических технологий на базе
средств ИКТ при изучении других предметов и во внеклассной
деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.
Основной тенденцией изучения информатики является непрерывное
изучение информатики и ИКТ в школе. На данный момент курс
«Информатика и ИКТ» представлен почти на всех ступенях школьногообразования. В 5 7 классах по одному часу в неделю, в 9 по два часа в
неделю и в 10 11 классе 34 часа в год. Выстраивание курса таким
образом не препятствует логике учебного процесса и соответствует
запросам участников образовательного процесса. За счет перехода к ФГОС
ООО появилась реальная возможность выстраивания непрерывного курса
информатики на ступени основного общего образования. Так как переход к
ФГОС ООО произошел только в прошлом году, кроме тех школ, где ФГОС
во 2 классе был введен в качестве эксперимента в 2010 году, тенденция
непрерывного изучения информатики остается актуальной.
На данный момент существуют серьезные проблемы, связанные с
учебниками по информатике и ИКТ. Хотя разнообразие авторов большое,
но учебников, которые удовлетворяли бы всем требованиям современной
школы, нет. Федеральный перечень учебников меняется каждые три года:
например, в этом году учебник того или иного автора есть, в следующем
его уже нет, учебник 8 класса есть, а через год учебник для 9 класса
исключат из перечня и он может там и не появиться в следующем учебном
году. Как продолжать линию, как сохранить непрерывность курса и
преемственность?
Раскрытие содержательных линий учебников информатики также
оставляет желать лучшего. Сейчас в России нет ни одного учебника, в
котором со всей полнотой и доступно для обучающихся был бы
представлен хотя бы один из языков программирования. А для поступления
в ВУЗ (на соответствующий факультет), необходимо знание на высоком
уровне хотя бы одного языка программирования.
Следующей потребностью в изучении информатики является связь
старого с новым и нового со старым или, другими словами,
преемственность содержания. Для того, чтобы обеспечить непрерывноеобучение предметом «Информатика и ИКТ» в школе, а также
преемственность и целостность содержания нужно подробно рассмотреть
цели изучения данного предмета на всех этапах обучения.
Для 5 7 классов:
обеспечение усвоения учащимися системы
знаний,
определяемой общественными и производственными
потребностями;
формирование научного миропонимания,
политической,
экономической,
правовой культуры,
гуманистических
ценностей и идеалов,
мышления,
самостоятельности в пополнении знаний, удовлетворение
творческого
национальнокультурных потребностей населения, воспитание
физически и морально здорового поколения;
выработка у молодежи осознанной гражданской позиции,
стремления к участию в
человеческого достоинства,
демократическом самоуправлении, ответственности за свои
поступки.
Для 8 9 классов:
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков
работы с информацией;
развитие умения работать в коллективе,
навыков
самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного
проектирования,
деятельности и т.д.);
моделирования,
исследовательской
формирование основ научного мировоззрения в процессе
систематизации, теоретического осмысления и обобщения
имеющихся представлений и получения новых знаний в области
информатики и информационных технологий; воспитание ответственного и избирательного отношения к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения, способности осуществлять выбор и нести за
него ответственность,
деятельности и к продолжению образования.
стремления к созидательной
В современном образовании одной из важных форм организации
обучения, в скором времени, будет являться форма дистанционного
обучения. Таким образом, пришло время серьезных, фундаментальных
изменений в содержании обучения предмета «Информатика и ИКТ», в
нормативной базе, в учебнометодическом комплексе, в интеграции
учебных дисциплин, а также в изменении методов и организационных форм
учебной работы.