Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
21.01.2017
Статья об уроке про который написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
sovremennyj_urok_po_informatike.docx
«Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения»
Учитель информатики
Меркулова Карина Александровна
МОУ СОШ №18 с УИОП
г.о.ОреховоЗуево
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора
и эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели
и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения,
но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой
обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет
назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.
Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает
постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной
жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель
всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через
все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так
и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он –
всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но
все это – не облегчает, а осложняет его жизнь.
Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики,
от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к
ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он
современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и
совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом –
актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный,
существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный,
имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека,
насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает
основу для будущего.
Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте
реализации ФГОС второго поколения)
В настоящее время большинство учителей, попрежнему, тяготеет к
традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к
традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного
количества инноваций.
Плюсы и минусы традиционного урока
Плюсы
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что
накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без
прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без
воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в
голове.
наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее
необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили
традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. На традиционном уроке легко работать: его организация проста,
привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и
«середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше
головной боли.
Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо
доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих,
а раз правильно – плохо быть не может.
Минусы:
Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках,
т. к. большую часть урока проводит сам учитель
Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко
«сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше
(«низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать
некогда).
Все большее количество учеников желает учиться в классах
«выравнивания».
Постоянное чувство неудовлетворенности изза отсутствия интереса,
нежелания учиться, изза роста непонимания со стороны учеников и
родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие
программ, учебников, пособий нормативным документам.
Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание,
средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального
уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в
лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу,
гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них
гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние
годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить
хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ –
троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать
нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д.
Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных,
чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно
выполняли указания учителя.
Выводы: что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго
поколения? В чем плюсы?
•
•
Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
Точное и одновременно творческое выполнение программно
методических требований к уроку.
•
•
Знание типологии урока
Использование игровой формы, когда это служит лучшему
выполнению образовательных целей урока.
•
Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных
возможностей учащихся.
•
•
•
Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
Планирование воспитательной функции урока.
Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого
материала.
•
Опора на межпредметные связи с целью их использования для
формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
•
•
•
Практическая направленность учебного процесса.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения. •
Знание разных технологий развивающего обучения и их только
дифференцированное применение.
•
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и
индивидуальными.
•
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только
на основе диагностики их реальных учебных достижений.
•
Формирование надпредметных способов учебной деятельности
(например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
•
Работа по мотивации учебной деятельности
формирование
мотивации познания.
•
•
•
•
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
Включение компьютеров в педагогические технологии.
Дифференциация домашних заданий.
Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и
здоровьеразвивающих технологий.
•
•
•
учащегося.
•
•
•
Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
Обеспечение эстетических условий
Общение сочетание требовательности и уважения к личности
Имидж учителя.
Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
Использование артистических умений, педагогической техники и
исполнительского мастерства
Так что же для нас современный урок?
Заключение
Ответы: это урокпознание, открытие, деятельность, противоречие ,
развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация.,
интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для
одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим
учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее
подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для
четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться
жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. 2
е изд. М. : Просвещение, 2010. 152 с. : ил. (Стандарты второго
поколения). Библиогр.: с. 148150. ISBN 9785090228312.
Карабанова О.А.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной
2.
школы / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. 2009. № 12.
С. 911. Определение, классификация универсальных учебных действий.
Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий младших
школьников.
3. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они
нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент. 2010. № 2. С. 1112.
4. Чиранова О.И. Формирование универсальных учебных действий у
младших школьников в процессе реализации эстетической функции
математики / О. И. Чиранова// Начальная школа плюс до и после. 2011.
№ 6. С. 2932. Библиогр.: с. 32.
5. Шакина Г.В. Оценка сформированности у младших школьников умений
работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 3. С. 7
10. Библиогр.: с. 10.
6. Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании
универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе : как на
уроке формировать универсальноучебные действия, предусмотренные
ФГОС нового поколения? / Т. С. Ячменникова
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1.
С. 2531.
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.