Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
английский язык
Взрослым
22.11.2017
Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"
В данной работе выделяются основные понятия о методе проектов, типологии проектов и особенности технологии его применения, которые были представлены Е.С. Полат. В разработке уделяется особое внимание на классификацию типов проектов и этапы работы над этой технологией. Также дается список использованной литературы.
метод проектов.doc
1 Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС Метод   проектов   ­   один   из   ведущих   методов   обучения,   отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся.  Под  методом   проектов  понимается   система   обучения,   при   которой обучающиеся   приобретают   знания   и   умения   в   процессе   самостоятельного планирования и выполнения проектов, которые постепенно усложняются. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто   являющийся   результатом   совместного   труда   и   размышлений   детей. Такой   вид   деятельности   приносит   учащимся   удовлетворение,   так   как   в результате   работы   над   проектом   переживается   ситуация   успеха, самореализации.   При   освоении   содержания   образования   проектная технология,   обретая   культурно­исторические   черты,   создаёт   условия   для ценностного   переосмысления,   диалога,   применения   и   приобретения   новых умений, навыков, знаний и способов действия. Основателями метода проектов считаются американские ученые Джон Дьюи   и   Уильям   Херд   Килпатрик,   который   возник   в   начале   прошлого столетия.   Они   предложили   строить   обучение   на   активной   основе,   через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. В   России   идеи   проектного   обучения   связаны   с   именем   выдающегося русского   педагога   Петра   Фёдоровича   Каптерева,   который   считал,   что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления.   В   дальнейшем   проектное   обучение   в   России   развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно,   рассматривалась   как «непедагогическая».   К   этой   технологии   вновь   возник   интерес   в   связи   с изменениями в современном образовании.   она   в   30­е   гг.   XX   в. Цель   проектной   технологии  ­   самостоятельное   постижение обучающимися   различных   проблем,   имеющих   для   них   жизненный   смысл. Данная   технология   предполагает   «проживание»   обучающимися определенного отрезка времени в процессе обучения, а также их приобщение 2 к элементам формирования научного представления об окружающем мире, конструирование   материальных   или   иных   объектов.   Продуктом проектирования   является   учебный   проект,   который   определяется   как самостоятельно принимаемое обучающимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с познавательной стороной решения всегда присутствуют эмоционально­ценностная   (личностная)   и   творческая   стороны.   Именно эмоционально­ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен.  Е.С. Полат определяет  основные требования  к использованию метода проектов: Наличие   значимой   в   исследовательском   плане   проблемы   или   задачи, 1. требующей   интегрированного   знания,   исследовательского   поиска   для   ее решения   (например,   исследование   демографической   проблемы   в   разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; влияние молодёжных субкультур). 2. Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов  2. учащихся. 3. поэтапных результатов). 4. определенную последовательность действий. Самостоятельная   (индивидуальная,   парная,   групповая)   деятельность Структурирование   содержательной   части   проекта   (с   указанием Использование   исследовательских   методов,   предусматривающих К таким методам относятся: ­   определение   проблемы   и   вытекающих   из   нее   задач   исследования (использование   в   ходе   совместного   исследования   метода   «мозгового штурма», «круглого стола»);   ­ выдвижение гипотезы; обсуждение   способов   оформления   конечных   результатов   (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); ­ сбор, систематизация и анализ полученных данных; ­ подведение итогов, оформление результатов и их презентация; ­ выводы и выдвижение новых проблем исследования.  Типология проектов   Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены   Е.С.   Полат.   В   системе   школьного   образования   принято 3 выделить   типология   проектов,   классифицируемых   по   доминирующей деятельности учащихся: ­ практико­ориентированный, где результат деятельности ­ документ по истории,   биологии,   проект   закона,   словарь   школьной   лексики,   проект школьного зимнего сада и т. д.; ­   исследовательский,   в   данных   проектах   должны   быть   продуманы структура, цель, актуальность, задачи, гипотеза; ­ информационный проект представляет собой сбор информации, статью, реферат, репортаж, доклад; ­ творческий проект может быть представлен в виде сценария праздника, спектакля, стенгазеты, плана сочинения; ­ ролевой проект организуется посредством ролевой игры.  Классификация типов проектов В настоящее время существуют различные классификации проектов. По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на:   ­ краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках)  ­ средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем)  ­долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во вне учебное время)  По уровню интеграции различают проекты: ­   одного изучаемого учебного предмета  ­ межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов.  По количеству участников выделяют: ­  индивидуальные   проекты,   выполняемые   самостоятельно   одним ребёнком,  ­  коллективные  ­  парные, выполняемые парами участников,  ­ групповые, выполняемые определённой группой детей.  Практико­ориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся   принимают   участие   в   природоохранных   акциях,   разнообразных конкурсах. По   способу   преобладающей   деятельности   учащихся   выделяют следующие проекты:  ­ исследовательские ­ игровые ­ творческие 4 ­ практико­ориентированные ­ познавательные проекты. Исследовательские  проекты   ориентированы   на   решение   научной проблемы,   включающей   выявление   актуальности   темы   исследования, определение   цели,   задач,   предмета   и   объекта   исследования,   определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.  В  игровых  проектах   учащиеся   чаще   всего   принимают   на   себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут   быть   конкретные   и   выдуманные   лица,   имитирующие   социальные, деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками.  Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры   совместной   деятельности,   она   лишь   намечается   и   подчиняется жанру   конечного   результата,  логике   интересов   и  совместной   деятельности участников   проекта.   Планируемыми   результатами   могут   быть   проведение праздника,   создание   научного   журнала,   видеофильма,   выставка   рисунков, оформление   туристических   буклетов,   демонстрация   любимых   игрушек, создание сайта и т.д. Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком­то объекте,   конструирование   процесса   и   явления   в   конкретных   условиях, разработка   проектов,   направленных   на   решение   глобальных   проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы,   доклада,   сообщения   и   т.д.   Все   большее   количество   проектов реализуется   в   современном   учебном   процессе   с   помощью   компьютера. Компьютер в данном случае выступает в качестве необходимого инструмента при реализации поставленных в проекте задач. Практико­ориентированные   проекты  направлены   на   конкретный практический   результат   и   связаны   с   социальными   ценностями   учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку в форме сообщения по школьному радио, в газетной заметке. В последние годы многие отдельные 5 учащиеся, классы и школы принимают участие в международных проектах с помощью сети Интернет. ­ ­ По использованию дидактических средств различают проекты: ­ печатные   (учебники,   атласы,   хрестоматии,   рабочие   тетради   для   научно­популярную   и   художественную проектной   работы, литературу)  наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты)  технические средства и т. д.; средства информации и коммуникации, позволяющие   осуществить   сбор,   хранение,   обработку,   вывод   и тиражирование всех видов информации.   К   информационным   и   коммуникативным   средствам   относятся компьютеры,   технологии   мультимедиа   и   систем   «виртуальная реальность»,   системы   машинной   графики   и   искусственного интеллекта,   средства   коммуникации   (сетевое   оборудование, программные   комплексы,   телефонные   линии,   спутниковые   каналы связи)  Свободный   и   оперативный   доступ   к   информации   при   использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у учащихся умения   добывать,   анализировать   информацию   из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом. Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.   перерабатывать, Для этого педагог должен: ­ владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов; ­ уметь организовать исследовательскую деятельность учащихся;  ­ уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; ­ направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы; ­ уметь   интегрировать   знания   из   различных   областей   для   решения проблематики выбранных проектов. При использовании проектной технологии каждый обучающийся: ­ учится   самостоятельному   овладению   знаниями   и   использованию   их для решения новых познавательных и практических задач; ­ приобретает коммуникативные навыки и умения; 6 ­ овладевает   практическими   умениями   исследовательской   работы: собирает   необходимую   информацию,   учится   анализировать   факты, делает выводы и заключения. Обычно  каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика: сам является источником информации; ­ учитель помогает ученикам в поиске источников информации; ­ ­ координирует процесс обучения; ­ поддерживает и поощряет обучающихся; ­ осуществляет непрерывную обратную связь. Этапы работы над проектом Метод   проектов   как   педагогическая   технология   не   исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности. Работу над проектом можно разбить на следующие этапы.  Поисковый: ­ определение тематического поля и темы проекта ­ поиск и анализ проблемы ­ постановка цели проекта. Аналитический:  ­ анализ имеющейся информации ­ поиск информационных лакун ­ ­   сбор   и   изучение   информации   ­    поиск   оптимального   способа достижения цели проекта ­ построение алгоритма деятельности ­ ­   составление   плана   реализации   проекта:   пошаговое   планирование работ ­ анализ ресурсов. Практический: ­ выполнение запланированных технологических операций ­ текущий контроль   качества   ­   при   необходимости   внесение   изменений   в конструкцию и технологию. Презентационный: ­ подготовка презентационных материалов ­  презентация проекта ­ ­изучение возможностей использования результатов проекта  Контрольный: ­   анализ   результатов   выполнения   проекта   ­   оценка   качества выполнения проекта. 7 Неотъемлемой   составляющей   проектной   деятельности   ­   оценка результата   и   оценка   продвижения   учащихся   в   проекте   должна   быть качественная, а не количественная.  Технология   проекта   –   одно   из   перспективных   направлений   в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя. Решая   использовать   метод   проектов,   педагог   должен   поставить   перед собой ряд вопросов практического характера: ­ Что такое «проект» и насколько эта деятельность будет интересной детям?  ­ Как правильно организовать деятельность обучающихся?  ­   Какую   пользу   принесут   исследования   и   совместная   работа   над проектом? Метод   проектов   активизирует   обучение   детей,   так   как   делает   его личностно   ­   ориентированным,   позволяет   учиться   на   собственном   опыте, приносит   удовлетворение   детям,   видящим   результаты   своего   собственного труда. Проектное   обучение  –  альтернатива   классно–урочной  системе,  но   оно отнюдь   не   должно   вытеснять   ее,   так   как   его   следует   использовать   как дополнение к другим видам обучения. Список использованных источников: 1. Лазарев В.С. «Новое понимание метода проектов в образовании» // Проблемы современного образования. – 2011. ­ №6. ­ С. 35­43.  2.   Метод   проектов.   Д.п.н.,   проф.   Полат   Е.С.,   ИОСО   РАО URL:https://docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewu d6fcIkMzFqyrq4/edit?pli=1# 3.   Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). 4.   Сергеев   И.С.   Как   организовать   проектную   деятельность   учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2014. – 80 с. 5. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интелект­Центр», 2005. – 96 с.

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка "Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2017