В данной работе выделяются основные понятия о методе проектов, типологии проектов и особенности технологии его применения, которые были представлены Е.С. Полат. В разработке уделяется особое внимание на классификацию типов проектов и этапы работы над этой технологией. Также дается список использованной литературы.
1
Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях
реализации ФГОС
Метод проектов один из ведущих методов обучения, отвечающий
современным целям образования, одной из которых является формирование
ключевых компетенций обучающихся.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой
обучающиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного
планирования и выполнения проектов, которые постепенно усложняются.
При реализации проектной технологии создается конкретный продукт,
часто являющийся результатом совместного труда и размышлений детей.
Такой вид деятельности приносит учащимся удовлетворение, так как в
результате работы над проектом переживается ситуация успеха,
самореализации. При освоении содержания образования проектная
технология, обретая культурноисторические черты, создаёт условия для
ценностного переосмысления, диалога, применения и приобретения новых
умений, навыков, знаний и способов действия.
Основателями метода проектов считаются американские ученые Джон
Дьюи и Уильям Херд Килпатрик, который возник в начале прошлого
столетия. Они предложили строить обучение на активной основе, через
практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и
практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
В России идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося
русского педагога Петра Фёдоровича Каптерева, который считал, что
проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие
мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось
параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П.
Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Вследствие того,
что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и
последовательно,
рассматривалась как
«непедагогическая». К этой технологии вновь возник интерес в связи с
изменениями в современном образовании.
она в 30е гг.
XX в.
Цель проектной технологии
самостоятельное постижение
обучающимися различных проблем, имеющих для них жизненный смысл.
Данная технология предполагает «проживание» обучающимися
определенного отрезка времени в процессе обучения, а также их приобщение2
к элементам формирования научного представления об окружающем мире,
конструирование материальных или иных объектов.
Продуктом
проектирования является учебный проект, который определяется как
самостоятельно принимаемое обучающимися развернутое решение проблемы.
В проекте наряду с познавательной стороной решения всегда присутствуют
эмоциональноценностная (личностная) и творческая стороны. Именно
эмоциональноценностный и творческий компоненты содержания определяют,
насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен.
Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода
проектов:
Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи,
1.
требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее
решения (например, исследование демографической проблемы в разных
регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по
одной проблеме; влияние молодёжных субкультур).
2. Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых
результатов
2.
учащихся.
3.
поэтапных результатов).
4.
определенную последовательность действий.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
Структурирование содержательной части проекта (с указанием
Использование исследовательских методов,
предусматривающих
К таким методам относятся:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования
(использование в ходе совместного исследования метода «мозгового
штурма», «круглого стола»);
выдвижение гипотезы;
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций,
защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов и их презентация;
выводы и выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов
Типология проектов и особенности технологии его применения были
представлены Е.С. Полат. В системе школьного образования принято3
выделить типология проектов, классифицируемых по доминирующей
деятельности учащихся:
практикоориентированный, где результат деятельности документ по
истории, биологии, проект закона, словарь школьной лексики, проект
школьного зимнего сада и т. д.;
исследовательский, в данных проектах должны быть продуманы
структура, цель, актуальность, задачи, гипотеза;
информационный проект представляет собой сбор информации, статью,
реферат, репортаж, доклад;
творческий проект может быть представлен в виде сценария праздника,
спектакля, стенгазеты, плана сочинения;
ролевой проект организуется посредством ролевой игры.
Классификация типов проектов
В настоящее время существуют различные классификации проектов.
По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на:
краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках)
средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем)
долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще
проводятся во вне учебное время)
По уровню интеграции различают проекты:
одного изучаемого учебного предмета
межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов.
По количеству участников выделяют:
индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним
ребёнком,
коллективные
парные, выполняемые парами участников,
групповые, выполняемые определённой группой детей.
Практикоориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда
учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных
конкурсах.
По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют
следующие проекты:
исследовательские
игровые
творческие4
практикоориентированные
познавательные проекты.
Исследовательские проекты ориентированы на решение научной
проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования,
определение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение
совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и
оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так
и во внеурочной деятельности.
В игровых проектах учащиеся чаще всего принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это
могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные,
деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками.
Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной
структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется
жанру конечного результата, логике интересов и совместной деятельности
участников проекта. Планируемыми результатами могут быть проведение
праздника, создание научного журнала, видеофильма, выставка рисунков,
оформление туристических буклетов, демонстрация любимых игрушек,
создание сайта и т.д.
Познавательные проекты направлены на сбор информации о какомто
объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях,
разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем
современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении
ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся
«мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде
схемы, доклада, сообщения и т.д. Все большее количество проектов
реализуется в современном учебном процессе с помощью компьютера.
Компьютер в данном случае выступает в качестве необходимого инструмента
при реализации поставленных в проекте задач.
Практикоориентированные проекты направлены на конкретный
практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся:
очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на
автодорожных магистралях своего города, своего населенного пункта. Как
правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку в форме сообщения по
школьному радио, в газетной заметке. В последние годы многие отдельные5
учащиеся, классы и школы принимают участие в международных проектах с
помощью сети Интернет.
По использованию дидактических средств различают проекты:
печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для
научнопопулярную и художественную
проектной работы,
литературу)
наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты)
технические средства и т. д.; средства информации и коммуникации,
позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и
тиражирование всех видов информации.
К информационным и коммуникативным средствам относятся
компьютеры, технологии мультимедиа и систем «виртуальная
реальность», системы машинной графики и искусственного
интеллекта,
средства коммуникации (сетевое оборудование,
программные комплексы, телефонные линии, спутниковые каналы
связи)
Свободный и оперативный доступ к информации при использовании
компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у учащихся
умения добывать,
анализировать информацию из
разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе
над проектом. Использование проектной технологии предусматривает хорошо
продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
перерабатывать,
Для этого педагог должен:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов;
уметь организовать исследовательскую деятельность учащихся;
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку
зрения;
направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать знания из различных областей для решения
проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый обучающийся:
учится самостоятельному овладению знаниями и использованию их
для решения новых познавательных и практических задач;
приобретает коммуникативные навыки и умения;6
овладевает практическими умениями исследовательской работы:
собирает необходимую информацию, учится анализировать факты,
делает выводы и заключения.
Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных
действий учителя и ученика:
сам является источником информации;
учитель помогает ученикам в поиске источников информации;
координирует процесс обучения;
поддерживает и поощряет обучающихся;
осуществляет непрерывную обратную связь.
Этапы работы над проектом
Метод проектов как педагогическая технология не исключает
творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам
проектной деятельности.
Работу над проектом можно разбить на следующие этапы.
Поисковый:
определение тематического поля и темы проекта поиск и анализ
проблемы постановка цели проекта.
Аналитический:
анализ имеющейся информации поиск информационных лакун
сбор и изучение информации поиск оптимального способа
достижения цели проекта построение алгоритма деятельности
составление плана реализации проекта: пошаговое планирование
работ анализ ресурсов.
Практический:
выполнение запланированных технологических операций текущий
контроль качества при необходимости внесение изменений в
конструкцию и технологию.
Презентационный:
подготовка презентационных материалов презентация проекта
изучение возможностей использования результатов проекта
Контрольный:
анализ результатов выполнения проекта оценка качества
выполнения проекта.7
Неотъемлемой составляющей проектной деятельности оценка
результата и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть
качественная, а не количественная.
Технология проекта – одно из перспективных направлений в
деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и
для учащихся, и для учителя.
Решая использовать метод проектов, педагог должен поставить перед
собой ряд вопросов практического характера:
Что такое «проект» и насколько эта деятельность будет интересной
детям?
Как правильно организовать деятельность обучающихся?
Какую пользу принесут исследования и совместная работа над
проектом?
Метод проектов активизирует обучение детей, так как делает его
личностно ориентированным, позволяет учиться на собственном опыте,
приносит удовлетворение детям, видящим результаты своего собственного
труда.
Проектное обучение – альтернатива классно–урочной системе, но оно
отнюдь не должно вытеснять ее, так как его следует использовать как
дополнение к другим видам обучения.
Список использованных источников:
1. Лазарев В.С. «Новое понимание метода проектов в образовании» //
Проблемы современного образования. – 2011. №6. С. 3543.
2. Метод проектов. Д.п.н., проф. Полат Е.С., ИОСО РАО
URL:https://docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewu
d6fcIkMzFqyrq4/edit?pli=1#
3. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение,
2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –
М.: Аркти, 2014. – 80 с.
5. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. –
М.: «ИнтелектЦентр», 2005. – 96 с.