Методическая разработка "Мой край Уральский"
Оценка 5

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
окружающий мир
Детсад
20.08.2019
Методическая разработка "Мой край Уральский"
Средний Урал — край зеленых гор и нескончаемых лесных просторов, царство удивительных по красоте рек и озер. В прошлом — это земля рудознатцев, старателей, мастеровых людей и углежогов, в настоящем — это кладовая природы, которая становится целебным источником для многих тысяч путешественников. Величественные скалы, где бродил Данило-мастер, высекший изумительный каменный цветок, лабиринты таинственных подземелий, богатые охотничьи угодья, горнолыжные склоны, щедрые недра Уральских гор и творения уральских мастеров восхищают всех, кто знакомится со Свердловской областью поближе.
Мой край Уральский.doc
Муниципальное автономное дошкольное Образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа Средний Урал  — край зеленых гор и нескончаемых лесных просторов, царство удивительных по красоте рек и озер. В прошлом — это земля рудознатцев, старателей, мастеровых   людей   и   углежогов,   в   настоящем   —   это   кладовая   природы,   которая становится   целебным   источником   для   многих   тысяч   путешественников. Величественные скалы, где бродил Данило­мастер, высекший изумительный каменный цветок, лабиринты таинственных подземелий, богатые охотничьи угодья, горнолыжные склоны, щедрые недра Уральских гор и творения уральских мастеров восхищают всех, кто знакомится со Свердловской областью поближе. Свердловская область — край поистине уникальный. Здесь Запад подает руку Востоку,   здесь   смыкаются   цивилизации   и   культуры.   Культурно­исторический потенциал региона своеобразен. Памятники архитектуры различных стилей, эпох и назначения   украшают   Екатеринбург,   Невьянск,   Нижний   Тагил.   Историко­ культурное наследие Свердловской области насчитывает более 1 250 памятников, что отражает   многовековую   историю   края,  связанную   с  горнозаводским   производством, определяющим историческое развитие  Среднего  Урала, с древней истории до наших дней. Высшие строчки рейтинга популярности традиционно занимают  «семь чудес» Свердловской области. Историко­культурное наследие Свердловской области насчитывает более 1 250 памятников Прежде всего, это природный парк «Оленьи ручьи». Он расположен на юго­западе  области в нижнем течении реки Серга. Здесь были обнаружены стоянки древнего  человека и наскальные рисунки. Особое место в туристских предпочтениях занимает построенный в 1698—1712 годах   Верхотурский   кремль   —   единственный   каменный   кремль,   сохранившийся   на Урале. Своими   уникальными   строениями   XVII—XIX   веков   (избами,   пожарными каланчами и сторожевыми башнями) славится Музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе. А знаменитая Невьянская башня, возведенная в начале XIII века — одно из немногих в  мире архитектурных сооружений с наклоном в 1,8 м. Алапаевск известен домом­музеем Петра Чайковского, где семья композитора  жила с 1849 по 1852 годы. В Сысерти хорошо сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Бажова, в  которой писатель провел юные годы. И конечно,   туристы,   приезжающие   в   Свердловскую   область   знакомятся   с местами,   связанными   с   гибелью   последнего   российского   императора   Николая   II   и членов его семьи. На территории Свердловской области насчитывается около 500 памятников  природы. Уникальны  природные   достопримечательности   Свердловской   области:   карстовые пещеры,   горы,  утесы   и   скалы   берегам   рек  Чусовой,  Тагил,  Найва,   озера   Песчаное, Тальков Камень, Балтым, Таватуй, Глухое. Тальков   Камень  —  необычайно   красивое   лесное   озеро  около   Сысерти, образовавшееся на месте затопленного и заброшенного талькового рудника. На этом месте неоднократно бывал Павел Бажов, любовался отвесными светлыми скалами, отражающимися в прозрачно­зеленоватой глади миниатюрного зеркала озера.  Возможно, именно здесь рождались сюжеты его знаменитых сказов. Описание  грандиозной уральской природы, отличающееся неповторимым стилем, примеры ее  воздействия на жизнь человека, встречаются и в творениях Дмитрия Мамина­ Сибиряка — еще одного известного писателя, черпавшего вдохновение в великолепии  Уральских гор. На территории Свердловской области много больших рек и маленьких речушек. Река Чусовая Одной из самых удивительных и красивейших рек Урала считается река Чусовая  (длина ее 700 км), которая с давних пор привлекала туристов незабываемыми  пейзажами. Чусовая — единственная река, протекающая по двум частям света — из Азии в Европу. Скалы,  или, как их называют на Чусовой, «камни», а наиболее опасные — «бойцы», — одна из  главных достопримечательностей этой реки. Образ каждого из них неповторим. Река  Чусовая доступна для сплавов с весны до осени. Она пересекает центральную гряду  Уральского хребта. С этой реки, по которой еще не так давно сплавлялись караваны  баржей с уральским металлом, началось освоение Урала. — редчайшее место Бажовских сказов дивные места Урал по мастерам и по красоте. Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на  удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых  борах, на легендарных горах. Здесь, на Урале, веками жили и трудились талантливые  мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила­мастер, и где­то  здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы. Сысерть — родина  уральского  писателя Павла Петровича Бажова, который родился здесь   в   1879   году.   Город   находится   в   50   км   к   югу   от   областного   центра   — Екатеринбурга. Сысерть живописно  расположилась  на крутых    склонах    глубокой долины       реки       Сысерть       и образованных   ею   прудов,   среди хвойных лесов, у подножия горы Басенковой. Большой Сысертский пруд омывает город с юга и юго – запада, Малый и Ильинский — с восточной стороны. С вершины горы Басенковой город виден как на ладони. Прямо у самой подошвы горы, за плотиной Большого пруда расположился старый металлургический завод. Образ Сысерти, как центра большого горного округа, запечатлен  Бажовым во многих сказах, очерках, повестях. Вот как знакомит нас с Сысертью П. П. Бажов в сказе «Кошачьи уши»: «Сысерть­то светлее всех   жила.   Она,   вишь,   на   дороге   пришлась   в   казачью   сторону.   Народ   туда­сюда проходил и проезжал». А в «Уральских былях» он приветствует свою родину словами народной   песни:   «Здравствуй,   матушка­Сысерть,   с   крутыми   горами!   Здравствуй, быстрая река, с темными борами». Свой облик старинного уральского города, в прошлом — заводского поселка,  Сысерть сохранила. В архитектуре преобладают деревянные постройки: дома  Турчаниновых — Соломирских — Вознесенского собора, конторы старого завода (теперь музей), образуя замкнутый треугольник. Павел Петрович Бажов — замечательный русский  писатель, талантливый обработчик  народных преданий, легенд, уральских сказов. Он родился и прожил жизнь на Урале.  Его детство и отрочество прошли в Сысерти. Сначала у писателя был псевдоним –  Колдунков, это было мальчишеское прозвище. Писатель и позже пользовался этим  псевдонимом. Семья мальчика часто переезжала с одного завода на другой,  впечатления детства у Бажова стали основой для творчества, они были самыми яркими. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Дома он многое услышал, узнал от отца и бабушки. Он любил слушать и других старых бывалых людей,  знатоков прошлого. Учился П. П. Бажов в Екатеринбургском духовном училище, а  потом в Пермской семинарии. Выбор училища определялся материальным положением  семьи. Всего в семье Бажовых было семеро детей. Бажов принял Октябрьскую  революцию, как избавление от социального неравенства, он участвовал в гражданской  войне. В гражданскую войну Павел Петрович воевал и в плену был. А после войны он  журналистом стал: талант у него писательский открылся. Он работал редактором  газеты "Окопная правда", корреспондентом "Крестьянской газеты". Много  путешествовал по Уралу, записывал уральский фольклор — песни, легенды, предания.  Задумка у Павла Петровича была ­ написать книгу о заводах Урала. Начиная с 1923  года Бажов жил на Урале в Свердловске и сотрудничал с редакцией "Крестьянская  газета". Первая книга его вышла в 1924 году, затем вышла серия рассказов (более  сорока рассказов) на темы уральского, именно заводского, фольклора. Бажов перешёл  на работу в книжное издательство в 1930 году. Первый уральский сказ "Девка Азовка"  был опубликован в 1936 году, к Бажову пришла в одночасье известность. После  окончания в 1899 году семинарии Павел Петрович мечтал продолжить свое  образование в университете. Однако из­за политической неблагонадежности (он  принимал участие в выступлениях семинаристов против реакционно настроенных  преподавателей) ему было отказано в приеме в Томский университет. И вот в двадцать  лет Бажов начал учительствовать сначала в глухой деревне Шайдурихе, а затем в  Екатеринбурге и Камышлове. В летние месяцы будущий писатель много путешествовал по  Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он приглядывался к  окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их  меткие слова, разговоры, рассказы. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в  дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском  труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь. Очевидно,  мысль написать художественное произведение на основе  малоизвестного еще уральского рабочего фольклора зрела  давно. Еще в 1925 году Бажов вместе со старшими детьми обошел пешком все заводские  поселки, близкие к его родине. Лето 1934 года он провел с семьей в Сысерти,  обращаясь к воспоминаниям детства и юности, беседовал со старожилами. Расцвет творчества писателя пришелся на годы Второй мировой войны. Он обращался к историческому прошлому Урала, его лучшим профессиональным традициям,  преемственности рабочих династий. Особенно много в эти годы он встречается и  беседует со старыми рабочими, записывает их рассказы. Бажовская «Малахитовая  шкатулка» пополняется новыми сказами. В 1942 году «Малахитовая шкатулка»  выходит вторым изданием, в 1944­м — третьим и четвертым. Ее издают во Франции,  Англии, Норвегии, Чехословакии и других странах. Он   стал   лауреатом   Государственной   премии,   награжден   орденом   Ленина   за литературную работу. В 1944 году "Малахитовая шкатулка" переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью­Йорке, потом в Праге, в 1947 ­ в Париже. Переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, ­ на 100 языков мира. Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные  формы воплощения своего писательского дарования. Создание сказов стало главным  делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по  уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был  главным редактором и директором Уральского книжного издательства. Что же означает слово "сказ"? Это литературное произведение, в котором  рассказчиком является ,как, бы не сам писатель, а другой, вымышленный им человек.  Например, у П. П. Бажова во многих сказах в роли рассказчика выступает дедушка  Слышко. Автор отличал сказ от сказки. Он утверждал: хотя в сказе могут встречаться  фантастические образы, "в основе сказа лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой". Сегодня мы хотим рассказать вам, как сказы Бажова получили вторую жизнь в  театральных постановках, в мультфильмах и кино. Бажовские сказы стали источником вдохновения практически для всех театров, от  драматического и оперного до кукольного. Первыми обратили внимание на творчество писателя самодеятельные драматические  коллективы, и в частности детские. В 1939 драм­коллектив Свердловского дворца  пионеров под руководством талантливого режиссера и воспитателя Л. К. Диковского  поставил «Малахитовую шкатулку». Бажов горячо откликнулся на этот замысел. По  воспоминаниям Елены Хоринской, Павел Петрович вместе с режиссером­поста­ новщиком работал над инсценировкой сказа, вникал в сложную жизнь детского  коллектива: «Так, при горячем участии самого писателя, создавался в Свердловском дворце пионеров первый, незабываемый спектакль "Малахитовая шкатулка",  выпущенный в 1939 году». В июле 1940 спектакль был с успехом показан на областном  смотре художественной самодеятельности. ВОВ, как рассказывает Хоринская, не  пощадила артистов: не вернулись с фронта исполнитель роли барина Турчанинова Юра  Ярков и танкист Юрий Бельтиков, игравший Степана, в кавалерийском рейде по тылам  противника погиб Ким Ефремов. Но не умер спектакль. Он был выпущен вновь в  победном 1945­м, а затем в 1953, уже после смерти писателя. «Малахитовую  шкатулку» еще до начала войны ставили и самодеятельные драматические коллективы  домов культуры в Кировграде, Дегтярске Свердловской области. Бажов ездил смотреть эти спектакли. Вторая группа спектаклей по бажовским сказам связана с инсценировкой сказа  «Ермаковы лебеди», сделанной писателем Евгением Пермяком. Премьера прошла в  Свердловском ТЮЗе 23 марта 1942. Но особенно триумфально бажовские образы утвердились в балете. Еще в 1941  молодой свердловский композитор А. Г Фридлендер написал балет «Горная сказка» (в  основе — сказ «Медной горы Хозяйка»). Премьера балета «Каменный цветок»  состоялась в Свердловском театре оперы и балета им. А. В. Луначарского 5 авг. 1944 и  стала заметным событием в жизни творческого коллектива. В 1959 еще один балет — «Синюшкин колодец» на бажовский сюжет пишет уральский  композитор В. И. Горячих. Сюжеты и образы бажовских сказов продолжают свою сценическую жизнь и сейчас.  Время открывает в них новые грани и актуальность, наряду со «старыми», уже  побывавшими на сцене сюжетами активно осваиваются новые. Особый всплеск  театрального интереса к Бажову был вызван в связи со 100­летием со дня его рождения, которое отмечалось в 1979. Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных  мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына  Митю,  стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при  взгляде на их работу ­ в этом они видят истинное счастье. Произведения Павла Петровича Бажова, основанные на фольклоре, общенародные по  содержанию, гуманные по идеям, глубоко народны и по языку, и по стилю.  Положительные герои фольклора, добрый молодец и красная девица, должны быть  обязательно красивы, а красота их описывается в соответствии с представлениями  народа. Главные герои сказов ­ простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве. И  божественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют от  них аскезы или фанатичного поклонения. Напротив, только честность,  добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы. Итак, можно сделать вывод, о том, сказы Бажова представляют интересный материал  для исследователей русской литературы и связи её с фольклором. Безусловно, сказовое творчество Бажова интересно как детям, так и взрослым, тем более что Бажов не ограничивал возрастные рамки читателя. Нам известно, что Бажову пришлось испытать на себе множество страданий, чтобы проложить себе дорогу в литературу. Значение  личности и творчества Павла Петровича Бажова для уральской культуры и  самосознания уральцев беспримерно. Писатель вырос на почве уральской истории,  уральской культуры,  уральских традиций, уральского народного быта; он больше, чем  любой другой мастер слова, когда­либо живший на Урале, воплотил в своих  произведениях душу и дух этой земли; Урал увидел себя, как в зеркале, в сказах  Бажова; через творчество Бажова,  образ Урала раскрывается для жителя любого  уголка России. Незадолго до смерти, выступая перед писателями­земляками, Бажов говорил: «Нам,  уральцам, живущим в таком краю, который представляет собой какой­то русский  концентрат, представляет собой сокровищницу накопленного опыта, больших  традиций, нам надо с этим считаться, это усилит наши позиции в показе современного  человека». Бажов скончался в Москве в 1950 году 3 декабря и был похоронен в Екатеринбурге.

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"

Методическая разработка "Мой край Уральский"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2019