Методическая разработка "Мой край Уральский"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 20.08.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Средний Урал — край зеленых гор и нескончаемых лесных просторов, царство удивительных по красоте рек и озер. В прошлом — это земля рудознатцев, старателей, мастеровых людей и углежогов, в настоящем — это кладовая природы, которая становится целебным источником для многих тысяч путешественников. Величественные скалы, где бродил Данило-мастер, высекший изумительный каменный цветок, лабиринты таинственных подземелий, богатые охотничьи угодья, горнолыжные склоны, щедрые недра Уральских гор и творения уральских мастеров восхищают всех, кто знакомится со Свердловской областью поближе.
Иконка файла материала Мой край Уральский.doc
Муниципальное автономное дошкольное Образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округаСредний Урал  — край зеленых гор и нескончаемых лесных просторов, царство удивительных по красоте рек и озер. В прошлом — это земля рудознатцев, старателей, мастеровых   людей   и   углежогов,   в   настоящем   —   это   кладовая   природы,   которая становится   целебным   источником   для   многих   тысяч   путешественников. Величественные скалы, где бродил Данило­мастер, высекший изумительный каменный цветок, лабиринты таинственных подземелий, богатые охотничьи угодья, горнолыжные склоны, щедрые недра Уральских гор и творения уральских мастеров восхищают всех, кто знакомится со Свердловской областью поближе. Свердловская область — край поистине уникальный. Здесь Запад подает руку Востоку,   здесь   смыкаются   цивилизации   и   культуры.   Культурно­исторический потенциал региона своеобразен. Памятники архитектуры различных стилей, эпох и назначения   украшают   Екатеринбург,   Невьянск,   Нижний   Тагил.   Историко­ культурное наследие Свердловской области насчитывает более 1 250 памятников, что отражает   многовековую   историю   края,  связанную   с  горнозаводским   производством, определяющим историческое развитие  Среднего  Урала, с древней истории до наших дней. Высшие строчки рейтинга популярности традиционно занимают  «семь чудес» Свердловской области. Историко­культурное наследие Свердловской области насчитывает более 1 250 памятников Прежде всего, это природный парк «Оленьи ручьи». Он расположен на юго­западе  области в нижнем течении реки Серга. Здесь были обнаружены стоянки древнего  человека и наскальные рисунки.Особое место в туристских предпочтениях занимает построенный в 1698—1712 годах   Верхотурский   кремль   —   единственный   каменный   кремль,   сохранившийся   на Урале. Своими   уникальными   строениями   XVII—XIX   веков   (избами,   пожарными каланчами и сторожевыми башнями) славится Музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе.А знаменитая Невьянская башня, возведенная в начале XIII века — одно из немногих в  мире архитектурных сооружений с наклоном в 1,8 м. Алапаевск известен домом­музеем Петра Чайковского, где семья композитора  жила с 1849 по 1852 годы. В Сысерти хорошо сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Бажова, в  которой писатель провел юные годы.И конечно,   туристы,   приезжающие   в   Свердловскую   область   знакомятся   с местами,   связанными   с   гибелью   последнего   российского   императора   Николая   II   и членов его семьи. На территории Свердловской области насчитывается около 500 памятников  природы. Уникальны  природные   достопримечательности   Свердловской   области:   карстовые пещеры,   горы,  утесы   и   скалы   берегам   рек  Чусовой,  Тагил,  Найва,   озера   Песчаное, Тальков Камень, Балтым, Таватуй, Глухое.Тальков   Камень  —  необычайно   красивое   лесное   озеро  около   Сысерти, образовавшееся на месте затопленного и заброшенного талькового рудника. На этом месте неоднократно бывал Павел Бажов, любовался отвесными светлыми скалами, отражающимися в прозрачно­зеленоватой глади миниатюрного зеркала озера.  Возможно, именно здесь рождались сюжеты его знаменитых сказов. Описание  грандиозной уральской природы, отличающееся неповторимым стилем, примеры ее  воздействия на жизнь человека, встречаются и в творениях Дмитрия Мамина­ Сибиряка — еще одного известного писателя, черпавшего вдохновение в великолепии  Уральских гор.На территории Свердловской области много больших рек и маленьких речушек. Река Чусовая Одной из самых удивительных и красивейших рек Урала считается река Чусовая  (длина ее 700 км), которая с давних пор привлекала туристов незабываемыми  пейзажами. Чусовая — единственная река, протекающая по двум частям света — из Азии в Европу. Скалы,  или, как их называют на Чусовой, «камни», а наиболее опасные — «бойцы», — одна из  главных достопримечательностей этой реки. Образ каждого из них неповторим. Река  Чусовая доступна для сплавов с весны до осени. Она пересекает центральную гряду  Уральского хребта. С этой реки, по которой еще не так давно сплавлялись караваны  баржей с уральским металлом, началось освоение Урала.— редчайшее место Бажовских сказов дивные места Урал по мастерам и по красоте. Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на  удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых  борах, на легендарных горах. Здесь, на Урале, веками жили и трудились талантливые  мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила­мастер, и где­то  здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.Сысерть — родина  уральского  писателя Павла Петровича Бажова, который родился здесь   в   1879   году.   Город   находится   в   50   км   к   югу   от   областного   центра   — Екатеринбурга. Сысерть живописно  расположилась  на крутых    склонах    глубокой долины       реки       Сысерть       и образованных   ею   прудов,   среди хвойных лесов, у подножия горы Басенковой. Большой Сысертский пруд омывает город с юга и юго – запада, Малый и Ильинский — с восточной стороны. С вершины горы Басенковой город виден как на ладони. Прямо у самой подошвы горы, за плотиной Большого пруда расположился старый металлургический завод. Образ Сысерти, как центра большого горного округа, запечатлен  Бажовым во многих сказах, очерках, повестях. Вот как знакомит нас с Сысертью П. П. Бажов в сказе «Кошачьи уши»: «Сысерть­то светлее всех   жила.   Она,   вишь,   на   дороге   пришлась   в   казачью   сторону.   Народ   туда­сюда проходил и проезжал». А в «Уральских былях» он приветствует свою родину словами народной   песни:   «Здравствуй,   матушка­Сысерть,   с   крутыми   горами!   Здравствуй, быстрая река, с темными борами». Свой облик старинного уральского города, в прошлом — заводского поселка,  Сысерть сохранила. В архитектуре преобладают деревянные постройки: дома  Турчаниновых — Соломирских — Вознесенского собора, конторы старого завода (теперь музей), образуя замкнутый треугольник.Павел Петрович Бажов — замечательный русский  писатель, талантливый обработчик  народных преданий, легенд, уральских сказов. Он родился и прожил жизнь на Урале.  Его детство и отрочество прошли в Сысерти. Сначала у писателя был псевдоним –  Колдунков, это было мальчишеское прозвище. Писатель и позже пользовался этим  псевдонимом. Семья мальчика часто переезжала с одного завода на другой,  впечатления детства у Бажова стали основой для творчества, они были самыми яркими. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Дома он многое услышал, узнал от отца и бабушки. Он любил слушать и других старых бывалых людей,  знатоков прошлого. Учился П. П. Бажов в Екатеринбургском духовном училище, а  потом в Пермской семинарии. Выбор училища определялся материальным положением  семьи. Всего в семье Бажовых было семеро детей. Бажов принял Октябрьскую  революцию, как избавление от социального неравенства, он участвовал в гражданской  войне. В гражданскую войну Павел Петрович воевал и в плену был. А после войны он  журналистом стал: талант у него писательский открылся. Он работал редактором  газеты "Окопная правда", корреспондентом "Крестьянской газеты". Много  путешествовал по Уралу, записывал уральский фольклор — песни, легенды, предания.  Задумка у Павла Петровича была ­ написать книгу о заводах Урала. Начиная с 1923  года Бажов жил на Урале в Свердловске и сотрудничал с редакцией "Крестьянская  газета". Первая книга его вышла в 1924 году, затем вышла серия рассказов (более  сорока рассказов) на темы уральского, именно заводского, фольклора. Бажов перешёл  на работу в книжное издательство в 1930 году. Первый уральский сказ "Девка Азовка"  был опубликован в 1936 году, к Бажову пришла в одночасье известность. После  окончания в 1899 году семинарии Павел Петрович мечтал продолжить свое  образование в университете. Однако из­за политической неблагонадежности (он  принимал участие в выступлениях семинаристов против реакционно настроенных  преподавателей) ему было отказано в приеме в Томский университет. И вот в двадцать  лет Бажов начал учительствовать сначала в глухой деревне Шайдурихе, а затем в  Екатеринбурге и Камышлове. В летние месяцы будущий писатель много путешествовал по  Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он приглядывался к  окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их  меткие слова, разговоры, рассказы. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в  дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском  труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь. Очевидно,  мысль написать художественное произведение на основе  малоизвестного еще уральского рабочего фольклора зрела  давно.Еще в 1925 году Бажов вместе со старшими детьми обошел пешком все заводские  поселки, близкие к его родине. Лето 1934 года он провел с семьей в Сысерти,  обращаясь к воспоминаниям детства и юности, беседовал со старожилами. Расцвет творчества писателя пришелся на годы Второй мировой войны. Он обращался к историческому прошлому Урала, его лучшим профессиональным традициям,  преемственности рабочих династий. Особенно много в эти годы он встречается и  беседует со старыми рабочими, записывает их рассказы. Бажовская «Малахитовая  шкатулка» пополняется новыми сказами. В 1942 году «Малахитовая шкатулка»  выходит вторым изданием, в 1944­м — третьим и четвертым. Ее издают во Франции,  Англии, Норвегии, Чехословакии и других странах. Он   стал   лауреатом   Государственной   премии,   награжден   орденом   Ленина   за литературную работу. В 1944 году "Малахитовая шкатулка" переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью­Йорке, потом в Праге, в 1947 ­ в Париже. Переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, ­ на 100 языков мира. Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные  формы воплощения своего писательского дарования. Создание сказов стало главным  делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по  уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был  главным редактором и директором Уральского книжного издательства. Что же означает слово "сказ"? Это литературное произведение, в котором  рассказчиком является ,как, бы не сам писатель, а другой, вымышленный им человек.  Например, у П. П. Бажова во многих сказах в роли рассказчика выступает дедушка  Слышко. Автор отличал сказ от сказки. Он утверждал: хотя в сказе могут встречаться  фантастические образы, "в основе сказа лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой". Сегодня мы хотим рассказать вам, как сказы Бажова получили вторую жизнь в  театральных постановках, в мультфильмах и кино. Бажовские сказы стали источником вдохновения практически для всех театров, от  драматического и оперного до кукольного. Первыми обратили внимание на творчество писателя самодеятельные драматические  коллективы, и в частности детские. В 1939 драм­коллектив Свердловского дворца  пионеров под руководством талантливого режиссера и воспитателя Л. К. Диковского  поставил «Малахитовую шкатулку». Бажов горячо откликнулся на этот замысел. По  воспоминаниям Елены Хоринской, Павел Петрович вместе с режиссером­поста­ новщиком работал над инсценировкой сказа, вникал в сложную жизнь детского  коллектива: «Так, при горячем участии самого писателя, создавался в Свердловскомдворце пионеров первый, незабываемый спектакль "Малахитовая шкатулка",  выпущенный в 1939 году». В июле 1940 спектакль был с успехом показан на областном  смотре художественной самодеятельности. ВОВ, как рассказывает Хоринская, не  пощадила артистов: не вернулись с фронта исполнитель роли барина Турчанинова Юра  Ярков и танкист Юрий Бельтиков, игравший Степана, в кавалерийском рейде по тылам  противника погиб Ким Ефремов. Но не умер спектакль. Он был выпущен вновь в  победном 1945­м, а затем в 1953, уже после смерти писателя. «Малахитовую  шкатулку» еще до начала войны ставили и самодеятельные драматические коллективы  домов культуры в Кировграде, Дегтярске Свердловской области. Бажов ездил смотреть эти спектакли. Вторая группа спектаклей по бажовским сказам связана с инсценировкой сказа  «Ермаковы лебеди», сделанной писателем Евгением Пермяком. Премьера прошла в  Свердловском ТЮЗе 23 марта 1942. Но особенно триумфально бажовские образы утвердились в балете. Еще в 1941  молодой свердловский композитор А. Г Фридлендер написал балет «Горная сказка» (в  основе — сказ «Медной горы Хозяйка»). Премьера балета «Каменный цветок»  состоялась в Свердловском театре оперы и балета им. А. В. Луначарского 5 авг. 1944 и  стала заметным событием в жизни творческого коллектива. В 1959 еще один балет — «Синюшкин колодец» на бажовский сюжет пишет уральский  композитор В. И. Горячих. Сюжеты и образы бажовских сказов продолжают свою сценическую жизнь и сейчас.  Время открывает в них новые грани и актуальность, наряду со «старыми», уже  побывавшими на сцене сюжетами активно осваиваются новые. Особый всплеск  театрального интереса к Бажову был вызван в связи со 100­летием со дня его рождения, которое отмечалось в 1979. Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных  мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына  Митю,  стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при  взгляде на их работу ­ в этом они видят истинное счастье. Произведения Павла Петровича Бажова, основанные на фольклоре, общенародные по  содержанию, гуманные по идеям, глубоко народны и по языку, и по стилю.  Положительные герои фольклора, добрый молодец и красная девица, должны быть  обязательно красивы, а красота их описывается в соответствии с представлениями  народа. Главные герои сказов ­ простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве. И  божественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют от  них аскезы или фанатичного поклонения. Напротив, только честность,  добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы. Итак, можно сделать вывод, о том, сказы Бажова представляют интересный материал  для исследователей русской литературы и связи её с фольклором. Безусловно, сказовое творчество Бажова интересно как детям, так и взрослым, тем более что Бажов неограничивал возрастные рамки читателя. Нам известно, что Бажову пришлось испытать на себе множество страданий, чтобы проложить себе дорогу в литературу. Значение  личности и творчества Павла Петровича Бажова для уральской культуры и  самосознания уральцев беспримерно. Писатель вырос на почве уральской истории,  уральской культуры,  уральских традиций, уральского народного быта; он больше, чем  любой другой мастер слова, когда­либо живший на Урале, воплотил в своих  произведениях душу и дух этой земли; Урал увидел себя, как в зеркале, в сказах  Бажова; через творчество Бажова,  образ Урала раскрывается для жителя любого  уголка России. Незадолго до смерти, выступая перед писателями­земляками, Бажов говорил: «Нам,  уральцам, живущим в таком краю, который представляет собой какой­то русский  концентрат, представляет собой сокровищницу накопленного опыта, больших  традиций, нам надо с этим считаться, это усилит наши позиции в показе современного  человека». Бажов скончался в Москве в 1950 году 3 декабря и был похоронен в Екатеринбурге.