Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»
Оценка 4.8

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
1 кл—6 кл
12.11.2017
Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»
Музеи как центры хранения историко-культурного наследия обладают большим образовательным потенциалом. Музейная педагогика решает проблему приобщения школьников к историко-культурному наследию, она закладывает основы нравственного воспитания личности. Самое главное на таких занятиях дети активно взаимодействуют друг с другом, с учителем, с музейной образовательной средой. Очень важно учитывать возрастные различия и особенности учащихся. Этот урок рассчитан на 1-6 классы, главной целью которого является изучение быта, сохранение уникальных культурных ценностей и традиций народа. Юные посетители сами превращаются в серьёзных исследователей, изучая памятники прошлого, которые хранят память о предках, олицетворяют «связь времён». И возможно здесь в музее, ребята открывают впервые для себя, что многое из того, чем мы пользуемся, и что существует в нашей современной жизни, - получено в дар от прошлого. Современным детям, доставляют такие уроки большое удовольствие.
метод разработка .docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ИВНЯНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЛАДИМИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Всероссийский конкурс школьных музейных экспозиций Номинация: Урок в музее. Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка» Подготовила:                                                                       Зубкова Людмила Викторовна, учитель географии МБОУ «Владимировская СОШ» Ивнянского района Белгородской области  Домашний адрес: 309130,  Белгородская область, Ивнянский район, с. Владимировка, ул. Победы, д. 44 т. 8­920­551­64­81 Владимировка – 2017 Музеи как центры хранения историко­культурного наследия обладают  Краткая аннотация. большим образовательным потенциалом.  Музейная педагогика решает проблему  приобщения школьников к историко­культурному наследию, она закладывает  основы нравственного воспитания личности. Самое главное на таких занятиях  дети активно взаимодействуют друг с другом, с учителем,  с музейной  образовательной средой. Очень важно учитывать возрастные различия и  особенности учащихся.  Этот урок рассчитан на 1­6 классы, главной целью  которого является изучение быта, сохранение уникальных культурных ценностей  и традиций народа.  Юные посетители сами превращаются в серьёзных исследователей, изучая памятники прошлого, которые хранят память о предках, олицетворяют «связь времён». И возможно здесь в музее, ребята открывают впервые для себя, что многое   из   того,   чем   мы   пользуемся,   и   что   существует   в   нашей   современной жизни, ­ получено в дар от прошлого.  Современным детям, доставляют  такие уроки большое удовольствие.  Цель урока: Образовательная: познакомить учащихся с историей образования и развития  села Владимировка; Развивающая: развивать  творческое,  образное   восприятиеистории,   нашего прошлого,  активизировать   познавательный   интерес,   нравственное   отношение   к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков; Воспитательная: воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту,к народным ценностям, к родной земле. обобщить и конкретизировать знания детей об истории родного края.  формировать   понимание   взаимосвязи   исторических   эпох   и   своей причастности   к   иному   времени,   другой   культуре   посредством   общения   с памятниками истории и культуры; формировать устойчивую потребность и навыки общения с музеем; развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию; Задачи:     Оборудование:   музейные экспонаты;    компьютер, проектор; карточки с заданием. Урок проводится в школьной музейной комнате. I. II. Ход урока Организационный момент Актуализация знаний, введение в проблему. Приготовление к восприятию нового. ­ Ребята, сейчас мы перенесемся с вами на много лет назад. ­ Представьте себя в старинном доме. ­   Нас   встречают   люди,   чем   они   занимаются,   какие   предметы   нам   здесь незнакомы?   Учитель   помогает   при   затруднениях.   Называет   предметы,   которые   детям знакомы, но не могут воспроизвести. III. Постановка темы и цели урока. ­   Да,   ребята,   жизнь   людей   постоянно   меняется.   Со   временем   уходят   из обихода   какие­то   предметы,   явления.   А   слова,   которые   они   обозначали, постепенно забываются, устаревают.  ­ Назовите тему нашего урока. Давайте посмотрим, какие задачи поставлены перед вами сегодня, на этом уроке  IV. Объяснение темы: 1. Слово учителя:  Сегодня мы поговорим об истории возникновения и развития нашего села.   Это   и   есть   тема   нашего   занятия:  «Путешествие   по   страницам истории села Владимировка». Мы   узнаем   о   том,   как   появилось   наше   село,   как   жили   люди,   как выбирали наши предки место для будущего дома, как строили его сообща, как оберегали свой родной дом, как жили просто и скромно. Мы научимся уважать   наших   прабабушек   и   прадедушек   за   их   труд,   доброту,   умение создавать для своей жизни простые и нужные предметы народного быта А теперь усаживайтесь поудобнее, ребята, да внимательно слушайте, да  запоминайте, да сами будьте активными, чтобы наше путешествие в прошлое  было интересным. ­ А знаете ли вы,  когда возникло наше село Владимировка? Сообщение   учащихся:  Наиболее   раннее   из   выявленных   краеведами упоминаний о деревне   Владимировка (Кулешовка) относится к 1719 году. По сообщению исследователей И.П. Бабина (г. Москва) и М.М. Озерова (г. Ростов­на­Дону), оно содержится в «Сказках однодворцев Середнего   и   Дальнего   станов   Карповского   уезда   Белгородской провинции Киевской губернии».          Следующее по хронологии упоминание о Владимировке и соседней деревне Богдановка содержится в материалах  Генерального межевания 1780­х   годов   (в   1782­1783   гг.   они   указаны   как   смежные   с   селом Курасовка). Тогда эти деревни, вместе с соседним селом Вознесенским (ныне   Вознесеновка),   где   находилась   приходская   церковь   Вознесения Господня, принадлежали дворянам Нарышкиным. Позднее, вероятно, в первой половине ХIХ века, они переходят во владение дворянской семьи Устимовичей. Наиболее известным представителем этой фамилии был доктор медицины Константин Николаевич Устимович (1838­1922 гг.) ­ профессор Медико­хирургической академии. Владельческая помещичья усадьба   располагалась   в   Вознесеновке,   являвшейся   для   всего   имения своеобразным   центром,   к   которому   примыкали       Владимировка   и Богдановка.        Эти две деревни располагались  восточнее русла речки Солотинки, по склонам лога, в котором брал начало правый приток Солотинки – ручей Солотинский Ржавец. Население   деревень пополнялось за счёт переселяемых с Украины крепостных крестьян, от которых, вероятно, и пошло   второе   название   Владимировки   –   Кулешовка   (от   украинского слова   «КУЛЕШ»,   «КУЛИШ»   ­   крупяная   или   мучная   похлёбка,   или жидкая каша­размазня).  По статистическим сведениям 1860­х годов, в эпоху отмены  крепостного права во Владимировке насчитывалось 49 дворов, 507  жителей, а в Богдановке – 28 дворов, 250 жителей. Ближайшие пункты  регулярной ярмарочной торговли располагались в слободах Пена и  Павловка, а также в заштатном городе Богатом, т.е. на довольно  далёком расстоянии.  Зато всего в трёх­четырёх верстах  проходило  оживлённое Курско­Харьковское шоссе с Зоринскими постоялыми  дворами, а на расстоянии 14 вёрст располагался уездный город Обоянь.         По более поздним данным земской переписи 1882 года, во  Владимировке имелось 84 домохозяйства с 98­ю избами, где проживало  560 человек (286 душ мужского пола и 274 души женского пола), из  которых было лишь 2  грамотных. Жителям Владимировки принадлежали 174 лошади и 58 жеребят, 94 коровы и 30 телят, 606  овец. В Богдановке было 44 домохозяйства с 50­ю избами, 296 жителей  (142 души мужского и 154 – женского пола), из них 1 грамотный. Во  владении жителей Богдановки числилось 127 лошадей, 29 жеребят, 66  коров, 45 телят, 400 овец. Пчеловодством во Владимировке занимались  4 двора, державших в совокупности 74 пчелиных колодки, а жители  Богдановки на тот момент пчёл не разводили вообще (для сравнения: в  селе Новеньком в том же 1882 году из 224 домохозяйств   пчеловодством занимались 47, имевших 914 колодок). Ближайшая  школа находилась от Владимировки в 3­х верстах в волостном селе  Курасовка, зато в самой деревне имелся кабак. Во Владимировке и  Богдановке вместе насчитывалось 17 мелких кустарных  «промышленных заведений». Сельские доходы по обеим деревням  составляли 50 рублей, сельские расходы – 173 рубля, а недоимки на 1  января 1882 года числилось на сумму 24 рубля.  А сейчас отгадайте загадку. Зимой нет теплей,  Летом нет холодней (печь).  ­ В избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка "Без печки изба ­ не изба". В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности ­ коров, коз, свиней ­ готовили в печке. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики   и  ребятишки.  На  печке   рассказывали  и  сказки   долгими  зимними вечерами. ­   В   старину   люди   о   печи   говорили:   "Она   и   поилица,   и   кормилица, телосогревательница". ­ Если не было в избе печи, изба считалась нежилой. Работа с пословицами Русские   люди   сложили   немало   пословиц   и   устойчивых   выражений   о печи, смысл некоторых из них попробуйте определить. Найдём соответствие между выражениями и их значениями. Все,   что   в   печи   ­   на   стол   мечи”   (Русские   люди   очень   гостеприимны   и встречали гостей радушно, стараясь накормить, напоить досыта.)   “Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!” Из избы сор не выноси. (а сожги в печи) Обратите внимание на уголок быта нашего села   конца 19­начала 20 веков. Красный угол, являлся важным ориентиром внутреннего пространства  избы. Как правило, в красном углу кроме божницы находился стол. Подле  стола ставили две лавки. Здесь отмечались все значимые события семейной жизни. За столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные  застолья. Из посуды в быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности.  Самоваром гордились, выставляли его  напоказ.   Особое место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находился  ткацкий станок (у нас в музее представлены  отдельные части ткацкого станка), прялки,   долгими зимними вечерами женщины ткали  полотно, плели половики. В основном одежда  шилась из домотканого полотна, которое красили  в разные цвета и покрывали вышивками. У нас  несколько рушников начала века. В музее  представлены праздничные женские рубахи,  сарафаны, фартуки,  расшитые пояса, лапти.     Следующим предметом нашей экспозиции  является прялка и веретено. Веретено ­ это  приспособление для прядения.   Вальки – с помощью их женщины выколачивали  белье на реке. Рубель – с помощью этого предмета крестьянки  разглаживали льняные увлажненные холсты. Позднее появились утюги, их  нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.  Был в избе  и мужской угол, где хранились различные инструменты,  пилы, рубанки, здесь же хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки.  Учитель: А сейчас давайте  проверим как вы запомнили названия предметов быта наших предков. 1. «Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крушили, ткали, на стол  постлали?» (лен, конопля, полотенце, рушник) 2.Деревянные ноги, На лето убирают, На зиму достают. (ткацкий станок) 3.Рогат, да не бык,  Хватает, да не сыт,  Людям отдает,  А сам на отдых идет (ухват). Вопрос. Для чего он? ( ответы детей) 4.А это что?  Черный конь,  Прыгает в огонь (кочерга).  Вопрос. Зачем она нужна? (ответы детей) 5.Ножек четыре, шляпка одна.  Нужен коль станет обедать семья (стол).  ­ В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол.  ­ Около него длинные и широкие лавки. Как вы думаете, почему они  длинные? ­ А почему широкие? (Ночью спали). Работа в группах. Учитель. ­ Каждая группа получит конверт. Там находятся карточки со словами. Ваша задача: Из слов составить пословицу и объяснить ее смысл.  красна, не, изба, а, углами, пирогами, красна  каждой, в, избушке, погремушки, свои  не, велик, дом, велит, лежать, не Проверка задания по группам. 1) Не красна изба углами, а красна пирогами. (Дом хорош не внешним видом, убранством, а хлебосольством,  гостеприимством хозяев. Слово угол здесь имеет особое значение, поскольку речь идет об особом, красном угле ­ переднем, парадном, самым убранном,  поскольку именно в нем помещались иконы и стоял стол. Сюда приглашали  сесть почетных гостей. Красна ­ здесь сохраняет древнее славянское  значение ­ 'красива') 2) В каждой избушке свои погремушки. (Ничего одинакового не бывает) 3) Дом не велик, а лежать не велит. (Домашние заботы отнимают у человека очень много времени.) Учитель:­ Ребята, а какие предметы мы с вами рассматривали? Знакомы ли  они вам теперь? Убабушки у Насти Волшебный ларец Там заперт на ключ Волшебный дворец…. Открывается палата Смотрим, чем она богата Нет ли там чудовища? Есть ли там сокровища? Хотите открыть сундук, тогда отгадайте первую загадку: «Всех кормлю с охотою, а сама безротая»  ( ЛОЖКА) ­   Правильно, как вы думаете, какой материал в старину использовали для изготовления   ложек?   (Ложки   вырезали   из   дерева,   они   были   деревянные, затем наносили рисунок, просушивали, покрывали лаком и ставили в печь.) ­  Ребята, а какие еще предметы делали из дерева? (стол, стул, кровать, лавки. сундуки). Слово учителя:  «С конца 18 века получили широкое распространение крестьянские ремесла и промыслы,   достигшие     своего   пика   в   начале   20   века.   Часть   продукции домашних промыслов удовлетворяли собственные нужды крестьян. Секреты, приёмы   бережно   сохранялись   в   семье   и   передавались   по   наследству.   В регионах, где больше было леса, были развиты ткацкий промысел и кустарное машиностроение.   Наше   село   отличалось     среди   других   сел   ткачеством. Подтверждением этому является то, что во многих домах и сейчас  сохранены вот такие домашние ткацкие станки. Вот об этом промысле мы и поговорим. Заглянем в бабушкин сундучок и узнаем из чего и как в него попали рубахи, сарафаны, рушники, скатерти и т.д.   На сегодняшнем занятии мы будем говорить о льне, о льняной одежде, и чем лён сегодня интересен?   Ребята, одежда из льна является экологически чистой, приятна и удобна в носке. К тому же последние 2 – 3 года она стала очень модной. Не случайно все   известные   кутюрье   и   модельеры   широко   используют   льняную   ткань   в своих   коллекциях.   И   вам,   наверное,   интересно   узнать,   как   из   такого   вот растения   получились   красивые,   нарядные   вещи   нашего   бабушкиного сундучка. С этим растением нас познакомит наша 1 группа исследователей­ историки. Выступление 1 группы исследователей­ историков: «Ещё в глубокой древности внимание человека привлекло тонкое стройное растение, сгибающееся при ветре до самой земли и снова выпрямляющееся. Изготовленные из него ткани в Древнем Египте считались лечебными, в них пеленали мумии. Знали это и древние славяне. Столетиями люди отбирали лучшие по своим качествам растения. Это растение легко было вырвать из земли с корнем, но трудно разорвать. Что придавало крепость и удивительную упругость тоненькому стеблю легкой былинки? Оказывается, у льна зеленый луб коры, как и у липы, очень крепкий. Поперек стебель не разорвать, тогда как вдоль легко  разделить на тонкие нити. Лен – наиболее  древнее  после пшеницы культурное растение. Его возделывают более 2000 лет. «…Кому   не   знакома   яркая,   сочная   зелень,   по   которой   еще   издали   можно узнать полосу, засеянную льном? Кто не видал его тонких стройных былинок с голубыми, слегка поникшими цветками? Кто не имел в руках его гладких, блестящих, как   бы  отполированных  семян?»   ­  так  спрашивал   слушателей К.А.Тимирязев на своей лекции о льне  И если кто не видел льна, то непременно постарайтесь познакомиться с этим замечательным растением. 3. Выступление 2 группы­ исследователей – биологов.  Мы узнали, что из стебля льна получают длинное волокно.   Прекрасное  волокно, вдвое  крепче  хлопкового, а по  красоте  не уступает шёлку. Тонкий прямой стебель только у самой вершинки имеет веточки с узкими   листочками   и   голубыми   цветками.   Наблюдая   за   ростом     этого растения,   мы   узнали,   что   лен   цветёт   лишь   полдня.   Затем   вместо   цветков появляются   зелёные   коробочки   с   семенами,   содержащими   до   40%   масла. Проваренное   льняное   масло   быстро   высыхает,   и   его   употребляют   для приготовления масляных красок, олифы. Насчитывают до 45 различных видов дикорастущего льна. Для роста льна особенно благоприятен влажный климат с   умеренным   освещением   сквозь   пелену   облаков.   Более   того,   длина   и тонкость   волокна   зависят   от   бокового   затенения.   Лен   сеют   густо.   Густой посев предотвращает ветвление стеблей льна». Учитель:    Лен   проходит   много   изменений   в   процессе   превращения   из зелёного растения в белое тяжёлое полотно или в лёгкий батист. Мы с вами сейчас проследим этот процесс по схеме.  Ваша   задача,   по   ходу   рассказа   следующих   исследователей,   этнографов, заполнить схему в своих карточках ­ заданиях. Давайте послушаем и запишем наши действия, как добыть льняное волокно. 4.  Выступление 3 группы – исследователи­этнографы. Вот перед вами засушенный лен. А вот как только начнут слегка желтеть коробочки   с   семенами   у   льна,   его   вытаскивают   с   коротким   корешком   из земли.  Раньше лен теребили руками, что было очень тяжёлым трудом. В настоящее время такую работу производят теребильными машинами.  Плоды – коробочки счёсывают со стеблей особыми гребнями. Чтобы отделить лубяные волокна от древесины, лен мочат. Раньше лен расстилали на лугах или   опускали   в   водоёмы,  теперь   на  льнозаводах   производят   мочку   льна   в специальных бетонированных мочилах с тёплой водой. В стеблях, смоченных росой   на   лугу   или   опущенных   в   воду,   начинают   размножаться   бактерии, которые разрушают вещества, склеивающие волокна льна. На стеблях льна, вытащенных   из   воды   и   высушенных,   тонкие   волокна   легко   отделяются   от древесины. Стебли мнут на машинах между ребристыми вальцами и получают волокно с кусочками переломанной древесины. Затем треплют лен машинами с   деревянными   лопастями,   напоминающими   крылья   ветряной   мельницы, отделяя   от   волокон   кусочки   древесины   (костру).   Волокно   очёсывают   на гребнях с железными иглами в несколько рядов, получая длинное волокно и кудель. Учитель:    Проверим,   какие   стадии   производства   полотна   из   льна   у   вас получились   на   карточках.   Посмотрите   на   схему   и   сравните   всё   ли   у   вас получилось верно. (Сравнивают схемы, делают исправления и запоминают) Учитель:      Ребята,   а   каких   мастериц   нашего   села   вы   можете   назвать. Вероятно, это ваши бабушки и мамы.  5.У   нас   полотно   изготовляли   из   технической   культуры   –   конопли (демонстрирует   учитель   картинку).   Рассказ   о   конопле   «Конопля   занимает четвертое   место   среди   прядильных   культур.   Растение   это   двудомное,   а волокно   получают   из   мужских   стеблей.   Они   тоньше,   обладают   лучшими качествами и быстрее созревают. В семенах конопли содержится до 40 % жиров, из которых получают технические масла. Учитель:  Ребята, вы убедились, какой это тяжелый труд. И как тяжело было в домашних условиях получать полотно. Но чуть ли не в каждом доме были и прялки, и ткацкие станки. Именно на таких прялках, вот из таких волокон пряли  нити  (демонстриция  кудели).  На  таких  вот    ткацких  станках  ткали полотно. (Демонстрация экспонатов музея и объяснение их принципа работы) Учитель:  Наши   исследователи   –   этнографы   подготовили   ещё   материал   о русском       народном   костюме.     (Рассказ   исследователей   о   национальном костюме,  его   деталях,  демонстрация   элементов   национального   костюма   из льна). V. Рефлексия. 1.О чем мы говорили сегодня на уроке, вы можете узнать из кроссворда.   ­ ребята быстро отгадывают кроссворд).   2. А как получали ткань для рубахи, я думаю, вы все запомнили. Чтобы узнать, кто из вас лучше усвоил процесс изготовления рубахи, вот вам набор  предложений. (Каждому  дается  карточка   с  предложениями.)  Расположите  их  в правильном порядке. 1.Ткали холст. 2.Пряли нитки. 3.Выдернули лен с корнем. 4.Отмочили в речке.  5.Шили рубаху. 6.Вытрепали лен. 7.Посеяли льняное семя. 8. Высушили на лугу. 9. Отбеливали нити. 10.Сушили полотно. 11. Красили нити. 12. Вышивали орнамент. Правильный ответ: 7­3­4­8­6­2­1­9­10­11­5­12 VI. Заключительное слово учителя:  Как раньше Всяк мастер свою науку Передавал с годами внуку,  Сохраняясь в каждом роде Мастерство живёт в народе. Вам спасибо, ребята, За игры, знанья на уроке. Хоть не хочется прощаться, Но пора нам расставаться. Урок наш закрывается.   Со всеми вами прощается.

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»

Методическая разработка музейного урока «Путешествие по страницам истории села Владимировка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2017