Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »
Оценка 4.8

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
русский язык
11 кл
19.01.2017
Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »
Данный материал будет интересен учителям русского языка и литературы, преподающим в старших классах. Работа включает в себя примеры разнообразных творческих заданий, приёмов и элементов игровых технологий для приобретения школьниками умения общаться, не только устно, но и письменно. Подобные задания развивают способность связно и свободно выражать свои мысли, глубоко анализировать текст, избавляют учеников от страха перед написанием сочинения.
методическая разработка.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени ветерана Великой Отечественной войны Г.А.Смолякова с. Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский самарской области Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе » Выполнила: учитель  русского языка  и литературы ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»  с. Большая Черниговка Большечерниговского района Волкова Светлана Валентиновна Введение Современные   стандарты   образования   выдвигают   новые   требования   к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение   учащимися   знаний   орфографических   и   пунктуационных правил,   но   и   формирование   коммуникативных   умений.   Для   того   чтобы выпускник смог найти своё место в обществе, мог реализоваться в личной жизни   и   в   профессии,   ему   необходимо   обладать   многими   качествами, важнейшим   среди   которых   является   умение   говорить,   что   подразумевает владение родным языком на достаточно высоком уровне.  Как   показывает   практика,   даже   учащиеся,   хорошо   знающие   русскую   часто   оказываются   неинтересными орфографию   и   пунктуацию, собеседниками,  не   могут   продемонстрировать   умение   завязать   знакомство, поддержать   беседу,   испытывают   страх   перед   предстоящим   деловым телефонным разговором. Такие учащиеся, как правило, отвергают экзамен в форме собеседования, предпочитая ему традиционную форму испытания в виде   ответа   на   вопросы   билета   или   тестирование;   избегают   участия   в мероприятиях, предполагающих диалоги, дискуссии. Вопросу формирования коммуникативной компетенции следует уделять особое внимание особенно при работе со старшеклассниками. Совсем скоро им придётся организовывать свою   речевую   деятельность   в   самых   различных   ситуациях,   очень отличающихся   от   тех,   которые   предлагались   в   школе.     Этому   есть объективное объяснение. Общение играет важную роль в современном мире. Например,   исследователи   деловой   коммуникации   утверждают:   у   тех,   чья работа   предполагает   постоянные   контакты   типа   «человек   –   человек» (   специалисты   по   связям   с   общественностью,   менеджеры,   журналисты, бизнесмены,   политики),   деловое   общение   составляет   от   70   до   90%.   Это общение   лицом   к   лицу,   по   телефону,   по   электронной   почте.   Чтобы осуществлять   эффективную   деловую   коммуникацию,   человеку   необходимо обладать   достаточными   знаниями   и   сформированными   умениями   в   этой области. Учащиеся старших классов уже знакомы с основными речеведческими понятиями,   речевыми   нормами   и   законами   создания   текста.   Учителю необходимо   создать   условия,   в   которых   учащиеся   смогут   закрепить имеющиеся знания и применить их на практике. Реализация   этих   планов   предполагает   создание   особенной   среды обучения,   где   главное   место   принадлежит   методам,   активизирующим самостоятельную работу учеников. Коммуникативная направленность уроков предполагает не только работу с готовым текстом, но и постоянное внимание к   развитию   способности   самостоятельно   создавать   собственное   речевое высказывание (устное или письменное) на заданную тему.  Цель  данной   работы:   показать   эффективность   применения   системы разнообразных   творческих   заданий   для   формирования   и   развития   навыков речевого   общения   (коммуникативной   компетенции)   учащихся   на   уроке русского   языка,   повышения   мотивации,   привлекательности   учебного предмета, активизации деятельности учащихся на уроке. Задачи: 1. Показать целесообразность применения творческих заданий и элементов игровых   технологий   для   формирования   коммуникативной   компетенции учащихся на современном уроке русского языка.  2.   Показать   способы   и   методы   развития   навыков   устного   и   письменного общения учеников. Актуальность: Большая часть выпускников школ оказываются не обученными речевой деятельности   (согласно   исследованиям,   около   52%   населения   России испытывает психологические проблемы в общении). Этот факт давно ни для кого   не   является   новостью,   но   справедливости   ради   нужно   отметить: определённые шаги по изменению ситуации предпринимаются. Современные методики   преподавания   русского   языка   ориентированы   на   практическое овладение   его   нормами   и   предусматривают   владение   единицами   языка   в различных ситуациях речевого общения.  Под практическим владением языком понимается владение учащимися всеми   видами   речевой   деятельности:   слушанием,   говорением,   чтением, письмом – в наиболее важных сферах общения. Учащиеся должны научиться не только грамотно, в соответствии с языковыми нормами, говорить, но и приобрести   умение   задавать   вопросы   собеседнику,   выражать   согласие   или несогласие   с   услышанным,   высказывать   пожелание,   просьбу,   оценивать высказывание,   поступок   и   т.д.,   то   есть   овладеть   умениями   и   навыками вступать в общение и вести его.  Особенность коммуникативно­ориентированного преподавания русского языка заключается в практической речевой направленности, которая является не   только   целью,   но   и   средством.   Для   формирования   навыков   общения необходимо   в   процессе   обучения   создавать   условия   речевого   общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в общении.   Учиться   общению   общаясь   –   вот   основная   характеристика коммуникативности. Это находит выражение в особой организации учебного материала,   составляющими   которого   являются   темы   для   развития   речи, система ситуативных (коммуникативных упражнений), тексты, разнообразные творческие   задания.   В   ситуативных   упражнениях   моделируются   речевые ситуации. То есть совокупность тех условий, которые вовлекают ученика в процесс   общения.   Речевые   ситуации,   в   которых   оказываются   школьники, побуждают   их   к   высказыванию,   вызывают   потребность   в   общении. Использование   учебных   ситуаций   общения   не   только   повышает эффективность обучения речи, но и способствует формированию и развитию интереса учащихся к русскому языку.  Занимательные,   творческие   задания,   стимулирующие   у   учащихся желание   выразить   себя,   ­   основа   личностно   ­   деятельностного   подхода   к организации урока. Акцент смещается с активной деятельности учителя на уроке,   как   это   часто   бывает   в   школе,   на   активную     и   сознательную деятельность   учащихся.   Подобные   формы   обучения   позволяют   изменить структуру речевой ситуации, перевести её из сферы формального общения «учитель – ученик» в сферу личностно заинтересованного общения. Безусловно, многие словарные игры и занимательные задания известны, я же хочу представить задания, полюбившиеся учащимся на моих уроках. Например, творческие игровые задания, предлагающие сочинить связный и желательно остроумный текст, соблюдая разнообразные сложные условия. В этой   ситуации   не   бывает   победителей   и   проигравших,   если   получается хорошо, выигрывают все. Но самый ценный результат таких заданий в том, что исчезает свойственный многим учащимся страх перед сочинительством — в   азарте   общей   работы,   а   часто   и   в   условиях   ограниченного   времени   не приходится  хныкать: «А  я не  умею... А  у меня никогда  не  получается...» Попробовав раз и другой, все убеждаются, что могут, входят во вкус. Важно,   чтобы   ученики   знали,   что,   кроме   трудного   «серьезного» сочинительства   с   раскрытием   темы,   логическим   построением   текста, сочинительства,  бывает  и  творчество   легкое, игровое.  И  так  сочинять,  со­ чинять по­своему талантливо, неповторимо может каждый, если не убедит сам   себя   в   обратном.   Ведь   известно,   что   люди,   умеющие   рисовать   или музицировать просто так, для себя, легче справляются с душевными драмами, меньше скучают и живут более полной жизнью. А человек, который умеет сочинять, не только всегда найдет способ самовыражения, но и избавится от мучительной неспособности связать два слова, отравляющей жизнь очень и очень многим. Творческие задания дают огромный простор для фантазии и учеников, и учителя, важно только, чтобы задания были, с одной стороны, достаточно сложными, с другой — совершенно понятными. Их можно анализировать: «Вы написали сочинение без единого прилагательного, что можете сказать о своем тексте?» При сочинении рассказа, в котором все слова начинаются на одну букву   или   все   слова   каждого   последующего   предложение   начинаются   на очередную   букву   алфавита,   больше   всего   трудностей   создают   служебные слова — почему? Самый интересный рассказ, в котором 40 раз употреблены слова   с   удвоенными   согласными   в   корне,   можно   использовать   в   качестве контрольного диктанта. 1. «Рассказ по кругу». Это задание с удовольствием выполняют учащиеся разных возрастов. Желательно работать в группах, но возможно провести и в качестве   разминки   перед   какой­то   серьёзной   работой.   Первый   ученик начинает   рассказ,   придумывая   и   произнося   вслух   фразу,   например: Однажды, темным зимним вечером вся семья сидела за столом. Второй подхватывает, говоря фразу, продолжающую повествование, и т. д. Важно, чтобы получился хотя бы десяток фраз. Особенно азартно ребята пытаются своей   фразой   придать   сюжету   новый   поворот   или   поставить   в   сложное положение следующего ученика. Долго раздумывать нельзя, для поддержания темпа   можно   считать   до   трех,   пока   ученик   думает,—   если   он   не   начнет говорить,   то   ход   переходит   к   следующему.   Задание   можно   усложнить,   в частности, задать жанр рассказа, например, детектив или мелодраму. Игроки должны придерживаться избранного жанра и отвергать чужеродные фразы. В результате   получается   забавная   пародия.   За   основу   можно   взять   об­ щеизвестный   сюжет   сказки,   фильма   и   сочинить   по   нему   триллер, официальный отчет или приторное нравоучение для детей. Жанр может быть задан   и   более   узко:   описываем   пейзаж,   портрет,   создаем   диалог,   текст торжественной   клятвы,   инструкцию   по   использованию   фантастического прибора и т. п. Вариант:  сочиняйте с конца. Первый ученик говорит: «И на этом все разошлись», второй: «Он объяснил им, как было дело, и заверил, что опасности больше нет» и т.д., к началу рассказа.  Интересно   попробовать   спародировать   манеру   некоторых   людей совершенно некстати рассказывать что­нибудь «кстати». Для этого каждый игрок, кроме  фразы, продолжающей   рассказ, должен  сообщить  что­нибудь «кстати», зацепившись за любое слово в своей фразе, например: «И они в ужасе   побежали   прочь.   Кстати,   бег   очень   полезен   для   здоровья   и помогает предотвратить инфаркт». Следить за связностью рассказа в этих условиях становится гораздо труднее, но зато сам рассказ получается очень смешным.  С   помощью   таких   заданий   можно   быстро   повысить   настроение,   снять напряжение или усталость; они развивают речевую изобретательность, учат не лезть за словом в карман, думать быстро. При этом важно, что высказывание каждого   ученика   связано   с   фразами   остальных,   и   именно   это   развивает умение внимательно слушать, естественно входить в общий сюжет. 2. «Один одинокий оригинал».  Для   начала   учитель   предлагает   всем   проверить   свою   память.   Он произносит забавную фразу, которую ребята должны правильно повторить (можно говорить по очереди или хором, но повторение должно звучать только один раз). Затем учитель произносит следующую фразу, а ученики должны правильно повторить первую и вторую. Учитель   произносит третью — они повторяют первую, вторую и третью и т. д. Тот, кто сумел повторить все девять фраз, ничего не пропустив и не перепутав, может гордиться своей памятью. Вот эти фразы: — Один оранжевый осьминог откусил огурец. — Два дремучих динозавра для директора делали диван . — Три таракана тёрли тряпкой табуретку. — Четыре чудесных черепахи чавкали чебуреками. — Пятеро пухлых поросят приятно пели, постоянно похрюкивая. — Шесть шаловливых шиншилл швырялись шубами. — Семь счастливых сорок сорили семенами. — Восемь вурдалаков весело вальсировали. — Девять долговязых десантников делили драже. Теперь каждый может попробовать себя в составлении таких «девяток». Можно   сочинять   подобные   «девятки»   всем   классом   или   группами, придумав свои правила, допустим, каждая следующая фраза должна быть длиннее предыдущей на одно слово и т.д.  Такое   задание   развивает   речевую   изобретательность,   способность соблюдать одновременно несколько разных правил и в непростых условиях находить остроумные варианты.  3. «Рассказ по опорным словам». Целесообразно работать в группах. Выбираются опорные слова (можно наугад ткнуть в книгу), 7­10 слов записываются. Теперь за отведённое время (примерно 10 мин) нужно сочинить связный текст, обязательно   используя все опорные слова. Развивается   прежде всего речевая изобретательность, умение составить связный текст с соблюдением довольно сложных условий. Поскольку ключом к успешному сочинению рассказа является поиск неожи­ данных,   остроумных   сюжетных   связок,   развиваются   ассоциативное мышление, воображение, чувство юмора. 4. « Не повторяться!»  Учащиеся по кругу высказываются на одну и ту же тему. Тема может быть  любой:  погода,  описание  предмета,  человека, предложение  что­либо сделать   и   многое   другое.   Нарушивший   запрет   на   повторение   или   не сумевший   высказаться   выходит   из   игры.   Побеждает   тот,   кто   говорил последним.   Игра   очень   непроста   даже   для   старшеклассников.   Кроме обычной   внимательности,   она   требует   значительного   словарного   запаса, свободного владения речью, а при сильном составе участников — просто невероятной изобретательности. Важнейшим   компонентом   коммуникативно­ориентированного   обучения русскому   языку   является   текст   в   качестве   основной   единицы   учебного материала. На основе текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие   понятия,   на   их   базе   формируются   навыки   интерпретации   и создания   текста.   Опора   на   текст   помогает   слить   воедино   процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает единство познания системы, структуры языка и развития речи.  Поэтому   целесообразно   на   уроках   использовать  языковые   и контекстные игры, привлекающие внимание ребят к смысловому строению текста,   сложным   связям   между   текстом   и   контекстом,   прямым   и переносным   значениями   языковых   единиц.   Игры   этого   типа   развивают способность   к   глубокой   и   разносторонней,   интерпретации   текстов   и высказываний,   к   возможно   более   исчерпывающему   пониманию   предо­ ставленной информации. Задача   в   играх   может   быть   сформулирована   прямо:   понять   текст, восстановить недостающие звенья, а может быть обратной: создать контекст, который  будет  соответствовать  определенным  условиям.  Для того  чтобы эффективно использовать  контекстные игры, лучше предлагать учащимся задачи обоих типов. 1. «Дополнить текст». Учащиеся   получают   текст   с   купюрами.   Он   должен   быть   достаточно выразительным   в  стилистическом   отношении:   научным,  публицистическим, художественным. Предлагается за определенное время (от 3 до 15 минут, в зависимости   от   длины   текста)   заполнить   пропуски,  стремясь   максимально приблизиться   к   тексту   оригинала.   Можно   работать   по   одному   или небольшими группами. Когда время истекает, учащиеся по очереди предла­ гают свои варианты заполнения купюр. После знакомства со всеми версиями каждый   получает   право   высказаться   «за»   или   «против»   любого   варианта, приводя свои аргументы. После зачитывается оригинальный текст. Работа с текстами   разных   типов   может   стать   хорошим   поводом   для   разговора   об информативности текстов, об «информационном шуме», присутствующем в разной   мере   в  текстах   различных   жанров.   Традиционный   текст   (народную сказку,   например)   восстановить   проще,   чем   ярко   авторский,   а   особенно трудно бывает восстановить информационно насыщенный текст, например, отрывок   из   научно­популярной   книги.   Развивается     навык   вдумчивого восприятия текста, внимание к любым, даже мельчайшим, его особенностям. Восстанавливая   пропуски,   ученики   как   бы   вживаются   в   текст,   стремятся интуитивно уловить его логику, настроение, динамику. 2. «Головоломка».  Предлагается текст (чаще всего стихотворный), разрезанный на 4­5 частей, восстановить.     Стихотворный   текст   позволяет   ребятам,   кроме   смысловых связей, опереться на стихотворный размер и рифму. Игра   достаточно   сложная,   но   очень   эффективная.   Она   развивает способность   глубоко   и   полно   анализировать   текст,   не   упускать   из   виду тончайшие   смысловые   нюансы,   чувствовать   внутреннюю   логику   фраз,   сти­ хотворную форму 3. «Гадание».  Учитель   показывает     ученикам   книгу   и   сообщает,   что   с   ее   помощью каждый сможет заглянуть в будущее. Можно обсудить и решить вместе, на какой период времени делается «прогноз»: на ближайшие несколько дней, на год, на всю жизнь? Учитель объявляет количество страниц в книге. Ученики по   очереди   называют   номер   страницы   и   какое­то   по   счету   слово   или предложение   (в   зависимости   от   типа   книги   и   от   того,   как   договорятся). Например:   страница   28,   седьмое   слово   сверху.   Учитель   находит   и   читает загаданное вслух, а   ученик записывает на свой листок. Когда загаданные слова или фразы запишут все, ведущий засекает время (несколько минут), за которое каждый должен составить для себя «предсказание судьбы». Затем предсказания можно прочитать вслух. Можно составить коллективное «предсказание» всему классу, объединив в нем все загаданные слова и фразы. Развивается   способность   максимально   использовать   имеющуюся информацию, воспринимать ее по­новому, в неожиданном свете. При работе с несколькими   словами   требуется   также   умение   увидеть   неочевидные   связи между словами, употребить их в едином контексте. 4. «Глокий язык». Сначала учитель разбирает с ребятами знаменитую фразу Л. В. Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка» (если класс не работал   с   ней   раньше).   Ребята   убеждаются,   что,   во­первых,   в   этой   фразе ничего не понятно, поскольку таких слов в русском языке нет, во­вторых, очень   многое   все­таки   понятно,   например,   можно   с   уверенностью   сделать полный синтаксический разбор предложения и морфологический разбор всех слов в нем. Постепенно формулируются правила «глокого языка». Все корни в   нем   —   вымышленные,   не   существующие   в   русском   языке.   Остальные морфемы, служебные слова и правила грамматики — русские.  Когда правила сформулированы, ученики получают задание: продолжить рассказ о «куздре». Сочинять можно самостоятельно или в группах по два­три человека. На эту работу нужно отвести не менее 10 минут. Можно провести конкурс переводов с   «глокого   языка»,   попробовать   написать   на   этом   языке   стихотворение, сказку,   пьесу.   Еще   интереснее   задать   жанр   или   эмоциональный   настрой текста: написать страшную историю, веселое четверостишие. После такого задания   важно   понаблюдать,   какие   корни   изобретают   сочинители   для передачи того или иного настроения.   «Глокий   язык»   —   прекрасный   способ   поработать   с   единицами   языка, отношениями   между   ними,   языковыми   законами.   Лишенные   лексического значения «глокие» фразы позволяют наблюдать голые словообразовательные, морфологические и синтаксические абстракции, и благодаря этому многие сведения   о   языке,   просто   принятые   учениками   на   веру,   обретают убедительность, яркость. Ученик не должен оставаться равнодушным и безучастным на уроке. Как организовать деятельность учащихся, чтобы вместе с информацией по теории предмета   ученик   получил   возможность   речевой   коммуникации,   чтобы   он удовлетворил своё желание выразить себя доступными для него средствами? Ответом на этот вопрос могут стать  коммуникативные задания, которые можно предложить старшеклассникам. Например, нестандартные вопросы. Их могут задавать как учитель, так и сами ученики.  ­ Ты выиграл миллион рублей, как распорядишься им? ­ Назови место на Земле, где ты мог бы чувствовать себя счастливым?  ­ Самый сильный тот, кто… ­ Ни один человек не должен… ­ Характер человека лучше всего раскрывается… ­ Хорошо довольствоваться тем… Ученики   учатся   составлять   экспромты,   продолжая   начатую   мысль,   т.е. создаётся ситуация, ставящая их в позицию творчества.  Нужно предлагать учащимся такой текст или тему, которые затронут их сердца и чувства. Какой бы ни была тема урока, её всегда можно изучать на материале,   волнующем,   будоражащем   мысль,   побуждающем   к   активному действию   на   уроке.   А   при   работе   со   старшеклассниками   среди   прочих важных   тем   обязательно   должен   быть   разговор:   о   современной   молодёжи (   «Что   вы   думаете   о   нынешней   молодёжи?»),   о   любви,   о   пороках,   о межличностных отношениях (« Напишите за 10 минут качества характера, необходимые   для   эффективного   общения.   Чем   больше,   тем   лучше»),   о времени («А вам хотелось бы знать, что станет с вашими внуками через 100 лет?»),  о самовоспитании («Как жить с самим собой?»).  Наряду  с  серьёзными  текстами  и  темами  можно  предложить   работу  по теме, кажущейся на первый взгляд абсурдной. Например, написать сочинение на тему «Размышления чистого носка, попавшего по ошибке в холодильник, набитый продуктами». От первоначального неприятия темы («Бред! Что тут можно   написать?   Сколько   слов?   250?!»)   ученики   постепенно   переходят   к обсуждению,  а  потом  и  к  написанию  своих   произведений,  которые   подчас далеко превосходят заявленные 250 слов текстового объёма. Появляются и фантастические   рассказы,   и   жалобные     письма   родственникам­носкам,   и официальные отчёты о командировке в холодильник, и слезливые мелодрамы и многое другое. Цель достигнута – создана необходимая речевая ситуация, творческий   процесс   пошёл.   Или,   например,   нужно   написать   сочинение   ­ рассуждение на тему, требующую доказательства «от противного» («Очень полезно всё время проводить за компьютерными играми»).  Таким   образом,   использование   творческих   заданий,   позволяющих разнообразить   речевые   ситуации   «ученик   –   учитель»,   «ученик   –   ученик», стимулируют   процесс   создания   учащимися   собственного   высказывания (текста).  Как же построить урок, на котором ученик начнёт говорить, то есть урок,   Думается, способствующий   развитию   коммуникативной   компетенции?   ориентир деятельности учителя в этом направлении обозначил Игорь Шехтер, автор   собственного   метода   обучения   иностранному   языку.   «…Хочу напомнить, что человек не всегда говорит. Порой и молчит. Психология даёт ответ на вопрос: «Когда человек говорит?»  Когда у него появляется желание что­то   сказать   и   цель,   и   ещё,   конечно   же,   собеседник.   Вот   эти   три компонента». Очень важно, чтобы на уроке были созданы условия для возникновения этих важных компонентов, а значит, для того, чтобы ученик заговорил. Очень важно   вооружить   своих   учеников   таким   важным   в   современной   жизни умением – умением говорить, строить общение. Литература 1.     Лакоценина,   Т.П.Современный   урок.   Часть   5:   научно­практическое пособие../ Под общ. ред. Т.П.Лакоцениной. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.   2.       Петрановская., Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя/ Л.В. Петрановская. ­  М.: МИРОС ­ МАИК, 2000. 3. Пташкина., В.Н.   Игровые технологии на уроках русского языка. 5­9 классы: игры со словами, разработки уроков / В.Н.Пташкина . – Волгоград: Учитель, 2011. 4.   Чевтаева,   И.Б.,   Шампур,   В.П.,   Пташкина   ,   В.Н.   Русский   язык.   9­11 классы: формирование коммуникативной компетенции старшеклассников (разработки   уроков,   ситуативные   упражнения)/   И.   Б.   Чевтаева,   В.П. Шампур, В.Н.Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2012.

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции: система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »

Методическая разработка на тему: «Формирование коммуникативной компетенции:  система творческих заданий на уроках русского языка в 11 классе »