Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации биологической направленности для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
«ЛЕСОВЕДЕНИЕ – НАУКА О ЛЕСЕ»
Цель: ознакомить учащихся с различными типами лесов, показать, что лес
– исключительное по сложности, разнообразию и многочисленности связей
сообщество организмов; познакомить с профессиями, связанными с лесом;
развивать практические умения, связанные с лесом и его обитателями.
Занятие 1.
Лекция с анкетированием по первичным знаниям. Основоположник науки
о лесе – русский ученый Г. Ф. Морозов. Леса планеты, России, Поволжья.
Изменение микроклимата под влиянием леса.
Анкетирование по первичным знаниям.
Вопросы:
1. Что такое лес?
2. Чем лес отличается от сквера?
3. Какое значение имеет лес в жизни человека?
4. Что такое заповедник? Для чего нужны заповедники?
5. Что такое национальный парк? Чем он отличается от заповедника?
6. Какие виды редких и исчезающих растений и животных, обитающих в
лесах нашей области, ты знаешь?
7. Что такое «зеленый патруль»? Каковы его задачи?
8. Что такое лесоведение?
9. Что такое «санитарные рубки»?
10. Какие профессии связаны с лесом?
Занятие 2.
Практическая работа 1. Определение возраста дерева в лесу.
Цель: научиться определять возраст дерева по различным признакам:
1) по спилу;
2) по форме кроны:
– в форме стрелы;
– в форме шара;
– в форме крыши;
3) по цвету коры:
– светлая;
– темная;
4) по ярусам ветвей (хвойные).
Вывод.
Занятие 3.
Лекция. Многообразие видов лесного сообщества, преобладающие виды,
их влияние; распределение видов по ярусам. Взаимосвязь ярусов леса.
Профессии, связанные с лесом.Блицопрос первичных знаний по теме «Многообразие видов лесного
сообщества».
Вопросы:
1. Назвать основные показатели, характеризующие любое сообщество.
2. Как определить обилие вида?
3. Что означает доминирование вида в сообществе?
4. Что такое «периодичность»?
5. Что такое «разнообразие»?
6. Что такое «структура биоценоза»?
7. Какие ярусы обычно выделяют в лесу?
8. По каким параметрам виды распределяют по ярусам?
9. Сколько ярусов выделяют по классификации Казенса?
10. Влияют ли ярусы друг на друга? Приведите примеры.
11. На какие группы можно разделить деревья верхнего яруса?
12. Какие виды яруса называются господствующими?
13. Какие виды яруса называются согосподствующими?
14. Какие виды яруса называются подчиненными?
15. Какие виды яруса называются угнетенными?
16. В каком смысле в данном случае употребляют термин
«господствующий»?
Пример карточкизадания для диагностики
Определить форму взаимоотношений в следующих примерах:
1. Подосиновики чаще всего встречаются в осиновых зарослях, а
подберезовики – в березовых рощах.
2. На некоторых стволах деревьев видны наросты в виде копыта. Это –
грибытрутовики.
3. В загущенных посевах коксагыза семена, проросшие быстрее, получают
больше питательных веществ и воды. Уже через 20–30 суток гибнут те
растения, которые попадают под розетки листьев ранее выросших растений.
4. Обычно добычей волков становятся слабые и менее быстроногие олени.
Занятие 4.
Практическая работа 2. Составление схем пищевых связей в лесу.
Цель: отработать умения по составлению пищевых цепей.
Оборудование: на каждом столе – набор коллекций или чучела
соответствующих животных.
1 вариант: пшеница, мышь или полевка, сова обыкновенная, клевер,
лисица.
2 вариант: тля, сосна обыкновенная, божья коровка, насекомоядная птица,
хищная птица, паук.3 вариант: гусеница бабочки, трава, пауки, хищная птица, насекомоядная
птица.
4 вариант: водоросли, хищные птицы, растительноядные рыбы, хищные
рыбы, рыбоядные птицы.
5 вариант: трава, лисица, кролик, мышь, блохи.
6 вариант: грибы, белка, орехи, куница, мелкие насекомоядные птицы.
Задание:
1. Из имеющегося набора растений и животных составь пищевую цепь,
последовательность звеньев запиши в тетрадь.
2. Подпиши, к какой категории относится каждый организм.
3. Все ли категории организмов присутствуют в предложенном перечне?
Почему? А в природе? Объясни, почему необходимо присутствие организмов
всех категорий.
4. Всегда ли пищевая цепь прямолинейная? Почему?
5. Сделай вывод: что же такое пищевая цепь?
Н а п р и м е р: пункт 1 (4й вариант).
Водоросли – растительноядные грибы – хищные рыбы – рыбоядные
птицы – продуценты – консументы I – консументы II – консументы III –
хищные птицы – консументы IV.
Занятие 5. ДИАГНОСТИКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Устный контроль знаний в форме викторины.
Вопросы:
1. Какие леса растут в области?
2. Какова площадь хвойных лесов в области? Где они расположены?
3. Какую площадь занимают лиственные леса в области? Как они
подразделяются?
4. Почему вырубки хвойных лесов зарастают березняком или осинником?
5. Какие водоохранные свойства леса вы знаете?
6. В каком возрасте начинают плодоносить древесные породы?
7. Что называется лесовозобновлением?
8. Как следует хранить семена древесных пород?
9. Сколько лет живут дуб, липа, сосна?
10. Почему в лесу зимой почва не промерзает глубоко?
11. Почему дороги в лесу после дождя дольше не просыхают, чем в поле
или степи?
12. Почему на коре деревьев с течением времени образуются трещины?
13. Почему в сосновом бору у деревьев много отмерших сучьев, а зеленеют
только верхушки?
14. Почему годичные слои древесины в разные годы имеют неодинаковую
толщину?15. Почему подрост под пологом родительских деревьев растет медленно?
16. Какое древесное растение употребляется для закрепления песков?
17. Какими свойствами обладает древесина дуба и где она используется?
18. Какими качествами обладает древесина березы и где она используется?
19. Какие основные части различают в стволе дерева?
20. Какими свойствами обладает древесина осины и где она используется?
21. Где применяется сосна?
22. Древесина какого дерева особенно устойчива против гниения?
23. Какие основные части различают в толще древесины?
24. Что называется лесовозобновлением?
25. Какое лесовозобновление называется естественным, а какое
искусственным?
Письменная диагностика по трем вариантам.
1 вариант:
1. Что такое продуценты?
2. Раскройте понятие экологической пирамиды.
3. Составьте пищевую цепь из следующих организмов: божья коровка,
сосна обыкновенная, тля, насекомоядная птица, хищная птица.
2 вариант:
1. Что такое консументы?
2. Какие изменения происходят с растениями в весенний период?
3. Составьте пищевую цепь из следующих организмов: пшеница, сова,
мышь, лисица, блохи.
3 вариант:
1. Что такое редуценты?
2. Исключения из правил экологической пирамиды.
3. Составьте пищевую цепь из следующих организмов: гусеницы,
наездники, листва деревьев, куница, насекомоядные птицы.
Занятие 6. Урокэкскурсия.
Тема: СЕЗОННЫЕ И СУТОЧНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛЕСНОМ
СООБЩЕСТВЕ
Цели: дать учащимся понятие о постоянно повторяющихся явлениях в
жизни растений и животных, подробно остановиться на периодах весны.
Задачи:
развивать у учащихся представления о взаимосвязях
растительного организма с условиями окружающей среды; способствовать
эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства;
развивать общеучебные умения по оформлению письменного отчета об
экскурсии.Формы проведения урока: миниконференция, экскурсия.
Методы – словеснонаглядный, репродуктивный.
Оборудование: таблицы, гербарные экземпляры растений, коллекции
животных, определительные карточки.
Ход урока (экскурсии)
Цель экскурсии:
а) познакомить учащихся с различными периодами весны, ее погодными
особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой
природы.
1. Подготовка к экскурсии.
Учащиеся готовят сообщения о весенних месяцах, в течение 5–10 минут
проводится беседа, в ходе которой выясняются знания учащихся об
изменениях в жизни растений и животных весной (в марте, апреле и мае);
повторяются правила поведения в природе; учащиеся делятся на группы,
назначается ответственный за группу.
2. Проведение экскурсии.
Задание 1. Каждому звеньевому даются карточки с изображением
растения и его описанием. Звеньевой зачитывает это описание, а каждый член
его звена записывает в блокнот номер карточки и видовое название растений.
Ответы проверяются. Победитель в звене должен найти эти растения в
природе (не срывать!) и показать их учителю.
Название растения
№ карточки
Особенности внешнего строения
листьев
цветка
Задание 2.
Учебная задача. Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут,
почему так быстро выросли и зацвели ветреницы дубравная и лютичная,
медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы?
Учащиеся вспоминают непременное условие цветения растений – наличие
в организме питательных веществ.
Учитель. Какие органы этих растений содержат питательные вещества?
(Демонстрируются карточки с изображением раннецветущих растений со
всеми органами, в том числе и подземными.)
Ответ. Запас питательных веществ находится в подземных органах
(корневище, луковице, корнеклубне).
Учитель. Почему первоцветы торопятся цвести?Ответ. Все первоцветы светолюбивы и цветут до появления листьев на
деревьях и кустарниках, пока в лесу много света. (Ответ фиксируется в
блокноте.)
Задание 3.
В течение 5 минут нужно понаблюдать за цветками
раннецветущих растений, последить за посещением их насекомыми и
выяснить, как происходит опыление.
Каждое звено наблюдает за определенным видом растений (прострел
поникший, гусиный лук, чистяк весенний, хохлатка, ветреница дубравная,
матьимачеха).
В ы в о д: насекомые чрезвычайно редко посещают цветки.
Беседа по вопросам:
1. Какие приспособления для перекрестного опыления выработались у
этих растений?
2. Чем обусловлена окраска цветов? Имеются ли у цветков нектарники?
3. Возможно ли у этих растений самоопыление?
4. Как размножаются эти растения, если насекомыхопылителей в период
цветения недостаточно?
Задание 4. Понаблюдать за цветением деревьев и кустарников (каждому
звену по 1–2 вида).
О ф о р м и т ь з а п и с и в в и д е т а б л и ц ы:
Название деревьев
и кустарников
Внешний вид соцветий
(схематические рисунки)
Пестичные
цветки
Тычиночные
цветки
Растения
однодомные и
двудомные
Ответить на вопросы:
1. Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ
опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение
деревьев в период полного облиствения?
2. Подсчитано, что у деревьев соцветий тычиночных больше, чем
пестичных. Объясните данное явление.
3. Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка,
метелка, кисть, а не в соцветия – корзинки, колос?
4. Когда деревья цветут, кустарники (исключение – лещина) находятся в
стадии бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?
С д е л а т ь в ы в о д: Какие изменения происходят в природе весной? Что
характерно для весеннего леса?
Учитель сообщает о реакции растений на изменение продолжительности
дня, о короткодневных и длиннодневных растениях; оценивает учеников,принимавших участие в обсуждении результатов заданий. На следующем
уроке сдаются письменные отчеты об экскурсии.
Занятие 7 (итоговое). КОНКУРС «РОБИНЗОНОВ»
Ход конкурса
1. Разминка.
Командиры групп по очереди берут конверты с вопросами и,
посовещавшись с командой, дают ответы на вопросы викторины.
Вопросы викторины:
1. Почему лес – «зеленое золото»?
2. Что такое тайга?
3. Какой лес называют красным лесом?
4. Почему лиственницу так называют?
5. Какое дерево нельзя сплавлять по рекам? Почему?
6. Почему березку называют пионером леса, а березовый лес временным?
7. В каком лесу темней: еловом, сосновом, смешанном? Почему?
8. Сосна укрепляет пески, а ель – нет. Почему?
9. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?
10. Из какого дерева в старину делали обувь, плели рогожи и делали
мочалки?
11. Какую роль играет ива для берега реки, пруда, водохранилища?
12. Какое лесное растение ценят металлурги?
13. Ведьмы существуют только в сказках, но в лесах встречаются
настоящие «ведьмины метлы». Что это такое?
14. Из каких древесных пород добывают живицу и что из нее
вырабатывают?
15. Есть ли у дерева лишние ветки?
2. Конкурс «Подснежник».
(По одному участнику из команды.)
На карточке перечислены признаки раннецветущего растения.
Задача участника:
а) дать правильное видовое название;
б) выбрать с подносов карточки с изображением всех органов растения;
в) рассказать о биологически интересных фактах из жизни растения, о
возможных мероприятиях по его охране.
3. Конкурс «Человек в экстремальных условиях».Задача 1й команде. Вы оказались в одиночестве в тайге. У вас есть
топор, нож, нитки с иголкой, спички и котелки. Что вы будете есть, чтобы не
умереть с голоду? (Выбрать с подноса соответствующие виды растений и
животных.)
Задача 2й команде. То же самое, только человек заблудился в
широколиственном лесу.
Задача 3й команде. Рассказать, как определить в лесу стороны света и
каких правил надо придерживаться, чтобы не сбиться с выбранного
направления движения.
Задача 4й команде. Рассказать о мерах первой помощи при укусах
кровососущих насекомых (комаров, гнуса, клещей).
Задача 5й команде. Меры оказания первой помощи при укусе гадюки и
переломе конечностей. Возможность транспортировки пострадавшего.
4. Конкурс «Друг природы».
(По одному участнику из команды.)
Показываются слайды,
изображающие результаты неправильного
отношения человека к природе.
Задача: кратко рассказать о нарушениях в природе по вине человека и
возможных способах охраны природы.
Оценка учащихся производится жюри: учителем и пятью учениками. Можно
составить анкету, которая облегчит подсчет баллов. На основании их
количества выставляются оценки ученикам, а также определяется команда
победитель.