Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"
Оценка 4.9

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
искусство +2
Взрослым
11.01.2019
Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"
Краткая история становления вокальных эстрадных стилей. Изучение истории становления вокальных эстрадных стилей осложняется недостатком работ о ней на русском языке и недостаточной освещённостей на русском языке развития эстрадного направления как у нас в стране, так и за рубежом исторического периода с 40-х по 2000 годы. Из советских авторов мы можем упомянуть лишь немногих исследователей данного жанра: В.Конен, А.Баташев, В.Симоненко, И.Бриль, О.Степурко. и др. Характеристика стилей. Пение в различных стилях.
Методическая разработка ОСНОВЫ ЭСТРАДНОЙ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.doc
Частное образовательное учреждение  Среднего профессионального образования Московский городской открытый колледж МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Основы эстрадной вокальной музыки»     по специализации эстрадное пение преподавалель  Каяниди Лилия Данииловна Москва 2018  Введение 1.Краткая история становления вокальных эстрадных стилей; 2.Характеристика стилей; 3.Пение в различных стилях; 4.Список литературы. Краткая история становления вокальных эстрадных стилей         Изучение истории становления вокальных эстрадных стилей осложняется недостатком работ о ней  на русском языке и недостаточной освещённостей на русском языке развития эстрадного направления как у нас в стране, так и за рубежом исторического периода с 40­х по 2000 годы. Из советских авторов мы можем упомянуть лишь немногих исследователей данного жанра: В.Конен, А.Баташев, В.Симоненко, И.Бриль, О.Степурко. и др.         В то же время за рубежом есть немалый опыт в данной области знаний: это и глубокие фундаментальные исследования, и обилие популярных изданий, и обширнейшая периодика. Вот имена наиболее известных авторов: У.Сарджент, Б.Уланов, М.Уильямс и др.           Краткий исторический обзор становления эстрадных вокальных стилей конечно, не может охватить всего разнообразия талантливых исполнителей и осветить все множество направлений   и   стилей   данного   жанра.   Цель   данной   работы­познакомить   учащихся­ вокалистов и педагогов с наиболее известными стилями эстрадных жанров, некоторыми стилевыми   особенностями   вокальной   техники   и   манерой   звукоизвлечения, родоначальниками   джаза   и   исполнителями­вокалистами.   При   этом   подчеркиваю необходимость дальнейших исследований и публикаций в данном направлении.         Основные этапы: Спиричуэл. Рождение блюза. Новый Орлеан­колыбель джаза. Эпоха биг­бэндов. Бесси Смит. «Горячая» новоорлеанская музыка (диксиленд). Луи Амстронг. Д.Эллингтон. Фэтс Уоллтер. Буги­вуги. Годы Великой Депрессии. Свинг оркестра Каунта Бейси.   Дансинг­оркестра   Глена   Миллера.   Вокальный   стиль   Билли   Холидей.   Элла Фицджеральж­королева джаза. Сороковые годы. Новый стиль­бтбоп.. Дальнейшее развитие эстрадных жанров­ритм­энд­блюз, соул, рок­н­ролл, биг­бит, поп­музыка и др.; мюзикл, рок­опера;   современные,   наиболее   распространенные   стили:   хард­рок,   хэви­метал, альтернативная музыка, соул, новая волна, реггей, ритм­энд­блюз, джаз­рок, арт­рок и др. «Пение в разных стилях»         Слово Стиль имеет довольно большую и занятную биографию. Слово это греческое. Стилос  ­   так   назывались   заостренные   палочки,   которыми   писали   на   покрытых   воском дощечках.   Тупым   концом   можно   было   стереть   запись,   и   поэтому   возникла   поговорка: «Чаще   повёртывай   стиль»,   то   есть   чаще   исправляй   написанное.   Так   родилась   понятие «хороший стиль»,  сначала  обозначало  хороший  почерк, а затем хороший  литературный слог. В современном языке слово это тоже неоднозначно. В применении к литературе и другим искусствам   оно   обозначает   систему   образов,   жанров,   выразительных   приемов, характерныхдля   того   или   иного   поэта,   живописца,   композитора   (стиль   Баха,   Шопена, Мусоргского),   для   какого­либо   художественного   направления   (романтический   стиль)   и даже для целой эпохи   (стиль эпохи Возрождения). Применяют это понятие также для обозначения  способа изложения музыкальной  мысли (полифонический  и гармонический стили, речитативный стиль, стиль бельканто (итал.) ­ буквально: прекрасное  пение ­ и пр.) Но всегда речь идет именно о системе. О совокупности выразительных средств. Разные значения   слова   «стиль»   могут   по­разному   и   проявляться   в   каждом   конкретном произведении. Пение  ­   это   музыкальное   использование   голоса,   при   помощи   которого   вы   передаете аудитории свои идеи и эмоции. Технически же это не что иное, как растянутая речь, только в   большем   динамическом   и   звуковысотном     диапазонах.   Способ   звукоизвлечения   при работе   в   разных   стилях   не   изменяется.   Менее   чем   за   век   из   народных   традиций негритянского развлекательного музицирования получила широкое развитие американская музыка, называемая  джазом. Джаз  отличает  импровизация  часто нескольких  музыкантов одновременно. В джазовой композиции изначальная тема ­ начальная точка отчета для музыканта, чтобы высказаться в собственном соло.  Темой может служить  популярная песенка или  блюз, которую сами музыканты   не     написали,   однако   в   процессе   их   игры   или   пения   рождается   новое произведение. Сегодня джаз включает в себя огромное количество стилей: от архаичного народного блюза, рэгтайма,   нью­орлеанского джаза и диксиленда, через свинг, би­бол и современный   джаз   к   абсолютно   свободным   формам   фри­джаза   и   электронной   музыки. «Если вы слушая эту музыку, не притоптываете ногой ­ Вам никогда не понять, то такое ДЖАЗ» (Луи Армстронг). Как   и   всякая   профессиональная   музыкальная   традиция,   джаз   берет   свое   начало     из народных источников. Его происхождение теряется в веках, но известно, что чёрные рабы, насильно оторванные от родной культуры своих предков, выработали новые формы песни ­ повествования.   Чёрная   музыка   в   Америке   сохранила   много   черт   африканского музицирования, такие, например, как ритмическая четкость и коллективная импровизация. Мы выделим три основных источника возникновения джаза. Это: 1. СПИРИЧУЕЛ и ГОСПЕЛ ­ духовные песнопения негров. 2. БЛЮЗ ­ изначально развлекательная музыка, исполняемая бродячими исполнителями, как правило с текстом о нелегкой жизни чернокожего населения. 3.РЭГТАЙМ ­ фортепианная танцевальная музыка. Спиричуэл и госпел Наиболее   известная   форма   ранней   афроамериканской   музыки   ­   религиозные   напевы   с текстами, основанными на Ветхом Завете. Более позднее образование ­ госпел, основанный на текстах Нового Завета. Блюз Афро­американская музыка 20 века. Часто подразумевается,что «петь блюз» или «играть блюз» надо для того, чтобы избавиться от «theblues»­тоски. Это на столько важно для исполнительского блюза, что многие поддерживают эту традицию: нельзя играть музыку пока не возникнет «bluefeeling» (тоскливое ощущение). Для многих в этом суть искусства; певец   или   исполнитель,   который   не   может   или   не   выражает   блюзовое   ощущение,   не «блюзмен». Определенные свойства тембра, включающие «скрипучую» или « рычащую» голосовые техники. Ассоциируются с этой манерой выражения, ровные смягченные тона, выливающиеся  в печальные и скорбные звуки, считаются частью музыкального словаря блюза.   Итак,   если   исполнение   блюза   можно   имитировать,   то   ощущение   блюза,   как утверждают   его   исполнители,   нельзя.   Исполнители   придают   определенное   значение способности зарифмовать песню, импровизация же является существенной частью блюза, хотя и не в такой степени.как в других джазовых стилях. Чтобы облегчить импровизацию, независимо   идет   ли   речь   о   стихах   или   инструментах,   был   создан   ряд   моделей,   самый известный из которых – 12­ти тактовый блюз. Оказалось, что в первом десятилетии 20 века она   приняла четкую форму 3­строчной строфы, в которой повторяется первая строка. Теоретически это давало возможность  не импровизировать третью, рифмующуюся строку, а   выпевать   повторение   первой.   Блюз,   несмотря   на   кажущуюся   простоту   музыкальных форм,   по   своей   природе   всегда   исполняется   с   бесконечными   вариациями.   Попросту говоря, это музыкальная форма, состоящая из 8­ми или чаще 12­ти тактов, текст в которой организован следующим образом: первая строчка повторяется дважды,а третья является логичным   выводом   из   предыдущих.   Характерное   узнаваемое   «блюзовое»   звучание достигается путём использования БЛЮЗОВОГО  ЛАДА (3 и 7 ступени темперированного мажорного лада понижены) Частичное   слияние   блюза,   госпела     вокальных   групп   и   других   форм   черной   музыки отразилось   в   возникновении   обобщенного   жанра   РИТМ­ЭНД­БЛЮЗ.   Некоторые   из исполнителей госпела соединили их технику с техникой блюзов, порой внося небольшие изменения в тексты. СОУЛ­БЛЮЗ своим возникновением обязан этому синтезу стилей. В экспериментах с плавным сентиментальным пением и грубым, кричащим голосом в манере госпела создается хит «CryCryCry». Близка черным традициям еще одна форма «белого блюза» ­ довольно распространенный «ГОВОРЯЩИЙ» БЛЮЗ. Он скорее проговаривался, чем   пелся,   в   лаконичной   сухой   манере   под   аккомпанемент   гитары.   Среди   великих исполнителей блюзов ­ Бесси  Смит, Билли Холидей. Стиль фортепианного блюза частично произошел от рэгтайма; у «кабацкого стиля»,а также музыки,   игравшейся   в   барах   и   т.д.,   обнаруживается   сходство   с   импровизированными рэгтаймами.   Слово   «кабацкий»   использовалось   как   синоним   слов   «грубый»   и   «сырой» (неразработанный).   Будучи   разновидностью   фортепианного   стиля,   «кабацкая»   музыка обычно   исполнялась   в   размере   4/4   с   рэгтаймовыми   басовыми   фигурами   или   в сопровождении мощного импровизированного аккомпанемента левой руки.известного  как «stomping» (топание) для создания басовых вариаций. РЭГТАЙМ  ­   приемы   мелодического   развития   (повторение),   когда   одна   и   та   же музыкальная фраза повторяется в другой тональности на секунду или терцию; принцип вопрос­ответ, когда вторая фраза противопоставляется первой. Размер рэгтаймов: 2/2, 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.  Регтайм  или  стиль   «рег»  ­ прекрасные ритмы африканской музыки при исполнении   полек,   кадрилей   и   других   танцев.   Рэгдайм   приобрел   самостоятельность, появился танец «Кэй куок» (исполнитель Скот Джоплин). САУНД/Sound  ­   одна   из   важных   стилевых   категорий   джаза,   характеризующая индивидуальное   качество   звучания   инструмента   или   голоса.   Определяется   способом звукоизвлечения,   типом     атаки   звука,   манерой   интонирования   и   трактовкой   тембра, является индивидуализированной формой проявления звукового  идеала в джазе. Понятие саунда применимо также к звуковому стилю ансамблевого или оркестрового исполнения. СВИНГ(Swing  ­   англ.   качание,   взмах;   свинговая   триольность)   –   это   выразительное средство   в   джазе.   Характерный   тип   метроритмической   пульсации,   основанной   на постоянных   отклонениях   ритма   (опережающих   или   запаздывающих)   от   опорных   долей граунд­бита.   Благодаря   этому   создается   впечатление   большой   внутренней   энергии, находящейся   в   состоянии   неустойчивого   равновесия,   эффект   «раскачивания»   звуковой массы,   расшатывание     ритмической   основы.   При     свинге   возникают   метроритмические конфликты, сконцентрированные   главным     образом вокруг основных тактовых долей, которые для усиления импульсивности  ритма подчеркиваются сильными    акцентами. В этом   состоит   его   отличие   от   других   типов   джазового   бита.   Ритмическая     свобода   и особенности фразировки, когда  солист чуть­чуть отстает от бита (что позднее стало общей стандартной техникой свингования на всех инструментах), характерных для исполнения в стиле   свинг   Билли   Холидей     и   Эллы   Фитцджеральд.   В   качестве   типичного   примера вокалиста можно привести и Френка Синатру, взлет популярности которого произошел благодаря оркестру Томми Дорси. Эра свинга – это эпоха больших оркестров. Искусство свинговыхбиг­бэндов   получило   второе   дыхание.   Рэй   Конифф   первым   заставил   хор   и оркестр звучать в унисон. Он мастерски смешал и свел в одном аккорде голоса людей и музыкальных   инструментов:   женские   голоса   ­   с   трубами,   кларнетами   и   саксофонами высокого регистра, мужские ­ с тромбонами и саксофонами низкого регистра. Благодаря глубокому и сочному звуку, старый   репертуар свинговых бендов начал звучать богато, ярко, свежо. «Вечерняя   серенада»   Шуберта   и   «Фантазия­экспромт»   Шопена   (кстати   как   и «Подмосковные вечера») могут стать подлинной школой свинга: «освинговывание» этих поистине   бессмертных   мелодий   сделано   с   таким     блеском,   что   эти   композиции   стали хрестоматийными.   В   одном   из   альбомов   Р.   Конифф   получает   эффект   звучания   хора голосами   всего   шести   певцов   ­   трех   мужчин   и   трех   женщин.   Элла   Фитцджеральд   в совершенстве   владела   техникой   вокала,   она   была     точна   и   технична,   демонстрировала ясность и интонирование, ее ноты спеты абсолютно точно, легко, и что самое главное, свингуя. Ее четкая дикция гарантировала, что каждое слово  будет наделено смыслом. СКЭТ/Scat  ­ заимствованная джазовыми музыкантами из афроамериканского фольклора техника так называемого слогового (без текстового) пения, основанная на артикуляции не связанных по смыслу слогов или звукосочетаний. В джазе этот прием трансформировался в тип  виртуозной  импровизации,  в   которой   голос  приравнивается   к  инструменту;  иногда такая   вокальная   манера   обозначается   также   термином   «инструментальное   пение». Особенно она характерна для стиля боп.  Скэт ­ это вокальная импровизация, когда голос подражает   инструменту.  Техникой   скэт  в  совершенстве  владели  Элла  Фитцджеральд  и Билли Холидей. БОП  (би  боп) ­  Модерн джаз.  Первым  стилем   современного  джаза  считается   боп. Он характеризовался усложнением гармонии, ритмики, мелодики. Чарли Паркер, известный также   как   «Берд»,   назван   отцом   современного   джаза.   Его   смелая   импровизация, совершенно свободно уходящая от мелодического материала тем, явилась своеобразным мостом   между   сладким   звучанием   популярного   джаза   и   новыми   формами импровизационного искусства, начиная с би бопа, импровизация заняла центральное место в композиции (как, фактически, находясь между темами, так и по смысловой значимости). СТРИТ­КРАЙ/Street cry  (англ. уличный  выкрик) ­ архаический фольклорный жанр. Тип городской сольной трудовой песни уличных разносчиков. В афроамериканской  народной музыке представлен множеством разновидностей ­ от коротких декламационных выкриков и   небольших   мелодических   попевок   до   развернутой   песенной   строфической   формы   из нескольких куплетов с вполне законченной и развитой мелодией. Лидером этого стиля был Дюк   Эллингтон.   Он   является   подлинно   джазовым   композитором.   Эллингтон   смог совершить от « горячего джаза» 20­х к свингу 30­х годов. Музыка его представляет собой целый мир в мире джаза. ДИКСИЛЕНД – «горячая»  новоорлеанская  музыка являлась результатом коллективной импровизации,   хотя   музыканты     могли   договориться   о   каких­либо   особенностях исполнения  заранее.  Однако, каких  бы  высот  не  достиг  новоорленанский   стиль,  любая традиция   не   была   ограничением   для   такого   гения   как   Луи     Армстронг.   Элементы солирования Армстронга отмечались удивительной мелодической изобретательностью, а также ритмической свободой. БУГИ­ВУГИ  ­   фортепианный   блюзовый   стиль,   родился   на   Юге,   для   него   характерно использование   прогрессии   блюзовых   аккордов­мощной   повторяющейся   «леворукой» фигуры. Существует   много   таких басовых моделей, но самые привычные ­ «двоение» простого блюзового баса и «гуляющий» бас в разбитых октавах. В партии   правой руки встречаются довольно сложные, часто полиритмитеские ( т.е. с наложением одного ритма на другой) фигурации. Характерными чертами буги­вуги является насыщенность брейками (остановка   сопровождения   левой   руки   для   выхода   на   последующую   импровизацию   в правой)   и   риффами   (короткие   мелодические   фразы,   повторение   которых   раз   за   разом нагнетает   напряжение)  –  эти  приемы  найдут  отражение  в  оркестровом   звучании   стиля свинг и станут первой ступенькой для рок­н­ролла. Билли Холидей обнаружил и открыл для публики музыку буги­вуги. ДЖАЗ­РОК­РИТМ  8/8, использование ровных восьмых длительностей в мелодической линии и ритмической пульсации. КАНТРИ­БЛЮЗ ­ это сельский блюз. СОУЛ/soul  (англ.   душа)   –   Соул   ­   музыкой   в   широком   смысле   иногда   называют   всю негритянскую   музыку,   связанную   с   блюзовой   традицией.   Под   этим   понятием подразумевается также стиль вокальной негритянской музыки, возникшей после второй мировой войны на базе ритм­энд­блюза и традиции госпел­сонга. Соул­джаз представляет собой разновидность хард­бопа, развившуюся на основе исполнительского стиля фанки. Для него тоже характерна ориентация на традиции блюза и афроамериканского фольклора. СВИТ/Sweet(англ.   Сладкий,   приятный)   ­   термин   применяемый   для   обозначения   ряда разновидностей  коммерческой  развлекательной и танцевальной  музыки сентиметального, напевно­лирического характера, а также родственных ей форм коммерциализированного джаза   (свит­джаз)   и   «оджазированной»   популярной   музыки.   К     свит­музыке   принято относить,   например,   ранний   симфоджаз,   танцевальную   свинговую   музыку   (свит­свинг). Элементы свит­стиля можно обнаружить во многих направлениях джаза (таких, как кул, фанки, соул, боссанова­джаз, джаз­рок), в современной поп­ музыке 30­х  годов. СПИРИЧУЭЛ/Spiritual  (англ. духовный) ­ архаический духовный жанр хорового пения североамериканских   негров.   Предположительно   происходит   от   одноголосных фольклорных негритянских песен­гимнов, исполнявшихся в респонсорной манере еще на заре   колониальной   эпохи,   а   в   19   в.   развившихся   в   самобытную   законченную   форму многоголосия   под   влиянием   христианской   псалмодии   белых   переселенцев.   Изучение спиричуэла   и   блюза   фольклористами,   начавшееся     приблизительно   в   середине   19   в., способствовало   пробуждению   общественного   интереса   к   негритянской   музыке   и возникновению   многочисленных   профессиональных   хоров   и   вокальных   ансамблей, исполнявших   спиричуэлы.   На   этой   основе   сложилась   концертная   разновидность спиричуэла­задолго   до   концертных   форм   блюза   и   инструментального   джаза.   В негритянском   фольклорном   спиричуэле   обнаруживается   импровизация.   Как   и   блюз, спиричуэл считается одним из главных истоков джаза. ФЬЮЖН  (сплав)   ­   сдержанная   нежность,   лаконизм,   вдумчивая   философская   манера, мечта о свете и в тоже время горечь и ирония, синтез испанской музыки и джаза. БОССАНОВА  (новая   вещь)   ­   песенно­танцевальный   жанр   бразильской   музыки. Лирическая   мелодия,   склонная   к   хроматизму   гармония.   Основана   на   ритмических формулах мамбы, самбы и румбы. ФРИ­ДЖАЗ  (свободный   джаз)   ­   ладовая   пьеса,   построенная   на   простых   звукорядах (обрубленные, грубоватые фигуры). ЗВЕЗДЫ ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА Бесси Смит, Билли   Холидей, Махелия Джексон, Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Фрэнк Синатра, Барбара Стрейзанд,   Лайза Минели,   Эдит Пиаф, Шарль Азнавур,   Ив Монтан,  Джордж Бенсон,  Стив Уандер, Джимми Ванелли,  Боб Макферен,  Даяна Росс. ВОКАЛИСТЫ РОССИЙСКОГО ДЖАЗА Ирина Томаева, Татьяна Комова, Ирина Родилес, Нона Иванова, Ирина Отиева, Лариса Долина. АМЕРИКАНСКИЕ ДЖАЗОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ К. Портер, Д. Гершвин, Д. Эллингтон, Д. Керн, Р. Роджерс, В. Юменс, Г. Арлен, Д. Макхью, Харольд Армен, Д. Ширинг. Список литература: 1.   Васина­Гроссман   В.   Книга   о   музыке   и   великих   музыкантах.   ­Москва:   Детская литература, 1986. 2. Верменич Ю. Золотой век джаза. ­Москва: Оригинал­КОН, 1996. 3. Джеймс Л.Коллиер «Становление джаза»М., 1984 4. Конен В. Дж. Становление джаза. Москва, 1984. 5. Конен В. Пути американской музыки. М., 1965. 6. Музыкальная энциклопедия. М.1974. 7. Овчинников Е.В. История джаза. Учебник: в 2­х вып.М., 1994­240стр. с нот. Ил. 8. Сандалов Илья «Краткая история» интернет­сервер «Джаз в России» 1997­1998гг.. 9. Сарджент У. Джаз. ­Москва, 1987. 10. Степурко О.М. Блюз. джаз, рок. ­Москва: студия ТЭФ, 2001. 11.   Чугунов   Ю.Н.   Эволюция   гармонического   языка   джаза.   ­Москва:   Издательский   дом Муравей,1997. 12. Энтелис Л. «Разговор о легкой музыке», изд. Знание, М., 1965.

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"

Методическая разработка на тему: "Основы эстрадной вокальной музыки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2019