Методическая разработка по предмету "Русская художественная культура"
Оценка 5

Методическая разработка по предмету "Русская художественная культура"

Оценка 5
Разработки курсов
docx
искусство +1
11 кл +1
09.10.2022
Методическая разработка по предмету "Русская художественная культура"
Данные методические материалы разработаны для углубленного изучения предмета "история искусств".
Конспект занятия по истории искусств тема 1.docx

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ г. СОЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» г. СОЧИ

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка по предмету

«Русская художественная культура»

программы углубленного уровня ARTиSHOCK

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Кудрявцева Ольга Магомедовна, педагог дополнительного образования

 

 

г. Сочи, 2020

 

Данный методический комплекс разработан для более детального изучения предмета, значение которого трудно преувеличить. Изучая историю развития искусства, знакомясь с культурной историей своего государства, дети имеют возможность не только прослеживать этапы ее развития, но и предвидеть пути ее дальнейшего развития.

В комплект методических материалов входят конспекты занятий по предмету, опросники к занятиям, тесты по определенным темам занятий с ответами.

Теоретическая часть к занятиям построена на основании имеющихся в сети интернет материалов по темам. Все ссылки к теоретическим материалам представлены в «списке сайтов». Тесты разработаны на основе теоретического материала автором-составителем данного комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6.1. Художественная культура древнерусских княжеств – Новгород, Владимиро-Суздальское княжество.

Теория Знакомство с художественной культурой Новгородского и Владимиро-Суздальского княжества. На примерах. Конспект.

Практика Выполнение теста по пройденной теме.

Цель На примерах познакомить учащихся с художественной культурой Новгородского и Владимиро-Суздальского княжества.

1 блок – Новгородское княжество.

Ход занятия:

Педагог:

Здравствуйте, ребята.

Дети:

Здравствуйте.

Педагог:

Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Русская художественная культура» (название предмета написано на доске, Слайд 1). Изучение предмета поможет нам понять, как развивалась художественная культура нашего государства, начиная с периода возникновения Древней Руси до начала 20 века. На занятии мы будем записывать важные моменты в тетрадь. Поэтому на каждом занятии у вас на столе должна быть тетрадь для конспектов и ручка. В конце каждой темы мы закрепляем знания с помощью небольшого теста. Как только мы изучим все темы предмета, вас ждет творческое задание, а какое – вы узнаете позже.

Итак, открываем тетради и записываем тему занятия:

«Художественная культура древнерусских княжеств – Новгород, Владимиро-Суздальское княжество» (тема записана на доске, Слайд 2).

Дети записывают тему.

Педагог:

Ребята, прежде чем начать изучать культуру того времени, необходимо понять, каким было государственное управление.

(Слайд 2)

Древняя Русь возникла в 882 году, после того как новгородский князь Олег захватил Киев и сделал его своей столицей (Слайд 3). С тех пор северный политический центр на некоторое время стал играть второстепенную роль. Несмотря на это, именно здесь появлялись князья-наместники, которые потом захватывали центральную власть и тоже уходили править в Киев (Владимир Святославович и Ярослав Мудрый). Обстановка кардинально поменялась, когда единое русское государство разделилось на несколько независимых княжеств. Все они управлялись членами династии Рюриковичей. Это приводило к возникновению и исчезновению союзов, объединению уделов, взаимным претензиям и кровопролитию. Великий Новгород на фоне этих событий также не мог не задуматься о собственной независимости. Историки сходятся во мнении, что период наместничества на берегах Волхова закончился в 1136 году. Тогда, согласно решению вече, был изгнан князь Всеволод Мстиславович, который бежал во время битвы у Жданой горы против войск Юрия Долгорукого. Малодушие киевского назначенца привело, во-первых, к тому, что он остался без удела, а во-вторых, к тому, что возникла самостоятельная Новгородская Русь (Слайд 4).

Давайте запишем некоторые важные моменты:

882 год – возникновение Древней Руси.

Основатель - князь Олег.

1136 год – возникла самостоятельная Новгородская Русь.

Педагог:

Теперь перейдем непосредственно к культурной стороне вопроса.

Средневековая культура Новгородской Руси заметно отличалась от культуры ее соседей. Современная наука знает о ней много благодаря тому, что здесь, на севере, сохранилось гораздо больше памятников ушедшей эпохи. Археологи, лингвисты, этнографы и другие ученые продолжают с интересом изучать наследие, которое оставила после себя Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, помогли культуре города встать на один уровень с западными европейскими центрами. Некоторые исследователи даже утверждают, что Новгород является одной из северных колыбелей Возрождения.

Жители республики были большими ценителями искусства. Об этом говорит огромное количество уникальных зданий. (Слайд 5) Большинство из них сохранилось благодаря тому, что сюда не добрались монголо-татарские орды. Регулярные нашествия степняков часто опустошали Владимирскую Русь, где приходилось заново перестраивать целые города. Во второй половине XIII века даже были забыты некоторые ремесла из-за гибели специалистов и мастеров.

Летописи - это еще одно явление, которым отличается Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, привели к тому, что авторы хроник в своих документах не только описывали события, но и затрагивали темы быта жителей и внешнего облика города. Этого стиля не было у южных соседей.

Давайте запишем некоторые важные моменты:

10 век – в Новгороде появились первые на Руси и в средневековой Европе мостовые. (Слайд 6)

Ведение летописи.

1057 год – в Новгороде в Софийском соборе написана «Остромирово Евангелие» - первая датированная рукописная древнерусская книга и первое на Руси Евангелие. (Слайд 7и 8)

Педагог:

Что же можно сказать о живописи того периода?

Больше половины памятников средневековой русской живописи сохранила именно Новгородская Русь. Сложная и дорогая техника мозаики полностью уступает место фреске, которая получает самое широкое распространение по всей Русской земле. Масштаб и объемы работ, открывавшихся перед фрескистами, требовали привлечения новых художественных сил, которые во многом стали черпаться из русской среды. (Слайд 9)

Традиции монументальной живописи стремительно распространяются на север Руси. Росписи древнерусских городов первой трети XII в. известны нам в основном по небольшим фрагментам или археологическим находкам, и лишь в Новгороде они сохранились в объемах, позволяющих составить адекватное представление о путях развития древнерусской живописи этого периода. (Слайд 10)

Кафедральный Софийский собор Новгорода, возведенный в 1045-1050 гг. и долго остававшийся единственной каменной церковью города, стоял нерасписанным более чем полстолетия. (Слайд 11)  Его интерьер был украшен лишь иконами и единичными стенописными изображениями иконного типа, от которых на южной паперти собора сохранилась композиция «Св. Константин и Елена». (Слайд 12 и 13, 14)

 Важнейшим элементом росписи Софии являлся также расширенный святительский чин, располагавшийся, вероятнее всего, в два регистра и достигавший просветных арок, где сохранились фигуры четырех святителей (Поликарп Смирнский, Карп Фиатирский, Анатолий и Герман Константинопольские) (Слайд 15). Подобный двухъярусный чин святителей отныне станет обязательным элементом новгородских храмов XII века. (Слайд 16) Так, лик пророка Иеремии исполнен в достаточно контрастной линейной манере письма, где объем лица создается последовательными напластованиями лессировочных слоев по принципу светотеневой моделировки, а завершающим этапом являются высветления, которые кладутся тонкими линиями или мазками и определяют характер образа, придавая ему аскетическую пронзительность и напряженность. (Слайд 17) Напротив, лик юного Соломона написан в сложной многослойной технике, когда светлая карнация сплавляется жидкими лессировочными тенями, постепенно проявляющими пластику формы. Освещенные места как будто прикрыты тончайшими цветными слоями, придающими свету чуть приглушенное звучание. Нарочито укрупненные черты лица и огромные, широко раскрытые глаза, не молитвенно обращенные внутрь себя и не иератически отрешенные, а направленные вовне и активно воздействующие на зрителя, — вот те новые черты, которые во многом определяют своеобразие многих памятников конца XI и первой четверти XII в., находящихся в самых разных уголках византийского культурного мира.

(Слайд 18) Особенности развития края привлекали сюда талантливых художников из всех славянских областей. На берега Волхова они стремились ради свободы и спокойной жизни, которая позволила бы им плодотворно творить. (Слайд 19) Живопись Новгородской Руси даже превосходила западную. В Европе соборы в готическом и романском стилях почти не украшались фресками. В новгородских храмах сохранилось огромное количество мозаик на самые разные библейские сюжеты. Свой расцвет местная живопись пережила в XIV веке, когда ей удивлялись даже гости из Италии и Византии. К сожалению, вся эта художественная школа ушла в прошлое. Она исчезла после присоединения республики к Москве. Князья делали все, чтобы была обезглавлена Новгородская Русь. Особенности развития сделали северные соборы богаче и красивее московских. В то же время местная аристократия была гордой и самобытной. Все это раздражало центральную власть. В XV-XVI вв., под разными предлогами, было проведено несколько фатальных погромов. Самым страшным ударом стал террор опричников Ивана Грозного. После этого новгородская школа искусства постепенно затухла и умерла.

Давайте запишем некоторые важные моменты:

(Слайд 20) «Аль секко» разновидность фрески по сухой штукатурке.

 Живопись отличается графичностью: поверх локальных раскрасок выполнен очень уверенный контурный рисунок, а проработка полутонами практически отсутствует. 

Педагог:

И немного об архитектуре.

Как и живопись, архитектура Новгородской Руси известна своей самобытностью по отношению ко владимирской, суздальской, киевской и т. д. На севере жили лучшие плотники, мастерски работавшие с разными видами древесины. На всей Руси именно новгородцы первыми освоили камень как строительный материал. (Слайд 21) 

Педагог: (Слайд 22)

 В 1044 году здесь появился детинец, а еще через год – храм Святой Софии. (Слайд 23)

Все эти шедевры архитектуры были сделаны из камня и сохранились до сего дня. (Слайд 24) Талант новгородских мастеров выражался и в передовых позициях в области инженерного искусства. Каменный мост через Волхов долгое время был крупнейшим в Европе, а его строительство велось по уникальной методике. Новгородская архитектура родилась как синтез нескольких стилей. В ней прослеживаются элементы европейского, византийского и собственно русского стиля. Греческие веяния пришли в город вместе с православной верой. Европейская школа прижилась в республике благодаря активному сотрудничеству с западными торговцами и Ганзейским союзом. Впитав всего понемногу, местные мастера создали свой собственный узнаваемый почерк. Памятники Новгородской Руси сохранились во многом благодаря тому, что зодчие строили из надежных материалов.

Давайте запишем некоторые важные моменты:

Новгородский кремль - Детинец, возник в 1044 г. Сначала был деревянный, а с 16 века - кирпичный, в таком виде сохраняется и теперь. Общая протяженность стен Кремля - 1385 метров.

1045-1050 годы – создан Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода. Является древнейшим сохранившимся каменным храмом на территории России, построенным славянами. (Слайд 25)

Педагог:

С ростом Московского княжества Новгороду пришлось балансировать между Москвой и ее внешнеполитическими противниками. Аристократия не желала подчиняться потомкам Ивана Калиты. Поэтому новгородские бояре пытались установить союзнические отношения с Литвой и Польшей, несмотря на то, что эти государства не имели ничего общего с русской культурой и нацией. В середине XV века Василию II Темному удалось юридически закрепить вассальную зависимость республики от Москвы. Его сын Иван III хотел окончательно покорить Новгород. Когда вече решило пойти на сближение с польским королем, московский князь объявил ослушникам войну. В 1478 году он присоединил Новгород к Московскому княжеству. Это был один из важнейших шагов в создании единого русского национального государства. К сожалению, политика князей и царей привела к тому, что прежнее лидирующее положение Новгорода в торговле и культуре было со временем утрачено.

И последнее, что мы запишем:

В 1478 году Иван III присоединил Новгород к Московскому княжеству. (Слайд 26)

Педагог:

Таким образом, мы наблюдаем развитие художественной культуры, толчком которого явилось образование такого сильного государства, как Новгородская Русь, собравшая самых умелых и выдающихся благодаря своей работе людей (живописцев, летописцев, зодчих).

2 блок - Владимиро-Суздальского княжество.

Педагог:

Ребята, мы с вами разобрали этапы развития Новгородского княжества. Теперь вашему вниманию представляю не мене интересную для вас тему – Владимиро-Суздальское княжество. Это «колыбель» древнерусского зодчества и художественной культуры. (Слайд 27)

Владимиро-Суздальское княжество получило независи­мость в 1132 г. 

Образовалось оно в 1157 году, когда Андрей Юрьевич Боголюбский перенес столицу Ростово-Суздальской земли из Суздаля во Владимир (на реке Клязьме). Центр княжества составляли земли в междуречье средней Оки и верхней Волги. Территория княжества расширялась в направлениях на восток (до низовьев Клязьмы и Оки и до Волги от Городца Радилова до Нижнего Новгорода) и на северо-восток (в бассейн Северной Двины и в район к северо-востоку от Костромы).

Главной целью Боголюбского стало возвышение Владимиро-Суздальского княжества. В первую очередь князь занялся обустройством столицы. На это ушло у него 7 лет. Владимир был значительно укреплен. По прообразу Киева там были установлены Золотые и Серебряные ворота, расположенные в разных концах города. (Слайд 28-29)

До настоящего времени со значительными изменениями сохранились лишь Золотые.

(Слайд 30) Успенский собор – стал духовным центром Северо-восточной Руси. (Слайд 31) Чудом русской архитектуры по праву считается  церковь Покрова на Нерли, построенная Андреем Боголюбским после кончины любимого сына Изяслава.  Однако его политика вызывала недовольство. Строительные работы стоили очень дорого, были увеличены поборы с населения. Бояре Кучковичи возглавили заговор против князя. Они ворвались в его покои и изрубили князя мечами.

С 1212 года княжество начало постепенно дробиться, и выделенные автономные удельные княжества обретали всё большую самостоятельность.

Что же можно сказать о развитии во Владимиро-Суздальском княжестве художественной культуры и зодчества? (Слайд 33)

Архитектура

Период правления Андрея Боголюбского однозначно признан всеми искусствоведами как время наибольшего расцвета архитектурной мысли Владимиро-Суздальского княжества (12 век). Во время княжения Андрея очень остро встал вопрос о самостоятельной церковной власти в северо-восточном крае. Большая роль в этом была отведена возвеличиванию культа Владимирской иконы Богородицы и других святынь. Сам князь во многом поддерживал местное епископство, которое стремилось к отделению от власти патриарха. Символом независимости владимирского церковного престола и главным храмом северо-восточных земель предстояло стать Успенскому собору, строительство которого началось в 1158 году во Владимире. (Слайд 34)

На его возведение ушло 3 года. В храме было богатое декоративное убранство, и внешне он значительно отличался от построек Долгорукого. В 1165 году был построен храм Покрова на Нерли. Заложен он был в память о погибшем сыне Андрея Изяславе и его изящные и легкие формы стали вершиной архитектурного творчества того времени. Все здания, начиная от монастырей и заканчивая дворцовыми комплексами, построенные в то время, подчинены одной идеи – органически вписываться в окружающий ландшафт. Это стало отличительной чертой зодческого искусства того периода.

(Слайд 35) Объемно-пространственное решение и характер кладки стен киевской церкви Спаса на Берестове. Каменная церковь Спаса, или Спасо-Преображенская церковь, была построена в конце XI – начале XII столетия в селе Берестово (сегодня – Киев, рядом с Киево-Печерской Лаврой), где в то время находилась резиденция киевских князей. Инициатором возведения церкви стал Владимир Мономах. В летописях церковь, соответственно, упоминается как усыпальница князей Мономаховичей. 

 

 (Слайд 36) Наиболее ранним, очевидно, является собор Елецкого монастыря. Его типологическая схема несомненно восходит к Печерскому собору; о преемственной связи с последним говорит даже название Елецкого собора - Успенский. Однако все характерные особенности нового архитектурного направления, нового типа храмов выражены здесь с предельной чистотой и отчетливостью. Об этом можно судить вполне уверенно, поскольку здание сохранилось практически целиком, хотя сильно перестроено и не реконструировано в первоначальных формах. Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий. Косвенные данные позволяют уточнить дату возведения храма: вероятно, вскоре после 1113 г.

 (Слайд 37) Несколько позже, видимо в 20-х гг. XII в., в Чернигове была построена Борисоглебская церковь, тоже почти полностью сохранившаяся и в недавние годы восстановленная в первоначальном облике. Этой церкви, так же как и Елецкому собору, свойственны все характерные особенности храмов нового типа.

(Слайд 38) После 1139 г., с переходом на киевское княжение черниговской династии Ольговичей, в Киев перешли и черниговские строители. В начале 40-х гг. XII в. в Киеве была возведена первая постройка нового типа - Кирилловская церковь - прекрасный образец шестистолпного храма.

(Слайд 39) К тому же типу относится и несколько меньшая по размерам Георгиевская церковь в Каневе, заложенная в 1144 г. Обе эти постройки полностью сохранились, хотя в настоящее время не производят впечатления памятников XII в., так как снаружи сильно переделаны. В Кирилловской церкви уцелели значительные участки древней фресковой живописи.

Давайте запишем некоторые важные моменты:

Образовалось Владимиро-Суздальское княжество в 1157 году Андреем Юрьевичем Боголюбским.

Построена церковь Спаса на Берестове – конец 11 –начало 12 веков.

Новые черты в соборном и монастырском строительстве.

Переход на равно сложную кладку.

Культовые постройки Чернигова  - Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор, Борисоглебский собор, Успенский собор Елецкого монастыря.

Возвышение Владимира на Клязьме при Андрее Боголюбском.

Приглашение Андреем европейских мастеров.

Живопись

(Слайд 40) О монументальной живописи Владимиро-Суздальской школы можно судить по сохранившимся фрагментам сцены Страшного суда Дмитриевского собора, росписи которого, по мнению исследователей, исполняли как русские, так и византийские мастера.

Фрески «Страшный суд» и улыбающиеся львы. (Слайд 41-42)

Фреска из Дмитриевского собора Владимира (северная часть свода). (Слайд 43)

Изображены апостолы: Павел, Матфей, Марк, Симон, Яков, Фома

Центральная апсида с иконой Дмитрия Солунского, купольным крестом и ковчежцем-мощевиком.
Икон XII-XIII вв. Владимиро-Суздальского княжества сохранилось немного, но среди них есть настоящие шедевры иконописи.

Это икона «Деисус» (в переводе с греческого «моление, прошение»). (Слайд 44)

С двух сторон молодого Христа изображены скорбные ангелы, композиция символизирует идею заступничества. Обычно справа и слева от Христа изображались Богоматерь и Иоанн Креститель в традиционном жесте молитвенного заступничества. «Ангельский деисус» включает в изображение Христа и двух архангелов – Михаила и Гавриила.

Живопись Владимиро-Суздальской Руси была тесно связана с традициями византийского искусства. Эту связь обнаруживает знаменитая икона «Богоматерь Владимирская». (Слайд 45)

 Существует предание, что её привёз из Константинополя в дар Юрию Долгорукому один киевский купец. Другие историки считают, что икона была подарком князю от византийских духовных и светских властей за его почтительность по отношению к Константинополю.
Неизвестный художник соединил в иконе духовное величие с трепетной нежностью матери. Владимирская Богоматерь притягивает взоры своей утончённой красотой. Не случайно именно эту икону сделал покровительницей Северо-Восточной Руси князь Андрей Боголюбский.

Икона «Димитрий Солунский» (XII век). (Слайд 46)

 Дерево, паволока, левкас; яичная темпера.156×108см. Третьяковская галерея (Москва).
Икона написана неизвестным автором по заказу князя Всеволода Большое Гнездо (в крещении Дмитрием) для Дмитриевского собора во Владимире. Дмитрий Солунский как бы олицетворяет князя-витязя, призванного творить правый суд и оберегать свой народ.
Икона «Ярославская Оранта» – икона Богородицы, написанная в XII-XIII вв. и происходящая из Спасо-Преображенского собора ярославского Спасо-Преображенского монастыря.

Богоматерь Великая Панагия (Оранта). (Слайд 47)

Ярославль. 193.2 × 120.5 см. Первая треть XIII в. Государственная Третьяковская Галерея (Москва)
На иконе – изображение могучей, но любящей и сострадающей людям Заступницы всего человечества.

Педагог:

И еще хочется отметить важные факты о летописях той эпохи.

Летописание Владимиро-Суздальского княжества.

 С приобретением все большей значимости на политической арене во Владимиро-Суздальском княжестве начинают вестись свои летописные своды. (Слайд 48-49)

Их оригиналы не дошли до наших дней, но есть упоминания в более поздних летописях: Владимирский летописный свод 12 столетия (обнаружен в составе Лаврентьевского 13 века) – авторы славили авторитет своих князей и политическую и церковную независимость северо-восточных земель от Киевской Руси. Стиль написания торжественный, с употреблением всевозможных восхваляющих эпитетов и цитат из Священного Писания. Составители останавливаются на самых мельчайших событиях, вплоть до некрологов. Летописный свод начала 13 века (Слайд 50) (найден в составе Радзивиловского) – стремление к использованию более современных оборотов речи, описание только самых значимых политических и культурных событий, не заостряя внимания на несущественных деталях. Вероятно, был иллюстрирован. Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество своим появлением создало предпосылки и условия для формирования нового образования – государства Московского.

Давайте запишем некоторые важные моменты:

Развитие монументальной живописи, иконописи.

Ведение летописных сводов (Владимирский летописный свод).

В результате монгольского нашествия, в 1243 г., Владимиро-Суздальское княжество попало в вассальную зависимость от Золотой Орды. Ярлык на великое княжение владимирское выдавали отныне золотоордынские «цари» (ханы). С 1305 г. великий князь владимирский отвечал перед ними за сбор и доставку дани («ордынского выхода») с территории не только северо-Восточной, но и Северо-Западной Руси. В 1281 – 1325 гг. и в 1359 – 1362 гг. за великое княжение владимирское шла ожесточенная борьба между различными князьями из числа потомков Всеволода Большое Гнездо.

Московский князь Дмитрий Иванович (в будущем – Дмитрий Донской), получив в 1362 г. ярлык на великое княжение владимирское, объявил его своей «отчиной» (т.е. наследственным владением) – и в 1389 г. без санкции золотоордынского «царя» передал его по наследству своему сыну Василию I. Акция 1362 г. означала присоединение великокняжеского домена к великому княжеству Московскому – и, соответственно, поглощение Владимиро-Суздальского княжества Московским.

И последнее, что мы запишем по данному блоку:

(Слайд 51)

В 1243 г. Владимиро-Суздальское княжество попало в вассальную зависимость от Золотой Орды.

В 1362 г. Князь Дмитрий Донской принял княжение и присоединил Владимиро-Суздальское княжество к Московскому.

Педагог:

На следующем занятии мы поговорим о конкретных людях той эпохи, а сегодня нам предстоит закрепить знания, полученные на занятии и ответить на вопросы теста. Вопросы не сложные. Те, кто меня внимательно слушал, ответят на них без проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

Данный методический комплекс разработан для более детального изучения предмета, значение которого трудно преувеличить

Данный методический комплекс разработан для более детального изучения предмета, значение которого трудно преувеличить

Тема 6.1. Художественная культура древнерусских княжеств –

Тема 6.1. Художественная культура древнерусских княжеств –

Слайд 2) Древняя Русь возникла в 882 году, после того как новгородский князь

Слайд 2) Древняя Русь возникла в 882 году, после того как новгородский князь

Некоторые исследователи даже утверждают, что

Некоторые исследователи даже утверждают, что

Слайд 9) Традиции монументальной живописи стремительно распространяются на север

Слайд 9) Традиции монументальной живописи стремительно распространяются на север

Нарочито укрупненные черты лица и огромные, широко раскрытые глаза, не молитвенно обращенные внутрь себя и не иератически отрешенные, а направленные вовне и активно воздействующие на…

Нарочито укрупненные черты лица и огромные, широко раскрытые глаза, не молитвенно обращенные внутрь себя и не иератически отрешенные, а направленные вовне и активно воздействующие на…

Как и живопись, архитектура Новгородской

Как и живопись, архитектура Новгородской

С ростом Московского княжества

С ростом Московского княжества

Образовалось оно в 1157 году, когда

Образовалось оно в 1157 году, когда

Большая роль в этом была отведена возвеличиванию культа

Большая роль в этом была отведена возвеличиванию культа

Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий

Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий

Дмитриевского собора, росписи которого, по мнению исследователей, исполняли как русские, так и византийские мастера

Дмитриевского собора, росписи которого, по мнению исследователей, исполняли как русские, так и византийские мастера

Дерево, паволока, левкас; яичная темпера

Дерево, паволока, левкас; яичная темпера

Вероятно, был иллюстрирован. Таким образом,

Вероятно, был иллюстрирован. Таким образом,

На следующем занятии мы поговорим о конкретных людях той эпохи, а сегодня нам предстоит закрепить знания, полученные на занятии и ответить на вопросы теста

На следующем занятии мы поговорим о конкретных людях той эпохи, а сегодня нам предстоит закрепить знания, полученные на занятии и ответить на вопросы теста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2022