Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"
Оценка 4.8

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
администрации
Взрослым
17.02.2018
Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"
В данной методической разработке затронуты проблемы воспитания студенческой молодежи, дан анализ причин правонарушений у студентов техникума, показаны формы и методы профилактики правонарушений. Особое внимание уделяется характеристике личности правонарушителя. В данной работе исследованы причины, условия и профилактика правонарушений, совершаемых студентами средних профессиональных учебных заведений СКФО, а так же познавательная функция правосознания студентов, познание права как момент социализации личности. Предметом рассмотрения явились правонарушения с разной степенью опасности и дисциплинарные проступки, совершенные студентами, для которых обучение в техникуме основной вид деятельности (т.е. студентами дневной формы обучения).Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"
Профилактика правонарушений методичка.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ  «ПЯТИГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ТОРГОВЛИ, ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА» УЧРЕЖДЕНИЕ  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «Профилактика правонарушений в студенческой среде» Составитель: преподаватель специальных дисциплин Иванова М.Д. Методическое сопровождение: методист –   Малыхина Н.Н. 2017 1 Составлено в соответствии с федеральным ОДОБРЕНО методическим советом                                   государственным образовательным стандартом  ГБПОУ ПТТТиС                                             среднего профессионального образования                                                                             РАССМОТРЕНО на заседании П(Ц)К  «Учетно­экономических и юридических дисциплин» Протокол № _________    от «______»   ____________  2017 года Составитель:  Иванова   М.Д.   –   ГБПОУ   ПТТТиС,   преподаватель   экономических дисциплин; Методическое сопровождение:  Малыхина Н.Н. – ГБПОУ ПТТТиС, методист. Рекомендовано к печати методическим советом ГБПОУ ПТТТиС Протокол № _________    от «______»   ____________  2017 года 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение  I.Особенности правонарушений в студенческой среде II.Личность правонарушителя­студента и ее взаимодействие с социальной  средой III.Причины и условия правонарушений в студенческой среде С. 4 С. 5 С. 6 С. 9 IV. Профилактика социальных отклонений (правонарушений) в техникуме С. 11 Список литературы С. 14 3 ВВЕДЕНИЕ В данной методической разработке затронуты проблемы воспитания студенческой молодежи, дан анализ причин правонарушений у студентов техникума, показаны формы и методы   профилактики   правонарушений.   Особое   внимание   уделяется   характеристике личности правонарушителя. Успех воспитания студентов сегодня в значительной степени зависит от научности, комплексности   подходов,   разумного   использования   воспитательного   потенциала,   сил, средств   и   форм   воздействия   путем   целенаправленного   и   четкого   управления воспитательным процессом. В данной работе исследованы причины, условия и профилактика правонарушений, совершаемых студентами средних профессиональных учебных заведений СКФО, а так же познавательная   функция   правосознания   студентов,   познание   права   как   момент социализации   личности.   Предметом   рассмотрения   явились   правонарушения   с   разной степенью опасности и дисциплинарные проступки, совершенные студентами, для которых обучение   в   техникуме   основной   вид   деятельности   (т.е.   студентами   дневной   формы обучения). При написании использовались результаты анализа уголовной и административной статистики,   исследований   автора,   анализа   демографической   статистики   а   также социальных   и   криминогенных   данных,   характеризующих   отдельные   вузы   и   техникумы. Были проведены контент­анализ местной прессы, интервью, беседы.  4 I. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Правонарушения,   совершаемые   студентами   техникума,   имеют   свои   особенности, показатели   и   свой   характер.   Распространенность   уголовных   преступлений   и административных правонарушений среди студентов невелика. В структуре правонарушений основное место занимают административно­правовые. Они составляют 70% всех правонарушений. Преимущественно это мелкое хулиганство; распитие спиртных напитков в общественном месте и появление в общественном месте в нетрезвом виде, курение в общественных местах. Все эти правонарушения имеют общий объект — общественный порядок, то есть ту часть отношений, которые складываются в социальное общение людей по поводу общественной нравственности, чести и достоинства, общественного и личного спокойствия граждан, нормальных условий их жизни и трудовой деятельности. Второе место в структуре правонарушений занимает хулиганство ­ 8%; незаконное приобретение   и   хранение   наркотических   веществ   —   4,5%.   Реже   встречается   такое правонарушение, как кража — 2,5%.  По   характеру   вызвавших   их   непосредственных   причин   правонарушения   можно разделить на две группы: правонарушения, которые связаны с общей неорганизованностью образа   жизни   студентов   и   те,   в   основе   которых   лежат   конфликты   и   противоречия, проистекающие из качественной стороны образа жизни. Общественная опасность у вышеназванных групп не одинакова, но все они наносят обществу моральный, материальный и иной ущерб. Изучение   личных   дел   студентов­правонарушителей,   журналов   посещаемости, протоколов   заседаний   совета   по   профилактике   правонарушений,   приказов   директора, других документов, содержащих сведения о личности правонарушителя, а также опрос преподавателей показали, что 90% лиц, осужденных за преступления и 85% привлеченных к   административной   ответственности   имели   дисциплинарные   взыскания,   в   связи   с нарушением установленных в техникуме норм поведения. На рисунке 1 приведены три уровня, на которые можно разделить противоправные деяния совершаемые студентами техникума. Нулевой   уровень   —   это   дозволенное   поведение,   выраженное   в   социальных установлениях     законах   и   моральных   правилах.   Здесь   личность   может   отличаться   по богатству морально­психологических  свойств,  по уровню  развития,  по индивидуальным своеобразиям, склонностям и действиям, интересам и потребностям, вкусам и увлечениям, но по своей направленности и образу жизни она отвечает требованиям социальной нормы. 5 Рисунок 1 — Уровни противоправного деяния Первый уровень включает в свою зону деяния, которые нарушают установленные нормативными   актами   (Уставом   техникума,   положениями   и   т.п.)   правила   поведения студента в среднем профессиональном учебном заведении или приказы директора. Они могут   выражаться   в   пропусках   занятий,   порче   библиотечных   книг,   нарушении   правил проживания   в   студенческом   общежитии,   курении   в   неположенном   месте   и   т.п.   За   эти правонарушения   следуют   такие   меры   принуждения   как   дисциплинарные   взыскания; замечание,   выговор,   строгий   выговор   и   отчисление   из   техникума   как   крайняя   мера воздействия.   Это   так   называемая   «реакция   администрации».   Наказание   применяется дифференцированно, в зависимости от того, насколько глубоко нарушена установленная норма   поведения.   К   нарушителю   могут   быть   применены   также   меры   общественного воздействия. По объему первый уровень самый большой. Второй уровень включает в себя антиобщественные деяния, за которые полагается административная   ответственность.   Это   правонарушения,   связанные   с   употреблением спиртных напитков, и мелкое хулиганство. Эти правонарушения существенно различаются в зависимости  от  конкретного  содержания  деяния,  а  также  от того, какая  нарушается норма права. Но все они имеют признак общественной опасности, так как наносят вред тем общественным   отношениям,   которым   общество   придает   особое   значение   и   вследствие этого   обеспечивает   их   государственно­правовую   охрану.   Нарушение   этих   норм   может повлечь за собой применение к индивиду соответствующих административных санкций. А это   означает,   что   правонарушение   как   социальный   факт   вызывает   предусмотренную законом   «реакцию   государства»,   которое   и   восстанавливает   нормальные   условия   для дальнейшего развития общественных отношений. Третий   уровень  образует  наиболее  опасные  правонарушения  —  преступления.  В соответствии   с   законом   преступлениями   признаются   опасные   для   правопорядка, противоправные, виновные, наказуемые деяния. Как обоснованно считает Б.С. Никифоров, основным   критерием   преступности   действий   (при   наличии   всех   других   условий ответственности является значимость, серьезность ущерба, вреда, причиненного тому или иному охраняемому уголовным правом общественному отношению [5, с.20]). Анализ   правонарушений,   совершаемых   студентами,   по   степени   общественной опасности   дает   основание   сделать   вывод   о   тесной   связи   между   тремя   уровнями противоправного   деяния.   Нередко   преступления   и   административные   правонарушения вырастают   из   первого   «фонового»   уровня   и   задача   профилактики   снизить   «фоновый» уровень до нуля. 6 II. ЛИЧНОСТЬ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ­СТУДЕНТА И ЕЕ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ Изучение   личности,   в   том   числе,   правонарушителя   ­   студента   невозможно   без изучения ее взаимодействия с окружающей средой, так как конкретная среда может иметь весьма существенную специфику в отношении условий, факторов, элементов общественной жизни,   определяющих   социальное   поведение   правонарушителя,   каналов,   через   которые происходит формирование его личности и т.д. Без   изучения   личности,   ее   качеств,   генетически   связанных   с   противоправным поведением, в ряде случаев нельзя выявить неблагополучные социальные условия, стоящие за таким поведением. В этом случае исследователь сначала изучает личность, выявляет соответствующие криминогенные характеристики и сформировавшие их условия, а затем уже   на   этой   основе   делает   выводы   более   широкого   плана,   указывает   на   социальные процессы и явления, носящие криминогенный характер [1, с. 10]. Обращаясь к изучению личности правонарушителя и анализируя его поведение, Г.М. Резник   приходит   к   верному   выводу,   что   правонарушитель   является   продуктом взаимодействия между личностью и социальной средой, и, поэтому, усредняя, типизируя личностные   характеристики,   среду   и   механизмы   их   воздействия,   можно   познать криминогенные   закономерности   и   получить   возможность   целенаправленно   влиять   на, действительно обуславливающие правонарушения, явления и процессы [7, с. 126 ]. Формально   личность   правонарушителя   определяется   как   личность   человека, виновно   совершившего   опасное   деяние,   запрещенное   законом   под   угрозой   уголовной ответственности. Однако «вопрос состоит в том, какими чертами отличается эта личность, что   о   ней   можно   сказать   помимо   того,   что   уже   выражено   в   определении   (совершение правонарушения)» [5, с. 189]. Наличие   качественного   своеобразия   личности   правонарушителя   признается   не всеми криминологами. По мнению одних криминологов, правонарушителей объединяет то, что все они нарушают запрет, поэтому якобы вести речь о личности правонарушителя как о научной   проблеме   бессмысленно   [2,   с.102­103.]   Другие   усматривают   качественное своеобразие личности лишь у определенной части правонарушителей, чье противоправное поведение отличается устойчивостью [9, с. 29]. Можно согласиться с точкой зрения А.Б. Сахарова, что качественное своеобразие личности есть у всякого правонарушителя, ему присущи   антиобщественная   направленность,   отрицательное   отношение   к   общественным интересам и другие свойства, свидетельствующие об общественной опасности его личности [12, с. 13]. Важно не просто фиксировать личностные качества, но и выявлять, стоящие за ними,   специфические   социальные   условия,   а   также   механизмы   опосредования   такими условиями   соответствующих   личностных   качеств.   Это  позволяет   определить   социально типичное   в   личности,   понять,   как   именно   формируется   тот   или   иной   тип,   каких   мер требует его позитивная переориентация. Известный   отечественный   криминолог   Г.М.   Миньковский,   исследуя   процесс формирования   и   ускорения   отрицательных   черт   личности,   выделил   четыре   типа правонарушителей «для которых, факт преступления или иного правонарушения является: •  случайным, противоречащим общей направленности личности; • результатом общей неустойчивости личности, но случайным с точки зрения повода и ситуации; • результатом отрицательной направленности личности; • результатом преступной направленности личности » [7, с.14­15]. 7 При этом автор верно указал, что один тип рассматриваемой классификации может перейти   в   другой   с   более   высокой   степенью   тяжести,   если   не   принимаются   меры   по пресечению этого процесса или когда такие меры оказываются недостаточными [7, с. 15]. На становление личности студента влияет его ближайшее окружение. Как отмечал Г.Л.   Смирнов,   именно   микросреда,   представляющая   соединение   общего,   особенного   и единичного   содержит   в   себе   факторы   и   условия   формирования   неповторимого индивидуального   своеобразия   личности.   Конкретные   семейные,   бытовые   и   другие межличностно­интересовые   отношения   и   связи   —  это,   по  его   мнению,   индивидуальное бытие   человека,   дающее   основание   рассмотреть   неблагоприятные   микросоциальные условия   и   проявляющиеся   в   данной   микросреде   дефекты   общественного   сознания   в качестве   непосредственного   детерминанта,   формирующего   особенности   сознания   и поведения   личности   правонарушителя   (различные   типы   личности   правонарушителя, характеризующиеся различными типами противоправного поведения) [13, с.31­40]. Вместе   с   тем,   студент   не   только   испытывает   влияние   своего   ближайшего окружения, но и находится одновременно под политическим, идеологическим, культурно­ воспитательным и иным воздействием, которое осуществляется через средства массовой информации, учебный и воспитательный процесс, правовую работу и другие каналы. Внутренние   условия,   через   которые   в   каждый   данный   момент   преломляются   внешние воздействия   на   личность,   в   свою   очередь   формировались   в   зависимости   от предшествующих   внешних   воздействий.   Психологический   эффект   каждого   внешнего воздействия на личность обусловлен историей ее развития и воздействие социальной среды на   личность   носит   сложный   характер,   оно   может   быть   и   непосредственным   и опосредованным. Нужно обращать внимание, с одной стороны, на выявление объективных условий, воздействующих на личность правонарушителей студентов в момент совершения ими правонарушений и непосредственно перед этим, с другой — уяснению того, какие именно предшествующие внешние влияния и взаимодействия, преломившись в сознание студента, сформировали конкретную специфику его сознания и поведения. Человек   является   субъектом   общественных   отношений.   Социальная   среда   — первичный и определяющий момент в формировании личности. Следовательно, чем уже социальная среда, тем уже диапазон в разнообразии правонарушений. Вместе с тем, эта зависимость   дает   возможность   разрабатывать   целостную   систему   мер   борьбы   с правонарушениями.   Чем   уже   рассматривается   социальная   среда,   тем   более   четко определяются и границы мер по профилактике правонарушений. Студенчество представляет особую социальную среду с рядом специфических черт и особенностей. Это один из отрядов молодежи, пополняющий ряды интеллигенции. Социологи   Б.   Рубин   и   Ю.   Колесников   видят   специфические   особенности студенчества в том, что студенчество как социальная группа функционирует в системе среднего   профессионального   образования,   выступает   в   качестве   объекта   производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому, считают они, главной   формой   производства   является   обучающее­образовательная   деятельность. Особенность студенчества как социальной группы, по их мнению, заключается так же в том,   что   студенчество,   не   входя   в   состав   рабочего   класса,   интеллигенции   выполняет особую   роль   в   системе   общественного   разделения   труда,   которая   заключается   в подготовке к общественной и профессиональной деятельности специалиста, к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей,   студенчество,   тем   не   менее,   частично   участвует   в   производительном   и непроизводительном труде в форме учебы [10, с. 38]. Состав  студенчества  так же  специфичен. Он  образуется из   представляющих  все слои населения молодых людей приблизительно одинакового возраста (16 — 20 лет), с определенным   уровнем   образования   и   общественного   развития.   В   техникуме   состав 8 студенчества не остается постоянным: каждый год он обновляется в связи с поступлением первокурсников и выпуском студентов. Таким образом, студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда, быта, социальным поведением. Исследование   социально­демографической   характеристики   правонарушителей­ студентов   показало,   что   в   половой   структуре   этого   контингента   имеется   устойчивое преобладание   доли   юношей.   Из   общего   числа   правонарушений   на   долю   девушек приходится   всего   6%.   Как   правило,   все   они   совершаются   девушками   в   соучастии   с юношами и, при этом, преобладают такие правонарушения как кража. Говоря   о   культурном   уровне   и   интеллектуальном   развитии   правонарушителей, совершивших   уголовные   преступления,   административно­наказуемые   проступки   и нарушения   правил   поведения   в   техникуме   можно   отметить   у   большинства   лиц интеллектуальную пассивность и правовой нигилизм. Преобладающие интересы у этих лиц связаны с развлечениями. Они убеждены во всесильном значении денег, оценивают свою будущую профессию, прежде всего, с точки зрения вознаграждения, получаемого за труд. При этом, треть опрошенных убеждены, что работать по специальности они не будут. Студентов,   привлеченных   к   ответственности   за   злоупотребление   спиртным, характеризует   в   большей   части   слабая   физическая   подготовка,   безволие,   трудности   в учебе.   Как   правило,   для   лиц,   доставленных   в   отделение   полиции   характерна   неверная оценка своего поведения: 70% из них отрицают факт сильного опьянения, оправдываются, что не давали повода к задержанию.  Правильная оценка своего антиобщественного поведения свойственна так же почти всем студентам, привлеченным к уголовной ответственности за кражу. В   заключение   нужно   сказать,   что   правонарушение,   как   и   любой   другой   акт поведения,   далеко   не   всегда   «высвечивает»   все   разнообразие   и   многоплановость личностных характеристик. III. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Предупреждение   правонарушений   предполагает   знание   причин   и   условий, способствующих   им,   социальных,   психологических,   нравственных   особенностей   этих явлений.   Под   причинами   правонарушений   можно   понимать   такие   негативные   явления социальной   действительности,   которые,   отражаясь   в   сознании   личности,   формируют отрицательные взгляды, привычки, навыки и другие свойства, в определенных условиях могущие привести к правонарушениям. Одной из причин правонарушений является социально­экономические трудности. В качестве предпосылок для формирования противоправных норм поведения наиболее часто выступает недостаточное воспитание социально полезных потребностей и невозможность удовлетворения в достаточной мере социально оправданные потребности. Чувствуя   себя   членами   определенной   социальной   общности,   многие   студенты оценивают свое материальное положение, не изолируя себя от окружающих, а наоборот, сопоставляя себя с ними, ориентируясь на ближайшее окружение. Поэтому их потребности не   всегда   соответствуют   тому   уровню   материальной   обеспеченности,   которым   они располагают. 9 Можно   согласиться   с   мнением,   высказанным   И.И.   Травиным,   о   соотношении материальных  и  духовных  потребностей  в воспитании  личности,  так  как материальные потребности   не   могут   существовать   вне   идеологии,   духовной   культуры,   нравственно­ психологической атмосферы в обществе. В основе закона возвышения потребностей лежит их качественное изменение, ориентация на развитие таких потребностей человека, которые не способствовали его духовному росту. Закон   возвышения   потребностей   не   предполагает   только   их   количественное возрастание.   Ориентация   только   на   количественное   возрастание   материальных потребностей в материально­вещной среде и приводит чаще всего к различным формам антисоциального поведения [14, с. 35]. Взаимодействие различных сторон общественного бытия и общественного сознания представляет   собой   сложную   систему,   в   которой   материальные   условия   определяют границы формирования и воспитания потребностей. Вместе с тем в рамках конкретных материальных   условий   возможны   различные   нравственные   позиции   и   взгляды   людей. Именно поэтому приобретает особое значение идейно­воспитательная работа, при решении которой важная роль отводится воспитанию личности гармонически развитой, имеющей социально­полезные   запросы   материального   и   духовного   порядка.   Причиной   многих правонарушений   является   также   неумеренное   употребление   спиртных   напитков, наркотических   и   психотропных   веществ.   Установлено,   что   все   случаи   хулиганства совершены   студентами   в   пьяном   виде   или   наркотическом   опьянении.   В   этом   случае алкоголь и наркотики выступили провоцирующим обстоятельством. Криминологическое значение алкоголизма может получить реализацию и как основная причина и как условие, способствующее   совершению   правонарушения,   таким,   например,   условием   является влияние   алкоголя   и   наркотиков   на   молодежь,   которое   формирует   отрицательные личностные свойства. Под  влиянием   алкоголя   и   наркотических   веществ   на   психику   лицо   приобретает волевую   решимость,   и   в   пьяном   состоянии   совершает   явно   соответствующее   его антиобщественной   установке   преступное   деяние,   которое   оно   в   трезвом   виде   смутно желало бы совершить. А.Б. Сахаров указывал, что не каждый человек ведет себя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения вопреки требованиям морали и правопорядка, что даже в этом состоянии человек не сделает того, что чуждо его натуре и то, что в поведении пьяного кажется неожиданным и случайным, в действительности является, как правило, результатом расторможенной вследствие опьянения антиобщественной сущности субъекта, в большей или меньшей степени скрытой до этого [11, с. 32].  Появление в нетрезвом виде, а также распитие спиртных напитков в общественном месте   является   поведением,   оскорбляющим   человеческое   достоинство   и   общественную нравственность. Как правило, во время сессии при длительной психической перегрузке, происходит постепенное истощение нервной системы, снижение общего тонуса личности, что  отражается   на  ее  настроении,   способности  к  восприятию  информации  и   принятию решений.   Недостаточно   устойчивые   студенты   могут   попытаться   «скомпенсировать» перегрузку   положительными   эмоциями,   полученными   за   счет   таких   стимуляторов,   как алкоголь и психотропные вещества. Непосредственной причиной правонарушения являются неблагоприятные условия формирования личности в семье, его воспитание. Отношение   человека   к   обществу,   к   другим   людям,   к   правилам   общежития, формируется в процессе общения с людьми и познания окружающего мира. Недостатки воспитания отрицательно отражаются на формировании личности, которое начинается в семье. Здесь закладываются основы моральных взглядов и принципов поведения человека. От того, какое воспитание получил ребенок в семье, что он там увидел и услышал, во 10 многом зависят его жизненные идеалы и практические цели. Известный советский педагог А.С. Макаренко говорил: «Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети ­ это будущие граждане нашей страны... Они будут творить историю. Наши дети ­ это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети ­ это наша старость. Правильное воспитание ­ это наша счастливая старость, плохое воспитание ­ это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» [6, с. 34]. Это ­ истина и она имеет непреходящее значение. Основными условиями, формирующими антиобщественную установку личности в детстве могут   быть:   конфликты,   недоразумения   и   неурядицы   в   семейно­брачных   отношениях между гражданами, безнадзорность детей, отсутствие повседневного контроля за ними, грубость,   несправедливость   родителей,   воспитание   легкоранимого,   не   обладающего трудовыми   навыками   человека.   Такими   условиями   может   быть   нетребовательность педагогов в школе и т.д. Воспитание   подрастающего   поколения   людьми   высокого   идеала,   большой нравственности и моральной чистоты не может быть достигнуто без того, чтобы в этом большом деле не были объединены усилия семьи, общественности, школы. Иногда   поводами   к  совершению  правонарушений   в  студенческой   среде,   в   т.ч.  и дисциплинарных проступков служит оскорбление, замечание, подстрекательство и т.п. Это случается потому, что у студентов нет высокой культуры и твердых сдерживающих начал, и они не способны остаться в рамках закона в чрезвычайных обстоятельствах. Не   в   полной   мере   отвечает   современным   требованиям   уровень   правовой пропаганды. Знание права ­ объективная потребность общественного развития. Один из основных   принципов   организации   правовой   деятельности   в   нашей   стране   ­   презумпция знания законов. Правовые знания участвуют в формировании убеждений и мировоззрения. Правовое   воспитание   ­   это   составная   часть   идеологической   и   учебно­воспитательной работы   и   оно   направлено   на   воспитание   у   студента   таких   убеждений,   которые   бы исключали нарушение им норм права. IV. ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ  (ПРАВОНАРУШЕНИЙ) В ТЕХНИКУМЕ  Вопросы   совершенствования   управления   в   коллективе   техникума   идейно­ воспитательной   работой,   ее   составной   части   ­   профилактике   правонарушений   очень актуально.   Среднее   профессиональное   учебное   заведение   представляет   собой   элемент общей социальной системы государственного управления. В то же время техникум также можно   рассматривать   как   систему   со   свойственными   ей   особенностями   и   качествами, наделенного правами и функциями органа государственного управления.   Аппаратом, Лицом, на которое возложено управление идейно­воспитательной работой, является директор.   является   весь многочисленный коллектив техникума от заместителей директора до рядовых сотрудников из   числа   вспомогательного   персонала.   Это   административные   структуры,   отделения, предметно­цикловые   комиссии,   классные   руководители   академических   групп   и   др. Главным объектом воспитания, профилактической работы является студенчество.   обеспечивающим   ему   это   управление, Предупреждение правонарушений в техникуме тесно связано с задачами устранения антиобщественного поведения вообще, устранения причин и условий отступления от норм морали и права. 11 Профилактика   правонарушений   ­   это   деятельность,   направленная   или   косвенно содействующая устранению криминогенных факторов. Это также и социальные условия, воздействующие на правонарушителя. Н.Г. Кобец считает профилактику правонарушений разновидностью социального управления и определяет ее не только как систему правовых и   воспитательных,   но   и   социально­экономических,   общественно­политических   и организационных мер, направленных на выявление, устранение или нейтрализацию причин и   условий,   способствующих   правонарушениям,   активную   борьбу   с   антиобщественным поведением, перевоспитание нарушителей социальных норм [3, с. 15]. Административные   формы   воздействия   в   профилактике   правонарушений   в техникуме занимают особое место. Рассматривая административные формы воздействия на отношение   и   поведение   студентов,   следует   иметь   в   виду   основные   функции   этого воздействия: регулятивную, охранительную, воспитательную. Регулятивной   функции   свойственно   установление   позитивных   начал   поведения, направленных   на   укрепление   и   развитие   отношений,   соответствующих   поставленным целям. Она предполагает дозволение, поощрение возложение активных обязанностей. Охранительная   функция   ­   запрещение   определенного   поведения,   применение санкций,   мер   принуждения.   Система   мер   принуждения   в   рамках   административного регулирования   взаимоотношений   в   коллективе   ограничена.   Санкции,   как   правило, применяются самым верхним звеном системы ­ директором. Более низким уровнем они применяются  уже  не  «прямо», а  «косвенно»,  например,  такое  воздействие  на  студента может   быть   оказано   комендантом   общежития   или   преподавателем.   Воздействие   может быть   прямое   ­   устное   замечание,   и   косвенное,   когда   они   выходят   с   ходатайством   о воздействии на студента в орган управления. Воспитательная   функция   ­   это   воздействие   на   сознание.   Цель   воздействия   ­ формирование у студента высокого правосознания, воспитание уважения к праву, закону, разработка   предложений   и   рекомендаций   по   дальнейшему   совершенствованию   форм   и методов правового воспитания в техникуме, повышение правовой культуры воспитателей, а также выяснение путей наибольшего влияния права на сознание, поиск результативных воспитательных средств. Эта функция является самой «нагруженной» в том плане, что обеспечивается она проведением специальных мероприятий. Но надо сказать, что действенность результатов этой   функции   во   многом   определяется   именно   первыми   двумя.   В   то   же   время, воспитательную   функцию   нельзя   рассматривать   и   как   подчиненную   первым   двум,   как направленную на обеспечение первых двух. Все функции равноправны и взаимосвязаны. Организационно­распорядительный   метод   административного   воздействия включает   в   себя   отдачу   приказов,   распоряжений,   издание   инструкций,   положений. Применение только одного этого метода является голым администрированием. Поэтому, в профилактической   деятельности   необходимо   применять   и   методы,   основанные   на внутренних убеждениях, на стимулировании. Стимулирование связано с потребностями и интересами   человека.   Оно   способствует   тому,   чтобы   добиваться   такого   поведения воспитуемых, которое соответствует их целям и общественным интересам. Конкретным проявлением   таких   методов   является   моральное   и   материальное   стимулирование: награждение   грамотами,   Поощрение пропагандирует   лучшие   примеры   и   одновременно   способствует   большему самоутверждению отличившихся, их стремлению к дальнейшему совершенствованию. При этом, моральное стимулирование можно умело сочетать с материальным.   памятными   подарками,   премированием. В системе мер принуждения большое место занимают те, что оказывают моральное воздействие,   такие,   как   замечание,   выговор,   общественное   взыскание   (в   этом   случае   в процесс перевоспитания включается общественность) и т.п. 12 Иногда   необходимым   методом   охранительной   функции   является   исключение   из учебного   заведения.   Наиболее   часто   исключение   применяется   к   лицам,   нарушившим уставные нормы и крайне редко за такие антиобщественные проступки, как появление в общественном месте в нетрезвом виде. Особенность воспитательно­профилактического процесса в техникуме заключается в   том,   что   основанием   ее   служат   все   виды   учебного   процесса,   который   справедливо называют   учебно­воспитательным,   а   также   многогранная   внеаудиторная   работа. Профилактика правонарушений включает в себя все направления: идейное, политическое, патриотическое, трудовое, нравственное, правовое, а также осуществление мероприятий по улучшению   быта,   охраны   здоровья   и   других   социально­экономических   и   культурных мероприятий.  Признанными   средствами,   способствующими   развитию   социальной   активности, политической   сознательности   будущих   специалистов,   формированию   их профессиональных   и   гражданских   качеств,   нравственно­эстетического   воспитания являются курсы дополнительного образования, центры досуга, клубы по интересам.  Успех профилактической работы зависит во многом от хорошо налаженной системы контроля; от общего ­ за всем комплексом профилактических мер, до индивидуального ­ за поведением отдельного лица. В техникуме отводится огромная роль работе классного руководителя. Становление коллектива   академической   группы   во   многом   зависит   от   деятельности   классного руководителя как организатора. Классный руководитель должен четко определить цели деятельности, с указанием путей их достижения, сформировать работоспособный актив группы,   подготовить   его   к   осуществлению   возложенных   на   него   обязанностей   и осуществлять постоянный контроль за работой всей группы. В   решении   этих   вопросов   важна   работа   классного   руководителя   по   изучению деловых   и   моральных   качеств   студентов   на   основе   документов   и   личных   наблюдений. Обращая   внимание   на   процесс   становления   межличностных   отношений,   классный руководитель может предотвратить образование микрогрупп малоактивных и пассивных студентов, изоляции отдельных студентов от группы. По мере создания актива классный руководитель   должен,   опираясь   на   него,   направлять   работу   органов   студенческого самоуправления и жизнедеятельность всей группы. Исследование показало, что там, где работа классного руководителя поставлена, хорошо уровень правонарушений низок. В заключение можно сделать вывод: Проведенное исследование установило, что почти все правонарушители ­ студенты, привлеченные к уголовной и административной ответственности, имели дисциплинарные взыскания или устные замечания должностных лиц техникума за нарушение уставных норм. Это показывает, что преступное поведение не возникает спонтанно. Антиобщественный характер   поступка   складывается   постепенно,   начиная   с   незначительных   отклонений   от социально одобряемых норм. В   тоже   время   отклонение   от   социальной   нормы   нельзя   считать   патологическим явлением.   Сущность   отклонения   состоит   в   неправильном   осознании   своего   места   и назначения   в   обществе,   в   дефектности   социальных  установок   и   сформировавшихся привычек.   Можно   согласиться   с   А.Г.   Ковалевым,   что   криминальные   отклонения образуются на основе моральных [4, с.41]. Выявленная   связь   между   дисциплинарными   проступками   уголовными   и административно   наказуемыми   деяниями   позволяет   сделать   заключение,   что   особый акцент   в   профилактической   работе   нужно   делать   на   борьбу   с   искоренением дисциплинарных   проступков.   В   то   же   время,   эта   связь   позволяет   прогнозировать индивидуальное противоправное поведение и использовать профилактические меры для коррекции социального отклонения, делая особый акцент в профилактической работе на 13 борьбу с искоренением дисциплинарных проступков, этих «фоновых» явлений уголовно и административно наказуемых правонарушений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Долгова А.И. Методика криминологического изучения личности  несовершеннолетнего преступника. М., 2007. 2. Карпец. И.И. Проблема преступности. М.: Политиздат, 2009. 3. Кобец Н.Г. Предупреждение правонарушений в производственном коллективе.  Сб.: Вопросы теории и практики. М., 1982. 4. Ковалев А.В. Психологические основы исправления правонарушителя. М., 2008. 5. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 2006. 6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного  воспитания. Соч. Т. 4. 14

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"

Методическая разработка на тему "Профилактика правонарушений в студенческой среде"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018