Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Оценка 4.8
Исследовательские работы +3
doc
Междисциплинарный 3
10 кл—11 кл +1
01.06.2017
В разработке представлены не только аннотация и основные положения, касающиеся деятельности УНО, но и разработки занятий, планы и конспекты уроков. Особое внимание стоит уделить проектным разработкам учащихся, членов УНО "КЛИО", которые помещены в приложении. Для коллег, заинтересованных в организации УНО в своих учреждениях я представила и устав общества, и годовой план работы, и рекомендуемые учащимся темы исследовательских проектов.
2.Методическая разработка НОУ как путь к самореализации учащихся-1.doc
Управление народного образования Администрации города Дубны Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Дубна» города Дубны Московской области»
СТЕНГАЧ Людмила Николаевна,
учитель истории и обществознания
Методическое пособие
«Научное общество учащихся как путь к их
самореализации»
1 г. Дубна 2016/2017
2 Содержание.
1. Аннотация
2.
«Научное общество учащихся как путь к
их самореализации»……………………………………….
3 – 6
7 – 15
3.
Из опыта работы Научного общества «КЛИО»………… 16 – 54
План занятия «Социальное расслоение в СССР и в
современном российском обществе.»…………………… 16 – 18
Мастеркласс «Использование семинара и коллоквиума
в изучении курса философии в 10 профильном классе»
19 20
Внеклассное мероприятие «Россия: Восток или Запад?»
21 – 25
План урока «Теория толпы» (лекционная часть) ……… 26 – 29
Представление итогов работы по проекту «Теория
толпы и ее проявление в современной России»………… 30 – 36
Проект «Сравнительный анализ безработицы в
городах Дубна, Дмитров и Зарайск (действие
безработицы на социальную структуру трудоспособного
населения») …………………………………………………………. 37 – 54
4.
Приложения………………………………………………... 55 – 65
Приложение №1: Устав НОУ КЛИО»…………………....
55 – 56
Приложение №2: Достижения учащихся………………... 57 – 58
Приложение №3: Копилка «КЛИО»……………………...
59 – 61
Приложение №4: План работы НОУ «КЛИО»…………..
62 – 64
Приложение №5: Примерные темы научных проектов… 65
5.
Рекомендации……………………………………………….
66 – 68
3 Аннотация к работе
Методическое пособие «Научное общество учащихся как путь к их
самореализации» посвящено вопросам организации научного общества учащихся для
одаренных детей. В данном методическом пособии отражены основные направления
деятельности и цели работы ученического научного общества.
Научное общество учащихся является особой формой развития одаренных
учащихся. Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием,
которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в
повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению
знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Данное методическое пособие предназначено для учителейпредметников,
заинтересованных в организации ученического научного общества с целью активизации их
творческих способностей и возможностей. Предложенные формы и методы работы,
безусловно, помогут учителям не только в развитии интереса учащихся к более глубокому
изучению предмета, но и их реализации в мире науки.
Основная цель деятельности НОУ – самореализация личности ученика на основе
полученных исследовательских навыков:
самопознания,
самовоспитания. В ходе совместной работы приобретаются и развиваются такие качества
ученика, как:
самосовершенствования,
Навык самостоятельной исследовательской деятельности.
Навык работы с научнопознавательной литературой.
Инициатива и творчество.
Использование, расширение и углубление школьных знаний.
Навык совместной групповой работы.
Самоутверждение учащихся в данной предметной области.
Участие в олимпиадах и конкурсах.
Участие в вузовских олимпиадах.
Профориентация учащихся.
1. Формы организации научноисследовательской деятельности:
Лекция, урокисследование
Семинарское занятие
Коллоквиум
Проблемная группа
Исследовательская мастерская
Решение наиболее сложных заданий олимпиад
Развитие навыка написания эссе
Отличительной особенностью НОУ «КЛИО» является то, что основной упор в его
работе делается, помимо работы с одарёнными детьми, на вовлечение в исследовательскую
работу учащихся с различным уровнем мотивации к учёбе. Именно поэтому на заседания
общества выносятся те вопросы,
Так,
незапланированными (но впоследствии внесенными в план работы) были темы «Евгеника и
генетика», «Гастарбайтеры», «Дети индиго». При подготовке групповых проектов к работе
привлекаются ученики с заниженной самооценкой или недостаточно высокой мотивацией к
учёбе в качестве «белых» и «чёрных» оппонентов основных авторов работ, что позволяет
которые предлагают сами ребята.
4 достигать основных целей деятельности НОУ. Результатом такого подхода стал широкий
охват учащихся исследовательской проектной деятельностью, участием в олимпиадах всех
уровней и повышение их интереса к изучению истории и обществознания.
2. Данная методика широко и успешно используется в следующих условиях:
Работа над научноисследовательскими проектами
Подготовка, представление и защита презентаций по наиболее интересным
для учащихся темам истории и обществознания (правила подготовки
презентаций также обсуждаются на заседаниях общества)
Навыки работы в НОУ помогают в применении учебной технологии
«Перевёрнутого класса», так как стимулируют процесс самостоятельного
добывания знаний учащимися, правила пользования научной и научно
популярной литературой, формируют навык правильного отбора нужного
материала из исторических источников и научных статей
Подготовка материалов для научно – практических конференций, конкурсов,
викторин
Активизирует учащихся к участию в олимпиадах всех уровней, в том числе,
вузовских
Уроки в классах, где учатся члены НОУ, проходят интересно, используются
разнообразные формы работы, ученики умеют доказательно и логично
высказывать свои мысли.
Как результат, учащиеся демонстрируют высокий уровень обученности,
высокое качество знаний по истории и обществознанию, показывают
результаты сдачи ЕГЭ и ОГЭ выше городского и областного.
Качество знаний по предметам.
История
таблица №1
уч.год
2013/2014
2014/2015
класс
9им
10им
им — информационноматематический класс; сэ — социальноэкономический класс
класс
11сэ
11сэ*
%
86
87
класс
9сэ
10сэ
%
94
96
%
87
82
рисунок №1
Обществознание
Таблица №2
5 уч.год
2013/2014
2014/2015
класс
9им
10им
%
84
88
класс
9сэ
10сэ
%
88
89
Класс
11сэ
11сэ
%
83
88
Рисунок №2
Вывод: Благодаря активному участию в работе НОУ учащиеся стабильно демонстрируют
качество знаний выше среднего уровня по городу, что обусловлено активным внедрением в
процесс обучения прикладных методов научноисследовательской и проектной
деятельности. Широко используются межпредметные связи, прежде всего, сближение с
психологией, экономикой. Из года в год все большее количество выпускников выбирают
историю России для сдачи ЕГЭ, что свидетельствует о возрастании интереса к предмету.
Кроме того, что ученики вовлекаются в проектную творческую деятельность, раскрывается
одно из главнейших свойств личности — образованность,
стремление к
самосовершенствованию.
В конце работы размещены Приложения.
Приложение №1
6 Устав научного общества учащихся «КЛИО» с указанием основных направлений работы
общества, его структуры. Особое внимание уделено правам и обязанностям учащихся –
членов общества. Научное общество «КЛИО» с начала своего становления работает,
придерживаясь положений Устава.
Приложение №2
Можно ознакомиться с достижениями учащихся – членов «КЛИО» за последние три года
2014 – 2017 г.г. Одним из основных направлений работы научного общества является
вовлечение в олимпиадное движение как можно большего числа учеников. В таблице
представлены результаты участия в олимпиадах всех уровней (муниципального,
регионального, федерального). Особое внимание уделяется участию в вузовских
олимпиадах, которые дают возможность призёрам и победителям быть зачисленными в
ведущие вузы страны без учёта результатов ЕГЭ.
Приложение №3
«Копилка «КЛИО», где представлены несколько успешных проектов участников НОУ
«КЛИО». Предложены планы работ, основные выводы. Это приложение может оказать
помощь ученикам, начинающим исследователям, ещё не определившимся, с чего начать свой
проект.
Приложение №4
В этом приложении представлена программа работы НОУ «КЛИО» на учебный год.
Приложение может помочь руководителю общества в вопросе планирования и тематики
занятий. Можно видеть, что в программе представлены самые разные темы и формы занятий.
Не исключены текущие изменения в случае, если сами участники общества предложат темы
занятий, интересующие их больше запланированных.
Приложение №5
Предложены возможные рекомендуемые темы исследовательских проектов для учеников 9
– 11 классов по истории и обществознанию в помощь как руководителю научного общества,
так и самим учащимся, стоящим перед проблемой подобного выбора.
Приложение №6
Представлены награды членов «КЛИО» за прошедший учебный год.
7 Автор: СТЕНГАЧ Людмила Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей
«Дубна» города Дубны Московской области». Высшая квалификационная категория.
Научное общество учащихся как путь к их самореализации
учитель,
«Ничему тому, что важно знать научить
нельзя, все, что может сделать
это указать дорожки».
Олдингтон Ричард,
английский поэт XX в.
Реализация права личности на самореализацию находит свое практическое воплощение в
различных концепциях и теориях дифференцированного образования, в том числе в теории
и практике организации профильной дифференциации содержания образования на старшей
ступени средней общеобразовательной школы.
Профильное обучение обусловлено личностно ориентированным подходом, является
выражением новой парадигмы образования, когда школьник признается субъектом
образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве
приоритетной задачи.
Ранняя профилизация обучения предполагает направленность на некоторую заданную
предопределенность, что ограничивает пространство самореализации личности, и, в
конечном счете, входит в противоречие с задачами данной системы обучения [1]. Не
случайно в концепции профильного обучения в качестве возможного решения этих
проблем признается необходимость обеспечения психологопедагогического
сопровождения профессионального самоопределения школьников, самостоятельного
выбора ими траекторий предпрофильного и профильного обучения. Одним из возможных и
актуальных направлений такого сопровождения является создание психологических
условий для личностной самореализации учащихся.
Активный характер личностной самореализации наполняет будущее смыслом,
структурирует его и делает человека субъектом собственного становления, что очень
важно на этапе личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте
8 Анализ существующих исследований по проблеме самореализации личности позволяет
выделить основные условия, его определяющие, такие как: свободу, рефлексию, систему
ценностей, развитую волю, коммуникативную деятельность, положительный смысл «Я».
Процесс личностной самореализации учащихся в системе профильного обучения
будет эффективным, если:
1. средством и организационной формой его реализации является развивающее
взаимодействие субъектов образовательного процесса;
2. содержательной основой развивающего взаимодействия субъектов образовательного
процесса выступают особые психологические условия, способствующие разрешению
противоречий самореализации личности в образовательной практике профильного
обучения, а именно:
3.социальные группы, которые выступают трансляторами необходимой системы ценностей
и обеспечивают пространство для личностной самореализации школьников (школа, класс,
семья), характеризуются высоким уровнем развития системы межличностных отношений
4. личностная самореализации для старшеклассников выступает как ценность
5. сформирована потребность в ее осуществлении, в том числе в рамках профиля обучения;
6. сформирована внутренняя готовность к осуществлению процесса личностной
самореализации, предполагающая развитие Яконцепции, внутреннего фокуса контроля,
рефлексии [2].
Н.Л. Кулик считает, что основополагающим способом самореализации является
деятельность и понимает самореализацию как «реальный процесс диалектического
превращения деятельностных характеристик (сущностных сил) человека в способ
человеческого бытия, в предметный мир человеческой культуры» [2]. Труд, творчество и
самореализация, по его мнению, являются диалектически тождественными феноменами,
расхождение между ними начинается на уровне их конкретного проявления.
Труд — это самореализация личности в формах творческого созидания.
Творчество — это труд как самореализация сущностных сил человека.
Самореализация это постоянное творение самого себя через труд.
Обязательным условием самореализации личности является свобода, то есть деятельность
в соответствии со своими внутренними интересами, потребностями и целями [3].
Таблица №3
Роль НОУ в становлении личности
Участие лицеистов в
9 исследовательских проектах
способствует самоопределению и самореализации; международные
объединяет учеников разных возрастов по
интересам
реализует творческий потенциал лицеиста
помогает в ранней профилизации
федеральные
региональные
муниципальные
лицейские
Научному обществу учащихся в нашем общеобразовательном учреждении уже 13
лет, за этот период были созданы десятки исследовательских работ
Таблица №4
Учебный год
Охват учащихся внутришкольными этапами конкурсов
2015 2016
2014 2015
2016 2017
Количество учащихся в лицее
Участники внутришкольных этапов
конкурсов
Количество конкурсных мероприятий на
одного ученика лицея
240
640
2,7
210
660
3,1
224
670
3,0
Выпускники (бывшие участники НОУ) и сейчас активно работают в студенческих научных
обществах различных высших учебных заведений, являются организаторами предметных
вузовских олимпиад и конференций. То есть первые навыки исследовательской
деятельности, сформированные в рамках школы, продолжают приносить свои плоды и
помогают молодым людям успешно адаптироваться в новых условиях.
Основным руководящим органом НОУ является собрание учащихся, занимающихся научно
исследовательской деятельностью. Собрания проводятся 2 раза в году:
в сентябре – планирование работ на учебный год;
в конце апреля подведение итогов.
Почетное право представить свои исследовательские и творческие работы получают ребята,
члены научного общества лицея, чьи открытия и творческие находки были удостоены
грамот, дипломов и сертификатов на городских конкурсах и олимпиадах. Это – не просто
традиция НОУ, это возможность продемонстрировать вновь пришедшим в общество
ученикам настоящие исследовательские проекты, правильно оформленные и по
достоинству оцененные. Ребята – победители олимпиад прошедшего года рассказывают о
10 сложностях, с которыми им пришлось столкнуться, дают советы младшим, объясняют
необходимость и полезность участия в олимпиадном движении.
Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения
повышенного уровня обучения становится стимулирование креативности учащихся [4].
Исследовательская работа лицеистов представляет собой хорошую школу умственного
труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах с
другой. Опыт организации ученических исследований в школьном научном обществе
представляет интерес для всех коллег, кто понимает особую роль исследовательской (и
вообще эвристической) деятельности в развитии познавательной мотивации школьников в
любых типах и видах образовательных учреждений.
Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих
направлений деятельности школы. У нас сложилась определенная система работы с
одаренными детьми: это и создание авторских учебных программ, работа факультативов и
спецкурсов, разнообразных конференций, олимпиад. На сегодняшний день накоплен
серьёзный опыт организации исследовательской деятельности учащихся в школьном
ученическом научном обществе (НОУ). НОУ и было создано с целью организации учебно
исследовательской деятельности одаренных учащихся в профильных классах, вовлечения в
исследовательскую творческую работу учеников с заниженной самооценкой и учеников с
недостаточно высоким уровнем учебной мотивации. Основной задачей стало
формирование у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.
Целесообразность научной работы в средней школе еще иногда вызывает сомнения у
некоторых родителей. В качестве основных аргументов против научных исследований
школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности
новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников
исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку
11 основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная
деятельность учащихся не создает перегрузки [5].
Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов
ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической
науки. Учебная исследовательская работа, как правило, преследует цель не достижения
нового научного результата, а обучения алгоритму проведения такого исследования.
Иными словами, первостепенной задачей является обучение учащихся постановке цели и
поиску оптимальных путей достижения поставленной цели.
Мы убедились, что в процессе школьного исследование действительно иногда можно
получить научные данные, соответствующие требованиям актуальности, новизны и
практической значимости исследования, предъявляемым к научным работам разного
уровня.
Таблица №5
Учебный год
2013/2014
2014/2015
2015/2016
Участники внутришкольных этапов
Участники городских этапов
65
21
76
47
86
64
Рисунок №3
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления
многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них
исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии,
создание структуры работы и оформление её);
формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и
выполнения исследований;
даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию,
готовность к предстоящей трудовой деятельности;
12 воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности
благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов
способствует их самоутверждению [7].
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая
существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в
дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Организация работы НОУ строится по следующим принципам:
интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и исследовательской
деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на
уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической
сферы;
непрерывности процесса длительного профессионально ориентирующего
образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных
возрастов и научных руководителей;
межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему
предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию
в разных областях, формирование навык исследовательского труда.
свободы выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов
деятельности в ее границах;
индивидуализации образовательной траектории учащихся;
создания условий для самореализации личности;
социальнопедагогической поддержки детей, проявивших способности к научно
исследовательской деятельности [6].
Общие образовательновоспитательные задачи в процессе организации научно
исследовательской деятельности учащихся решаются на трех уровнях:
информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;
эмоциональном через радость творчества, более глубокое и многогранное
осознание внутренней свободы и
восприятие окружающего мира,
самодостаточности своей личности;
нравственнопсихологическом
через формирование психологической
устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества
13 Если говорить о непосредственных целях и задачах научного общества учеников, то
они заключаются в следующем:
Целями являются:
выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской
деятельностью;
развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
поддержка научноисследовательской работы в школе [6].
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи НОУ:
формирование у учащихся представлений о целостной картине мира;
широкое привлечение учеников к участию в научно исследовательской работе;
пропаганда научных знаний об окружающем мире, интеллектуальных ценностей и
авторитета знаний;
знакомство с современными методами научноисследовательской работы;
участие в гимназических,
городских олимпиадах,
районных,
конкурса:
конференциях, научнопрактических семинарах.
формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия, высоких
нравственных качеств и духовной культуры;
развитие интереса учащихся к научноисследовательской деятельности, к
углубленному изучению различных областей науки и техники;
ранняя профессиональная ориентация учащихся;
создание системы взаимодействия «школа – Вуз».
Общие образовательновоспитательные задачи в процессе организации научно
исследовательской деятельности учащихся решаются нами на трех уровнях:
информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;
эмоциональном через радость творчества, более глубокое и многогранное
осознание внутренней свободы и
восприятие окружающего мира,
самодостаточности своей личности;
нравственнопсихологическом
через
формирование психологической
устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества
14 Такая форма работы позволяет избегать «эффекта выученной беспомощности», когда
ученик неоднократно убеждается в неподконтрольности ситуации, в невозможности что
либо изменить своими действиями и отказывается от поиска, переходит в вечный пассив.
Такой ученик исполнителен, послушен и… неинтересен. Он боится «ошибиться», «не
угадать», а потом и «не угодить» [3].
На заседаниях НОУ учащиеся получают возможность отстаивать свою точку зрения,
главное – чтобы в их словах была логика, доказуемость, чтобы они были подкреплены
знаниями. Здесь происходит творческое взаимодействие учеников друг с другом, которое
трудно переоценить. Причем, тема заседания – это не всегда итог изучения какойто темы.
Она может возникнуть и спонтанно, как реакция на услышанное, увиденное. Таким весьма
полезной и удачной стала для нас беседа после демонстрации по TV программы
«Гастарбайтеры» или после прочтения ряда статей по теме «Дети индиго», «Полевое
общение» и др. Ребята сами предлагают темы для обсуждения, так, например, разговор о
евгениках у нас стал просто традиционным в 10 классе. Когда мы на уроках заканчиваем
изучать модуль «Человек», и я перечисляю термины, значение которых ребята должны
понимать и объяснять, именно евгеника вызывает сложности понимания. Вообще, понимая,
как загружены наши старшеклассники, как мало наши ученики стали читать книги, на
заседаниях научного общества мы начинаем с девятиклассниками с «Маленького принца»,
философской притчи Экзюпери. Ребятам очень нравится слушать друг друга, быть
услышанными другими. А сколько открытий происходит во время этого разговора! По
итогам изучения модулей «Человек» и «Духовная сфера» (и имея за плечами изученный
модуль «Основы философии») ребята обсуждают фильм «Возвращение к жизни», в
котором предлагаются 28 разных жизненных философий. Их надо увидеть, над ними надо
подумать и выбрать наиболее близкую или наиболее понятую. И это тоже шаг к открытию,
ведь ребята учатся не пересказывать мысль автора, а видеть ее смысл, иногда очень
иносказательный. В результате, ктото отстаивает точку зрения о том, что при рождении
каждому из нас даётся коробка с карандашами, ктото воспользуется тремя, а ктото всей
палитрой, сделав свою жизнь богаче… А ктото поддерживает иную точку зрения: «Жизнь
– это не сон. Берегись! Мы авторы самих себя. Мир – это экзамен, роман Достоевского о
клоунах. Вспоминай!» Здорово ведь? Понятно, что на уроках ничего этого мы не успели
бы. Но, оказывается, это необходимо нашим ученикам. Ведь сейчас на 1 курсе практически
всех вузов в интенсивном формате изучается предмет «Критическое мышление», где
студенты и демонстрируют свое умение логически мыслить и логично аргументированно
говорить. Не без гордости скажу, что наши выпускники (ВСЕ!!!) получают по итогам курса
отличные оценки досрочно и выгодно отличаются от одногруппников.
И здесь уже учитель и ученики выступают на равных, как партнерыисследователи, взаимно
обогащающие друг друга. И только такое слагаемое знаний, опыта и творчества дает в
итоге результат.
Учитель + Ученики = Успех!
Поэтому особенно важно, чтобы наши школьники овладели именно теми компетенциями,
которые впоследствии могут быть использованы в жизни. В свете этого главной задачей
учителя становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.
15 Необходимо организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый
мог бы реализовать свои способности и интересы. А, значит, учитель создает условия, ту
«развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым подростком на
уровне развития его интеллектуальных и других способностей, определенных компетенций
в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий,
взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных
целей. И получается, что во многом именно мы, учителя, выстраиваем траекторию жизни
для своих учеников. Это огромная ответственность.
Оценкой работы НОУ «КЛИО», безусловно, можно считать и награждение руководителей
Дипломом за II место в областном конкурсе руководителей детских и молодежных
общественных объединений и организаций Московской области, и победы наших учеников,
и благодарственные письма, которые получаем мы из вузов из года в год. Значит, задачу
свою мы выполняем, закладывая основы формирования гражданского общества.
Но этот успех – не подарок судьбы, а результат сложной, творческой интересной и
кропотливой работы и души, и ума, и сердца.
Учитель, каким бы высоким авторитетом он ни обладал, не может научить «на всю жизнь».
Во взрослой жизни нашим ученикам придется самим находить средства в процессе решения
подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Компетентностный подход,
таким образом, является усилением прикладного, практического характера всего
школьного образования.
Для современных молодых людей особенно важно овладеть такими ключевыми
компетенциями, как способность работать самостоятельно, брать на себя ответственность
по своей инициативе, замечать проблемы и искать пути их решения, анализировать новые
ситуации, учитывать опыт и обратную связь с окружающими, умение принимать решения на
основе здравых суждений и т.д. Компетенция – это способность успешно отвечать на
индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести
деятельность) [7].
Таким образом, наши ученики должны быть готовы к решению проблем, грамотному
применению новых технологий, к самообразованию, к социальному взаимодействию и
должны обладать коммуникативной компетентностью.
Список рекомендованной литературы
1. Вахромов Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека. М., «МГУ», 2014.
2. Кулик Н.Л. Самореализация личности как философская проблема. М., Сб.
диссертаций 2011
3. Комарова Н.Н. Детское самоуправление как фактор самореализации школьников.
М., Сб. диссертаций, 2012
4. Духовнонравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности
и соотношение в учебновоспитательном процессе. Ж. «Воспитание школьников»,
№ 2 2012.
5. Обухов, А. Учить учителя. Исследовательская работа школьников. 2014
16 6. Рождественская, И. В. Управление программой интеллектуальнотворческого
развития личности на основе исследовательской деятельности педагогов и
учащихся, 2007
7. Савенков, А. И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского
обучения. М., Сб. диссертаций, 2012
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ «КЛИО»
План занятия
учитель: Стенгач Людмила Николаевна (при активном участии Михайловой Натальи,
ученицы 11 социально – экономического класса)
Тема урока: «Социальное расслоение в СССР и в современном российском обществе.
Сравнительный анализ.»
Цель урока: показать актуальность проблемы социального расслоения общества и
реальную обстановку в современном российском обществе.
Задачи урока:
научить учеников воспринимать современное российское общество как гетерогенное
социальное множество, сложную иерархическую систему социальных общностей и групп,
17 во взаимодействии которых осуществляется производство и воспроизводство
общественной жизни.
научить оперировать основными понятиями «социальная стратификация», «социальная
мобильность», «маргинализация», «деклассирование», «люмпенизация» и др.
сформировать способность здорового критического восприятия прошлого и настоящего
России.
Ход урока – лекции.
1.Проверка домашнего задания ( в форме эвристической беседы).
Что такое социальное расслоение?
Общности людей.
Социальная структура общества: классы, люмпены, маргиналы, семья.
Различные подходы социологов к вопросу о равенстве людей в обществе.
2. Лекция учителя ( с использованием медиа презентации, подготовленной группой
учеников из 3 человек).
а) Советское время: социальная структура и изменения политического курса.
До середины 17 века в России не было понятия сословия, а социальное расслоение
представляло собой совершенно иную структуру, чем в европейских странах.
Самодержавие имело уже богатый опыт разделения общества на сословия возведения
между ними барьеров, препятствовавших социальной мобильности.
Уже в первые годы революции стали складываться элементы нового неравенства.
Национализация всех ресурсов и отмена всех форм частной собственности положили
начало созданию нового общества.
Отмена капитализма должна была устранить политическое и социальное неравенство. Но
хаос мировой и гражданской войн не позволил сразу перейти к бесклассовой социальной
структуре. Поэтому весь ленинский период послеоктябрьского развития страны
характеризовался поиском социальнополитических механизмов, предотвращающих
возникновение чрезмерных материальных привилегий, особенно связанных с обладанием
властью.
Начиная со сталинских пятилеток, новая социальная структура стала включать в себя два
социальных класса и один социальный слой: рабочий класс, колхозное крестьянство,
интеллигенция.
(ученикам предлагается составить схему этого общества, опираясь на знания из курса
истории России)
б) обсуждение схем, составленных учениками.
рабочий класс: больше не объект эксплуатации, его нельзя было считать пролетариатом
колхозное крестьянство считалось отдельным классом, так как крестьяне совместно
владели продуктом своего труда
интеллигенция занималась умственным, а не физическим трудом и пополнялась за счет
рабочих и колхозников.
НО…
18 в) люди стремятся не только к сохранению, но и к изменению своего социального
положения в социальной структуре, что выражается в понятии социальной мобильности.
В СССР эта концепция социальной мобильности была полностью отвергнута, так как она
описывала восходящее движение по социальной лестнице с точки зрения престижа,
владения и привилегий. Ведь наиболее важным предварительным условием восходящей
мобильности и высокого статуса было высшее образование… В довоенное время, когда
нужны были именно рабочие руки, а не интеллект, высшее образование было не
популярным. Но в послевоенный восстановительный период, когда задачи государства
усложняются, появляется потребность в высокообразованных людях, и за несколько
послевоенных десятилетий число людей, получивших высшее образование, быстро растет.
В вузы могли поступать представители любых социальных групп, но дети русскоязычной
городской интеллигенции имели гораздо больше шансов продолжить свое образование по
сравнению с детьми из сельских семей или детьми, родители которых не были этническими
славянами и плохо говорили порусски.
Сталин увеличил разрыв между минимальными и максимальными доходами, расширил
системы элитарного снабжения и строительство престижного жилья, ввел плату за учебу в
старших классах средних школ и в университетах, создал систему семилетних школ для
детей из менее привилегированных семей и укреплял институт государственных почетных
званий, рангов и премий. Более того, законы о наследстве были изменены таким образом,
чтобы обеспечить перевод сбережений в денежную форму и движимое имущество для
беспрепятственной передачи их от одного поколения к другому. Так старались заложить
основу советского среднего класса, признающего ценности системы. И не было никакого
равенства в бедности! На основе всеобщего равенства в правах и обязанностях строился
социализм! Да, у людей было много обязанностей перед государством, но в противовес им
ставилось множество прав!
3. Сообщение групп учеников об изменении социально – политической ситуации в
СССР:
а) в годы правления Н.С. Хрущева.
улучшилось снабжение населения продовольственными товарами
осуществление программы массового строительства дешевого жилья
повышение минимального уровня зарплаты
учреждение новых видов пенсионного обеспечения
увеличение пособия для бедных
отмена платы за обучение в школах и вузах
Таким образом, уменьшилась дифференциация уровня жизни и социального расслоения в
обществе.
б) в годы правления Л.И. Брежнева.
уменьшение дифференциации доходов
новые привилегии для партийной, военной и бюрократической элиты
в) в годы правления М.С.Горбачева.
продолжение линии Л.И. Брежнева
г) в годы пребывания у власти Б.Н. Ельцина.
критика привилегий
полный отказ от советского эгалитаризма.
19
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Методическая разработка на тему "УНО как путь к самореализации учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.