Слайд 1: 70 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ! В канун такой знаменательной даты, решая задачи и выражения
на уроках математики, мы даже не задумываемся над тем, какой вклад внесли ученыематематики,
чтобы ускорить победу над врагом.
Сегодня я расскажу вам о математических открытиях в разных военных областях и о тех людях,
которые их совершили.
Слайд 2:Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941.
Слайд 3:А уже через 5 дней Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить
силы для защиты человеческой культуры от фашизма.
Слайд 4:Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли
на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились на решение важных задач,
необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага
и создавая для будущего новые научные ценности.
Слайд 57: Уже 22 июня немцы уничтожили более тысячи двухсот советских самолетов, большую
часть на земле. Тем самым они обеспечили себе полное господство в воздухе. Всего за первые сто
дней войны Красная армия потеряла 96% имевшейся авиации более 8 тысяч самолетов. Война
потребовала от авиации больших скоростей полетов самолетов. Но, овладевая большими скоростями,
авиаконструкторы столкнулись с неизвестным ранее явлениями в поведении самолета. В
определенных режимах работы моторов в конструкциях самопроизвольно возникало возбуждение,
причем с большой амплитудой, и это явление (флаттер) вело к разрушению самолета в воздухе.
Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете и посадке самолета колеса вдруг
начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное «шимми», нередко вызывало
катастрофы самолетов на аэродромах.Раньше других «флаттер» был преодолен у нас в стране
благодаря работам ученого Мстислава Всеволодовича Келдыша и его коллег. В тяжелые годы войны
академик Келдыш в своей научной работе полностью решает проблему появления колебаний у шасси.
Как всегда он дает практическое инженерные рекомендации, избавляющие конструкцию шасси от
этого опасного явления. Келдыш и его коллеги подготовили расчеты, позволившие увеличить
устойчивость самолета.
В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и флаттером, и за
все время войны не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам.
Слайд 8: Были вычислены новые штурманские таблицы. Самолеты были обеспечены надежной
защитой от появления вибрации. Многие из этих разработок пригодились для создания новых систем
истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладавших повышенной маневренностью,
скоростью, надежностью.
При создании новых профилей крыльев использовались труды профессора А. А.Дородницына.
Слайд 910: Над проблемами самолетостроения работали не только отдельные ученые, но и целые
научные коллективы. Достижения блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов,
прежде всего увеличение их скорости, позволило А. С.Яковлеву и С. А.Лавочкину создать грозные
истребители, С. В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, А. Н. Туполеву, Н. Н.Поликарпову – мощные
бомбардировщики.
Слайд 1112: Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии,
повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик А. Н.Колмогоров. Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наивыгоднейшего
рассеяния артиллерийских снарядов. Теория вероятностей использовалась и для определения
наилучших методов местонахождения самолётов и подводных лодок противника, для указания путей,
позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага. Например, встал такой вопрос: как
лучше провести караван торговых судов при наличии вражеских подводных лодок? Если составить
караван из большого количества судов, то вероятность встречи с подводными лодками противника
будет меньшей. Это с одной стороны. Но нельзя забывать другое: увеличатся потери, если встреча
большого каравана осуществиться с подводными лодками противника.
Тут математика пришла на помощь. Ее методами были определены размеры судов и частота их
отправления, при которых потери были бы наименьшими. Учёныематематики помогли рассчитать,
сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолётам противника для того, чтобы иметь
наибольшую вероятность попадания. Во всём этом большая заслуга академика А. Н.Колмогорова.
Слайд 13: Видная роль в деле обороны нашей родины принадлежит выдающемуся математику
академику А. Н.Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы
нашими ВоенноМорскими силами. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было
рассчитать, повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно
затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость
корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные
материальные ценности.
Слайд 14: Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как
обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полете. Эту сложную математическую
задачу решил член корреспондент АН СССР Н. Г.Четаев. Он рассчитал наивыгоднейшую крутизну
нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность стрельбы и устойчивость снарядов при
полёте.
Слайд 15: Научная работа не прекращалась и в тяжелых условиях жизни фронтовых и прифронтовых
городов. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и
одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на
что Ленинград держится.
Слайд 16: В1942 г. Ленинград оказался в кольце вражеской блокады.В изнурительные дни блокады
ученые Ленинграда успешно решили задачу огромной сложности и создали капитальный труд –
«Большой астрономический ежегодник на 1943 1945гг». Это исключительно важное пособие для
авиации, флота и артиллерии ученые выполнили образцово.
Командование ВСС Красной Армии дало высокую оценку работе ленинградских ученых. Заместитель
командующего ВВС в письме коллективу Астрономического института писал: «За ценный вклад,
внесенный Ленинградским астрономическим институтом в дело обороны страны, объявляю всему
составу института благодарность». Об условиях, в которых ученые создавали свой труд, говорит тот
факт, что треть сотрудников, работавших над ним, погибли.
Слайд 17:В осажденном Ленинграде знаменитый математик Яков Исидорович Перельман
сотрудничал со многими изданиями.Его перу принадлежат более 1000 статей и заметок, 47 научно –
популярных и 40 научно – занимательных книг, 18 школьных учебников и учебных пособий.Перельман
написал «Занимательную арифметику» (а также алгебру, геометрию, астрономию и механику).
Слайд 18:Большое значение для решения практических задач, в том числе оборонных, имело развитие
номографии – одного из разделов математики, изучающей теорию и способы построения одного из
видов чертежей – номограмм, которые экономят время для вычислений, упрощают их. Номограммы
специального бюро при НИИ математики МГУ под руководством Н.А.Глаголева применялись при обороне городов, использовались для оптимального размещения зенитных батарей вокруг Москвы, в
ВоенноМорском Флоте.
Слайд 19: Всеми силами ученые стремились помогать фронту, и не только своей научной работой в
институтах и лабораториях. Все, начиная с лаборанта и заканчивая академиком, были постоянными
участниками многочисленных субботников и воскресников: грузили уголь, расчищали от снега
посадочные полосы аэродромов, разгружали вагоны и баржи.
Слайд 20: Героический труд рабочих, инженеров и техников советской промышленности позволил
уже с весны 1942 года начать оснащение Вооруженных Сил новыми, более совершенными видами
боевой техники.
Слайд 21: В начале войны молодые ученые мехмата А.А.Космодемьянский и Л.П.Смирнов выполнили
исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет,
получивших название «катюш».
В большом количестве войска получали новое оружие самоходные артиллерийские установки,
реактивные мимометы знаменитые «Катюши». В годы войны впервые в истории, заявили о себе
«Катюши» наше чудооружие.
Слайд 22:Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с
небывалым числом орудий. Снаряды фугаснозажигательные, но необычайного действия. Войска,
обстрелянные русскими, свидетельствуют огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются
одновременно. Потери в людях огромные». Непосредственно над ракетами работал Юрий
Победоносцев, которому ныне и принадлежит честь называться их автором. Реактивная установка
монтировалась на грузовике «ЗИС5». Расчеты по ее монтажу выполнил научный коллектив под
руководством Ивана Гвая. Реактивная установка стала официально именоваться «БМ13», а в народе
ее нежно называли «Катюшей».
Слайд 23: Профессор С.В.Бахвалов, известный геометр, разработал теорию управления
артиллерийским огнем.
Н.Е.Кочин академик мехмата МГУ дал практическое решение задачи по теории полетов самолетов на
малой высоте.
Слайд 24: Задача по борьбе с магнитными минами была поставлена за несколько лет до начала войны
в Ленинградском физикотехническом институте. Требовалось «размагнитить» корабли. Это было
очень быстро сделано одним из ведущих ученых математиков Анатолием Петровичем
Александровым.
Его труды позволили разработать методы размагничивания боевых кораблей. Все боевые корабли
подвергались в портах «антимагнитной» обработке. Тем самым были спасены многие тысячи жизней
наших военных моряков.
Слайд 25:Во время боевых операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов
патронов для пулеметов и многие миллионы артиллерийских снарядов. Методы проверки качества
боеприпасов были предложены математиком М.В. Остроградским. Активное участие в этой работе
принял, академик А.Н. Колмогоров и его ученики.
Слайд 26:В апреле 1942г. коллектив математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна
разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы
ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. Слайд 27:Многие математики с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии,
соединениях народного ополчения, партизанских отрядах.
Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине,
в Прибалтике и Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог, член – корреспондент АН
СССР (с 1964 г.) А. А.Ляпунов,стал артиллерийским офицером..Он не только храбро воевал, но и
вносил много ценного в правила стрельбы.
Слайд 28: Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в
боевых действиях авиации выдающийся геометр академик АН А.А.Погорелов.
Слайд 29:В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград
выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики,
доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР Ю. В. Линник.
Среди миллионов тех, кто не был отмечен наградами и славою при жизни, то в трудную для Отчизны
годину до конца выполнил свой долг и отдал ей самое дорогое – жизнь, были начинающие математики,
учителя и студенты, которым только предстояло вступить на этот путь.Сейчас, в очередную
годовщину Великой Победы хотелось бы назвать некоторые из этих имен, познакомиться с наиболее
примечательными штрихами их биографии. В том числе мы увидим, какими непостижимыми путями
пришли эти люди в математику и как послужили своей науке.
Слайд 30: Осенью 1941 года умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Николай
Борисович Веденисов (1905 – 1941). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области
теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы
перешли в область теорико множественной топологии. Где он получил ряд важных результатов.
Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Несмотря на слабое здоровье
и бронь он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и
оказался в плену, где силы его быстро иссякли.
Слайд 31: Михаил ВалерьяновичБебутов (1913 – 1942) начал свою работу еще в студенческие годы в
семинаре П. С. Александрова и Н. Б. Веденисова. Его научные интересы были связаны с качественной
теорией дифференцированных уравнений. Меньше четырех лет продолжалась научная работа М. В.
Бебутова. Первая публикация относится к 1938 году, а последняя опубликована посмертно в 1942 г.
И все же, несмотря на ограниченный промежуток научной деятельности, М. В. Бебутов получил в
математике ряд важных результатов. Защищенная им в июне 1941 года диссертация была отмечена
ученым советом как выдающаяся работа. Погиб в июле 1942 года под Воронежем (инженеркапитан).
Слайд 32:
Глеб Александрович Селиверстов прирожденный исследователь, тонкий знаток
тригонометрии.С 1942 г. Селиверстов в армии, в 1943 г. отправлен на фронт, где был командиром
минометного расчета. Г.А. Селиверстов погиб в 1944 г.
Слайд 33: Виктор Николаевич Засухинучился блестяще, так что в 1938 г. поступил в аспирантуру, а в
1941 г. (в возрасте 26 лет) успел защитить диссертацию.В начале войны Засухина призвали в качестве
лейтенанта пехотных войск. В первые же месяцы войны Виктор Николаевич погиб.
Слайд 34: Давид Оскарович Шклярский попытался доказать эту теорему и, разумеется, потерпел
неудачу. Зато после этого влюбился в математику и начал заниматься в школьном кружке. А по
поступлении в МГУ сам, еще будучи студентом, открыл школьный кружок при университете.В
первые же дни войны добровольцем пошел в действующую армию. В составе партизанского отряда
был отправлен за линию фронта. 26 июня 1942 г. в боях с фашистами на территории Белоруссии
Давид Оскарович погиб. На тот момент ему было 23 года. Сколько замыслов осталось неосуществленными, какие россыпи математических сокровищ они
унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня
математика, не понеси мы этих потерь.
Слайд 35: Нельзя не вспомнить о женщинахвоинах, которые бок о бок сражались рядом с мужчинами
и практически ни в чем им не уступали. Летчицы 46го гвардейского ночного
легкобомбардировочного авиаполка прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до
фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти
три миллиона килограммов бомб! Среди них были и девушкиматематики.
Слайд 36: Антонина Леонтьевна Зубкова:в 1938 году без экзаменов поступила на механико
математический факультет МГУ. Ушла добровольцем на фронт, советский штурман пикирующего
бомбардировщика, гвардии капитан, Герой Советского Союза (1945).
Слайд 37: Евгения Максимовна Руднева:окончила 3 курса механикоматематического факультета
Московского государственного университета в 1941 году. Занималась астрономией.Штурман 46го
гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза посмертно
(1944 год).
Слайд 38: Евдокия Борисовна Пасько:В 1938 году поступила на мехмат МГУ. С четвёртого курса
университета ушла добровольцем в армию. Окончила ускоренные штурманские курсы в авиационной
школе города Энгельс. В действующей армии с мая 1942 года.Штурман эскадрильи 46го
гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза.
Слайд 39: Екатерина Васильевна Рябова:Поступила на механикоматематический факультет МГУ им.
М.В.Ломоносова. Вскоре после начала Великой Отечественной войны добровольцем вступила в ряды
Красной Армии.Советский лётчик, участница Великой Отечественной войны, штурман эскадрильи 46
го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4й Воздушной армии 2го Белорусского
фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.
Слайд 40: Руфина Сергеевна Гашева:В 1941 году окончила 2 курса механикоматематического
факультета Московского государственного университета.Вступила в ряды Красной Армии.Штурман
эскадрильи 46го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка,гвардии старший
лейтенант. Герой Советского Союза (1945).
В памяти поколений всегда будет жить великий подвиг нашего народа, отстоявшего свободу и
независимость своей Родины и спасшего человечество от угрозы фашистского порабощения.
Если бы наши танки имели меньшую скорость, чем немецкие;
если бы наши самолеты не были лучше, чем немецкие;
если бы наши люди были не самоотверженные, умные, ловкие, сильные, то вряд ли мы победили в
этой войне, то вряд ли мы жили с вами на этой счастливой земле.
Слайд 41: История военных лет показала, что ученые сыграли большую роль в укреплении оборонной
мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и сохранили тысячи жизней!!!
Математики нашей страны в период тягчайших испытаний проявили себя как подлинные патриоты,
были храбрыми и расчетливыми воинами.
Слайд 42: Десятки имен молодых талантливых математиков значатся в списках павших и пропавших
без вести. Вечная им память! К сожалению, и теперь положение в мире таково, что страны, а вместе с ней и математики,
вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденная
необходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о
подготовке к ним. И, чем бы мы в дальнейшем не занимались, что бы мы не выбрали, знания
математики нам будут необходимы, потому что она соприкасается со всеми отраслями науки.
Методическая разработка на тему "Вклад математиков в Великую Победу"
Методическая разработка на тему "Вклад математиков в Великую Победу"
Методическая разработка на тему "Вклад математиков в Великую Победу"
Методическая разработка на тему "Вклад математиков в Великую Победу"
Методическая разработка на тему "Вклад математиков в Великую Победу"
Методическая разработка на тему "Вклад математиков в Великую Победу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.