Методическая разработка
Старшего воспитателя
МБДОУ «Юрлинский детский сад № 3»
Жикиной Надежды Васильевны
1 квалификационная категория
Конспект НОД с элементами экспериментирования в средней группе «Магнит и его свойства»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
формировать у детей знания о свойствах магнита (форма, размер);
формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
развивать познавательную активность детей;
стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
воспитывать устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
Предварительная работа:
игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка».
Словарная работа: магнетические предметы, примагнитились.
Оборудование:
магниты на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребенка, металлические и неметаллические предметы, «посылка».
Ход НОД
1. Организационный момент:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Все расселись по
местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Воспитатель: ребята, к нам сегодня в детский сад пришла посылка, на которой написано «Детям средней группы». Ребята, вам интересно посмотреть, что находится в этой посылке?
(заглядываю в «посылку» и загадываю загадку)
Этот жадный предмет
Все железо хватает.
Для него нормы нет,
Прилипаньем страдает.
Дети: Магнит.
Воспитатель: вот перед нами обычный магнит. Много секретов в себе он хранит.
Рассматривание магнита.
2. Основная часть
Воспитатель: возьмите его в руки и внимательно посмотрите: какого он цвета?
Какой формы?
Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый?
Холодный или тёплый? Твердый или мягкий?
Тяжелый или лёгкий? С запахом или без?
Можно ли отломить от него кусок? (ответы детей).
Воспитатель: делаем вывод, все магниты гладкие; холодные; без запаха; твёрдые; не ломаются; магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче; они бывают разной формы.
Воспитатель: ребята, а вы желаете поэкспериментировать с магнитом?
Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов.
1. Внимательно слушать взрослого.
2. Быть осторожными (ничего не брать в рот).
Воспитатель: Все правильно. Дети, давайте подойдем к столу с номером 1.
Опыт 1. «Какой магнит сильнее?» (за столами стоя)
Цель: определение зависимости силы притяжения магнита от его величины.
На столах лежат магниты: большие и маленькие.
Воспитатель: Ребята, я очень и очень люблю изготавливать бусы с помощью магнита.
Воспитатель: как вы думаете, какой магнит сильнее большой или маленький? С помощью какого магнита получатся короткие бусы? Длинные? Давайте проверим.
Если мы поднесем магнит к скрепке, то, что произойдет? (ответы детей)
А теперь осторожно поднесем скрепку к другой скрепке. Что происходит? (скрепка притягивается к другой).
На столе рассыпаны скрепки. Девочки берут маленький магнит, а мальчики большой. Подносим магниты к скрепкам.
Воспитатель: сколько скрепок притянул маленький магнит? (ответы детей)
Сколько притянул большой магнит? (ответы детей)
Какой магнит притянул скрепок больше? (большой магнит)
Значит, какой из магнитов сильнее? (ответы детей).
Вывод: Большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок.
Опыт 2. «Все ли притягивает магнит?» (на ковре)
Цель: формирование знаний о том, что магнит притягивает лишь металлические предметы.
(в коробочке: пуговицы, деньги, фасоль, скрепки, пластмассовый и металлический конструкторы).
Воспитатель: У меня есть такая коробочка, но в ней все предметы смешались. Дети, помогите, пожалуйста, отделить все мелкие предметы друг от друга. Подумайте, с помощью чего вы это можете сделать быстрее?
Дети: использовать магнит.
Приступайте (педагог подходит к детям и проверяет их).
Воспитатель: а сейчас проверим. Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей).
Воспитатель: почему они примагнитились? Из чего они изготовлены? Какие они?
(ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете, как называются предметы, притягиваемые магнитом?
Воспитатель: магнетические предметы.
Воспитатель: какие предметы к магниту не примагнитились?
Ответы детей.
Вывод: магнит притягивает лишь металлические предметы.
Физкультминутка
Воспитатель: устали? Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.
Игра «Волшебный магнит».
Цель: закреплять представления о свойствах магнита, развитие внимания.
Воспитатель называет предмет и протягивает руки к детям. Дети протягивают руки к воспитателю, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину (мяч, колокольчик, булавка и т. д.).
Воспитатель: продолжим наши волшебные опыты? Тогда давайте подойдем к столу с номером 2.
Опыт 3. «Действие магнита через другие материалы» (стоя за столами)
Цель: определение возможности магнита притягивать одни предметы через другие.
Воспитатель: Ребята, у меня есть стаканы с водой. Но я случайно уронила в них скрепки. Кто знает, как мы можем их достать? (ответы детей)
Воспитатель: Руками забираться в стакан – не красиво, да и не хочется. Я могу вам в этом помочь. Нужно прислонить магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, магнит медленно двигаем вверх. Скрепка будет двигаться за магнитом и ее можно легко достать, не замочив рук.
Дети пробуют самостоятельно.
Вывод: магнит может примагничивать через стакан и воду.
3. Итог.
Воспитатель: ребята, вам понравилось проводить опыты с магнитом?
Что нового вы узнали о свойствах магнита? Что такое магнетические предметы?
Теперь вы можете показать эти фокусы дома мамам, папам и своим братикам и сестричкам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.