Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет"
Оценка 4.6

Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
21.10.2018
Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет"
Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет. Борьба организма с инфекцией" для 8 класса. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки; продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический). Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета; ввести сведения об органах иммунной системы. Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет..doc
Урок биологии 8 класс  Тема: «Иммунитет. Борьба организма с инфекцией» Задачи:  Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии  микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки; Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический,  специфический); Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета; Ввести сведения об органах иммунной системы; Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни            Ход урока: I Организационный  момент II   Проверка знаний            На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови.  Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме. Индивидуальный опрос:                      Карточка 1:    «Внутренняя среда организма»    (базовый уровень) 1. Внутренняя среда организма  ­ это …. 2. Заполните схему:               Компоненты внутренней среды                     Карточка  2:   Заполните таблицу «Клетки крови и их значение»  (повышенный уровень)                             Название клетки Кол­ва в 1мм3 крови Строени Функци е и Место образования Карточка  3:  Выполните задание:  (высокий уровень)                           В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.                             (Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут.   Следовательно,   это   кровь   лягушки.   Мелкие   безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)                                   Фронтальный опрос: 1. Какие форменные элементы крови вам известны? 2. Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию? 1 3. Чем опасен для организма угарный газ? 4. Какую функцию выполняют лейкоциты? 5. Что такое фагоцитоз и фагоциты? 6. Как осуществляется процесс фагоцитоза? 7. Назовите имя учёного открывшего это явление? 8. Какие клетки способны к фагоцитозу? 9. Каков механизм образования тромба? 10. Каково значение свёртываемости крови для организма? 11. Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости? 12. Какие параметры крови определяют при анализе крови? 13. Что такое малокровие? Чем оно опасно? 14. Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения? 1. Актуализация знаний III   Основная часть Человек   живет   в   окружении   разнообразных   микробов:   бактерий,   вирусов,   грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на   уроке   мы   разберём   основные     механизмы   защиты   организма   человека   от   различных инфекций. Тема сегодняшнего занятия: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» 2. Защитные барьеры организма                Иммунитет   ­   способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов,   а   также   от   инородных   тел   и   веществ,   обеспечивая постоянство внутренней среды организма 3. Формы и механизмы иммунитета Самой   древней   формой   иммунитета   является  неспецифичный   иммунитет,   который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма   иммунитета   –  специфический   иммунитет  –   связан   со   способностью   организма распознавать   вещества,   отличные   от   его   клеток   и   тканей,   и   уничтожать   только   эти чужеродные клетки и вещества.        Антигены   ­  чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать                                  иммунную реакцию.                                        * микробы, вирусы, любые другие клетки    Механизмы иммунитета       Клеточный механизм иммунитета   Уничтожение вредного фактора клетками­ фагоцитами     Гуморальный механизм иммунитета Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой       *  интерферон         4. Органы кроветворения Центральные органы иммунной системы: Костный мозг Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в  кровеносное русло. Тимус (вилочковая железа) 2 Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т­лимфоциты. Периферические органы иммунной системы: Селезёнка Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т­лимфоцитов и В­ лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови. Лимфатические узлы Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В­лимфоциты, Т­лимфоциты,  макрофаги. 5. Воспаление                          Признаки: 1. покраснение поражённого участка 2. повышение температуры 3. боли 4. нагноение Воспаление   ­  это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных                              веществ     Значение: 1. не допустить распространение микробов на весь организм 2. полное уничтожение микробов                   Гной                  погибшие м\о и фагоциты     создатель                                   Илья   Ильич  Мечников       пищеварения,    Российский и французский биолог   (зоолог,   эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Родился  15 мая 1845  года в селе Ивановка Харьковской губернии Российской империи.         Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного   патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии.     Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).           Обнаружив   в 1882 явления фагоцитоза (о   чём   доложил   в 1883 на   7­м   съезде   русских естествоиспытателей и врачей в Одессе), разработал на основе его изучения сравнительную патологию   воспаления     а   в   дальнейшем —   фагоцитарную   теорию иммунитета («Невосприимчивость в инфекционных болезнях» — 1901).     эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний.    Многочисленные   работы   Мечникова   по   бактериологии   посвящены   вопросам сравнительной (1892),       IV   Работа с учебником     Инфекционные заболевания        Базовый уровень: 1. Какие заболевания называют инфекционными? 2. Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний 3. Перечислите известные вам инфекционные заболевания.     Повышенный уровень: 1. Что такое «ворота инфекции»? 2. Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания. 3. В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается? 3 Высокий  уровень: 1. Почему опасны бацилло­ и вирусоносители? 2. Каков механизм формирования подобного носительства? 3. В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ­носителем?                 Проверка правильности выполнения заданий             Вывод:   иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от                        заражения другим.      ?    Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний? 1. тщательное мытьё рук, фруктов и овощей 2. кипячение, обработка дезинфицирующими средствами 3. изоляция и лечения заболевших 4. соблюдение мер личной гигиены 5. профилактические прививки, лечебные сыворотки       1. Установите соответствие V   Закрепление 1. Иммунитет А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в  2. Антитела 3. Антигены организм чужеродными веществами Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите  организма В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и  вирусов 4. Фагоциты, Т­ и В­ лимфоциты 5. Вакцина 6. Лечебная  сыворотка Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от  болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови  животного, перенесшего заболевание 2. Заполните пропуски в тексте Иммунитет   –   это   способность   организма   избавляться   от   …………….   тел   и   соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым   барьером   на   пути   болезнетворных   факторов   являются   …………..   и   …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. . VI   Итоги урока Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных  тел и веществ называется иммунитетом. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все  виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген). Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В­ лимфоциты, Т­лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной  системы. 4 VII    Домашнее  задание Уметь отвечать на вопросы после параграфа. Подготовить сообщения:  «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»                                              «Э.Дженнер. Методы оспопрививания» 5

Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет"

Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет"

Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет"

Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет"

Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет"

Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет"

Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет"

Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет"

Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет"

Методическая разработка по биологии по теме "Иммунитет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2018