Методическая разработка по дисциплине "География" на тему "География населения мира"
Оценка 5

Методическая разработка по дисциплине "География" на тему "География населения мира"

Оценка 5
Лекции
doc
география
Взрослым
19.02.2018
Методическая разработка по дисциплине "География" на тему "География населения мира"
Методическая разработка по дисциплине "География" на тему "География населения мира". В данной методической разработке представлена методика проведения занятия лекционного типа по предмету «География» на основе технологии интерактивного обучения. Освоение темы способствует формированию знаний: - основных географические понятий и терминов; - о традиционных и новых методах географических исследований; - о численности и динамике населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографической специфики; - различия в уровне и качестве жизни населения, основных направлениях миграций; - проблемы современной урбанизации; - географических аспектов глобальных проблем человечества; Освоение темы способствует формированию умений: - оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения отдельных стран и регионов мира; - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально-экономическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.Методическая разработка по дисциплине "География" на тему "География населения мира"
география.doc

Республика Крым

Министерство образования, науки и молодежи

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по дисциплине «География»

на тему: «География населения мира»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Составлено: преподавателем I категории

___________ Комарчук О.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь, 2017 г.

 

 

Содержание

методической разработки

 

 

1.     Введение ………………………………………………………………….

2.     Мотивация темы …………………………………………………………

3.     Методика проведения учебного занятия ………………………………

3.1. Общая характеристика учебного занятия (специальность, дисциплина, тема, цели, тип, вид) …………………………………………

3.2. Дидактическое обеспечение учебного занятия ……………...……

3.3. Материально-техническое обеспечение учебного занятия ………

3.4. Внутрипредметная интеграция …………………………………….

3.5. Межпредметная интеграция ……………………………………….

3.6. Структура учебного занятия …………….…………………………

3.7. Ход учебного занятия ………………………………………………

4.     Опорный конспект ……………………………………………………….

5.     Выводы ……………………………………………………………………

6.     Литература для подготовки преподавателя к учебного занятия ……

7.     Библиографические источники, используемые при составлении методической разработки ………………………………………………

8.      Приложения (1 – 14) …………………………………………………….

3

5

6

 

6

6

7

7

7

7

8

12

32

33

 

33

34

 


1. Введение

 

Создание оптимальных условий для реализации требований федеральных государственных стандартов позволяет готовить высококвалифицированные кадры, востребованные на рынке труда, готовые к решению производственных задач и одновременно удовлетворению своих личных потребностей в построении карьеры. 

Динамика современных производственных технологий, новые виды занятости населения, вероятность безработицы обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменениям в новых экономических условиях. Современный будущий специалист должен быть мобильным, т.е. готовым и способным успешно выполнять обязанности по конкретной специальности и перестраиваться на овладение другой, в случае внедрения новой техники и технологий производства.

В связи с этим повышаются требования к самой методике преподавания. Важнейшие задачи, стоящие перед современной дидактикой, – активизация обучения, относительная самостоятельность в обучении студентов, развитие творческой личности. Необходимо научить студента не только верно мыслить, но и заложить основы самостоятельного мышления.  Если он владеет достаточной степенью познавательной самостоятельности, то у него формируются способности применять ранее усвоенные знания и умения в новых ситуациях, при изучении нового материала, а также находить новые способы решения учебных проблем.

Основное место при решении этой проблемы занимают методы обучения. Методы, правильно подобранные, с учетом возраста обучаемых, сложности материала, способствуют формированию и развитию понятий, умений, прочному и осознанному формированию знаний, оказывают воспитывающее влияние на личность.

В последнее время в педагогике и методике рекомендуют включать в учебное занятие инновационные методы обучения, к которым можно отнести использование мультимедийных технологий. Применение последних на разных этапах учебного занятия имеет ряд преимуществ:

1. Сочетание вербальной и наглядно-чувственной подачи информации способствует активизации познавательного интереса студентов, развитию их творческого мышления, повышению процента усвоения материала.

2. Мультимедийные технологии вызывают профессионально направленный интерес к изучаемым теоретическим материалам, мотивируют к поиску новых профессиональных знаний.

3. Возможность осуществлять контрольные функции через нетрадиционную форму подачи информации значительно повышает результативность оценивания знаний и умений студентов.

4. Электронная база работает как пополняемый архив, что позволяет легко проводить корректировку материала в соответствии с требованиями рабочей учебной программы и тематическим планом дисциплины.

5. Мультимедийные технологии лежат в основе создания электронных учебников – учебников нового поколения.

Целью данной методической разработки является желание автора повысить свое педагогическое мастерство и поделиться опытом применения мультимедийных технологий с коллегами.

 


2. Мотивация темы

 

В данной методической разработке представлена методика проведения занятия лекционного типа по предмету «География» на основе технологии интерактивного обучения.

Освоение темы способствует формированию знаний:

- основных географические понятий и терминов;

- о традиционных и новых методах географических исследований;

- о численности и динамике населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографической специфики;

- различия в уровне и качестве жизни населения, основных направлениях миграций;

- проблемы современной урбанизации;

- географических аспектов глобальных проблем человечества;

 

Освоение темы способствует формированию умений:

- оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения отдельных стран и регионов мира;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально-экономическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.

 

Презентация проекта на основе интерактивных педагогических технологий, в сочетании с внеаудиторной и самостоятельной работой решают задачи формирования и развития деятельностных умений и навыков обучающихся, расширяют их кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности.


3. Методика проведения учебного занятия

3.1. Общая характеристика учебного занятия

 

Специальность: 43.02.11 Гостиничный сервис

Дисциплина: «География».   

Тема № 1.3 (лекционное занятие № 5) программы дисциплины: «География населения мира».

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Цели учебного занятия:

· Учебные:

– сформировать систему знаний о количестве, плотности и составе населения планеты;

– сформировать представление о воспроизводстве населения, его типах, демографических процессах в современном мире и демографической политике;

– совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками географических знаний.

· Воспитательные:

 – сформировать осознание ценности человечества и этногеографической специфики населения мира;

· Развивающие:

– развить умения анализировать и логически мыслить.

· Методические:

 оценить возможности и рациональность применения интерактивных педагогических технологий на занятиях лекционного типа;

– активизировать учебно-воспитательный процесс путем внедрения инновационных педагогических и коммуникационных технологий.

Тип учебного занятия: комбинированный с применением интерактивных технологий.

Вид учебного занятия: лекция-визуализация.

Глоссарий: География населения. Демография. Этногеография. Коэффициент рождаемости. Коэффициент смертности. Коэффициент естественного прироста. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Нации. Миграции населения. Урбанизация.

 

3.2. Дидактическое обеспечение учебного занятия

 

1.   Презентация темы урока.

2.   Опорный конспект для изучения темы урока.

3.    Набор графиков, схем и карт для закрепления изученного материала.

4.   Набор тестов для закрепления знаний.

 

3.3. Материально-техническое обеспечение учебного занятия

 

1.   Мультимедийный проектор.

2.   Компьютер.

3.   Наглядные пособия (политическая карта мира, атласы).

 

3.4. Внутрипредметная интеграция

 

Тема № 1.1. «Современная политическая карта мира».

Тема № 1.4. «Научно-техническая революция и мировое хозяйство».

Тема № 2.1. «Зарубежная Европа».

Тема № 2.2. «Зарубежная Азия. Австралия».

Тема № 2.3. «Африка».

Тема № 2.4. «Северная Америка».

Тема № 2.5. «Латинская Америка».

Тема № 2.6. «Россия в современном мире».

 

3.5. Межпредметная интеграция

«История»

 

3.6. Структура учебного занятия

 

1.   Организационный момент.

2.   Мотивация учебной деятельности.

3.   Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

4.   Изучение нового материала.

5.   Закрепление нового материала.

6.   Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

7.   Задание на самостоятельную подготовку.

 

3.7. Ход учебного занятия

 

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организационная часть (2 мин.)

 

Приветствие.

Проверка готовности группы к уроку:

- отметка в журнале отсутствующих;

- выявление причин отсутствия студентов;

-создание рабочей обстановки в аудитории.

Доклад дежурного о готовности группы к учебному занятию, отсутствующих.

2. Мотивация учебной деятельности

(3 мин.)

 

Сообщение темы и плана учебного занятия.

Постановка целей учебного занятия.

 

Запись темы учебного занятия на доске, либо демонстрация с помощью мультимедийного проектора.

Преподаватель проводит мотивацию учебной деятельности студентов, предлагает решить сквозную задачу в ходе учебного занятия.

Записывают в конспекте тему, план учебного занятия.

Сквозная задача

Какую демографическую политику должны проводить страны?

 

3. Актуализация опорных знаний и умений (3 мин.)

Активизация внутри-предметных связей и оценивание общего уровня   усвоения знаний студентами:

·      методом беглого фронтального опроса по тестам (Приложение 1).

Отвечают на поставленные вопросы с места.

4. Изложение нового материала

(30 мин.)

 

Изложение нового материала согласно плану учебного занятия. Объяснение темы сопровождается показом на мультимедийном проекторе видео-презентации, созданной в программе Microsoft Office.

Тема учебного занятия: «География населения мира»

План

1. Численность населения мира.

2. Воспроизводство населения.

3. Типы воспроизводства.

4. Демографическая политика.

5. Половой, национальный, религиозный состав населения.

6. Размещение населения.

7. Урбанизация.

Слушают объяснения преподавателя, работают с опорным конспектом.

 

Для активизации интереса и внимания к изучаемой теме преподаватель предлагает назвать крупнейшие по численности страны мира.

Отвечают на поставленный вопрос с места.

Преподаватель объясняет термины «География населения», «Демография», «Этногеография», «Коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста», «Демографическая политика». По ходу изложения материала преподаватель предлагает записать в словарь новые термины.

Просматривают видео-презентацию «География населения мира». Записывают в словарь новые термины.

 

По ходу изложения материала преподаватель предлагает записать в словарь новые термины, относящиеся к «Размещению населения».

Записывают в словарь новые термины.

По ходу изложения материала преподаватель предлагает записать в конспект основные мировые религии и их характеристики.

Записывают в конспект основные мировые религии и их характеристики.

По ходу изложения материала преподаватель предлагает записать в словарь новые термины, относящиеся к «Урбанизации».

Записывают в словарь новые термины.

С помощью демонстрации специально подобранных     слайдов презентации с графиком и картами побудить студентов самостоятельно провести анализ.

Под руководством преподавателя записывают в конспект основные характери-стики присущие странам с первым и вторым типом воспроизводства.

5. Закрепление нового материала

(3 мин.): осмысливание, обобщение и систематизация полученных знаний

Закрепление материала преподаватель проводит методом тестирования:

·         Опрос по тестам (Приложение 2).

Отвечают на вопросы теста.

·         Методом фронтального опроса:

1. Что такое воспроизводство населения?

2. Какую демографическую политику должны проводить страны с первым типом воспроизводства? Со вторым?

3. Что такое урбанизация? Городская агломерация? Мегаполис?

4. Какие формы расселения населения вы знаете?

5. Назовите мировые религии?

6. Что такое миграция?

7. Перечислите основные миграционные потоки?

Отвечают на вопросы преподавателя.

Предлагает ответить на заданный в начале урока вопрос сквозной задачи.

Студенты высказывают личное мнение, анализируя, проводя сравнения.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

(2 мин.)

 

Заключительное слово преподавателя и оценивание работы наиболее активных студентов.

 

Ответ на возможные вопросы аудитории по учебному занятию.

Вопросы студентов по учебному занятию.

7. Задание на самостоятельную подготовку

(2 мин.)

Преподаватель пишет задание на доске (или выводит на слайде презентации), объясняет его выполнение: составить сочинение-эссе по данным темам:

1. История демографии.

2. Демографическая политика США.

3. Демографическая политика Китая.

4. Демографическая политика стран 1 типа воспроизводства населения.

5. Демографическая политика стран 2 типа воспроизводства населения.

6. Меры демографической политики.

Записывают задание в конспект.

 


4. Опорный конспект

Тема: География населения мира

 

План

1. Численность населения мира.

2. Воспроизводство населения.

3. Типы воспроизводства.

4. Демографическая политика.

5.  Половой, национальный, религиозный состав населения.

6. Размещение населения.

7. Урбанизация.

 

Литература

1. Максаковский В.П. География.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.П. Максаковский. – 23-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2014. – 416 с.

2. Е.М. Домогацких. География, учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Углубленный уровень/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ОО «Русское слово-учебник», 2014.- 272 с.: ил., карт.

 

1.   Численность населения мира

География населения имеет тесные взаимосвязи с другими науками, в первую очередь это – демография и этногеография.

Оценка численности населения затруднена до начала текущего столетия. Предполагают, что в VII тысячелетии до н.э. численность населения составляла приблизительно 10 млн. человек; в VI в. до н.э. численность населения начинает очень быстро расти, видимо в связи с развитием земледелия. Причем в это же время идет перераспределение населения между отдельными частями суши. О численности населения начала нашей эры можно судить более определенно, сохранились сведения о составе войск, о числе подданных плативших налоги и т.д. Известна приблизительная численность населения Рима, Китая и Индии. В пределах этих стран было сосредоточено около ¾ населения Земли. А общая численность составляла 230 млн. чел.

В I тыс. н.э. население росло медленно, из-за частых войн и эпидемий. Начиная с II тыс. темпы прироста населения возрастают. Но до XVII в. этот рост был не устойчивым, главная причина – эпидемии, особенно это касается европейских стран, где не один раз была чума.

Самый большой рост населения имел место в XIX в. в Европе в период расцвета капитализма. Основная причина – это успехи здравоохранения, улучшение медицинского обслуживания, снижение смертности. Многие переселенцы из Европы направились в Америку и Австралию, увеличив их население в 12 раз, а в самой Европе в то же время население увеличилось в 3 раза.

После 30-х годов ХХ в. наблюдаются замедленные темпы естественного прироста населения в Европе и увеличение рождаемости в других частях света. На снижение численности населения оказали влияние I-ая и II-ая Мировые войны, неустойчивость экономического положения стран и продолжившаяся, хотя и в меньших количествах миграция населения.

В Азии всегда жило и живет большинство населения Земного шара. В конце XVIII в. численность населения составляла 2/3 всего человечества. Далее Азия сохраняет за собой лидерство.

В Африке динамика численности населения складывалась следующим образом. В конце XVI в. численность населения составляла 18,5% от общего количества населения мира. Работорговля и колонизация повлияли на уменьшение численности населения Африки. Сегодня численность населения растет довольно быстро.

В Австралии и Океании небольшой прирост населения объясняется господствующей здесь системой крупного землевладения, сильно ограничивающей иммиграцию.

Предполагается, что со времени появления человека на Земле родилось свыше 77 млрд. чел., а умерло примерно 74 млрд. чел. В 1900 г. на Земле жило 1608 млн. чел., чтобы достигнуть этой цифры потребовалось тысячелетие, а чтобы удвоить 60 лет.

Потребность в учете населения возникла очень давно. Самые ранние переписи населения датированы II тыс. до н.э., на территории Египта. Первая всеобщая перепись населения в России была проведена лишь в 1897 г.

Текущий учет населения возник в виде церковных записей. Сегодня текущий учет населения идет на основе записей ЗАГСов.

Численность населения любой территории является результатом одновременного действия двух факторов – естественного прироста (разница между количеством рождений и смертей) и механического прироста (разница между количеством иммигрантов, т. е. людей, въезжающих в страну, и эмигрантов – людей, выезжающих из страны). Соответственно, рождаемость и иммиграция увеличивают численность населения страны, а смертность и эмиграция уменьшают.

Страны мира значительно различаются по численности населения. К 2003 г. в 28 государствах с численностью населения более 50 млн. чел. проживало более 3/4 населения всей планеты. Состав первой десятки стран с наибольшей численностью населения постоянно изменяется. Если в начале нашего века в их число входило 9 экономически развитых стран, в том числе 7 европейских их, то к 2005 г. в этом списке остались только США и Япония и нет ни одной европейской страны.

К наиболее часто используемым и простым в расчетах относятся следующие показатели: коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста, и время удвоения населения.

В 2000-е гг. продолжал увеличиваться разрыв между развитыми и развивающимися регионами мира по демографическим и социально-экономическим показателям. Регионы, где отмечаются максимальные по миру коэффициенты роста населения, рождаемости, смертности (Африка, Ближний и Средний Восток, Центральная Америка), имеют самые низкие в мире показатели продолжительности жизни, грамотности и уровня жизни. Высокие показатели рождаемости, типичные для большинства развивающихся стран, являются естественной реакцией популяции на высокую смертность и низкую продолжительность жизни. Такая демографическая структура населения ведет к снижению доли экономически активной части (в трудоспособном возрасте – от 15 до 64 лет) в общей численности населения и сокращению, таким образом, числа работников относительно количества иждивенцев; к снижению уровня жизни, нехватке продовольствия.

Особенно высок уровень смертности в странах Африки – ежегодно из 1000 чел. умирает 13, а в некоторых странах (Чаде, Западной Сахаре, Гвинее, Афганистане, Мали, Анголе), более 23 чел. Коэффициент младенческой смертности (доли умерших на первом году жизни) еще больше отражает разрыв между регионами и группами стран.

Демографические прогнозы показывают дальнейшее увеличение разрыва между регионами и группами стран по демографическим и социально-экономическим показателям: страны и регионы с незначительным или отсутствующим ростом населения и высоким уровнем жизни; страны с высокими темпами роста населения и снижением уровня жизни.

К 2009 г. 66% населения мира проживало в Азии, 13 – в Африке, 7 – в Европе, 5 – в Северной Америке, 9 – в Латинской Америке, 0,5% – в Австралии и Океании.

В прошлые века нашей эры Азия была самым многонаселенным регионом, где концентрировалось около 2/3 всего населения мира. Поступательный рост населения Европы и увеличение ее доли в численности населения мира часто прерывался войнами, эпидемиями чумы, голодом. К 1500 г. доля европейцев в общей численности населения мира достигла 17%, однако в последующие века, когда в результате Великих географических открытий началось переселение в Новый Свет, Европа потеряла около 2 млн. чел. В XVIII-XIX вв. бурное экономическое развитие способствовало росту населения континента, которое к началу XX в. составило почти 18% численности мирового населения. В XX в. в связи с резким снижением рождаемости и естественного прироста населения, двумя мировыми войнами, унесшими в целом около 50 млн. человеческих жизней, доля Европы начала неуклонно сокращаться. Ожидается, что к 2013 г. она не превысит 6%.

Динамика численности населения Африки, Америки и Австралии имеет много сходных черт: поступательный рост до начала европейского проникновения; резкое снижение как абсолютных, так и относительных показателей; последующий стремительный рост.

Доля Африки в мировом населении была максимальной (около 18%) в начале XVII в. Вывоз рабов, колониальные войны, эпидемии привели к падению доли до 8% в 1900 г. Демографическое развитие Африки в XX в. происходило при самых высоких в мире показателях рождаемости и естественного прироста, что привело к стремительному росту населения континента. По прогнозам ученых его доля в численности населения мира составит 17-18%.

По одной из оценок численность коренного населения Америки – индейцев – к середине XVII в. составила около 27 млн. чел. (6% мирового населения). Истребление индейцев в XVI-XVII вв. привело к резкому сокращению числа жителей континента, которое не восполнилось иммиграцией вплоть до середины XIX в.

В настоящее время абсолютная численность населения промышленно развитых стран Америки – США и Канады – увеличивается главным образом за счет притока иммигрантов, а их доля в мировом населении сокращается. Главным фактором роста населения латиноамериканских стран по-прежнему является высокая рождаемость; его доля в мировом населении продолжает расти.

Число жителей Австралии и Океании с конца XVIII в. возрастало в основном за счет европейских поселенцев. Влияние этого региона на динамику численности населения мира незначительно, к 2013 г. здесь будет проживать не более 0,5% населения мира.

При существующих темпах прироста населения мира его удвоение произойдет с 1980 через 70 лет, т. е. где-то к 2050 г. Первое удвоение населения мира произошло к 1500 г., второе – через 300 лет, третье – через 100 – к 1900 г., четвертое – к 1985 г. Всего через 25 лет удвоится население Африки, Ближнего и Среднего Востока (абсолютными рекордсменами являются Бруней – 11 лет, Объединенные Арабские Эмираты и Катар – 13 лет), в то время как Европе для этого понадобится 282 года, а некоторым европейским странам – Болгарии, Ирландии, Венгрии – 1000 лет.

За последние десять лет численность населения мира увеличилась на 1 млрд. чел. и к концу 2004 г. составила 6,3 млрд. чел. На 9/10 рост населения Земли произошел за счет естественного прироста в развивающихся странах, причем лидерами являются Азия (прирост более 800 млн. чел.) и Африка (250 млн. чел.). Быстрый рост населения, особенно в развивающихся регионах, стал причиной появления устрашающих прогнозов о вероятном перенаселении и гибели Земли.

 

В глоссарий:

География населения – это наука, изучающая закономерности и пространственные особенности формирования и развития современного состава населения и населенных мест в различных социальных, экономических, исторических и природных условиях.

Демография (греч. демос – народ, народные массы) – это наука изучающая, присущими ей методами, численность, территориальное размещение населения, состав, их изменение причины и следствия этих изменений, взаимосвязь социально-экономических факторов.

Этногеография – это наука, занимающаяся изучением бытовых, культурных особенностей народов и других этнических общностей, их происхождение, расселение, культурно-исторические взаимоотношения.

Коэффициент рождаемости – отношение общего числа родившихся в стране за год к численности населения.

Коэффициент смертности – отношение общего числа умерших в стране за год к численности населения.

Коэффициент естественного прироста – разница между числом родившихся и числом умерших в стране за год, деленная на числен­ность населения.

Время удвоения населения – время, за которое численность населения возрастает в 2 раза.

 

 

2. Воспроизводство населения

Рождаемость, смертность, естественный прирост населения в своей основе являются биологическими процессами. Однако решающее воздействие на их уровни оказывает целый ряд факторов.

Социально-экономические факторы: уровень благосостояния населения, развитие здравоохранения, образовательный и культурный уровень населения, общественное положение женщины, религии и т. д.

Природно-биологические факторы: разная степень приспособленности женского и мужского организмов к условиям внешней среды, которая приводит к различиям в количестве рождений девочек и мальчиков (100 на 107) и разной их смертности в возрасте до 5 лет; разное время наступления половой зрелости в районах с теплым и холодным климатом, что вызывает неодинаковую продолжительность фертильного (природного) возраста женщин; влияющие на смертность болезни (малярия в заболоченных местах, сонная болезнь в тропиках, эпидемии и др.).

Демографические факторы: половая и возрастная структура населения, брачность, разводимость. Например, увеличение в общей численности населения лиц пожилого возраста («старение населения») влечет за собой снижение показателей рождаемости.

Формула воспроизводства населения мира: 28‰ (рождаемость) – 10‰ (смертность) = 18‰ (естественный прирост).

Количественно показатели эти принято выражать в расчете на 1000 жителей – в промилле.

 

В глоссарий:

Воспроизводство (естественное движение) населения – совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающих возобновление и смену людских поколений.

 

3. Типы воспроизводства

Существуют два основных способа воспроизводства населения:

1) суженное воспроизводство, если в ходе смены поколений численность населения не увеличивается, когда людей умирает больше, чем рождается;

2) простое – если в ходе смены поколения численность населения не изменяется;

3) расширенное воспроизводство, когда численность последующего поколения больше предыдущего.

Первый тип воспроизводства населения характеризуется невысокими показателями рождаемости, смертности, естественного прироста. Второй тип воспроизводства населения характеризуется высокими и очень высокими рождаемостью и естественным приростом и относительно низкими показателями смертности.

 

4. Демографическая политика

Заметное воздействие на ход демографических процессов в последние десятилетия стала оказывать демографическая политика – система мер, предпринимаемых государствами для регулирования рождаемости. Основными мерами являются пропаганда, распространение медицинских знаний среди населения, а также средства административного и экономического воздействия.

Так, в Индии проводится в жизнь девиз «Нас двое – нам двоих», повышен возраст разрешения вступления в брак, проводится стерилизация населения, и показатели воспроизводства составляют 30‰-10‰ = 20‰;в Китае девиз более жесткий: «Одна семья – один ребенок», повышен брачный возраст, студентам браки не разрешаются, проводится стерилизация населения, показатели воспроизводства гораздо ниже (18 ‰ - 6 ‰ = 12 ‰). К Китаю и Индии присоединяются в этой политике Индонезия, Филиппины, некоторые латиноамериканские страны.

 

В глоссарий:

Демографическая политика – система мер, предпринимаемых государствами для регулирования рождаемости. Основными мерами являются пропаганда, распространение медицинских знаний среди населения, а также средства административного и экономического воздействия.

 

5. Половой, национальный, религиозный состав населения

Половозрастная структура – одна из важнейших характеристик населения, представляющая большой интерес с социально-экономической точки зрения: для подсчета трудовых ресурсов, контингента дошкольников и школьников, пенсионеров (с целью определения необходимых средств для обеспечения их материальной поддержки).

Анализ возрастной структуры дает возможность выделить 3 периода жизни людей:

А – до рабочий период, когда человек потребляет и не производит;

Б – рабочий период, когда человек может производить определенные материальные блага, причем в большем объеме, чем сам их потребляет;

В – после рабочий период, когда снова человек только потребляет, но не производит.

От продолжительности рабочего периода от эффективности труда зависит экономическая “рентабельность” каждого поколения. Та часть населения, которая трудится в сфере материального производства, должна создать столько национального дохода, чтобы не только прокормить себя, но и обеспечить нужды подрастающего поколения, собственные нужды в после рабочий период и прокормить все население, занятое в непроизводственной сфере.

Б.Ц. Урланис предлагает свою немного видоизмененную схему экономико-демографических показателей.

А-В – характеризует до рабочий период. В эти годы человек берет как бы в долг у родителей и общества необходимое для своего содержания;

В-Е – когда человек отдает долг обществу;

E-F – период пребывания на пенсии, в эти годы человек как бы забирает часть созданного им в рабочий период;

D-E – период за который окупается пребывание на пенсии.

Половая структура.

Примерно в 101 стране больше женского населения, в 84 государства имеют больше мужчин, 24 – приблизительно одинаковое количество мужского и женского населения.

В России насчитывается женщин больше чем мужчин, при этом до 30 лет мужское и женское население примерно равное.

В современном мире на каждые 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. По мнению физиологов, мужской организм в младенческом возрасте менее жизнестоек и на первых порах жизни мальчиков умирает больше. Дальше смертность видоизменяется: в развитых странах выше смертность мужчин по причинам травматизма и профессиональных заболеваний, а также алкоголизма и курения; в развивающихся странах смертность женщин часто бывает выше, что является следствием ранних браков, частых родов, тяжелого труда, недостаточного питания и неравноправного положения в обществе.

В мире численность мужчин несколько преобладает – перевес составляет около 20 млн. человек, или 1009 мужчин на 1000 женщин. В основном это мужское преимущество поддерживается Зарубежной Азией (1042 мужчины на 1000 женщин). В Европе картина обратная, а наибольший перевес женщин наблюдается в России – на 9 млн. (всего 890 мужчин на 1000 женщин). В молодом возрасте везде преобладают мужчины, а в пожилом – женщины.

Следует отметить, что до сих пор наблюдаются последствия Второй мировой войны: среди пожилого населения воевавших стран наблюдается резкое преобладание женщин (на 100 женщин – 50-60 мужчин). Вдовство и одиночество порождают целый ряд сложных социальных и социально-психологических проблем. Значительное влияние на половую структуру населения оказывают и миграции населения: мужчины более подвижны, и там, куда направлены миграции, их может быть больше. Этим объясняются различия в половой структуре городского и сельского населения осваиваемых и освоенных районов.

Возрастная структура населения зависит, прежде всего, от особенностей воспроизводства населения в прошлом и настоящем, что еще раз позволяет четко разделить два типа стран – развитых и развивающихся.

Возрастная структура населения развитых стран характеризуется низким удельным весом детей (обычно ниже 1/5) повышенным весом населения в трудоспособном возрасте и значительной прослойкой лиц старших возрастов (более 1/5) вследствие большой продолжительности жизни. В развивающихся странах при высоких темпах естественного прироста населения в его структуре велика доля детей и низка доля старших возрастов, поскольку мала продолжительность жизни. Например, в Кении доля детей составляет 51%, населения в трудоспособном возрасте – 45%, а старше трудоспособного – 4%. В Германии эти соотношения соответственно составляют 16, 64, 20.

Наиболее наглядное представление о составе населения по полу и возрасту дает половозрастная пирамида – графическое изображение этого состава (приложение 3).

Этносы – исторически сложившиеся на определенных территориях устойчивые совокупности людей, обладающие единым языком, некоторыми общими относительно стабильными особенностями культуры, психики, а также общим самосознанием – это сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований. Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития на Земле соседствуют различные типы этносов. Исторически самый ранний тип этносов – племя. Каждое племя состояло из родов и на ранних этапах развития в племени отсутствовало социальное расслоение. В настоящее время родоплеменные организации сохранились, но у кочевых и полукочевых народов. Общность интересов племен приводила к объединению их в союзы, которые сопровождались развитием межплеменных, хозяйственных, культурных связей и вело к постепенному смешению племен и к замене прежних кровнородственных связей, связями территориальными. Так родилась новая форма этносов – народность.

Первые народности сформировались в рабовладельческую эпоху. Широко этот процесс пошел в эпоху феодализма.

Народность – это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.

С развитием капиталистических отношений, с усилением экономических, культурных связей ликвидируется характерная для народностей разобщенность, происходит превращение их в нации. Нации от народности отличаются устойчивой общностью территории, экономики и культуры и общим языком. У них формируются общие черты национального характера и более четкое этническое самосознание.

Политические границы совпадают с этническими. В Западной Европе этнические границы часто совпадают с политическими, потому что начало формирования наций в Европе оказалось связанным по времени с образованием государств. В других же регионах очень многие народы разделены государственными границами и живут в пределах 2-х или более государств – это характерно для Аравийского полуострова, Кореи и др. Следовательно, большинство стран мира многонациональны.

Существуют общности, охватывающие целые группы народов, это так называемые надэтнические общности. Они объединяют несколько народов, у которых появились элементы общего самосознания основанного на длительном культурном взаимодействии. К ним относятся славянские, романские, монгольские народы и др., в определенной мере они близки не только по языку, но и по культуре и быту. История свидетельствует о том, что в различных районах мира, различных социально-экономических условиях имеют место процессы этнического объединения, когда несколько небольших этносов сливались в один большой. Или же малый этнос растворялся в составе крупного народа. Среди процессов этнического объединения различают консолидацию, ассимиляцию и межэтническую интеграцию.

Консолидация – это слияние нескольких родственных этносов.

Ассимиляция – отдельные группы какого-либо народа или даже целый народ, живя в среде другого народа в результате длительного общения, усваивают его культуру, воспринимают его язык и перестаю считать себя принадлежащими к прежней этнической общности. Различают естественную и насильственную ассимиляцию. Естественная происходит в процессе непосредственного контакта народов и обусловлена самим ходом социально-экономического развития. Насильственная ассимиляция происходит обычно в странах, где национальности не равноправны и где политика направлена на искоренение языка и культуры национальных меньшинств.

Процесс межэтнической интеграции – это сближение разных этносов без слияния в единое целое, как правило, этот процесс происходит в многонациональных государствах. Этнический состав населения мира непрерывно изменяется. Иногда появляются новые этносы, однако, в целом консолидация и ассимиляция ведут к сокращению общего числа народов.

Национальные меньшинства. Подразумеваются группы, оторванные от основной массы более или менее крупных народов (греки – в Турции, албанцы – в Италии и др.). Иногда термин употребляют по отношению к национальностям нигде не образующих своего государства. Например, баски в Италии и Франции. Они считаются национальным меньшинством, хотя на своих этнических территориях составляют большинство.

Конфессиональный (религиозный) состав населения – это распределение людей по вероисповеданию. При этом отдельно выделяются (не рассматриваются) люди неверующие и атеисты, доля которых постепенно увеличивается, но и сегодня они составляют меньшинство населения Земли (по разным оценкам, 20-30%). Неверующие и атеисты составляют значительную часть населения лишь в немногочисленных сохранившихся социалистических странах – Китае, Северной Корее, Кубе. В некоторых странах (в том числе в современной России) доля верующих среди населения в последние годы увеличивается.

Сбор данных о конфессиональном составе значительно затруднен по сравнению с другими характеристиками населения. Даже во время всеобщих переписей во многих странах мира вопросы о религиозной принадлежности не задаются, так как считается, что религия – личное дело каждого человека. Какой-либо официальной регистрации верующих, как правило, не ведется (регистрируются только религиозные организации, причем некоторые из них предпочитают не заявлять о своем существовании в государственные органы). Данные о количестве верующих, собираемые самими религиозными организациями, не являются точными и часто несопоставимы друг с другом. Некоторые конфессии ведут учет всех своих верующих, а некоторые – только тех, кто активно участвует в жизни религиозных организаций. Некоторые конфессии не учитывают в качестве своих верующих детей и т.д. Специальные исследования конфессионального состава населения также распространены сравнительно мало, особенно в развивающихся странах.

При характеристике религиозного состава населения принято выделять:

1) мировые религии;

2) национальные религии, распространенные преимущественно в одной стране или среди одного народа. Например, иудаизм – евреи, синтоизм – Япония, индуизм – Индия.

3) различные направления (церкви) и секты внутри отдельных религий. Например, среди протестантов – кальвинисты, секты – баптисты, и др.;

4) примитивные верования или родоплеменные культы: анимизм, фетишизм, магия среди племенных обществ.

Соотношение религиозных (конфессиональных) и этнических общностей на разных этапах исторического развития было различным.

Общее количество религий, существующих в современном мире, оценить очень сложно. Среди всего многообразия существующих религий можно выделить три, которые имеют особенно широкое распространение среди многих народов и во многих странах. Это так называемые мировые религии – христианство, ислам (мусульманство) и буддизм. Все мировые религии в процессе своего исторического развития потеряли первоначальное единство, и сегодня они делятся на ветви (течения). Все остальные религии считаются национальными, так как они встречаются или только в одной стране, или среди одного этноса. Среди некоторых этносов Земли религии еще не получили распространения, и среди их представителей преобладают традиционные верования (с точки зрения христианства – язычество).

Буддизм – считают, что возник в VII в. до н.э. в северной Индии, как «Джайнизм» и выступал против строжайших норм кастового строя и засилья жрецов. Согласно Буддизму, жизнь – это непрерывная цепь страданий, избавиться от которых можно, только следуя четырем благородным истинам, ведущим к успокоению страстей, эмоций, желаний и т.д. Буддисты верят в переселение души, в перевоплощение, а этическим положением буддизма является требование не убиения живых существ. Принципы правильное поведение и правдивость. К началу н.э. в буддизме наметились два основных направления (школы) сильно отличающихся друг от друга.

1. Тхеравада (Хинаяна) – т.е. узкий путь. Приверженцы этой школы следовали принципам раннего буддизма, считали Будду реальным историческим лицом и верили, что достичь спасения могут лишь монахи.

2. Махаяна – широкий путь. Более поздней формой Махаяны является ламаизм. Приверженцы этой школы считали, что для освобождения или спасения не обязательно быть монахом, а в ламаизме большое значение стали предавать магическим заклинаниям.

Христианство – возникло в начале I тысячелетия н.э. Считают, что оно возникло на востоке Римской империи и юго-западной Азии. Основные положения и его вероучения – это существование Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей, в будущем прийти на Землю во второй раз, чтобы установить на ней царствие небесное. Священная книга – библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Одна из главных заповедей – призыв к терпению и всепрощению. В 1054г. эта религия раскололась на два направления: православие и католицизм. Они отличаются особенностями культа и организации. Все католики организационно едины и подчинены папе Римскому. Православные имеют автокефальные и независимые национальные церкви (Константинопольскую, Грузинскую, Иерусалимскую и др., всего 15).

Существенным различием между католиками и православными является вопрос об исхождении Святого Духа. Католики считают, что исходит от Бога Отца и Бога Сына. Православные, что только от Бога Отца. Католики считают, что кроме ада и рая, существует промежуточное звено – чистилище. Есть отличия в отправлении служб. В православных храмах лишь хоровое пение, в католических еще и органная музыка. Есть отличия в крещении: католики обливают детей водой, православные трижды погружают в воду.

Направление христианства – протестантизм. В XVI в. в результате так называемой реформации от католицизма откололся протестантизм, отвергший власть папы Римского и ставший третьим основным направлением христианства. Протестантизм оформился в виде нескольких самостоятельных течений, главными из которых являются – англиканство, лютеранство, кальвинизм.

Следовательно, христианство имеет три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.

Ислам – возник в VII в. среди населения Аравийского полуострова и по имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанство. Возникнув позже христианства, иудаизма он впитал в себя ряд элементов этих религий: веру в загробную жизнь, посмертное воздаяние, рай и ад, единого Бога Аллаха посланником которого является Мухаммед. Их священная книга – Коран. Пять раз в день мусульмане молятся, постятся в Рамазан, совершают паломничества и т.д. Вскоре после своего появления новая религия распалась на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.

Последнее направление не получило значительного распространения. Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают в полном объеме священное придание Сунну. Шииты принимают это придание только частично, признавая лишь разделы, связанные с именем зятя Мухаммеда Али и его родственников. Хариджизм – близок к суннитам, но представляет группу верующих, которые предъявляют более суровые требования к своим последователям, осуждают роскошь, запрещают игры, музыку и т.д.

Во II тысячелетии до н.э. начинают возникать религии, сохранившиеся до нашего времени под названием местные религии:

- одним из самых ранних таких верований был иудаизм, возникший в I тыс. до н.э. среди еврейского населения Палестины. Распространен почти исключительно среди евреев живущих в разных странах мира. Наиболее крупные группы в США и Израиле. Общая численность иудаистов 13 млн. чел. Они верят в единого Бога Яхве, приход конца света и страшного суда, в бессмертие души, существование загробного царства. Но существенное место в иудаизме занимает доктрина о том, что евреи являются народом, избранным Богом;

- брахмаизм – получил распространение в Индии в I тыс. до н.э. и с середины I тыс. до н.э. существует в виде индуизма, основной религии жителей Индии. Общая численность индуистов 520 млн. чел. Индуизм регламентирует основные стороны демографического поведения верующих, призывая к ранним бракам, к рождению большого количества детей в семье. В то же время в прошлом индуизм допускал умерщвление новорожденных девочек и поощрял самосожжение вдов. В ХХ в. тоже сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью женщин и девочек, что ведет к их повышенной смертности. Брак считается нерасторжимым союзом, случаи разводов редки;

- конфуцианство – это религиозно-этическая доктрина в Китае возникла в середине I тыс. до н.э. и сохранилась как социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием. На протяжении многих столетий конфуцианство было господствующей философией и стремилось к упорядочению личных и социальных отношений путем их регламентации: строгое соблюдение культа предков, почитание старых, установка на большую семью. Общее число приверженцев – около 180 млн. чел.;

- даосизм – это вторая местная религия Китая, основана на обожествлении природных явлений. Сохранилась религия лишь в некоторых районах Китая, число последователей около 30 млн. чел.;

- синтоизм – религия Японии. Считают, что она представляет собой сочетание элементов конфуцианства, т.е. соблюдение культа предков, патриархальных устоев; и даосизм – обожествление сил природы. После образования централизованного государства видное место в синтоизме занял культ императора Микадо. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Общее число приверженцев синтоизма 90 млн. чел.

 

В глоссарий:

Половозрастная структура – одна из важнейших характеристик населения, представляющая большой интерес с социально-экономической точки зрения: для подсчета трудовых ресурсов, контингента дошкольников и школьников, пенсионеров (с целью определения необходимых средств для обеспечения их материальной поддержки).

Конфессиональный (религиозный) состав населения – это распределение людей по вероисповеданию.

Народность – это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.

Нации от народности отличаются устойчивой общностью территории, экономики и культуры и общим языком. У них формируются общие черты национального характера и более четкое этническое самосознание.

Консолидация – это слияние нескольких родственных этносов.

Ассимиляция – отдельные группы какого-либо народа или даже целый народ, живя в среде другого народа в результате длительного общения, усваивают его культуру, воспринимают его язык и перестаю считать себя принадлежащими к прежней этнической общности.

 

6. Размещение населения

Размещение населения также подвержено переменам, народы, населяющие земной шар живут в основном компактно. Смешенное в национальном отношении население характерно в основном для районов расположенных вдоль этнических границ. Смешение бывает обычно сильнее у тех соседствующих народов, которые говорят на родственных языках или близки в культурно-бытовом отношении.

Миграции населения – перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства.

Все миграции, имевшие место в прошлом и наблюдаемые в наши дни, сводятся к нескольким видам. По продолжительности миграции разделяют на постоянные (безвозвратные), при которых выехавшее население не возвращается на прежнее местожительство, и временные (учеба, служба в армии, работа по долгосрочному договору), не приводящие к закреплению населения.

По направленности миграционные потоки делятся на внешние и внутренние. Внешние миграции (международные) происходят с пересечением государственных границ и подразделяются па межконтинентальные и внутриконтинентальные. В них различают эмиграцию (выезд за пределы государства), иммиграцию (въезд) и реэмиграцию (возвращение на родину). Вернувшихся из плена называют репатриантами.

По причинам, или движущим мотивам, в миграциях выделяют, прежде всего, социально-экономические, связанные с поиском работы, получением образования, в связи с замужеством или женитьбой. Возрастает роль миграций по политическим, национальным, религиозным, военным, экологическим мотивам, что выражается в увеличении числа беженцев и вынужденных пере­селенцев в 90-х гг.

По форме, или способу реализации, миграции делятся на добровольные и принудительные. В истории человечества хорошо известны массовые принудительные миграции, такие, как, например, работорговля неграми. В нашей стране принудительно переселялись «работные люди» на уральские заводы, а в советское время выселялись целые народы.

Миграция населения играла и играет очень большую и многостороннюю роль в развитии человечества. Являясь одной из форм адаптации людей к меняющимся условиям жизни сообщества, миграции существенно влияют на географию, структуру и динамику населения мира – от отдельных населенных пунктов, районов до целых стран и континентов. В прошлом известны массовые перемещения людских масс по самым разным причинам, как природным, так и социально-экономическим. Известно, например, что подавляющая часть населения Америки и Австралии состоит из потомков иммигрантов.

Современные миграции представляют собой сложный социальный процесс. Они тесно связаны с уровнем развития производительных сил и их размещением в разных районах. Высокий уровень подвижности населения обеспечивает более полное использование рабочей силы, перераспределение ее между индустриальными центрами и осваиваемыми территориями, способствуя экономическому прогрессу.

Миграции приводят к изменениям демографической структуры населения и в районах выселения, и в районах вселения мигрантов. Поскольку наиболее подвижной частью населения является население в трудоспособном возрасте, и, прежде всего молодежь, то в районах выезда сокращаются темпы прироста населения, и не только за счет оттока, но и за счет сокращения естественного прироста, «старения» населения. В районах значительного притока мигрантов население растет более высокими темпами, формируется специфическая возрастная структура, в которой доля жителей трудоспособного возраста, особенно молодежных групп, значительно выше средних показателей. Под воздействием миграций меняются социальная структура, этнический состав, размещение и расселение населения.

Миграция населения исследуется с помощью системы показателей, каждый из которых раскрывает преимущественно ту или иную сторону явления (объем, состав мигрантов, направление перемещений, их интенсивность, результативность и др.).

Показатели миграции – абсолютные и относительные числовые характеристики миграционного процесса на разных его стадиях: потенциальной миграции, переселения, приживаемости новоселов; используемые в анализе миграционной ситуации на уровне страны, региона или поселения.

Показатели миграции могут характеризовать общий уровень подвижности населений территорий, масштабы, структуру, направления и результативность миграционных потоков за тот или иной период. В большинстве своем это расчетные относительные показатели (коэффициенты миграции), основанные на сопоставлении абсолютных показателей (прибытий, выбытии, миграционного прироста, сальдо миграции, миграционного оборота и др.) со средним числом изучаемой совокупности населения за определенный период.

В целях сравнимости с показателями естественного движения коэффициенты миграции исчисляются, как правило, в расчете на 1000 человек соответствующей территории или социально-демографической группы населения.

В качестве самых общих показателей потенциальной миграции могут быть использованы доли потенциальных мигрантов (лиц, принявших, но еще не реализовавших решение об отъезде изданного населенного пункта) и соответствующих стабильных контингентов в составе, как всей совокупности населения, так и составляющих его социально-демографических групп (по полу, возрасту, национальности, профессии, образованию и семейному статусу, месту рождения, предыдущего жительства и др.). Уровень потенциальной миграционной подвижности населения разных территорий чаще всего оценивается по результатам реализации миграционных установок. Наиболее точный показатель уровня миграционной подвижности – количество переселений за весь прожитый период жизни у лиц определенного возраста или населения в целом.

Показатели фактической миграции (переселений) могут быть подразделены на три группы:

1) общие, характеризующие сводные для территории миграционные процессы;

2) специальные (структурные), характеризующие миграцию конкретных социально-демографических групп;

3) показатели межрайонного (межтерриториального) обмена, характеризующие миграционные связи между конкретными территориями миграционного обмена. Они включают в свой состав показатели мощности, интенсивности и результативности миграции.

Масштабы и мощность миграции отражают, во-первых, абсолютные показатели – числа прибывших, выбывших или их суммы (миграционный оборот), во-вторых, относительные показатели – удельные веса мигрантов из разных районов выхода в общем числе мигрантов района вселения.

В качестве относительной характеристики мощности миграции могут выступать и коэффициенты интенсивности миграции. Интенсивность миграции характеризует ее частоту в определенных территориально-демографических группах и выражается правильной дробью, числитель которой – количество мигрантов (прибывших, выбывших или их сумма), а знаменатель – средняя за период численность населения.

Результаты миграции населения характеризуются рядом абсолютных и относительных показателей. Среди них сальдо миграции. Разность между числом иммигрантов и эмигрантов называется сальдо миграций (СМ):СМ = И Э. Положительное сальдо миграций означает, численность населения в стране увеличилась за счет миграции (т.е. на миграционный прирост), отрицательное сальдо свидетельствует об уменьшении, т.е. о миграционной убыли населения.

Таким образом, на изменение численности населения страны или региона оказывает влияние как естественное, так и механическое движение населения, масштабы которых анализируются через соответствующие абсолютные или относительные статистические показатели, а также различные коэффициенты.

 

В глоссарий:

Миграции населения – перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства.

 

7. Урбанизация

Внутренние массовые миграции населения были вызваны, прежде всего, урбанизацией. Урбанизация – это рост и развитие городов. Переселение сельского населения в города захватило сотни миллионов жителей планеты. Масштабы этого вида миграции так велики, что они получили название «великого переселения народов XX в.». Сельские жители развивающихся стран устремляются в города в поисках лучшей доли, что ведет к «взрывному» росту крупнейших городов. В развитых странах этот процесс закончился, и на уровне примерно 80%-й урбанизации наблюдается некоторый отток в сельскую местность.

Урбанизация, как явление, связанное с ростом производительных сил в целом прогрессивно. Однако там, где урбанизация протекает стихийно, она усугубляет социальные противоречия жизни. Крупные города и городские агломерации – это опорные пункты хозяйственного освоения. Урбанизация внешне выражается в разрастании числа и величины городов, а также в территориальном распространении городского образа жизни и на сельскую местность. Последняя черта чаще всего выражается в ходе маятниковых трудовых передвижений в города из сельского окружения. Крупность города измеряется численностью живущих в нем людей или людностью.

В мировой практике нет общепринятых подходов в выделении городов и городского населения. По подходу ООН для сопоставления городского и сельского населения условно признается городом населенный пункт с 20 тыс. жителей.

Широкое распространение во многих странах мира, отличавшихся незначительной и весьма неравномерной плотностью населения, получил и такой вид миграций, как освоение новых районов, прежде всего за счет внутренней миграции. К этому типу стран относится и Россия, в которой расселение шло с запада на восток и меньшее значение имела внешняя миграция.

Численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн.человек, из них 106,4 млн.человек (или 73%) являются городскими жителями, а 38,8 млн.человек (или 27%) проживают в сельской местности (2002г.).

В России, как и в большинстве развитых стран мира, прекратился процесс урбанизации – соотношение городских и сельских жителей сохранилось на уровне переписи 1989 г.

Почти пятая часть населения страны проживает в 13 городах- «миллионерах»: Москве, Санкт-Петербурге. Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми.

Столица Российской Федерации по численности жителей входит в число 20 самых крупных городов мира.

В развивающихся странах интенсивность внутренних миграций значительно ниже и вызвана главным образом бегством населения из аграрно-перенаселенных районов в города. В экономически развитых странах внутренними миграциями захвачены большие массы населения, чему способствуют постоянно изменяющаяся конъюнктура, высокий уровень развития транспорта и средств коммуникации. Прежде всего, это наемные работники и их семьи, перемещающиеся из города в город в поисках работы вообще или более высокооплачиваемой работы. Особенно этим выделяются американцы – в США по данным переписей около трети населения живут вне того штата, где они родились.

Характерно для современности большое количество беженцев и вынужденных переселенцев в мире, что прямо и косвенно связано с миграциями и является следствием разного рода национальных междоусобиц, войн, политической борьбы, голода и т. д. Значительные внутренние и внешние потоки беженцев существуют во многих странах Азии (Афганистан, Иран, Ливан, Индия); Африки (Эфиопия, Судан, Чад); Латинской Америки (Чили, Никарагуа, Куба). Это явление после распада СССР стало характерным и для России.

 

В глоссарий:

Урбанизация – это рост и развитие городов. Переселение сельского населения в города захватило сотни миллионов жителей планеты.

Рурбанизация (от фр. rural – сельский, деревенский и лат. urbs – город) – процесс распространения городских форм и условий жизни на сельскую местность. Составная часть процесса урбанизации. Может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения и переносом форм хозяйственной деятельности, характерных для городов, в сельскую местность

Городская агломерация – это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций – одна из стадий урбанизации.

Мегалополис – обширная высокоурбанизированная зона, образовавшаяся при срастании нескольких городских агломераций («сросшиеся агломерации» – огромные по площади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки, связанные огромной единой транспортной сетью).


6. Выводы

 

В данной методической работе представлена информация об одном из вариантов изложения темы «География населения мира», предусмотренной для изучения в курсе «География». Методика проведения учебного занятия позволяет сделать следующие выводы:

1. Для эффективного достижения всех целей учебного занятия необходимо использовать интерактивные педагогические технологии, способствующие усвоению новых знаний.

2. Учебное занятие вызывает интерес к обучению, поэтому необходимо применять нетрадиционные формы, методы изложения нового материала и стараться создавать ситуации успеха.

3. Учебное занятие способствует решению комплексных задач, связанных с подготовкой высококомпетентных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов в условиях быстроменяющихся технологий и нарастающего объема информационных знаний.

4. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», именно поэтому использование на разных этапах урока мультимедийных технологий, как одной из форм инновационных методов обучения, обеспечивает качественное усвоение материала, поскольку одновременно задействуются визуальная и вербальная формы восприятия новой информации.

5.  Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, поэтому умение применять мультимедийные и компьютерные технологии на уроках теоретического обучения – это уже не «дань моде», а жесткая необходимость, залог успеха преподавателя на уроке, повышение авторитета педагога в глазах его студентов.

6. Вместе с тем необходимо не просто использовать современные технические средства на учебном занятии, а разумно, обоснованно и рационально их включать в процесс обучения.
7. Литература для подготовки преподавателя к учебному занятию

 

1. Максаковский В.П. География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.П. Максаковский. – 23-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2014. – 416 с.

2. Домогацких Е.М. География, учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Углубленный уровень/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.- М.: ОО «Русское слово-учебник», 2014.- 272 с.: ил., карт.

 

 

8. Библиографические источники, используемые при составлении методической разработки

 

1.   Домогацких Е.М.  География, учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Углубленный уровень/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.- М.: ОО «Русское слово-учебник», 2014.- 272 с.: ил., карт.

2.   Атлас «Экономическая и социальная география мира».10-11 кл/под ред.В.П.Максаковского.-М.:Дрофа,2014

3.   Контурные карты «Экономическая и социальная география мира»10 кл.-М. «Дрофа»,2014

Internet-ресурсы:

1. http://www.rgo.ru  – Русское географическое общество.

2. http://www.krugosvet.ruОнлайн Энциклопедия Кругосвет.

3. http://geograph.ucoz.kzВиртуальный кабинет географии.


Приложение 1

Тест

1.В чем заключается различие понятий «природные ресурсы» и «экономические ресурсы»?

а) Природные ресурсы меньше по запасам, чем экономические.

б) Экономические ресурсы дороже и ценнее, чем природные.

в) Экономические ресурсы — это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

г) Природные ресурсы распространены повсеместно, а экономические – нет.

2.Выберите верные ответы.

1.Минеральные ресурсы относятся к категории исчерпаемых, но возобновимых.

2.Практически всеми видами природных ресурсов обеспечены данные три страны – Китай, Россия, США.

3.Самыми большими запасами нефти и газа в мире обладает США.

4.Опустывание характерно для засушливых регионов мира, особенно Северной Африки и Юго-Западной Азии.

5.Около половины всех обрабатываемых земель  мира приходятся на страны: Россия, США, Индия, Китай, Канада, Бразилия.

6.Доля пресной воды в мировых  водных ресурсах составляет менее 3%.

 7.К странам северного хвойного лесного пояса относятся Мексика, Китай и Индия.

8.Аквакультурой называется добыча полезных ископаемых со дна морей и океанов.

9.Геотермальная энергетика уже развивается в Исландии, Италии и Новой Зеландии.

10.Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.

3.Подберите пару: страна – характерное для нее сочетание природных ресурсов.

1.Алмазы и золото                                    а) ЮАР

2.Бокситы и железная руда                       б) Камерун

3.Железная руда и каменный уголь          в) Перу

4.Золото и полиметаллические руды        г) Кувейт

5.Калийные соли и железная руда            д)Канада

6.Каменный уголь и нефть                        е) Германия

7.Медные и железные руды                      ж) Китай

8.Нефть и природный газ                          з) Венесуэла

9.Нефть и медные руды                            и) Замбия

10.Фосфаты, медные руды                        к) Заир

4. В структуре мирового земельного фонда наиболее важны для человечества:

А) пашни    Б) пастбища и луга       В) леса

5. Основную часть гидросферы составляют воды:

А) рек  б)  подземные воды   в) Мировой океан

6. Наиболее обеспечены лесными ресурсами страны:

А) США, Египет       Б) Россия, Бразилия       В) Канада, Финляндия

7.Наиболее обеспечены ресурсами пресной воды:

А) Канада, Бразилия     Б) Индия, Австралия      В) ФРГ, ЮАР

8. Страны с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:

А) Китай, Россия, США      Б) Конго, Египет, Мали   В) ФРГ, Бразилия, ЮАР

9. Главный путь решения проблемы чистой воды:

А) транспортировка айсбергов   б) переброска рек    в) оборотное водоснабжение.

10. Примерно половина всей заготавливаемой древесины используется:

А) в химической промышленности  б) в строительстве   в) в целлюлозно-бумажной пром-ти   г) сжигается в виде топлива.

 


Приложение 2

Тест

Вариант-1.

1.   Что называется демографическим взрывом?

А) Постоянный рост численности населения Земли.

Б) Увеличение смертности в результате старения населения Земли.

В) Резкое увеличение роста численности населения мира.

Г) Появление большого числа стран с населением более 100 млн. чел.

2.   Функциональное соединение ряда городских агломерации и других городских центров в единый урбанизированный ареал:

А) субурбанизация

Б) воспроизводство

В) миграция

Г) мегалополис

3.   К странам с преобладанием мужского населения относятся:

А) Китай                  Г) Египет

Б) Индия                   Д) Россия

В) США                    Е) Франция

4.   Центрами иммиграции являются:

А) Турция

Б) Мексика

В) ФРГ

Г) Великобритания

Д) США

5.   Демографическая политика направлена на повышение рождаемости в странах с воспроизводством:

      А) 1 типа

      Б)  2 типа

6.   Заполните пропуск  в предложении:

   В мире преобладают представители…расы

А) монголоидной

Б) европеоидной

В) негроидной

Г) австралоидной

7.   Отрицательный естественный прирост характерен для региона:

А) Северная Африка      В) Австралия и Океания

Б) Юго-Западная Азия   Г) Восточная Европа

8.   Выезд населения из страны:

А) иммиграция

Б) эмиграция

В) урбанизация

Г) агломерация

 

Вариант-2.

1.   Страны, проводящие демографическую политику ограничения рождаемости:

А) Австралия       Г) Россия

Б) Индия               Д) США

В) Китай               Е) ФРГ

2.   Явление демографического взрыва особенно характерно для стран:

А) Африки

Б) Европы

В) Северной Америки

Г) Южной Америки

3.   Больше всего самых многонаселенных стран мира находятся:

А) в Азии

Б) Африке

В) Европе

Г) Южной Америке

4.   Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающая возобновление и смену поколений:

А) депопуляция

Б) миграция

В) воспроизводство

Г) демографический кризис

5.   Средняя плотность населения мира составляет:

А)100 чел/км

Б) 45 чел/км

В) 25 чел/км

Г) 10 чел/км

6.   Фермерская форма расселения характерна для сельского населения стран:

А) Австралия             Г) Китай)

Б) Индия                    Д) США

В) Канада                   Е) Япония

7.   Положительное сальдо миграции характерно для стран:

А) США                      В) Мексика

Б) Конго                      Г) Казахстан

8.   Народ, который является самым многочисленным в предложенном списке:

А) японцы                   В) хиндустанцы

Б) голландцы               Г) испанцы

 

Критерии оценки уровня и качества подготовки студентов

 

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Все баллы суммируются и выводится оценка:

Оценка «неудовлетворительно» – 4 – 5 б.,

Оценка «удовлетворительно» – 6 б.,

Оценка «хорошо» – 7б.,

Оценка «отлично» – 8 б.


Приложение 3

 

Половозрастная пирамида

 

 

Половозрастные пирамиды стран первого и второго типов воспроизводства населения

По характеру очертаний пирамиды можно судить о типе воспроизводства: I тип – стабилизация роста, стационарная возрастная структура, суженная вытянутая фигура; или более узкая внизу – уменьшение населения, регрессивная возрастная структура; II тип – простая возрастная структура, треугольные очертания пирамиды. Половозрастная пирамида хранит печать истории: «провалы» в пирамиде России вызваны потерями в годы Второй мировой войны, в США – годами затяжного кризиса, «Великой депрессии» 1929-1933 гг.


Приложение 4

 

Среднемировой показатель естественного прироста составляет 17 чел. на 1 000 чел. (17 промилле). Однако в регионах и странах мира он существенно различен:

Очень высокий естественный прирост

Высокий естественный прирост

Средний естественный прирост

 Низкий естественный прирост

Очень низкий естественный прирост

Более 30%0

 20 - 30%0

10 - 20%0

2 - 10%0

Менее 2%0

Африка

Африка

Зарубежная Азия

Зарубежная Азия

Латинская Америка

Зарубежная Европа

Северная Америка

Зарубежная Европа

СНГ

Нигерия

Кения

Зимбабве

Ливия

Монголия

Филиппины

Бангладеш

Эфиопия

Египет

 

 

Китай

Индия

Турция

Куба

Бразилия

Польша

Франция

Чехия

Великобритания

Венгрия

Германия

Болгария

Австрия

Италия

Россия

 

 


Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14



Республика Крым Министерство образования, науки и молодежи

Республика Крым Министерство образования, науки и молодежи

Содержание методической разработки 1

Содержание методической разработки 1

Введение Создание оптимальных условий для реализации требований федеральных государственных стандартов позволяет готовить высококвалифицированные кадры, востребованные на рынке труда, готовые к решению производственных задач и одновременно…

Введение Создание оптимальных условий для реализации требований федеральных государственных стандартов позволяет готовить высококвалифицированные кадры, востребованные на рынке труда, готовые к решению производственных задач и одновременно…

Возможность осуществлять контрольные функции через нетрадиционную форму подачи информации значительно повышает результативность оценивания знаний и умений студентов

Возможность осуществлять контрольные функции через нетрадиционную форму подачи информации значительно повышает результативность оценивания знаний и умений студентов

Мотивация темы В данной методической разработке представлена методика проведения занятия лекционного типа по предмету «

Мотивация темы В данной методической разработке представлена методика проведения занятия лекционного типа по предмету «

Методика проведения учебного занятия 3

Методика проведения учебного занятия 3

Набор графиков, схем и карт для закрепления изученного материала

Набор графиков, схем и карт для закрепления изученного материала

Доклад дежурного о готовности группы к учебному занятию, отсутствующих

Доклад дежурного о готовности группы к учебному занятию, отсутствующих

Половой, национальный, религиозный состав населения

Половой, национальный, религиозный состав населения

Закрепление нового материала (3 мин

Закрепление нового материала (3 мин

Задание на самостоятельную подготовку (2 мин

Задание на самостоятельную подготовку (2 мин

Опорный конспект Тема: География населения мира

Опорный конспект Тема: География населения мира

Самый большой рост населения имел место в

Самый большой рост населения имел место в

Страны мира значительно различаются по численности населения

Страны мира значительно различаются по численности населения

В прошлые века нашей эры Азия была самым многонаселенным регионом, где концентрировалось около 2 /3 всего населения мира

В прошлые века нашей эры Азия была самым многонаселенным регионом, где концентрировалось около 2 /3 всего населения мира

При существующих темпах прироста населения мира его удвоение произойдет с 1980 через 70 лет, т

При существующих темпах прироста населения мира его удвоение произойдет с 1980 через 70 лет, т

Воспроизводство населения Рождаемость, смертность, естественный прирост населения в своей основе являются биологическими процессами

Воспроизводство населения Рождаемость, смертность, естественный прирост населения в своей основе являются биологическими процессами

Первый тип воспроизводства населения характеризуется невысокими показателями рождаемости, смертности, естественного прироста

Первый тип воспроизводства населения характеризуется невысокими показателями рождаемости, смертности, естественного прироста

Б – рабочий период, когда человек может производить определенные материальные блага, причем в большем объеме, чем сам их потребляет;

Б – рабочий период, когда человек может производить определенные материальные блага, причем в большем объеме, чем сам их потребляет;

В молодом возрасте везде преобладают мужчины, а в пожилом – женщины

В молодом возрасте везде преобладают мужчины, а в пожилом – женщины

Так родилась новая форма этносов – народность

Так родилась новая форма этносов – народность

Насильственная ассимиляция происходит обычно в странах, где национальности не равноправны и где политика направлена на искоренение языка и культуры национальных меньшинств

Насильственная ассимиляция происходит обычно в странах, где национальности не равноправны и где политика направлена на искоренение языка и культуры национальных меньшинств

Например, иудаизм – евреи, синтоизм –

Например, иудаизм – евреи, синтоизм –

Бога в трех лицах: Отца, Сына и

Бога в трех лицах: Отца, Сына и

Мухаммеда Али и его родственников

Мухаммеда Али и его родственников

Общее число приверженцев синтоизма 90 млн

Общее число приверженцев синтоизма 90 млн

В них различают эмиграцию (выезд за пределы государства), иммиграцию (въезд) и реэмиграцию (возвращение на родину)

В них различают эмиграцию (выезд за пределы государства), иммиграцию (въезд) и реэмиграцию (возвращение на родину)

Под воздействием миграций меняются социальная структура, этнический состав, размещение и расселение населения

Под воздействием миграций меняются социальная структура, этнический состав, размещение и расселение населения

Они включают в свой состав показатели мощности, интенсивности и результативности миграции

Они включают в свой состав показатели мощности, интенсивности и результативности миграции

Масштабы этого вида миграции так велики, что они получили название «великого переселения народов

Масштабы этого вида миграции так велики, что они получили название «великого переселения народов

В развивающихся странах интенсивность внутренних миграций значительно ниже и вызвана главным образом бегством населения из аграрно-перенаселенных районов в города

В развивающихся странах интенсивность внутренних миграций значительно ниже и вызвана главным образом бегством населения из аграрно-перенаселенных районов в города

Выводы В данной методической работе представлена информация об одном из вариантов изложения темы «География населения мира», предусмотренной для изучения в курсе «География»

Выводы В данной методической работе представлена информация об одном из вариантов изложения темы «География населения мира», предусмотренной для изучения в курсе «География»

Литература для подготовки преподавателя к учебному занятию 1

Литература для подготовки преподавателя к учебному занятию 1

Приложение 1 Тест 1.В чем заключается различие понятий «природные ресурсы» и «экономические ресурсы»? а)

Приложение 1 Тест 1.В чем заключается различие понятий «природные ресурсы» и «экономические ресурсы»? а)

Медные и железные руды ж)

Медные и железные руды ж)

Приложение 2 Тест Вариант-1

Приложение 2 Тест Вариант-1

Б) эмиграция В) урбанизация

Б) эмиграция В) урбанизация

Критерии оценки уровня и качества подготовки студентов

Критерии оценки уровня и качества подготовки студентов

Приложение 3 Половозрастная пирамида

Приложение 3 Половозрастная пирамида

Приложение 4 Среднемировой показатель естественного прироста составляет 17 чел

Приложение 4 Среднемировой показатель естественного прироста составляет 17 чел

Приложение 5

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018