Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
• стимулирование мотивации и интереса в области изучаемого предмета и в общеобразовательном плане;
• повышение уровня активности самостоятельности обучаемых;
• развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникаций;
• изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
• саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Данная форма обучения - это специальная форма организации познавательной деятельности. При реализации поставленных целей ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получить новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность.
Значение интерактивных форм и методов обучения.doc
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в
обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
стимулирование мотивации и интереса в области изучаемого предмета и
в общеобразовательном плане;
повышение уровня активности самостоятельности обучаемых;
развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия,
коммуникаций;
изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных
ценностей;
саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и
диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими
участниками образовательного процесса.
Данная форма обучения это специальная форма организации
познавательной деятельности. При реализации поставленных целей ученик
чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что
делает продуктивным сам процесс обучения. Совместная деятельность
учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что
каждый вносит особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями,
способами деятельности.
происходит это в атмосфере
доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только
получить новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность.
Причем,
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении
меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает
место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий
для инициативы.
Где важное место занимает, формирование культуры самоорганизации
деятельности обучающихся на уроках географии, в дальнейшем – в освоении
профессии; умение работать с различными видами информации с помощью
различных интерактивных технологий,
организовать собственную
информационную деятельность; интеллектуальные умения, необходимые для
познания в реальной действительности.
Решение этих задач на учебном занятии с использованием методов
интерактивного обучения проходит шесть этапов:
Подготовительный этап;
I этап – постановка проблемной ситуации;
II этап – формирование учебных групп;
III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе;
IV этап – презентация групповых решений;
V этап – рефлексия прошедшего занятия.
На
I этапе основными методами являются проблемные методы, а
основная задача учителя – вовлечь учащихся в разрешение
проблемных ситуаций. Проблема, определяется как знание о незнании. Так, например, при работе по теме урока «Распределение
тепла» учащиеся устанавливают, что температура воздуха с
высотой понижается, о чём свидетельствуют заснеженные
вершины гор. Противоречие, поставленное на занятии, заключалось в
том, что чем дальше от поверхности, тем ближе к солнцу и значит
должно быть теплее.
II этап – формирование учебных групп
Организация групповой деятельности требует выполнения следующих
правил:
обеспечение каждому возможности участия в общем деле;
получение опыта общения и совместной деятельности в группах;
использование в группах таких норм и правил взаимодействия,
которые интересы личностного развития ставят на первый план.
Существуют два основных принципа формирования групп свободное
(по желанию) и организованное учителем.
Организованное
распределение происходит с учетом психологических особенностей
учащихся и дидактических целей урока:
Как правило, в группу включаю ребят как сильных, так и слабых, с
различным уровнем сформированности учебных умений и навыков. Для
каждой группы готовится набор карточек нескольких уровней сложности.
Карточки I уровня сложности носят репродуктивный характер и
предполагают простое воспроизведение знаний, полученных от учителя или из
учебника в готовом виде. Это в основном понятия, закономерности,
разобранные в классе и многократно звучавшие на уроках.
Карточки II уровня сложности носят продуктивный характер. Они
требуют применения полученных знаний в стандартных условиях, когда
алгоритм действия ребятам уже известен, например, рассчитать амплитуду
колебания температуры, отследить изменение элемента природы по карте
(изменение количества осадков, температуры и т.д.), узнавание по описанию
какоголибо географического объекта, явления или процесса в природе.
Карточки III уровня сложности предполагают применение полученных
знаний в нестандартной ситуации. Задания предполагают на основе
имеющихся знаний составление обобщений и выводов, которых нет в готовом
виде в учебнике, и они не делались на уроке при работе с учителем. Это также
задания на получение дополнительной информации путем наложения
нескольких видов карт. Другими словами, на данном уровне сложности
необходимо создание новых знаний.
на столах заранее раскладываются карточки с фамилиями и именами
учащихся, которые должны образовать учебную микрогруппу;
при входе в класс учитель сам раздает учащимся цветные карточки,
которые являются пропускным билетом к тому или иному учебному
столу; учащиеся уже знают, что на столе с литерой «А» находятся задания
легче, «Б» чуть сложнее и т.д. и сами делают выбор, в какой группе
они хотели бы работать.
Опыт проведения уроков в форме групповой работы в целом
положительный, но требуется многократное их повторение с тем, чтобы у
детей сложился алгоритм участия в такой работе.
На
III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе
III этапе организации учебной деятельности учащихся в группе
происходит: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс
поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение
итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной
задачи в рамках, определенных педагогом. Только нестандартная постановка
проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться
точками зрения так формируется общее мнение группы. Задание для
интерактивной формы обучения может быть следующим: при изучении
Африки выбрать из предложенного перечня характеристик те, которые, по
общему мнению, наиболее полно характеризуют климат, черты рельефа,
заселённость территории и пр. Еще раз подчеркнем: для определения общего
мнения группы необходимо, чтобы задача, которая определяет ход групповой
работы, была правильно воспринята всеми членами группы.
IV этап – презентация групповых решений
Организация следующего IV
этапа – презентация группового решения –
зависит от задуманного построения всего занятия.
Презентация решений может проходить в одной из форм:
устное сообщение;
представление структурнологических схем;
заполнение таблиц и пр.
V этап – рефлексия прошедшего занятия.
Этап презентации групповых решений сменяется исключительным по
своей значимости V этапом, который можно определить как отличительную
особенность интерактивного обучения, рефлексией прошедшего занятия.
Вопросы могут быть следующими.
Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно
и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?
Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что
мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя и т. д.
Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует
пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся. К процессу
оценивания необходимо подойти очень гибко. Можно обратиться за консультацией по поводу оценивания деятельности к самим ученикам. Если
между педагогом и учениками действительно существуют доверительные и
искренние отношения, то оценки, выставленные учениками, совпадают с
оценкой, данной учителем.
Значение интерактивных форм и методов обучения
Значение интерактивных форм и методов обучения
Значение интерактивных форм и методов обучения
Значение интерактивных форм и методов обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.