Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)
Оценка 4.7
Компьютерные программы +1
doc
экология
11 кл
01.04.2017
Целью данной разработки является знакомство обучающихся с охраняемыми природными памятниками Шпаковского района, того района, в котором ребята проживают. Сформировать знания по правовым и экологическим терминам данной темы. Расширить интерес к проблеме сохранения природных объектов. Воспитывать любовь в малой Родине.
По окончании занятия учащиеся смогут:
рассказать об охраняемых природных объектах своего района и некоторых проблемах, которые нужно решить на некоторых из них;
рассказать об особенностях географического положения и исторического происхождения природных памятников района;
предложить план деятельности по улучшению состояния охраняемых объектов;
объяснить свою роль в деятельности по улучшению экологии своего города, района.
Форма урока: интерактивный с использованием заданий на опережение и работы в группах.
Пешкина - методическая разработка.doc
Конкурс на лучшую методическую разработку
«Году экологии посвящается…»
Пешкина Ольга Юрьевна
учитель химии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №3» г. Михайловска Шпаковского района
Ставропольского края
Тема: Особо охраняемые природные
территории Шпаковского района
11 класс 2017 год
Сценарий
урока по экологии в 11 классе
тема: Особо охраняемые природные территории Шпаковского района
автор: Пешкина Ольга Юрьевна, учитель химии
Цель урока: Познакомить обучающихся с охраняемыми природными
памятниками Шпаковского района, того района, в котором ребята
проживают. Сформировать знания по правовым и экологическим терминам
данной темы. Расширить интерес к проблеме сохранения природных объектов.
Воспитывать любовь в малой Родине.
Ожидаемые результаты:
По окончании занятия учащиеся смогут:
рассказать об охраняемых природных объектах своего района и
некоторых проблемах, которые нужно решить на некоторых из
них;
рассказать об особенностях географического положения и
исторического происхождения природных памятников района;
предложить план деятельности по улучшению состояния
охраняемых объектов;
объяснить свою роль в деятельности по улучшению экологии
своего города, района.
Форма урока: интерактивный с использованием заданий на опережение
и работы в группах.
Оборудование: Мультимедиа, карта Шпаковского района, раздаточный
материал.
I.
Введение в тему (10 мин)
Урок начинается с видеоролика о любой охраняемой природной
государственном
территории России. Например, о Баргузинском
природном биосферном заповеднике (1,5 – 2 мин)
После просмотра учитель задает несколько вопросов и дает
возможность высказаться 34 обучающимся по каждому из них.
Учитель: 1. Ребята, о чем этот видео сюжет?
2. А какие еще особо охраняемые природные территории вы знаете?
(Дети произносят термины: заказники, памятники природы, дендрарии и т.д.)
3. Скажите, есть ли в нашем районе заказники, памятники природы
или парки, особо охраняемые государством? (Дети называют Михайловский
дендропарк, т.к. он находится недалеко от школы)
4. А знаете ли вы, что в нашем районе 5 государственных природных
заказника и 8 памятников природы охраняемых государством? Хотите больше
о них узнать? Тогда начинаем работать.
Учитель раздает инструкции на следующую часть урока:
Давайте разделимся на группы (можно заранее рассадить детей или
предложить лотерейный способ распределения)
Выберите, пожалуйста, от каждой группы по одному человеку, он
получит отдельное задание.
В конце мы послушаем сообщение о нашем, о Шпаковском районе
(один из учеников получил задание на опережение)
А теперь, представьте, что вы проживаете на территории одного из
памятников природы или заказнике, и к вам приехали корреспонденты, чтобы
расспросить об этом месте, но каждого интересует только определенная
информация. Поэтому они через некоторое время подойдут к каждой группе
и зададут только один конкретный вопрос. Затем корреспонденты ознакомят
нас с тем, что узнали по каждому объекту.
Чтобы группа владела информацией, вам отводится время 5 мин для
изучения материала, который находится у вас на столе в конвертах. Обратите
внимание, что вам будет необходимо обсудить возникшие проблемы каждого
объекта и предложить пути его решения
II. Основная интерактивная часть (20 мин)
В группах начинают изучать материал. Корреспонденты получают
от учителя опросные листы.
Группа 1
Вшивое озеро
Озеро древнее и находится в дистрофной стадии развития, переходя к
болоту. Естественное бессточное озеро Ставропольской возвышенности.
Возраст более миллиона лет. Его обозначения можно найти на картах
Астраханской губернии, относящихся к концу восемнадцатого века.
Государственный природный заказник "Вшивое озеро" зарастает в
отдельные годы полупогруженными растениями с господством тростника
южного. Берега окаймлены плоской дугой шириной от 10 до 40 м с
преобладанием лисохвоста тростникового. Ближе к поселку Холодгорску луг
становится солончаковым, где в обилии появляются полынь и ясколка
отклоняющаяся. Здесь встречается овсяница восточная, донник зубчатый и
редкий вид — самолюс Валаранда.
Заказник имеет гидрологический профиль и находится в окресностях
села Демино.
На территории заказника отмечено 25 видов луговоболотных растений,
среди которых выделяется 8 видов осок (береговая, волосистая, ложно
серная, колосистая, ранняя, черноколосная, ячменерядная, притупленная). Колебания объема воды способствовало изменению фауны озера. Здесь
охраняются водоплавающие птицы — выпь, лысуха, водяная курочка, кулик
ходулочник. На перелете останавливаются лебеди. В камышах — болотный
лунь. Живут болотные черепахи, лягушки, водяные ужи, медицинские пиявки.
Из рыб отмечены сазан, карп и карась. В донных отложениях озера имеются
захоронения пыльцы и спор растений, произрастающих на прилегающих к
озеру территориях в течение плейстоцена и голоцена.
В.Г. Гниловской название озеро связывает с обилием насекомых,
обитающих близ поверхности воды водомерок, водяных блох, циклопов и
других. Г.Н. Прозрителев утверждал, что первоначально оно именовалось
Уший, что в переводе с татарского означает «три». Так татары называли
крест. Возможно, здесь ими найден был крест, поставленный древними
христианами.
В 50е годы озеро почти пересыхало летом, превращаясь в илистое
болото, заросшее тростником. Его плоское высохшее днище осваивалось под
сельскохозяйственные угодья учебноопытного хозяйства Ставропольского
сельхозинститута.
После проливных дождей 1995 года уровень воды в озере заметно
поднялся. Наблюдения за озером ведутся на протяжении последних 300 лет.
Исследователи отмечают, что были годы, когда оно почти высыхало и
зарастало камышом. Колебание объема воды способствовало изменению
естественной фауны озера.
Группа 2
Дендропарк СНИИСХ
Годом
закладки дендропарка
Ставропольского научно
исследовательского института сельского хозяйства (СНИИСХ) считается
1963. Об этом свидетельствует памятная плита. К сожалению, она пострадала
и не только от времени.
Дендропарк создан по инициативе одного из первых директоров
академика Александра Александровича Никонова. Озеленением, ранее
совершенно безлесной территории, занимался специально созданный отдел во
главе с Владимиром Трофимовичем Манжолой. В 80е годы прошлого
столетия для работы в дендропарке СНИИСХ был приглашен талантливый
ландшафтный художникозеленитель Анатолий Ивановича Залевский.
Дендропарк расположен в окрестностях города Михайловска, в 1,5 км
от автодороги «СтавропольАэропорт» и имеет дендрологический профиль.
Общая площадь дендропарка 15,2 га. Тип организации территории
ландшафтный. Куртины деревьев и кустарников причудливых форм
чередуются с лужайками целинной травянистой растительности.
Интродуцированные растения размещены по семействам. В дендропарке
собрано более 500 видов деревьев и кустарников, такие как кизильники, боярышники, дикие яблони и груши, черёмухи, шиповники, дубы, ясени,
клёны, акации, тополя, спиреи, жимолости, крушина, бересклеты, туи и др.
Особенно хороши цветущие в маеиюне куртины спиреи. Имеются достаточно
экзотические для края виды: каштан съедобный, бук, катальпа изящная,
магнолия, бархат амурский, сумах дубильный, маакия, эвкоммия, чай
курильский, софора японская, дуб красный, лещина, ели, сосны,
можжевельники, берёза, клен сахарный и др.
В 20052006 гг. на территории, прилегающей к дендрарию, была
построена деревянная церковь Александра Невского, красиво вписавшаяся в
окружающий ландшафт.
К сожалению, в настоящее время дендропарк не имеет никакой
финансовой поддержки. В результате заповедное место не охраняется от
потравы скотом, любителей костров, березового сока, бесплатных новогодних
елей, деградирует, захламляется бытовым и строительным мусором.
Сотрудники института,
министерства сельского хозяйства
Ставропольского края и учащиеся школы № 30 в меру своих сил и
возможностей начали наводить порядок в дендропарке.
Группа 3
Лопатинская лесная дача
Хребет Недреманный вытянут с северозапада на юговосток на 1214
километров в форме огромного меча. Высшая точка гора Недреманная имеет
абсолютную отметку 665 метров. Верхний геологический горизонт состоит
из известнякаракушечника, под ним песок, ниже глины. Хребет отделяет
долину Кубани от верховий Егорлыка. Через него кубанская вода по каналам
поступает и в Сенгилеевское водохранилище. На северном склоне горы
участок векового леса: Лопатинская лесная дача площадью 165 гектаров и
имеет ботанический профиль. Здесь обитают краснокнижные виды животных
и растений, произрастают реликтовые деревья. Это еще и археологический
памятник, возникший в 43 тысячелетии до нашей эры: здесь были
обнаружены древние захоронения курганы.
Здесь произрастает ясеневодубовограбовый лес. В значительном
количестве встречается ильм шершавый, клены полевой и остролистный,
черешня. Подлесок представлен бузиной черной, кизилом, боярышником,
терном, свидиной южной. В травянистом покрове много яркоцветуших
луковичных и клубневых эфемеридов: пролеска, хохлатка, аройник
пятнистый, зубянка пятилисточковая.
Вообще раньше Недреманка была частью государственного природного
заповедника. И поныне на горе находят следы казачьих редутов, что говорит
об исторической ценности памятника. Известно, что здесь в XVIII веке был
разработан проект размещения крупного казачьего укрепления, просуществовавшего около тридцати лет. Сейчас он выглядит, как небольшой
редут.
И еще здесь неописуемо красиво! Посмотришь в одну сторону
Ставрополь виден, в другую Невинномысск как на ладони, а на горизонте
Кавказский хребет возвышается над долинами
Группа 4
Каменный хаос
Каменный хаос — памятник природы краевого значения, известный
далеко за пределами Ставрополья. Он находится на северном склоне горы
Стрижамент и протянулся почти на километр, а в ширину достигает двухсот
метров.
Этот объект имеет геологогеоморфологический профиль.
Между камнями бьют родники и произрастают влаголюбивые растения:
подбел, борщевик, папоротники, в том числе редкий реликт неогена —
листовик сколопендровый. Родники кристально чистые.
Образование "Каменного хаоса" объясняется резким обрушением края
мощной плиты известняка, бронирующего плоскую вершину горы
Стрижамент. Ее обрушение произошло 22,5 тысяч лет назад, в период
вулканической активности Эльбруса.
Каменный хаос является уникальным местом Ставропольской
возвышенности: здесь и пещеры, и каменные лабиринты, составляющие
единый природный комплекс. К тому же здесь есть все необходимое для
отдыха: чистый воздух, родники, много растений, животных и птиц,
занесенных в Красную книгу.
В том числе здесь есть пещера описанная В. Гаазовым и получившая имя
«Стрижаментская», имеющая два зала, суммарной протяженностью 30
метров.
Группа 5
Гора Острая
Площадь памятника составляет 14,62 га. Куполообразная вершина
напоминает вулкан. Этот оригинальный по форме останец Ставропольской
возвышенности перекрыт сверху пластом конгломератов из галечника,
отложенного в береговой зоне древнего верхнесарматского моря.
Памятник расположен в 7 км от села Надежда и имеет геолого
геоморфологический профиль.
Гора Острая находится в разнотравно — злаковой степи. В травостое:
злаки — ковыль Лессинга, ковыль красивейший, костер береговой, типчак,
тонконог изящный; разнотравье — василисник малый, пион тонколистный,
мышиный гиацинт, клевер сходный, астрагал эспарцетовый, люцерна
румынская, василек восточный. Встречаются кустарники: шиповник, роза колючейшая и собачья, миндаль низкий. Однако в травостое содержатся и
несвойственные целине виды: вьюнок полевой, шалфей мутовчатый,
подорожник ланцетнолистный.
Опросный лист корреспондента:
Особенност
и
географиче
ского
положения
1 корреспт
История
возникнове
ния
2 корреспт
Разновидно
сть флоры
и фауны,
охраняемы
й профиль
3 корреспт
Текущие
проблемы
Пути
решения
проблем
4 коррест
5 коррест
Охраняемый
объект
Вшивое озеро
Дендрарий
СНИИСХ
Лопатинская
Лесная Дача
Каменный
хаос
Гора Острая
Через пять минут корреспонденты обходят группы и собирают
информацию.
Затем все пять корреспондентов по очереди рассказывают всем о
том, что узнали по каждому объекту.
Сначала все про Вшивое озеро, затем про Дендрарий и т.д. Учитель следит за временем и оперативностью работы, при
необходимости помогает детям.
Учитель: Ну, вот, ребята, мы и узнали о некоторых природных
заказниках и памятниках нашего района подробно, спасибо всем.
А что еще мы должны знать о нашем районе? Послушаем сообщение.
Сообщение обучающегося (2 мин).
Шпаковский район расположен в центре западной части
Ставропольского края и окружает экономический, административный,
культурный центр края — город Ставрополь, имеет с ним тесные
транспортные, производственные, культурнобытовые связи. Район граничит с
Андроповским, Кочубеевским, Изобильненским, Труновским, Грачевским р
нами и Краснодарским краем. Шпаковский район состоит из 12
муниципальных образований, в составе которых 42 населенных пункта.
Административный центр — город Михайловск.
Площадь Шпаковского района составляет 23063 кв. км. Площадь
района 236,3 тыс.га
Шпаковский район – промышленноаграрный.
Географическое положение района поистине уникально: это центр
Предкавказья. Он находится на равном расстоянии и от Каспийского, и от
Черного морей. Территория является раздельной точкой между их
бассейнами.
Являясь центральной частью Ставропольской возвышенности,
территория района является самой высокой на Восточно–Европейской
равнине. Здесь же расположена высшая точка Ставропольской возвышенности
– известная во всей стране и уникальная в своем роде гора Стрижамент. На
шпаковской земле находятся Сенгилеевское и Егорлыкское водохранилища.
Протекают реки Ташла, Егорлык, Татарка, Мамайка, Янкуль.
В Шпаковском районе археологические памятники: древние
поселения (от 1го тысячелетия до н.э. до 810 вв. н.э.), курганы (31е
тысячелетия до н.э.).
Также у нас имеются государственные природные заказники:
«Ставрополец» на хуторе Верхний Егорлык, Урочище Бударка в
Темнолесском, Русский Лес на границе со Ставрополем; памятники природы:
Буковый участок на горе Стрижамент, полоса скал и оползших глыб средне
сарматского известняка в верховьях балки Татарка, балка Второй Луг на
западном склоне Сенгилеевского водохранилища.
III. Обратная связь ( 10 мин)
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня затронули тему
охраняемых государством территорий? (Дети высказывают мнения о том,
что идет год Экологии. О том, что некоторые памятники природы
страдают от действий человека и различных природных сил, что грозит к тенденции их исчезновения. О необходимости пополнения знаний о своей
малой Родине).
Учитель:
Поднимите руки те, кто сегодня узнал чтото новое о своем районе?
Спасибо.
А что вы узнали? (выслушивает ответы 46 учащихся).
Поднимите руки те, кому сегодня было интересно.
Спасибо вам за активное участие в нашем занятии, мне тоже было
интересно свами работать.
Литература
1. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории:
Учебное пособие. М.: Издво Моск. унта, 2003. 119 с.
2. Мюльгаузен Д.С., Панкратова Л.А. Классификация особо охраняемых
природных территорий России. [электронный ресурс], режим доступа:
www.scienceforum.ru 5013.pdf
3. Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий
краевого значения в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2015
года [электронный ресурс], режим доступа: http://docs.cntd.ru
Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)
Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)
Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)
Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)
Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)
Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)
Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)
Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)
Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.