Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)
Оценка 4.7

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Оценка 4.7
Компьютерные программы +1
doc
экология
11 кл
01.04.2017
Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)
Целью данной разработки является знакомство обучающихся с охраняемыми природными памятниками Шпаковского района, того района, в котором ребята проживают. Сформировать знания по правовым и экологическим терминам данной темы. Расширить интерес к проблеме сохранения природных объектов. Воспитывать любовь в малой Родине. По окончании занятия учащиеся смогут:  рассказать об охраняемых природных объектах своего района и некоторых проблемах, которые нужно решить на некоторых из них;  рассказать об особенностях географического положения и исторического происхождения природных памятников района;  предложить план деятельности по улучшению состояния охраняемых объектов;  объяснить свою роль в деятельности по улучшению экологии своего города, района. Форма урока: интерактивный с использованием заданий на опережение и работы в группах.
Пешкина - методическая разработка.doc
Конкурс на лучшую методическую разработку «Году экологии посвящается…» Пешкина Ольга Юрьевна учитель химии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края Тема: Особо охраняемые природные территории Шпаковского района   11 класс 2017 год Сценарий  урока по экологии в 11 классе тема: Особо охраняемые природные территории Шпаковского района автор: Пешкина Ольга Юрьевна, учитель химии Цель урока:  Познакомить обучающихся с охраняемыми природными памятниками   Шпаковского   района,   того   района,   в   котором   ребята проживают. Сформировать знания по правовым и экологическим терминам данной темы. Расширить интерес к проблеме сохранения природных объектов. Воспитывать любовь в малой Родине.   Ожидаемые результаты:  По окончании занятия учащиеся смогут: рассказать об охраняемых природных объектах своего района и некоторых   проблемах,  которые  нужно   решить  на   некоторых   из них;   рассказать   об   особенностях   географического   положения   и исторического происхождения природных памятников района; предложить   план   деятельности   по   улучшению   состояния охраняемых объектов; объяснить   свою   роль   в   деятельности   по   улучшению   экологии своего города, района. Форма урока: интерактивный с использованием заданий на опережение и работы в группах. Оборудование: Мультимедиа, карта Шпаковского района,  раздаточный материал. I. Введение в тему (10 мин) Урок   начинается   с   видеоролика   о   любой   охраняемой   природной   государственном территории   России.  Например,   о Баргузинском   природном биосферном заповеднике (1,5 – 2 мин) После   просмотра   учитель   задает   несколько   вопросов   и   дает возможность высказаться 3­4 обучающимся по каждому из них.  Учитель: 1. Ребята, о чем этот видео сюжет? 2. А какие еще особо охраняемые природные территории вы знаете? (Дети произносят термины: заказники, памятники природы, дендрарии и т.д.) 3.       Скажите, есть ли в нашем районе заказники, памятники природы или парки, особо охраняемые государством? (Дети   называют Михайловский дендропарк, т.к. он находится недалеко от школы)      4. А знаете ли вы, что в нашем районе 5 государственных природных заказника и 8 памятников природы охраняемых государством? Хотите больше о них узнать? Тогда начинаем работать. Учитель раздает инструкции на следующую часть урока: Давайте  разделимся на группы (можно заранее рассадить детей  или предложить лотерейный способ распределения) Выберите,   пожалуйста,   от   каждой   группы   по   одному   человеку,   он получит отдельное задание.     В конце мы послушаем сообщение   о нашем, о Шпаковском районе (один из учеников получил задание на опережение) А   теперь,   представьте,   что   вы   проживаете   на   территории   одного   из памятников природы или заказнике, и к вам приехали корреспонденты, чтобы расспросить об этом месте, но каждого       интересует только определенная информация.  Поэтому они через некоторое время подойдут к каждой группе и зададут только один конкретный вопрос. Затем корреспонденты ознакомят нас с тем, что узнали  по каждому объекту. Чтобы группа владела информацией, вам отводится время 5 мин для изучения материала, который находится у вас на столе в конвертах. Обратите внимание, что вам будет необходимо обсудить возникшие проблемы каждого объекта и предложить пути его решения II. Основная интерактивная часть (20 мин)  В группах начинают изучать материал. Корреспонденты получают от учителя опросные листы. Группа 1 Вшивое озеро Озеро древнее и находится в дистрофной стадии развития, переходя к болоту.   Естественное   бессточное   озеро   Ставропольской   возвышенности. Возраст   более   миллиона   лет.   Его   обозначения   можно   найти   на   картах Астраханской губернии, относящихся к концу восемнадцатого века. Государственный   природный   заказник   "Вшивое   озеро"   зарастает   в отдельные   годы   полупогруженными   растениями   с   господством   тростника южного.   Берега   окаймлены   плоской   дугой   шириной   от   10   до   40   м   с преобладанием лисохвоста тростникового. Ближе к поселку Холодгорску луг становится   солончаковым,   где   в   обилии   появляются   полынь   и   ясколка отклоняющаяся. Здесь встречается овсяница восточная, донник зубчатый и редкий вид — самолюс Валаранда. Заказник имеет гидрологический профиль и находится в окресностях села Демино. На территории заказника отмечено 25 видов лугово­болотных растений, среди   которых   выделяется   8   видов   осок   (береговая,   волосистая,   ложно­ серная, колосистая, ранняя, черноколосная, ячменерядная, притупленная). Колебания объема воды способствовало изменению фауны озера. Здесь охраняются водоплавающие птицы — выпь, лысуха, водяная курочка, кулик­ ходулочник. На перелете останавливаются лебеди. В камышах — болотный лунь. Живут болотные черепахи, лягушки, водяные ужи, медицинские пиявки. Из рыб отмечены сазан, карп и карась. В донных отложениях озера имеются захоронения   пыльцы   и   спор   растений,   произрастающих   на   прилегающих   к озеру территориях в течение плейстоцена и голоцена. В.Г.   Гниловской   название   озеро   связывает   с   обилием   насекомых, обитающих близ поверхности воды ­ водомерок, водяных блох, циклопов и других.   Г.Н.   Прозрителев   утверждал,   что   первоначально   оно   именовалось Уший, что в переводе с татарского означает ­ «три». Так    татары называли крест.   Возможно,   здесь   ими   найден   был   крест,   поставленный   древними христианами. В   50­е   годы   озеро   почти   пересыхало   летом,   превращаясь   в   илистое болото, заросшее тростником. Его плоское высохшее днище осваивалось под сельскохозяйственные   угодья   учебно­опытного   хозяйства   Ставропольского сельхозинститута.  После   проливных   дождей   1995   года   уровень   воды   в   озере   заметно поднялся. Наблюдения за озером ведутся на протяжении последних 300 лет. Исследователи   отмечают,   что   были   годы,   когда   оно   почти   высыхало   и зарастало   камышом.   Колебание   объема   воды   способствовало   изменению естественной фауны озера. Группа 2 Дендропарк СНИИСХ Годом   закладки   дендропарка   Ставропольского   научно­ исследовательского   института   сельского   хозяйства   (СНИИСХ)   считается 1963. Об этом свидетельствует памятная плита. К сожалению, она пострадала и не только от времени. Дендропарк   создан   по   инициативе   одного   из   первых   директоров   ­ академика   Александра   Александровича   Никонова.   Озеленением,   ранее совершенно безлесной территории, занимался специально созданный отдел во главе   с   Владимиром   Трофимовичем   Манжолой.   В   80­е   годы   прошлого столетия для работы в дендропарке СНИИСХ был приглашен талантливый ландшафтный художник­озеленитель Анатолий Ивановича Залевский. Дендропарк расположен в окрестностях города Михайловска, в 1,5 км от автодороги «Ставрополь­Аэропорт» и имеет дендрологический профиль. Общая   площадь   дендропарка   15,2   га.   Тип   организации   территории   ­ ландшафтный.   Куртины   деревьев   и   кустарников   причудливых   форм чередуются   с   лужайками   целинной   травянистой   растительности. Интродуцированные   растения   размещены   по   семействам.   В   дендропарке собрано   более   500   видов   деревьев   и   кустарников,   такие   как   кизильники, боярышники,   дикие   яблони   и   груши,   черёмухи,   шиповники,   дубы,   ясени, клёны, акации, тополя, спиреи, жимолости, крушина, бересклеты, туи и др. Особенно хороши цветущие в мае­июне куртины спиреи. Имеются достаточно экзотические   для   края   виды:   каштан   съедобный,   бук,   катальпа   изящная, магнолия,   бархат   амурский,   сумах   дубильный,   маакия,   эвкоммия,   чай курильский,   софора   японская,   дуб   красный,   лещина,   ели,   сосны, можжевельники, берёза, клен сахарный и др. В   2005­2006   гг.   на   территории,   прилегающей   к   дендрарию,   была построена деревянная церковь Александра Невского, красиво вписавшаяся в окружающий ландшафт. К   сожалению,   в   настоящее   время   дендропарк   не   имеет   никакой финансовой   поддержки.   В   результате   заповедное   место   не   охраняется   от потравы скотом, любителей костров, березового сока, бесплатных новогодних елей, деградирует, захламляется бытовым и строительным мусором. Сотрудники   института,   министерства   сельского   хозяйства Ставропольского   края   и   учащиеся   школы   №   30   в   меру   своих   сил   и возможностей начали наводить порядок в дендропарке. Группа 3 Лопатинская лесная дача Хребет Недреманный вытянут с северо­запада на юго­восток на 12­14 километров в форме огромного меча. Высшая точка ­ гора Недреманная имеет абсолютную отметку ­ 665 метров.  Верхний геологический горизонт состоит из известняка­ракушечника, под ним песок, ниже ­ глины. Хребет отделяет долину Кубани от верховий Егорлыка. Через него кубанская вода по каналам поступает   и   в   Сенгилеевское   водохранилище.   На   северном   склоне   горы участок векового леса: Лопатинская лесная дача площадью 165 гектаров и имеет ботанический профиль. Здесь обитают краснокнижные виды животных и растений, произрастают реликтовые деревья. Это еще и археологический памятник,   возникший   в   4­3   тысячелетии   до   нашей   эры:   здесь   были обнаружены древние захоронения ­ курганы.  Здесь   произрастает   ясенево­дубово­грабовый   лес.   В   значительном количестве   встречается   ильм   шершавый,   клены   полевой   и   остролистный, черешня.   Подлесок   представлен   бузиной   черной,   кизилом,   боярышником, терном,   свидиной   южной.   В   травянистом   покрове   много   яркоцветуших луковичных   и   клубневых   эфемеридов:   пролеска,   хохлатка,   аройник пятнистый, зубянка пятилисточковая. Вообще раньше Недреманка была частью государственного природного заповедника. И поныне на горе находят следы казачьих редутов, что говорит об исторической ценности памятника. Известно, что здесь в XVIII веке был разработан   проект   размещения   крупного   казачьего   укрепления, просуществовавшего около тридцати лет. Сейчас он выглядит, как небольшой редут.  И   еще   здесь   неописуемо   красиво!   Посмотришь   в   одну   сторону   ­ Ставрополь виден, в другую ­ Невинномысск как на ладони, а на горизонте Кавказский хребет возвышается над долинами Группа 4 Каменный хаос Каменный   хаос   —   памятник   природы   краевого   значения,   известный далеко за пределами Ставрополья. Он находится на северном склоне горы Стрижамент и протянулся почти на километр, а в ширину достигает двухсот метров. Этот объект имеет геолого­геоморфологический профиль. Между камнями бьют родники и произрастают влаголюбивые растения: подбел,   борщевик,   папоротники,   в   том   числе   редкий   реликт   неогена   — листовик сколопендровый. Родники кристально чистые. Образование "Каменного хаоса" объясняется резким обрушением края мощной   плиты   известняка,   бронирующего   плоскую   вершину   горы Стрижамент.   Ее   обрушение   произошло   2­2,5   тысяч   лет   назад,   в   период вулканической активности Эльбруса. Каменный   хаос   является   уникальным   местом   Ставропольской возвышенности:   здесь   и   пещеры,   и   каменные   лабиринты,   составляющие единый   природный   комплекс.   К   тому   же   здесь   есть   все   необходимое   для отдыха:   чистый   воздух,   родники,   много   растений,   животных   и   птиц, занесенных в Красную книгу. В том числе здесь есть пещера описанная В. Гаазовым и получившая имя «Стрижаментская»,   имеющая   два   зала,   суммарной   протяженностью   30 метров. Группа 5 Гора Острая Площадь   памятника   составляет   14,62   га.   Куполообразная   вершина напоминает вулкан. Этот оригинальный  по форме останец Ставропольской возвышенности   перекрыт   сверху   пластом   конгломератов   из   галечника, отложенного в береговой зоне древнего верхнесарматского моря.  Памятник   расположен   в   7   км   от   села   Надежда   и   имеет   геолого­ геоморфологический профиль. Гора Острая находится в разнотравно — злаковой степи. В травостое: злаки — ковыль Лессинга, ковыль красивейший, костер береговой, типчак, тонконог   изящный;   разнотравье   —  василисник   малый,  пион   тонколистный, мышиный   гиацинт,   клевер   сходный,   астрагал   эспарцетовый,   люцерна румынская,   василек   восточный.   Встречаются   кустарники:   шиповник,   роза колючейшая и собачья, миндаль низкий. Однако в травостое содержатся и несвойственные   целине   виды:   вьюнок   полевой,   шалфей   мутовчатый, подорожник ланцетнолистный. Опросный лист корреспондента: Особенност и географиче ского положения  1 корресп­т История возникнове ния 2 корресп­т Разновидно сть   флоры и   фауны, охраняемы й профиль 3 корресп­т Текущие проблемы Пути решения проблем 4 коррес­т 5 коррес­т Охраняемый  объект Вшивое озеро Дендрарий СНИИСХ Лопатинская Лесная Дача Каменный хаос Гора Острая Через   пять   минут   корреспонденты   обходят     группы   и   собирают информацию. Затем все пять корреспондентов по очереди рассказывают всем о том, что узнали по каждому объекту. Сначала все про Вшивое озеро, затем про Дендрарий и т.д. Учитель   следит   за   временем   и   оперативностью   работы,   при необходимости помогает детям. Учитель:  Ну,   вот,   ребята,   мы   и   узнали   о   некоторых   природных заказниках и памятниках нашего района подробно, спасибо всем. А что еще мы должны знать  о нашем районе? Послушаем сообщение. Сообщение обучающегося (2 мин).  Шпаковский   район   расположен   в   центре   западной   части Ставропольского   края   и   окружает   экономический,   административный, культурный   центр   края   —   город   Ставрополь,   имеет   с   ним   тесные транспортные, производственные, культурно­бытовые связи. Район граничит с Андроповским, Кочубеевским, Изобильненским, Труновским, Грачевским р­ нами   и   Краснодарским   краем.   Шпаковский   район   состоит   из   12 муниципальных   образований,   в   составе   которых   42   населенных   пункта. Административный центр — город Михайловск.        Площадь Шпаковского района составляет 23063 кв. км. Площадь района ­ 236,3 тыс.га     Шпаковский район – промышленно­аграрный.        Географическое положение района поистине уникально: это центр Предкавказья. Он находится на равном расстоянии и от Каспийского, и от Черного   морей.   Территория   является   раздельной   точкой   между   их бассейнами.        Являясь   центральной   частью   Ставропольской   возвышенности, территория   района   является   самой   высокой   на   Восточно–Европейской равнине. Здесь же расположена высшая точка Ставропольской возвышенности – известная во всей стране и уникальная в своем роде гора Стрижамент. На шпаковской земле находятся Сенгилеевское и Егорлыкское водохранилища. Протекают реки Ташла, Егорлык, Татарка, Мамайка, Янкуль.      В   Шпаковском   районе   археологические   памятники:   древние поселения   (от   1­го   тысячелетия   до   н.э.   до   8­10   вв.   н.э.),   курганы   (3­1­е тысячелетия до н.э.). Также   у   нас   имеются   государственные   природные   заказники: «Ставрополец»   на   хуторе   Верхний   Егорлык,   Урочище   Бударка   в Темнолесском, Русский Лес на границе со Ставрополем; памятники природы: Буковый участок на горе Стрижамент, полоса скал и оползших глыб средне сарматского   известняка   в   верховьях   балки   Татарка,   балка   Второй   Луг   на западном склоне Сенгилеевского водохранилища. III. Обратная связь ( 10 мин)  Учитель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня затронули тему охраняемых государством территорий? (Дети высказывают мнения о том, что   идет   год   Экологии.   О   том,   что   некоторые   памятники   природы страдают от действий человека и различных природных сил, что грозит к тенденции их исчезновения. О необходимости пополнения знаний о своей малой Родине). Учитель:  Поднимите руки те, кто сегодня узнал что­то новое о своем районе?  Спасибо.  А что вы узнали? (выслушивает ответы 4­6 учащихся).  Поднимите руки те, кому сегодня было интересно. Спасибо вам за активное участие в нашем занятии, мне тоже было  интересно свами работать. Литература 1. Иванов   А.Н.,   Чижова   В.П.   Охраняемые   природные   территории: Учебное пособие. ­ М.: Изд­во Моск. ун­та, 2003. ­ 119 с. 2. Мюльгаузен Д.С., Панкратова Л.А. Классификация особо охраняемых природных   территорий   России. [электронный   ресурс],   ­   режим   доступа: www.scienceforum.ru 5013.pdf 3. Об   утверждении   перечня   особо   охраняемых   природных   территорий краевого значения в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2015 года [электронный ресурс], ­ режим доступа: http://docs.cntd.ru  

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)

Методическая разработка по экологии "Особо охраняемые природные территории Шпаковского района " (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017