1.1 Основные технические приемы волейбола
Волейбол является одной из самых популярных спортивных игр в России. Среди множества средств физического воспитания эта игра очень эффективна для физического совершенствования и по праву занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, проявления смелости и сообразительности.
Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в нападении и техника игры в защите. К технике нападения относятся: подача, передача, нападающий удар. К технике защиты - прием мяча и блокирование. Передвижения в волейболе, как в нападении, так и в защите, идентичны, но с некоторой спецификой, заключающейся в более низком или высоком положении стойки игрока.1.1 Основные технические приемы волейбола
Волейбол является одной из самых популярных спортивных игр в России. Среди множества средств физического воспитания эта игра очень эффективна для физического совершенствования и по праву занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, проявления смелости и сообразительности.
Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в нападении и техника игры в защите. К технике нападения относятся: подача, передача, нападающий удар. К технике защиты - прием мяча и блокирование. Передвижения в волейболе, как в нападении, так и в защите, идентичны, но с некоторой спецификой, заключающейся в более низком или высоком положении стойки игрока.
Методическая разработка
по физической культуре
Тема : Основы обучения игры в
волейбол
Содержание :
I Обзор литературы.
II Практическая часть.
1.1. Основные технические приёмы волейбола.
1.2. Упражнения как основные средства обучения техническим элементам волейбола в
средней школе.
1.3. Физическая подготовка в процессе обучения техническим элементам волейбола в средней
школе.
2.1. Методика формирования навыков волейбола на уроках физической культуры в 57
классах на основе собственного опыта.
2.2. Анализ эффективности собственной методики.
I. Обзор литературы
1.1 Основные технические приемы волейбола
• Волейбол является одной из самых популярных спортивных игр в России. Среди множества
средств физического воспитания эта игра очень эффективна для физического совершенствования и по
праву занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания. При правильной организации
занятий волейбол способствует укреплению костномышечного аппарата и совершенствованию всех
функций организма. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости,
физической силы, проявления смелости и сообразительности.
• Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в нападении и техника игры в
защите. К технике нападения относятся: подача, передача, нападающий удар. К технике защиты прием
мяча и блокирование. Передвижения в волейболе, как в нападении, так и в защите, идентичны, но с
некоторой спецификой, заключающейся в более низком или высоком положении стойки игрока.
О технике игры
передачи
передвижения
нападающий
техника
блокирование
прием
подачи
техникапередачинападающийприемподачиблокированиепередвижения
1.2. Упражнения как основные средства обучения техническим элементам волейбола в
средней школе
Основным средством в обучении волейболу являются физические упражнения. Их большое
многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют
решению задач на определенном этапе обучения волейболу, их группируют на основе классификации
средств. Основным принципом классификации служит соревновательная деятельность волейболистов. В
связи с этим все упражнения делятся на две большие группы:
Упражнения
Основные (соревновательные)
Вспомогательные (тренировочные)
специальные
Общеразвивающие
упражнения
подготовительные
подводящие
имитационные
Обучение техническим приемам волейбола на уроках физической культуры следует проводить в
следующем порядке:
•1. Подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических
качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема;
•2. Подводящие упражнения, которые служат для владения техникой приема в целом или его отдельных
элементов;
•3. Упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в
целостный двигательный акт;
•4. Совершенствование технического приема в учебной игре.
1.3. Физическая подготовка в процессе обучения техническим элементам волейбола в
средней школе
•Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в
волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с
этим школьник должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке,
большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их
сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами
техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая
подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростносиловых качеств, общей
выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их
совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и
тактикой. В юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной
выносливости.
• Физическая подготовка слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная
взаимосвязь.
II Практическая часть.
2.1. Методика формирования навыков волейбола на уроках физической культуры в 57
классах на основе собственного опыта.
•На первом году обучения предполагается усвоить основные технические приемы волейбола: стойки,
перемещение; упражнения с мячом: передача мяча снизу, прием и передача сверху (на месте и в движении
приставными шагами), верхняя прямая подача.
В шестом классе совершенствуются эти элементы, выполняются в стандартных игровых условиях.
•В седьмом классе изучается верхняя прямая подача, закрепляются ранее изученные элементы.
•У многих учащихся есть трудности с «подседом» под мяч. Здесь очень хорошо работает упражнение –
многократные передачи мяча над собой с отскоком от пола.
•Во время верхней передачи серьезной ошибкой считаем касание мяча ладонями. Чтобы избежать этого,
просим учеников постоянно проверять правильность расположения кистей рук (при помощи мяча эту
ошибку исправить сложно, т.к. дети могут накладывать на мяч всю ладонь). Для этого используем
упражнение «шлем» приставить большие пальцы рук к вискам, а остальными пальцами обхватить голову
сзади, после этого «шлем» нужно «снять», сохраняя его форму. При этом руки занимают необходимое
для передачи положение.
•Следующая ошибка – прием мяча, согнутыми в локтевом суставе руками – является следствием
недостаточного сгибания ног в коленях, или, как и в предыдущем случае, попытки отбить мяч кистями
рук. Упражнение «кран» помогает нам исправить ситуацию: сцепленные руки вытянуты вперед, ученик
выполняет низкую стойку и, втягивая голову, пытается достать плечами мочек ушей.
•При обучении технике стоек и перемещений эффективны игровые упражнения и подвижные игры,
развивающие специальные качества, которые облегчают усвоение заданий с волейбольным мячом.
•Подготовительную часть урока целесообразно проводить используя упражнения с мячом, т.к. на тему
«Волейбол» программой выделено недостаточное количество часов. Упражнения могут выполняться как
индивидуально, так и в парах или тройках.
• В основной части урока необходимо решить основные задачи, поставленные перед нами в
программе, а именно – научить принимать нужные стойки и правильно перемещаться, основным
техническим приемам – верхний и нижний прием, верхней передачи. Здесь, наряду с объяснением и
показом правильного
выполнения приема, предлагаю детям интересные имитационные и
подготовительные упражнения, которые помогут ученикам при самостоятельном их выполнении и
самоконтроле.
• На данном этапе важным является своевременное выявление и исправление ошибок, чтобы не дать
им укорениться и войти в привычку. Например, некоторые учащиеся допускают сгибание рук в локтевом
суставе во время нижнего приема, что приводит к неправильному отскоку мяча – назад или в лицо. Таких
ошибок в начале обучения встречается очень много.
• Обязательным элементом основной части урока является игра. Это могут быть как игры для
общей физической подготовки, так и для отработки технических и тактических действий.
• В заключительной части отмечаю положительные и отрицательные моменты выполнения
упражнений или игры индивидуально каждого ученика. На примере одного двух учащихся акцентирую
внимание на точности выполнения технического или тактического действия. Итоги подводят сами дети,
что получается, что нет, почему.
2.2. Анализ эффективности собственной методики
•Экспериментальное исследование по использованию данной методики на уроках физической культуры
было организовано на базе МАОУ СОШ №2 г.Курганинск в 2009–2010 уч. г. и 2011 – 2012 уч. г.
•В исследовании участвовало два класса в 20092010 уч. году – 6ой (второй год обучающийся по
данной методике, далее экспериментальный) и 7ой класс (обучающийся без использования этой
методики, далее контрольный), в 20112012 уч. году – 7ой и 8ой класс соответственно.
•В ходе эксперимента были получены следующие результаты:
•При контроле обученности основным техническим элементам (20092010уч.год), проводимых на уроках
детьми были получены следующие оценки:
Класс
Контрольный
Экспериментальный
Нижняя передача
«3»
6
«4»
14
10
2
«5»
10
17
Верхняя передача
«3»
5
«4»
10
7
3
«5»
15
20
Верхняя подача
«4»
6
8
«3»
15
10
«5»
9
12
Результаты оценки (процент «5» и «4») технических элементов
в 20092010 учебном году
При обработке результатов контроля явно прослеживается более высокий уровень освоения
технических элементов в экспериментальном классе.
Нами была исследована соревновательная активность учащихся данных классов. Соревнования по
волейболу и пионерболу, как школьные, так и межшкольные проводились неоднократно. Решено было
проанализировать количество учащихся каждого класса, принимавших участие в соревнованиях в
течение двух последних учебных лет в рамках Всекубанской спартакиады. Необходимо отметить, что
экспериментальный класс выставлял на некоторые соревнования по две команды, отдельно мальчики и
девочки.
Участие учащихся в школьных и межшкольных соревнованиях по волейболу
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
контрольный
экспериментальный
20092010
20102011
Из данной диаграммы видно, что наблюдается явная положительная динамика количества
участников соревнований в экспериментальном классе не только по сравнению с
контрольным,
обучения.
Кроме того, количество призовых мест в экспериментальном классе выше.
относительно
класса
но
и
своего
по
годам
Добиться такой динамики только благодаря урокам физической культуры в школе достаточно трудно,
поэтому возникла необходимость отследить внеклассную активность детей. На базе школы работают
секции различной спортивной направленности. При анализе количества детей посещающих данные секции
выяснилось, что в 20092010 учебном году почти половина детей (46%) экспериментального класса
посещают
секции.
В данной диаграмме видна динамика интереса учащихся экспериментального класса к внеклассной
физкультурнооздоровительной деятельности. В это же время количество учащихся контрольного класса,
посещающих секции,
уровне.
различные
том
же
осталось
почти
на
Количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях
50%
40%
30%
20%
10%
0%
контрольный класс
экспериментальный
класс
20092010
20102011
На данном этапе я не могу утверждать, что полученные результаты связаны только с применением данной
методики
обучения.
ее положительное
отмечаем
влияние
на процесс
на
уроках,
но
Взаимосвязь МАОУ СОШ № 2 с спортивными учреждениями
города
Учитель физической культуры Абиленцев Александр Александрович
Спасибо за внимание !!!