Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа в инструментальном классе"
Оценка 4.6

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа в инструментальном классе"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
музыка
Взрослым
21.02.2018
Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа  в инструментальном классе"
Методическое пособие «Формирование навыков чтения нот с листа в инструментальном классе» предназначено для более плодотворного развития в процессе обучения студентов специальности «Инструментальное исполнительство», а в дальнейшем профессиональной работы со студентами средне-специальных образовательных учреждениях и учениками ДШИ. Методическое пособие адресовано преподавателям и студентам специальности инструментального исполнительства.документ
метод работа.docx
профессиональное Государственное бюджетное образовательное учреждение «Ямальский многопрофильный Ямало-Ненецкого автономного округа колледж» Формирование навыков чтения нот с листа  в инструментальном классе Методическое пособие для преподавателей и студентов специальности   «  Инструментальное исполнительство»  г. Салехард 2015 Составитель:  Володина Ирина Юрьевна, преподаватель музыкальных дисциплин. Пояснительная записка.         Методическое пособие  составлено  на основе установленного образца по разработке   методического   задания,   утвержденных   научно­методическим Советом колледжа и  отвечает   всем требованиями  по   освоению  знаний, умений   и   навыков   по   программе   «Инструментальное   исполнительство». Приоритетным   направлением   в   обучение   музыканта­исполнителя   является самопознание и выявление психологических аспектов в развитии творческой личности.      Цель работы:       формирование навыков чтения нот с листа учащихся     Задачи:        ­ наметить основные направления   формирования навыка чтения нот с листа;             Под   чтением   нот   с   листа   понимают   сквозное   проигрывание   нового музыкального материала по нотам, основная задача которого – ознакомление с   произведением   в   общих   чертах.   Необходимость   безостановочного проигрывания   нового   материала,   при   котором   исполнитель   ограничен временем, делает процесс чтения с листа значительно более сложным, чем просто разбор нового текста. Успешность чтения нот с листа целиком зависит от степени развития знаний, умения и навыков учащегося. Чем больше он видит и внутренне слышит в нотном тексте, чем скорее и далее предугадает логику   развития   музыкального   материала,   чем   лучше   он   владеет инструментом, тем успешнее и качественнее прочитает он и ноты с листа. Успешность этой деятельности зависит также и от опыта, приобретенного в процессе упражнений. «Лучший путь добиться большой скорости в чтении нот с  листа,  ­   говорил   И.   Гофман,  ­   как   можно   больше   читать   с   листа».   Для развития навыков чтения с листа рекомендуется исполнять нотный текст в темпе   и   без   остановок,   даже   путем   упрощения   фактуры   изложения музыкального материала. В развитии навыков чтения с листа следует идти от целого  к  деталям.  Теория  и  практика   подготовки  учащегося   специального класса свидетельствует о том, что способность к беглому чтению нотного текста   является   одним   из   важнейших   факторов   развития   комплекса музыкальных способностей. Чтение нот с листа ­ это основной способ работы учащегося   на   этапе   ознакомления   с   новым   произведением.   В   силу эмоционально­образной   природы,  а  также   некоторых   других   особенностей, чтение   нот   с   листа   является   общей,   базовой   деятельностью   для   всех музыкально­исполнительских   специальностей.   Оно   считается   наиболее сложной разновидностью игры по нотам и обладает статусом художественной деятельности. Навык чтения нот с листа вообще считается достаточно сложным, и не   каждый   даже   профессиональный   исполнитель   владеет   им   на   хорошем уровне.               Свободное чтение нот с листа ­ одна из необходимых предпосылок всестороннего   развития   учащихся,   открывающая   перед   ними   широкие возможности   для   ознакомления   с   музыкальной   литературой,   игрой   в ансамблях, аккомпанирования певцам и инструменталистам. Чтобы научиться хорошо читать ноты с листа, необходима систематическая тренировка. Надо знакомиться   с   самыми   различными   музыкальными   произведениями,   чаще играть в ансамблях и аккомпанировать. Вся эта работа осуществляется под контролем педагога, который следит за тем, чтобы она протекала наиболее эффективно.   С   первых   месяцев   обучения   он   приучает   учащихся   перед исполнением   незнакомой   пьесы   внимательно   просмотреть   ее   текст, определить   метроритм,   ладотональность,   характер   мелодического   и гармонического   развития,   общие   контуры   формы,   темп   и   постараться представить себе все эти элементы целостно, в развитии, как единый поток звучащей   музыки.   А   затем,   во   время   исполнения,   стремиться   охватить   на нотном стане зрением и слухом возможно больше звуков ("видеть" и "слышать вперед"), сосредотачиваться на главном, выпуская в случае необходимости отдельные детали (например, некоторые звуки в аккордах и фигурациях, не искажающие характера гармонии), и меньше смотреть на инструмент. Уже в самый начальный период обучения на уроках следует уделять внимание чтению нот, каждый раз ставя перед учеником конкретную задачу. Когда ученик способен понятно и грамотно сыграть  «с листа» легкую пьеску, это  результат  того,  что  уже   сформировался  целый  комплекс,  куда  входят развитое музыкальное мышление, внутреннее представление, умение «окинуть общим взглядом» произведение, заметить подробности указателей в тексте, ощущение внутреннего чувства движения – пульсации, двигательная ловкость, быстрота   реакции,   способность   к   осознанию   проявляющейся   музыкальной ткани и ожидаемой  впереди, оценочное отношение к звучанию, схватывание характера   пьесы,   способность   к   волевому   усилию,   личная   активность   и заинтересованность,  умение   довести   до   логического   завершения,  осознание результата.  Воспитание   навыков   чтения   с   листа   настолько   востребовано, необходимо,   что,   думается,   следует   систематически   работать   в   этом направлении с самого начала  обучения, включая соответствующие задания на уроках по специальности. Важным здесь является личностно­эмоциональное отношение   самого   преподавателя,   его   ясное   представление   о   том,   какие направления   входят   в   многогранный   навык   «чтение   нот   с   листа»   и способность   на     каждом   этапе   развития   ученика   планомерно   ставить конкретные задачи и осуществлять их. При   овладении   навыком   чтения   с   листа   требуется   определенная автоматизация перевода знаковых символов­нот в движения рук. Овладение навыками  чтения  с листа связано с развитием не только внутреннего слуха, образного   представления,   но   и   музыкального   сознания,   мыслительных аналитических   способностей,   также   необходимо   накопление   возможно большего музыкального опыта, начиная от самых простых мелодий (в том числе   очень   легких   переложений),   до   более   сложных,   для   того,   чтобы прочувствовать образный строй музыки различных стилей. Следует наметить основные направления  формирования навыка:  уметь определять жанр и характер произведения по формулам сопровождения;  понимать образное содержание произведения;  уметь узнавать в тексте и осознавать внутренне собственным «предслышанием»   изученные     ритмические   формулы,   ясно представляя, какому жанру они могут принадлежать;  необходимо умение       формировать осуществлять предварительный   анализ   глазами,   без   инструмента,   сначала подробный   и   тщательный   вместе   с   преподавателем,   а   со временем этот анализ делается учеником самостоятельно для осознания и охвата «целого»;  обладать   ощущением   единой   ритмической   пульсации, мышлением с опорой на сильные доли, устремляя все внимание на непрерывность читаемого текста;  чтобы читать с листа музыкальный текст, ученик должен уметь быстро группировать ноты, объединять их по смыслу;  способность   осознавать   подобные   (похожие)   интонации   –   арпеджированное,   нисходящее, восходящее   движение, опевание звука и др.   для   того     чтобы   грамотно   играть   с     листа,   необходимо практическое знание  аппликатурных формул гамм, арпеджио, аккордов, так как видя квинты,  секстаккорды, гармонические фигурации и вовремя «узнавая» их,   ученик  приучается  брать их определенной стандартной аппликатурой;   фигурационные   фактурные   изложения   необходимо   научить представлять   более   крупно,   как   бы   «собирая»   в   аккорды   и превращая   в   аккордовую   последовательность,   чтобы конкретно понимать динамику развития;  внимательно следить за движением басовых голосов, осознавая гармонические краски;   проявлять активность реакции, быстроту и ловкость движений;  стараться   ориентироваться   в   клавиатуре,   на   грифе   не отвлекаясь от нотной записи текста;  осознавать     фразировку,   музыкальные   предложения,   период, различать структуру в простых музыкальных формах;  осознавать   сходство   и   различие   мотивов,   фраз, тождественность;  понимать художественный образ произведения, динамические контрасты и выделять главное;  увеличивать объем внимания ученика  и развивать  память.  Подбор   учащимся   материала   следует   вести   постепенно,   учитывая один   из   основных   педагогических   принципов   от   простого   к   сложному:   от легких тональностей переходить к более сложным, осваивая расположение нот   на   дополнительных   линейках   нотного   стана,   усложняя   ритмические соотношения, разнообразные формы изложения и т.д. Обычно репертуар для чтения нот с листа дается на один­два класса ниже, а в старших классах – и на три.   Минимальное   количество   «прочитанных»   произведений,   необходимых для успешного усвоения этого навыка, составляет 3­5 пьес в неделю. На первых порах нужно предварительно продумывать всю сумму действий, что предполагает определение: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. тональности произведения размера особенности фактуры ритмического рисунка специфики звуковысотной организации материала характера музыки исполнительских приемов (динамики, артикуляции, темпа, педализации) действие рук (аппликатуры, степени опоры, активности пальцев).                В процессе исполнения пьесы нужно соблюдать указанный темпо­ ритм.   Только   в   этом   случае   у   ребенка   развиваются   быстрота   реакции, цепкость   внимания,   исполнительские   навыки,   способность   осознавать смысловые связи музыкальных звуков. После   исполнения   произведения   следует   произвести   повторно обзорный   анализ   прочитанного   текста   и   собственного   исполнения,   сделать выводы о том, что из ожидаемого реализовано, что не удалось и по каким причинам, заметил ли ученик при предварительном просмотре указатели в тексте,   совпадает   ли   характер   предварительных   устных   представлений   о произведении   с   тем,   какое   сложилось   после   реального   звучания. Предлагаются   два   уровня   прохождения   материала:   в   классе   под руководством преподавателя более трудные, с освоением новых конкретных элементов, для домашней работы   облегченные, использующие типы и виды классных заданий. Чем более ясно и четко  для учащегося сформулированы методические   задания,   тем   активнее   становится   слухо­двигательный самоконтроль.     Преподавателю   всегда   следует   поддерживать   творческую активность,   уверенность   в   способности   достижения   результата,   интерес ученика   к   познанию   нового,   подбирать   интересный   репертуар.   Только   при активизации   сознательного   отношения   учащегося   к   изучаемому   материалу развиваются быстрота реакции, цепкость внимания, пианистические навыки, способность осознавать смысловые связи  между музыкальными созвучиями.               Игра на музыкальном инструменте должна приносить эмоциональное удовлетворение, чувство радости от собственной творческой деятельности, окрыленность. ― СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Грач Б.С Фортепианная музыка для детей. 1­2 классы ДМШ 1980. С.98 Брянская   Ф.Д.   Навык   игры   с   листа   и   принципы   его   формирования./ Ребенок   за   роялем.   Педагоги­пианисты   социалистических   стран   о фортепианной методике.­ М.: 1981 Баренбойм Л.А Путь к музицированию.­Л.: 1973 Кончевский   Н.С.   Натансон,   В.Г.   Современный   пианист/   М.,   1976.   – С.132. Адамовский Я. Игра с листа на фортепиано. (Gra a vista na fortepianie) тет. 186. – Варшава, 1982. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. – М., 1937,стр.95 Баренбойм   Л.А.   Педагогические   размышления.   Советская   музыка 1967,№6,стр85 Б.М. Брянская  Ф.,  Ефимова   Л.,  Ляховицкая  С. Пособие  по   чтению  нот  с листа Брянская  Ф.  Формирование и развитие  навыка  чтения нот с  листа в первые годы обучения. тет.166. – Варшава, 1976. 10. 11. Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа. – М., 1960. Гофман Я., Регер А. Школа чтения нот на фортепиано. (szkola czytania nut na fortepiano) – Czytelnik, 1953. 12. Я.Гофман. Ответы на вопросы. Стр.176 13. 14. М.Глинка.   Вопросы   для   усовершенствования   голоса,   методические Готлиб А. Заметки о чтении с листа //Советская музыка. 1958.№3. пояснения к ним и вокализы – сольфеджио, Москва 1951,стр 15. Серебровский И. Б. К вопросу о развитии навыка чтения нот с листа. – Л., 1963. 16. Способы   ритмического   воспитания,   описанные   во   вступлении   автора В.Келлера к Музыке для детей К. Орфа. 17. Современный пианист под ред. Соколова, Москва 1970.,Л. 18.   Психология   музыкальных   способностей.   –   М., Теплов   Б.   М. 1947,стр.328 19. Шатковский Г.  Развитие музыкального слуха. – М., 1996. 20. Цатурян   К.А.   Чтение   с   листа   как   метод   работы   с   учащимися­ пианистами // Вопросы инструментальной подготовки. – М., 1971.

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа в инструментальном классе"

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа  в инструментальном классе"

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа в инструментальном классе"

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа  в инструментальном классе"

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа в инструментальном классе"

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа  в инструментальном классе"

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа в инструментальном классе"

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа  в инструментальном классе"

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа в инструментальном классе"

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа  в инструментальном классе"

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа в инструментальном классе"

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа  в инструментальном классе"

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа в инструментальном классе"

Методическая разработка по инструментальному исполнительству " Формирование навыков чтения нот с листа  в инструментальном классе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018