Данная программа по предмету сольфеджио является адаптированной для учащихся учреждения дополнительного образования. Срок её реализации - 3 года. Для одарённых детей предусмотрен 4 год обучения. Она включает в себя основные знания и требования по данному предмету. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Возраст обучающихся 7-15 лет.
Муниципальное учреждение дополнительного образования.домис. 3 года.docx
Муниципальное учреждение дополнительного образования
___________________________Копейского городского округа_____________________
456653, ул. Луначарского, 35, тел: 8(35139) 50728
«Улица Мира»
Образовательная
общеразвивающая программа
дополнительного образования
«ДОМИСОЛЬКА»
ТО «Весёлые нотки»
( художественная направленность)
Составила:
Куроедова Наталья Геннадьевна,
педагог дополнительного образования Копейск, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе методического пособия
Г.А.Струве «Хоровое сольфеджио» по развитию музыкальной грамотности
для детского хора (Москва, «Советский композитор», 1979).
Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как
слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников,
знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с
другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора,
формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках знания и формируемые умения и навыки должны
помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении
других учебных предметов дополнительных общеразвивающих программ в
области искусств.
Важнейшим фактором для развития и успешной учебы детей, является
эмоциональная атмосфера урока, контакт преподавателя с обучающимся
(демонстрация поддержки, теплоты и дружелюбия).
Тяга к положительным эмоциям является жизненной необходимостью
любой нормальной психики. Реакция удовлетворения, которая возникает у
обучающихся, создает не просто творческую обстановку на уроке, но и
атмосферу радости, способствующую усвоению программы совершенно
свободно и естественно.
Многие учреждения дополнительного образования охватывают огромное
количество детей желающих получить музыкальное образование, но
музыкальные данные обучающихся не одинаковы: встречаются дети с весьма
посредственными музыкальными данными. Психологи утверждают, что
способности человека развиваются в его деятельности, у одних – быстрее, у
других – медленнее, в процессе систематического педагогического
воздействия.
Содержание данной рабочей программы направлено на воспитание у
обучающихся любви к музыке , творчеству композиторов, что воспитывает
интонационный слух, активизирует процесс познания, развивает их
музыкальные данные ( слух, память, ритм ), знакомит с теоретическими
основами музыкального искусства, помогает выявлению и развитию
творческих задатков обучающихся.
Возраст обучающихся Актуальность программы. В наше столь сложное время музыкальное
обучение тесно связано с решением задач пропаганды музыкальной культуры.
Нельзя забывать об ответственности за воспитание полноценной, гармонично
развитой личности. Поэтому важно воспитывать глубокое уважение к
европейской, русской и российской культуре.
Признано и доказано многими учеными, что музыкальное воспитание
ребенка значительно повышает результаты учебы по общим предметам, при
этом рекомендуется начинать обучение как можно раньше (еще с
дошкольного возраста). Такие особенности раннего изучения сольфеджио
связанны с психологическими особенностями ребенка – все воспринимать
игрой и желание приобретать новые знания. Поэтому развитие любви к
музыке с раннего возраста дает специфический отпечаток на восприятие
ребенком всего мира и сохраняется на протяжении всей жизни. Дети не
просто получают первые понятия и знания о музыке, а существенно меняются
в лучшую сторону в социальном плане, ведь вместе с пением происходит
эмоциональный выплеск, что значительно снижает уровень тревожности и
агрессии у детей даже из неблагополучных или конфликтных семей.
Сольфеджио требует от ученика внутренней самоорганизации и
самовыражения, поэтому обучающиеся дети более организованны, и
социально адаптированы – легко идут на контакт и свободны в общении, легче
структурируют и классифицируют любые понятия и объекты, имеют лучшее
чувство времени и умело «распределяют» его на все желаемые занятия. В
образовательном пространстве системы дополнительного образования детей
опыт музыкального образования представлен в основном авторскими
программами и методическими рекомендациями.
Новизна данной программы состоит в том, что здесь обобщен
положительный опыт работы педагоговтеоретиков и личный опыт
преподавания сольфеджио.
Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии
индивидуальных способностей ребёнка не только в сфере музыки, но и в
творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки, в
том, что при освоении программы у воспитанников развиваются музыкальные
способности (ритм, слух) память, дисциплинированность, усидчивость,
трудолюбие, повышается самооценка, что снимает внутреннюю зажатость и
помогает общению со сверстниками, повышается культурный уровень,
формируется эстетический вкус, расширяется музыкальный кругозор.
Педагог воспитывает не профессионаламузыканта узкой направленности, а
прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной
социализации в жизни. Изучение курса «Домисолька» проходит в тесной
взаимосвязи с таким неотъемлемым предметом музыкального цикла как игра
на инструменте (фортепиано), хор, что, несомненно, приносит пользу
обучающимся и педагогам в достижении поставленных целей. В программе учитываются возрастные и индивидуальные характеристики. Основой
программы послужили следующие педагогические принципы:
• личностноориентированного обучения на основе его дифференциации и
индивидуализации,
• расширяющегося образовательного пространства и последовательности с
обязательным усложнением материала,
• систематизации и преемственности содержания форм и методов обучения и
воспитания,
• непрерывности и поступательности воспитательного процесса,
• комплексности обучения, межпредметной связи.
Цель программы способствовать музыкальноэстетическому развитию
обучающихся, расширению их музыкального кругозора, формированию
музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти,
мышления, творческих навыков.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Образовательные:
знакомство с теоретическими основами музыкального искусства,
формирование вокальных навыков, навыков слухового, зрительного
анализа музыкальных произведений,
формирование практических навыков и умения использовать их в
комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих
формах музицирования,
формирование устойчивого интереса к занятиям, к музыке, к вокалу.
2. Развивающие:
развитие музыкального слуха (интонационного, гармонического,
внутреннего в различных видах
звуковысотного,
ладового,
деятельности),
воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых
закономерностей организации музыкального языка,
формирование ценностного отношения к музыкальной деятельности,
формирование художественного вкуса, культуры поведения,
воспитание дисциплинированности, аккуратности, ответственности,
трудолюбия, самостоятельности, стремления приносить радость людям
развитие навыков пения с листа, сольфеджирования,
целенаправленное систематическое развитие музыкальнослуховых
способностей учащихся, музыкального мышления и музыкальной
памяти, как основы для практических навыков,
развитие творческих способностей учащихся к музицированию,
развитие слуховых представлений,
сочинению и импровизации.
3. Воспитательные: своим творчеством, формирование взаимодействия педагога с семьёй
обучающегося.
В работе над реализацией выше изложенных задач, используются
наглядный (использование пособий «Музыкальное лото»,
следующие формы и методы:
Формы работы:
пение вокальноинтонационных упражнений на основе внутриладовых
тяготений;
сольфеджирование музыкальных примеров в одноголосном
изложении, в том числе и с листа;
интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада;
слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального
языка;
метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле);
различные виды творческих работ: досочинение ответной фразы,
досочинение ритмических рисунков;
транспонирование.
Методы работы:
словесный;
дидактические карточки, ритмокарточки, таблицы аккордов);
научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального
опроса).
Отличительные особенности программы:
Данная образовательная общеразвивающая программа дополнительного
образования «Домисолька» является адаптированной к условиям МУ ДО
«Улица Мира», и ориентированной на контингент воспитанников и
особенности образовательного процесса
данного учреждения.
Образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования
конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение
учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность
изучения тем и раздело предмета с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей,
возрастных
особенностей воспитанников.
Возраст обучающихся 715 лет.
Сроки реализации программы – 3 года.
В соответствии с учебным планом, на предмет отводится 33 часа в год, из
расчета – 1 час в неделю. Максимальная учебная нагрузка 99 часов.
Форма проведения учебных занятий групповая (10 чел.).
Программные требования рассчитаны на трёхлетний срок обучения согласно
Уставу и учебному плану Учреждения. Программой предусмотрен
дополнительный четвёртый год обучения для одарённых воспитанников.
Курс «Домисолька» включает в себя следующие разделы:
логики учебного процесса, Наряду с традиционными формами проведения урока, программой
вокальноинтонационные навыки;
сольфеджирование и чтение с листа;
воспитание чувства метроритма;
воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
музыкальный диктант;
воспитание творческих навыков;
теоретические сведения.
Теоретические знания, полученные воспитанниками в процессе занятий
должны быть связанны с практическими навыками. Знания теоретических
основ способствует воспитанию музыкального мышления воспитанников,
вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям.
Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его
конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач
преподавателя является выработка у обучающихся слуховых представлений.
Вся теоретическая работа опирается на внутренние слуховые представления,
наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они
необходимы для успешной исполнительской практики воспитанника, а также
для дальнейшей деятельности музыкантапрофессионала, так и любителя.
Примерные формы проведения уроков:
предусматривается проведение новых форм:
интегрированный урок;
контрольные уроки;
зачет по накопленным знаниям.
Участие детей в таких уроках помогает закрепить знания, умения и навыки.
Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость,
стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.
Формы и виды домашних заданий и самостоятельной работы:
Домашнее задание на закрепление пройденного в классе материала должно
быть небольшим по объему и доступным по трудности.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Сольфеджио – дисциплина практическая, предполагающая в первую
очередь наличие ряда практических навыков. По окончании учреждения
воспитанник должен иметь сформированный комплекс знаний, умений и
навыков, отражающий наличие у воспитанника художественного вкуса,
сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства
лада, метроритма, знание музыкальных стилей, способствующих творческой
деятельности.
По окончании курса обучения воспитанник
должен уметь:
применить свои знания и навыки на практике: правильно и интонационно точно петь выученный или незнакомый
музыкальный отрывок;
по возможности петь чистым унисоном, а также унисоном с эпизодическим
двухголосием;
должен знать:
основы музыкальной грамоты;
основные требования к ритмической организации длительностей нот и
записи на нотном стане;
средства музыкальной выразительности;
музыкальную терминологию (обозначения темпа, характера, динамики,
агогики исполнения);
должен иметь навыки:
●
правильной вокальной установки;
●
владения различными видами звуковедения (legato, nonlegato, staccato и
др.);
●
ясной дикции.
«Домисолька» представляет собой ряд методических приёмов и
упражнений, предназначенных для развития музыкального слуха, музыкальной
памяти, музыкальной грамотности обучающихся, развития гармонического,
функционального слуха, чувства ритма и т.д. Хоровое сольфеджио не может
заменить специальных занятий сольфеджио, но в значительной мере
дополняет и расширяет круг навыков, получаемых воспитанниками на этих
занятиях.
Весь материал «Домисольки» разделён по годам обучения и тесно
связан с темами, изучаемыми на обычном занятии сольфеджио и знаниями и
навыками, полученными на хоровых занятиях, занятиях по музыкальному
инструменту, вокальному ансамблю и вокалу. Принцип взаимосвязи
предметов на занятиях хорового сольфеджио воплощается наиболее полно и
переведён в практическую плоскость, что даёт совершенно поразительный
эффект с точки зрения осознания воспитанниками элементов музыки в
процессе практического применения и закрепления через собственное сольное
или ансамблевое исполнение.
Следует осветить некоторые методические советы по проведению
занятий «Домисольки».
1. Все упражнения следует проводить на вокальнохоровой основе,
постоянно продолжая и закрепляя все методические принципы проведения
чисто вокальных упражнений.
способствуя развитию
музыкальной грамотности, гармонического слуха и т.д., являются
одновременно вокальными распевками.
Упражнения,
2.Программа «Домисолька» должна быть связана с занятиями по хору
как с точки зрения использования вокальнохоровых навыков, так с точки
зрения использования фрагментов хоровых произведений для практического
разбора и закрепления элементов музыкальной грамоты на занятии. 3. Если не получается комплектование групп по уровню музыкальной
подготовки и одарённости воспитанников, то, чтобы соблюсти законы
музыкального ансамбля, для выполнения практических заданий на занятии,
педагог должен подбирать для выполнения этих заданий обучающихся
одинаковой музыкальной одарённости. Воспитанникам с высокими
музыкальными данными давать либо больший объём заданий на занятии, либо
задания более сложные, чем менее одарённым воспитанникам. Таким образом,
«Домисолька» может оказать положительное развитие для объединения и
развития воспитанников с самой различной музыкальной подготовкой, в
первую очередь на основе различных игровых приёмов, хорошо развивающих
общую музыкальную грамотность (рука – нотный стан, ручные знаки, «живые
ноты» и т.д.).
4. «Домисолька» как комплекс музыкальных приёмов и упражнений
вобрало в себя всё лучшее из музыкальной педагогики прошлого и настоящего
(З. Кодаи, К. Орф, П. Ванхаубе, Д.Кабалевский, В. Емельянов, Д. Огороднов,
В. Чернушенко и др.: список можно продолжать). Не основываясь целиком на
принципах системы относительной сольмизации, в хоровом сольфеджио
активно используются методические приёмы этой системы (ручные знаки,
ритмические упражнения, упражнения по воспитанию ладового слуха). В то
же время акцент делается на развитие активного музыкального мышления,
исполнения и восприятия музыки прежде всего за счёт развития
гармонического функционального слуха.
5. Среди упражнений большое место должно занимать чтение нот с
листа. Постоянное пение по нотам – сначала «по руке», затем, по мере
овладения навыком чтения нот и особенностями ритма, по нотам. С момента
овладения навыком двухголосного исполнения – по хоровым партиям и
партитурам. Последнее особенно развивает навыки чтения с листа. Если
навыки чтения с листа подкрепляются на занятиях музыкального инструмента
и сольфеджио, то эффект может получиться довольно значительный.
Упражнения включают в себя целый ряд разнообразных двух, трёх и
многоголосных примеров, которые можно использовать для коллективной
читки с листа.
6. Полезным приёмом на занятиях «Домисольки» является определение
гармонических функций в партитурах выученных ранее хоровых
произведений, пение фрагментов этих произведений на занятии с
варьированием способов исполнения. Например, исполнение с динамическими
оттенками способно «омузыкалить» даже самое техническое или ритмическое
упражнение. Нужно стремиться к тому, чтобы каждое упражнение углубляло
и укрепляло понятия обучающихся о музыкальной форме, о построении
музыкальных предложений и периодов, имело логическую музыкальную
кульминацию. Бесстрастное, одноплановое исполнение упражнений может
отделить, абстрагировать воспитанников от творческого процесса. №
п\п
1
Тема
Вводный урок
Разновысотность звука
Знакомство со звуками
Ритм
2
3
4
5 Динамика
6 Лад
7
8
9 Импровизация
Звукоряд
Звукоряд
10
Гармония
11 Трезвучие. Аккорд
12 Транспонирование
13 Тональность. Гамма
14 До мажор и ля минор
15 Тактирование
16 Секвенция
Календарнотематический план
«Домисолька»
1 год обучения
Содержание
Дата
Колво
часов
Знакомство с предметом.
Положение корпуса. Дыхание
Высокие и низкие звуки. Регистры
Название звуков. Ручные знаки
Ритмослоги
Динамические оттенки
Мажор и минор
Звукоряд. Ручные знаки
Пение и игра звукоряда от звука
Пение и игра попевок и прибауток
на осноае пройденного
Гармония. Аккомпанемент.
Аккорд. Трезвучие
Пение и игра трезвучий и аккордов
от звука
Пение и игра попевок от звука
вверх и вниз
Понятие. Пение. Определение
Пение упражнений в тональностях
Тактирование. Дирижирование.
Работа в размере 2\4
Секвенция. Пение упражнений.
Пение с листа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16 17 Слуховой анализ
18 Тон и полутон
19 Вводные ступени.
Неустойчивые ступени
20 Мажор
21 Размер 3/4
22 Соль мажор и ми минор
23 Паузы
24 Устои и неустои
25 Мажор и минор
26 Размер 4/4
27 Ладогармоника
28 Музыкальные формы
29 Динамика
30 Остинато
31 Музыкальные термины
32 Анализ на слух
33 Итоговый урок
Анализ мелодий на слух на основе
пройденного
Темперация. Понятие тон и
полутон. Пение и игра
Пение вводных и неустойчивых
ступеней с разрешением
Построение мажора от звука
Пение упражнений в размере 3/4
Пение упражнений в размере 2/4 и
3/4
Пение упражнений с паузами
Опевание устойчивых звуков.
Слушание. Пение
Пение последовательности IIIIII
III. Определение лада
Пение упражнений в размере 4/4
Пение упражнений с
аккомпанементом
Знакомство с музыкальными
формами. Куплетная форма.
Запев. Припев
mf, mp, cresc, dim. Пение с
применением динамических
оттенков
Ритмическое остинато
Стаккато. Легато. Пение с
использованием новых понятий
Анализ произведений по хору
Повторение и закрепление
пройденного
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
33 Календарнотематический план
«Домисолька»
2 год обучения
Содержание
Дата
Колво
часов
Четвертные и восьмые в размере 2/4
Пение с листа в размере 2/4
Пение упражнений в размере ¾ и 4/4
Строение мелодии. Период, фраза,
мотив
Пение секвенций
Элементарное двухголосие
Пение пройденных гамм до 2х знаков
Пение верхнего тетрахорда в
минорных гаммах до 2х знаков
Пение упражнений в трёх видах
минора
Знакомство с интервалами
Игра и пение интервалов
Пение звукоряда и упражнений в
терцию, сексту и квинту
Знакомство с новыми ритмическими
рисунками. Шестнадцатые
Ритмический аккомпанемент
Скачки мелодии на кварту, сексту.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
1
2
3
4
Тема
Повторение
Повторение
Размер 3/4 и 4/4
Строение мелодии
5
Секвенции
6
Двухголосие
7
Гаммы
8 Минор
9
Три вида минора
10 Интервалы
11 Интервалы
12
Двухголосие
13 Шестнадцатые
Ритмическая работа
14
15 Анализ мелодий 16
Закрепление
пройденного
Двухголосие
17
18 Новый ритмический
рисунок
Трезвучие
Главные трезвучия лада Тоника, субдоминанта, доминанта.
Пение упражнений
Пение упражнений с применением
приобретенных знаний
Канон. Запись. Исполнение
Ритмические группы восьмая и две
шестнадцатых, две шестнадцатых и
одна восьмая. Пение упражнений с
новыми ритмами
Пение и игра мажорного и минорного
трезвучий от звуков
Пение, игра
Пение гамм с тремя диезами в ключе,
в них устойчивые и неустойчивые
ступени
Пение упражнений в тональностях с
тремя бемолями
Пение упражнений в тональностях с
тремя знаками
Анализ мелодий на слух
Разрешение S и D трезвучий в Т.
Пение, игра
Пение упражнений с
аккомпанементом
Анализ музыкального текста:
определение T, S, D.
Пение мелодий на заданный ритм
Сочинение мелодий
Ансамбль. Пение, игра
Пение несложных песен и
упражнений в пройденных размерах
Анализ произведений по инструменту
Повторение и закрепление
пройденного материала
Итого
19
20
21
22
23
Тональности с тремя
диезами
Тональности с тремя
бемолями
Тональности с тремя
знаками
24 Анализ мелодий
25
S и D трезвучие
26 Аккомпанемент
27 Анализ мелодий
Ритмическая работа
28
29 Импровизация
30 Ансамбль
31 Пение с листа
Слуховая работа
32
33 Итоговый урок
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
33 Календарнотематический план
«Домисолька»
3 год обучения
Тема
Содержание
Дата
Повторение
Повторение
Аккомпанемент
Жанры
Переменный лад
Подбор
аккомпанемента
Пение интервалов
Интервалы
Анализ произведений
Повторение пройденных длительностей,
ритмических групп
Пение упражнений с пройденными
ритмическими группами
Пение упражнений с аккомпанементом
Жанровые особенности произведения
Переменный лад. Отклонения. Пение
упражнений
Подбор знакомых мелодий с
аккомпанементом
Пение интервалов. Одноголосие и
двухголосие
Пение упражнений с анализом
интервалов
Анализ интервалов в хоровых
произведениях
Пение с листа несложных упражнений в
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Пение с листа
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 11
12
13
пройденных тонтях
Пение упражнений в размере 3/8
Размер 3/8
Обращения трезвучий Пение обращений трезвучий
Трезвучие с
обращениями
Пение упражнений с аккомпанементом в
пройденных тонтях
Рондо. Вокальная импровизация
Вариации. Пение вариаций
Анализ произведений по инструменту
Аккорды и интервалы Анализ на слух пройденных интервалов
14 Музыкальные формы
15 Музыкальные формы
16
Анализ произведений
Работа по учебнику
Двухголосие
Двухголосие. канон
Доминантсептаккорд
17
18
19
20
21 Многоголосие
22 Многоголосие
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Отклонение,
модуляция
Анализ текста
Интервалы
Ритмическая работа
Д7
Секвенции
Двухголосие
Пение с листа
Анализ произведений
Итоговый урок
Пение упражнений с листа
Пение элементарного двухголосия
Пение канонов
Знакомство с Д7. Разрешение Д7.
Ритмическая партитура. Многоголосие
Двух и трёхголосие
и аккордов. Пение интервалов и
аккордов
Пение упражнений с отклонением и
модуляцией
Пение мелодических оборотов и
упражнений с пройденными
интервалами и аккордами
Знакомство с интервалами больше
октавы
Пение упражнений с пройденными
ритмическими рисунками
Пение упражнений с аккомпанементом с
использованием обращений Д7
Пение упражнений на секвенции
Пение двухголосия с ритмическим
аккомпанементом
Пение простейших попевок нотами и со
словами с листа
Анализ произведений по хору и
инструменту
Повторение и закрепление пройденного
материала
Итого
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
33 Календарнотематический план
«Домисолька»
4 год обучения
Тема
Содержание
Дата
Повторение
Повторение
Анализ мелодий
Чтение с листа
Двухголосие
Подбор
аккомпанемента
Пение мелодий и попевок на основе
пройденного
Пение упражнений в тонтях до 2х знаков
Пение упражнений в тонтях до 3х знаков
с предварительным анализом
музыкального текста
Чтение упражнений с листа с более
сложным мелодическим рисунком
Двухголосие
Подбор аккомпанемента к выученной
мелодии
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Пунктирный ритм
Анализ мелодий
Анализ произведений
Синкопа
Обращение
тонических трезвучий
Характерные
интервалы
Характерные
интервалы
Трезвучия главных
ступеней лада
Анализ произведений
Закрепление
пройденного
Повторение
Размер 6/8
Триоль
Тональности с 4
знаками
Закрепление
материала
Слуховая работа
Анализ произведений
Д7 с обращениями
Ритмическая работа
Двухголосие
26
27
Хроматизмы
28 Модуляция
29
Слуховая работа
30
31
32
33
Сложные ритмы
Чтение с листа
Двухголосие
Итоговый урок
Пение упражнений с пунктирным ритмом
Анализ мелодий. Пение мелодических
оборотов
Анализ произведений по хору и вокалу
Пение упражнений с синкопами
Пение обращений тонических трезвучий
Построение характерных интервалов с
разрешением
Пение характерных интервалов с
разрешением
Пение последовательностей с главными
ступенями лада
Анализ произведений по хору и вокалу
Повторение и закрепление пройденного
Повторение и закрепление пройденного в
I полугодии
Работа в размере 6/8
Пение упражнений с триолью
Пение упражнений с 4 знаками в ключе
Работа по учебнику в тонтях с 4 знаками
в ключе
Построение интервалов от звука
Анализ произведений по хору
Построение и пение Д7 с обращениями
Пение упражнений и попевок с
ритмическим аккомпанементом
Пение двухголосных упражнений
Пение упражнений с хроматизмами
Пение упражнений с модуляцией
Построение, пение и игра интервалов и
аккордов от звуков
Пение упражнений с более сложным
ритмическим рисунком
Пение упражнений с листа
Пение двухголосных упражнений
Повторение и закрепление пройденного
материала
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
33 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
«Домисолька», являясь вспомогательным и отчасти дублирующим
курсом к таким предметам как хоровой класс, сольфеджио, вокал и
вокальный ансамбль, тем не менее, выполняет свою самостоятельную
функцию в музыкальном воспитании обучающихся. Объединяющее начало
предмета хоровое сольфеджио как нельзя лучше демонстрирует важность
межпредметных связей в обучении, и, пожалуй, здесь этому предмету нет
альтернативы. Использование фрагментов хоровых произведений в качестве учебного
материала способствует более осмысленному исполнению воспитанниками
этих фрагментов, так как аналитические моменты вносят элемент ясности и
осознанности в исполнение. Постоянная опора на вокально – интонационные
навыки способствует укреплению и совершенствованию этих навыков
На всём протяжении обучения развитие обучающихся идёт по трём
основным направлениям:
1. Развитие мелодического и гармонического слуха, изучение основ
музыкальной грамоты;
2. Развитие ладофункционального слуха;
3. Развитие чувства ритма.
Каждый из этих разделов изучается в течение всех лет обучения. Кроме
того, на каждом уроке ведётся планомерная работа по развитию и
обогащению памяти обучающихся, развитию их внутреннего слуха.
В некоторых случаях работа по развитию памяти и внутреннего слуха
входит составной частью в процесс освоения мелодических рисунков, в
других случаях для этого используются специальные упражнения.
На основе развития слуховых навыков и приобретения теоретических
сведений, особенно в четвертом году обучения, обучающиеся приступают к
творческому анализу исполняемых произведений, участвуют в их
интерпретации.
Всё это способствует тому, что исполнение каждого произведения
поднимает обучающихся на всё более высокий уровень.
Темпоритмические задачи, начинаясь с простейших, занятие
за
занятием, год за годом усложняются. Ритмические партитуры, введение на
занятии простейших ударных инструментов способствуют гармоничному
музыкальному развитию обучающихся,
так как соблюдение
темпоритмических задач развивает навыки музыкального исполнительства.
Элементы музицирования больше похожи на игру, что воспитанникам более
свойственно. Наложение на эту музыкальную ткань вокально – хоровых
фрагментов исполнения способствует более интенсивному и гармоничному
развитию обучающихся.
Ручные знаки и пение «по руке», являясь наиболее специфической
чертой данного курса, выполняют важную роль в усвоении обучающимися
ладовых тяготений. Пение «по руке» интересный приём, позволяющий
быстро запомнить расположение нот на нотном стане в первой октаве.
Приёмы с ручными знаками и «пением по руке» наглядны, понятны и легко
повторяемы. Они вносят определённый игровой момент, способствуют повышению концентрации внимания обучающихся и, самое главное, развивают
координацию слуха и голоса.
После ознакомления со всеми семью ручными знаками обучающиеся
учатся свободно ориентироваться в первых трёх ступенях мажорного лада.
Только после активного закрепления этого материала наступает второй этап:
вводится VII ступень. На третьем этапе добавляются ещё две ступени IV и
V. Наконец, на четвёртом этапе вводится VI ступень.
Освоение ступеней мажорного лада с применением ручных знаков идёт
параллельно с пением нот «по руке», когда кисть левой руки выполняет роль
нотного стана, а указательный палец правой является указкой. Чередование
двух методик способствует более быстрому и осознанному усвоению
материала. Следует заметить, что при пении «по руке» воспитанники поют
нотами, а при пении с ручными знаками – цифрами. Такой подход к обучению
способствует тому, что при переходе в другие тональности «цифровое
мышление» существенно облегчает понимание того, что разные ноты могут
быть тониками, и обучающиеся совершенно спокойно относятся к любому
количеству знаков альтерации при ключе.
Важно отметить, что упражнения с ручными знаками нужно проводить
как без сопровождения, так и с сопровождением инструмента, так как
инструмент помогает лучше ощутить функциональную окраску звуков. Пение
же «по руке» проводится без сопровождения.
В первые годы обучения проводятся различные музыкальные игры
(«Музыкальная команда», «Живые ноты» и др.), цель которых – развитие
музыкального слуха и музыкальной памяти воспитанников.
При ознакомлении со знаками альтерации диез «по руке» показывается
поднятием кисти правой руки вверх, а бемоль – опусканием правой кисти
вниз.
При введении таких понятий как тон и полутон объясняется строение
мажорного лада. Для более осознанного усвоения очень хорошо помогает
болгарский метод – «столбица». Она наглядно демонстрирует строение лада:
устойчивые ступени – широкая черта, неустойчивые – узкая; расстояние
между чертами в полутоне в два раза меньше, чем в тоне.
Наглядное пособие в виде клавиатуры фортепиано в диапазоне
примерно двух октав помогает лучше ориентироваться в тональностях.
Переход к натуральному минору происходит естественно, по мере
накопления слуховых впечатлений об этом ладе, при хорошей ориентации в
натуральном мажоре и при прохождении соответствующей темы по предмету
сольфеджио.
Элементарное двухголосие появляется в упражнениях на первом году
обучения, но только эпизодически. Вначале это упражнения с поочерёдным
движением каждого голоса (второй стоит на месте), затем навыки двухголосного пения закрепляются на широких интервалах. Так воспитаннику
легче не сбиться на «чужой» голос. И только после этого вводится пение
параллельными терциями.
После ознакомления с мажором и минором, осознания особенностей
каждого лада, появления первых навыков двухголосного исполнения музыки,
систематического обращения внимания обучающихся на гармоническую
окраску аккомпанемента способствует естественному переходу к более
интенсивному развитию гармонического слуха учащихся. Тогда же в
репертуаре хора появляются первые двухголосные произведения.
При закреплении темы «Интервалы» очень интересно проходит игра,
когда ручными знаками показываются две ступени, две команды или два
воспитанника поют ступени, определяя, какой интервал они спели. Игра под
названием «Цепочка», когда два воспитанника (или две команды) поют
цепочку интервалов. Проигрывает тот (или та команда), кто не порвал
цепочку, то есть, не позволил «упасть» своему звуку. Ещё более интересно
такая игра проходит, когда роль ведущего исполняет кто – либо из более
способных воспитанников. Элемент состязательности при ускорении темпа
ведущим ещё более усиливается. Желание не проиграть способствует
концентрации внимания и, как следствие, идёт более интенсивное развитие
гармонического слуха.
Активно способствует развитию мелодического и гармонического
слуха, навыков концентрации внимания игра «Тон – Полутон» с применением
ручных знаков, где указательный палец показывает (вверх или вниз)
полутоновый ход, а вся ладонь (вверх или вниз) – тоновый ход. Ладонь (или
рука, сжатая в кулак) показывает возврат в тонику. На этом упражнении
полезно развивать и более тонкие оттенки слуха, как, например, слышание
одной четвёртой доли тона и даже восьмой доли тона.
Полезным приёмом является пение «по руке» двухголосных
упражнений и фрагментов произведений (при условии, что воспитанники
обучены данному приёму в одноголосном варианте). Постепенно, при
усвоении навыка, обучающиеся переходят к трёх и четырёхголосию в
средние и старшие годы обучения. Пение аккордами способствует
интенсивному развитию гармонического слуха и овладению элементами
гармонии. Гармонические цепочки аккордов исполняются как «по руке», так
и по нотной записи. Обязательно перед исполнением делается устный или
письменный гармонический анализ исполняемых упражнений.
В средние и старшие годы обучения ставится задача на углубление
курса хорового сольфеджио, поднятия его на более высокий уровень,
опираясь на достаточно широкое развитие более опытных и одарённых
обучающихся, за которыми «подтягиваются» все остальные воспитанники. В средние и старшие годы обучения для развития гармонического слуха
применяется таблица Чернушенко: три нотных стана, средний с «белыми»
нотами, верхний – ноты с диезами, нижний – ноты с бемолями. Свободное
перемещение двух указок позволяет двум группам обучающихся исполнять
самые разные интервальные сочетания,
использовать хроматизмы,
энгармонические замены и т.д., словом весь спектр мелодических и
интервальных сочетаний, встречающихся в современном музыкальном
хоровом письме.
Элементы полифонии отрабатываются вначале на канонах,
диатонических и хроматических секвенциях, а затем и на более сложных
примерах и закрепляются на исполнении фрагментов произведений,
разучиваемых в хоре.
Унисонное звучание отрабатывается на каждом занятии, причём,
попадание в унисон после исполнения сложных аккордов считается наиболее
успешным исполнением этих аккордов.
Исполнение обучающимися более сложных видов мелодий, с
хроматизмами, сложной аккордикой, чистыми унисонами в разнообразных
размерах, сложных ритмических группах, в медленных, средних и быстрых
темпах – вот тот показатель и критерий оценки работы педагога
дополнительного образования при завершении изучения курса хорового
сольфеджио.
Сольфеджио – это занятие практическое, а хоровое сольфеджио –
занятие практическое вдвойне. Учебный материал считается присвоенным
только тогда, когда он пропущен обучающимися через себя и исполнен
безукоризненно. Методическое обеспечение.
1. «Курс теории музыки» , ред. А. Л. Островский, М. 1978 г.
2. «Практическое руководство по музыкальной грамоте», Г.Фридкин, М.1985
г.
3. «Методика преподавания сольфеджио» , Е. В. Давыдова, М. 1986 г.
4. «Музыкальные диктанты», Г. Фридкин, М.1981 г.
5. «Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие», сост. Б. Калмыков и Г. Фридкин, М.
2007 г.
6. «Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие», сост. Б. Калмыков и Г. Фридкин, М.
2007 г.
7. «Сольфеджио для 15 классов», А. Барабошкина, М. 1985 г.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
1. «Музыкальное лото».
2. Ритмические карточки.
3. Карточки музыкальных обозначений.
4. Игра «Собери мелодию».
5. Карточки для индивидуальной работы.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ.
Плакаты:
квинтовые круги;
интервалы;
мелодические обороты;
ступени;
ритмические партитуры;
клавиатура. Список литературы.
1.Г.Фридкин «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М.1985 г.
2. «Музыкальные диктанты» сост.М.Фридкин М.1979 г.
3.«Курс теории музыки» , ред. А. Л. Островский, М. 1978 г.
4. «Практическое руководство по музыкальной грамоте», Г.Фридкин, М.1985
г.
5. «Методика преподавания сольфеджио» , Е. В. Давыдова, М. 1986 г.
6. «Музыкальные диктанты», Г. Фридкин, М.1981 г.
7. «Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие», сост. Б. Калмыков и Г. Фридкин, М.
2007 г.
8. «Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие», сост. Б. Калмыков и Г. Фридкин, М.
2007 г.
9. Сольфеджио для 15 классов», А. Барабошкина, М. 1985 г.
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Программа по сольфеджио "Домисолька"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.