Программа "Музыкальная энциклопедия"
Оценка 4.7

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
музыка +1
Взрослым
27.11.2018
Программа "Музыкальная энциклопедия"
Курс "Музыкальная литература" охватывает 4-7 классы музыкальных школ. Программа "Музыкальная энциклопедия" охватывает воспитанников, начиная с 1 года обучения. Сначала это слушание музыки, знакомство с этим прекрасным видом искусства в игровой форме, через сказку. Затем изучение творчества композиторов разных эпох и направлений.
МУЗЫКАЛЬНАЯ энциклопедия.docx
. Образовательная общеразвивающая программа  «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» ( Возраст обучающихся: 8­17 лет) Срок реализации: 3 года Выполнила: Куроедова Н. Г., педагог дополнительного образования          г. Копейск, 2018г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предмет       «Музыкальная энциклопедия»         является одной        из важнейших          составляющих     системы    музыкального    образования. Он в большой степени способствует формированию общей культуры детей, их разностороннему   развитию,   совершенствованию   их   художественного   вкуса, подготавливает воспитанников к самостоятельному общению с классикой.                Благодаря этому предмету у детей формируется интерес и любовь к классической,   народной   и   современной   музыке.   Развиваются   музыкальные способности   детей,   образное   мышление,   память,   способность   понимать художественную красоту музыкального произведения и связывать искусство с явлениями общественной жизни. Предмет   музыкальной   энциклопедии   воспитывает   не   только разносторонне  развитого  музыканта, но и готовит активного слушателя, знающего и понимающего классическую музыку. Преподавание музыкальной энциклопедии должно быть в тесной связи со  всеми   предметами,   изучающимися   в   учреждении   дополнительного образования. Кроме этого изучая музыкальную энциклопедию необходимо проводить межпредметные связи с художественной литературой, историей. Эти   факторы   обогащают   музыкально­педагогический   процесс   и способствуют   более   гармоничному   развитию  музыкальных   способностей воспитанников. Богатство   содержания   и   разнообразие   жанров   музыкальных произведений,   знакомство   с   биографиями   крупнейших   композиторов­ классиков  помогает   воспитанникам   понять   связь   искусства   с   явлениями общественной   жизни.   Слушание   и   изучение   музыкальных   произведений является   одним   из   средств   музыкального   воспитания,   способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. Изучение   музыкальной   литературы   ­   составная   часть   единого   и многогранного   процесса   музыкального   воспитания   и   обучения.   Курс музыкальной   энциклопедии   представляет   собой   синтез   знаний   и   умений, которые обеспечивают единый процесс воспитания и образования. Данная рабочая программа опирается главным образом на «Примерную программу   и   методические   рекомендации   по   учебной   дисциплине «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и школ искусств. Основная   направленность    программы:   формирование   у  учеников комплекса   знаний,   умений   и   навыков   в   области   музыкального   искусства, необходимых для будущего музыканта.                  Задача педагога ­ создание условий для музыкального образования, эстетического   и  духовно­нравственного   воспитания   детей.  Педагог   должен способствовать приобретению учениками навыков творческой деятельности, сформировать умение находить наиболее эффективные способы достижения результата. На   протяжении   всего   срока   обучения   необходимо   развивать   у   детей личностные качества, которые помогут им осваивать учебную информацию в соответствии с программными требованиями. Программа разработана на основе современных научно­педагогических идей   и   предполагает   использование   как   традиционных,   так   и   новых педагогических   технологий.   При   составлении   программы   использованы материалы   следующих   программ:   А.  И.  Лагутин  «Примерная   программа   и методические   рекомендации   по   учебной   дисциплине   «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и школ искусств» (г. Москва, 2002),   М.   Шорникова   «Музыкальная   литература»   (г.   Москва,   2002   г.),   по слушанию   музыки:   программа   Н.А.   Царевой   (г.   Москва,   1998);   Г.   А. Ушпиковой   (г.   Москва,   1998);   О.   А.   Владимировой   (г.   Санкт­Петербург, 2006),   Тиуновой   Н.П.   Музыкальная   энциклопедия   является   учебной дисциплиной,   в   наивысшей   степени   способствующей   созданию   на   уроках увлекательной   атмосферы   живой   музыкальной   деятельности   во   всем   ее многообразии.   Приоритетная   установка   –   направленность   на   воспитание, образование, обучение детей средствами музыки. Необходимость разработки программы «Музыкальная энциклопедия» обусловлена требованиями времени. У большинства современных детей навык слушания классической музыки практически  отсутствует. Начало  изучения курса музыкальной литературы начинается довольно поздно           (с 3 класса у   учащихся   фортепианного   отделения).   Обучение   игре   на   инструменте   в классе   специальности   начинается   намного   раньше   уроков   музыкальной литературы, дети  начинают  исполнять  музыкальные произведения, не имея достаточного слухового опыта и объема музыкальных впечатлений. Введение с   1­го   класса   предмета   «Музыкальной   энциклопедии»,   позволит   обогатить круг художественных впечатлений ребенка, что скажется на его отношении к музыкальному звуку на уроках специальности. Цель   программы:   воспитание   у   детей   художественно­образного мышления,   которое   позволит   понимать   закономерности   музыкального искусства, пробуждение устойчивого интереса к музыке, умение слушать и «слышать» музыку, приобщение к шедеврам мировой классики. Данная   цель   реализуются     посредством   решения   следующих педагогических задач: 1. Образовательные: ­ приобретение умения разбирать музыкальные произведения, слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи; ­ приобретение умения ориентироваться в нотном тексте сочинений;    ­ приобретение умения запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке; ­   научить   грамотно   передавать   содержание   произведений,   свободно выделять   основные   выразительные   средства,   свободно   пользуясь   при   этом необходимой музыкальной терминологией;    ­ активизация познавательных  и музыкальных способностей; ­   приобщение   к   высокохудожественному   репертуару   классической   и современной музыки. 2. Воспитательные: ­ формирование духовной культуры и нравственности воспитанников; ­ приобщение к отечественным и мировым культурным ценностям; ­   формирование   высоких   эстетических   норм   в   отношениях   между людьми; ­ воспитание интереса и любви к музыкальному искусству; ­ развитие художественного вкуса.  3. Развивающие: ­ формировать у детей любовь и интерес к серьезному музыкальному   классического   и   современного   понимание   народного, искусству, музыкального творчества; ­ развивать любознательность и кругозор воспитанников; ­   развивать   умения   самостоятельно   приобретать,   анализировать, усваивать и применять полученные знания; ­ развивать эмоциональную сферу воспитанника; ­ развивать мотивацию воспитанника к познанию и творчеству; ­ развивать коммуникативные способности  воспитанников; ­ развивать музыкальные  способности. Срок реализации:  Программа рассчитана на 3 года обучения. Предусмотрен четвертый год обучения для одаренных воспитанников. В соответствии с учебным планом, на предмет «Музыкальная энциклопедия»  отводится: в каждом  классе   ­ 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Формы реализации: Занятия проводятся в форме группового урока по 45 минут, в соответствии с планом. В конце каждой четверти предусмотрены итоговые контрольные занятия. Обучение завершается итоговой аттестацией. Экзамен по предмету не предусмотрен. В   группах   по   предмету   «Музыкальная   энциклопедия»   объединяются учащиеся   классов   фортепиано,   вокала.   Посещают   уроки   музыкальной энциклопедии дети возраста 8­17 лет. Текущий   и   промежуточный  контроль  осуществляется   в   ходе учебной   работы   на   занятиях   в   форме   контрольных   опросов,   тестов, контрольных заданий. Он направлен на проверку  знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитанниками. Степень освоения материала проверяется в ходе решения творческих заданий, которые помогут без лишнего нажима и назидания выявить и оценить знания, умения и навыки воспитанников. Механизм оценки: ­ фронтальный опрос; ­беглый текущий опрос; ­ музыкальная викторина; ­ систематическая проверка домашнего задания; ­ промежуточная аттестация (обобщающие уроки в конце каждой четверти); ­ итоговая аттестации. Критерии оценок: ­   степень   заинтересованности,   активности   в   коллективной   музыкальной деятельности; ­ уровень понимания и осознанности выполняемой работы; ­   способность   использовать   знания,   умения,   навыки   в   практической деятельности. Ожидаемый   результат:      По   окончанию   курса   обучения, воспитанник должен иметь багаж первоначальных знаний о музыке, как виде искусства,   ее   основных   составляющих,   в   том   числе   о   музыкальных инструментах,   исполнительских   коллективах   (хоровых,   оркестровых), основных   жанрах.   Уметь   Знать   необходимую   терминологию.   проанализировать   и   рассказать   о   своем   впечатлении   от   прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного   опыта   или   произведениями   других   видов   искусств.   Научиться проявлять   эмоциональное   сопереживание   в   процессе   восприятия музыкального   произведения.   Иметь   представление   о   музыкальных   формах. Знать   культуру   разных   народов   мира   и   своей   страны.   Знать   музыкальные инструменты и ориентироваться в тембрах инструментов и типах голосов. Методическое   обеспечение  программы   направлено   на   правильную работу  педагога, верное   становление   его  требований  к  детям, повышение качества   образования,   а   также   более   успешное   восприятие   музыкального материала обучающимися. Основой для методической деятельности служит необходимая информация и музыкальный материал. Первый   методический   принцип  –   взаимодействие   средств, активизирующих   интеллектуальное   и   эмоциональное   развитие   ребенка. Необходимость   этого   взаимодействия   обусловлена   самой   структурой восприятия, связанного с мышлением, памятью и вниманием и   имеющим аффективно­эмоциональную окраску.                      С   этой   особенностью   восприятия   связан  второй   принцип  – первичность   накопления   музыкальных   впечатлений,   который   ложится   в основу   активной   музыкальной   деятельности.   И   лишь   на   заключительном этапе   процесса   происходит   теоретическое   осмысление   музыкальных явлений, «рождается» теоретическое понятие. С этим подходом связан третий принцип – от частного к общему. Четвертый принцип  – концентрический метод обучения, понимаемый как необходимость постоянного возвращения к пройденному материалу. С этим методом связаны еще два методических подхода: принцип повторяемости и принцип «от простого ­  к сложному». Поставив   цель:   воспитание   у   детей   художественно­образного мышления,   большое   внимание   придается   изучению   средств   музыкальной выразительности.   Начиная   с   разбора   элементарных   жанров,   переходим   к изучению крупных: опера, балет и т.д. Музыкальный материал затрагивает различные   пласты   музыкальной   культуры.   Наряду   с   классическим направлением, используется духовная и современная музыка. При подборе материала   учитываются   возрастные   и   психологические   особенности воспитанников.   Предлагаемые   в   программе   произведения   доступны   по музыкальному языку, легко запоминаемы, узнаваемы, содержат выраженные элементы теоретического материала. Важную роль на начальном этапе играют разные приемы активизации слухового внимания: предварительный рассказ, эмоциональная подготовка, придумывание   движений,   игры.   Ритмические   движения   под   музыку способствуют более глубокому восприятию и запоминанию музыки. Формы проведения уроков: 1. Беседа. 2.   Создание   ассоциативных   рядов   с   использованием   живописных репродукций, стихов и музыкальных произведений. 3. Сравнение произведений, составов оркестров, жанров, стилей, фольклорные и композиторские песни и т.д.; 4. Подбор вариантов названия произведения с заданием: выбрать самое точное из   них.   Сначала   следует   предлагать   названия,   далёкие   по   смыслу,   затем смысловой   контраст   уменьшать,   давать   близкие   по   смыслу   значения, направляя внимание детей на более тонкую аналитическую работу; 5.  Определение характера музыкального произведения с помощью эпитетов; 6. Сочинение дома стихов, рассказов, рисунков, поделок по прослушанной музыке; 7. Подбор готовых иллюстраций, стихотворений, загадок по прослушанной музыке; 8. Пение детских народных песен, рождественских, масленичных, шуточных, календарных, былин и т.д.; 9. Рисование во время прослушивания музыки; 10. Участие в тематических внеклассных мероприятиях учреждения; 11.   Подготовка   сообщений   о   культуре,   обычаях,   праздниках,   музыке, костюмах страны, музыку которой изучаем на уроках; 12. Сочинение танца к изучаемому произведению; 13.  Кроссворды; 14. Тесты; 15.  Игры; 16. Урок – путешествие; 17.   Интегрированный   урок   (слушание   музыки   +   сольфеджио;   слушание музыки+ хор); 18. Урок – воспоминание (новая тема преподносится на прослушанном ранее музыкальном   материале,   как   уже   нечто   «известное»,   но   «незамеченное» ранее); 19. Урок – исследование (дает большую долю самостоятельной аналитической работы); 20. Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального); 21. Контрольный урок­эстафета; 22. Урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее; 23. Урок – состязание; 24. Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки. Методы работы: ­ Словесный; ­ Наглядный; ­ Практический; ­ Метод активизации зрительного и слухового восприятия; ­ Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; ­ Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий). Домашние   задания  должны   быть   небольшими   по   объему   и доступными по степени трудности: ­   Сочинение   историй,   рассказов,   загадок,   сказок   по   пройденной   теме   и прослушанным произведениям; ­   Рисование,   поделки,   подбор   готовых   картинок,   стихов,   загадок   к прослушанным произведениям; ­ Составление кроссвордов, ребусов; ­ Сочинение на тему «Содержание и форма» музыкальных произведений» ­ Анализ формы и содержания музыкальных произведений Материально­технические условия реализации программы: Материально­техническая   база   учреждения   должна   соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.  Минимально   необходимый   для   реализации   в   рамках   программы «Музыкальная   энциклопедия»   перечень   аудиторий   и   материально­ технического обеспечения включает в себя:  ­учебные аудитории для  мелкогрупповых занятий с фортепиано; ­ учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы); ­   наглядно­дидактические   средства:   наглядные   методические   пособия, магнитные доски. ­   электронные   образовательные   ресурсы:   мультимедийное   оборудование (компьютер, аудио­ и видеотехника, мультимедийные энциклопедии); ­ библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал/класс).  Учебные кабинеты должны иметь звукоизоляцию. Информационное обеспечение:  мультимедийные программы, интернет­ресурсы, презентации Мультимедийные программы 1. Энциклопедия «Кирилл  и  Мефодий 2009 год» 2. Энциклопедия классической музыки, Коминфо 3. Музыка в цифровом пространстве 4. Обучающая, развивающая программа «Сен­Санс: Карнавал животных»,  Новый диск 5.  Учимся понимать музыку 6.  История музыкальных инструментов 7. Путеводитель по оркестру 8.  Ансамбль «Песнохорки», русские народные обряды и праздники Мультимедийные презентации: 1.  Презентация «Оркестр и его виды», 2.  Презентация «Русские народные инструменты» 3.  Презентация «Симфонический оркестр» 4. Презентация «Музыкальные инструменты» 5. Презентация «Насекомые» 6.  Презентация «Чайковский «Детский альбом» 7. Презентация «Прокофьев. Детская музыка» 8.   Презентация   «Судьба   одной   куклы   по   материалу   «Детского   альбома» Чайковского» 9. Презентация «В пещере горного короля» УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Планирование   работы   и   результаты   отражаются   в   календарно­ тематических   планах,   которые   составляются   с   опорой   на   учебно­ тематический   план,   разработанный   по   утверждённому   типовому   учебному плану Учреждения. Календарно­тематический план. Музыкальная энциклопедия, 1 год обучения № п/п Наименование тем Дата Кол­ во часов Вводный урок. Выразительные возможности элементов муз. речи Времена года. Осень Времена года. Зима Времена года. Весна. Времена года. Лето. 1 2 3 4 5 6 7 Мир детства в музыке. 8 9 Музыкальный зоопарк. 10 Музыкальные игрушки 11 Элементарные жанры. Песня. Танец. Марш. 12 Патриотическая тема в музыке. Сказочные и фантастические образы в музыке. 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 3 1 13 Фольклор.  Лирические, хороводные песни, былины. 14 Осенний цикл праздников. 15 Фольклор. Зимние праздники. 16 Масленица. Весенне­летний цикл праздников. 17 Народная песня в творчестве композиторов. 18 Музыкальная форма. Период. Куплетная. Простая 2­х,  3­х частные формы. Виды ансамблей и хоров. 19 20 Изображение стихии огня в музыке. 21 Изображение стихии воды в музыке. 22 Итоговый, контрольный урок. ВСЕГО: 2 2 2 2 1 3 1 2 2 1 34ч. Календарно­тематический план. Музыкальная энциклопедия, 2 год обучения Разделы и темы Дата Кол­во часов Музыка и мы Выразительные средства музыки: мелодия,  ритм, лад, гармония, регистр. Выразительные средства музыки: темп,  тембр, динамика, диапазон. Программная музыка Возникновение музыкальных инструментов Струнные инструменты Деревянные духовые инструменты Медные духовые инструменты 1 1 1 1  1 1 1 1 № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17,18 19 20 21 22 23 24 Ударные инструменты Клавишные инструменты Народные инструменты История развития оркестра. Расположение  инструментов оркестра. Дирижёр. Виды оркестров Певческие голоса Музыкальные жанры Подведение итогов за I полугодие Танец в музыке Народная песня и композитор Музыкальная форма. Период, куплетная,  двух­ и трёхчастная формы. Вариации. Рондо. Сюита Фуга Соната 25,26 Музыка в театре и кино 27,28 Музыкально­театральные жанры. Опера 29,30 31,32,3 Балет Повторение  Подведение итогов за II полугодие Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 1 34 3 34 № урок а 1 2 3 4 5 6 Календарно­тематический план. Музыкальная энциклопедия, 3 год обучения Разделы и темы Дата Кол­во часов Введение Искусство барокко И. С. Бах. Жизненный путь Полифонические произведения Баха Сюиты Баха Органные произведения Баха 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 Классицизм. Венская классическая школа Й. Гайдн. Жизненный путь Симфоническое творчество Гайдна Фортепианные сонаты Гайдна Оратории Гайдна 12,13 В. А. Моцарт. Жизненный путь 14 15 16 Творчество В. А. Моцарта Опера «Свадьба Фигаро» Подведение итогов за I полугодие 17,18 Л. ван Бетховен. Жизненный путь 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Творчество Бетховена. Фортепианная музыка Симфоническое творчество Бетховена Увертюры Бетховена Романтизм как художественное направление Ф. Шуберт. Жизненный путь Вокальное творчество Шуберта Фортепианные произведения  Шуберта Симфония си минор «Неоконченная» Ф. Шопен. Жизненный путь 28,29 Творчество Ф. Шопена 30 31 32 33 34 Фортепианная музыка композиторов­ романтиков Развитие оперы в XIX веке Дальнейшие пути развития европейской  музыки в конце XIX – начале XX века Заключительное занятие Подведение итогов за II полугодие Итого 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 34 Календарно­тематический план. Музыкальная энциклопедия, 4 год обучения № урок а Разделы и темы Дата Кол­во часов 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 34 Древнерусская музыка Русская музыка XVIII века 1 2,3 4,5 М. И. Глинка. Жизненный путь 6,7 Опера «Иван Сусанин» 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Симфоническое творчество Глинки Романсы Глинки А. С. Даргомыжский. Жизненный путь Романсы и песни Даргомыжского Опера «Русалка» Русская музыка второй половины XIX века А. П. Бородин. Жизненный путь Богатырская симфония Романсы Бородина. Подведение итогов за I  полугодие 17,18 Опера «Князь Игорь» 19,20 М. П. Мусоргский. Жизненный путь 21,22 Опера «Борис Годунов» 23 24 Романсы и песни Мусоргского Фортепианное творчество Мусоргского.   «Картинки с выставки» 25,26 Н. А. Римский­Корсаков. Жизненный путь 27 Симфоническое творчество Римского­ Корсакова.  «Шехеразада» 28,29 Опера «Снегурочка» 30,31 П. И. Чайковский. Жизненный путь. 32 33 34 Симфония №1 «Зимние грёзы» Оперное творчество Чайковского.  «Евгений  Онегин» Подведение итогов за II полугодие Итого СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в  общеобразовательной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение,  1983; 2. Андреева, М., Конорова, Е. Первые шаги в музыке. – М.: Сов.  Композитор, 1984; 3. Андронников, И.Л. К музыке: собрание устрных рассказов. – Изд. 4­е. –  М.: Сов. Композитор, 1992; 4. Акимова, Л. Слушание музыки в ДМШ и ДШИ (программа, методические рекомендации).  – Пенза, 2000; 5. Брянцева, В. Мифы древней Греции и музыка. – М.: Музыка, 1998; 6. Брянцева, В. Музыкальная литература зарубежных стран. – М. Музыка,  2000; 7. Васина­Гроссман, В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М., 1999; 8. Васина­Гроссман, В. Первая книжка о музыке. – М., 1976; 9. Владимирова, О. Рабочая программа дисциплины «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. – СПб.: Сов. Композитор, 1984; 10.Вопросы музыкальной педагогики: Вып. 5.  Сб. статей/ Ред.­сост В.А.  Натансон, Л. В. Рощина. – М.: Музыка, 1984; 11.Гивенталь, И. Методика обучения музыкальной литературе в училище. –  М., 1987; 12.Головинский, Г., Ройтерштейн, М. Книга о музыке. – М.: Сов.  Композитор, 1998; 13. Григорович, В., Андреева, З. Слово о музыке. – М.: Просвещение, 1990; 14. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя.­2­е изд.,  испр. и  доп. – М.: Просвещение, 1984; 15.Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?, ­ М.: Просвещение, 1989; 16.Лагутин, А. Основы педагогики музыкальной школы: учеб. пособие – М.:  Музыка, 1985; 17.Лагутин, А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в  детской музыкальной школе. – М.: Музыка, 1982; 18.Метлов, Н. Музыка – детям. – М.: Музыка, 1985; 19.Михайлова, М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль:  Академия развития, 1997; 20.Михеева, Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов. композитор,  1984; 21.Нестьев, И.В. Учитесь слушать музыку. – М.: Музыка, 1987; 22.Николаева, Е.И. Психология детского творчества. – СПб.: Речь,2006; 23.Осовицкая, З. В мире музыки : учебное пособие по муз. лит­ре для дет.  муз. школ первый год обучения. – М.: Музыка, 1996; 24.Петрушин, В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманитарный центр  ВЛАДОС,1997; 25.Португалов, К.П. Серьезная музыка в школе: пособие для учителей. – М.:  Просвещение, 1980; 26.Роллан, Р. О месте, занимаемом музыкой во всеобщей истории // Даттель,  Е. Музыкальное путешествие. – М., 1970; 27.Тарасов, Г.С. Психологические особенности музыкального обучения  младших школьников // Музыка в школе, 1983 №2/ 28.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1974; 29.Токарская, М. Совершенствование методов обучения музыкальной  литературе в детской музыкальной школе // Проблемы детского  музыкального воспитания. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 131. М.,  1994; 30.Финкельштейн, Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. – СПб., 1997г. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1. Аумех, Б. Лунная соната, кошачья фуга или любопытные истории о  знаменитых музыкальных произведениях трех столетий. –М.: Классика­ ХIХ,  2003; 2. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. –М.: Детская  литература,2005; 3. Васина­Гроссман, В.А. Первая книжка о музыке. –М.: Музыка,1988; 4. Знаете ли вы музыку: занимательные задачи­головоломки, ребусы,  кроссворды для школьников/ Сост. М. Батицкий. –М.: Музыка, 1987; 5. Кабалевский, Д.Б. Про трех китов и многое другое. –М.: Музыка, 1981; 6. Кленов, А.С. Там, где живет музыка. –М.: Педагогика­Пресс,1998; 7. Ларионова, Г. Музыкальные знакомства: Познавательная сказка для детей и взрослых. ­СПб.: Лира, 1995; 8. Музыкальный словарь в рассказах. –М.: Сов. Композитор,1990; 9. Могилевская, С.А. Улиры семь струн. –М.: Детская лит­ра,1987; 10.Музыкальная мозаика: сб. кроссвордов/ Сост. В. Кузнецов. –М.:  Советский композитор, 1989; 11.Покровский,  Б.А. Беседы об опере. –М.: Просвещение, 1992; 12.Римко, О.Д. Музыкальное путешествие Василия и его друзей:  энциклопедия малыша: Белый город,2006; 13.Рыцарева, М.Г. Музыка и я: (попул. Энциклопед. Для детей). –М.:  Музыка,1994; 14.Филькенштейн, Э.И. Маленький словарь маленького музыканта. –СПб:  Композитор,1995; 15.Царева, Н. Уроки госпожи мелодии. Учебник для 1 класса ДМШ и школ  искусств. М.: Престо, 2005; 16.Царева, Н. Уроки госпожи мелодии. Учебник для 1 класса ДМШ и школ  искусств. М.: Престо, 2005; 17. Царева, Н. Уроки госпожи мелодии. Учебник для 1 класса ДМШ и школ  искусств. М.: Престо, 2005.

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"

Программа "Музыкальная энциклопедия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018