Программа по предмету сольфеджио "Нотная грамота" является адаптированной для учащихся учреждения дополнительного образования. Срок её реализации - 3 года. Для одарённых детей предусмотрен 4 год обучения. Она включает в себя основные знания и требования по данному предмету. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Возраст обучающихся 7-15 лет.
Нотная гр. программа.docx
Образовательная
общеразвивающая программа
дополнительного образования
«НОТНАЯ ГРАМОТА»
ТО «Звонкая капель»
( художественная направленность)
Составила:
Куроедова Наталья Геннадьевна,
педагог дополнительного образования Копейск, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе программы Г.И.Шатковского
«Сольфеджио» (Москва, 1991). (Программа Г.И.Шатковского утверждена в
методическом кабинете по учебным заведениям Главного управления
культуры города Москвы).
Разработка и внедрение курса «Нотная грамота» в воспитательно –
учебный процесс МУ ДО ЦЭВ «Улица Мира» Копейского городского округа
обусловлена необходимостью сохранения преемственности традиций русской
педагогической школы, где сольфеджио выполняло роль фундамента всего
здания музыкального воспитания детей.
Актуальность программы. В наше столь сложное время музыкальное
обучение тесно связано с решением задач пропаганды музыкальной культуры.
Нельзя забывать об ответственности за воспитание полноценной, гармонично
развитой личности. Поэтому важно воспитывать глубокое уважение к
европейской, русской и российской культуре.
Признано и доказано многими учеными, что музыкальное воспитание
ребенка значительно повышает результаты учебы по общим предметам, при
этом рекомендуется начинать обучение как можно раньше (еще с
дошкольного возраста). Такие особенности раннего изучения сольфеджио
связанны с психологическими особенностями ребенка – все воспринимать
игрой и желание приобретать новые знания. Поэтому развитие любви к
музыке с раннего возраста дает специфический отпечаток на восприятие
ребенком всего мира и сохраняется на протяжении всей жизни. Дети не
просто получают первые понятия и знания о музыке, а существенно меняются
в лучшую сторону в социальном плане, ведь вместе с пением происходит
эмоциональный выплеск, что значительно снижает уровень тревожности и
агрессии у детей даже из неблагополучных или конфликтных семей.
Сольфеджио требует от ученика внутренней самоорганизации и
самовыражения, поэтому обучающиеся дети более организованны, и
социально адаптированы – легко идут на контакт и свободны в общении, легче
структурируют и классифицируют любые понятия и объекты, имеют лучшее
чувство времени и умело «распределяют» его на все желаемые занятия. В
образовательном пространстве системы дополнительного образования детей
опыт музыкального образования представлен в основном авторскими
программами и методическими рекомендациями. Новизна данной программы состоит в том, что здесь обобщен
положительный опыт работы педагоговтеоретиков и личный опыт
преподавания сольфеджио.
Педагогическая целесообразность программы заключается в
раскрытии индивидуальных способностей ребёнка не только в сфере музыки,
но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении
самооценки, в том, что при освоении программы у воспитанников развиваются
музыкальные способности (ритм, слух) память, дисциплинированность,
усидчивость, трудолюбие, повышается самооценка, что снимает внутреннюю
зажатость и помогает общению со сверстниками, повышается культурный
уровень, формируется эстетический вкус, расширяется музыкальный
кругозор. Педагог воспитывает не профессионаламузыканта узкой
направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию детям
для успешной социализации в жизни. Изучение курса «Нотная грамота»
проходит в тесной взаимосвязи с таким неотъемлемым предметом
музыкального цикла как игра на инструменте (фортепиано), хор, что,
несомненно, приносит пользу обучающимся и педагогам в достижении
поставленных целей. В программе учитываются возрастные и индивидуальные
характеристики. Основой программы послужили следующие педагогические
принципы:
• личностноориентированного обучения на основе его дифференциации и
индивидуализации,
• расширяющегося образовательного пространства и последовательности с
обязательным усложнением материала,
• систематизации и преемственности содержания форм и методов обучения и
воспитания,
• непрерывности и поступательности воспитательного процесса,
• комплексности обучения, межпредметной связи.
Цель программы – развитие музыкальнотворческих способностей
обучающихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области
теории музыки.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
1. Образовательные:
знакомство с теоретическими основами музыкального искусства,
формирование вокальных навыков, навыков слухового, зрительного
анализа музыкальных произведений,
формирование практических навыков и умения использовать их в
комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих
формах музицирования,
формирование устойчивого интереса к занятиям, к музыке.
2. Развивающие: развитие музыкального слуха (интонационного, гармонического,
внутреннего в различных видах
звуковысотного,
ладового,
деятельности),
развитие навыков пения с листа, сольфеджирования,
целенаправленное систематическое развитие музыкальнослуховых
способностей учащихся, музыкального мышления и музыкальной
памяти, как основы для практических навыков,
развитие творческих способностей учащихся к музицированию,
развитие слуховых представлений,
сочинению и импровизации.
3. Воспитательные:
воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых
закономерностей организации музыкального языка,
формирование ценностного отношения к музыкальной деятельности,
формирование художественного вкуса, культуры поведения,
воспитание дисциплинированности, аккуратности, ответственности,
трудолюбия, самостоятельности, стремления приносить радость людям
своим творчеством, формирование взаимодействия педагога с семьёй
обучающегося.
В работе над реализацией выше изложенных задач, используются
следующие формы и методы:
Формы работы:
пение вокальноинтонационных упражнений на основе внутриладовых
тяготений;
сольфеджирование музыкальных примеров в одноголосном
изложении, в том числе и с листа;
интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада;
слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального
языка;
метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле);
различные виды творческих работ: досочинение ответной фразы,
досочинение ритмических рисунков;
транспонирование.
Методы работы:
словесный;
дидактические карточки, ритмокарточки, таблицы аккордов);
научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального
опроса).
Отличительные особенности программы:
Данная образовательная общеразвивающая программа дополнительного
образования «Нотная грамота» является адаптированной к условиям МУ ДО
наглядный (использование пособий «Музыкальное лото», логики учебного процесса,
«Улица Мира», и ориентированной на контингент воспитанников и
особенности образовательного процесса
данного учреждения.
Образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования
конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение
учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность
изучения тем и раздело предмета с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей,
возрастных
особенностей воспитанников.
Возраст обучающихся 715 лет.
Сроки реализации программы – 3 года.
В соответствии с учебным планом, на предмет отводится 33 часа в год, из
расчета – 1 час в неделю.
Форма проведения учебных занятий групповая (10 чел.).
Программные требования рассчитаны на трёхлетний срок обучения согласно
Уставу и учебному плану Учреждения. Программой предусмотрен
дополнительный четвёртый год обучения для одарённых воспитанников.
Курс «Нотная грамота» включает в себя следующие разделы:
вокальноинтонационные навыки;
сольфеджирование и чтение с листа;
воспитание чувства метроритма;
воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
музыкальный диктант;
воспитание творческих навыков;
теоретические сведения.
Теоретические знания, полученные воспитанниками в процессе занятий
должны быть связанны с практическими навыками. Знания теоретических
основ способствует воспитанию музыкального мышления воспитанников,
вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям.
Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его
конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач
преподавателя является выработка у обучающихся слуховых представлений.
Вся теоретическая работа опирается на внутренние слуховые представления,
наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они
необходимы для успешной исполнительской практики воспитанника, а также
для дальнейшей деятельности музыкантапрофессионала, так и любителя.
Примерные формы проведения уроков:
Наряду с традиционными формами проведения урока, программой
предусматривается проведение новых форм:
интегрированный урок;
контрольные уроки;
зачет по накопленным знаниям. Также способствует самоутверждению детей,
Участие детей в таких уроках помогает закрепить знания, умения и
навыки.
развивает
настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как
качество личности.
Формы и виды домашних заданий и самостоятельной работы:
Домашнее задание на закрепление пройденного в классе материала должно
быть небольшим по объему и доступным по трудности.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Сольфеджио – дисциплина практическая, предполагающая в первую
очередь наличие ряда практических навыков. По окончании учреждения
воспитанник должен иметь сформированный комплекс знаний, умений и
навыков, отражающий наличие у воспитанника художественного вкуса,
сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства
лада, метроритма, знание музыкальных стилей, способствующих творческой
деятельности.
По окончании курса обучения воспитанник должен уметь:
Сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,
записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать
аккордовые и интервальные цепочки;
Осуществлять анализ элементов музыкального языка;
Импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические
построения;
Владеть элементами музыкального языка ( запись по слуху и т.п.)
Для выполнения данной довольно сложной и объёмной задачи
необходимо, кроме всего прочего, опираться на следующие методические
принципы,
образующие в совокупности систему музыкально –
художественного воспитания:
1. Предмет «Нотная грамота» следует рассматривать как одно из
средств в долгом и сложном процессе воспитания человека.
2. На занятии необходим синтез разных искусств и разных наук.
3. В учреждении необходим синтез разных предметов внутри одного
вида искусства.
4. Теория и сольфеджио всегда опережают навыки игры на музыкальном
инструменте.
5. При изучении любого материала: движение от общего к частному.
6. Многократное повторение всего пройденного материала.
7. При изучении любого материала двигаться от простого к сложному.
8. Всё даётся и всё познаётся только в сравнении, например: мажор –
минор, пульс двухдольный – трёхдольный и т.д. 9. Все ритмические особенности музыкального языка постигаются
через движения рук, ног на основе строгой (железной!) метрической
пульсации.
10. Слух, зрение, движения всегда связаны между собой (координация),
при этом уши и глаза, как правило, впереди рук.
Календарнотематический план
«Нотная грамота»
1 год обучения
Тема
Содержание
Дата
Знакомство с предметом. Прослушивание
Вводный урок
Разновысотность звука Высота звуков. Регистры
Знакомство со
звуками
Музыкальный дом
Ноткизвуки
Нотопись
Клавиатура. Октавы. Навык написания
штилей
Нотный стан. Ключи. Скрипичный ключ
Расположение звуков на нотном стане.
Ручные знаки
Элементарные навыки нотного письма.
Запись нот
Звукоряд. Ручные знаки. Тональность.
Тоника
Ритмическая запись текста прибауток
Сочинение мелодии на ритм
Звукоряд.
Тональность
Ритм
Импровизация
Тональность До мажор Тональность До мажор. Вводные звуки
Басовый ключ
Нотопись в басовом
ключе
Аккомпанемент
Знакомство с басовым ключом.
Расположение звуков в басовом ключе
Такт. Сильная доля
Понятие аккомпанемент. Пение с
аккомпанементом
Сильная доля. Тактовая черта
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тактирование
Длительности нот
Закрепление
пройденного
Повторение
пройденного
Темперация
Знаки альтерации
Размер 3/4
Родственные
тональности
Размер 3/4
Ре мажор и си минор
Паузы
Размер 4/4
Обзор пройденного
Бекар
Аккомпанемент
Фа мажор
Ре минор
Си бемоль мажор
Соль минор
Итоговый урок
Тактирование. Дирижирование. Работа в
размере 2/4
Длительности в размере 2/4. Работа в До
мажоре
Пение упражнений с листа
Пение упражнений с тактированием в
размере 2/4
Темперация. Понятие тон и полутон.
Строение мажора
Знакомство со знаками альтерации. Диез
и бемоль. Хроматизм
Длительности в размере 3/4
Соль мажор и ми минор
Пение упражнений в размере 3/4
Пение упражнений в размере 2/4 и 3/4
Пение упражнений с паузами. Запись пауз
в тетради
Размер 4/4. Целая нота
Анализ музыкального текста
Знаки альтерации. Бекар. Запись
Пение упражнений с аккомпанементом
Фа мажор. Цифровое обозначение
ступеней
Ре минор. Динамические оттенки. Пение с
динамическими оттенками
Тональность си бемоль мажор
Соль минор. Музыкальные термины:
стаккато, легато
Повторение и закрепление пройденного
материала
Итого
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
34 Календарнотематический план
«Нотная грамота»
2 год обучения
Тема
Содержание
Дата
Повторение
Повторение
Запись мелодии
Сочинение
Аккомпанемент
Параллельные
тональности
Три вида минора
Анализ на слух
Интервалы
Четвертные и восьмые в размере 2/4.
Тактирование
Размер ¾ и 4/4. Тактирование.
Дирижирование
Детальный анализ мелодии и запись ее по
памяти
Досочинение и запись заключительной
фразы к мнлодии
Подбор аккомпанемента к мелодии и
запись
Параллельные тональности
Три вида минора. Запись. Игра. Пение
Пение верхнего тетрахорда в минорных
гаммах до 2х знаков
Название интервалов. Построение, игра,
пение
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10
11
Интервалы
диссонансы
Интервалы
консонансы
Анализ на слух
12
13 Шестнадцатые
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Чистые интервалы
Чистые интервалы
Новые ритмические
группы
Закрепление
пройденного
Повторение
Аккорд. Трезвучие
Главные трезвучия
лада
Обращения T, S,D
Ля мажор и фа диез
минор
Секунда и септима. Обращение
интервалов
Терция и секста
Слуховая работа на интервалы
Знакомство с новыми ритмическими
группами. Шестнадцатые
Прима. Октава
Кварта. Квинта
Две шестнадцатые и восьмая, восьмая и
две шестнадцатые
Пение упражнений с предварительным
анализом
Повторение пройденного за I полугодие.
Аккорд. Мажорное и минорное трезвучие.
Построение от звука
Тоника, субдоминанта, доминанта. Пение,
игра
Обращения S иD с разрешением в тонику
Тональности с тремя диезами в ключе
23 Ми бемоль мажор и до
Тональности с тремя бемолями в ключе
минор
Три вида минора
Анализ произведений
Аккомпанемент
Аккордовая
последовательность
Главные трезвучия
лада
Аккомпанемент
Одноименные
тональности
Ритмическая работа
Пение с листа
Слуховая работа
Итоговый урок
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Слушание, пение, игра трёх видов минора
Анализ произведений по инструменту
Аккомпанемент TSDT
Аккордовая последовательность TSDT
с использованием обращений
Построение и игра аккордовых
последовательностей в пройденных
тональностях
Подбор аккомпанемента к мелодии
Одноименные тональности. Определение
ключевых знаков
Ритмический аккомпанемент
Пение с листа с предварительным
анализом
Анализ произведений по инструменту
Повторение и закрепление пройденного
материала
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
34 Календарнотематический план
«Нотная грамота»
3 год обучения
Тема
Содержание
Дата
Повторение
Аккорд. Трезвучие
Субдоминанта
Доминанта
Затакт
Паузы восьмые и
шестнадцатые
Интервалы
Музыкальные формы
Анализ произведений
Параллельные
Повторение пройденного в 1 и 2 классах
Трезвучие с обращениями
Субдоминантовое трезвучие с
обращениями с разрешением в тонику
Доминантовое трезвучие с обращениями с
разрешением в тонику
Пение упражнений на затакт
Паузы восьмые и шестнадцатые
Пение интервалов. Слуховая работа
Знакомство с трёхчастной формой
Анализ произведений по инструменту
Параллельные тональности. Повторение
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 тональности
11 Ми мажор
12
13
До диез минор
Ля бемоль мажор
Фа минор
Размер 3/8
Анализ на слух
Анализ произведений
Повторение
Двухголосие. Канон
Доминантсептаккорд
Д7 с обращениями
Анализ на слух
Тональности с 4 знаками в ключе
До диез минор. Три вида минора
Пение упражнений и аккордовых
последовательностях в ля бемоль мажоре
Пение трёх видов минора
Ритмическая работа в размере 3/8.
Дирижирование. Тактирование
Слуховая работа: лады, интервалы,
аккорды
Анализ произведений по инструменту
Повторение и закрепление пройденного
материала
Двухголосие. Канон. Пение
Знакомство с Д7. Разрешение Д7
Обращения Д7 в тональности с
разрешением
Анализ на слух пройденных аккордов и
интервалов
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
27
28
Аккорды и интервалы Анализ на слух пройденных аккордов и
24
Импровизация
интервалов. Пение интервалов и аккордов
с разрешением
Сочинение и пение мелодических
оборотов с пройденными интервалами и
аккордами
Запись знакомой мелодии
Знакомство с модуляцией. Отклонение в
тональность D
Анализ музыкальных произведений
25
26 Модуляция.
Отклонение
Анализ произведений
Теоретическая работа Построение интервалов от звуков вверх и
Нотопись
29
30
Ритмическая работа
Аккомпанемент
31 Музыкальные формы
32 Жанровость
33
Анализ произведений
34
Итоговый урок
вниз
Ритмическая работа с использованием
знакомых ритмических групп
Аккомпанемент с пройденными
аккордами
Анализ музыкальных форм. Репризность
Жанровая трансформация мелодии
Анализ произведений по хору и
инструменту
Повторение и закрепление пройденного
материала
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
17
34 Календарнотематический план
«Нотная грамота»
4 год обучения
Тема
Содержание
Дата
Повторение
Повторениепройденного материала
Мажорные
тональности
Минорные
тональности
Ритмические
упражнения
Чтение с листа
Ладовое противопоставление
Параллельные тональности
Ритмическая работа, дирижирование,
тактирование
Чтение упражнений с листа с простым
№
п/п
1
2
3
4
5
Кол
во
часов
1
1
1
1
1 Двухголосное пение
Пунктирный ритм
Тональность Ми
мажор
Тональность додиез
минор
Синкопа
Обращение
тонических трезвучий
Увеличенная кварта в
тональности
Уменьшенная квинта в
тональности
Трезвучия главных
ступеней лада
Смена лада и
тональности в
мелодии
Закрепление
пройденного
ритмическим рисунком
Чтение с листа двухголосных номеров
Пение упражнений с пунктирным ритмом
Тональности с 4 знаками в ключе
Додиез минор. Три вида минора
Пение упражнений с синкопами
Пение обращений тонических трезвучий
Пение увеличенной кварты
Пение уменьшенной квинты
Построение и игра аккордовых
последовательностей
Пение с листа с предварительным
анализом
Повторение и закрепление пройденного
Ритмическая работа в размере 6/8
Пение упражнений с триолью
Пение аккордовых последовательностей и
упражнений
Размер 6/8
Триоль
Тональность Ля
бемоль мажор
Тональность фа минор Фа минор. Три вида минора
Сексты в тональности Слуховая работа
Слуховая работа
Септимы в
тональности
Доминантсептаккорд
Пение Д7 с разрешением. Слуховая
работа
Обращения Д7 в тональности с
разрешением
Пение аккордовых последовательностей и
упражнений
Сольдиез минор. Три вида минора
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
30
31
Обращения Д7
25
Тональность Си
мажор
Тональность сольдиез
минор
27
Хроматизмы
28 Модуляция
29
Пение упражнений с хроматизмами
Пение упражнений с модуляцией
Повторение интервалов и аккордов в
тональности
Интервалы и аккорды
в тональности
Теоретическая работа Построение интервалов от звуков вверх и
Ритмическая работа
вниз
Ритмическая работа с использованием
знакомых ритмических групп
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 32
33
34
Аккомпанемент
Анализ произведений
Итоговый урок
Аккомпанемент с пройденными
аккордами
Анализ произведений по хору и
инструменту
Повторение и закрепление пройденного
материала
Итого
1
1
1
18
34
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Для выполнения довольно сложной и объёмной задачи воспитания
ученика – музыканта необходимо опираться на методические принципы,
являющиеся основополагающими при изучении данного курса и образующие в
совокупности систему музыкально – художественного воспитания. Предмет
«Нотная грамота», ставящий во главу угла десять важнейших принципов,
следует рассматривать прежде всего как одно из средств в долгом и сложном процессе воспитания человека. Цель у всех педагогов одна и та же –
воспитание прекрасного человека.
«Нотная грамота» является тем предметом, при изучении которого как
на лакмусовой бумажке видны как потенциальные возможности воспитанника,
так и его слабые стороны, причём, не только с точки зрения перспективы
музыкальных занятий, но и с точки зрения перспективы обучения чему либо
вообще.
Объединяющее и фундаментальное начало, заложенное в предмете
сольфеджио, как нельзя лучше демонстрирует важность межпредметных
связей в обучении, и, пожалуй, с этой точки зрения этот предмет является в
большей степени безальтернативным, чем любой другой.
Программа, позволяя вовлекать в образовательный процесс всех
воспитанников, тем не менее позволяет отбирать наиболее способных и
подходить дифференцированно к процессу их обучения, предлагая более
сложные варианты заданий более одарённым воспитанникам или просто
проходить с ними более объёмные задания, пока основная масса обучающихся
осваивает базовые уровни.
«Нотная грамота», являясь вспомогательным и отчасти дублирующим
курсом к такому предмету как хоровое сольфеджио, тем не менее, выполняет
свою самостоятельную функцию в музыкальном воспитании обучающихся.
Объединяющее начало предмета сольфеджио как нельзя лучше
демонстрирует важность межпредметных связей в обучении, и, пожалуй, здесь
этому предмету нет альтернативы.
На всём протяжении обучения развитие обучающихся идёт по трём
основным направлениям:
1. Развитие мелодического и гармонического слуха, изучение основ
музыкальной грамоты;
2. Развитие ладофункционального слуха;
3. Развитие чувства ритма.
Каждый из этих разделов изучается в течение всех лет обучения. Кроме
того, на каждом уроке ведётся планомерная работа по развитию и
обогащению памяти обучающихся, развитию их внутреннего слуха.
В некоторых случаях работа по развитию памяти и внутреннего слуха
входит составной частью в процесс освоения мелодических рисунков, в
других случаях для этого используются специальные упражнения.
На основе развития слуховых навыков и приобретения теоретических
сведений, особенно в четвертом году обучения, обучающиеся приступают к
творческому анализу исполняемых произведений, участвуют в их
интерпретации.
Всё это способствует тому, что исполнение каждого произведения
поднимает обучающихся на всё более высокий уровень.
Темпоритмические задачи, начинаясь с простейших, занятие
за
занятием, год за годом усложняются. Ритмические партитуры, введение на занятии простейших ударных инструментов способствуют гармоничному
музыкальному развитию обучающихся,
так как соблюдение
темпоритмических задач развивает навыки музыкального исполнительства.
Элементы музицирования больше похожи на игру, что воспитанникам более
свойственно.
Ручные знаки и пение «по руке», являясь наиболее специфической
чертой данного курса, выполняют важную роль в усвоении обучающимися
ладовых тяготений. Пение «по руке» интересный приём, позволяющий
быстро запомнить расположение нот на нотном стане в первой октаве.
Приёмы с ручными знаками и «пением по руке» наглядны, понятны и легко
повторяемы. Они вносят определённый игровой момент, способствуют
повышению концентрации внимания обучающихся и, самое главное, развивают
координацию слуха и голоса.
После ознакомления со всеми семью ручными знаками обучающиеся
учатся свободно ориентироваться в первых трёх ступенях мажорного лада.
Только после активного закрепления этого материала наступает второй этап:
вводится VII ступень. На третьем этапе добавляются ещё две ступени IV и
V. Наконец, на четвёртом этапе вводится VI ступень.
Освоение ступеней мажорного лада с применением ручных знаков идёт
параллельно с пением нот «по руке», когда кисть левой руки выполняет роль
нотного стана, а указательный палец правой является указкой. Чередование
двух методик способствует более быстрому и осознанному усвоению
материала. Следует заметить, что при пении «по руке» воспитанники поют
нотами, а при пении с ручными знаками – цифрами. Такой подход к обучению
способствует тому, что при переходе в другие тональности «цифровое
мышление» существенно облегчает понимание того, что разные ноты могут
быть тониками, и обучающиеся совершенно спокойно относятся к любому
количеству знаков альтерации при ключе.
Важно отметить, что упражнения с ручными знаками нужно проводить
как без сопровождения, так и с сопровождением инструмента, так как
инструмент помогает лучше ощутить функциональную окраску звуков. Пение
же «по руке» проводится без сопровождения.
В первые годы обучения проводятся различные музыкальные игры
(«Музыкальная команда», «Живые ноты» и др.), цель которых – развитие
музыкального слуха и музыкальной памяти воспитанников.
При ознакомлении со знаками альтерации диез «по руке» показывается
поднятием кисти правой руки вверх, а бемоль – опусканием правой кисти
вниз.
При введении таких понятий как тон и полутон объясняется строение
мажорного лада. Для более осознанного усвоения очень хорошо помогает
болгарский метод – «столбица». Она наглядно демонстрирует строение лада:
устойчивые ступени – широкая черта, неустойчивые – узкая; расстояние
между чертами в полутоне в два раза меньше, чем в тоне. Наглядное пособие в виде клавиатуры фортепиано в диапазоне
примерно двух октав помогает лучше ориентироваться в тональностях.
Переход к натуральному минору происходит естественно, по мере
накопления слуховых впечатлений об этом ладе, при хорошей ориентации в
натуральном мажоре и при прохождении соответствующей темы по предмету
сольфеджио.
Элементарное двухголосие появляется в упражнениях на первом году
обучения, но только эпизодически. Вначале это упражнения с поочерёдным
движением каждого голоса (второй стоит на месте), затем навыки
двухголосного пения закрепляются на широких интервалах. Так воспитаннику
легче не сбиться на «чужой» голос. И только после этого вводится пение
параллельными терциями.
После ознакомления с мажором и минором, осознания особенностей
каждого лада, появления первых навыков двухголосного исполнения музыки,
систематического обращения внимания обучающихся на гармоническую
окраску аккомпанемента способствует естественному переходу к более
интенсивному развитию гармонического слуха учащихся. Тогда же в
репертуаре хора появляются первые двухголосные произведения.
При закреплении темы «Интервалы» очень интересно проходит игра,
когда ручными знаками показываются две ступени, две команды или два
воспитанника поют ступени, определяя, какой интервал они спели. Игра под
названием «Цепочка», когда два воспитанника (или две команды) поют
цепочку интервалов. Проигрывает тот (или та команда), кто не порвал
цепочку, то есть, не позволил «упасть» своему звуку. Ещё более интересно
такая игра проходит, когда роль ведущего исполняет кто – либо из более
способных воспитанников. Элемент состязательности при ускорении темпа
ведущим ещё более усиливается. Желание не проиграть способствует
концентрации внимания и, как следствие, идёт более интенсивное развитие
гармонического слуха.
Активно способствует развитию мелодического и гармонического
слуха, навыков концентрации внимания игра «Тон – Полутон» с применением
ручных знаков, где указательный палец показывает (вверх или вниз)
полутоновый ход, а вся ладонь (вверх или вниз) – тоновый ход. Ладонь (или
рука, сжатая в кулак) показывает возврат в тонику.
Сольфеджио – это занятие практическое. Учебный материал считается
освоенным только тогда, когда он пропущен обучающимися через себя .
1. «Курс теории музыки» , ред. А. Л. Островский, М. 1978 г.
Методическое обеспечение. 2. «Практическое руководство по музыкальной грамоте», Г.Фридкин, М.1985
г.
3. «Методика преподавания сольфеджио» , Е. В. Давыдова, М. 1986 г.
4. «Музыкальные диктанты», Г. Фридкин, М.1981 г.
5. «Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие», сост. Б. Калмыков и Г. Фридкин, М.
2007 г.
6. «Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие», сост. Б. Калмыков и Г. Фридкин, М.
2007 г.
7. «Сольфеджио для 15 классов», А. Барабошкина, М. 1985 г.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
1. «Музыкальное лото».
2. Ритмические карточки.
3. Карточки музыкальных обозначений.
4. Игра «Собери мелодию».
5. Карточки для индивидуальной работы.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ.
Плакаты:
квинтовые круги;
интервалы;
мелодические обороты;
ступени;
ритмические партитуры;
клавиатура. Список литературы.
1.Г.Фридкин «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М.1985 г.
2. «Музыкальные диктанты» сост.М.Фридкин М.1979 г.
3.«Курс теории музыки» , ред. А. Л. Островский, М. 1978 г.
4. «Практическое руководство по музыкальной грамоте», Г.Фридкин, М.1985
г.
5. «Методика преподавания сольфеджио» , Е. В. Давыдова, М. 1986 г.
6. «Музыкальные диктанты», Г. Фридкин, М.1981 г.
7. «Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие», сост. Б. Калмыков и Г. Фридкин, М.
2007 г.
8. «Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие», сост. Б. Калмыков и Г. Фридкин, М.
2007 г.
9. Сольфеджио для 15 классов», А. Барабошкина, М. 1985 г.
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Программа по сольфеджио "Нотная грамота"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.