Методическая разработка по истории
Оценка 5

Методическая разработка по истории

Оценка 5
Культурные мероприятия
docx
история
Взрослым
22.06.2018
Методическая разработка по истории
Материал может быть использован на уроках истории, как дополнительный источник, а так же как самостоятельное мероприятие для обучающихся СПО. Цель: показать учащимся великий подвиг Сталинграда во время Великой Отечественной войны и в период восстановления города. Способствовать патриотическому воспитанию обучающихся; чувства национальной гордости за великий подвиг волжской твердыни.
методическая разработка.docx
Государственное бюджетное профессиональное учреждение  Саратовской области  «Питерский агропромышленный  лицей» Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории посвящённого Дню Победы советских войск под Сталинградом. « У войны неженское лицо». Подготовила преподаватель истории  ГБОУ СО «ПАЛ»  Заралкина Наталья Юрьевна с. Питерка 2018г. Железный ветер бил им в лицо,  а они все шли вперёд,  и снова чувство суеверного страха охватывало противника.  Люди шли в атаку, смертны ли они?...... В. Гроссман Цель: показать учащимся великий подвиг Сталинграда во время Великой  Отечественной войны и в период восстановления города.  Способствовать патриотическому воспитанию обучающихся; чувства  национальной гордости за великий подвиг волжской твердыни. Оборудование: карта Сталинграда, плакаты: «Родина ­ мать зовёт», «Никто  не забыт, ничто не забыто», «Всё для фронта!», «Полководцы Победы»,  мультимедиа проектор,  ролики «день Победы», музыка к уроку. Организационный момент: Слайды, которые в течении всего мероприятия  будут отображаться но экране, памятных мест Волгограда: Мамаев курган,  Дом Павлова, катер «Гаситель», вечный огонь, площадь Павших борцов. Основная часть Звучит песня «С чего начинается Родина…»   (после первого куплета начинает учитель…  музыка звучит фоном) Учитель:  Сталинград!.. до войны обычный город, с улицами и площадями, старыми и  новыми кварталами. В то время Сталинград не был крепостью. По переписи  1939г. в Сталинграде проживали 445.5 тыс. человек. По своей экономической  мощи Сталинградская область в РСФСР занимала перед войной шестое место. Обогащалась культурная и духовная жизнь города. В Сталинграде действовал  драматический театр им. Горького, на сцене которого играли такие  замечательные актёры, как Е.П. Мязина, Н.А. Покровксий, Н.А. Соколов, В  1941г. выходили 3 областных и 50районных и фабрично – заводских газет.  Серьёзное внимание уделялось развитию здравоохранения. В 1940г. в городе  имелось 13 больниц на 2925 коек и около тысячи врачей. День 22 июня 1941г.  выдался в Сталинграде жарким. Яркие афиши приглашали в летний театр, где  с успехом шла пьеса А. Корнейчука «В степях Украины». В помещении драмтеатра проходил городской смотр детской художественной  самодеятельности. Среди юных дарований выступала в этот день и маленькая  девочка из Бекетовки (пригород Сталинграда) – Аля Пахмутова.  В парках  гремела музыка, звучали песни и смех.  1 ученица:  В полдень сталинградцы узнали  страшную весть: Война! Смолкли песни.  Посуровели лица. Состоялись массовые митинги. Их лозунг был один: «всё  для фронта, всё для Победы!». Звучит песня Алескандрова «Священная война» (после первого куплета продолжает ученица… музыка звучит фоном) 1 ученица: Уходили мальчики – на плечах шинели,  Уходили мальчики – громко песни пели. Отступали мальчики – пыльными степями,  Умирали мальчики­ где не знали сами. Попадали мальчики в страшные бараки,  Догоняли мальчиков лютые собаки. Убивали мальчиков за побег на месте, Не продали мальчики совести и чести. Не хотели мальчики поддаваться страху, Поднимались мальчики по свисту в атаку. В чёрный дым сражений, на броне покатой Уезжали мальчики, стиснув автоматы. Повидали мальчики – храбрые солдаты­ Волгу ­  в сорок первом,  Шпрее  ­  в сорок пятом. Показали мальчики за четыре года,  что такое мальчики нашего народа!!! 2 ученик:   Сталинград!.. Наверное, не так уж много на земле мест, к которым было бы  так надолго приковано внимание людей разных стран мира, как была оно  приковано к Сталинграду в далёком 1942г. Учитель:   Летом 1942г. обстановка складывалась далеко не в пользу Советского  государства. Имея полное превосходство в силах, противник вёл бешеное  наступление. Гитлеровцы считали, что они овладеют Сталинградом силами 6­ й армии до 25 июля. Но упорное сопротивление советских войск спутало  планы врага. 31 июля с Кавказского направления на Сталинград была перенацелена  немцами 4­я танковая армия. Позже в сражение были втянуты две румынские  и одна итальянская армия. Если в июле на Сталинград наступали 30 дивизий,  в августе 69, то в сентябре 81 дивизия.  Сталинградское направление  было  для фашистов главным. Ломая упорное сопротивление советских воинов,  враг, несмотря на потери, упорно рвался к городу. На направлении главного  удара враг имел полуторное  превосходство в людях, двойное в орудиях и  многократное в танках и самолётах.  2 ученик: Гроздья дней висят на ветви года аккуратно так по месяцам И у каждого своя погода: Тут морозно, Жарковато там…  Вот он, август, Плодозрелый, сочный,  утомлённый от избытка сил. Освежённый временем проточным, Многое в себе он позабыл. И прекрасно! Помнить всё не надо. Лишь бы не забыто было им  двадцать третье­  пепел Сталинграда и шестое –  Хиросимы дым. Валентин Леднёв. Учитель:   Самым трудным для сталинградцев был день 23 августа  1942г. В три часа дня над центральной частью города появились сотни вражеских  бомбардировщиков. Немцы методично сбрасывали то зажигательные, то  тяжёлые фугасные бомбы. Кромешный ад. Дым пожарищ застилал полуденное солнце.  Взрывы страшной силы застилали воздух. Горели жилые дома,  квартиры. Рушились, как карточные , здания школ, превращённых в  госпитали,  культурно­ бытовые учреждения.. Отовсюду доносились стоны, крики раненых. Смерть разила людей всюду. Вся центральная часть Сталинграда была объята пламенем.   3 ученик: Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых  гитлеровских вояк. Ефрейтор О. Гельман писал своей невесте: «Описать, что  здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть  голова и руки, ­ мужчины и женщины». Фашисты гибли сотнями. В центре  города во многих зданиях засели фашистские автоматчики, пробравшиеся  через поредевшие порядки защитников Сталинграда. Немцы вышли к  городской переправе, которую защищал отряд из 80 чекистов и  милиционеров. Их упорное сопротивление позволило переправить  в город 13­ ю гвардейскую дивизию генерал­ майора А.И. Родимцева, которая  сходу  атаковала противника, восстанавливая положение. Но это была небольшая  передыщка.   Звучит песня «Землянка» муз. К. Листов, сл. А.Суркова  (после первого куплета продолжает 3 ученик … музыка звучит фоном) 3 ученик:    В 300­400 метрах от Волги  находились боевые позиции 138­й  Краснознамённой дивизии генерала И.И.Дюдникова. штаб дивизии Родимцева  находился в 5м. от воды и в 250м. от переднего края. Но эти метры   гитлеровцы не смогли преодолеть.  Несгибаемая стойкость, массовый героизм , высокое воинское мастерство  советских бойцов срывали штурм за штурмом. 4 ученик:   Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова».  В конце  сентября 1942г. командир отделения сержант Я.Ф.Павлов, выполняя приказ  командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырёхэтажный дом,  уже занятый гитлеровцами. Гвардейцы  выбили врага  и превратили здание в опорный пункт. Ночью 2  октября со стороны мельницы пришло подкрепление – пулемётный взвод  лейтенанта И.Ф. Афанасьева и группа бронебойщиков. Вскоре туда прибыло и несколько миномётчиков. Гарнизон «Дома Павлова» состоял из 25 человек.  Они прорыли от мельницы к дому траншею, по которой им доставляли  вооружение и пищу. Территорию вокруг осаждённого врагом дома  бойцы  заминировали.  58 суток – срок больший, чем Германия затратила на захват целых  европейских государств, яростно и ожесточённо штурмовали фашисты  развалины дома, который стал для них неприступной крепостью.  Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей  дивизией перешли  в  стремительное наступление. Звучит песня А.Пахмутовой «На Мамаевой кургане тишина…» (после первого куплета продолжает 4 ученик … музыка звучит фоном) 4 ученик:   Мамаев курган… В дни Сталинградской битвы он был отмечен на картах  генеральных штабов всех стран мира. Здесь, начиная с 13 сентября 1942 года   по 30 январь 1943года, 140 дней и ночей не унималась дрожь земли от взрывов снарядов, мин и авиационных бомб, неумолчно бушевали вихри свинца и  ржавого железа. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за  ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы. 3 ученик читает стихотворение Р. Рождественского: Сотни лет расходиться широким кругам По огромной воде молчаливой реки. Выше всех Эверестов  ­ Мамаев курган! Зря не сказано в книгах, Мамаев курган, что металла в твоём оглушённом нутре больше,  чем в знаменитой Магнитной горе!  Что хватило его и друзьям и врагам. Синеватые молнии медленных гроз. Будто в колокол памяти, бьются в тебя! И тогда, поднимаются птицы с земли,  и колышется нервно степная трава. Оживают затёртые напрочь слова,  И по плитам устало стучат костыли.     4 ученик:   Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Жизнь обещала, любовь обещала, Родина! Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина? Пламя уходило в небо, ты помнишь Родина? Тихо сказала «Вставай на помощь!» Родина… Родина! Славы у тебя никто не выпрашивал, Родина! Просто был выбор у каждого –я или Родина,  Самое лучшее и дорогое  Родина! Горе твоё – это наше горе – Родина! Правда твоя – это наша правда, Родина! Слава твоя – это наша слава, Родина! Звучит песня «С чего начинается Родина…»  (после первого куплета продолжает 5 ученик … музыка звучит фоном) 5 ученик:  В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке В.Г.Зайцеве. более 300  гитлеровцев уничтожил он в уличных боях. Попал ему на мушку и  руководитель снайперской школы в Берлине майор Копингс.      Связисты В.П.Титаев и М.М.Путилов , оба смертельно ранены, во время  исправления повреждения телефонной линии, теряя сознание, восстановили  связь, зажав концы оборванного провода зубами. Артиллеристы В.Я.  Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15  вражескими танками и одержал победу.  Подвиг Александра Матросова  совершили в дни Сталинградского сражения 11 человек.      Морской пехотинец Михаил Паникаха загорелся от разбитой бутылки с  зажигательной смесью, с которой он бросился в танк. Не останавливаясь, уже  живым факелом он собой поджёг фашистскую машину.     Санинструктор Е.Ф. Богданова вынесла с поля боя  120 раненых бойцов с  их оружием.  Уничтожила при этом 8 немцев, была ранена, но с поля боя не  ушла. И таких были сотни, тысячи. 5 ученик читает стихотворение: Подсчитайте, живые, Сколько сроку назад Был на фронте впервые Назван вдруг Сталинград. И у мёртвых, безгласых, Есть отрада одна: Мы за Родину пали, Но она спасена. Александр Твардовский. 5 ученик: Никто не знает их фамилий, О них ни песен нет, ни книг. Здесь чей­то сын, и чей­ то милый, И чей­ то первый ученик. Они легли на поле боя, Жить начинавшие едва,  И было небо голубое, Была зелёная трава.  По всей России обелиски,  Как души рвутся из земли. Они прикрыли жизнь собою, Жить начинавшие едва,  Чтоб было небо голубое, Была зелёная трава. Звучит куплет из песни «Он не вернулся из боя…» В.Высоцкого Учитель:  Почтим память всех погибших русских воинов за нашу мирную  светлую жизнь минутой молчания. 6 ученик:  Дорогой жизни для осаждённого города стали переправы. Через них шло всё  снабжение прижатой к самому берегу 62­й армии. Гитлеровцы вели  артиллерийский, миномётный и пулемётный огонь по судам, курсирующим  между берегами. Катера, баркасы, лодки, перевозившие войска, подходили  прямо к выжженному берегу, и люди шли на погрузку вброд. Над  двухкилометровой ширью Волги кружили, бомбили и стреляли фашистские  самолёты.         Исключительно тяжёлым был период с ноября 1942г., когда на Волге  начался ледостав. Бронекатера с трудом продвигались под ураганным огнём  врага. С наступление ледостава героические сапёры  соорудили два моста:  свайно­понтонный и свайный по льду.  Моряки волжской военной флотилии и волжские речники сделали во время Сталинградской  битвы 35,5тыс.боевых рейсов, перевезли на правый берег более100 тыс. бойцов, тысячи тонн военных грузов. Они вывезли из пылающего города десятки тысяч раненых и мирных жителей. Звучит песня «Вечер на рейде…» все участники и гости поют. Муз. Соловьёва­Седого, сл. А.Чуркина 6 ученик:   Даже в самом пекле, в кромешном аду битвы наши бойцы жили простыми  человеческими радостями: писали письма, вспоминали о родных и близких,  урывками спали и мечтали. Мечтали, конечно, о мирной жизни, ставили к  иконам лампадки, сделанные из снарядных гильз. 5 ученик читает:  Я шлю письмо из сорок второго, взгляни на снимок, сверстник дорогой. На  нём я вместе с нашими ребятами. На фоне вальса: Ты посмотри, кокой я молодой. Угрюмым заревом озарена, Я говорю с тобой из Сталинграда,  страна моя, печальная страна…  Над  Сталинградом смертная угроза… Бессонны ночи, тяжек день любой,  что называлось страхом и мольбой. Я говорю: Нас граждан Сталинграда, Не поколеблет грохот канонад. Мы не покинем наших баррикад. И женщины с бойцами встанут рядом,  И дети им патроны поднесут. Мы будем драться с беззаветной силой,  Мы одолеем бешеных зверей… мы победим, клянусь тебе, Россия. Звучит вальс…    Жди меня, и я вернусь,  Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди,  Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди меня, и я вернусь,  Всем смертям назло… Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: «Повезло!». Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожидание своим ты Спасла меня. Константин Симонов. Учитель:                19 ноября 1942г. предутреннюю тишину донских степей разорвали  мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и миномётов Юго­Западного и Донского  фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов  «Катюш». Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление,  прорвали оборону противника и, ломая его ожесточённое сопротивление,  пошли вперёд. Навстречу им 20 ноября ударил Сталинградский фронт. Начался 2­й период Сталинградской битвы­ период контрнаступления   советских войск.              23 ноября передовые части Юго­Западного и сталинградского  фронтов встретились в районе г. Калача, Советского района, села Мариновки.                Кольцо окружения замкнулось. Группировка немецко­фашистских  войск численностью 330 тыс. человек с многочисленной техникой  и  вооружением оказалась в котле. Советское командование создало внешний и  внутренний  фронты окружения. После войны, уже в 1953г. бывший командующий окружённой группировкой  генерал­фельдмаршал Ф. Паулюс написал: «Хорошо продуманный план  Сталинградской битвы, разработанный советским командованием, был  осуществлён с точностью часового механизма».              12 декабря из района Котельникова с целью деблокирования войск  Паулюса перешла в наступление мощная ударная группа под командованием  генерал­фельдмаршала Э. фон Манштейна.  В её составе впервые действовал  батальон новых тяжёлых танков типа «Тигр». Манштейн бросал в бой одну  дивизию за другой. В критический момент на помощь нашим истекающим  кровью войскам подошла вторая гвардейская армия Р.Я. Малиновского, и к  31 декабря в результате тяжёлых боёв враг был отброшен на 250 км. к юго­ западу от Сталинграда. Звучит песня А. Пахмутовой «Горячий снег…»  (после первого куплета продолжает 8 ученик … музыка звучит фоном) 8 ученик:         10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий  этап разгрома врага, 31 января войска 64­й армии взяли в плен Паулюса  вместе со штабом, находившимся в подвале Сталинградского универмага.         Мощные удары советских войск подавили последние очаги  сопротивления. 2 февраля 1943г. в 16:00 историческая  Сталинградская битва закончилась.  Цвет гитлеровского вермахта нашёл могилу у Волги. Противник потерял часть своих сил, действующих на советско ­ германском фронте.  Было уничтожено 35 дивизий и бригад, ещё 16 потеряли больше половины  своего состава. Подобной катастрофы ещё никогда не терпела.  9 ученик:        Радостной волной  прокатилась по миру новость о разгроме  фашистских  войск в районе Сталинграда и вдохновила силы сопротивления Европы на  дальнейшую борьбу с фашизмом. Мир был поражен и восхищён легендарной победой советских войск,  которая положила начало коренному перелому в ходе всей мировой войны.     О сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара.  В честь этого события во многих городах мира воздвигнуты обелиски   монументы. Имя Сталинграда носят  десятки и сотни заводов, фабрик, школ,  учреждений, улиц, площадей.      В одной только Польше имя «Сталинграда» отражено в названии улиц,  площадей и парков 160 городов и посёлков. Свыше 30 городов Франции,  включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда…    Какими только эпитетами ни награждали этот город иностранные  журналисты, комментируя сводки Совинформбюро: «Сага о великом  подвиге», «Стальной город», «Одна и цитаделей цивилизации», «Родина  героизма», «триумф моральной стойкости», «бессмертный символ русского  величия». 8 ученик: Вот что было написано в грамоте президента США Франклина Д.  Рузвельта: «От имени народа Соединённых Штатов Америки я вручаю эту  грамоту Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными  защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых будут  вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа  остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных  наций против сил агрессии». Учитель:           Величайшая роль в достижении Великой победы принадлежит  Сталинградской битве.    Сталинградской битве в мировой истории не было равных по поставленным  задачам, разработанным стратегическим операциям, проявлению  полководческого искусства наших прославленных военачальников,  количеству боевой техники и армий, численность воинов, а самое главное ­ по  итогам величайшего сражения. На отдельных этапах Сталинградской битвы,  охватившей территорию почти в 100 тысяч кв. км., участвовало в боях свыше  2 млн. человек, 26 тысяч орудий и миномётов, более 2 тысяч танков и столько же самолётов.       2 февраля 1943г. – это всенародный праздник воинской доблести, подвига  русского солдата, отстоявшего для нас мир. О нём, о русском солдате,  написаны знаменитые слова на Мамаевом кургане: Железный ветер бил им в  лицо, а они все шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало  противника. Люди шли в атаку, смертны ли они? Да, они были простыми  смертными. Фашистов охватывал ужас и страх не столько перед нашим  оружием и боевой техникой, сколько перед силой духа русского характера,  мужеством русского солдата. Ученик читает: Пролетели года. Отгремели бои Отболели, отмаялись раны твои. Но далёкому мужеству верность храня,  Ты стоишь и молчишь у святого огня. Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал,  Хоть друзей хоронил и хоть на смерть стоял. Почему же ты замер ­ на сердце ладонь, И в глазах, как в ручьях, отразился огонь? Говорят, что не плачет солдат: Он ­ солдат, и что старые раны к ненастью болят.  Но всегда будет солнце! И солнце с утра… Что ж ты плачешь, солдат,  У святого костра? М.Агашипа Учитель:  Чувство беспредельной гордости вызывает у нас великий подвиг наших  прадедов и дедов, наших отцов и братьев. Память наша о них будет вечна, а  значит и память о войне. И пусть подвиг русского солдата для всех нас, людей разных поколений, станет мощной нравственной опорой на жизненном пути. Учение читает: В свой срок – не поздно и не рано­ придёт зима, замрёт земля. И ты к Мамаеву кургану придёшь второго февраля. И там, у той заиндевелой,  у той священной высоты ты на крыло метели белой положишь красные цветы. И словно первый раз заметишь, каким он был, их ратный путь! Февраль – февраль, солдатский месяц­ пурга в лицо, снега по грудь. Сто лет пройдёт. И сто метелиц. А мы пред ними все в долгу. Февраль – февраль. Солдатский месяц­ Горят гвоздики на снегу. Звучит песня Я.Френкеля на слова Р.Газманова  «Журавли»

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории

Методическая разработка по истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2018