Методическая разработка по истории на тему " работа с одаренными детьми"
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
история
11 кл
14.02.2019
Методическая разработка по теме " Работа с одаренными детьми" рассказывает о методах работы с талантливыми детьми на уроках истории, обществознания, права.Представлены этапы работы с одаренными детьми, цели и задачи работы с ними.Такие дети часто опережают своих сверстников в интеллектуальном и творческом развитии.
работа с одарёнными детьми.docx
Работа с одарёнными детьми на уроках истории
Предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было
высказано еще Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад.
Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных
детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление,
творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и
романы Одаренность – дар природы или результат разумного воспитания?
Чудо природы или чудо терпения и внимания родителей и учителей? Одни
утверждают, что таланту ничего не надо, если он есть, то он есть. Другие, что
талант надо обязательно развивать и это развитие, прежде всего, зависит от
личной направленности человека, от его жизненной позиции.
Многое в развитие одаренности зависит от того, насколько мы учитываем
своеобразие человека, его специфику, непохожесть на других людей,
насколько мы умеем найти в индивидуальности то “самое-самое”, что, в
конечном счете, будет определять успех. Одна из насущных задач учителя в
работе с одаренными детьми – увидеть в каждом из них индивидуальность.
При этом надо учесть, что у одних она на виду и вызывает удивление и
восхищение. У других она скрыта, спрятана в закоулках их внутреннего мира,
придавлена, заслонена различными комплексами, особенностями
темперамента и характера. Поэтому талант не всегда на виду, чаще всего его
надо выявлять, порой приложив определенные усилия, а затем поддержать,
дать возможность развиться.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми
условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею
организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко
выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных
направлений общего образования в соответствии с национальной
образовательной инициативой «Наша новая школа» является, развитие
системы поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми
детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу
выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения»[1].
Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят
требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей
характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании,
энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих
сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у
этой категории детей возникает ряд проблем:
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их
способностям и скучна для них. 2. Одаренным детям нравятся сложные игры и
неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму,
особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Их волнуют вопросы философского характера. 5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им
бывает трудно стать лидерами.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня.
Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не
удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности
достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть
та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и
отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и
стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в
отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в
интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением
презрения или замечаниями[2].
При работе я стараюсь учитывать все эти особенности.
В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика,
одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно
действующей системы выявления одаренных детей. И так как, не существует
точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем
классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь
проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в
полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом
учащихся, которые проявили академические способности и
заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является,
проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах,
фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Далее я попытаюсь более подробно описать эти три этапа как методы
выявления и одновременно формы работы с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на
основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-
ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке: Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными
сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных
заданий;
Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными
статьями);
Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими
героями, героями мифов);
Урок освоения новых знаний в форме путешествия (урок-путешествие
«Легенды Тамани» предназначен для учащихся 6-х классов, предполагает
объяснение материала в форме виртуального путешествия по станциям с
включением практической деятельности учащихся);
Урок- конференция.
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры -
кроссворды, ребусы, викторины.
На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий
как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание
эссе-сочинения. Где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому
или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые
формы работы, разного рода творческие задания, различные формы
вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом
работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое
поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на
развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность
эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать
изобразительные способности, а также способствуют формированию
сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы
являются: «Рыцарские турниры», игры «Колесо истории», «Звездный час»,
«Умники и умницы», КВН которые проходят на ура в классах среднего звена.
Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность проявляется во
внеурочной сфере.
Под исследовательской деятельностью понимается форма организации
образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой,
исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая
наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научно-
исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и
овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского
компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии
научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями,
разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают
выводы.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики
участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих
работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению,
предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса
ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению
определенной предметной области. Выстраивая собственную систему
подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к истории;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями
олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области истории.
Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с
одаренными учащимися, я для себя отметила, что для отечественной системы
школьного образования перспективными являются комплексное
использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и
интеллектуальных способностей учащихся, а также использование
специализированных программ педагогического наставничества.
Методическая разработка по истории на тему " работа с одаренными детьми"
Методическая разработка по истории на тему " работа с одаренными детьми"
Методическая разработка по истории на тему " работа с одаренными детьми"
Методическая разработка по истории на тему " работа с одаренными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.