Русь в VII – начале XII века.
Оценка 4.7

Русь в VII – начале XII века.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история
11 кл
05.01.2019
Русь  в VII – начале XII  века.
В материале указаны процессы возникновения государственности у славян, выявлены этапы формирования государственности у восточных славян. В виде схем даны основные предпосылки формирования государственности у восточных славян,версии появления Древнерусского государства по ПВЛ и концепции происхождения государства у восточных славян. Подробно рассмотрены функции князя и его дружины. Раскрыты вечевые порядки. Уделено внимание признакам раннефеодального государства.
Русь.docx
Чулкова Е.В., учитель истории и обществознания РУСЬ В  VII – НАЧАЛЕ XII ВЕКА. (материал для подготовки к ЕГЭ)  Процессы возникновения государственности  у славян проходили на фоне ­ формирования племенных союзов,  ­распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую) ­известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.   Форму   общественных   отношений,   существовавших   у   славян   в   VII—VIII   вв.   можно определить как “военную демократию“:   1)участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем;  2)особая роль народного собрания как высшего органа власти;  3)всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Это означало     равенство всех членов общества.                                   Правящий слой формировался из двух слоев:  старой родоплеменной аристократии                      из разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. (вождей, жрецов, старейшин)     Образование   государственности   у   восточных   славян   совпало   и   было   обусловлено разложением   родоплеменных,   кровнородственных   отношений    .  Они   заменялись территориальными,  политическими   и   военными   связями.   К   VIII   в.   на   территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований  требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились  князь и княжеская дружина. Племенные   союзы   в   военно­политических   целях   объединяются   в   еще   более   крупные формирования "союзы союзов". Центром одного из них стал Киев.  В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями. Три крупных политических центра Куяба   (южная   группа славянских   племен   с центром в Киеве) Славия   (северная   группа, Новгород) Артания   (юго­восточная группа, Рязань). Этапы формирования государственности у восточных славян. VI век – набеги соседей, необходимость объединения восточнославянских племен в союзы. VII  век   –   середина  IX  века  –   объединение   восточнославянских   племен   в   союзы   и суперсоюзы – развитие института родоплеменного строя. Вторая половина IX века – образование двух групп восточнославянских племен: северных (с  центром  в   Новгороде)  и  южных   (с  центром  в   Киеве)  –  завершающий  этап  развития родоплеменной политической организации 882 год – поход Олега на Киев и объединение двух восточных славян в единое государство киевскую Русь. Основные предпосылки формирования государственности у восточных славян. Духовные ◄ Общая  языческая  религия ◄ схожие  обряды,  обычаи  Переход от  Возникновение  Социальные ◄ родовой общины к  соседской ◄ имущественного и  социального  неравенства ◄ складывание  древнерусской  народности отделение ремесла от  Экономические Экономические ◄ Переход к пашенному  земледелию ◄ земледелия ◄ «из варяг в греки» «из  варяг в персы» развитие торговли путь  ◄                                                                Наличие Формирование славянских  Политические ◄ Угроза нападения внешних  врагов (кочевников и  норманнов) ◄ племенных союзов   элементов  прото­ государственности: славянскими   государствами Куяба, Славия, Артания ◄ Потребность родоплеменной  знати в аппарате защиты своих  привилегий и в захвате новых  земель   ПВЛ рассказывает, что накануне образования Древнерусского государства Северные    племена славян   (ильменские словене)  платили дань варягам, а южные племена (поляне) –  хазарам. 2 версии    появления Древнерусского государства по ПВЛ. В   859   году   новгородцы   изгнали варягов «за море», однако это привело к междуусобице   между   3   мя   племенами.   В этой ситуации, новгородцы, меря и чудь  (финноугорские   племена),   собравшись   на совет послали «к варягам, к руси» сказать: «Земля наша велика и обильна, да порядка в ней нет. Да подите княжить и   володеть нами». Княжить в Новгороде стал Рюрик, посадив  братьев   Синеуса  на  Белоозере,   а Трувора  ­ в Изборске. «И быша три братия: единому имя Кий, а другому – Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь. Седаше Кий на горе где же нынче узвоз Боричев, а Щек седаше на горе, где же нынче зовется Щекавица, а Хорив на третьей горе, от него же прозвася Хоривица. И створиша град во имя брата своего старейшего и нарекоша имя его Киев». («Повесть временных лет»). Нестор называет Кия перевозчиком, т.к.  бывший в старину перевоз звался Киевом.  Летописец указывает на то, что Кий Концепции происхождения гоударства у восточных славян.   Антинорманизм Норманнская У   восточных   Древнерусское славян шел процесс создано государство складывания норманнами   с государственности добровольного   согласия до прихода варягов. восточных славян Роль   варягов   в образовании Антинорманизм Центристская Древнерусское государство возникло как результат  внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варягов Норманизм Сторонники Аргументы А.Шлецер, Г.Миллер,Г.Байер  (XVII  век),В.Н.Татищев,Н.М.Карамзин, М.М.Щербатов (XVIII­XIX века) ­Рассказ летописи достоверен. ­Русы,варяги   есть   норманы,то есть   германское   племя,с   более высоким уровнем развития. ­Они   образовали   государство славян. ­Имена послов в договорах Руси с греками­норманнские. ­Названия   днепровских   порогов переводятся   с   германских языков. М.В.Ломоносов (XVIII век),А.Е.Забелин  (XIX век),С.А.Гедеонов,Д.И.Иловайский  (конец XIX­ начало XX века) ­Рассказ летописи­ легенда. ­Варяги­русь   ­   племя   не   норманнское,   их предки   ­     роксаланы,   жившие   по   берегу Чёрного моря. ­Варяги на Руси были, но их было мало и государство они создавать не могли. ­Имена послов не германские. ­Название   днепровских   порогов   не   имеют смысла в германских языках. Официальное распространение норманнская теория получила в 30­40­е годы XVIII века во  времена "бироновщины", когда многие высшие должности при дворе были заняты  немецкими дворянами. Естественно, что и весь первый состав Академии Наук был  укомплектован немецкими учеными. Считается, что создали эту теорию немецкие ученые  Байер и Миллер под влиянием политической обстановки. Чуть позже эту теорию развил  Шлетцер. Князья и дружина.   соседями,   Первоначально князь был племенным вождём, возглавлявшим органы военной демократии. Древнейшее качество князя как старейшины рода отложилось в русской свадебной лексике, где новобрачные (условные основатели рода) именуются «князем» и «княгиней». Затем князь постепенно превратился в главу раннефеодального государства.  Функции князя: Военная — организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась  военная храбрость князя.   В   круг   занятий киевского   князя   X в. входило подчинение   восточнославянских   племен     и  поддержание военно­политического господства   над   покоренными     сбор   дани  как   формы   выражения подвластности Судебная — князь лично председательствовал на гласном суде, а также взимал судебные штрафы (виры). Суд и управление  волостями  производились  князем  через его посадников и   тиунов   (тиун   –   слуга­управитель   в   хозяйстве   вотчинника;   княжеские   тиуны выполняли также различные государственные поручения). Религиозная  —   в   языческое   время   князья   являлись   инициаторами   и   организаторами жертвоприношений,   что   связано   с   развитием   у   слова   «князь»   значения   «священник»   в чешском и польском (ср. ксёндз). Законодательной функции     появилась в X в.  Ко времени правления Олега относятся первые известия о некоем «Законе  Руском». Он упоминается в договоре Руси с греками 911   г.       Другим     свидетельством     законодательной       функции       князя       является содержащееся в «Повести временных лет» упоминание   об   учреждении   Ольгой   в 6455 (947 г.) погостов, уроков.     Значительно отчетливее (сравнительно с  законодательством) в   источниках вырисовывается княжой  суд.  Так,  в  X  в.  князья  не только судили, но и взимали денежные   судебные   штрафы   –   виры.     К концу   X   в.   функции   киевского князя  заметно  увеличились  и усложнились,  а  власть   усилилась,   что   явилось результатом   распада родоплеменного строя.        На  XI­XII вв. приходится интенсивная законодательная деятельность русских  князей. Создаются Правда Ярослава (около   1015   г.),   Правда   Ярославичей   (1070­е), Уставы Владимира Мономаха (1099­1113).         Княжеская власть в XII в. поддерживалась не столько силой, сколько правом князей, освещенным религией и  любовью  народа.          Дружина – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на   этапе   перехода   от   родового   строя   к   государству.   Дружина   должна   была   защищать вождя,   а   он,   в   свою   очередь,   обеспечивал   дружину   всем   необходимым.   Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, которая сосредоточила  в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в.  Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая "старшая" дружина (наиболее близкие   советники   и   помощники   князя)   и   "младшая",   в   которую   входили   недавно набранные воины. Двоякую роль играла  княжеская дружина.  Княжеская дружина. носительница принципа государственности            сохраняла традиции племенной демократии “Дружина княжья” составляла хотя и меньшую, но тем не менее основную, центральную часть всей массы воинов Княжеская дружина. .  →   Старейшая,   большая,   лепшая,   или   передняя   Входили мужи княжи и бояре Это была та сила, с которой приходилось считаться   князю.  Мужи   и   бояре образовывали   собственные   дружины,   с которыми несли службу князю; из числа их назначались   высшие   должностные   лица (посадники,   тысяцкие,   воеводы),   они   же были   главными   советниками   князя   в   его думе. Отношения   дружины   к   князю   построены были  на начале договорном: обязанности служить   не   было,   князя   и   дружину связывали   материальные   и   нравственные узы,   в   случае   недовольства   дружинники всегда могли оставить службу князя.    Малая молодшая Младшая   дружина   носила   общее   название  гридей, гридьбы;  Высший разряд младшей составляли дружины   детские,  носившие исключительно характер; военный   между ними упоминаются  мечники, стоявшие ближе к князю. Низший   разряд   ее  отроки, составляли исполнявшие рода различного служебные   обязанности при дворе княжеском; в случае   надобности   они вооружались и назывались тогда отроками дружными;   между отроками могли быть и рабы           ­Наиболее   авторитетные,   старшие   дружинники,   составлявшие   постоянный   совет   (думу) князя, назывались боярами. Младшие дружинники ­ рядовые воины именовались отроки и гриди.          ­В мирное время дружинники сопровождали князя “в полюдье”, собирали для него дань,   помогали   ему   в   управлении   областями   и   в   отправлении   правосудия,   отбывали дворовую службу и т.п.          ­На содержание дружины шли доходы, получаемые князем с волости, и часть военной добычи. При постоянных распрях и усобицах князья чувствуют потребность опираться на дружину,  поэтому  они  и  дорожат  ею,  заботятся   о возможно лучшем  ее  составе  и,  раз составив ее, стараются привязать к себе. Отсюда видим особого рода отношение князя к дружине: он пирует с ней, жалует ее, старается угодить ей, для чего охотно выслушивает все ее желания; отсюда же вытекает обычай князя совещаться с дружиною, обычай, мало­ помалу обратившийся в правило, несоблюдение которого ставилось князю в укор.                   ­Старшая   дружина   пользовалась   некоторыми   юридическими   преимуществами, сообщавшими ей характер привилегированного сословия. Главное из них состояло в более заботливом   ограждении   личной   безопасности   законом:   за   убийство   княжа   мужа   закон грозил вдвое более тяжкой вирой, чем за убийство младшего дружинника.          С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дружинников дани­полюдья  начинает не хватать. Князья стали посылать посылали своих наместников­бояр на кормление, передавая им право сбора полюдья в какой­либо деревне или местности. В  отдельных случаях в виде своеобразного вознаграждения за службу князю. села  закреплялись за кормленщиком, переходя по наследству и превращаясь в вотчину. Вечевые порядки          Вече — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского   происхождения,  до  образования  государственной  власти   раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной,   политической   и   культурной   жизни;   одна   из   исторических   форм   прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.      Источники  также  позволяют  определить  круг  вопросов,  которые   могли решаться  на  вече.  Он  включает  в  себя  вопросы  войны  и  мира,  судьбы княжеского стола и княжеской администрации, проблемы, связанные с   денежными сборами   среди горожан,  распоряжение  городскими  финансами  и  земельными ресурсами. Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское  государство IX­X вв.  В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было  оформившейся системы управления.  Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства  территорий.  Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении  элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи  военной демократии и ограничивающих княжескую власть.   Власть внутри общины свободных жителей  принадлежит совету старейшин, а княжеская власть – власть государственная – носит по отношению к общине внешний характер, не вмешиваясь   во   внутреннюю   жизнь   общины.   Власть   государственная       по   отношению   к общине выполняет по отношению к общине ограниченное число функций: обороняет от внешних   врагов,   разбирает   наиболее   важные   конфликты,     в   качестве   вознаграждения взимает за это дань. Власть князя зависит от общины: община призывает и изгоняет князя, формирует ополчение для отпора внешним врагам.   Зарождению раннефеодальных отношений способствовали следующие факторы: ­ увеличение численности княжеско­дружинной верхушки; ­ сокращение традиционных источников ее существования (дани, виры, военная добыча); ­ возрастание ценности пахотной земли; ­   появление   возможности   обеспечивать   землю   рабочей   силой   в   связи   с   разложением общины и увеличением численности различного рода социальных изгоев; ­ изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, которые, с одной стороны, все более стремились не к боевой славе и служению князю, а к богатствам, а с другой ­ главной ценностью стали считать не движимое имущество (серебро, скот, рабов и пр.), а землю.  Система налогообложения (тягла).                                                                           Характерной   чертой   экономики   Руси   явилось   подчинение   крестьян   коллективному   феодалу   — государству,   взимавшему   с   них   поземельную   подать   в   виде   дани.   На   начальном   этапе   развития древнерусского государства (VIII ­ начало X вв.)  дань собиралась со всего свободного населения и называлась  полюдье.  Это   было   осуществлением   верховного   права   на   землю,   установлением подданства князю. Полюдье     – в Киевской Руси объезд князем и дружиной земель для сбора дани. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая. Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря     во время сбора   полюдья   (945   г.)   установила   уроки   и   погосты.   С   11   –   12   вв.   вместо   полюдья повсеместно была введена фиксированная денежная повинность. За единицу обложения брались   крестьянский   двор   —   дым,   а   также   земельный   надел   одного   крестьянского хозяйства – рало.    Виды земельной собственности Руси    Главным богатством и основным средством производства на Руси была земля. Сначала формировался домен ­ личное владение князя. К X — XII вв. в Киевской Руси сложились крупные частные землевладения. Формой земельной собственности стала вотчина ­ земля, передаваемая   по  наследству   с   правом   полной   собственности.   Вотчина   могла   быть княжеской, боярской, церковной. Проживающие на ней крестьяне становились поземельно зависимыми   от   феодала.  Редкие   монастырские   и   боярские   вотчины,   окруженные   еще морем свободных общин, появились не ранее Х11.

Русь в VII – начале XII века.

Русь  в VII – начале XII  века.

Русь в VII – начале XII века.

Русь  в VII – начале XII  века.

Русь в VII – начале XII века.

Русь  в VII – начале XII  века.

Русь в VII – начале XII века.

Русь  в VII – начале XII  века.

Русь в VII – начале XII века.

Русь  в VII – начале XII  века.

Русь в VII – начале XII века.

Русь  в VII – начале XII  века.

Русь в VII – начале XII века.

Русь  в VII – начале XII  века.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2019