Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
06.01.2017
Методическая разработка урока истории по теме «Серебряный век русской культуры» показывает опыт проведения уроков по изучению программной темы «От Новой истории к Новейшей».
В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления студентов, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Студенты получают прочные знания о развитии общества в конце ХIХ - начале ХХ века, его культуре, науке.
моя методическая разработка серебрянный век.doc
Аннотация
Методическая разработка урока истории по теме «Серебряный век
русской культуры» показывает опыт проведения уроков по изучению
программной темы «От Новой истории к Новейшей».
В процессе изучения данной темы создаются условия для развития
творческого мышления студентов, их познавательной активности, умения
самостоятельно пополнять знания из различных источников информации.
Студенты получают прочные знания о развитии общества в конце ХIХ начале
ХХ века, его культуре, науке.
Данная методическая разработка может быть полезна при проведении
уроков истории в 11 классе общеобразовательной школы. Содержание
1.Введение.
2.Основная часть.
2.1. Методическое обоснование темы.
2.2.Методические рекомендации по проведению урока.
2.3.План урока.
2.4. Дидактический материал к уроку.
2.5. Список литературы (источников) для студентов.
2.6. Список литературы для педагогов.
3.Список использованных источников.
4. Приложение. Методическая разработка урока истории
по теме «Серебряный век русской культуры»
Цель методической разработки:
раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы
«От Новой истории к Новейшей»,
использование элементов современных педагогических технологий на
уроках истории. Введение
Эпоха серебряного века это судьбоносное время в истории нашей страны.
Время, когда вихри революций и войн проносились по бескрайним просторам
России и врывались в жизнь каждого человека. Ктото с восторгом принял
грядущие перемены, ктото был категорически не согласен и был вынужден
покинуть родину. Свои переживания, свое видение этих событий люди
искусства отразили в своих произведениях.
Сможет ли современный студент оценить это судьбоносное время? Каково
его отношение к культурному развитию своей страны, своего народа?
Добиться жизненной позиции, научить разбираться в особенностях
исторического периода это, пожалуй, главная задача, которая должна стоять
перед преподавателем, объясняющем особенности и значение культурного
наследия эпохи. Методическое обоснование темы
Знание истории один из важнейших источников формирования
культуры современного человека. Оно помогает каждому человеку осознать
себя как личность, постичь неразделимость судеб деятелей культуры и самого
нашего государства.
Весь курс Истории содержит богатейшие возможности для воспитания
учащихся, формирования у них высоких моральных качеств. В процессе
изучения раздела «От Новой истории к Новейшей» создаются условия для
развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности,
умения самостоятельно пополнять знания из различных источников
информации. Учащиеся получают прочные знания о развитии общества в
конце ХIХ начале ХХ века. Методические рекомендации по проведению урока.
Планируя урок объяснения нового материала, я ставлю перед собой
цель создания условий для усовершенствования имеющихся знаний и умений,
осознания комплексного межпредметного характера нового материала,
формирование коллективных способов работы, системного мышления,
развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной
деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений,
опытом творческой деятельности. Для достижения поставленных целей в
своей работе использую игровые технологии, технологии личностно
ориентированного
здоровьесберегающие
обучения,
технологии,
уровневой
дифференциации,
информационнокоммуникативные
технологии, технологию проектной деятельности.
Данный урок является 26 в Разделе История России с начала ХIХ в. по
начало ХХI века. Урок проводится с учащимися первого курса,
предварительно проводится индивидуальная работа с учащимися по работе
над проектами. Тема программы: От Новой истории к Новейшей.
Тема урока: Серебряный век русской культуры.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методическая цель: создание условий для формирования знаний, умений и
навыков учащихся.
Цели:
раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX
века;
cформировать представление о сущности социокультурного феномена
Серебряного века;
создать условие для осознания и принятия учащимися культурных
ценностей России конца XIX – начала XXвв.;
уважение к историческому прошлому страны, формирование активной
жизненной позиции.
Задачи урока:
1. Образовательные:
расширить знания учащихся по теме «Серебряный век русской культуры».
2. Развивающие:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.
устанавливать причинноследственные связи между явлениями.
формулировать собственную позицию.
3. Воспитательные
способствовать воспитанию уважения к культурному наследию прошлого. воспитывать устойчивый интерес к истории.
4. Здоровье сберегающая:
профилактика умственного перенапряжения путём смены видов
деятельности.
Материальнотехническое обеспечение урока:
1. В.В. Артемов, Ю.Н.Лубченков. История (5е издание). Москва
«Академия», 2012 г.
Презентации преподавателя и студентов.
2.
3. Дидактический материал.
4. Музыкальное оформление (второго концерта для фортепиано с
оркестром С.В. Рахманинова).
Межпредметные и внутрипредметные связи: обществознание, литература,
философия. План урока.
1.
Объявление темы урока, цели и задачи, эпиграф к уроку.
2. Вступительное слово учителя;
3.
Выступление учащихся. Заранее каждая группа готовит, афишу по
своему исследованию (формат А3), в конце урока формируется одна
большая афиша, ребята должны прокомментировать свою работу.
4. Подведение итогов урока, рефлексия.
Эпиграф к уроку: “Мы — дети страшных лет России — забыть не в
силах ничего” А. Блок
Оборудование к уроку: проектор, презентация по теме; магнитофон,
записи музыки произведений С. Рахманинова, А. Скрябина, И.
Стравинского.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1.Сообщение темы урока.
2. Обозначение целей и задач.
II. Актуализация знаний.
(Урок начинается с музыкального эпиграфа из второго концерта для
фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.)
Преподаватель. В этом музыкальном вступлении, как кажется, звучат
философские размышления композитора о судьбе русской культуры, о судьбе
человека в переломное время на рубеже двух веков, девятнадцатого и
двадцатого. Историю иногда сравнивают с “рекой времён”. В музыке
Рахманинова история движется мощным потоком, то, замедляя, то, убыстряя
ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой. Первая половина XIX
века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь,
Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIXXX
века, по словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил “серебряный век
русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 17
года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и
культурными событиями отрезок русской истории. Посмотрите вокруг себя…
Так необычно все, что нас окружает: полотна художников, и звуки музыки
переносят нас в иные миры – в Серебряный век.
Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события
характеризовали эпоху?
Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории
калейдоскопом пронесется перед нами…
(Ученики отвечают на поставленный вопрос по датам (в форме теста
соотнесите Дату и Событие), слушают друг друга и записывают основные
теоретические положения и факты.)
1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте.
1894 г. – начало царствования Николая II.
19041905 гг. – русскояпонская война.
19051907 гг. – первая русская революция.
1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П.
Столыпина.
1914 г. – начало Первой мировой войны.
1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская
революция.
Преподаватель: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и
революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее, парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не
было.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Бунт черни, проигранные войны, кризис
власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не
терпеть, то, что делать, включиться в этот поток?
(Работа строится как поиск ответа на проблемный вопрос. Учащиеся по
группам (исследователи философии, литературы, живописи, музыки) в
поиске ответа на вопросы)
Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос, ярче представить события и
жизнь той эпохи, мы сейчас перенесемся с вами в эпоху Серебряного века.
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы,
хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман,
тайна, волшебство, уста, шепот…
Звуковой облик слов “Серебряный век” создает в нашем воображении особый
мир, настраивает на разговор о прекрасном.
Но период 1920 веков – это, как известно, и период промышленной
революции и рост технической мощи России. Поэтому в серебряный век мы с
вами отправимся, на каком транспорте? (ПАРОВОЗЕ)
(Релаксационная пауза)
Закройте глаза, расслабьтесь, мы отправляется с вами в путешествие…
(звук колес, гудок)
Открываем глаза… И, мы прибываем на перрон вокзала 19 века.
(видео фрагмент Прибытие поезда на станцию)
Кто из вас может похвастаться эрудицией: что это за фильм?
Выступление учащегося на тему: «Прибытие поезда на станцию режиссеры
братья Люмьер» (ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ О РАЗВИТИИ КИНЕМАТОГРАФА)
Преподаватель: В ходе путешествия мы с вами должны попасть в литературные
гостиные и на художественные выставки рубежа XIXXX веков, периода, который
вошел в историю как Серебряный век русской культуры.
В процессе выполнения самостоятельной работы мы с вами разделились на
группы, которые работали над проектами. Сегодня в ходе урока вы будете их
защищать. Вся группа работает в тетрадях, самостоятельно, по ходу ваших
выступлений оформляет таблицу
Имена деятелей культуры и искусства Новые понятия и термины
Защита проекта исследователей философии.
Защита проекта исследователей литературы.
Защита проекта исследователей ЖИВОПИСИ.
Защита проекта исследователей музыки.
(В течение урока, тихо, почти неслышно звучала музыка классиков к. XIX
н. XX века.)
Преподаватель. В целом неповторимость “серебряного века” видится,
прежде всего, в “пограничности” сложившейся в России ситуации с
мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом
европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим —
выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных
творческих высот.
Сорокалетний “век” — явление на редкость сложное, противоречивое,
неоднозначное и кризисное во многих сферах бытия. Но “кризис” в данном
случае — не “упадок”, “провал” или “тупик” в обыденном смысле слова, а
свидетельство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил, сделавших возможным взлет
труднопереоценимого значения. Быть может, в этом — самый весомый вклад
России в мировую культуру.
Художественный уровень, открытия и находки в русской философской
мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной
мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой
культуры. Они обогатились не только уроками словесного мастерства, но и
новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности
и т.д. Философскорелигиозный ренессанс дал целое направление культуре,
философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм,
философию истории, новейшее богословие. Не случайно академик Д.Лихачев
заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало,
нашего века...”
Наш рассказ о культуре может идти бесконечно. Заполнена схема на доске,
заполнены таблицы в тетради. Прослушаны сообщения и просмотрены все
подготовленные вами слайды. И я прошу вас обратить внимание на слова
эпиграфа:“Мы — дети страшных лет России — забыть не в силах ничего”
А. Блок
Согласны ли вы с утверждением А. Блока или нет и почему?
Преподаватель: А теперь перейдём к главному вопросу урока. Учитель ещё
раз зачитывает вопрос и просит учащихся ответить на него.
Подведем итог.
На рубеже XIX–XX веков русское искусство, до тех пор ходившее в
учениках, вливается в общее русло западноевропейских художественных
исканий. Распахивают свои двери выставочные залы России.
В Москве открываются огромные галереи и частные коллекции. Теперь для
того, чтобы познакомиться с Пикассо приходится ехать в Россию, а не только
в Лондон или Париж. Значение этого периода, названного по праву Серебряным веком, трудно
переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания
именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но
также в литературе и музыке.
Преподаватель: Закрепление материала. Викторина.
III. Подведение итогов урока.
1. Рефлексия.
Ответь одним предложением
сегодня я узнал…
было интересно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
я попробую…
мне захотелось…
Домашнее задание эссе, на тему “Мой серебряный век”. Параграф 11. Список литературы (источников) для учащихся.
1. Мировая художественная культура.
Библиотека электронных
наглядных пособий. 1011 классы. – ГУ РЦ ЭМТО, 2003, ЗАО
«ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2003
2. Шедевры мировой живописи. «Кирилл и Мефодий», 1997, 2002.
3. Энциклопедия классической музыки.
– Интерактивный мир.
«Коминфо»,2002.
4. В.А.Чалмаев, С.А,Зинин «Русская литература XX века» М., Русское
слово, 2007
5. В.В.Агеносов «Русская литература XX века» М.: Дрофа, 1999.
Интернет – ресурсы:
•
http://www.alllibrary.com/
• http://yandex.ru/clck/
• http://dok.opredelim.com/ Список литературы для педагогов.
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. М.,2014. Автор разработки: Петухова Наталья Анатольевна, преподаватель истории и
обществознания Филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Самарский
государственный университет путей сообщения» в г. Ртищево Список использованных источников.
1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в
школе. — М., 2006
2. Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества. — М.,
1975. — Т. 8
3. Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей. —
М., 1996
4. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для
учащихся. — М., 2005
5. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры. IX—
XVII вв. — М., 1984
6. Энциклопедический словарь юного историка. — М., 2009
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Методическая разработка по истории "Серебряный век русской культуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.