Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»
Оценка 4.9

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
29.01.2019
Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Задачи: • Обеспечить понимание и принятие учащимися целей урока. • Обеспечить психологическую комфортность учащихся в процессе обучения. • Создать условия для эффективного обучения, развития учащихся и освоения базовыми знаниями. • Формировать умения и навыки учебной деятельности, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации.
храм.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Городовиковская многопрофильная гимназия им.Б.Б.Городовикова» Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм» Учитель начальных классов Михайлусь Ирина Леонидовна г,Городовиковск,2017г             Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока: Обучающая: Обеспечить условия для усвоения учащимися назначения и устройства православного храма; Обеспечить условия для формирования навыков использования научной терминологии; Обеспечить условия для знакомства с правилами поведения в храме. Развивающая: обеспечить условия для осознания того, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; Обеспечить условия для развития долговременной памяти; Обеспечить условия развития интеллектуальных качеств личности школьника; Воспитывающая: Обеспечить   условия   для   усвоения   уважительного   отношения   к   нормам,   правилам   и   запретам, хранящимся в культуре; Создать условия для критического отношения к своему труду, умению оценивать его на отдельных этапах урока; Задачи: Обеспечить понимание и принятие учащимися целей урока. Обеспечить психологическую комфортность учащихся в процессе обучения. Создать условия для эффективного обучения, развития учащихся и освоения базовыми знаниями. Формировать   умения   и   навыки   учебной   деятельности,   развивать   навыки   самообучения, самовоспитания, самореализации. Виды   деятельности: Беседа,   комментированное   чтение,   устный   рассказ   на   тему,   работа   с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Основные термины и понятия:       Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь. Богоматерь.  Колокольный звон. Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация. Оборудование:     Мультимедиапроектор; Запись колокольного звона; Карточки с планированием работы; Карточки с заданиями . Длительность урока: 40 минут. Структура урока: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Организационный момент (1 минута) Введение в тему урока (2 минуты) Сообщение темы и целеполагание (2 минуты) Планирование работы на уроке (1 минута) Актуализация знаний (4 минуты) Изучение нового материала  (20 минут) Закрепление изученного (5 минут) Домашнее задание (2 минуты) Рефлексия (3 минут) Примечание: Презентация используется для сопровождения урока Орг момент Ход урока ­   Здравствуйте,   ребята!   Я   рада   видеть   вас   на   уроке   «Основы   православной   культуры»   здоровыми   и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!(Введение в тему урока. слайд1) Воды тихой речки отражают Окруженный деревцами Храм. Годы и столетья пролетают Каждый день молитвы слышны там. Свечи здесь пылают и лампады, Блики их на образах горят, Девы Пресвятой святые взгляды Прямо в душу ласково глядят. Так отрадно плакать и молиться, И так близко Небо там к земле, Что потом печально возвратиться В грешный мир, лежащий весь во зле. Но душа опять будет вновь стремиться В чудный мир, обратно, к тишине, В мир святой, где может возродиться Та любовь, что спит еще во мне. Сообщение темы и целеполагание. ­ Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? ­ Да, ребята, тема урока ­ Храм. (слайд 2) Какие цели вы поставите для себя на урок? ­ Я думаю, что мы сегодня будем говорить о Храме. ­ Я хочу познакомиться с устройством Храма. ­ Мне интересно узнать. Как надо себя вести в Храме. ­ А я хочу узнать. Зачем люди ходят в храм. Актуализация знаний. Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм ­ источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое. ­ Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.(слайд 3, 4)(учащиеся дают определения слову «храм») ­ Храм ­ это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. ­ В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. ­ В храме много икон. Изучение нового материала. Все   ваши   ответы   абсолютно   правильные.   Но   на   уроке   мы   подробно   разберем   с   вами   устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме». 1.Беседа с учащимися. На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. ­Ребята, а в нашем городе есть храм? ­ Совершенно верно. В нашем городе ведется строительство нового храма. ­ Первый храм в Башанте (старое название Городовиковска) был построен в центре сегодняшнего парка в начале   XX   века.   Освящение   этого   храма,   который   был   освящён   во   имя   святого   цесаревича   Алексея совершил епископ ставропольский Михаил 26­го октября 1914 года. После Октябрьской революции храм святого цесаревича Алексея был закрыт. В нём находился местный клуб. Через некоторое время храм был разобран   на   строительные   материалы,   которые   были   использованы   для   строительства   складских помещений. Ныне существующий православный приход во имя Святого архангела Михаила был открыт в 1994 году. В 1993 году администрацией Городовиковского района было передано под церковь здание давно закрытого детского сада. Кирпичное здание 1961 года было в поврежденном состоянии – без окон и дверей. По благословению   митрополита   Ставропольского   и   Владикавказского   Гедеона   вновь   открытый   храм   был наречен   в   честь   Святого   Архангела   Михаила.   С   1993   года   по   1996   год   приход   принадлежал Ставропольской   епархии.   Осенью   1996   года   он   перешёл   к   Элистинской   и   Калмыцкой   епархии.   По благословению епископа Элистинского и Калмыцкого Зосимы настоятелем назначен иеромонах Гавриил (Щепкин). При отце Гаврииле был оборудован алтарь, воздвигнут иконостас, церковь украшена иконами, приобретены хоругви и первые священнические облачения. В 1998 году настоятелем был назначен иерей Алексий Винокуров. С 2000 года при приходе действует воскресная школа. В 2002 году силами прихода к зданию   прихода   пристроена   колокольня,   приобретены   5   колоколов   (вес   самого   большого   150   кг.). Распоряжением   Главы   администрации   Городовиковского   районного   муниципального   образования   С.Н. Манжикова в 2007 г. приходу было передано здание котельной с земельным участком, где в настоящее время оборудована мастерская. 27 июня 2007 года состоялась церемония закладки храма святого страстотерпца цесаревича Алексия      и его   небесного   покровителя   —   преподобного   Алексия,   человека   Божия.   Храм   Цесаревича   Алексия   в Городовиковске посвящен сыну Николая II, убитого большевиками вместе со всей царской семьей в июле 1918 года в Екатеринбурге.  Строительство нового храма продолжается и по сей день.(см.Приложение 1)   ­ Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? (слайд 5) ­ Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен  распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. ­ Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?(слайд 6) ­ Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви ­ Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? ­ Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Как вы думаете, зачем нужны колокола?(слайд 7) ­  Верно.  Сейчас   колокольный  звон   употребляется  для   того,  чтобы  созывать   верующих  на  молитву,   к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. 1. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). 2. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». 3. Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире. 2.. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.(слайд 8, 9,10) ­ Какие чувства вызывает у вас звон колоколов? Быстро встали, улыбнулись Выше­выше потянулись. Ну­ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали. ­ Ребята, Давайте откроем учебник на странице.. . и самостоятельно прочитаем 3 абзаца текста учебника. ­ Давайте мысленно перенесёмся в храм на некоторое время. Может быть, кто­то назовёт, из каких частей состоит храм? ­ А сейчас обратите внимание на доску, глядя на слайды, давайте познакомимся с устройством храма. ( слайды 11,12,13,14,15,16,17,18) ­ Часто ли вы бываете в храме? Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? Сейчас   вы   услышите   стихотворения,   которые   помогут   вывести   правила   для   мальчиков   и   девочек, посещающих храм: ­ И скажу я от души: Выйти с храма не спеши, Стой на службе до конца, Слушай проповедь отца. Приложись потом к кресту, Обещание дай Христу, Что исправиться намерен, Слову своему будь верен. Даром время не губи, Службу Божию полюби. Воскресенья подожди, На молитву приходи. ­ О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? ­ Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь? Как мы заходим в храм? Как мы стоим во время богослужения? Как оканчивается божественная литургия? Раздаю листочки, на которых ребята выполняют задания в парах на закрепление новых слов и понятий. ­ Общее: ­ рассказать родителям о том, что запомнил на уроке ­ узнать, какие храмы есть в нашем городе ­ прочитать стр.48­51 учебника ­ ответить на вопросы стр.51 Индивидуальное: ­ нарисовать храм вашей мечты ­ подобрать и выучить стихотворение о храме ­ составить и оформить памятку «Как вести себя в храме» (слайд 19) ­   Ребята,   у   вас   на   столе   лежат   схемы   Храма   с   куполом.   Предлагаю   вам   раскрасить   купол   Храма   в золотистый   цвет,   если   урок   вам   понравился,   в   голубой   цвет,   если   вы   уходите   с   урока   с   добром, умиротворенные,   и   в   коричневый   цвет   ­   если   вам   было   некомфортно,   неинтересно   на   уроке.   (См. Приложение 3) ­ У него есть купол, на котором находится крест. ­ Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. ­Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; ­три главы (три Лица Святой Троицы); ­пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов); ­семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов); ­девять глав (девять чинов Ангельских); ­тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав. ­ Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. ­ Мысли о храме, церкви, России… Сообщения детей о составных частях храма. (предположения детей) Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они... Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Мальчику и девочке: Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом. Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись. Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай. Не гляди по сторонам ­ Неполезно это нам... Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица, Глазки в землю опусти, О грехах своих грусти. ­ Что нужно снять головной убор. ­ Девочки должны ходить в храм в платке и в платье. Ответы детей. Учащиеся выполняют работу в парах.(См. Приложение 2) Ребята раскрашивают купола храма и прикрепляют на доску.. Закрепление  изученного Зачем же люди строят храмы и ходят в них?  (Молиться) ­ Где можно молиться Богу? Только в храме? (В любом месте) ­ Тогда зачем же молиться в храме?( Это особое место, где Бог особенно близок.) ­ Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе “Пчела”: Благословлённая Вечной природой, Ставшая телом живым благодать, Кружит пчела, чтобы воском и медом За сотворенье природе воздать. Пусть мне простят – но ни много, ни мало Быть на пчелу я похожим хочу, Чтоб и мое бытие даровало Мёд ­ человеку, и Богу ­ свечу. ­ В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу? Рефлексия А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами  интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения. Я знаю ________________________ Я узнал(а)______________________ Я хочу узнать___________________ Я был(а) удивлен тем, что________ Я хочу рассказать родителям______ Для меня храм ­ это______________ Дома сделайте страницу из приложения в тетради. Те, кто хочет, может вылепить из пластилина макет любого храма. Приложение 1. Приложение 2 Задание . Сделай подписи к картинкам. Слова ­ подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, священник. Приложение 3.

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Храм»

Методическая разработка по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»     «Храм»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2019