Методическая разработка по русскому языку ( 5класс )
Оценка 4.8
Мероприятия
doc
русский язык
5 кл
14.02.2019
Методическая разработка для проведения мероприятий по русскому языку в День рожденья буквы Ё.Можно проводить для обучающихся среднего звена 5-9 классов.Интересные факты,памятники,игры и ребусы к данному мероприятию.История возникновения даного памятника поможет ребятам понять и запомнить значимость буквы Ё.Поможет усвоить правила написания данной буквы.
Тайна одной буквы.doc
«Тайна одной буквы»
Цели:
повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения
лингвистического кругозора учащихся,
продолжить работу по формированию навыков культуры речи, уметь логически
формулировать свои мысли, связно излагать материал;
способствовать расширению представлений учащихся о многообразии русского
языка.
формировать осмысленное восприятие необходимости постоянно учиться,
накапливать знания;
развивать логическое мышление и творческие способности учащихся
Задачи:
Создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти,
коммуникативных навыков;
Создать условия для формирования толерантности, умения искать и находить
нужные решения, упорства в достижении поставленной цели.
Создать условия для формирования общей культуры обучающихся, расширения
их кругозора, знаний о родном языке;
Создать условия для развития лингвистических способности учащихся и их
познавательной активности;
Закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.
Предполагаемый результат работы:
Интерес к изучению родного языка повысится, появится необходимость обращения к
дополнительной литературе.
Оборудование:
Мультимедийная установка, презентация;
Стенд с сочинениями учащихся на тему: “Чем необычна буква Ё…”;
листы с грамматическими заданиями и вопросами
отличительные знаки формы участников, призы.
Запись песни «Буквы разные писать…»
Участники: учащиеся 5–6х классов.
Краткий план мероприятия:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя: сообщение целей и предполагаемого результата.
3. Появление буквы Ё(рассказы учащихся)
4. Творческие задания:
А) тест
Б) вопросзагадка
В) смысловая разминка
Г) слово рассыпалось
Д) весёлые загадки
Е) конкурс скороговорок
Ж) стихи про букву Ё
5. Итог мероприятия Ход мероприятия
I.
Оргмомент. Объявление целей и задач мероприятия.
Ведущий учитель:
Добрый день! Добрый день! Здравствуйте! С днём буквы "Ё"! (Слайд №1)
Сегодня, 29 ноября, родилась русская буква "Ё". Что бы мы без нее делали! Именно она
придает неповторимый колорит родному языку. Ежегодно 29 ноября отмечается День
буквы "Ё"
Сегодня мы проводим чествование этой необычной буквы — от вас, ребята,
потребуется смекалка, находчивость и, конечно, глубина знаний. (Слайд №2)
Наши гости – учителяпредметники , классные руководители.
Итак..
II.
Разминочка
??? Почему буква Ё так необычна?
(в.о.: может обозначать два звука, а может один)
??? В каких случаях эта буква передает один звук, в каких два?
(в.о.: После согласных означает их мягкость (если это возможно) и звук [o]; в прочих
случаях — сочетание [jo]).
III.
Появление буквы Ё.
Ребята, а кто из вас может рассказать нам об истории буквы Ё?
Рассказы учащихся:
1. Буква Ё введена в азбуку 29 ноября 1783 года. В этот день общее собрание
Петербургской Академии Наук утвердило предложение её директора княгини Е.Р.
Дашковой о замене сочетания «io» на новую букву «ё». Именно в этот день в 1783 году
русская азбука пополнилась еще одной буквой "Ё".
2. Вот какую информацию можно почерпнуть из Википедии:
«29 ноября (18 ноября по старому стилю) 1783 года в доме директора Петербургской
академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой состоялось одно из первых
заседаний недавно созданной Российской академии, на котором присутствовали
Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, И.И.Лепёхин [знаменитый натуралист и этнограф],
Я.Б.Княжнин [тот самый, «переимчивый»], митрополит Гавриил и др.
3.Обсуждался проект полного толкового славянороссийского словаря, знаменитого
впоследствии 6томного «Словаря Академии Российской». Академики уже было
собирались расходиться по домам, когда Екатерина Романовна спросила у
присутствующих, сможет ли ктонибудь написать слово «ёлка». Академики решили,
что княгиня шутит, но та, написав произнесённое ею слово «іолка», спросила:
«Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?»
4. Заметив, что «выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не
противоречит здравому рассудку, всячески последовать надлежит», Дашкова
предложила использовать новую букву «ё» «для выражения слов и выговоров, с сего
согласия начинающихся, как матіорый, іолка, іож, іол».
5. Доводы Дашковой показались убедительными, и целесообразность введения новой
буквы было предложено оценить члену Академии наук митрополиту Новгородскому и
СанктПетербургскому Гавриилу. 18 ноября 1784 года буква «ё» получила официальное
признание». Ведущий –учитель: Нет, единодушного одобрения не было, всегда найдётся БабаЯга,
которая против. В частности, в роли таковых подвизались В.К.Тредиаковский и
А.П.Сумароков. (слайд№ 8)Дело вкуса, конечно, но лично мне компания сторонников как
то милее: Державин, Фонвизин, Н.М.Карамзин.(слайд № 9 )
6.24 декабря 1942 года приказом народного комиссара просвещения РСФСР было введено
обязательное употребление буквы «ё» в школьной практике. Насколько известно, этого
приказа никто никогда не отменял. (сл10)
Ведущий –учитель: Спорить о пользе или целесообразности употребления буквы "Ё"
можно бесконечно. У нее есть как поклонники, так и противники. Я же считаю, что буква
нужна. Ведь она придает русскому языку некую изюминку.
А что думаете, вы, нужна ли нам буква Ё?
(в.о.: Конечно нужна буквы каждые нужны, буквы каждые важны!)
А много есть слов на эту букву? ))
(в.о.: Ёжик, Ёлка, Ёмкость, Ёрш.... Ёрничать :)
А как же "Ёмоё!" ??? :), а Ёлыпалы?
VI. Творческие задания.
Выполните тест (слайд №11 )
Под каким номером стоит буква Ё в алфавите?
5, 7. 6
Учитель: Ё, ё — 7я буква русского и белорусского алфавитов. Используется также в
некоторых неславянских алфавитах на основе гражданской кириллицы (например,
киргизском, монгольском и чувашском).
Вопрос – загадка: Какая буква всегда произносится, но не пишется?
Учитель: В русском письме, в отличие от белорусского, простановка точек над «ё»
факультативна.
Таким образом, сегодня – день буквы «Ё». Что бы мы делали без неё? И ведь не скажешь –
без нее, ерунда полная получится. (Слайд ..) Больной, у вас небо красное, так, что ли? И
вообще, три часа лёта – это много, а три часа лета – мало. А ещё напомню: не всяк, кто
осел, – осёл.
Смысловая разминка Держать в ежовых рукавицах – как понимаете пословицу?
(в.о.: обходиться с кем – нибудь строго)
Задание – слово рассыпалось Ж Ё К И
???Кто спрятался под лапами ели? Слайд №12
Веселые загадки на букву Е (слайд №13)
1.Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много, А нитки ни одной.
Ответ: ежик
2.Что это за девица:
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
Ответ: ёлка
3.Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
Ответ: ежик
4.Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом.
Ответ: елка
5.Зимой и летом
Одним цветом.
Ответ: елка
6.Бела, а не снег
Зелена, а не луг
Кудрява, а без волос
Ответ: берёза
Конкурс скороговорок
У ёлки иголки колки (определение победителя)
Учитель: Наши ребята подготовили стихи о букве Ё:
Стихи про Букву Ё
***
1.Ёлка то же, что и ель,
А над ёлочкой капель.
Каплиточки добавляем,
Ё мы букву так читаем.
***
2.Ну а как же Новый Год,
Он без Ё, к нам не придёт,
Ёлочка, красавица,
Детям очень нравится!
***
3.Ёжик по лесу бежал,
Букву Ё, он потерял,
Помогите мне друзья,
Мне без Ё, никак нельзя! ***
4.«Жалко Ёлку: думал ёжик,
Не побегать ей без ножек».
Удивлялась ёлка: «Ёж,
Без корней ты как живёшь?
***
5.Мимо сосен, мимо Елей
Все бежали и летели!
Впереди спешит Енот,
На спине Ежа несет,
За Ежом вздыхая тихо,
Ежевику Ест Ежиха.
Кто бегом, кто ЕлеЕле
Шел вперед к заветной цели!
Ёрш в реке махнул хвостом,
С Ёлки крикнул гусь: Пойдем!
***
6.На дворе – такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
***
7.Выставил колючки ёж –
Без перчаток не возьмешь.
У него иголки
Больше, чем у ёлки.
Ёжик, глядя на неё
Превратился в букву… (Ё)
***
8. Вздыхает, плачет буква Ё,
Украли точки у неё.
В журналах, книгах и газетах
Не встретишь больше букву эту.
Зато довольна буква Е.
Она встречается везде. А между тем без буквы Ё
Мир жить не может! Ёмоё!
Представьте. Под зелЕной Елкой
Льют слЕзы Ежик с перепЕлкой.
МатрЕна, ПЕтр и СемЕн
Теперь остались без имЕн.
ОрЕл не смог начать полЕт,
Ему мешает самолЕт.
На съЕмке режиссЕр с гримЕром
Не могут справиться с актЕром.
Преодолев крутой подъЕм,
ОсЕл свалился в водоЕм.
Напрасно мЕд мы ждЕм от пчЕл,
На пасеку хорЕк пришЕл.
Даёшь народу букву Ё!
Ведь без неё нам не житьё!
А в нашем русском алфавите
Такая буква есть! Учтите!
V.Итог мероприятия
Узнали ли мы чтото новое о букве Ё?
И в заключении, ребята, я вам хочу сказать, что в других славянских кириллицах буква «ё»
не используется. В украинской и болгарской письменности для обозначения
соответствующих звуков пишут ьо после согласных и йо в других случаях. В сербской
письменности (и построенной на её базе македонской) вообще нет особых букв для гласных
йотированных и (или) смягчающих предыдущую согласную, так как для различия слогов с
мягкой и твёрдой согласной там применяются не разные гласные буквы, а разные
согласные, а йот всегда пишется отдельной буквой. В старо и церковнославянской азбуке
аналогичной «ё» буквы нет по причине отсутствия соответствующих сочетаний звуков;
русское «ёканье» является распространённой ошибкой при чтении церковнославянского
текста. Интегрированный урок по теме
"Загадка буквы "Ё" 5–7е классы
Тип урока: интегрированный.
Цели и задачи:
повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения
лингвистического кругозора учащихся;
продолжить работу по формированию навыков культуры речи, уметь логически
формулировать свои мысли, связно излагать материал;
способствовать расширению представлений учащихся о многообразии русского
языка;
формировать осмысленное восприятие необходимости постоянно учиться,
накапливать знания;
развивать логическое мышление и творческие способности учащихся.
Задачи:
создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти,
коммуникативных навыков;
создать условия для формирования общей культуры обучающихся, расширения их
кругозора, знаний о родном языке;
создать условия для развития лингвистических способности учащихся и их
познавательной активности;
закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.
Предполагаемый результат работы:
повышение интереса к изучению родного языка, появление необходимости
обращения к дополнительной литературе. Оборудование:
мультимедийная установка (интерактивная доска), презентация «Загадка буквы
Ё»; Презентация 1.
Опережающее задание: учащиеся получают сообщения, стихи. Приложение 1.
Участники: учащиеся 5х–7х классов.
Примечания:
Урок рассчитан на 1 академический час.
По возможности каждый учащийся должен выступить на данном уроке (сообщение,
стихотворение, лингвистическая разминка, конкурс скороговорок, сочинение,
рисунок). Каждый ученик награждается сертификатом участника интегрированного
урока.
Ход мероприятия
I. Орг. момент. Объявление целей и задач мероприятия.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель: Здравствуйте, ребята! С днём буквы "Ё"! (слайд №1)
Сегодня, 29 ноября, родилась русская буква "Ё". Что бы мы без нее делали! Именно она
придает неповторимый колорит родному языку. Ежегодно 29 ноября отмечается День буквы
"Ё".
Сегодня мы проведём исследование этой необычной буквы. Мы, как настоящие детективы,
должны разгадать тайну, загадку этой уникальной неповторимой буквы. От вас, ребята,
потребуется смекалка, находчивость и, конечно, глубина знаний. (Слайд №2)
Почему буква «Ё» так необычна, в чём заключается её загадка? (слайд № 3)
(ответ учащихся: может обозначать два звука, а может один)
В каких случаях эта буква передает один звук, в каких два?
(ответ учащихся: после согласных означает их мягкость (если это возможно) и звук [o]; в
прочих случаях — сочетание [jo]).
III. Появление буквы Ё.
Учитель: Сегодня к нашему уроку вы подготовили свои расследования, которые раскрывают
тайну появления этой загадочной буквы в русском языке. Итак, послушаем историю
возникновения буквы «Ё».
Рассказы учащихся:
Буква «Ё» введена в азбуку 29 ноября 1783 года. В этот день общее собрание Петербургской
Академии Наук утвердило предложение её директора княгини Е.Р. Дашковой о замене
сочетания «io» на новую букву «ё». Именно в этот день в 1783 году русская азбука
пополнилась еще одной буквой – «Ё». (слайд № 4)
Вот какую информацию можно почерпнуть из Википедии:
«29 ноября (18 ноября по старому стилю) 1783 года в доме директора Петербургской
академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой состоялось одно из первых
заседаний недавно созданной Российской Академии, на котором присутствовали
Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, И.И.Лепёхин [знаменитый натуралист и этнограф],
Я.Б.Княжнин, митрополит Гавриил и др. (слайд № 5)
Обсуждался проект полного толкового славянороссийского словаря, знаменитого
впоследствии 6томного «Словаря Академии Российской». Академики уже было собирались
расходиться по домам, когда Екатерина Романовна спросила у присутствующих, сможет ли
ктонибудь написать слово «ёлка». Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав
произнесённое ею слово «іолка», спросила: «Правомерно ли изображать один звук двумя
буквами?» Заметив, что «выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не противоречит
здравому рассудку, всячески последовать надлежит», Дашкова предложила использовать
новую букву «ё» «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как
матіорый, іолка, іож, іол». (слайды № 6, 7)
Доводы Дашковой показались убедительными, и целесообразность введения новой буквы
было предложено оценить члену Академии наук митрополиту Новгородскому и Санкт
Петербургскому Гавриилу. 18 ноября 1784 года буква «ё» получила официальное
признание».
Широко известной буква «ё» стала благодаря знаменитому историку Николаю Карамзину, в
связи с чем до недавнего времени он считался её автором. В 1796 году в первой книжке
издаваемого Карамзиным стихотворного альманаха «Аониды» с буквой «ё» были напечатаны
слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол «потёкъ».
Между тем, доподлинно неизвестно, была ли это собственная идея Карамзина или же
инициатива когото из работников издательства. Ведь в своих научных трудах, в том числе в
знаменитой «Истории государства Российского» Карамзин букву «ё» не использовал. (слайд
№ 8)
Учитель: Итак, единодушного одобрения не было. А против введения этой буквы оказались
В.К.Тредиаковский и А.П.Сумароков. (слайд№ 9).
24 декабря 1942 года приказом народного комиссара просвещения РСФСР было введено
обязательное употребление буквы «ё» в школьной практике. Насколько известно, этого
приказа никто никогда не отменял. (слайд № 10).
Учитель: Спорить о пользе или целесообразности употребления буквы "Ё" можно
бесконечно. У нее есть как поклонники, так и противники. Я же считаю, что буква нужна.
Ведь она придает русскому языку некую изюминку.
Ребята, а как вы думаете, нужна ли нам буква «Ё»? (слайд № 11)
(ответ учащихся: конечно нужна буквы каждые нужны, буквы каждые важны!)
Оказывается, у буквы «Ё» есть лёгкий немецкий налёт. Дело в том, что Екатерина II, при
которой и появилась буква, была немецкой принцессой. И её очень расстраивало, что в
русском алфавите нет ни одной буквы с умляутами (так называются те самые точки над Е).
Так было решено, что звук [iо] примет графическую форму Е с умляутами, т.е. Ё.
(слайд № 12)
«Ё» всегда была самой многострадальной: её часто "забывали" написать, и в итоге многие
привычные нам фамилии изза нерадивости типографий и переводчиков в действительности
произносятся совсем подругому (ведь Ё и Е совсем разные звуки):
Рассказы учащихся:
Лев Толстой. При крещении он был назван Лёв. Даже на обложках ранних переводов его
книг на английский язык красовалось Lyof Tolstoy.
Константин Дмитриевич Левин. Это персонаж из романа "Анна Каренина". Толстой нарёк его
Лёвиным, использовав для этого своё имя. Однако изза нежелания типографии возиться с
изготовлением литеры «Ё», вместо русского дворянина Лёвина получился человек, носящий
совсем нерусскую фамилию Левин.
Уинстон Черчилль. На английском его фамилия произносится как Чёрчилль (Winston
Churchill).
Вильгельм Рентген, который изобрёл небезызвестный аппарат, также лишён правильной
фамилии. В немецком языке он был, есть и остаётся Рёнтгеном (Wilhelm Röntgen).
Луи Пастер. Основоположник микробиологии и иммунологии. Во всём мире его знают как Луи
Пастёра (Louis Pasteur).
Николай Рерих. Умница и светило русского... всего (художник, философ, мистик, учёный,
писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог) тоже ни
за что ни про что потерял точки. Изначально вся его семья носила фамилию Рёрих. Пафнутий Чебышев. Известнейший математик, основоположник теории приближения. И
здесь фамилия известного математика пишется с буквой «Ё».
Афанасий Фет.
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
Ну, красиво же! Нет, надо было обидеть поэта. Восстанавливаем справедливость. Русского
гения зовут Афанасий Фёт!
Кардинал Ришелье. Хитроумный противник трёх мушкетёров в книге. Хотя его персонаж
мало соответствует исторической правде. Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришельё
(Richelieu) видный государственный деятель Франции XVII века.
ШарльЛуи де Монтескье. Тихому мирному философу также отказали в литере. Хотя,
казалось бы, основоположник современной демократии, надо бы увАжить человека. Ан нет!..
ШарльЛуи де Монтескьё (CharlesLouis de Montesquieu) его имя с рождения.
Жерар Депардье. Месье Депардьё (Gérard Depardieu), мы в восторге от Ваших ролей!
Простите наших переводчиков.
Мирей Матье. Легенда французского шансона. На родине певицу именуют как Мирей Матьё
(Mireille Mathieu).
(слайды № 13 – 20)
Учитель: С 2002 года существует специальный знак, который называется "Ёпирайт". Если
встретите его на обложке периодического издания значит, оно полностью ёфицировано,
т.е. редактор расставил все точки над Ё. (слайд № 21)
Ребята, а как много вы знаете слов на эту букву? (слайд № 22)
(ответы учащихся: Ёжик, Ёлка, Ёмкость, Ёрш.... Ёрничать и т.д.)
IV. Творческие задания.
Учитель: Ё, ё 7я буква русского и белорусского алфавитов. Используется также в
некоторых неславянских алфавитах на основе гражданской кириллицы (например,
киргизском, монгольском и чувашском). (слайд № 23)
Учитель: В русском письме, в отличие от белорусского, простановка точек над «ё»
факультативна.
Таким образом, сегодня – день буквы «Ё». Что бы мы делали без неё? И ведь не скажешь –
без нее, ерунда полная получится. Больной, у вас небо красное, так, что ли? И вообще, три
часа лёта – это много, а три часа лета – мало. А ещё напомню: не всяк, кто осел, – осёл.
Загадочная буква, не правда ли? (слайд № 24)
Давайте закрепим наши знания и разберёмся в правописании буквы ё – о после шипящих в
корне слова.
А) Лингвистическая разминка (слайды № 25 27)
Учитель: Эту букву по достоинству ученыефилологи и педагоги. «Ё» давно и
исключительно используется ими для более точной передачи звучания имён и названий в
некоторых азиатских языках: Ким Ён Нам (корейский), Ёсихито (японский), а также на
ранних стадиях обучения иностранцев русскому языку. Ведь как иначе различить слова
«все» и «всё», «небо» и «нёбо», «ведро» и «вёдро»? (слайд № 28)
Долгое время использование буквы «ё» было факультативным, необязательным, с заменой
на «е». Лишь в энциклопедиях, авторских произведениях и учебниках для младших классов
«буква с двумя точечками» была обязательна к употреблению.
Несмотря на факультативный характер, иногда эта буква становится настоящим камнем
преткновения для чиновников. Так, семья Елкиных из Барнаула лишилась наследства изза
того, что оно было оформлено на Ёлкиных, а жительница Перми Татьяна Тетёркина едва не
лишилась российского гражданства изза неправильного написания её фамилии в паспорте. И подобные истории сейчас не редкость. Известны и обратные случаи. Например, чемпион
мира по шахматам, известный многим как Александр Алёхин, на самом деле был Алехиным и
очень возмущался, когда его фамилию писали и произносили неправильно. (слайд № 29)
Но народ всё же любит эту букву, придуманную княгиней Дашковой и популяризованную
Карамзиным. В 2005 году на родине историка в Ульяновске, бывшем Симбирске, по решению
мэрии букве установлен памятник — прямоугольная плита из коричневого мрамора, на
которой выбита строчная «ё», а 29 ноября ежегодно отмечается как День буквы «ё». (слайд
№ 30)
Б) Конкурс скороговорок (Слайд 32)
У ёлки иголки колки (определение победителя).
В) Интересные факты про букву "Ё"
Сообщения учеников:
В Ульяновске стоит памятник букве Ё.
День рождения буквы "Ё"– 18 ноября (по старому стилю) 1783 г.
В русском языке около 12500 слов с Ё. Из них около 150 на Ё начинаются и около 300 на Ё
заканчиваются.
Частота встречаемости Ё – 1% от текста. То есть на каждую тысячу знаков текста
приходится в среднем по десять ёшек.
Есть в нашем языке слова с двумя и даже тремя буквами Ё: «трёхзвёздный»,
«четырёхведёрный», «Бёрёлёх» (река в Якутии), «Бёрёгёш» и «Кёгёлён» (мужские имена на
Алтае).
Российские программисты создали ётатор – компьютерную программу, которая
автоматически расставляет литеру с точечками в тексте. А художники придумали ёпирайт –
значок для маркировки ёфицированных изданий. (слайд № 33)
В России существует официальный Союз ёфикаторов России, который занимается борьбой
за права «обесточенных» слов. Благодаря их кипучей деятельности по осаждению Госдумы,
теперь все думские документы (в том числе законы) полностью «ёфицированы». Ё – с
подачи председателя Союза Виктора Чумакова – появилась в газетах «Версия», «Слово»,
«Гудок», «Аргументах и фактах» и др., в телевизионных титрах и в книгах. Внимание, на
экран.
Видеосюжет о музее буквы «Ё» (Слайд 34).
Сообщение ученика:
Городские гибридные авто, которые разработало СП группы «Онэксим» Михаила Прохорова
и компании «Яровит моторс», будут продаваться под брендом «ё». Разработчики хотят,
«чтобы автомобили называли ёмобилем».
Имя бренда в рекламных акциях будет обыгрываться словам «молодёжный», «надёжный».
Саму машину в компании просят называть «ёмобиль». Буква «Ё» была выбрана по причине
ее уникальности среди других языков. Только в русской кириллице есть буква Ё. (слайд №
35)
Г) Стихи про букву Ё
Учитель: Наши ребята подготовили стихи о букве «Ё»:
Д) Сочинения
Накануне нашего мероприятия ребята приняли участие в конкурсе сочинений. Хочется
отметить победителей (награждение) и выдать сертификаты участников нашего
интересного урока. (слайды № 37 – 41)
Е) Выставка рисунков (слайды № 44 – 45)
V. Итог мероприятия Учитель: Подошло к концу наше расследование. Загадка буквы «Ё» нами разгадана. В
заключении хочу отметить, в других славянских кириллицах буква «ё» не используется. В
украинской и болгарской письменности для обозначения соответствующих звуков пишут ьо
после согласных и йо в других случаях. В сербской письменности (и построенной на её базе
македонской) вообще нет особых букв для гласных йотированных и (или) смягчающих
предыдущую согласную, так как для различия слогов с мягкой и твёрдой согласной там
применяются не разные гласные буквы, а разные согласные, а йот всегда пишется отдельной
буквой. В старо и церковнославянской азбуке аналогичной «ё» буквы нет по причине
отсутствия соответствующих сочетаний звуков; русское «ёканье» является
распространённой ошибкой при чтении церковнославянского текста.
Спасибо всем за работу и внимание! Желаю новых удачных исторических расследований в
области русского языка!
Методическая разработка по русскому языку ( 5класс )
Методическая разработка по русскому языку ( 5класс )
Методическая разработка по русскому языку ( 5класс )
Методическая разработка по русскому языку ( 5класс )
Методическая разработка по русскому языку ( 5класс )
Методическая разработка по русскому языку ( 5класс )
Методическая разработка по русскому языку ( 5класс )
Методическая разработка по русскому языку ( 5класс )
Методическая разработка по русскому языку ( 5класс )
Методическая разработка по русскому языку ( 5класс )
Методическая разработка по русскому языку ( 5класс )
Методическая разработка по русскому языку ( 5класс )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.