Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"
Оценка 4.6

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
физическая культура +1
Все классы
10.04.2019
Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"
Методическая разработка занятия по шахматам по теме "Двойное нападение" разработана для педагогов дополнительного образования и учителей шахмат в школе. На занятии используются загадки, игра "Шифровка", дидактические игры, пальчиковая гимнастика, работа в паре. Занятие проводится в игровой форме. Учащиеся познакомятся с понятиями двойного и сквозного ударов. Любой начинающий педагог сможет провести занятие по замечательной разработке.
Занятие ДВОЙНОЙ УДАР».docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА «ДЕТСКО­ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВОСХОЖДЕНИЕ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ЗАНЯТИЯ ПО ШАХМАТАМ ТЕМА: «ДВОЙНОЕ НАПАДЕНИЕ» Дата проведения: 01 декабря 2018 года              Продолжительность: 90 минут             Возраст обучающихся: 09­11 лет            Педагог: Калашникова Е.Н. г.ХАБАРОВСК – 2018г. Методическая разработка занятия по шахматам Автор: Калашникова Екатерина Николаевна,  педагог дополнительного образования МАУДО ДЮЦ «Восхождение» г.Хабаровск Тема: «ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Обучение шахматной игре должно быть                                                воспитанием способности самостоятельно мыслить». Эммануил Ласкер.                                  Методическая разработка занятия по шахматам ориентирована, прежде   всего,   на   педагогов   дополнительного   образования.   На   основе   данной разработки   любой   педагог,   даже   не   имеющий   опыта   преподавания   шахмат, сможет организовать проведение урока по теме «Двойное нападение». Яркое, доступное изложение материала, иллюстрации дают возможность использовать эту  разработку  не  только в организациях дополнительного  образования  но и школе.                 Культурное значение  шахмат – игры, история которой насчитывает более   пятнадцати   столетий,   нисколько   не   уменьшилось   в   нашу компьютеризованную   эпоху   с   её  чрезвычайно   быстрым   ритмом   жизни   и мгновений доступностью практически любой информации в режиме реального времени   –   лишь   только   выбери   нужный   сайт   в   интернете.   Наоборот, возможности шахмат  для тренировки мышления и воспитания подрастающего поколения   стали   особенно   цениться   именно   сейчас,   когда   часто   возникает необходимость   быстро   принимать   сложные,   но   в   то   же   время   взвешенные, продуманные решения. Настоящая  разработка поможет  не  только научить  шахматной игре младших школьников, но главным образом, в процессе обучения использовать игру для развития познавательных способностей. Увлекательный игровой формат обучения и его непременная соревновательная будет способствовать устойчивому интересу учащихся к шахматам как спорту, творчеству, источнику новых знаний как во время теоретических занятий, так и в момент практической игры между собой. Актуальность   данной   методической   разработки   связана   с   разнообразных   средств   и   методов, использованием   нетрадиционных, позволяющих   насытить   образовательный   процесс   положительными   эмоциями, увеличить умственную активность детей, способствующую интеллектуальному и эмоциональному развитию ребёнка. Основу занятия составляют простые шахматные задания, но вместе с тем разнообразные   дидактические   игры   –   упражнения,   от   простого   к   сложному. Обучение   шахматной   грамоте   с   использованием   игровой   методики   является ведущей идеей всего процесса обучения шахматам  учащихся начальной школы. Все мы прекрасно знаем, как “ШАХМАТЫ” помогают развитию личности и его интеллекта!   Привлечь   интерес   юного   поколения   к   древнейшей   игре   ­   Наш долг! Я   надеюсь,   что   дети   и   педагоги   обязательно   оценят   "шахматную шифровку!"   Шифровка   предназначена   для   развития   мышления,   творческого восприятия,       а   также   овладения     шахматной     нотацией.   В   интересной   и увлекательной форме, ребенок знакомится с чудесным шахматным миром и его героями.   С   помощью   «Шахматной   шифровки»   ребенок   быстрее   научится ориентироваться в пространстве, анализировать. "Шифровка" как нельзя лучше подходят   для   этой   цели   –   она   быстро   увлекает   детей   и   задействует   его творческое   мышление,   помогают   показывать   свои   способности,   улучшают концентрацию   ,   внимание   и   тягу   к   полезному   времяпрепровождению.   Кроме того,  сам   процесс   отгадывания   слов   помогает   развивать   письмо  –  что   очень важно для детей 6­8 лет. На   занятиях   с   детьми   начальной   подготовки   применяю   физкультминутки, гимнастику   для   глаз,   пальчиковую   гимнастику.   Инновационное   направление ­пальчиковая   гимнастика   –   делает   процесс   обучения   интересным   и современным.   Пальчиковая   гимнастика   включает   в   себя   упражнения, превращающие   учебный   процесс   в   увлекательную   игру,   которая   не   только обогащает внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает речь, координацию и     фантазию малыша, побуждает творческую активность. Прелесть пальчиковых игр еще и в том,   что   они   мгновенно   переключают   внимание   детей   с   одного   вида деятельности на другой и успокаивают.  Разгадывать загадки – очень увлекательное занятие. Я поощряю у детей интерес к загадкам! Ведь они учат думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют   словарный   запас,   прививают   любовь   к   родному   языку,   к окружающему миру. Загадки прекрасно развивают мышление, логику, память. И делают это непринужденно, в игровой форме. Ведь искать разгадку так весело и интересно! Шахматные загадки — это своеобразный тест на усвоение знаний в игровой форме.   Когда ребенок еще не полностью усвоил принципы игры, шахматные загадки, применяют   для   закрепления   знаний   в   процессе обучения   шахматам.   Если ребенок не может отгадать шахматную загадку, значит, нужно еще раз повторить пройденный   материал   и   загадать   загадки   снова.   При   правильном   ответе обязательно хвалю и поощряю ребенка. В обучении   детей   шахматам загадка,   задачи,   дидактические   игры   являются первой ступенью в развитии комбинационного зрения и анализа, которые крайне необходимы для поиска ошибок соперника и определения решений в типичных позициях.  Методическая разработка предназначена для учащихся начальной подготовки первого года обучения и позволяет выработать надежные и устойчивые умения решать базовые шахматные задачи и   краткого повторения в игровой форме теоретического   материала.   В   зависимости   от   уровня   усвоения   изученного материала,  я даю ученикам дидактические задания и игры практической части урока   по   уровню   сложности,   используя   как   самостоятельную   работу,   так   и работу   в   парах   игровую   практику:   защитник,   выигрыш   фигуры,   быстрая дорога,один в поле воин, кратчайший путь, лабиринт, захват контрольного поля, ограничение подвижности и другие. Для  более подготовленных учащихся предусмотрены задания(мозговой штурм) в виде самостоятельной  игровой практики по уровню сложности от кроссворда до знакомства с  головоломкой, задачи на мат в 1­2 хода, в остальных случаях разбор     заданий,     происходит   при   моей   помощи   (наводящих   вопросов   и подсказок   для создания ситуаций   успеха   и   радости от самостоятельного преодоления трудностей). Игровая форма разбора заданий, разговаривать в процессе обсуждения заданий, соревновательный   азарт   и   значительная   доля   самостоятельности   на   уроке, ответственность за правильность представления материала ­ все это вызывает развитие   высокой   мотивации   учащихся,   интерес   и   желание   заниматься шахматами.   Презентация   сопровождает работу педагога и   позволяет в игровой форме   помогает   провести   занятие   в систематизировать   знания   учащихся, увлекательной   форме   и   доброжелательной   атмосфере.   Тем   самым   сделать серьезное   занятие   для   ребенка   занимательным.   Предложенный   материал позволит в полном объеме отработать тактические приёмы двойного нападения и сформировать базу для серьезной  игры в шахматы. Вывод: Таким образом, через игровую деятельность учащиеся овладевают знаниями по теме: «Тактические приёмы», получают основы шахматной игры, формируются навыки, приемы, умения, вызванные заинтересованностью детей не   только   и   не   столько   в   конечном   результате,   сколько   в   самом   процессе обучения­творения.   Используемое   педагогом   органическое   единство   как стандартных, традиционных, так и новаторских, креативных элементов в работе формирует творческий потенциал ребенка,  обучает, воспитывает и побуждает его к умственной деятельности. Тип урока: урок усвоения новых знаний.  Участники:  учащиеся     начальной подготовки первого года обучения МАУДО ДЮЦ «Восхождение» г.Хабаровска Возраст обучающихся: 6­8 лет  ЦЕЛЬ: обучение  детей  тактическому приёму – сквозной удар, совершенствование навыков игры в шахматы.   ЗАДАЧИ: Предметные–осваивать тактические приёмы, применение этих приёмов во время шахматной партии. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций.  Метапредметные ­ развивать внимание, память, наглядно­образное и логическое мышление, умение осмысливать свои действия.  Личностные   ­  воспитывать   у   учащихся   усидчивость,   самостоятельность, уверенность в своих силах, умение работать в парах и в коллективе. Универсальные учебные действия: Познавательные:уметь   анализировать   шахматные   термины,   знать   название шахматных фигур, правила хода и взятие конем, уметь проводить элементарные комбинации   конем,   умение   планировать   нападение   конем   на   фигуры противника, организовать защиту, умение ориентироваться на шахматной доске. Регулятивные:  уметь определять и формулировать цель деятельности; уметь высказывать   своё   предположение   на   основе   примерных   игровых   шахматных ситуаций ;находить ответы, на вопросы, используя информацию, полученную от учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать   решение   шахматных   задач   с   помощью     простейших   моделей (рисунков презентации). Коммуникативные: уметь ориентироваться на позицию собеседника в общении и при игре в шахматы; уметь планировать учебное сотрудничество, разрешать конфликтные ситуации; уметь с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.              МЕТОДЫ И показ,   демонстрация,   беседа,   объяснение   с   использованием ПРИЕМЫ: компьютерной технологий, самостоятельная работа, работа в парах, игровая практика. НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: демонстрационные шахматные  фигуры;  шахматные фигуры; призы за правильные ответы; экран,  проектор,  компьютер, шахматы, карточки­диаграммы, игрушка собачка Филя, презентация. Ход занятия Ι .Организационный этап. Мотивация  учебной  деятельности  учащихся  Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, настроить детей на активную работу на уроке.  II.Актуализация  знаний. Погружение в тему занятия.  Выяснение целей,  ожиданий. Цель:  способность  определять и  формулировать  цель деятельности  с Здравствуйте, дети. Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок! Так что время не теряем. И работать начинаем. Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать. Тренировка слуховой памяти. У   Вас   на   столах   цветные   прямоугольные   полоски. Внимательно слушайте задание. Задание:  Возьмите   цветные   полоски   и   расположите большие полоски так, чтобы маленькая полоска была между   синей   и   красной,   а   красная   была   рядом   с жёлтой. ­Проверьте работу своего соседа по столу. ­А теперь сверьте ваши работы с ответом на  экране.  Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Шахматы – игра для тех,  Кто жаждет чуда и утех Для тех, кто юн, для тех, кто сед. Игра полезная для всех. ­ О какой игре идет речь в стихотворении? (шахматы) Я знаю, что когда вы начинали  учиться играть в шахматы, все поддерживали вас в семье и говорили. Что вы молодцы! Шахматы развивают логику, ум, память. Вы действительно научились играть в шахматы и много секретов шахматной игры узнали. Вы научились ходить помощью учителя,  игрушки,  прогнозировать  тему урока. фигурами, ставить мат королю. ­Какие виды преимущества вы знаете? Ответ детей. ­Что такое материальное преимущество? Ответ детей. ­Что такое позиционное преимущество? Ответ детей. Звенит колокольчик. Появляется игрушка «Собачка Филя».  Здравствуйте, ребята! Я играл со Степашей и проиграл партию, а разобрать сам и найти свои ошибки не могу. Помогите, ребята!  Разбор партии Фили и Степаши  ­ учащиеся высказывают своё мнение по игре. Центральный дебют    Б          Ч                           Б               Ч 1.e4        е5                           5. Cc4?   Ке5                      2.d4       exd4                       6. Св3?! Св4+  3.Фxd4  Кс6                        7. с3        Сс5                               4.Фе3?   Кf6                  8. Фхс5? Кd3+ вилка  и    ­ Степашка выиграл ферзя, а потом и партию.               ­ Какой ты молодец, что пришёл к нам и стал работать над собственными партиями! Чемпион мира Эммануил Ласкер говорил: "Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить". Я рада, что вам это удаётся. Самый главный путь развития шахматиста ­ анализ собственных партий, поиск ошибок в игре. Тогда в каждой партии вы будете играть всё лучше и лучше. . Включение в  ΙΙΙ учебную  деятельность.  Формулирование  темы урока и  постановка целей. Цель: создание  проблемной  ситуации.  Домашнее задание ­ сдать карточки на проверку. Проверяем Д/З ­ учащиеся объясняют решение задач на тему "Двойной удар" и называют тактические приёмы. Ответы: 1. Фе8   двойной удар 2. Фh8   связка 3.Фв2    двойной удар 4.Ле8     двойной удар 5.Крd4   двойной удар 6.е4        вилка             Филя, тебе нравится у нас на занятии? Да! А, что вы на занятии будете изучать? ­Сейчас мы это узнаем. Дети у вас на столах лежат листочки с заданием "Шифровка". С помощью ключа вы должны расшифровать слова с названием темы которую мы сегодня будем изучать. Дети работают самостоятельно. Филя проверяет и помогает детям разобраться в шифровке. Один учащийся у доски. 1 2. 3. В У К C4 H7 Р П А2 Е3 К С A5 H2 У Д В6 G3 E6 Ё М И D6 А7 G5 В О З C4 F1 А Р F8 G5 Н О В1 Й Ё Р З С Н И П Д О М Й А ­Что получилось? Приём ­ сквозной удар. ­Кто может назвать тему нашего занятия? Сегодня мы будем изучать тактический  приём.  ­ Так чему мы будем сегодня учиться на занятии?  Сегодня мы будем изучать тактический  приём "Сквозной удар". IV. Объяснение нового материала. Мотивация к деятельности. Постановка задачи и определение темы занятия. Цель: формулировать и аргументировать выбор своего мнения и позиции. ­Какие цели стоят перед нами? Узнать, какие фигуры делают и как делать сквозной удар, научиться приемам нападения   линейными   фигурами   на   две   фигуры.   Что называется двойным ударом? Ответы детей. Сквозной   удар   ­   это   разновидность   двойного   удара. Можно   сказать   двойной   удар,   а   можно   сказать сквозной удар. ­А на какой удар он ещё похож? ответы детей. ­ На связку. Он стоит на одной линии и связка стоит на одной линии. ­ Что такое связка? Ответы детей. ­В   сквозном   ударе   впереди   стоит   более   сильная фигура, а за ней стоит более слабая. Разбор   позиций.   Выясняем   какие   фигуры   делают сквозной удар. Составьте пример сквозного удара. Филя проверяет у детей примеры и исправляет, объясняет индивидуально. Домашнее задание: Придумать пример сквозного удара и нарисовать в тетрадь. Определение. Решение задач Демонстрационная доска. Дети расставляют позицию на своих досках   Позиция 1 Белые: Кр g2, Ла8, а7.   Чёрные: Крf7, Ла1. Найдите сквозной удар. Делают ходы на своей доске.            Б                    Ч 1.Лh8!               Лха7+  король уходит и белые забирают черную ладью. Позиция 2 Белые: Крg2, Сс4.   Чёрные: Кре6, Ла2.  Какой тактический прием на доске? Двойной удар. V.Физкультминутка Позиция 3 Белые: Крg2, Сg8.   Чёрные: Кре6, Ла2.  Какой тактический прием на доске? Сквозной удар. Что такое сквозной удар? Ответы детей. Какие фигуры делают сквозной удар? Если согласны, поднимайте руки  вверх ЕСЛИ Не согласны ставьте руки на пояс 1.Слон и конь лёгкие фигуры. 2.Форма у шахматного поля круглая. 3. На шахматных полях ничего не растёт 4. Шахматы в Россию прибыли на ковре – самолёте?  Если согласны, наклоны влево и вправо ЕСЛИ Не согласны наклоны вперёд 1.Ферзь ходит по диагонали, вертикали, горизонтали 2.Шах– это нападение НА КОРОЛЯ 3.Конь ходит на три клетки вперёд и две в сторону 4.МАТ – это послеобеденный сон Решение задач Позиция 1­5  Найди тактический прием.   VI.  Решение  дидактических  задач и заданий.  Цель: развивать творческое мышление учащихся. Рассматривание шахматных диаграмм и нахождение на них общих  элементов. VII. Динамическая  пауза  Цель: создать благоприятный эмоциональный фон, устранить нервное напряжение и сохранить здоровье детей.  VIII. Закрепление  Цель: установить степень усвоения темы, а именно:  Усвоение понятия сквозной удар, Ответы: 1.Лв2                2.Сf8  3.е1Ф               4.Фа8 5.Св4 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА двойной удар или вилка конём. Первичное закрепление и практическое применение знаний организовано   в форме   игр  «Да – нет», " Сквозной удар", "Вилка",  "Двойной удар", «Путешествие» Основная форма работы – в парах. IX. Итог урока. Рефлексия. Цель:  умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры; Первичное закрепление знаний. Игра «Да – нет»  ­ Могут  ли дальнобойные фигуры делать сквозной удар??   ­ Может ли сделать конь тройную вилку из углового поля поля?   ­ Может ли пешка сделать двойной удар?   ­ Шах ­ это нападение на ферзя?  ­Может ли конь сделать двойной удар?   ­Двойной удар пешкой называют ?                     Дидактическая игра «Вилка» Напади на две фигуры  Дидактическая игра «Двойной удар» Дидактическая игра «Сквозной удар» ИГРА В ПАРАХ ­ «ПУТЕШЕСТВИЕ». оценивать результат учебной деятельности Кто вперёд поменяет своих коней. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ОТ ФИЛИ Придумать пример сквозного удара и нарисовать в тетрадь. Итог урока Рефлексия:  Самым интересным было…   Самым трудно было…   Я узнал, что…   Я научился… Двухсторонняя игра. Вывод:          Данное занятие полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и ориентирован  на   формирование основ умения учиться   и   способности   планировать   свою   деятельность,   осуществлять   её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Занятие  способствовало становлению личностных характеристик : владеть основами умения учиться, организовывать собственную деятельность; доброжелательность, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,   высказывать   своё   мнение.   Считаю,   что   на   данном   занятии   удалось решить   на   необходимом   уровне   поставленные   задачи.   Были   соблюдены   все   проведена санитарно­гигиенические   требования   к   учебному   уроку, динамическая пауза. Занятие прошло в темпе, необходимом для оптимальной организации  активной познавательной деятельности.    Ученики   были готовы к продолжению   работы   на   любом   этапе.   Их   ответы   были       разнообразны,   атмосфера самостоятельны,   достаточно   глубоки.   На   занятии   царила   сотрудничества   и   сотворчества.   Итоги   подведены,   прокомментирована деятельность учеников. Работоспособность детей на протяжении всего занятия была достаточно высокой.  Приложение 1 Тренировка слуховой памяти. Полоски цветные 4штуки: длинные– красная, синяя, жёлтая; короткая ­ зелёная                                    Приложение 2 Задание "ШИФРОВКА"                           1 2. 3. В У К H7 Е3 A5 C4 А2 H2 E6 А7 F1 В6 G5 C4 G3 D6 И Р З С Ё Й ОТВЕТ: 1 2. 3. H7 П Е3 С A5 У C4 Р А2 К H2 Д E6 И А7 В F1 А В6 Ё G5 О C4 Р G3 М D6 З F8 G5 В1 Н А О М П Д F8 Н G5 О В1 Й Приложение 3 НАГРАДЫ ЗА ОТВЕТЫ

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"

Методическая разработка по шахматам "Двойное нападение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2019