Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»
Оценка 4.8

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
окружающий мир +1
Взрослым
04.10.2017
Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»
Это сборник методик для дошкольников по диагностике психологических процессов (мышления, памяти, внимания), а также знаний по предмету " окружающий мир" (темы: транспорт, знания о себе, о стране и пр.). Могут применяться в работе педагогов школ раннего развития учреждений дополнительного образования.
Метод разработка Диагностика.docx
Департамент образования администрации г. Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное учреждение   Дворец детского (юношеского) творчества имени В. П. Чкалова дополнительного образования УТВЕРЖДАЮ Директор ДДТ им. В.П. Чкалова ______________ Н.В. Панова «__» ____________________ Методическая разработка по теме  «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)» Составитель: Беляева Ирина Евгеньевна педагог дополнительного образования, педагог – организатор отдела техники и декоративно­прикладного творчества                                                          г. Нижний Новгород 1 2017 г. 2 Содержание Пояснительная записка …………………………………………................................................3 Методика диагностики экологической воспитанности дошкольников (Н.Б. Вершинина)…4 Методика наблюдения за межличностными отношениями дошкольников………………....8 Диагностика социального интеллекта «Картинки»…………………………………………...9 Диагностика социального интеллекта «Понятливость»……………………………………..10 Диагностика познавательных способностей. Методика «Какие предметы спрятаны в  рисунках?» (Немов Р. С.)………………………………………………………………………11 Диагностика восприятия. Методика «Чего не хватает?» (Немов Р. С.)………………..…...11 Методика диагностики памяти………………………………………………………………...12 Методика диагностики зрительного восприятия…………………………………………….13 Диагностика слухового восприятия…………………………………………………………14 3 Пояснительная записка Общеразвивающая   общеобразовательная   программа   «Шаг   за   шагом»     относится   к программам социально­педагогической направленности и рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста, обучающихся  в Школе Раннего Развития «Затейники» МБУ ДО «ДДТ им. В.П.Чкалова». Цель   программы  ­   адаптация   дошкольников   к   образовательному   процессу, направленная   на  формирование   мотивации   учения,   ориентированной   на   удовлетворение познавательных процессов, радость творчества. Модуль «Окружающий мир» ­ один из трех модулей программы. Цель   модуля   «Окружающий   мир»   ­   развитие   личности   ребенка   старшего дошкольного   возраста,   формирование   его   готовности   к   систематическому   обучению, воспитание внутренней культуры. Задачи модуля «Окружающий мир»: 1. Формировать позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим людям. 2. Формировать   первоначальные   знания   о   прошлом   и   настоящем   нашей   страны,   о народных традициях, творчестве.  3. Воспитывать чувство уважения к национальной культуре, жизни соотечественников. 4. Формировать первоначальные этические и коммуникативные нормы поведения. 5. Воспитать любознательность, творческую активность. Ожидаемый результат 1. Позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим людям. 2. Освоение   первоначальных   знаний   о   прошлом   и   настоящем   нашей   страны,   о народных традициях, творчестве.  3. Проявления чувства уважения к национальной культуре, жизни соотечественников. 4. Освоение первоначальных этических и коммуникативных норм поведения. 5. Устойчивое практическое проявление любознательности, творческой активности. Формы подведения итогов реализации модуля «Окружающий мир». Промежуточная аттестация  обучающихся проводится 2 раза за учебный год (декабрь – зачетное занятие, май – зачетное занятие).  Текущий   контроль  осуществляется   педагогом   на   каждом   занятии,   а   также   на зачетных занятиях по итогам освоения каждого тематического блока. Способы   определения   результативности:  педагогическое   наблюдение,   анализ выполненных детских работ и заданий, зачетная система оценивания результативности.  В данной методической разработке собраны методики диагностики дошкольников, которые: ­ соответствуют цели, задачам и тематическому плану модуля «Окружающий мир» дополнительной общеразвивающей программы «шаг за шагом», ­ проводятся в разнообразных интересных дошкольникам формах, ­ педагог может проводить в группе (по необходимости, индивидуально), ­   позволяют   оценить   не   только   знания,   но   и   познавательные   способности дошкольников, уровень их социализации, комплексную готовность к обучению в школе, ­ не требуют специальных условий проведения, ­   можно   применять   периодически   в   течение   учебного   года   для   своевременной коррекции образовательного процесса, а не только на промежуточной аттестации, ­ имеют четкую систему оценки. 4 5 Методика диагностики экологической воспитанности дошкольников (Н.Б. Вершинина) Источник:  комплексная   диагностика   уровней   освоения   «Программы   воспитания   и обучения   в   детском   саду»   под   редакцией   М.   А.   Васильевой,   В.   В.   Гербовой,   Т.   С. Комаровой:   диагностичес4кий   журнал.   Подготовительная   группа   /   авт.­сост.   Н.   Б. Вершинина. ­ Волгоград : Учитель, 2010. ­ 35 с. Назначение:  оценка экологических знаний, умений и представлений детей дошкольного возраста (подготовительная к школе группа).  Что изучается?  Уровень знаний детей о видах транспорта Дидактическая игра «Транспорт». Материал: предметные картинки с изображением наземного (автобус, грузовая машина, легковая   машина,   мотоцикл,   велосипед);   подземного   (метро);   воздушного   (вертолет, самолет); водного (лодка, катер, пароход) видов транспорта Перед ребенком картинки с различными видами транспорта. Задание: разложи картинки по видам транспорта 3   балла   ­   ребенок   различает, называет и правильно раскладывает картинки по всем видам транспорта без ошибок. 2 балла ­ называет, различает, раскладывает картинки с 2­3 ошибками по видам подземного и воздушного транспорта либо требует дополнительной инструкции. 1   балл   ­   затрудняется   в   назывании   видов   транспорта,   раскладывает   картинки   с   5­6 ошибками   Знания   о   предметах,   облегчающих   труд   людей   на   производстве   и   создающих комфорт в быту 1. Дидактическая игра «Умные машины» либо «Наши помощники». Предметные   картинки:   счеты,   калькулятор,   компьютер,   топор,   пила   электрическая, миксер, тестомешалка, печатная машинка, утюг, робот, различные станки. 2. Беседа по вопросам. Материал: сюжетная картина с изображением уютной комнаты, парка, дворика Перед ребенком предметные картинки. Задание: выбери картинки с предметами, которые облегчают труд людей на производстве и повышают качество и скорость выполнения заданий. 2.   Перед   ребенком   сюжетная   картинка.   Задание:   расскажи   о   предметах,   создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Вопрос: Как ты думаешь, что еще можно добавить, чтобы комната (дворик, парк) стала уютней 3   балла   ­   ребенок   различает   и   называет   предметы,   облегчающие   труд   человека   на производстве, делает обоснованные выводы. Ребенок перечисляет и добавляет предметы, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице.  2   балла   ­   ребенок   называет   предметы,   облегчающие   труд   людей   на   производстве,   но затрудняется   сделать   вывод,   обосновать   выбор   того   или   иного   предмета.   Перечисляет предметы,   создающие   комфорт   в   быту   и   на   улице,   затрудняется   ответить   на дополнительные вопросы. 1 балл ­ ребенок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает ошибки, вывод не делает Осведомленность о себе, родителях Беседа по вопросам Вопросы: ­    Назови свое отчество. ­    Дату своего рождения. 1.   6 ­    Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови его. ­    Назови номер телефона. ­ Как зовут твоих родителей? Назови имя и отчество родителей. ­    Назови улицу, на которой расположен твой детский сад 3 балла ­ ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя.  2 балла ­ ребенок допускает не более 2 ошибок. 1 балл ­ ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы Знания о гербе, флаге, Президенте России Дидактическое упражнение «А знаешь ли ты?». Материал: несколько флагов, гербов. Ребенок рассматривает флаги и выбирает флаг России.  Вопросы: ­   Знаешь ли ты, что означает каждый цвет флага? ­    Найди среди иллюстраций герб России. ­    Как зовут Президента России. 3 балла ­ ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя. 2 балла ­ ребенок допускает ошибки. 1 балл ­ ребенок не имеет представления о гербе, флаге, Президенте России Знания о свойствах и качествах предметов Беседа по вопросам. Материал: предметы из глины, пластмассы, стекла, ткани (кусок глины, дерева, ткани и т. д.) Вопросы: ­ Рассмотри предметы и расскажи о каждом из них, называя материал, из которого он сделан, и о его качествах (твердый, тяжелый или легкий и т. п.) Например, это глиняная игрушка. Сделана она из глины. Поэтому тяжелая. Глина гладкая, пластичная. Для того чтобы что­то слепить, нужно смочить ее водой. Из нее можно делать посуду 3   балла   ­   знает   существенные   характеристики   предметов,   их   свойства   и   качества. Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и персептивных действий. 2   балла   ­   безошибочно   называет   материалы,   из   которых   сделаны   предметы,   но   дает неполную характеристику свойствам и качествам материалов. 1   балл   ­   называет   материал,   но   не   рассказывает   ничего   о   связях   между   свойствами   и качествами предметов Знания о дорожных знаках и их назначении 1. Дидактическое упражнение «Разложи по группам». Материал: запрещающие знаки (въезд   запрещен,   движение   на   велосипеде   запрещено,   движение   пешеходов   запрещено); предупреждающие   знаки   (дети,   пешеходный   переход,   дорожные   работы);   указательные знаки   (место   стоянки   автобуса,   пешеходный   переход,   велосипедная   дорожка);   знаки сервиса (телефон, пункт первой медицинской помощи, автозаправочная станция. 2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ о дорожном знаке». Материал: запрещающие и разрешающие знаки 1. Задание:   рассмотри   знаки   и   разложи   их   по   группам:   1­я   группа   ­   запрещающие знаки; 2­я группа ­ предупреждающие знаки; 3­я группа ­ указательные знаки; 4­я группа ­ знаки сервиса. 7 2. Задание:   рассмотри   знаки   и   составь   о   них   короткий   рассказ   (цвет,   форма, назначение) 3   балла   ­   ребенок   различает   запрещающие,   предупреждающие   знаки.   Знает   значение указательных знаков. Проявляет выраженный интерес к правилам дорожного движения. 2   балла   ­   ребенок   хорошо   различает   запрещающие   знаки.   Ошибается   в   обозначении предупреждающих и указательных знаков. 1   балл   ­   ребенок   допускает   большое   количество   ошибок   при   назывании   знаков.   Не классифицирует знаки на запрещающие, предупреждающие и указательные. Не проявляет интереса к правилам дорожного движения Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре 1. Дидактическая игра «Одень куклу». Атрибуты: плоскостные куклы (мальчик и девочка). Плоскостное изображение различных видов национального костюма и современной одежды (рубаха, кофта, сарафан, кокошник, платок,   передник,   рубашка­косоворотка,   шаровары,   кушак,   кафтан,   лапти,   сапоги; некоторые виды современной одежды). 2. Дидактическое упражнение «Вспомни знакомые потешки, сказки, пословицы». Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, загадкам, песням, потешкам. 3. Дидактическое упражнение «Знаешь ли ты русские обычаи?». Материал:   картинки   с   изображением   народных   праздников   и   предметов,   их символизирующих   (Новый   год,   Рождество   (Коляда   и   Святки),   Масленица,   Пасха,   день Ивана Купалы, Осенины). Расписные яйца, маски, предметы народных промыслов, прялки, веретено 1. Задание: Одень куклу в народный костюм. Вопросы: ­   Почему ты выбрал эту одежду? ­   Как называется эта рубашка? ­ Почему эта рубашка называется косоворотка? ­   Кто носит такую рубашку? (Сарафан, кокошник, передник, кафтан, лапти и т. д.) ­    Чем украшена одежда? ­    Почему ты не надел другую одежду? (Это современная одежда.) 2. Задание. Вопросы: ­ Какие русские народные сказки ты знаешь? ­ Расскажи потешки, которые ты знаешь. ­   Загадай загадку к этой отгадке. ­ Какие русские народные пословицы (поговорки) ты знаешь?(Предложить раскрыть смысл названных поговорок.) 3. Задание: вспомни народные праздники и расскажи о них.  Примерные вопросы: На какой праздник пекут блины? В какое время года празднуют Масленицу? Зачем сжигают чучело? Почему пекут блины на Масленицу? 3 балла ­ ребенок называет все виды национального костюма, дает их описание. Называет сказки,   песенки,   потешки,   загадки   по   опорным   картинкам,   дает   правильное   название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды, называет предметы русского быта. 2   балла   ­   ребенок   затрудняется   назвать   некоторые   виды   национального   костюма,   но называет народность и принадлежность костюма. Знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого. 8 Называет   не   более   3   народных   праздников,   раскрывает   их   суть   при   помощи дополнительных вопросов взрослого. 1   балл   ­   ребенок   самостоятельно   называет   не   более   2   видов   национального   костюма. Путает   или   затрудняется   назвать   праздники,   не   может   раскрыть   их   суть,   называет предметы   народного   быта   только   при   помощи   взрослого.   Самостоятельно   вспоминает только сказки, а песенки, потешки и загадки вспомнить затрудняется. Затрудняется и в объяснении пословиц Знания о родном крае, о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде   взрослых,   их   деловых   и   личностных   качествах;   о   героях   космоса;   школе, библиотеке 1. Дидактическое упражнение «Первоклассник». Материал: картинки с изображением игрушек, учебных принадлежностей, ранца. 2. Дидактическое упражнение «Библиотека». Материал: иллюстрация с изображением библиотеки. 3. Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?». Материал: фотографии городских достопримечательностей, герб города 4.   Дидактическое   упражнение   «Космонавтика».Материал:иллюстрации   с   изображением ракеты, космонавта в скафандре, портреты Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой  5. Дидактическое упражнение «Земля ­ наш общий дом». Материал: глобус 1. Задание: рассмотри картинки и собери портфель   для   школы,   называя   при   этом школьные принадлежности. Объясни, для чего они нужны. 2. Задание: Посмотри на иллюстрацию и ответь на вопросы: ­   Как называют человека, работающего в биб¬лиотеке? ­Что ты можешь рассказать о библиотеке? 3.Задания: ­   Назови город, в котором ты живешь, какой у него герб? ­     Покажи фотографию въезда в наш город. ­Назови и покажи достопримечательности нашего города. ­   Что ты знаешь о национальностях людей, проживающих в нашем городе? 4. Задание: ­    Рассмотри иллюстрации и ответь на вопросы: ­   Как называются люди данной профессии? ­   Во что одеты космонавты? ­   Назови первого космонавта. ­   Назови первую женщину­космонавта. ­    Какие качества характера должны быть у людей этой профессии? 5.Вопросы и задания: ­   Что такое глобус? ­    Покажи на глобусе знакомые тебе континенты. ­    Назови знакомые тебе расы людей, проживающих на нашей планете. 3 балла — у ребенка сформированы представления о школе, библиотеке, о профессии людей, работающих в них. Ребенок называет город, в котором живет, знает герб города, его достопримечательности, национальности людей, проживающих в городе. Ребенок знает, что такое глобус, называет континенты, некоторые расы, проживающие на Земле. Знаком с профессией космонавта, знает первого космонавта и первую женщину в космосе, называет их экипировку.  9 Холмогорова, 2   балла   —   у   ребенка   имеются   представления   о   школе,   библиотеке.   Затрудняется   в назывании профессий работающих здесь людей. Ребенок называет родной город, его герб, о достопримечательностях города знает немного. Знает, что такое глобус, затрудняется в назывании континентов и рас, знает первого космонавта и их экипировку.  1   балл   —   у   ребенка   имеются   знания   о   школе,   школьных   принадлежностях.   Знания   о библиотеке не сформированы. Знает название родного города, затрудняется назвать его достопримечательности. Знает, что такое глобус, называет первого космонавта, знаний о континентах и расах нет  Оценка уровня экологических знаний и экологической воспитанности: Высокий уровень ­ 20­24 балла, Средний уровень ­ 13­19 баллов, Низкий уровень ­ 8­12 баллов. Методика наблюдения за межличностными отношениями дошкольников Назначение: данный   метод   является   незаменимым   при   первичной   ориентировке   в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Возраст: старшие дошкольники (младшие школьники).  Источник: Смирнова,   В.М.   Межличностные   отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. ­ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. ­ 158 с. (с.11­12) Ход   проведения:  осуществляется   наблюдение   за   коммуникативным   развитием   детей   в группе,   особенностям   межличностных   отношений   между   детьми.   При   наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей: инициативность   ­ отражает   желание   ребенка   привлечь   к   себе   внимание   сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение, чувствительность   к   воздействиям   сверстника   ­ отражает   желание   и   готовность ребенка   воспринять   его   действия   и   откликнуться   на   предложения.   Чувствительность проявляется   в   ответных   на   обращения   сверстника   действиях   ребенка,   в   чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него, преобладающий   эмоциональный   фон   ­ проявляется   в   эмоциональной   окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально­деловой и негативной. На   каждого   испытуемого   заводится   протокол,   в   котором   по   приведенной   ниже   схеме отмечается   наличие   данных   показателей   и   степень   их   выраженности.   Шкалы   оценки параметров и показателей. Критерии оценки параметров: Инициативность: —   отсутствует:   ребенок   не   проявляет   никакой   активности,   играет   в   одиночестве   или пассивно следует за другими ­ 0 баллов. —   слабая:   ребенок   крайне   редко   проявляет   активность   и   предпочитает   следовать   за другими детьми ­ 1 балл. —   средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым ­ 2 балла; —   ребенок   активно   привлекает   окружающих   детей   к   своим   действиям   и   предлагает различные варианты взаимодействия ­ 3 балла. Чувствительность к воздействиям сверстника: —  отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников ­ 0 баллов.   О.Е., 10 —   слабая:   ребенок   лишь   в   редких   случаях   реагирует   на   инициативу   сверстников, предпочитая индивидуальную игру ­ 1 балл. —  средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников ­ 2 балла. —   высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия ­ 3 балла. Преобладающий эмоциональный фон:  негативный ­ 0­1 баллов; нейтрально­деловой ­ 2 балла; позитивный ­ 3 балла. Расчет уровня развития коммуникативных качеств дошкольника: Регистрация   поведения   детей   с   помощью   данного   протокола   позволит   более   точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Сумма баллов за все критерии позволяет оценить уровень развития коммуникативных качеств дошкольников: 0­3   балла   ­   низкий   уровень,   отсутствие   или   слабо   выраженная   инициативность   может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход   к   ним.   Отсутствие   чувствительности   к   воздействиям   сверстника,   своеобразная «коммуникативная   глухота»   говорит   о   неспособности   видеть   и   слышать   другого,   что является   существенной   преградой   в   развитии   межличностных   отношений.   Негативный эмоциональный фон. 4­6   баллов   ­   средний   уровень,   говорит   о   нормальном   уровне   развития   потребности   в общении,   тем   не   менее,   у   детей   возможны   комплексы,   боязнь,   стеснение   общения   со сверстниками. Эмоциональный фон ­ нейтрально­деловой. 7­9 баллов ­ высокий уровень свидетельствует  о высоким уровне потребности детей к общению со сверстниками. Положительный эмоциональный фон. Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон.   В   случае   если   преобладающим   является негативный   фон (ребенок   постоянно раздражается,   кричит,   оскорбляет   сверстников   или   даже   дерется),   ребенок   требует особого   внимания.   Если   же   преобладает положительный   фон или   положительные   и отрицательные   эмоции   по   отношению   к   сверстнику   сбалансированы,   то   это свидетельствует   о   нормальном   эмоциональном   настрое   по   отношению   к   сверстнику. Наблюдая, необходимо не только фиксировать поведение детей по указанным параметрам, но   и   замечать   и   описывать живую   картину   детского   взаимодействия. Конкретные высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания к сверстнику могут дать незаменимые реальные факты детской жизни, которые нельзя получить никакими другими методами. Диагностика социального интеллекта «Картинки» Назначение: диагностика   коммуникативного   развития   дошкольников   (младших школьников), изучение межличностных отношений дошкольников (младших школьников), диагностика ориентации ребенка в социальной действительности, диагностика социального интеллекта. Возраст: старшие дошкольники (младшие школьники). Источник: Смирнова,   Межличностные   отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. ­ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. ­ 158 с. (с.17­21). Общей   особенностью   методики   является   то,   что   ребенку   предъявляют   определенную проблемную   ситуацию.   В   отличие   от   метода   проблемных   ситуаций,   здесь   ребенок сталкивается не с реальным конфликтом, а с проблемной ситуацией, представленной в проективной форме.   Холмогорова,   О.Е.,   В.М. 11 Это может быть изображение какого­либо знакомого и понятного сюжета на картинках, в рассказах, незаконченных историях и пр. Во всех этих случаях ребенок должен предложить свой   вариант   решения   социальной   проблемы.   Способность   решать   социальные   задачи нашла   свое   отражение   в   термине «социальный   интеллект» (или «социальные когниции»). Решение   такого   рода   задач   предполагает   не   только   интеллектуальные способности, но и постановку себя на место других персонажей и проекцию собственного возможного поведения в предложенные обстоятельства.Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. предлагают использовать две методики: вопросы, заимствованные из теста Д. Векслера (субтест «Понятливость») и проективная методика «Картинки». Ход работы по методике «Картинки». Здесь детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду изображающие следующие ситуации: 1. 2. 3. 4. Вложения: Группа детей не принимает своего сверстника в игру. Девочка сломала у другой девочки ее куклу. Мальчик взял без спроса игрушку девочки. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей. Файл Размер файла: Скачивания Стимульный материал 468 Кб 2003 Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный,   страдающий   персонаж.   Ребенок   должен   понять   изображенный   на   картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.   Таким   образом,   в   данной   методике   ребенок   должен   решить   определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества. Оценка результатов: Степень   решения   проблемы   измеряется   по   трехбалльной   шкале   в   соответствии   с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера:  0баллов ­ отсутствие ответа;  1  балл ­ обращение за помощью к кому­либо;  2  балла ­ самостоятельное и конструктивное решение проблемы. Помимо   уровня   развития   социального   интеллекта,   методика   «Картинки»   может   дать богатый   материал   для   анализа   качественного   отношения   ребенка   к   сверстнику.   Этот материал   может   быть   получен   из   анализа   содержания   ответов   детей   при   решении конфликтных   ситуаций.   Решая   конфликтную   ситуацию,   обычно   дети   дают   следующие варианты ответов:  1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме)  2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).  3.   Вербальное   решение   (объясню,   что   так   плохо,   что   так   нельзя   делать;   попрошу   его извиниться). 4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).  В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют   продуктивное   или   вербальное   решение,   можно   говорить   о   благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику. Диагностика социального интеллекта «Понятливость» 12 О.Е.,   Холмогорова,   В.М. Назначение: диагностика   коммуникативного   развития   дошкольников   (младших школьников), изучение межличностных отношений дошкольников (младших школьников), диагностика ориентации ребенка в социальной действительности, диагностика социального интеллекта.  Возраст: старшие дошкольники (младшие школьники). Источник: Смирнова,   Межличностные   отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. ­ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. ­ 158 с. (с.17­21). Общей   особенностью   методики   является   то,   что   ребенку   предъявляют   определенную проблемную   ситуацию.   В   отличие   от   метода   проблемных   ситуаций,   здесь   ребенок сталкивается не с реальным конфликтом, а с проблемной ситуацией, представленной в проективной форме. Это может быть изображение какого­либо знакомого и понятного сюжета на картинках, в рассказах, незаконченных историях и пр. Во всех этих случаях ребенок должен предложить свой вариант решения оциальной проблемы. Способность решать социальные задачи нашла   в   термине «социальный   интеллект» (или «социальные свое когниции»). Решение   такого   рода   задач   предполагает   не   только   интеллектуальные способности, но и постановку себя на место других персонажей и проекцию собственного возможного поведения в предложенные обстоятельства. Смирнова,   О.Е.,   Холмогорова,   В.М.   предлагают   использовать   две   методики:   вопросы, заимствованные из теста Д. Векслера (субтест «Понятливость») и проективная методика «Картинки». Ход методики «Понятливость». Для   беседы   можно   выбрать   шесть   наиболее   понятных   детям   и   соответствующих современным условиям вопросов из теста Д. Векслера для измерения общего интеллекта (субтест «Понятливость»): 1. 2. 3. 4. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец? Что ты будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дали поиграть? Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба там не оказалось? Что ты будешь делать, если маленький мальчик (девочка), меньше тебя ростом,   отражение стал(а) бы с тобой драться? 5. Что   бы   ты   сделал,   если   бы   увидел   поезд,   приближающийся   к   поврежденным рельсам? Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей? 6.  Оценка результатов: Степень решения проблемы измеряется по трехбалльной шкале в соответствии с  критериями, используемыми в тесте Д. Векслера: 0  баллов ­ отсутствие ответа; 1  балл ­ обращение за помощью к кому­либо; 2  балла ­ самостоятельное и конструктивное решение проблемы. Диагностика познавательных способностей.  Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.) Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с. Цель: диагностика познавательных способностей дошкольников. Ребенку   представляется   несколько   рисунков,   в   которых   как   бы   спрятаны   предметы, которые хорони ему известны. 13 Время выполнения задания ограничено 1 минутой. Последовательно представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только поел того, как он нашел все предметы на предыдущей Оценка результатов: 10 баллов   — названы 14 предметов, время —20 сек.; 8—9 баллов — названы все предметы за 21—30 сек.; 6—7 баллов — названы все предметы за 31—40 сек.; 4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за 41—50 сек.; 2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51—|60 сек.; 0—1 балл     — за время большее 60 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов. Оценка уровня развития ребенка: 10 баллов — очень высокий уровень; 8—9 баллов — высокий; 4—7 баллов — средний; 2—3 балла — низкий; 0—1 балл — очень низкий. Диагностика восприятия. Методика «Чего не хватает?» (Немов Р. С.) Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с. Цель: диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста.  Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего­то очень важного. Инструкция: "На каждой из картинок не хватает какой­то важной   детали,   посмотри   внимательно   и назови отсутствующую деталь". Проводящий психодиагностику   с   помощью   секундомера или   секундной   стрелки   часов   фиксирует время,   затрачиваемое   на   выполнение   всего задания. Оценка результатов: 10   баллов     —   ребенок   назвал   все   7 недостающих   предметов   менее,   чем   за   25 секунд; 8—9   баллов   —   время   поиска   всех недостающих   предметов   заняло   26—30 секунд; 6—7   баллов   —   время   поиска   всех недостающих   предметов   заняло   31—35 секунд; 4—5   баллов   —   время   поиска   всех недостающих   предметов   составило   36—40   секунд; 2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 секунд; 0—1 балл     — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд. 14 Методика диагностики памяти Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с. Цель: диагностика слуховой и зрительной памяти детей дошкольного возраста.   1. Слуховая память. Методика «10 слов». Ребенку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука,   калитка,   окно,   бак.   Воспроизведение   5—6   слов   после   первого   прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти. 2. Зрительная память. Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей   дошкольного  возраста.   Ребенку  предлагается   4  рисунка.  За   каждую  из  картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд. Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.   Результаты диагностики: А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл, правильно расположенные флажки — 1 балл, правильный угол пересечения линий — 1 балл. Максимальная оценка этого задания — 3 балла. Б)Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл, четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл, два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл, четыре точки в квадратах — 1 балл, точность в пропорциях — 1 балл. Максимальная оценка — 5 баллов. Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл, центр и левая или   правая   сторона   воспроизведены   правильно   —   1   балл,   фигура   правильная,   за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, — 1 балл, фигура правильно воспроизведена — 3 балла. Максимальная оценка — 3 балла. В)   Большой   прямоугольник   с   маленьким   в   нем   1   балл,   все   вершины   внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл, маленькие прямоугольники точно размещены большом — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат — 14 баллов. 3. Диагностика   памяти   детей   5—6   лет   помощью   методики   опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев). Нужно   подобрать   10—15   слов,   которые   будут   предложены   для   запоминания   детям,   а также   набор   карточек   с   картинками   (20—30).   Картинки   не   должны   быть   прямой иллюстрацией   к   запоминаемым   словам.   Слова   для   запоминания:   обед   сад   дорога   поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь.  Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках: хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш,   самолет,   стол,   кровать,   сани,   лампа,   корова,   кошка,   грабли,   гнездо,   ножик, дерево,   земляника,   рубашка,   автомобиль,   телега,   луна,   диван,   здание   школы,   чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь. Для   дошкольников   слова   и   картинки   должны   быть   более   конкретными,   для   младших школьников — более отвлеченными. Инструкция:  «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать   соответствующую   карточку   с   рисунком,   которая   тебе   поможет   вспомнить названное мною слово». Первым произносится слово, например, молоко. Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д. На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор. Затем следует занять ребенка на 15 минут какой­нибудь другой игрой. 15 По   истечении   этого   времени   ребенку   демонстрируются   картинки,   которые   были выбраны   им   для опосредованного запоминания. Количество   правильно   названных   слов   может   свидетельствовать   о   развитии   у   ребенка логических связей в процессе запоминания. 4. «Образная память». Данная   методика   предназначена   для   изучения   образной   памяти.   Сущность   методики заключается   в   том,   что   испытуемому   предлагается   в   течение   30   секунд   запомнить   12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.   Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, — нарисовать или выразить словесно те   образы,   вторые   он   запомнил.   Оценка   результатов   тестирования   проводится   по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма 10 — 6 правильных ответов и больше. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе. Методика диагностики зрительного восприятия Источник:  Тихомирова   Л.   Ф.   Развитие   познавательных   способностей   детей. Популярное   пособие   для   родителей   и   педагогов.   —   Ярославль:   Академия развития, 1996. — 192 с. Цель: развитие познавательных способностей дошкольников. Зрительное   восприятие   детей   определяет   скорость   запоминания   и   адекватное воспроизведение считываемого с доски материала, а также с учебника и других пособий.   От   уровня   зрительного   восприятия   детей   зависят   методы   работы учителя:   количество   и   характер   наглядных   пособий,   правильный   их   подбор, время и место их применения на уроке. Поэтому важно определить и развивать уровень зрительного восприятия дошкольника. Задание. Ребенку показываются таблички с изображением предметов. Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?».  Фигуры представлены по степени сложности. Оценка результатов: Задание считается выполненным, оценивается знаком плюс (+), если ребенок  правильно нашел и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или  допустил 1—2 ошибки. Задание считается выполненным, оценивается знаком плюс (+), если ребенок  допустил 3—4 ошибки (2­й уровень). Задание считается невыполненным, оценивается знаком минус (—), если ребенок  допустил 5 ошибок и более (3­й уровень). Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти  только круг, только треугольник. Диагностика слухового восприятия Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с. Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала. Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребенка рассказать, как он понял прочитанный текст.  Задание: Ребенку   диктуется   предложение:   «Сережа   встал,   умылся,   позавтракал,   взял портфель, пошел в школу». 16 После этого ребенка спрашивают о порядке действия Сережи. Оценка результатов: Безошибочные ответы оцениваются знаком (+) плюс — 1 уровень. Если ребенок сделал 1—3 ошибки, ответ оценивается также знаком (+) плюс, но это 2­ой уровень выполнения задания. Более трех ошибок — тест считается невыполненным и оценивается знаком (—) минус — 3­й уровень. 17

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»

Методическая разработка по теме «Диагностический материал в общеразвивающей общеобразовательной программе «Шаг за шагом» (модуль «Окружающий мир»)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.